Административное правонарушение (2)

Курсовая работа

В структуре противоправных действий значительное место занимают административные правонарушения.

Ежегодно в Российской Федерации совершаются десятки миллионов административных правонарушений, наиболее распространенными из которых являются нарушения правил дорожного движения, нарушения общественного порядка и общественной безопасности, имущественные правонарушения.

Административное право, будучи по сути внутренним правом, является одним из основных рычагов воздействия на общественные отношения в различных сферах общества.

Рост гуманизма во всех институтах государства и общества привел к пересмотру концепции взаимоотношений между государством и гражданином.

Приоритет государственных отношений над персоналом заменяется понятием личности, взаимной ответственности государства и гражданина. Следовательно, все административное законодательство ставит во главу угла законные интересы человека и гражданина, гарантируя защиту его прав и свобод.

Исходя из этого, выбранная тема диссертации особенно актуальна в современных условиях развития нашего общества.

Актуальность темы обусловлена ​​также недостаточной степенью ее проработанности в юридической науке. В последнее десятилетие большое внимание уделяется признакам и элементам урегулирования административного правонарушения.

В то же время некоторые важные аспекты проблемы квалификации административных правонарушений, несмотря на их первостепенную научную и практическую значимость, остаются малоизученными и требуют дальнейшего изучения.

Цель исследования — определить характеристику административного правонарушения как фундаментальной категории административного права.

Исходя из цели дипломной работы были определены

изучить понятие и особенности административного правонарушения;

  • выявить особенности объективных и субъективных признаков административного правонарушения;
  • исследовать основные виды и основания классификации административных правонарушений;
  • выявить проблемы правового регулирования в административной практике.

Объектом исследования диссертации является система связей с общественностью в сфере государственного управления, относящаяся к административно-правовой защите личности, компании и государства.

Объект исследования — правовое регулирование общественных отношений в сфере государственного управления и проблемы правоприменения.

В диссертации использовались научные методы сравнения и обобщения, а также метод анализа и синтеза.

18 стр., 8647 слов

Исследование проблем беженцев и вынужденных переселенцев

... будут существовать в нашем мире. Степень разработанности исследуемой проблемы. Целью курсовой работы является исследование проблем беженцев и вынужденных переселенцев в правовом, политическом и социальном ... в сфере миграции, в получении сведений о родственниках лица, признанного беженцем, проживающих в государстве его гражданской принадлежности (его прежнего обычного местожительства); 13) обращение ...

Структура работы состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОСТАВА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ, .1 Понятие состава административного правонарушения и его юридическая структура

Действующие в России различные юридически обязательные правила имеют своей целью обеспечение правопорядка и государственной дисциплины в определенных сферах деятельности, которые непосредственно затрагивают интересы всех или большинства граждан, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационной подчиненности и формы собственности. К ним относятся правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения и пользования различными видами транспорта, правила охраны труда и техники безопасности, правила торговли, санитарные, ветеринарные и противопожарные правила, правила охоты, рыбной ловли, правила приобретения, учета, хранения и использования охотничьего огнестрельного оружия, взрывчатых и радиоактивных веществ, правила воинского учета, пограничного режима, налоговые, таможенные правила, правила, действующие в сфере охраны здоровья населения, окружающей среды, природопользования, охраны памятников истории и культуры и т.д.

Соблюдение этих правил отвечает интересам граждан, общества и государства, а их нарушение противоречит им и часто приводит к вредным и даже общественно опасным последствиям. Например, нарушение правил поведения в общественных местах мешает нормальной жизнедеятельности людей, безбилетный проезд пассажиров наносит имущественный ущерб транспортным предприятиям, нарушение правил дорожного движения ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, приводит к повреждению транспортных средств, снижает пропускную способность дорог, нарушение правил охоты и рыбной ловли наносит вред живой природе, а тем самым и обществу.

Обязательные правила адресованы широкому кругу субъектов. Одни — всем гражданам и юридическим лицам, другие — работникам тех или иных отраслей хозяйства, социально-культурной и административно-политической деятельности, третьи — должностным лицам, занимающим определенные должности в государственных, муниципальных, общественных, коммерческих организациях.

Все эти и многие другие правила устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также органами исполнительной власти, действующими в пределах их компетенции.

Одной из существенных характеристик императивных норм является то, что они защищены административными санкциями, а их нарушение квалифицируется как административное правонарушение, что является основанием административной ответственности.

Главные признаки и юридическая характеристика такого рода правонарушений содержатся в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП) [1].

В Кодексе (ст. 2.1) сформулировано официальное определение такого правонарушения: административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность [2].

Исходя из определения обязательными признаками административного правонарушения являются 4 составляющие:

6 стр., 2853 слов

Кодекс чести судьи Российской Федерации и правила поведения юристов ...

... профессии. Достаточно дискуссионный вопрос о пределах действия правил профессиональной этики решен в Кодексе чести судьи Российской Федерации вполне определенно: он "устанавливает правила поведения судьи в профессиональной и внеслужебной деятельности". Более того, ...

  • общественная опасность;
  • противоправность;
  • виновность;
  • наказуемость.

В юридической литературе обычно выделяют четыре признака административного правонарушения. Три из них, как уже было сказано выше, предусмотрены законодательством об административном правонарушении. Четвертая характеристика характеризует негативное влияние административного правонарушения на конкретные общественные отношения, и ситуация с ним несколько сложнее. В отличие от понятия преступления (ч.1 ст.14 УК РФ [3]), при определении административного правонарушения законодатель не посчитал необходимым использовать признак общественной опасности.

Сущность административного правонарушения определяется его общественной опасностью. Государство, устанавливая обязательные нормы поведения в законе, предусматривает возможность применения мер государственного принуждения за их нарушение. ответственность за его совершение определяется социальной опасностью преступления. Отсутствие данного признака свидетельствует и об отсутствии правонарушения [4; с.137].

Отправной точкой в ​​характеристике этих характеристик является понятие «действие». Это акт волевого поведения. Он заключает в себе два аспекта поведения: действие либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушение запрета (например, нарушение правил охоты, невыполнение законного требования сотрудника полиции) [5; с.49].

Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности (например, неисполнение гражданами обязанностей по военному учету).

Часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием (например, нарушение правил охраны водных объектов).

С точки зрения социальной значимости акт является антиобщественным, наносит ущерб интересам граждан, общества и государства. Антисоциальный характер усугубляется задачами законодательства об административных правонарушениях, что проявляется в незаконности таких правонарушений. Какой акт в контексте института административной и антиобщественной ответственности определяется законодательством. Следовательно, не все антиобщественные действия связаны с содержанием признаков административного правонарушения.

