Курсовая работа ответственность юридического лица

Курсовая работа

Темой данной работы является проблема административной ответственности юридических лиц.

Административная ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем принятия правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, а также порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер.

административная ответственность

Сегодня создается большое количество юридических лиц с различной организационно-правовой формой. В свою очередь это влечет за собой рост правонарушений, совершаемых юридическими лицами. Это требует, с одной стороны, надежных гарантий защиты экономических интересов всех хозяйствующих субъектов, с другой – равного подхода к этой защите со стороны правоохранительных и контрольных (надзорных) органов. Привлечение юридических лиц к административной ответственности возможно в самых различных сферах (например, при налогообложении, в области таможенных отношений), но это не дает оснований для выделения каких-то особых видов ответственности. Выделяют следующие виды административных правонарушений, совершаемых юридическими лицами: нарушения земельного законодательства; экологические правонарушения; нарушения в сфере строительства и производства стройматериалов; нарушения таможенных правил; нарушения налогового законодательства; незаконное осуществление банковской деятельности; нарушения антимонопольного законодательства: нарушения пожарной безопасности; нарушения санитарных и природоохранных правил; нарушения законодательства о применении контрольно-кассовых машин (ККМ); валютные правонарушения.

Хотя каждый вид названных правонарушений имеет свои особенности, все они относятся к административным, поскольку административная ответственность юридических лиц распространяется на нарушения правовых норм, независимо от их отраслевой принадлежности, для которых характерен или доминирует административно-правовой метод правового регулирования (власти и подчинения).

Вопрос административной ответственности юридических лиц в настоящее время широко обсуждается различными авторами. Особое внимание уделяется вопросу понятия ответственности юридических лиц и понятию вины юридического лица.

Несмотря на то, что данный вопрос достаточно полно исследован в юридических трудах многих авторов, в реальных административных отношениях часто возникает множество вопросов, требующих более детальной проработки. Особенно это касается вопросов, связанных с понятием и содержанием ответственности и вины юридического лица, совершившего административное правонарушение.

34 стр., 16853 слов

Проблема административной ответственности юридических лиц

... особых видов ответственности (налоговой, таможенной и пр.). Выделяют следующие виды административных правонарушений, совершаемых юридическими лицами: нарушения земельного законодательства; экологические правонарушения; нарушения в сфере строительства и производства стройматериалов; нарушения таможенных правил; нарушения налогового законодательства; незаконное ...

В России основным, регулирующим административную ответственность юридических лиц, нормативным актом является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также нормативные акты субъектов РФ. Для правоприменительной практики большое значение имеет Постановление Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Целью данной работы является рассмотрение административной ответственности юридических лиц, как в России, так и на международном уровне.

Для достижения поставленной цели намечен ряд задач, среди которых необходимо раскрыть:

  1. Дать понятие административной ответственности, рассмотреть ее структуру, основные признаки;

  2. Проанализировать связь административной ответственности с другими видами юридической ответственности;

  3. Изучить понятие вины юридических лиц, привлекаемых к административной ответственности;

  4. Рассмотреть основные виды административных наказаний, назначаемых юридическим лицам за совершение ими административных правонарушений.

  5. Провести сравнительный анализ в международном праве и некоторых правовых системах других стран некоторых моментов и понятий, предлагаемых в данной работе.

ГЛАВА I

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ И ДРУГИМ ОТРАСЛЯМ ПРАВА

1.1. Административная ответственность:

генезис, основные признаки, структура

1.1.1. Генезис категории ответственности

Ответственность — обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.

По характеру санкций за совершаемые действия выделяют следующие виды ответственности: юридическую, материальную, моральную, политическую и др.

наказуемости

Многие авторы указывают различные даты зарождения ответственности как категории, можно сказать, что ответственность как философское понятие могло появиться со становлением общества как такого, а вот ее различное использование в науке и литературе каждый раз видоизменялось и преобразовывалось. По мнению автора: говорить об ответственности и зарождении этого понятия было бы не правильно, так как это общефилософская категория.

Например, есть мнение, что категория ответственности прошла длительный отрезок исторического времени 2 , начало которого можно условно датировать судом над Сократом в Афинах в 399 г. до н.э. Что можно рассматривать как начало применения данной категории на государственном и научном уровне.

