Внутригосударственная защита прав человека и гражданина

Курсовая работа

К внутригосударственным мерам обеспечения обязательств по правам человека в первую очередь относятся закрепленные в Конституции РФ и Законах РФ основные права и свободы человека.

Законодательство государства должно воспринять требования международно-правовой нормы и приспособиться к ней.

«Перевод» требований международно-правовой нормы в требования национального права получил название имплементации норм международного права. Имплементация этих норм в сфере прав человека тесно связана с конституционным урегулированием деятельности государства по обеспечению и реализации данных прав. Именно конституция, прежде всего, определяет основы взаимоотношений личности и государства.

В Конституции РФ нашли отражение многие общепризнанные права и свободы человека, закрепленные международным правом, о чем мы уже говорили выше.

К международно-правовым мерам обеспечения обязательств по правам человека в первую очередь относятся:

  1. международные процедуры — наиболее распространенный способ обеспечения обязательств в сфере прав человека. Он связан с разнообразными мерами и действиями государств. Это, прежде всего: рассмотрение компетентными органами, предусмотренными международными договорами (ООН, Комитет по правам человека, МОТ1), касающихся прав человека, докладов государств о выполнении ими своих обязательств, рассмотрение этими органами жалоб, петиций, обращений отдельных лиц, групп на нарушение их прав; изучение, расследование ситуаций, касающихся нарушения прав человека;
  2. международный контроль — может быть предусмотрен международным договором для проверки того, как государство выполняет взятые на себя обязательства. В случае нарушения этих обязательств государству указывается на такое нарушение, и оно обязано принять меры по их устранению;
  3. международные программы содействия обеспечению прав отдельных категорий физических лиц — могут приниматься в рамках международных организаций и направлены на улучшение положения отдельных категорий граждан.

    Деятельность международных должностных лиц в сфере защиты прав человека (например, Верховный комиссар ООН по правам человека);

  4. международная уголовная ответственность физических лиц за грубые нарушения норм о правах человека — предусмотрена в соответствии с Соглашением между правительствами СССР, США, Великобритании и Франции о судебном преследовании и наказании главных военных преступников, заключенного 8 августа 1945 г. На основе Соглашения утверждался Международный военный трибунал для суда над военными преступниками. Совет безопасности ООН учредил 22 февраля 1993 года Международный военный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения.

Для выполнения внутригосударственных мер — обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами Конституцией России 1993 г. был учрежден институт Уполномоченного по правам человека в РФ, чей статус регулируется Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

4 стр., 1974 слов

Система права социального обеспечения

... так и процедурного характера. Эти институты занимают разное положение в системе права социального обеспечения. Институт пенсионного страхования относится к числу комплексных институтов, поскольку его предмет ... и норм, принадлежность которых к Общей части права социального обеспечения не оспаривается никем, к этому подразделению права социального обеспечения относят иногда и другие институты, в ...

Цель исследования: подробное рассмотрение внутригосударственной защиты прав человека и гражданина.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

  1. дать общее понятие внутригосударственной защиты прав человека и гражданина;
  2. рассмотреть подробнее характеристику государственной защиты прав и свобод граждан Российской Федерации;
  3. раскрыть подробнее состав и порядок деятельности Европейского Суда по правам человека.

Объектом исследования является деятельность государства.

Предмет исследования действующее законодательство, материалы правоприменения, а также научная литература по теме дипломной работы.

Используемые методы в выполнении работы: использовались нормативно-правовые акты, учебная и популярная литература по данному направлению. Полный перечень используемых источников приведён в конце работы.

Работа включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы.

ГЛАВА 1 Понятие внутригосударственной защиты прав человека и гражданина

1.1 История развития внутригосударственной защиты прав человека и гражданина

Права человека одна из нескончаемых проблем человечества. Ее решали на протяжении тысячелетий, рассматривая исходя из убеждений политики, права, этики, религии, философии. Проблема прав человека решалась разнообразно зависимо от эпохи, ее идей, традиций, социальных ценностей.

5 стр., 2058 слов

Патентное право и его защита по российскому законодательству

... иметь простой и эффективный механизм защиты нарушенных прав. 1. Понятие, принципы и источники патентного права [Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/patentnoe-pravo/ Патентное право является вторым правовым институтом, ... экономическое значение. Поэтому можно прогнозировать, что в делах по защите патентных прав будут заинтересованы не только сами патентообладатели, но и юристы. ...

В современных международно-правовых документах отражен конкретный стандарт прав человека, который является результатом долгого процесса формирования эталонов в соответствии с нормами современного демократического общества. На протяжении тысячелетий человек отвоевывал у государства все больше прав для себя, а государство, в свою очередь, все больше признавало в человеке свободную личность. «Всемирная история, — писал Гегель, — это прогресс в сознании свободы, прогресс, как в плане познания объективной истины, так и внешней объективации достигнутых ступеней познания свободы в государственно-правовых формах».

Права человека носят натуральный, прирожденный характер. Никто не может лишить человека его неотчуждаемых прав на жизнь и личную неприкосновенность, свободу мысли, совести и религии, на личную жизни. Одним из главных признаков современных прав человека, основанных на принципах свободы, равноправия, справедливости, считается их универсальный характер.

Развитие человеческой социальности происходило из первобытных обычаев, традиций, ритуалов, морали. Первое упоминание слова «свобода» можно отнести к XXIV в. до н.э., когда правитель Шумера установил «свободу» для своих подданных методом внедрения санкций к бессовестным сборщикам налогов, обладавших властью, и запрета закабаления храмовых слуг первосвященниками. Люди убеждались на практике, что определенные правила нужны и полезны.

Возникновение концепции прав человека можно отнести к V-VI вв. до н.э. в древних греческих полисах, где впервые появились идеи демократии и принципы гражданства. Гражданин сначала наделялся политическими правами: свободой, правом на решение государственных дел, участие в отправлении правосудия. Дальнейшее развитие продемонстрировало, что права человека и господство закона в обществе неразрывно соединены между собой. Это говорит о прозорливости древних мыслителей, которые сумели рассмотреть направление развития государственности по пути свободы и гуманизма.

Римские юристы придумали учение о естественно-правовой справедливости и справедливом праве. Делая упор на источники действующего права, римские юристы в собственной трактовке прав индивидов объяснили образовавшиеся правовые нормы в соответствии с требованиями справедливости и в случае разногласия часто изменяли норму с учетом новых представлений о справедливости и справедливом праве. Данное учение воздействовало на формирование и развитие юридической концепции прав и свобод человека. Такая правозащитная и правообразующая деятельность римских юристов гарантировала связь разных источников права и способствовала сочетанию устойчивости и гибкости в развитии и обновлении юридической конструкции прав индивида как основного субъекта права.

Каждая новая ступень развития общества прибавляла новые свойства правам человека и гражданина и распространяла их на более широкий круг субъектов.

Первым документом, в котором были закреплены права человека, можно именовать английскую Великую Хартию вольностей. Великая Хартия вольностей заложила основы, создала предпосылки для дальнейшего утверждения свободы и господства закона в жизни общества. Она была принята в условиях политического конфликта между королевской властью и главенствующими сословиями, которые добивались ограничить произвол власти.

9 стр., 4435 слов

Разработка и принятие Европейской конвенции о защите прав человека ...

... контрольного механизма Европейский суд по правам человека при Совете Европы учрежденного и действующего на основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод по писанной в Риме 4 ... проектом в текст Конвенции предусматривалось включить ряд прав и свобод; создать Европейский Суд по правам человека в составе девяти судей, который бы обладал правом аннулировать решения правительств, ...