Правонарушение заключается в совершении деяния, нарушающего закон. Эти нормы могут принадлежать не только администрации, но и ряду других отраслей права. важно, чтобы соблюдение соответствующих правил защищалось мерами административной ответственности. Это, помимо административных, могут быть конституционные, финансовые, гражданские, трудовые и другие отрасли права. Так, в случае поездки без билета договор перевозки не соблюдается, в случае уклонения от уплаты налогов — нормы финансового права. Деяние, не являющееся противоправным, не может образовать административного правонарушения и повлечь административную ответственность [6; с.31].

Вина деяния физического лица означает, что оно было совершено умышленно или по неосторожности. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Наличие вины — обязательный признак совершения административного правонарушения. Отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением даже в случае его формальной незаконности. Например, невменяемый гражданин нарушает правила, установленные для пешеходов [7; с.242].

16 стр., 7976 слов

Характеристика содержания правонарушения

... иных преступлений, заканчивающихся смертельным исходом. Из года в год увеличивается количество административных и гражданско-правовых правонарушений. ... юридической ответственности. Правонарушение характеризуется следующими признаками: противоправность; деяние; общественная опасность; виновность; предусмотренность юридической ответственности. Общественная опасность раскрывается через характеристики ...

Наказание за деяние означает наличие административной ответственности за совершение деяния. Иногда за совершение противоправного деяния законодательством предусмотрена иная ответственность (дисциплинарная, уголовная и др.) либо не установлено никакой ответственности. В этом случае факт, даже в его незаконности и виновности, не может быть признан административным правонарушением. Например, движение транспортного средства со скоростью, не соответствующей реальным дорожным условиям, однако не превышающей установленных ограничений, само по себе не является наказуемым в административном порядке и не может квалифицироваться в качестве административного правонарушения по статье 12.9 КоАП РФ [8; с.30].

Признаки административного правонарушения следует различать по его юридическому составу. Понимание этой проблемы носит не столько теоретический, сколько практический характер. При наличии всех признаков дело об административном правонарушении не может быть урегулировано, что исключает правомерность привлечения к административной ответственности. Например, нарушение правил дорожного движения лицом, не достигшим 16-летнего возраста, может содержать все признаки административною правонарушения, но это лицо не подлежит административной ответственности, ибо в его действии нет состава административного правонарушения, так как субъектом признаются лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста.

Понимание состава административного правонарушения необходимо для отграничения административных правонарушений от смежных (частично совпадающих) с ними преступлений. В законодательстве их разграничение осуществляется именно по правовым критериям элементов их состава.

Элементами урегулирования административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

1.2 Взаимосвязь административного правонарушения и преступления

административный правонарушение вина несовершеннолетний

Несмотря на важное теоретическое и практическое значение, проблема разграничения преступлений и административных правонарушений до сих пор не решена. Границы между преступлениями и административными правонарушениями очень условны и изменчивы, поэтому в некоторых случаях деяние может квалифицироваться как административное правонарушение, так и преступление.

Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс об административных правонарушениях содержат множество норм, устанавливающих ответственность за аналогичные правонарушения.

Большинство составов современных административных правонарушений являются материальными, то есть предполагают наступление неблагоприятных последствий, в то же время они не имеют аналогичных составов преступлений и ни в коем случае не станут уголовно наказуемыми деяниями. Кроме того, в уголовном законодательстве много формальных преступлений, то есть объективная сторона которых выражается только в совершении противоправного деяния и не требует негативных последствий.

10 стр., 4997 слов

Административная ответственность в РФ

... правовых актов уже содержат положения об административной ответственности юридических лиц. Санкции (то есть меры юридической ответственности за правонарушение), предусмотренные за административные правонарушения, - административные взыскания. Административные взыскания применяются весьма широким кругом ...

Административное правонарушение и преступление являются общественно опасными деяниями. Для их различения нужен надежный критерий — степень общественной опасности этих преступлений. Конечно, степень общественной опасности административного правонарушения, как правило, намного ниже, чем у преступления.

Общественная опасность — это не абстрактная категория, а набор конкретных показателей, санкционированных законом признаков, характеризующих отдельные элементы преступления и состав в целом. Эти показатели порознь или в том или ином сочетании позволяют определить степень общественной опасности деяния и отграничить административное правонарушение от преступления [9; с.387].

Законодатель с учетом достигнутого уровня развития общества, внешней и внутренней обстановки, различных позитивных и негативных процессов вводит новые составы преступлений и административных правонарушений, отменяет некоторые ранее существовавшие, переводит отдельные деяния из разряда преступных в разряд административных правонарушений или наоборот.

Поскольку объекты вторжения при ряде правонарушений и административных правонарушений являются общими, вопрос их разграничения в «приграничных районах» иногда бывает достаточно сложным. Чтобы решить эту проблему, нужно сравнить нормы уголовного и административного права. При этом учитывается юридический вывод о том, что авторы несут административную ответственность за нарушение общеобязательных правил, если такие нарушения по своему характеру не влекут за собой уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Отграничение административного правонарушения от преступления обычно проводится по объективной части состава. Так, преступление, предусмотренное ст. 149 УК РФ «Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них», отграничивается от административного правонарушения с почти аналогичной формулировкой диспозиции правовой нормы (ст. 5.38 КоАП) по признаку использования субъектом преступления служебного положения, насилия или угрозы его применения с целью запугивания людей и тем самым воспрепятствования проведению той или иной массовой акции. При отсутствии этих квалификационных признаков те же действия будут считаться административным правонарушением.

Для определения степени общественной опасности преступления и отграничения административных правонарушений от правонарушений используется такой показатель, как наличие или отсутствие тяжких последствий. Например, если нарушение правил дорожного движения повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, то оно квалифицируется как преступление, а если таких последствий нет — как административное правонарушение (ст. 12.24 КоАП).

При этом отсутствие тяжких последствий при административном правонарушении материализуется в возможности причинения лишь незначительного и умеренного вреда здоровью потерпевшего. Иногда бывает достаточно возможности серьезных последствий, а не их реального наличия. Так, нарушение правил учета, хранения, перевозки взрывчатых и радиоактивных веществ, даже если оно лишь могло повлечь тяжкие последствия, уже рассматривается как преступление [10; с.56].

12 стр., 5604 слов

Административная ответственность

... совершение административных правонарушений, вызывает общественный резонанс, обусловливая необходимость оперативного реагирования. Гапонов О.Н. Реализация мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок // [http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1287186.04.12.13.] Задачи законодательства об административной ответственности ...

