Дипломная работа охрана товарных знаков

Дипломная работа

Словосочетание «товарный знак» известно практически каждому. Однако далеко не всякий знает, что оно обозначает. Появление товарных знаков как знаков, указывающих на производителя товаров, в основном связано с периодом становления товарно-денежных отношений. Отличительные знаки (клейма) ставили на свои изделия (оружие, кухонную утварь, кожу и др.) ремесленники и мастеровые еще в средневековье.

Однако по мере использования товарных знаков все чаще стали появляться случаи фальсификации. Дешевые подделки при наличии знака сходили за изделия признанных мастеров. Чтобы остановить фальсификаторов, требовались юридические меры защиты. В Англии меры защиты против таких нарушений были выработаны судами в середине прошлого столетия. Лицо, имевшее право использовать товарный знак, получало также право запрещать другим умышленно пользоваться репутацией, которая связана с этим знаком. Это был знаменитый запрет на ведение дел под чужим именем 1 . Никто не имел права выдавать свои товары за товары другого лица. В России Законом 1830 г., содержащим правила и способы клеймения товаров, устанавливалась уголовная ответственность за нарушение прав на товарный знак.

По мере того, как все большее число стран создавало систему охраны изобретений, товарных знаков, появилась необходимость гармонизировать законодательст ва о промышленной собственности на международном уровне. Начиная с конца XIX в. был подписан ряд международных соглашений в области охраны промышленной собственности — Парижская конвенция 1883 г., Мадридское соглашение о международной регистрации знаков 1891 г. и т.д.

С развитием товарно-денежных отношений в России все более важным элементом рыночной экономики становятся такие объекты промышленной собственности, как фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров.

Создание равных условий хозяйствования согласно Конституции РФ для различных типов товаровладельцев, внедрение конкурентных начал в их деятельность и повышение ответственности за ее результаты, необходимость насыщения рынка товарами и услугами для удовлетворения потребностей населения обусловливают объективную потребность в правовом механизме, обеспечивающем должную индивидуализацию предприятий и организаций, а также производимых ими товаров и услуг.

5 стр., 2229 слов

Международное сотрудничество в области охраны промышленной собственности

... ею преимуществ. Общие положения Парижской конвенции, относящиеся к охране промышленной собственности. Принцип национального режима Одним из основополагающих принципов Парижской конвенций является принцип национального ... регистра. При этом под использованием обычно понимается продажа товаров, маркированных данным знаком, хотя национальное законодательство может более широко интерпретировать термин ...

Знак обслуживания, являющийся коммерческим именем предприятия, неразрывно связан с его деловой репутацией. Под этим именем предприниматель совершает сделки и иные юридические действия, несет юридическую ответственность и осуществляет свои права и обязанности, рекламирует и реализует произведенную им продукцию и т.д. 2

Знак обслуживания, ставший популярным у потребителей и пользующееся доверием у деловых партнеров, приносит предпринимателю не только немало дивидендов, но и заслуженное уважение в обществе и признание его заслуг. Использование товарного знака несет также существенную информационную функцию, поскольку доводит до сведения третьих лиц данные о принадлежности, типе и организационной форме предприятия.

Наряду с отличительной функцией, популярный товарный знак вызывает у потребителей определенное представление о качестве продукции. Одной из важных функций товарного знака является также реклама выпускаемых изделий (отсюда второе название- рекламное обозначение), поскольку завоевавший доверие потребителей товарный знак способствует продвижению любых товаров, маркированных данным знаком. Известно также, что на мировом рынке цена изделий с товарным знаком в среднем на 15-20 % выше, чем анонимных товаров.

Наконец, товарный знак служит для защиты выпускаемой продукции на рынке и применяется в борьбе с недобросовестной конкуренцией. Аналогичные функции выполняются и таким средством обозначения продукции, как наименование места происхождения товара. Наряду с ними обозначение товара, наименованием места его происхождения выступает как гарантия наличия в товаре особых неповторимых свойств, обусловленных местом его производства.

Всё изложенное выше обусловливает актуальность темы дипломной работы.

Целью дипломной работы является попытка на основе действующего законодательства раскрыть основы правового товарного знака, показать практику применения законодательства о товарном знаке, выявить новации и ограничения действующего законодательства о товарном знаке.

Для реализации этой цели в работе ставятся и решаются следующие задачи:

  1. На основе использования современного законодательства, монографической литературы, статей, учебной и учебно-методической литературы охарактеризовать понятия товарного знака с учетом развивающегося российского законодательства и юридической практики.
  2. Определить правовую природу товарного знака.
  3. Выявить истоки становления и развития института товарного знака.
  4. Выявить особенности товарного знака, пристальное внимание при этом обратив на правовое регулирование товарного знака.
  5. Путем анализа и синтеза понятия товарного знака и знака обслуживания, рассмотрения вопросов правовой регламентации и практики применения законодательства о товарном знаке выявить и исследовать специфические черты товарного знака как объекта правового регулирования, как самостоятельного, целостного института гражданского права.
  6. Наметить проблемные аспекты товарного знака в юридической практике.

При написании дипломной работы применялись следующие методы исследования: общенаучный, диалектический и ряд частных методов (формально-логический, исторический, системный).

35 стр., 17045 слов

Особенности правового регулирования признания товаров контрафактными ...