Так, Платоновско-стоическая философия и процесс над Сократом оказали свое влияние на применение ответственности и могли зародить ветвь развития концепции ответственности как категории. В центре философии Сократа—Платона, древнегреческих и древнеримских стоиков — поведение, поступки человека, отношение к ним общества и государства. Уже в вопросе Сократа о том, как общество и государство должны реагировать на каждое человеческое деяние, в особенности на социально-вредное, содержится постановка вопроса об основании ответственности. Аристотель, решая вопрос о свободе воли человека, учил, что у законопослушного гражданина должны быть две способности: способность различать хорошее от плохого и способность выбирать между ними, т.е. выбирать правильный вариант поведения в соответствии с объективными морально-правовыми категориями, установленными для конкретного общества.

5 стр., 2010 слов

Понятие административного спора. Принципы разрешения административного спора

... по административному спору; представление ваших интересов в органах государственной власти и судах; обжалование действий или бездействия должностных лиц, составивших процессуальные документы о привлечении вас к административной ответственности; составление ...

Проблема морально-правовых критериев или проблема оценки поведения людей занимает важное место в учении древнегреческих философов об ответственности. Формула «поведение человека — должно подлежать оценке» была лейтмотивом платоновско-стоической философии. Эта оценка должна была осуществляться на основе законов государства и на основе высшего Разума и Логоса. Логос (у Платона – «бог», «всевидящее око») оценивал, обвинял, выносил приговор, причем виновное лицо обязано было принимать оценку Логоса без каких-либо оправданий и объяснений. Древнегреческое учение о Логосе отражало в известной мере действительную картину в мире древнегреческой юрисдикции, где процессуальные права обвиняемого были ничтожными и царило «бесконтрольное обвинение» 3 . Процесс над Сократом произвел огромное впечатление на мыслящий античный мир. Было видно, что афинский суд приговорил Сократа к смертной казни не столько за его «преступления», сколько за то, что в ходе процесса он пытался объяснить свое поведение и доказать беспочвенность обвинений.

Философы и юристы-стоики времен Римской Империи (Сенека, Эпиктет, Павел, Ульпиан) приняли меры, чтобы устранить этот процессуальный дефект, который неприемлем в большинстве современных развитых стран. Постепенно в древнеримской юрисдикции был сформирован принцип выслушивания обвиняемой стороны: «nemо inauditus damnari potest» (никто не может быть осужден, не будучи выслушан).

Таким образом, понятие отчета о содеянном или объяснения поведения.

Основные положения древнегреческих и древнеримских философов об ответственности были учтены и авторами Нового Завета и христианской церковью. Евангельский Логос становится частью реальной жизни христиан, который обязывал каждого христианина постоянно отчитываться о своих поступках, оценивал и определял его поведение 4 .

Христианская доктрина, в которой концепция ответственности заняла центральное место, предусмотрела более демократический статус человеческой личности. Заботясь о правах виновного (грешного) человека, она обратила особое внимание на такой элемент, как «покаяние», придав ей процессуальную стройность и завершенность.

При формировании такого понятия, как ответственность, выбор пал по инициативе христианских теологов на его первый элемент, характеризующий рассматриваемое понятие не только как наказательное, но и как отчетное. В эпоху Возрождения начался медленный процесс обмирщения понятия ответственности и вхождения его в отрасли права.

Институт ответственности изначально имел своим назначением обеспечение справедливого применения наказания к виновному лицу и располагал для этого хорошими процессуальными данными. Гоббс говорил: «существенной особенностью наказания является то, что оно есть зло, причиняемое государственной властью» 5 . Но власть склонна к произволу и к увеличению «зла», тогда применение наказания должно быть поставлено в соответствующие процессуальные рамки и самому его применению должны предшествовать процессуальные действия по выслушиванию обвиняемого и по оценке совершенного деяния.

4 стр., 1702 слов

Право международных договоров (3)

... силы. Правомерные способы прекращения международных договоров основывается на положениях самого договора или нормах международного права. Неправомерное прекращение международного договора представляет собой совершение международного правонарушения (деликта) и влечет международно-правовую ответственность делинквента. К видам правомерного ...

Кроме того институт ответственности обеспечивает определенные права обвиняемого и дает некоторые гарантии против необоснованного карательного воздействия, расширяя тем самым права человека и гражданина, увеличивая привлекательность государственной власти, как гаранта правопорядка общества.

В отечественном законодательстве понятие ответственности впервые встречается в Указе Петра I «О власти и ответственности Сената» от 2 марта 1711 г. 6 Позже в XIX в. понятие ответственности усваивается другими профилирующими отраслями права — уголовным и гражданским правом.