Следует отметить, что до недавнего времени квалифицирующими признаками, позволяющими отличить административное правонарушение от преступления, были повторение, повторение и систематичность административных правонарушений с применением административных санкций. Иными словами, впервые совершенное правонарушение, предусмотренное соответствующей нормой права, влекло административную ответственность, а повторное (неоднократное, систематическое) совершение аналогичного проступка — уголовную ответственность, предусмотренную уголовным законодательством. Поэтому в уголовном кодексе РФ содержалось довольно значительное количество составов преступлений с так называемой административной преюдицией [11; с.29].

Однако УК РФ 1996 г. более не содержит таких составов, и повторное, неоднократное, злостное или систематическое совершение административного правонарушения не может превратить его в преступление и повлечь за собой уголовную ответственность.

2. ЭЛЕМЕНТЫ СОСТАВА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ, .1 Объект и объективная сторона административного правонарушения

В своей структуре административное правонарушение содержит четыре элемента: объект, объективную сторону, предмет и субъективную сторону.

Предметом административного правонарушения являются общественные отношения, которые регулируются и охраняются нормами административного права в сферах исполнительной власти, которые предусматривают применение видов административного наказания.

Объект можно определить и как установленный правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правилами государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов) нормальный товарообмен при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг, надлежащее отражение выручки от продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, а также правильность исчисления налогов при осуществлении кассовых операций [12; с.397].

Общим объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области исполнительно-распорядительной деятельности и регулируемые нормами административного, а в ряде случаев конституционного, экологического, таможенного, трудового, земельного, финансового и других отраслей права. Общим объектом административного правонарушения являются: личность, права и свободы граждан, общественная безопасность, собственность, государство и общественный порядок, отношения в экономической сфере, установленный порядок управления. Каждое конкретное административное правонарушение имеет видовой, т.е. непосредственный, объект посягательства (общественная нравственность, честь, достоинство граждан — при мелком хулиганстве).

При этом в процессе правоприменения очень важно выявить конкретную норму права, запрет, законное требование, правило, стандарт, которые были нарушены и содержат описание непосредственного объекта посягательства [13; с.125].

Объективная сторона мирового соглашения характеризует административное правонарушение как антисоциальный акт внешнего поведения нарушителя законности, который влечет за собой административную ответственность и выражается в действии или бездействии и вытекающем из этого результате.

При анализе объективной стороны урегулирования административного правонарушения сотрудник полиции должен учитывать значительное разнообразие проявлений объективной стороны конкретных составов административных правонарушений. Так, мелкое хулиганство может выражаться: в оскорбительном приставании к гражданам; нецензурной брани, сопровождаемой скандалом и угрозой; оскорблении граждан словами и жестами; распевании непристойных песен; срывании информационных и рекламных плакатов, афиш, газет; беспричинном из хулиганских побуждений вызове скорой медицинской помощи, пожарной охраны, полиции, такси; вывешивании в общественных местах непристойных рисунков, текстов; написании нецензурных слов на заборах, стенах домов, в местах общественного пользования; беспричинном, умышленном создании паники в общественных местах; умышленной езде на транспорте по лужам вблизи тротуаров, переходов; поджигании бумаги на стадионах; поджигании корреспонденции в почтовых ящиках и т.д. [14; с.24]

4 стр., 1588 слов

Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

... также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений. Административный надзор устанавливается, если лицо ... два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный ... лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение ...

Действие с внешней стороны представляет собой такой акт человеческого поведения, который выражается в механических телодвижениях, подчиненных естественным законам механики и вызывающих изменения во внешнем мире.

Деяние (действие или бездействие) в юридической литературе однозначно рассматривается как обязательный признак объективной стороны правонарушения. Относительно последствий и причинной связи существуют различные точки зрения. Одни ученые считают причинную связь и общественно опасные последствия обязательными признаками объективной стороны, а другие — дополнительными.

Так, в юридической литературе отмечается, что в формальных составах правонарушений причинная связь и общественно опасные последствия не являются обязательными признаками, а в материальных составах правонарушений они выступают в качестве обязательных признаков. В определении обязательности или отсутствии таковой для причинной связи и общественно опасных последствий чрезвычайно необходима терминологическая ясность. Причинная связь и общественно опасные последствия выступают в качестве обязательных признаков объективной стороны любого правонарушения, но они могут являться необязательными.

Содержание объективной стороны также могут характеризовать отягчающие обстоятельства. К ним относятся:

  • продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  • вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
  • совершение административного правонарушения группой лиц;
  • совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

— совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.

Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, свидетельствует, во-первых, о злостном характере правонарушения, о нежелании лица отказаться от продолжения противоправного поведения и, во-вторых, об игнорировании требований уполномоченных на то лиц о прекращении совершаемого правонарушения. К уполномоченным лицам относятся представители государственной власти, должностные лица контрольно-надзорных органов и другие лица, которые по своему правовому статусу, должностному положению уполномочены требовать от других субъектов соблюдения установленных правил, норм, нормативов, стандартов. При этом следует иметь в виду, что неисполнение законных требований отдельных должностных лиц образует самостоятельный состав административного правонарушения (например, ст. 19.4 КоАП — неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор, муниципальный контроль).

12 стр., 5711 слов

Административная деятельность полиции. Правовое положение и организация ...

... 5) совершения правонарушения, влекущего административную ответственность, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, при наличии обстоятельств, указанных в пп. 5 п. 2 ст. 22 Закона; 6) совершения несовершеннолетними правонарушения, влекущего административную ответственность, — с ...

Повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, признается отягчающим обстоятельством. Оно свидетельствует об устойчивой противоправной установке нарушителя, в отношении которого не оказало своего воспитательного и предупредительного воздействия административное наказание, назначенное за первое правонарушение. Отягчающим обстоятельством повторное административное правонарушение может быть признано, во-первых, если лицо, ранее подвергавшееся административному наказанию, вновь совершает административные правонарушения; во-вторых, если не истек годичный срок со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания; в-третьих, если правонарушение совершено лицом, к которому за первое однородное правонарушение было применено административное наказание; в-четвертых, если повторное совершение правонарушения не предусмотрено в качестве квалифицирующего признака состава административного правонарушения.

Вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения отягчает ответственность независимо от того, в какой форме оно осуществлялось (подстрекательство, обман, уговоры, использование служебного положения и др.).

Вовлечение этих лиц в совершение преступлений образует состав преступления, предусмотренный ст. 150 УК РФ.