Хартия отгораживает человека от произвола чиновников, нелегальных поборов, оберегает его имущество. Хартия содержит положения о защите прав человека, которые хранят актуальность до сегодняшних дней: «Ни один свободный человек не может быть арестован, или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объявлен вне закона, или изгнан, или каким-либо иным образом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе как по законному приговору равных ему и по закону страны» (ст. 39).

Заканчивается Хартия наказом «чтобы люди в Королевстве нашем имели и держали все вышеозначенные вольности, права, уступки и пожалования в добром порядке и в мире, свободно и спокойно, полно и ненарушимо» (ст. 63).

Защита прав человека получила дальнейшее становление в Акте о лучшем обеспечении свободы подданного и о предотвращении заточений за морями 1679 г. (Habeas Corpus Amendment Act), принятом в Англии.

Он регламентировал порядок освобождения арестованного человека, выдачи его на поруки и вводил обязанность должностного лица за невыполнение судебного приказа.

В 1689 г. в Англии был принят Билль о правах (The Bill of Rights).

Он был направлен на возрастание роли парламента и лимитирование возможностей королевской власти. Парламент, согласно данному документу, был уполномочен предоставлять согласие на приостановление и исполнение законов, на взимание сборов, на набор или содержание постоянной армии. Билль гласил о недопустимости «ни требования чрезмерных судебных залогов, ни наложения чрезмерных штрафов или жестоких и необычных наказаний» (Билль о правах).

В нем провозглашаются «свобода слова, суждений и актов в Парламенте», которая «не должна быть стесняема или подвергаема рассмотрению в каком-либо суде или месте, кроме самого Парламента».

Акт о дальнейшем ограничении Короны и лучшем обеспечении прав и вольностей подданного (Act of Settlement, 1701 г.) в первый раз признал, что «законы Англии являются прирожденными правами ее народа, и все Короли, и Королевы, которые будут занимать престол этого Королевства, должны управлять Королевством сообразно сказанным законам, и все служащие и должностные лица обязаны служить им соответственно этим же законам», т.е. признается естественный характер законов Англии.

Можно ещё упомянуть принятые в Англии Петицию о праве 1628 г. и Акт об устроении 1701 г., которые также провозглашают главенство законов и гарантии прав личности.

Выдающийся исторический документ, развивающий идеи свободы и неотчуждаемых прав человека и народа, — Декларация независимости (The Declaration of Independence United States Code), написанная Т.Джефферсоном, была единогласно принята тринадцатью Соединенными Штатами и утверждена Третьим Континентальным Конгрессом 4 июля 1776 г. «Она воплотила начала свободы личности, ее автономии и установила, что они подлежат защите от любых посягательств государства.

7 стр., 3206 слов

Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц ...

... РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства в РФ гарантируются предусмотренные законом права и свободы. Они пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане РФ, ... на территории Российской Федерации и выезда из Российской Федерации или предъявить гарантии предоставления таких средств в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации; ...

Конституция США 1787 г. даже не упоминает о естественных правах человека. Но в преамбуле Конституции закреплены важные ценностные принципы, в отсутствии которых невозможно обеспечение прав человека. Согласие Конституции было отложено до принятия твердого обязательства внести в нее соответствующие поправки. Д.Мэдисон и Т. Джефферсон составили серию поправок к Конституции, и 15 декабря 1791 г. Начал действовать американский Билль о правах «великая американская хартия личной свободы и человеческого достоинства», содержащая 10 первых поправок к Конституции.

В Европе в это же время произошло существенное событие Великая французская революция, которая повлияла на дальнейшее развитие прав человека. Революция выдвинула принципы равенства, братства, справедливости, на основе которых должно формироваться новое общество. Эти положения были отражены в Декларации прав человека и гражданина 1789 г.

Тут были кратко рассказаны идеи юридических актов по правам человека, созданные в различные эпохи и в разных странах. В данных актах заключены исторические корни современных норм, институтов и принципов, которые были развиты в современных международных документах по защите прав человека.

По завершении Второй мировой войны 26 июня 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций (ООН).

Одна из провозглашенных ею целей «осуществлять международное сотрудничество в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии». Данная цель была ответом на массовые, грубые нарушения прав человека накануне и во время Второй мировой войны. ООН пришла к мысли создания международного Билля о правах человека для провозглашения универсальных человеческих ценностей, которые сформировались в правовом мышлении и законодательстве передовых государств.

ООН приняла решение, что Международный Билль о правах человека должен состоять из следующих трех документов:

  1. Декларация прав человека.
  2. Пакт о правах человека.
  3. Меры по комплектации Пакта.

10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН в торжественной обстановке приняла Всеобщую Декларацию прав человека. С тех пор эта дата ежегодно отмечается во всем мире как День прав человека.

Всеобщая Декларация и последующие международно-правовые документы в сфере прав и свобод человека оказывали и до сих пор влияют на национальное законодательство. Страны-участники, их ратифицировавшие, приводят свое законодательство в соответствие с принятыми международными документами.

Все это позволяет сделать вывод, что внутригосударственное и международное право в области прав и свобод человека связаны между собой, для них характерны взаимодействие и взаимодополняемость.

18 стр., 8578 слов

Правовой статус уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

... конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", на основании которого и осуществляется законодательное регулирование данного института. Ввиду новизны института омбудсмана для российского конституционного права основными источниками для написания работы послужили монографии отдельных ...

На сегодня права и свободы, провозглашенные во Всеобщей Декларации, признаются юридически обязательными, обычными нормами. Вскоре после принятия Всеобщей Декларации Генеральная Ассамблея внесла конфигурации в свое первоначальное решение и посоветовала подготовить вместо одного два Пакта о правах человека. Поэтому 16 декабря 1966 г. Генеральная Ассамблея обрела два договора Пакт о гражданских и политических правах и Пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Данные Пакты имеют форму международных конвенций, обязательных для участвующих в них государств, и считаются самыми общими актами в области прав и свобод человека. Они получили обширное международное признание и авторитет, на них постоянно даются ссылки в резолюциях различных международных организаций и в договорах по отдельным аспектам прав человека.

Государства-участники брали на себя обязательства предоставлять права и свободы, провозглашенные в Пактах, всем лицам, находящимся под их юрисдикцией. При всем этом государства обязаны обеспечить воплощение в жизнь прав, признаваемых в Пактах, путем принятия соответствующих национальных законодательств и других мер.

16 декабря 1966 г. был принят Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, в котором был регламентирован порядок рассмотрения претензий отдельных лиц на несоблюдение их гражданских и политических прав. 15 декабря 1989 г. Ассамблея приняла второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни. Эти все пять документов и образуют Международный Билль о правах человека.

В современном праве принято в зависимости от времени провозглашения подразделять права человека на три вида:

  1. Гражданские и политические права, которые призваны ограждать человека от любых незаконных вмешательств (в том числе и самого государства).
  2. Социально-экономические права. Для их обеспечения требуются конкретные действия государства.
  3. Так называемые «коллективные» права, или права народов право на развитие, на мир, здоровую окружающую среду. Они принадлежат не конкретному индивиду, а коллективу людей и не могут быть реализованы отдельной личностью.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод была принята 4 ноября 1950 г. и вступила в силу 3 сентября 1953 г. В преамбуле рассказывается, что Конвенция создана для того, чтобы «сделать первые шаги на пути коллективного осуществления некоторых из прав, сформулированных во Всеобщей декларации».