Происходит и развитие понятия ответственности в международном праве, где ответственность достаточно молодой институт, при этом нормы международно-правовой ответственности разбросаны по различным отраслям международного права, таким, как право международной правосубъектности, право международных организаций, право международной безопасности. Комиссия международного права по поручению Генеральной Ассамблеи ООН занимается кодификаций норм этого института с 1956 года, но работа еще не завершена. Международно-правовая ответственность представляет собой юридические последствия, которые могут наступить для субъекта международного права в результате его действий или бездействия, если при этом нарушены применимые к данному правоотношению международно-правовые нормы. Одновременно это и одно из юридических средств обеспечения соблюдения этих норм и возмещения нанесенного ущерба. Являясь важнейшим и наиболее эффективным правовым средством обеспечения норм международного права, международно-правовая ответственность получает выражение в обязанности ее субъекта полностью или частично устранить допущенное нарушение: ликвидировать причиненный вред, понести иные неблагоприятные последствия. Практически все правовые системы мира признают международно-правовую ответственность государств, нарушающих нормы международного права и свои обязательства по международным договорам.

Ответственность в международном праве представляет собой оценку международного правонарушения и субъекта, его совершившего, со стороны мирового сообщества и характеризуется применением определенных мер к правонарушителю. Содержание правоотношения международно-правовой ответственности заключается в осуждении правонарушителя и в обязанности правонарушителя понести неблагоприятные последствия правонарушения.

Как заявила в 1928 году Постоянная палата международного правосудия (предшественница Международного Суда ООН), принципом международного права и, более того, общей правовой концепцией является признание того, что любое нарушение взятого на себя обязательства влечет за собой обязанность возместить ущерб. Иначе говоря, это является непременным следствием несоблюдения договоров, в связи с чем нет необходимости оговаривать это в самом договоре.

14 стр., 6519 слов

Общая характеристика концепции прав человека в международно-правовой ...

... для тех этапов развития общества. Каждая новая ступень развития добавляла новые качества правам человека, распространяла их на более широкий круг субъектов. Интересно отметить, что происходило все ... пресечено ликвидацией Робеспьера, а потом и Наполеона». В Конституции и международных документах мы встречаем понятия «права» и «свободы». Существуют разные точки зрения по поводу природы этих ...

Из данного положения вытекает следующее: 1) обязанность нести ответственность за международные правонарушения есть общепризнанная норма обычного международного права; 2) в международном праве нет деления ответственности на договорную и деликтную. Независимо от того, закреплено это в договоре или нет, любое его нарушение влечет за собой право требовать возмещения, с одной стороны, и обязанность отвечать за свои действия — с другой.

Юрист-международник П.М. Курис полагает, что институт международно-правовой ответственности обусловлен тем, что он является необходимым юридическим средством обеспечения международного права, более того – важнейшим элементом его сущности, одним из его устоев, поскольку право вообще немыслимо без ответственности за нарушение его норм. По этому поводу можно привести еще мнение А. Фердросса, который считает, что отрицание принципа ответственности «привело бы к гибели международного права, так как с отказом от ответственности государств за совершенный неправомерный акт отпали бы также обязательства государств соблюдать нормы международного права».

Таким образом, ответственность в международном праве можно определить как международно-правовой институт, включающий совокупность правовых норм, которые регулируют международные отношения в случае совершения государством или иным субъектом международного права деяний, относящихся к разряду транснациональных и признанных таковыми в международных соглашениях.

Что касается административного права, то данное понятие входит в науку и законодательство в XX в. В отечественном административном законодательстве понятие административной ответственности становится ходовым только с середины 60-х годов.

В настоящее время в науке административного права и в практической административной деятельности понятие административной ответственности употребляется как общеизвестное и понятное, под которым разумеется что-то определенное, а между тем, если попытаться разложить его на составные части и дать ему научное определение, пригодное для КоАП, оно оказывается недостаточно ясным и сбивчивым. По Канту, подобное понятие находится на такой стадии познания, когда в науке оно уже дано, однако в неясном или еще недостаточно определенном виде 7 .

Попытаемся еще раз с учетом изложенной ретроспективы в области развития понятия ответственности сказать об основных признаках административной ответственности и о ее структуре.

1.1.2. Понятие и основные признаки административной ответственности

Характеризуя понятие административной ответственности многие ученые-административисты полагают, что административная ответственность — это форма реагирования органов государственного управления на административное правонарушение, выражающееся в применении к нарушителю карательных административных санкций 8 .