Совершение административного правонарушения группой лиц всегда представляет большую опасность. При этом имеется в виду объединение усилий двух или более лиц для совершения одного и того же правонарушения. Совершение однородных административных правонарушений несколькими лицами, не объединенными в группу, не является по смыслу комментируемой статьи отягчающим ответственность обстоятельством.

Совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах закон признает отягчающим обстоятельством, ведь лицо, использующее такие обстоятельства для совершения административного правонарушения, должно нести повышенную ответственность (в пределах установленных санкций).

Совершение административного правонарушения в состоянии опьянения — еще одно отягчающее обстоятельство. Такое состояние должно быть установлено материалами дела (акт медицинского освидетельствования, показания свидетелей и др.).

Для некоторых видов административных правонарушений состояние опьянения является одним из неотъемлемых признаков состава (см. ст. ст. 12.8, 20.21).

В отличие от других отягчающих обстоятельств состояние опьянения не всегда может быть признано таковым. Закон предоставляет право судье, органу, должностному лицу, назначающим административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения не признать состояние опьянения нарушителя отягчающим обстоятельством [15; с.53].

6 стр., 2734 слов

Основные административные правонарушения в области дорожного ...

... мера административной ответственности в дорожного области движения. Не оставили законодатели без процедуру и внимания рассмотрения подобных дел. Достаточно что, сказать теперь административные правонарушения в области движения дорожного выделены в отдельную главу. КоАП ответственность РСФСР ...

Кроме отягчающих обстоятельств законодатель так же предусматривает и обстоятельства, смягчающие административную ответственность. К ним относятся:

  • раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  • добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
  • добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;
  • оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
  • предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;
  • добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
  • добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль;
  • совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
  • совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, предполагает осознание им противоправности содеянного, его отрицательное отношение к правонарушению, активное участие в способствовании раскрытию обстоятельств совершенного деяния, объяснение причин, мотивов совершения правонарушения.

Добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении является обстоятельством, смягчающим административную ответственность. Такое сообщение свидетельствует о положительном после совершения административного правонарушения поведении виновного. Добровольное сообщение — это личное заявление виновного, как устное, так и письменное, органам, должностным лицам, осуществляющим производство по делам об административных правонарушениях, о совершенном им административном правонарушении.

Добровольность сообщения предполагает сообщение о совершенном правонарушении, во-первых, до начала производства по делу и, во-вторых, не под давлением улик. Если виновный сообщает о каких-либо обстоятельствах совершенного правонарушения, способствует его раскрытию во время производства по делу, то речь должна идти не о добровольном сообщении, а о деятельном раскаянии.

Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного ущерба означает его реальные действия по устранению или уменьшению таких последствий. Предотвращение вредных последствий, как правило, имеет место сразу же после совершения административного правонарушения. Добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда означает, что виновный по собственной инициативе выплачивает стоимость поврежденного имущества потерпевшему или передает ему равноценное имущество и т.п. Добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда могут быть полными и частичными, что необходимо учитывать при назначении вида и размера административного наказания.

Совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) признается смягчающим обстоятельством, если лицо является вменяемым. В случаях, когда сильное душевное волнение носит болезненный характер, вследствие которого лицо не может отдавать отчет в своих действиях или руководить ими, оно является обстоятельством, исключающим административную ответственность.

Совершение административного правонарушения несовершеннолетним является смягчающим ответственность обстоятельством, поскольку такие лица могут совершить правонарушение из-за недостатка жизненного опыта, неправильной оценки сложившейся правовой ситуации, под влиянием других лиц и т.д.

Совершение административного правонарушения беременной женщиной признается смягчающим ответственность обстоятельством, поскольку такое состояние сопровождается повышенной чувствительностью, вспыльчивостью, может отражаться на поведении женщины. Закон признает также смягчающим обстоятельством совершение административного правонарушения женщиной, имеющей малолетнего ребенка. Малолетними признаются несовершеннолетние, не достигшие четырнадцати лет. По общему смыслу установление таких обстоятельств должно смягчать административную ответственность, т.е. субъект административной юрисдикции должен избирать менее строгий вид административного наказания (при альтернативных санкциях) или снижать верхний предел административного наказания (при относительно-определенных санкциях).

Данный перечень не является исчерпывающим, предоставляя судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, право признать смягчающими обстоятельства, не указанные в Кодексе об административных правонарушениях или законе субъекта РФ об административных правонарушениях. Это одно из проявлений гуманизма в административно-юрисдикционном процессе. На практике субъекты административной юрисдикции относят к таким обстоятельствам возраст, состояние здоровья, инвалидность, положительное поведение в быту, наличие на попечении виновного больных, престарелых членов семьи и др.

Как правило, при совершении административного правонарушения действия, последствия и причинная связь являются открытыми и наглядными, что позволяет быстро их обнаруживать и зафиксировать, немедленно оценить характер правонарушения и применить к правонарушителю необходимые меры административного принуждения.

2.2 Субъект и субъективная сторона административного правонарушения

Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица.

Субъектом административного правонарушения может быть только вменяемое физическое лицо. Лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т. с. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики, не подлежит административной ответственности.

Все субъекты административных правонарушений подразделяются на 3 группы:

  • общие субъекты;
  • специальные субъекты;
  • особые субъекты.

Общим субъектом административного правонарушения признаются вменяемые, достигшие 16 лет граждане России.

Специальным субъектом административного проступка выступают должностные лица, родители несовершеннолетних детей, находящиеся на территории нашей страны иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, и лица без гражданства.

Особым субъектом административного правонарушения являются военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания, сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов, которые за административные проступки несут ответственность по дисциплинарным уставам и другим нормативным актам. Однако за нарушение правил режима государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через государственную границу РФ, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил, административных правонарушений в области налогов, сборов и финансов и некоторых других они несут административную ответственность на общих основаниях. Исключение из этой общей нормы (ст. 2.5 КоАП) состоит в том, что к указанным лицам не может быть применен административный арест, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, кроме того, административный штраф. Вместе с тем полномочные органы и должностные лица, рассматривая дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, могут вместо применения административного наказания передавать материалы о правонарушении соответствующим органам военного управления (командиру воинской части, военному коменданту, начальнику гарнизона) для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.

Существенными особенностями, как субъекты административных правонарушений, отличаются должностные лица. Они несут административную ответственность не только за собственные действия (бездействие), связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением ими своих служебных обязанностей, но и за действия подчиненных им работников, нарушающих соответствующие правила.

Понятие должностного лица ранее содержалось только в уголовном кодексе РФ. Теперь это понятие установлено и в Кодексе об административных правонарушениях.