С момента принятия и до настоящего времени Конвенция дополнялась одиннадцатью протоколами. 1-й, 4-й, 6-й, 7-й Протоколы действуют до настоящего времени. Данные Протоколы дополняют Конвенцию, увеличивая количество гарантируемых ею статей с 18 до 32. Это такие права, как право на жизнь, запрещение пыток, запрещение рабства, право на свободу и личную неприкосновенность, право на справедливое судебное разбирательство, право на уважение частной и семейной жизни, право на свободу мысли, совести и религии, право на образование, отмену смертной казни.

4 стр., 1747 слов

Контроль и надзор за деятельностью органов и должностных лиц ...

... прокурорский надзор как вид контроля за контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления; Рассмотреть судебный контроль; -Выявить значимость контроля полномочного представителя Президента РФ и уполномоченного по правам человека в Российской Федерации; Рассказать об административном контроле и мониторинге. ...

Европейская социальная хартия была подписана странами — членами Совета Европы в Турине 18 октября1961 г. и вступила в силу 26 февраля1965 г. Благодаря Хартии за более чем 25-летний период была создана система юриспруденции, при помощи которой толкуются и применяются международные гарантии в сфере экономических и социальных прав человека.

Однако Хартия могла бы иметь большее влияние, если бы шире пропагандировалась. Тут можно сравнить отношение национальных судов к Европейской конвенции и Хартии. Многие национальные суды неоднократно ссылались на Конвенцию как критерий для определения и применения гражданских и политических свобод, тогда как на Хартию ссылались очень немногие национальные суды.

Таким образом, в Европе действует организация, которая в течение многихлет успешно защищает права человека в различных областях.

ВАмерикепринята Межамериканская конвенция по правам человека (20 ноября1969 г. в Коста-Рике), которая почти во всем скопирована с Европейской конвенции по правам человека. Перечень прав и свобод урезан только традиционными гражданскими и политическими правами и не всеми: не закреплено право народов на самоопределение, право этнических, религиозных и языковых меньшинств пользоваться своей культурой и т.д.

В Азии до сих пор нет региональных органов по правам человека. Почти все ученые и государственные деятели данного региона считают, что в этом нет необходимости, так как в Азии отсутствует политическая, социально-экономическая и культурная связь между государствами.

В Африке в 1981 г. была создана региональная организация по правам человека и принята Хартия прав человека и прав народов.

Таким образом, можно подвести некоторые итоги:

  1. Права человека и понятие «свобода» зарождаются уже в древние века. Первое упоминание о свободе встречается в XXIV в. до н.э. Права человека существовали уже в Древней Греции и Древнем Риме и закрепляли ценность закона и законности. Вся историяпредставляет собой непрерывную борьбу человека с государством по отвоеванию все больших прав и свобод человека, все больших возможностей для законной защиты своих прав. С каждым этапом развития человечества правами начинают обладатьвсе большее количество социальных слоев. В современном обществе каждый человек, независимо от его положения, имеет определенный набор неотъемлемых прав и свобод.
  2. Основные принципы прав человека были развиты в период с XII по XIX вв. Признание виновным лишь по приговору суда, соразмерность правонарушения и наказания, «надлежащая правовая процедура», презумпция невиновности, свобода слова, печати, религии, право покидать свою страну и возвращаться в нее, ответственность должностных лиц за нарушение прав человека были изложены в Великой хартии вольностей, развиты в Билле о правах, Декларации независимости, Декларации прав человека и гражданина.
  3. Права и свободы, провозглашенные в Международном Билле о правах человека, принятые Генеральной Ассамблеей ООН, сегодня признаются юридически обязательными правовыми нормами.
  4. В современном мире понятие «права человека» является естественным, очевидным и получило более широкое толкование. Принято различать три группы уровней прав человека:
  5. политические и гражданские права человека право на жизнь, право на свободу и безопасность, право на уважение частной жизни, свобода мысли, совести, религии, свобода выражения мнений и т.д.;
  6. экономические и социальные права право на труд, на справедливые условия труда, на справедливое вознаграждение, на охрану здоровья, на социальное обеспечение и т.д.;
  7. коллективные права, или права народов право на развитие, на мир, на здоровую окружающую среду, на общее наследие человечества, право народа на самоопределение.
  8. В рамках Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод были выработаны не только принципы прав человека, но и механизм, их защищающий. Этот механизм на сегодняшний день самый эффективный в мире, так как он обеспечивает конкретную защиту нарушенных прав человека путем обеспечения возможности физическим лицам подать жалобу в Европейский Суд по правам человека.

1.2 Законодательство Российской Федерации в сфере защиты прав человека и его реализация

34 стр., 16509 слов

Налоговое право российской федерации. Налоговое право РФ

... налог может быть уплачен и иным лицом (представителем). Важную роль в налоговом праве играют экономические связи налогоплательщика с государством, строящиеся на основе принципа постоянного ... налога), объект налога, предмет налога, масштаб налога, метод учета налоговой базы, налоговый период, единица налогообложения, налоговая ставка и метод налогообложения, порядок исчисления налога, отчетный период, ...

Согласно Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства, а их гарантом являетсяПрезидент Российской Федерациикак глава государства.

Ключевым институциональными механизмами в конституционной системе защиты прав и свобод человека и гражданина являются все ветви государственной власти. Это законодательные и исполнительные органы власти, органы местного самоуправления, судебные, а также административные органы, которые посредством присущей их специфики способов, процедур и средств — конструктивно содействуют государству в выполнении возложенной на него конституционной обязанности в сфере прав человека.

Статья 18 Конституции Российской Федерации устанавливает, что права и свободы человека и гражданина характеризуют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

3 стр., 1283 слов

Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина

... уголовного права. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина [Текст] / В.К. Малинин. – СПб.: Издательство проф. Малинина, 2011. – 951с. Матушевский, Р.А. Уголовное право. Особенная часть / Р.А. Матушевский. – М., 2009. – 208с. Наумов, А.В. Российское уголовное право. ...

К составляющим комплексной системы защиты прав человека в Российской Федерации относятся другие учреждаемые государством органы, не принадлежащие ни к законодательной, ни к исполнительной власти (Уполномоченный по правам человека Российской Федерации, Общественная палата Российской Федерации), институты гражданского общества, в частности общественные объединения. Работа этих не относящихся ни к законодательной, ни к исполнительной власти органов оказывает значительное влияние на укрепление в России демократического правового государства, в котором права человека обязаны обеспечиваться и защищаться согласно общепризнанным стандартам.

Законодательные органы выполняют свою роль в конституционной системе защиты прав человека прежде всего посредством правотворческой деятельности, выражающейся в принятии законов и прочих нормативных правовых актов, нацеленых на обеспечение конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина, правового обеспечения создания и функционирования наиболее эффективных механизмов, структур и способов, необходимых для их защиты. Законодательные органы также определяют пределы (меры) свободы, возможности реализации прав и свобод человека и гражданина.

Чрезвычайно важным принципом, определяющим функционирование законодательных органов в развернутой системе защиты прав человека и гражданина, считается вступление прямого запрета закона, нарушающего права человека: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина» (часть 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Исполнительные органы власти, органы местного управления, а также административные органы обязаны заботиться о создании для каждого, кто находится под юрисдикцией Российской Федерации, правовых, организационных и материальных условий для осуществления конституционных прав и свобод. Правительство Российской Федерации, в частности, в соответствии со статьей 114 Конституции Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан.

Наряду с механизмом правового регулирования и укрепления обязанностей органов исполнительной власти по обеспечению конституционных прав и свобод, конституционная правозащитная система включает институт ответственности государственных органов данной сфере.