«Реагирование» выражается в различных формах и применение взыскания — одна из них. Характеризуя административную ответственность и говоря о реагировании государства на административное правонарушение, следует отметить, что оно в первую очередь выражается в том, что компетентный орган или должностное лицо предъявляют обвинение правонарушителю и расследуют правонарушение. Важно подчеркнуть, что властные полномочия компетентного органа применить к правонарушителю меры воздействия реализуются наряду с обязанностью проинформировать последнего о его праве давать объяснение по поводу совершенного деяния.

3 стр., 1128 слов

Административно-правовой договор (Административное право)

... характеризуют содержание административного договора, можно указать следующие.Административно-правовой договор представляет собой институт административного права, поэтому его базу составляют, прежде всего, нормы административного права. Однако существование административного договора не ограничено строго рамками административного1 права и его ...

Данная форма реагирования государства на административное правонарушение проявляется в обязательной связке таких процессуальных действий, как обвинение лица в совершении правонарушения и в его праве дать объяснение по существу нарушения.

Так, КоАП устанавливает, что к правонарушителю могут быть применены определенные меры административного воздействия и вместе с этим ему предоставляется право знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства и давать объяснения по существу нарушения. Однако никто не может принудить виновное лицо давать объяснения, так как дача объяснения по делу есть право нарушителя, а также лицо не обязано доказывать свою невиновность (презумпция невиновности ч.2.ст.1.5.КоАП РФ).

Доводы и соображения, содержащиеся в объяснении, являются средством защиты прав и интересов правонарушителя, хотя они также служат источником информации для компетентного органа, влияют на «оценку» противоправного деяния и приобретают значение при определении вида административного взыскания.

Характеризуя административную ответственность как реакцию государственных органов на совершенное деяние, запрещенное законом, следует подчеркнуть, что такая реакция выражается в осуждении деяния, в «отрицательной оценке» содеянного 9 . Отрицательная оценка административного проступка — самостоятельная мера воздействия, реализуемая компетентным органом.

Так, для применения административного взыскания необходимо издание правоприменительного акта — постановления, которое признает субъекта виновным и отрицательно оценивает его поведение. Для объяснения и понимания административной ответственности этот признак является также существенным.

Другой важный признак характеризует административную ответственность как форму реагирования государственных органов на правонарушение, что выражается в применении на основе отрицательной оценки карательных административных санкций. Система правовых норм, содержащихся в КоАП, свидетельствует о том, что назначение административного наказания является завершающей мерой среди других мер административного принуждения. Значение этого признака состоит в том, что в основном при применении административного наказания виновный субъект претерпевает определенные лишения личного, морального и материального характера. Административное наказание может быть наложено либо тем органом, который вынес постановление о наказании, либо иным органом исполнительной власти. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 32.4 КоАП РФ постановление судьи о возмездном изъятии или о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, а постановление о возмездном изъятии или о конфискации оружия и боевых припасов – органами внутренних дел.

Административная ответственность реализуется в специфических для нее процессуальных формах. Очень важно, чтобы карательная деятельность органов государственного управления протекала по заранее установленным правилам и процедурам, устанавливающим порядок деятельности этих органов в области юрисдикции.

10 стр., 4648 слов

Административные правонарушения и ответственность за них

... V КоАП РФ. Таким образом, административная ответственность как вид юридической ответственности выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившего административное правонарушение. 3. Состав административного правонарушения Состав – совокупность признаков, установленных нормой ...

Административную ответственность характеризуют и другие признаки, такие как, принудительный характер, множественность государственных органов, применяющих меры ответственности, не влечет судимости. И так административная ответственность — это реагирование государства на административное правонарушение, выражающееся в реализации компетентным органом (должностным лицом) права предъявить обвинение определенному лицу, подвергнуть противоправное деяние официальной оценке и в случае отрицательной оценки применить к виновному лицу административное взыскание.

Следует отметить важность научных определений, благодаря которым законодатель может более точно и свободно формулировать правовые нормы.

1.1.3. Структура административной ответственности

компетентный орган

  • объяснение виновным лицом существа нарушения;

  • отрицательная оценка компетентным органом противоправного деяния;

  • применение административного наказания.

Объяснение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Представляет собой меры, применяемые на стадии возбуждения административного дела и состоящие из двух групп процессуальных действий:

  1. обвинения компетентным органом конкретного лица в совершении правонарушения и его расследования;

  2. права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дать объяснение по существу нарушения.