Под должностными лицами в примечании понимаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти, т.е. наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости. К ним относятся также лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ [16; с.167].

Обладают определенными особенностями и такие субъекты административных правонарушений, как родители или лица, законно их заменяющие. Они несут административную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних (ст. 5.35 КоАП).

Например, в связи с потреблением несовершеннолетними наркотических веществ без назначения врача или совершение других правонарушений, в частности мелкого хулиганства, подростком в возрасте от 14 до 16 лет, их родители и лица, их заменяющие, могут подвергаться предупреждению или административному штрафу. Тем не менее, здесь нет ответственности за чужую вину: родители и лица, их заменяющие, несут ответственность не за противоправные действия детей, а за отсутствие надлежащего контроля за их поведением.

Согласно ч. 3 ст. 11.14 КоАП РФ за нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на железнодорожном транспорте граждане (общие субъекты) несут ответственность меньшую, чем должностные лица (специальные субъекты).

Вместе с тем в соответствии со ст. 2.5 Кодекса военнослужащие (особые субъекты) в большинстве случаев не несут административной ответственности на общих основаниях.

В любом случае о наличии состава правонарушения речь может идти только тогда, когда лицо, совершившее противоправное деяние, является именно тем субъектом, которому за это деяние статьями КоАП РФ или законов субъектов РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Например, по ч. 1 ст. 12.31 КоАП РФ за выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке или не прошедшего государственного технического осмотра, административное наказание может быть назначено только должностному лицу, ответственному за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств. Указанное должностное лицо является субъектом данного правонарушения (специальным субъектом), и только его действия образуют состав этого правонарушения. Выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке или не прошедшего государственного технического осмотра, осуществленный лицом, не отвечающим за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, не может образовать состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.31 КоАП РФ. Соответственно, такое лицо не может нести ответственность, предусмотренную этой статьей.

Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта (физического лица) к противоправному действию (бездействию) и его последствиям.

Действуя с умыслом, правонарушитель сознает противоправный характер своего действия или бездействия, предвидит возможность или неизбежность наступления вредных последствий противоправного результата и желает его наступления (прямой умысел) или не желает, но предвидит и сознательно его допускает либо относится к нему безразлично — косвенный умысел. Так, должностное лицо, совершая грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета, сознательно, с прямым умыслом, совершает административное правонарушение. В другом случае водитель, выезжая из гаража на автомашине с техническими неисправностями, не желает наступления противоправного результата, но сознательно, с косвенным умыслом, допускает его наступление. Таким образом, правонарушитель подлежит административной ответственности только за совершение тех общественно опасных действий или бездействия и их вредные последствия, в отношении которых установлена его личная вина [17; с.196].

Каждая форма вины имеет важное значение для квалификации деяния, индивидуализации административных наказаний и т.д. Поэтому они разграничены в конкретных составах правонарушений, предусмотренных КоАП. В ряде его статей прямо указывается на умышленную форму вины. Например, умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму (портретов кандидатов в депутаты, плакатов с их биографиями и т.п. — ст. 5.14 КоАП); заведомо ложный вызов специализированных служб (пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи — ст. 19.13 КоАП); умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий (ст. 17.7 КоАП) [18].

Содержание умышленной вины определяется характером административного правонарушения, состав которого может быть формальным или материальным.

Формальным признается такой состав административного правонарушения, который не предусматривает наступления в результате его совершения какого-либо общественно опасного, вредного последствия. Констатируется лишь факт нарушения того или иного правила, например нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм, нарушение правил водопользования, выпуск на линию транспортных средств, имеющих неисправности, с которыми запрещена их эксплуатация, самовольное отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства. Поэтому умышленная вина при формальных составах охватывает своим содержанием осознание нарушителем лишь общественной опасности, противоправности совершенного им действия или бездействия, что для правоприменителя, а также большинства граждан обычно является вполне очевидным. Таким образом, в подобных случаях отношение виновного к последствиям правонарушения (предвидит их или не предвидит, желает наступления последствий или не желает) остается за рамками формального состава [19; с.158].

Материальный состав административного правонарушения включает в себя помимо противоправного действия или бездействия обязательное наступление в результате их совершения общественно опасных (вредных) последствий (например, мелкое хищение, которое влечет для собственника материальные потери, нарушение водителями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение легких телесных повреждений или материального ущерба).

В этой связи умышленная вина предполагает осознание (понимание) нарушителем не только общественной опасности и противоправности содеянного, но и возможности наступления вредных последствий его действия либо бездействия.

Административное правонарушение может быть совершено и по неосторожности.

Неосторожная вина проявляется в двух формах: легкомыслия и небрежности.

Легкомыслие состоит в том, что лицо предвидит возможность наступления противоправного результата, но самонадеянно рассчитывает его предотвратить. Например, водитель автомашины, подъезжая на большой скорости к перекрестку, рассчитывал остановить машину при сигнале, запрещающем движение, но не сумел этого сделать и выехал на перекресток на красный свет.

Небрежность состоит в непредвидении возможности противоправных последствий, хотя при данных обстоятельствах лицо должно было и могло их предвидеть. Так, механик автохозяйства, не проверив качество ремонта, дал распоряжение выпустить автомашину на линию, где автоинспектор обнаружил серьезные технические дефекты. Механик автохозяйства действовал небрежно. Он не предвидел общественной опасности своей недобросовестности, но должен был и мог предвидеть возможность наступления тяжких последствий.

В отдельных составах административных правонарушений присутствуют факультативные признаки субъективной стороны: цель или мотив. Цель — это представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится. Мотив есть то побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения.

Например, ч. 2 ст. 20.3 КоАП РФ устанавливает ответственность, в частности, за приобретение в целях сбыта нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, направленное на их пропаганду. Отсутствие при приобретении указанных атрибутики или символики цели их сбыта исключает возможность квалификации деяния в качестве административного правонарушения по данной статье. И наоборот, ст. 6.8 КоАП РФ вводит ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ, а также их аналогов. Если указанные действия осуществлялись в целях сбыта наркотических средств или психотропных веществ, их аналогов, возможность квалификации деяния по данной статье исключается [20; с.104].

Только при наличии всех предусмотренных законом признаков состава административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть привлечено к административной ответственности.

2.3 Юридический состав административных правонарушений разного вида

Анализ статистики за последнее десятилетие показал, что некоторые административные правонарушения совершаются намного чаще других. К таким наиболее распространенным правонарушениям относятся:

  • управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ст. 12.8 КоАП);
  • превышение установленной скорости движения (ст. 12.9 КоАП);
  • незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ст.