Особая роль в правозащитной системе Российской Федерации отводится, согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, судебной власти, которая, согласно статьи 118 Конституции Российской Федерации исполняется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Органы судебной власти считаются основным звеном конституционной системы защиты прав человека, осуществляют деятельность, нацеленную на противодействие и предупреждение нарушений и ограничений прав человека и его основных свобод, их незаконных ограничений.

Дополнительным юридическим залогом защиты прав и свобод не только российских граждан, но и всех, кто находится под юрисдикцией России, является деятельность, осуществляемая Конституционным Судом Российской Федерации. Согласно Федеральному конституционному закону от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (статья 3) защита основных прав и свобод гражданина представляет собой его главную функцию.

Работа конституционного правосудия нацелена на обеспечение единства законодательной и судебной практики в защите прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы выступают как основополагающий аспект оценки Конституционным Судом Российской Федерации соответствия законов и прочих нормативных актов, в том числе субъектов Российской Федерации, Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

Осуществляя эти функции, Конституционный Суд Российской Федерации оказывает большое влияние на совершенствование российского законодательства, на приведение его в соответствие с международными стандартами защиты прав человека.

Необходимо отметить также, что одним из институциональных элементов конституционной системы защиты прав и свобод человека в Российской Федерации является прокуратура Российской Федерации, которая гарантирует защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина посредством особого вида государственной деятельности — надзора от имени государства за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов.

В деятельности прокуратуры Российской Федерации уделяется большое внимание защите конституционных прав граждан от противоправных действий или бездействия должностных лиц органов государственной власти. В последнее время правозащитная функция прокуратуры делается все более системообразующей, поскольку защита прав и свобод человека является главной задачей любой отрасли прокурорского надзора.

Гарантированная в Российской Федерации государственная защита прав человека и гражданина не исключает возможности человека решать самостоятельные действия по защите своих прав.

Закрепление в Конституции Российской Федерации права человека самостоятельно защищать свои права, которое в отечественной юридической науке определяется как право на самозащиту, стимулировало возникновение дополнительных способов законной правозащитной деятельности.

Характерно, что, реализуя свое конституционное право на самозащиту, граждане Российской Федерации при обращении в российские суды регулярно ссылаются на международные нормы, а также обращаются в межгосударственные органы, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Международно-правовой механизм индивидуальной защиты прав и свобод человека признается Конституцией Российской Федерации, согласно которой каждый, кто располагается под юрисдикцией Российской Федерации, вправе обращаться по поводу защиты своих прав в соответствующие межгосударственные органы.

Такими органами являются Комитет по правам человека, учрежденный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г; Комитет по расовой дискриминации, учрежденный в соответствии с Конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.

Россия является участницей нескольких таких соглашений (пактов, конвенций, протоколов) в соответствии с этим, признает компетенцию утвержденных ими конвенционных органов принимать и рассматривать индивидуальные жалобы.

Из этого можно сделать вывод, что каждый, кто считает свои права нарушенными российским государством, при соблюдении необходимых условий может обратится к соответствующим международным процедурам.

Перечень таких процедур после присоединения России к Совету Европы и Конвенции о защите прав человека и основных свобод пополнился обращением в Европейский суд по правам человека. Россия утвердила, как юрисдикцию Суда, так и право каждого на индивидуальные обращения в этот международный орган. Из этого можно сделать вывод, что каждый, находящийся на территории Российской Федерации, может без предварительного разрешения государства обращаться в Европейский суд, если сочтет, что его права, закрепленные в Конвенции, не защищены должным образом внутригосударственными механизмами.

Международные стандарты защиты прав человека подразумевают также создание таких национальных (внутригосударственных) правозащитных органов, которые, обычно, учреждаются национальным правом (конституцией или законом) для осуществления конкретных функций в области прав человека. Во внутригосударственной системе защиты прав человека данные органы, которые не являются ни судебными, ни законодательными, выполняют функцию механизма, дополняющего деятельность государственных органов. Национальные правозащитные органы не правомочны выносить распоряжения, являющиеся обязательными с правовой точки зрения. Однако это не означает, что рекомендуемые ими меры государство и общественность могут пренебрегать.

Согласно Конституции Российской Федерации и соответствующим Российским законодательным правовым актам к таким учреждениям относятся Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека и Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, а также Общественная палата Российской Федерации.

Совет при Президенте Российской Федерации ведет свою историю с 1 ноября 1993 года, когда Указом первого Президента Российской Федерации Бориса Николаевича Ельцина, в целях оказания содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина была образована Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации.

Нормативную правовую основу деятельности Совета составляет Указ Президента Российской Федерации от 01.02.2011 № 120 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека». Согласно данному нормативному правовому акту, Совет образован в целях оказания содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, информирования Президента Российской Федерации о положении дел в этой области, содействия развитию институтов гражданского общества, подготовки предложений главе государства по вопросам, входящим в компетенцию Совета.

В целях укрепления гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами в 1993 г. в Российской Федерации была учреждена должность Уполномоченного по правам человека, который, согласно Конституции Российской Федерации, назначается и освобождается от должности Государственной Думой Российской Федерации.

Согласно Федеральному конституционному закону от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» Уполномоченный призван способствовать восстановлению нарушенных прав; совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина, приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права; развитию международного сотрудничества в области прав человека; правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека.

Институт Уполномоченного по правам человека дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Уполномоченный независим и не имеющий обязательства отчитываться в собственных действиях перед кем-, чем-либо каким-либо государственным органам и государственным лицам. Он не имеет права заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.

Уполномоченный осуществляет взаимодействие с общественными наблюдательными комиссиями, сформированными в субъектах Российской Федерации в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.

Федеральным законом от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» создан еще один орган, в компетенцию которого входит взаимодействие общественных организаций с органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам защиты прав человека. Общественная палата Российской Федерации призвана обеспечить активное участие в механизмах защиты прав человека правозащитных неправительственных организаций, роль которых постоянно усиливается.

Общественная палата Российской Федерации проводит общественную экспертизу социально значимых проектов федеральных законов, проектов законов субъектов Российской Федерации, проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и проектов правовых актов органов местного самоуправления.

Таким образом, Президент Российской Федерации, законодательные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, судебные, административные органы, иные, учреждаемые государством органы и организации, а также институты гражданского общества совместно гарантируютконституционные гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

ГЛАВА 2 Характеристика государственной защиты прав и свобод граждан Российской Федерации

2.1 Судебная защита прав и свобод граждан Российской Федерации

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

Судебная защита прав человека — совокупность материальных и процессуальных прав хоть какого физического лица (самостоятельно от каких-либо различий по признакам государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к публичным объединениям, а также других обстоятельств), обеспечивающих регенерацию нарушенных прав либо предупреждение неправомерного внедрения правовых норм посредством обращения в суды.

Правосудие — это деятельность суда, исполняемая в предусмотренном процессуальным законом порядке и содержится в рассмотрении и разрешении конфликтов, связанных с реальным либо допускаемым нарушением норм гражданского, уголовного, административного и других отраслей права.

Но использование данного метода защиты может быть тогда, когда суду обеспечена настоящая независимость, когда он принимает решения только на базе рассмотрения подтверждений, по убеждению, по совести и стопроцентно огражден от всякого давления извне, в особенности со стороны властных структур. В данных условиях суд становится верным гарантом прав и свобод личности в конфликтных отношениях, образующихся между гражданином и государством.

В цивилизованном обществе суду принадлежит центральное место во всей правовой системе. Конкретно суд символизирует подлинное право, истинную справедливость. Чем выше роль, авторитет суда и правосудия в целом, тем большей самостоятельностью и независимостью владеет суд во взаимоотношении с презентабельными органами и органами управления, тем выше в стране уровень законности и демократии, тем надежнее защищены от вероятных посягательств права и свободы граждан.