Эти две группы мер представляют собой пусковой механизм административной ответственности. Их реализация означает распространение на правонарушителя как отрицательных (доставление в органы, обвинение, составление протокола), так и положительных (например, процессуальные гарантии, соблюдение прав лица, привлекаемого к административной ответственности, права давать объяснения по поводу случившегося нарушения на всех стадиях административного дела) последствий административного процесса. В ст. 25.1 КоАП говорится: «Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом».

Объяснение

«Объяснение» нарушителя интегрирует другие процессуальные действия (ознакомление с материалами, относящимися к делу, представление доказательств, возможность заявлять ходатайства), и в совокупности с ними образует самостоятельный элемент в структуре административной ответственности.

По КоАП РФ «объяснение» нарушителя — доказательства по делу об административном правонарушении и направлено на полное установление обстоятельств административного проступка, недопущение ошибок в оценке противоправного деяния и в применении административного взыскания. Объяснение виновного лица — информация, разъясняющая совершение административного проступка, помогающая понять его. Так ч.1.ст.26.3 КоАП определяет, что объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении представляют собой сведения, имеющие отношение к делу.

11 стр., 5408 слов

Механизм обжалования действий налоговых органов и их должностных ...

... и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица. 1.2 Обжалование актов налоговых органов ненормативного характера В соответствии с законодательством Российской Федерации каждое ... на решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Во всех ...

Отрицательная оценка деяния.

«Отрицательная оценка» в качестве элемента административной ответственности, имеет критерии:

  1. должна быть официальной , дается органом государства, авторитетная;

  2. правовая , даваемой на основе юридических норм, которые «служат масштабом для оценки степени правомерности или неправомерности поведения людей»10 ;

  3. отрицательная . Любая другая оценка (невменяемость правонарушителя, малозначительность правонарушения) освобождает от административной ответственности.

Наиболее высокими «точками» оценивающего воздействия, возникающими в ходе развития административно-процессуальных отношений, являются две: составление протокола об административном правонарушении и вынесение постановления о применении к виновному лицу административного взыскания.

Протокол (акт) об административном правонарушении является важнейшим процессуальным документом, не только закрепляющим факт правонарушения и служащим основанием для его рассмотрения компетентным органом, но и содержащим предварительную отрицательную оценку деяния. Виновное (отвечающее) лицо знакомится с протоколом, т.е. с предъявленным ему обвинением и дает объяснение по существу дела.

Постановление по делу представляет собой итог всей предшествующей работы и содержит окончательную отрицательную оценку лица, привлеченного к административной ответственности. В нем устанавливается виновность правонарушителя и определяется административное наказание, которое предусмотрено конкретной нормой за данное правонарушение.

После вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении виновный субъект подвергается штрафу, административному аресту, лишению специальных прав и т.д.

административного наказания

В применении административного наказания и в претерпевании его виновным лицом ограничения и лишения принимают другие масштабы и качественно иной характер: они выражаются в потере правонарушителем конкретного социального блага (свободы, денежных средств, права управлять транспортом и т.д.).

Орган, осуществляющий административную юрисдикцию, обладает не только правом, но и обязанностью применять административное наказание в пределах, установленных нормами права, в точном соответствии с КоАП, Налоговым кодексом и другими нормативными актами об административных правонарушениях. Правонарушитель обязан претерпеть предусмотренное законодательством и указанное в постановлении по делу административное взыскание, однако имеет право на его корректное применение в соответствии с установленными правилами и процедурами.

Административная ответственность является специфической совокупностью субъективных обязанностей и правомочий правонарушителя. Наряду с конкретными ущербными обязанностями эту совокупность составляет установленный объем особых процессуальных и материальных правомочий, которые предусмотрены государством как гарантии в процессе применения административного принуждения. Административная ответственность – это и специфическое положение правонарушителя, который наряду с претерпеванием административно-принудительных средств воздействия реализует процессуальные права на дачу объяснения по существу нарушения, справедливую и объективную оценку компетентным органом совершенного деяния и корректное с правовой и моральной точек зрения применение к нему административного наказания.

3 стр., 1464 слов

Поощрения и наказания в праве

... эффективная работа и самого государственного аппарата, и нормальное функционирование всего общества. Основная цель настоящей работы заключается в комплексном теоретическом исследовании поощрений и наказаний в праве ... индивидуальной и коллективной свободы. 3 Взаимодействие поощрений и наказаний в праве Санкции правовых норм по характеру последствий подразделяются на позитивные и негативные. ...