6.8 КоАП);

  • мелкое хищение (ст. 7.27 КоАП);
  • мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП);
  • потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах (ст. 20.20 КоАП);
  • незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (ст.

10.5.1 КоАП).

С объективной стороны административные правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, выражаются в двух самостоятельных действиях: управлении транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения; передаче управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения.

Под управлением транспортным средством понимается непосредственное выполнение функций водителя во время движения транспортного средства. Лицо, управляющее транспортным средством, считается водителем вне зависимости от того, имеется ли у него право управления транспортными средствами конкретной категории либо как таковое, право управления отсутствует.

Для состава ч. 2 данной статьи характерны самоустранение водителя, который управлял или должен был управлять транспортным средством, и передача им управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения. При этом не имеет значения, имело ли лицо, которому было передано управление, право на управление транспортным средством, важен сам факт нахождения этого лица в состоянии опьянения.

Статья 12.8 КоАП предусматривает ответственность за квалифицированный состав рассматриваемого административного правонарушения. Квалифицирующий признак — повторное совершение действий, предусмотренных данной статьей.

Субъектом данного административного правонарушения может быть только водитель транспортного средства, вне зависимости от того, является ли он собственником данного транспортного средства или нет.

С субъективной стороны административное правонарушение, предусмотренное данной статьей, характеризуется умышленной формой вины.

Так, например, 18.12.2015 года гражданин К. совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах: 18.12.2015 года в 00 час. 50 мин., у дома 143 по ул. Новой, г. Истра, Московской области, управлял автотранспортным средством ВАЗ-21102 в состоянии алкогольного опьянения.

Вина гражданина К. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, установлена и доказана материалами дела: протоколом об административном правонарушении, актом медицинского освидетельствования, установившим состояние алкогольного опьянения у К.

Суд признал гражданина К. виновным в совершении данного административного правонарушения и назначил ему наказание в виде административного штрафа с лишением права управления транспортным средством.

Статья 12.9 Кодекса об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за наиболее распространенный вид нарушений правил дорожного движения, являющийся основной причиной дорожно-транспортных происшествий. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения [23; с.427].

Объективная сторона этого правонарушения выражается в превышении водителями установленной скорости движения. В соответствии с Правилами дорожного движения РФ водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения.

Субъектом административных правонарушений может быть только водитель. Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения характеризуются умышленной формой вины.

Нормы статьи 6.8 КоАП направлены на обеспечение административными мерами предупреждения и пресечения наркомании, а также контроля в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ. Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в области охраны здоровья населения.

В Российской Федерации действует государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» [24] приобретение указанных средств и веществ для производства, изготовления, переработки, реализации и использования, в том числе в медицинских и иных целях, осуществляется только юридическими лицами. Хранение наркотических средств и психотропных веществ осуществляется юридическими лицами в порядке, установленном Правительством РФ, в специально оборудованных помещениях. Отпуск наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам в соответствии со ст. 25 указанного Закона производится только в аптечных организациях и учреждениях здравоохранения при наличии у них лицензии на указанный вид деятельности и только по рецепту врача в порядке, установленном Министерством здравоохранения России по согласованию с Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков [25; с.412].

Любая покупка и перевозка наркотических средств и психотропных веществ в другом месте, обмен их на другие предметы, принятие в счет погашения долга, получение в дар, а также фактическое обладание наркотическими средствами, как тайное, так и открытое их изготовление, переработка в нарушение условий, предусмотренных ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», являются незаконными.

Объективную сторону данного правонарушения составляют совершенные в нарушение установленного порядка действия по покупке, обмену, получению в дар, в счет погашения долга, взаймы, фактическому обладанию наркотическими средствами и психотропными веществами, обороту их аналогов).

При этом незаконными признаются действия только в отношении указанных средств и веществ, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров [26], подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства РФ.

Данное правонарушение следует разграничивать с преступлением, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 228 УК РФ. Основное отличие последнего от административного правонарушения заключается в размере приобретаемых наркотических средств или психотропных веществ.

Субъект правонарушения — физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено только умышленно. Виновный сознает, что он производит противоправные действия, предвидит их вредные последствия и желает их либо сознательно допускает.

Так, 15.12.2015 года в ходе проведения личного досмотра у гражданина Г. был обнаружен и изъят из внутреннего левого кармана куртки, одетой на нем, полимерный пакет с замком грипер с порошкообразным веществом белого цвета, имеющий в своем составе вещество, синтетического происхождения — 1 фенил-2-(пирролидин-1-ил) пентан-1-он (синоним PVP), который является производным метилэфедрона по химической структуре и относится к наркотическим средствам Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, которое Г. незаконно хранил при себе без цели сбыта для личного употребления.

Факт совершения административного правонарушения и виновность гражданина Г. подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении, протоколом личного досмотра, заключением эксперта.

Суд признал Г. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 чт. 6.8 КоАП РФ, и назначил ему наказание в виде административного ареста на срок десять суток.

Статья 8 (ч. 2) Конституции РФ установила, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Это конституционное требование в статье 7.27 КоАП отражено в обобщенном виде словами «чужое имущество», что призвано закрепить правовую защиту от посягательств на любое имущество.

Хищение имущества, в том числе мелкое, есть противоправное, безвозмездное, с корыстной целью изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившее ущерб собственнику или другому лицу, например владельцу этого имущества.

Мелкое хищение образует состав административного правонарушения, если оно совершено лишь в указанных в статье формах, т.е. путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты. Другие формы хищения образуют состав преступления.

Объектом данного правонарушения является право собственности. Объективная сторона правонарушения заключается в изъятии и обращении чужого имущества в пользу правонарушителя или другого лица, т.е. имущество выходит из обладания собственника.

Кражей признается тайное хищение чужого имущества. Способом мошеннического завладения имуществом являются обман и злоупотребление доверием лица, в ведении которого находится имущество, а также умышленное сокрытие или искажение истины с целью ввести в заблуждение лицо, у которого находится имущество, и побудить его к передаче этого имущества виновному лицу. Присвоение связано с удержанием и обращением в свою пользу или пользу других лиц имущества, которое находилось у нарушителя в правомерном владении, например у кладовщика и экспедитора государственного собственника. Растрата означает продажу, потребление, дарение, отчуждение третьим лицам с корыстной целью имущества, находившегося в ведении виновного. Хищение не признается мелким, если имеются признаки преступлений, предусмотренных статьями 158 — 160 УК РФ, а именно размер похищенного. Если сумма похищенного не будет превышать одной тысячи рублей, то такое деяние будет считаться административным правонарушением.