С сожалением приходится констатировать, что в Российской Федерации роль суда как гаранта прав личности пока еще крайне низкая.

Конституция Российской Федерации обеспечивает каждому судебную защиту его прав и свобод (часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации).

Местоимение «каждому» означает, что право на защиту обеспечивается любому лицу: работающему в государственном, общественном, частном, смешанном либо ином предприятии, нигде не работающему, пенсионеру, военнослужащему, студенту, школьнику, дееспособному или находящемуся под опекой или попечительством (в таких случаях действует представитель) и т.д. Данное право гарантируется не только лишь гражданину, но и иностранцу, а также лицу без гражданства. При этом защите подлежат любые права и свободы, в каком бы документе они ни были закреплены — в Конституции, отраслевом законодательстве, и иных нормативных или индивидуальных правовых актах.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности вровень с гражданами Российской Федерации, за исключением реализации политических прав и выполнения воинских обязанностей. Все лица, оказавшиеся на территории Российской Федерации, имеют право обращаться как в российский суды, так и в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, в случае если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Более десяти лет проводится судебная реформа, которая предусматривает:

  1. создание независимой судебной власти, способной эффективно защищать права и свободы человека и гражданина;
  2. отправление правосудия на базе принципа состязательности и равноправия сторон, освобождение суда от выполнения несвойственных для него функций;
  3. участие граждан в отправлении правосудия в качестве присяжных заседателей;
  4. усиление судебного контроля на стадии предварительного следствия;
  5. расширение доступа к правосудию;
  6. обеспечение граждан квалифицированной юридической помощью.

За последние годы приняты конкретные меры по утверждению судебной власти как самостоятельной, независимой и сильной ветви государственной власти. Начали действовать такие новые законы, как «О судебной системе Российской Федерации», «О Конституционном Суде Российской Федерации», «Об арбитражных судах в Российской Федерации», «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации», «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», «О судебных приставах», «Об исполнительном производстве», «О мировых судьях в Российской Федерации», «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации».

Принят ещё ряд немаловажных дополнений и изменений в действующие Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный кодекс, а также постановлений Верховного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации, нацеленных на ужесточение судебной защиты конституционных прав человека и гражданина, расширение способностей доступа граждан к правосудию.

Наиболее важным шагом в разработке механизмов защиты прав человека в России стал Закон Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Он устранил существовавшую ранее дискриминацию и закрепил право любого на судебную защиту прав и свобод.

В последнее время принят ряд новейших нормативных актов, обеспечивающих защиту прав и свобод человека. Но, правовая база, обеспечивающая полностью отправление правосудия в соответствии с Конституцией Российской Федерации и признанными принципами, и нормами международного права, еще не сотворена. Затягивается принятие базовых для правосудия законов о судах общей юрисдикции, о народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции, об адвокатуре, о государственной защите потерпевших, свидетелей и прочих лиц, способствующих уголовному судопроизводству, о ювенальной юстиции.

Острой продолжает оставаться проблема своевременного рассмотрения судами уголовных и гражданских дел. По оценкам Верховного Суда Российской Федерации, каждое пятое уголовное дело и каждое шестое гражданское дело рассматривается с нарушением процессуальных сроков, чем грубо нарушаются права человека и гражданина, предусмотренные Конституцией Российской Федераций, общепризнанными принципами и нормами международного права.

Согласно Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.96 №1-ФКЗ судебную систему Российской Федерации составляют федеральные суды. Конституционные суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам относятся:

  1. Конституционный Суд Российской Федерации;
  2. Верховный Суд Российской Федерации;
  3. верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
  4. арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам Российской Федерации относятся:

  1. конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом.
  2. мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации.

Верховный Суд Российской Федерации.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом.

Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.

Верховный Суд Российской Федерации рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Верховный Суд Российской Федерации в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики.

Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом о Верховном Суде Российской Федерации.

Жалобы от граждан принимаются под расписку с приложением надлежаще оформленных судебных материалов:

  1. копии решения (приговора, определения) суда первой инстанции;
  2. копии кассационного определения;
  3. ответов на жалобы, поданные в надзорном порядке;
  4. доверенности по гражданскому делу, если лицо не участвует в деле.

В случае если заявитель не имеет при себе нужных документов, ему объясняют порядок их получения. В случае, когда гражданин лишен возможности собрать нужные документы, ему предлагается оставить жалобу в Суде для принятия решения по жалобе без личного приема.

Письменные ответы о принятом решении по жалобам вручаются в день приема. В случае оставления жалобы без удовлетворения, приложенные к ней документы возвращаются заявителям.

Надлежаще оформленные надзорные производства по жалобам, рассмотренным на личном примере, в трехдневный срок передаются в соответствующий судебный состав, секретариат Президиума или в отдел проверки судебных решений в порядке надзора.

Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа.

Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Перечисленные в части 1 настоящей статьи суды являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Полномочия, порядок образования и деятельности судов, перечисленных в части 1 настоящей статьи, устанавливаются федеральным конституционным законом.

2.2. Административная защита прав и свобод граждан Российской Федерации

Административно-правовая защита прав и свобод граждан опирается на экономические, политические, организационные и юридические гарантии.

Экономические гарантии подразумевают стабильную и эффективную работу промышленности, аграрного комплекса, устойчивую финансовую и денежную систему, твердый курс рубля, своевременную выплату заработной платы, пенсий и пособий, высокий прожиточный уровень населения, рост благосостояния граждан и многое другое. С данной точки зрения экономические гарантии прав и обязанностей граждан в области государственного управления в наше время, естественно, малоэффективны и явно недостаточны.

Политические гарантии прав и обязанностей гражданина предугадывают приоритет личности и гражданина в обществе и государстве, признание прав и свобод человека высочайшей ценностью, многопартийность, идеологическое разнообразие, сильную и устойчивую государственную власть во главе с Президентом Российской Федерации как гарантом Конституции Российской Федерации, разумный компромисс законодательной и исполнительной власти, исключающий конфликт, широкое согласие в многонациональном обществе и огромном федеративном государстве, объединяющем 89 субъектов Российской Федерации.

Организационные гарантии прав и обязанностей граждан в области государственного управления представляют собой разветвленную систему правоохранительных, контролирующих, инспектирующих, надзирающих и прочих государственных и общественных организаций в центре и на местах. Данные судебные органы, прокуратура, органы внутренних дел (милиция), органы юстиции, адвокатура, нотариат, бессчетные контрольные органы, например, Счетная палата, образуемая Советом Федерации и Государственной Думой, различные государственные инспекции, государственные надзорные органы и другие звенья. Все эти организационные структуры повседневно на основе и во исполнение законов производят деятельность по практическому претворению в жизнь предоставленных гражданам прав и свобод и возложенных на них обязанностей.

Юридические гарантии, даже административно-правовые, можно разделить на два вида: судебные и внесудебные.

Для данных гарантий изначальным и универсальным гарантом прав и обязанностей граждан может быть исключительно закон, ну а в широком смысле — все законодательство и прежде всего нормы административного права, включающего в себя не только законы, но и подзаконные правовые акты, которые в большом количестве воспринимаются органами исполнительной власти и в целом органами государственного управления. Дабы законы и подзаконные акты действительно являлись гарантией прав и обязанностей граждан и не превратились в инструмент ограничения, стеснения или вообще отмены тех или иных прав и свобод, и возложения на граждан новых необоснованных обязанностей, Конституцией Российской Федерации предусмотрен ряд положений, дозволяющих исключить такой негативный вариант правотворчества.

Во-первых, в Российской Федерации не должны издаваться законы, а, следовательно, и подзаконные акты, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Во-вторых, их ограничение возможно только федеральным законом и лишь при наличии определенных обстоятельств, предусмотренных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, то е. только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В-третьих, определены права и свободы граждан, вообще не подлежащие ограничению. К ним часть 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации относит право на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиту своей чести и доброго имени, недопустимость сбора, хранения информации о частной жизни лица без его согласия, свободу совести и свободу вероисповедания, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и ряд других. В-четвертых, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Данные конституционные положения создают определенные границы или юридические ориентиры для государственных органов и их должностных лиц, реализующих судебные и внесудебные гарантии прав и обязанностей граждан.

Суды, рассматривая уголовные, гражданские, хозяйственные (арбитражные суды) и другие категории дел, в том или ином виде осуществляют контроль за соблюдением органами исполнительной власти и их должностными лицами прав и свобод граждан, созданием условий для выполнения ими своих обязанностей. Суд и судьи все в большем объеме рассматривают дела, вытекающие из административных правоотношений, административно-правовых споров, возникающих в процессе повседневной деятельности органов государственного управления и должностных лиц позитивного характера, например, в связи с решением вопросов о выдаче лицензий, разрешений, документов и т.д., а также в связи с совершением административных правонарушений как физическими, так и юридическими лицами.

Как положительный знак и перспективную тенденцию необходимо отметить все более расширяющийся спектр административной юрисдикции судов и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Кроме того, судьи рассматривают дела об административных правонарушениях независимо от подведомственности их решения, когда за их совершение в качестве одного из видов административного наказания предусмотрены лишение специального права, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, административный арест, возмездное изъятие и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также дисквалификация. Безусловно, суды и судьи, профессионально добиваясь всестороннего, своевременного, полного и объективного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, призваны в первую очередь на основе статьи 2 Конституции Российской Федерации обеспечивать защиту прав и свобод граждан, выполнение ими своих обязанностей.

Особое место среди судебных гарантий прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления занимает деятельность Конституционного Суда Российской Федерации. По жалобам граждан, запросам должностных лиц органов исполнительной власти (например, главы администрации субъекта Российской Федерации), законодательных органов (например, Государственной Думы) он рассматривает дела о проверке конституционности, т.е. о соответствии Конституции Российской Федерации конкретных норм (статей), конкретных правовых актов (законов, указов Президента, правительственных актов и др.), как правило, непосредственно связанных с конституционными правами, свободами и обязанностями граждан.

Таким образом, современное законодательство неуклонно расширяет возможности и диапазон судебного обжалования нормативных правовых актов и правоприменительных актов органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц, а, следовательно, и защиты прав и свобод граждан.

Важнейшей гарантией является ответственность должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан или препятствующих их осуществлению. Если акты управления ущемляют права граждан, то они в установленном порядке отменяются. Вышестоящие органы управления контролируют и направляют работу нижестоящих органов, подчиненных организаций в области удовлетворения законных интересов граждан и охраны их прав и свобод.

Защиту прав граждан обеспечивает Уполномоченный по правам человека, осуществляющий свою деятельность на основании Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Настоящий Федеральный конституционный закон определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.

Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

Средствами, указанными в настоящем Федеральном конституционном законе, Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, законодательством Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.

Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Например, в «Российской газете» было опубликовано заключение Уполномоченного по правам человека с обращением к министру обороны Российской Федерации о неисполнении в Министерстве обороны Федерального закона, предусматривающего выплату военнослужащим «северных» процентных надбавок к денежному довольствию и соответствующих районных коэффициентов, с рекомендацией издать необходимый нормативный акт, исключающий подобные нарушения Закона.

Важное место в защите прав и свобод граждан занимает Администрация Президента Российской Федерации и его Управления — по обеспечению конституционных прав граждан (Положение о нем утверждено Указом от 22 мая 2004 г.) и по работе с обращениями граждан (Положение о нем утверждено Указом от 24 августа 2004 г.), основной задачей которых является содействие реализации полномочий Президента Российской Федерации как гаранта основных прав и свобод человека.

Конституция Российской Федерации, гарантируя государственную защиту прав и свобод человека, предоставляет гражданам возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статья 45 Конституции Российской Федерации), например, проводить пикетирование, осуществлять право на необходимую оборону и действия в состоянии крайней необходимости, использовать право обращения за защитой во все органы, начиная от Президента Российской Федерации и до местной администрации.

ГЛАВА 3 Европейский суд по правам человека

3.1 Общая характеристика деятельности Европейского суда по правам человека

Государственная Дума Российской Федерации 20 февраля 1998 г. приняла Федеральный закон «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней», утвержденный Советом Федерации 13 марта 1998 г. и подписанный Президентом РФ 30 марта 1998 г.

С принятием данного Федерального закона Россия стала полноправным членом Совета Европы, признала для себя обязательной юрисдикцию Европейского Суда по правам человека связанных с толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений данных договорных актов.

Совет Европы был основан десятью странами-учредителями 10 мая 1949 г.

Цель Совета Европы — достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие экономическому и социальному прогрессу.

Эта цель достигается усилиями органов Совета Европы посредством рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключения соглашений и проведения совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях, равно как и путем поддержания и дальнейшего осуществления прав человека и основных свобод.

Главные органы Совета Европы — Комитет министров и Парламентская ассамблея.

Основными документами, обеспечивающими осуществление прав человека и основных свобод, являются Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Европейская социальная хартия.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод (далее — Конвенция, Европейская конвенция) была принята 4 ноября 1950 г. и вступила в силу 3 сентября 1953 г. Впоследствии к ней были приняты одиннадцать Протоколов, дополняющих ее и вносящих в нее изменения.

Европейская конвенция определяет основополагающие права и свободы, носящие гражданский и политический характер, соблюдение которых государства — участники Конвенции обязаны гарантировать. В соответствии со статьей 1 Конвенции Высокие Договаривающиеся Стороны обеспечивают каждому, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, определенные в разделе 1 Конвенции.

В целях обеспечения соблюдения обязательств, принятых на себя сторонами по Конвенции, был образован контрольный механизм Конвенции, состоящий из Европейской комиссии по правам человека и Европейского Суда по правам человека (далее — Суд, Европейский Суд).

Европейский Суд по правам человека был учрежден в 1959 г., тогда и состоялись первые выборы судей. Ранее выборы судей не могли состояться по той причине, что в соответствии со статьей 56 Конвенции первые выборы членов Суда могли быть проведены после того, как восемь Высоких Договаривающихся Сторон признали обязательную юрисдикцию Суда по правам человека. Восьмым государством — участником Конвенции, признавшим юрисдикцию Суда, стала в 1958 г. Австрия. Европейский Суд по правам человека находится во Франции, в г. Страсбурге.

Деятельность контрольных органов Конвенции — Европейской Комиссии и Европейского Суда — была направлена на достижение одной цели — защиты нарушенного права, свободы.

Первоначально жалоба лица рассматривалась Комиссией по правам человека. Последствием рассмотрения было либо отклонение жалобы по основаниям, определенным Конвенцией, либо принятие жалобы. В последнем случае Комиссия была обязана предпринять меры для дружественного урегулирования конфликта.