Субъектом данного административного правонарушения является физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. С субъективной стороны рассматриваемое правонарушение предполагает наличие прямого умысла и корыстной цели (обращение имущества в свою пользу или в пользу других лиц).

08.2015 года в х. Эриванском Абинского района, гражданин С., находясь на рабочем месте путем свободного доступа, совершил хищение чужого имущества — яблок сорта «Гала» в количестве 8 килограммов, яблок сорта «Прима» в количестве 8 килограммов, принадлежащих ОАО КСП «Светлогорское» стоимостью 600 рублей.

Факт хищения подтверждается протоколом об административном правонарушении, заявлением ОАО КСП «Светлогорское», справкой о стоимости похищенного имущества, объяснением С.

Суд признал гражданина С. Виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.27 КоАП РФ и назначил ему наказание в виде административного штрафа (Приложение А).

Совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.1 Кодекса об административных правонарушениях — мелкое хулиганство — свидетельствует о низкой культуре нарушителя, его эгоизме, пренебрежении интересами общества, других людей, об игнорировании правил приличия и благопристойности.

Объектом правонарушения является общественный порядок и общественная безопасность. С объективной стороны мелкое хулиганство представляет собой действие, нарушающее общественный порядок и спокойствие граждан. Такими действиями являются нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, уничтожение или повреждение чужого имущества.

Характер указанных действий очевиден. Каждое из них может рассматриваться в качестве мелкого хулиганства, если оно нарушает общественный порядок и выражает явное неуважение к обществу. В иных случаях совершение указанных действий влечет административную ответственность, когда это является самостоятельным правонарушением, например образует состав правонарушения, предусмотренного ст. 7.17 (уничтожение или повреждение чужого имущества).

Субъектом мелкого хулиганства является физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. С субъективной стороны мелкое хулиганство характеризуется умыслом, обычно прямым. Но возможны случаи его совершения с косвенным умыслом. Важным элементом субъективной стороны мелкого хулиганства является мотив удовлетворения индивидуалистических потребностей, самоутверждения за счет игнорирования достоинства других людей.

Гражданин Б. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 20.1 КоАП РФ — мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, сопряженное с неповиновением законному требованию сотрудника полиции, пресекающего нарушение общественного порядка, при следующих обстоятельствах: 18.11.2015 года Б., находясь в г. Сочи, по ул. Мира около дома 87, т.е. в общественном месте выражался грубой нецензурной бранью в адрес сотрудников полиции, на неоднократные требования сотрудников полиции прекратить нарушение общественного порядка не реагировал.

Установленные судом обстоятельства совершенного гражданином Б. административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении, рапортами сотрудников полиции Н. и В., объяснениями очевидца И., протоколом административного задержания.

Суд признал Б. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.1 КоАП РФ и назначил ему наказание в виде административного ареста на срок пятнадцать суток.

Цель статьи 20.20 КоАП — обеспечить средствами административного воздействия соблюдение гражданами общественного порядка и общественной нравственности, защиту прав и свобод человека и гражданина от посягательств на здоровый образ жизни.

Статья содержит три состава административных правонарушений, связанных:

  • а) с запретом распития пива, напитков, изготовленных на его основе, а также слабых алкогольных напитков (с содержанием этилового спирта менее 12% объема готовой продукции) в социально-культурных учреждениях и на общественном транспорте;
  • б) с запретом распития алкогольной и спиртосодержащей продукции (с содержанием этилового спирта 12 и более процентов объема готовой продукции) в общественных местах (парках, стадионах и т.п.);
  • в) с запретом потребления наркотических и психотропных средств без назначения врача в общественных местах.

К общественным местам, где запрещено распитие спиртных напитков и потребление одурманивающих веществ, относятся, кроме перечисленных в комментируемой статье, следующие: дворы, подъезды, лестничные клетки, лифты жилых домов; зрелищные предприятия (театры, кинотеатры, дворцы культуры); пляжи. В их число входят и территории, которые обычно к общественным местам не относятся, но становятся таковыми во время отдыха граждан.

Объектом данного правонарушения является общественный порядок и общественная безопасность, а также общественная нравственность. Объективную сторону правонарушения характеризует факт распития пива или спиртосодержащей продукции в соответствующем социально-культурном учреждении, в конкретном объекте, отнесенном к общественным местам или объектам общего пользования, равно как и факт употребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. Если распитие пива или алкогольной продукции сопровождается нецензурной бранью, оскорбительным приставанием к гражданам или другими подобными действиями, демонстративно нарушающими общественный порядок и спокойствие граждан, то лицо может быть привлечено к административной ответственности и за мелкое хулиганство по ст. 20.1 Кодекса об административных правонарушениях.

Субъектами правонарушений могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста. С субъективной стороны состав рассматриваемого правонарушения образуют умышленные действия виновного.

Статья 10.5.1 КоАП введена Федеральным законом от 19 мая 2010 N 87-ФЗ, которым внесены изменения в законодательные акты Российской Федерации, касающиеся культивирования растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры. Цель данной нормы — обеспечить административно-правовыми средствами реализацию положений ст. 18 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Указанной статьей установлен запрет культивирования на территории Российской Федерации растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры. Исключение составляет культивирование таких растений для использования в научных и учебных целях, экспертной деятельности, которое вправе осуществлять государственные унитарные предприятия и государственные учреждения при наличии соответствующей лицензии. Допускается культивирование наркотикосодержащих растений в промышленных целях, за исключением производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ. В промышленных целях разрешается культивирование лишь некоторых сортов названных растений, которые, как и требования к этим сортам и к условиям их культивирования, определяются Правительством РФ. Культивирование наркотикосодержащих растений, разрешенных для культивирования в промышленных целях, осуществляется юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в данной статье, являются общественные отношения в сфере культивирования растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры.

Предметом правонарушения выступают растения, содержащие наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры. К таким растениям относятся кокаиновый куст, конопля (растение рода Cannabis), кат, опийный мак, любые виды грибов, содержащих псилоцибин и (или) псилоцин, конопля, эфедра и др. Эти растения и их части (например, лист кока, маковая солома) включены в Перечень растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, подлежащие контролю в Российской Федерации. Отдельные части этих растений (лист шалфея предсказателей, семена розы гавайской, цветки и листья голубого лотоса) также включены в указанный Перечень.