Если стороны при посредничестве Комиссии не могли мирно разрешить конфликтный вопрос, то Комиссия составляла доклад, в котором излагались факты и содержалась оценка того, являются ли данные факты свидетельством нарушения обязательств, принятых на себя государством-ответчиком в соответствии с Конвенцией. Доклад направлялся Комитету министров Совета Европы, после чего по истечении трех месяцев Комиссия или заинтересованное государство-участник Конвенции могли обратиться в Суд по правам человека. Если этого не происходило, то решение по вопросу, имело ли место нарушение Конвенции, принимал Комитет министров.

При положительном ответе Комитет министров устанавливал срок, в течение которого государство — участник Конвенции должно было принять предусмотренные в решении Комитета министров меры. В случае, когда соответствующее государство — участник Конвенции в установленный срок не принимало удовлетворительных мер, Комитет министров решал, каким образом будет выполняться его первоначальное решение, о чем публиковал соответствующий доклад.

Европейский Суд по правам человека мог принять дело к рассмотрению только лишь после того, как Комиссия по правам человека констатировала безрезультатность усилий по дружественному урегулированию конфликта и в течение трех месяцев, после направления соответствующего доклада Комитету министров Совета Европы.

Суд осуществлял свою деятельность на сессионной основе.

Регламент и правила процедуры устанавливались самим Судом. Первый регламент был принят в 1959 г.

В соответствии с Протоколом № 9, вступившим в силу 1 октября 1994 г., право передавать дело в Суд, когда Комиссия по правам человека пришла к выводу о необходимости принятия жалобы и ее последующего рассмотрения Судом, было предоставлено также физическому лицу, группе лиц или неправительственной организации.

В этом случае комитет из трех судей, один из которых судья, избранный от государства, против которого подана жалоба, был вправе принять единогласное решение о том, что дело не будет передаваться в Суд. В данной ситуации решение по делу необходимо было принимать Комитету министров.

В целях повышения эффективности правовой защиты, сокращения процессуальных сроков рассмотрения дел была осуществлена реформа контрольного механизма защиты прав человека в Европе.

11 мая 1994 г. был открыт для подписания Протокол № 11 к Конвенции «О реорганизации контрольного механизма, созданного в соответствии с Конвенцией», предусматривающий создание единого постоянного Европейского Суда по правам человека.

Протокол вступил в силу 1 ноября 1998 г. и стал неотъемлемой частью Конвенции. С этой же даты прекратил свое действие Протокол № 9.

В соответствии с Протоколом № 11 была изменена нумерация статей и введены заголовки статей Конвенции.

Раздел II Конвенции именуется «Европейский Суд по правам человека» и включает статьи с 19 по 51.

Созданный единый Суд заменил два ранее действующих контрольных органа: Европейскую комиссию по правам человека и Европейский Суд по правам человека.

Комитет министров Совета Европы утратил право решать вопросы о наличии нарушений Конвенции. В соответствии со статьей 32 Конвенции все вопросы, касающиеся толкования и применения положений Конвенции и Протоколов к ней, которые могут быть ему переданы в предусмотренных конвенциями случаях, находятся в ведении Европейского Суда по правам человека.

Вместе с тем Комитет министров Совета Европы сохранил за собой полномочия по осуществлению надзора за исполнением решений Суда.

Как и прежде число судей, входящих в состав Суда, равно числу государств — участников Конвенции. На сегодняшний день Конвенцию ратифицировало 45 государств.

Вместе с тем если ранее судьи избирались сроком на девять лет, то в соответствии с новой редакцией Конвенции судьи избираются сроком на шесть лет. При этом установлено, что срок полномочий судей истекает по достижении ими 70 лет.

Судьи должны обладать самыми высокими моральными качествами, удовлетворять требованиям, предъявляемым при назначении на высокие судебные должности, или быть правоведами с общепризнанным авторитетом.

Пребывая в должности, судьи не должны осуществлять никакой деятельности, несовместимой с их независимостью, беспристрастностью или с требованиями, вытекающими из характера их работы в течение полного рабочего дня. Судьи участвуют в работе Суда в личном качестве.

Судья от каждого государства — участника Конвенции избирается Парламентской ассамблеей большинством поданных за него голосов из списка, включающего трех кандидатов, представляемых государством — участником Конвенции.

Судья может быть отстранен от должности только в случае, если другие судьи большинством голосов (в две трети) принимают решение о том, что он перестает соответствовать предъявляемым требованиям.

Компетенция Европейского Суда. Компетенция суда основана исключительно на Европейской Конвенции. Суд компетентен рассматривать все вопросы, касающиеся толкования и применения положений Конвенции и Протоколов к ней, которые могут быть переданы ему путем обращения заинтересованного лица, утверждающего о нарушении государством — участником Конвенции его прав, признанных Конвенцией и Протоколами к ней.

Среди прав, закрепленных Конвенцией: право на жизнь; право на справедливое судебное разбирательство; право на уважение частной и семейной жизни; право свободно выражать свое мнение; право на эффективное средство правовой защиты и другие гражданские и политические права.

Трудовые, пенсионные и иные социальные права, жилищные права находятся вне компетенции Суда, поскольку защищаются Европейской социальной хартией, предусматривающей свою систему контроля.

К компетенции Европейского Суда относится не только рассмотрение конфликтов, но и вынесение консультативных заключений. Такие заключения выносятся по просьбе Комитета министров по юридическим вопросам, касающимся толкования положений Конвенции и Протоколов к ней. Консультативные заключения Суда не должны затрагивать ни вопросы, относящиеся к содержанию и объему прав или свобод, определенных в разделе 1 Конвенции и Протоколах к ней, ни другие вопросы, которые Суду или Комитету министров, возможно, потребовалось бы затронуть при рассмотрении какого-либо обращения, предусмотренного Конвенцией. Консультативные заключения суда должны быть мотивированными.

Европейский Суд не рассматривает вопросы, связанные с применением и толкованием внутреннего права государства-участника Конвенции, с выявлением ошибок фактического и правового характера, допущенных, по мнению заявителя, государственным судом, если такие ошибки не являются нарушением положений Конвенции и Протоколов к ней.

Организация и работа Суда. Европейский Суд по правам человека работает на постоянной, а не на сессионной, как ранее, основе.

Местонахождение Суда установлено в г. Страсбурге (Франция) по месту нахождения Совета Европы.

Руководит работой Суда Председатель. Председателю Суда оказывают помощь его заместители, которые в необходимых случаях замещают его, а также возглавляют Секции Суда. Председатель и заместители Председателя избираются сроком на три года на пленарном заседании Суда.

Содействие Председателю Суда в выполнении его обязанностей по руководству Суда и обслуживающих его подразделений оказывает Бюро.

Бюро образуется из Председателя Суда, заместителя(-ей) Председателя Суда и председателей Секций Суда.

Председатель Суда может передать Бюро любой административный или внесудебный вопрос, входящий в его компетенцию. По переданному Председателем Суда вопросу Бюро может сделать доклад на пленарном заседании Суда.

На пленарных заседаниях решается и ряд иных организационных вопросов: образуются Палаты Суда; избираются Председатели Палат, Секретарь — канцлер Суда, один или несколько его заместителей; принимается регламент Суда.

Действующий Регламент был принят 4 ноября 1998 г. В период за 2000 — 2003 гг. в Регламент вносились поправки, дополнения и изменения.

У Суда имеется Секретариат, права, обязанности и организация которого определяются Регламентом Суда.

Суд пользуется услугами правовых референтов.

В соответствии с Регламентом Европейский Суд образует: комитеты в составе трех судей, Палаты в составе из семи судей, Секции, Большую палату в составе 17 судей.