С объективной стороны правонарушение совершается активными действиями. Культивирование означает создание специальных условий для посева и выращивания растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, а также совершенствование технологии их выращивания, выведение новых сортов, повышение их урожайности и устойчивости к неблагоприятным погодным условиям. Состав данного правонарушения формальный и окончен с момента совершения действий. Административная ответственность наступает при условии, что эти действия не содержат состава уголовно наказуемого деяния. Уголовная ответственность наступает только в том случае, если незаконное культивирование осуществляется в крупном и особо крупном размере, которые устанавливает Правительство РФ.

С субъективной стороны правонарушение, ответственность за которое установлена в данной статье, характеризуется виной в форме прямого умысла. Субъектами правонарушения являются граждане, достигшие 16-летнего возраста, и юридические лица.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Переход к рыночным отношениям в экономике нашей страны существенным образом повлиял и на содержание административно-правового регулирования.

Государство, используя рычаги административного права, стало усиливать свое организационное воздействие на экономику. В современных условиях одним из самых важных направлений административно-правового регулирования становятся общественные отношения, возникающие между личностью и обществом, государством и гражданином.

Все административное законодательство выдвигает на первый план законные интересы человека и гражданина, обеспечение защиты его прав и свобод.

Нормы административного права с учетом их многообразия и широкого охвата общественных отношений постоянно совершенствуются.

Вместе с тем, в правовом регулировании этих отношений существуют проблемы, которые требуют дальнейшего исследования и разрешения.

По мнению автора, в действующем административном праве отсутствуют теоретические разработки законодательных определений о соучастии в совершении административных правонарушений.

Из правоприменительной практики следует, что значительное количество административных правонарушений совершается в соучастии, что отягчает ответственность.

Отсутствие теоретических разработок и законодательных определений понятия соучастия в административном праве приводит к тому, что организаторы правонарушений несут такую же ответственность как исполнители, а подстрекатели и пособники вовсе не привлекаются к административной ответственности, что является явно несправедливым.

В связи с этим предлагается ввести в Кодекс об административных правонарушениях понятие соучастия в административном правонарушении в следующей формулировке:

«Соучастие в административном правонарушении — это умышленное совместное участие двух и более лиц в совершении административного правонарушения»

Помимо понятия соучастия следует дать определение соучастникам: исполнителю, организатору, подстрекателю и пособнику.

Кроме того, необходимо усилить размер наказаний за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, собственность, порядок управления, правонарушения в сфере предпринимательской деятельности.

По мнению автора, следует повысить административную ответственность юридических лиц, предусмотрев такие виды наказаний как: штраф, ликвидация юридического лица, запрещение заниматься определенной деятельностью, конфискация имущества, кратное возмещение материального ущерба.

Так же, по мнению автора, в КоАП РФ следует предусмотреть отдельную статью об административной ответственности юридических лиц, указав в диспозиции, что административная ответственность юридического лица наступает за совершенное им умышленно или по неосторожности противоправное деяние, предусмотренное КоАП РФ или иным действующим законом, которое не подпадает под признаки преступления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/koap/

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016) // СПС КонсультантПлюс.

  • Гуев А.Н. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Система ГАРАНТ, 2010.
  • Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н.

Административное право. Учебник для вузов. — 3-е изд., пересмотр, и доп. — М.: Норма, 2007. — 816 с.

  • Бородин С.С, Громыко С.С. Административное право. Общая и Особенная часть. Курс лекций. СПб., 2007 г. — 432 с.
  • Гадыльшина З.И., Адамова Э.Р.

Административное право. Конспект лекций. — Казань: КФУ, 2014. — 101 с.

  • Бахрах Д.Н. Административное право России. М.: Эксмо, 2010. — 700 с.
  • Гребенчук И.В.

Административное право. Учебно-методическое пособие. — Бобруйск: БФ УО «БГЭУ», 2010. — 112 с.

  • Российская юридическая энциклопедия. М.: Дом ИНФРА-М. 2008. — 1100 c.
  • Бахир О.И., Рябцев А.В., Семиделихин С.М.

Административное право в вопросах и ответах. Учебное пособие. — Хабаровск: Хабаровский пограничный институт Федеральной службы безопасности Российской Федерации, 2005. — 161 с.

  • Уголовное право России. Части Общая и Особенная Учеб. /под ред. А.И. Рарога. Учебник. М.:СПАРК, 2010. — 760 c.
  • Старилов Ю.Н.

(ред.) Общее административное право. Учебник. — Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2009. — 848 с.

  • Смоленский М.Б., Дригола Э.В. Административное право. Учебник. — М.: КноРус, 2010. — 320 с.
  • Батычко В.Т.

Административное право. Конспект лекций. 2008. — 45 стр.

  • Шпак А.Д. Административное право. Учебник. Нижний Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, 2008. — 165 с.
  • Дёмин А.А.

Субъекты административного права Российской Федерации. Учебное пособие. — М.: Книгодел, 2010. — 272 с.

  • Ляпустина Н.С. и др. (сост.) Административное право. Учебное пособие. — Хабаровск: ДВГУПС, 2011. — 250 с.
  • Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / А.Г.

Авдейко, С.Н. Антонов, И.Л. Бачило и др./ под ред. Н.Г. Салищевой. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2013.

  • Борисов А.Н. Административные правонарушения. Монография. — М.: Новая правовая культура, 2005. — 396 с.

— Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 02.11.2015) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») // СПС КонсультантПлюс.

  • Бикситова Ж.А. Административная ответственность. Учебное пособие. — Оренбург: ОГУ, 2012. — 151 с.
  • Гуев А.Н.

Комментарий к законодательству об ответственности за нарушение ПДД. Система ГАРАНТ, 2010.

— Россинский Б.В. (под общ. ред.) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Главы 11 — 18. Постатейный научно-практический комментарий / И.А. Аксенов, С.Н. Антонов, О.В. Гречкина и др. М.: Библиотечка «Российской газеты», 2014. Вып. IX — X. 880 с.

  • Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // СПС КонсультантПлюс.

— Россинский Б.В. (под общ. ред.).

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Главы 1 — 10. Постатейный научно-практический комментарий / Р.Ч. Бондарчук, А.Б. Вержбицкий, В.А. Виноградов и др. М.: Библиотечка «Российской газеты», 2014. Вып. VII — VIII. 800 с.

— Постановление Правительства РФ от 27.11.2010 N 934 (ред. от 01.10.2012) «Об утверждении перечня растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации, крупного и особо крупного размеров культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, для целей статьи 231 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросу оборота растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры»

ПРИЛОЖЕНИЕ

Постановление по делу об административном правонарушении

Приложение 1