Комитет рассматривает вопросы о приемлемости индивидуальных жалоб. Секции создаются по предложению Председателя Суда сроком на три года. Каждый судья является членом какой-либо секции. На постоянной основе действуют четыре Секции Суда. Из числа членов Секции образуются Палаты. Палаты рассматривают и разрешают дела. Большая палата выносит решения по делам, рассматривает запросы о консультативных заключениях.

Судья, избранный от государства, всегда будет заседать в Палатах или Большой палате при рассмотрении жалобы, поступившей из его страны. Если такой судья отсутствует или если он не может участвовать в заседании, то государство назначает лицо, которое выступает в качестве судьи.

Все расходы, связанные с деятельностью Европейского Суда по правам человека, несет Совет Европы.

3.2 Состав и порядок деятельности Европейского Суда по правам человека

Специфика европейского механизма охраны прав человека заключается не только в существовании международного акта, унифицирующего все естественные права и свободы, но и в функционировании надзорного органа в соблюдении норм Конвенции — Европейского суда по правам человека.

Европейский суд по правам человека (далее — Европейский суд, Страсбургский суд, Суд) — независимый наднациональный орган правосудия, который на европейском уровне осуществляет контроль за соблюдением основных прав человека всеми государствами — участниками Конвенции.

Состав и структура Европейского суда по правам человека. Как количественный состав практически всех органов и институтов двух европейских интеграционных объединений (Совета Европы и Европейского союза) соответствует числу государств-участников, так и количество судей Европейского суда соответствует числу государств — участников Совета Европы (в настоящее время в составе Суда 47 судей).

Никаких ограничений на число судей — граждан одного государства не накладывается. Согласно Протоколу № 14 Европейской конвенции судьи избираются Парламентской Ассамблеей Совета Европы на девятилетний срок из списка трех кандидатур, выдвигаемых каждым государством. Судьи имеют право быть переизбранными на один последующий срок.

Организационно Европейский суд подразделяется на пять секций, формируемых на трехлетний срок. Состав секций должен быть сбалансирован по географическому и половому признакам и отражать при этом различные правовые системы государств — участников Конвенции. Каждую секцию возглавляет председатель. В рамках каждой секции на срок 12 месяцев формируются комитеты из числа трех судей. Комитет — важный элемент структуры Европейского суда, поскольку на них возложена значительная часть работы по отбору дел и, при наличии прецедентов, принятия предварительного решения по делу (статья 28 Протокола № 14 Конвенции).

Из числа членов каждой секции образуются палаты в составе семи судей. Члены палаты назначаются в алфавитном порядке по названию страны, руководствуясь принципом ротации. По каждому делу в состав палаты входят председатель секции и судья, избранный от государства, выступающего стороной (ответчиком) в деле. Если такой судья не является членом секции, то он заседает в качестве члена палаты ex officio. Палаты занимают центральное место в системе структурных подразделений Европейского суда, поскольку именно они рассматривают преимущественную часть дел и разрабатывают по ним правовые позиции (прецеденты).

Большая палата состоит из семнадцати судей и образуется сроком на три года. В ее состав ex officio входят Председатель Суда, его заместители и председатели секций, а также по очереди две группы судей, сформированные таким образом, чтобы их состав был по возможности географически сбалансирован и отражал различные правовые системы государств — участников Конвенции. Большая палата разбирает дела по межгосударственным и индивидуальным жалобам в тех случаях, когда палата из семи судей уступает ей свою юрисдикцию (статья 30 Конвенции).

Такое чаще всего происходит, если разбираемое дело затрагивает серьезный вопрос, например, сложные вопросы права, не отраженные в существующей судебной практике Европейского суда, или если решение вопроса может войти в противоречие с существующей судебной практикой. Кроме того, в исключительных случаях возможно обращение любой из сторон в деле с просьбой о передаче его на рассмотрение Большой палаты. Наконец, Большая палата созывается для рассмотрения просьбы, подаваемой в соответствии со статьей 47 Конвенции, о вынесении консультативного заключения.

Компетенция Европейского суда по правам человека ограничивается вопросами, касающимися интерпретации и применения положений Конвенции к межгосударственным жалобам (статья 33 Конвенции) и к индивидуальным жалобам (статья 34 Конвенции).

Кроме того, по просьбе Комитета министров Совета Европы Страсбургский суд может давать консультативные заключения (как указано выше).

Основная часть работы Европейского суда состоит в изучении индивидуальных жалоб, поданных в соответствии со статьей 34 Конвенции, которая гласит: «Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, признанных в настоящей Конвенции или в Протоколах к ней. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению этого права».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема прав человека, само существование которой долгое время оспаривалось или умалялось, стоит перед Россией особенно остро. Эта проблема до начала 90-х гг. ХХ в. оставалась в большей степени предметом научного знания культурологии, политической и юридической наук, философии права, а не реальной практики реформирования социальной действительности.

Значительные изменения в правовой сфере, предпринятые в последние 13 лет и закрепленные в Конституции Российской Федерации 1993 г., российском законодательстве, ведут к утверждению прав человека и гражданина. Но нам потребуется время на то, чтобы выработать привычку, потребность в праве.

Основные права и свободы человека и гражданина для своей реализации предполагают наличие развитой системы законодательных актов, исключающих саму возможность ошибочного их толкования в подзаконных актах. Не менее важно, чтобы и подзаконные акты, детализирующие и развивающие нормы закона, отвечали требованиям правового, целевого, содержательного соответствия этому закону. Имеют место, к сожалению, случаи, когда конституционные права гражданина не реализуются практически и при наличии соответствующего закона по вине отдельных органов исполнительной власти.

Со вступлением в силу 1 ноября 1998 г. Протокола №11 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод была осуществлена реформа механизмов защиты прав человека в Европе. Новый единый Европейский Суд по правам человека заменил два ранее действовавших органа надзора Европейскую Комиссию по правам человека и Европейский Суд по правам человека, взяв на себя функции, ранее выполнявшиеся этими органами.

Изучив данную тему, можно сделать следующие выводы: — Европейский Суд по правам человека призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции о защите прав человека ее государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путем рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией.

Европейский Суд по правам человека состоит из судей, число которых соответствует числу государств, подписавших Европейскую Конвенцию. На сегодняшний день это 44 судьи.

Механизм рассмотрения жалоб в Суде довольно сложный, но, даже приняв жалобу к рассмотрению, суд может впоследствии отвергнуть ее. Зато решения Европейского Суда обязательны для государств-участников и за всю многолетнюю практику не было зафиксировано ни одного случая неисполнения решений Суда.

Поскольку в процессе рассмотрения жалобы применяются нормы международного права, то решения Европейского Суда по правам человека являются своего рода прецедентом, более того, это прецедентное право оказывает положительное воздействие на судебную практику государств и способствует соблюдению основных прав и свобод человека.

В течение полувека Суд занимается жалобами отдельных лиц и групп лиц против государств, под юрисдикцией которых они находятся в момент предполагаемого нарушения (статья 1 Конвенции), и оказывает реальное влияние на право и судопроизводство европейских стран.

Европейский суд по правам человека посредством применения принципа «эффективного» толкования существенно превысил рамки первоначальной воли государств участников Европейской Конвенции по правам человека в отношении содержания статьи 6. Тем самым он побудил ряд государств существенным образом менять национальное законодательство и проводить коренное реформирование их судебной системы. Учитывая тот факт, что суд считает себя связанными своими предыдущими решениями (то есть правила, закрепленные в них рассчитаны на неоднократное применение), можно сказать, что Европейский суд создал несколько новых элементов права на справедливое судебное разбирательство.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/vnutrigosudarstvennaya-zaschita-prav-cheloveka-i-grajdanina/