... института "контрафакта" лишь к товарным знакам, знакам обслуживания и местам происхождения товара, а также ... товар российское законодательство Глава 1. Определение контрафактного товара Понятия "контрафакт", "контрафактная продукция", "контрафактный товар" ... товаров. Предмет работы составляет институт контрафакта. Таким образом, целью данной работы является выявление правовых оснований признания товаров ...

Теоретическую основу исследования составили законодательные и нормативно-правовые акты РФ, комментарии к кодексам и федеральным законам, монографические работы, учебная и учебно-методическая литература, а также труды известных цивилистов, таких как: Адуев А.И., Антимонов Б.С., Братусь С.Н., Василевский А.В., Вишневецкий Л.М., Дозорцев В.А., Коняев Н.И., Новицкий И.Б., Орлова В.В., Сергеев А.П., Тимашев П.Р., Шершеневич Г.Ф., Янушкевич И.П. и других.

Следует отметить, что основополагающие положения о товарном знаке зафиксированы в ФЗ РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» и в Гражданском кодексе Российской Федерации.

обусловлена целью и задачами, поставленными и решаемыми в процессе исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОВАРНОГО ЗНАКА

1.1. Развитие законодательства о товарных знаках

Для потребителя товарный знак — это визитная карточка, символ определенной фирмы или фабрики. Известный, завоевавший успех у покупателей, товарный знак вызывает доверие, ассоциируется с гарантией высокого качества выпускаемых товаров. Потребность в отличии друг от друга товаров различных видов при помощи знаков, которыми эти товары снабжаются производителями или торговцами, не нова, она возникла уже в древние времена. Еще древние римляне, греки и египтяне пользовались ярлыками ремесленников и художников, служившими указаниями на происхождение изделия из какой-либо мастерской или из какого-либо города. Почти за 4000 лет до н. э. мастера Ассирии и Вавилона врезали в камни построенных зданий свой фирменный знак. 3 Эти знаки, обнаруженные археологами в XX в., можно считать предшественниками товарных знаков. Прототипы современных знаков появились в период рабовладельческого

Чтобы отличать свои вещи от чужих, люди изобрели специальные знаки собственности — тамги, которые, выдавливали на своей посуде (из сырой, позже из обожженной глины), выжигали на теле своих коров и лошадей, вырезали на ушах мелкого рогатого скота, высекали на камнях и чурбанах, которые ставили у границ своих земельных владений.

С развитием ремесла и торговли людям стало небезразлично, чьи товары они покупают. Мастера начинают метить свои товары особыми клеймами, во многом напоминавшим тамги. Наличие на товаре клейма играло решающую роль в спорных случаях, если принадлежность товара ставилась под сомнение. Когда между изготовителем и покупателем появился посредник-купец, порой увозивший товар далеко от места производства, клеймо стало служить определенной гарантией качества, поскольку репутация отдельных мастеров была различной. Покупатель предпочитал товары известных ему мастеров, которые распознавал по знакомым клеймам.

Клеймо — знак авторства, которым метится товарная собственность. Ею владеют не ради накопления, а ради продажи товара. «Автором», изготавливающим товар, может быть как отдельное лицо или группа лиц, так и целая корпорация. На клеймо переносится репутация изготовителя, поэтому оно призвано свидетельствовать о хорошем качестве товара, вызывать доверие к нему. Если на рынке оказывается несколько однотипных товаров (горшков или ковров) разных мастеров, между ними возникает конкуренция, которая может принимать различные формы. Конкуренция может быть ориентирована на потребителя, когда одни мастера производят дешевые изделия, удовлетворяющие массовый спрос, а другие – дорогие художественные изделия, рассчитанные на изысканный вкус ценителей. Возможна конкуренция по качеству товара, когда один изготовитель старается выпустить тот же товар, но лучшего качества, и конкуренция по цене, когда за счет интенсификации своего труда или привлечения к делу помощников изготовитель может позволить себе продавать хороший товар по более низкой цене, чем его сосед.

3 стр., 1462 слов

Договор об уступке товарного знака

... на имя лица, которому уступлен товарный знак, новое свидетельство на товарный знак с указанием в нем товаров (услуг), в отношении которых зарегистрирован договор об уступке товарного знака, и направляет его в ... международной межправительственной организации; официальное контрольное, гарантийное или пробирное клеймо, печать, награду и другой знак отличия или сходное с ними до степени смешения, ...

Более позднее этап отношений между ремесленниками – объединение в цехи, что обеспечивало им взаимную помощь и взаимную выручку, а также способствовало престижности всей отрасли производства. В цехе нивелировались возможности отдельных мастеров, исчезали их индивидуальные клейма. На смену им приходят цеховые клейма, которыми метится вся продукция цеха. Позже на базе цехов развиваются мануфактуры, которые, продолжив традиции цехов, создают и ставят на всех изделиях свои клейма.

Проставление клейма на товарах нашло более широкое применение в эпоху феодального способа производства. Право проставления индивидуальных клейм принадлежало индивидуальному производителю, цеховой организации или гильдии купцов. 4

С момента своего появления клейма встали на охрану собственности и авторского приоритета. В сознании народа постоянно росло уважение к творческому ручному и техническому труду. Интересы торгового и промышленного предпринимательства привели к возникновению потребности защищать его результаты.

Зарождение Российского законодательства в области промышленной собственности можно отнести XVII в., когда 22 апреля 1667 г. при царе Алексее Михайловиче был принят крупнейший законодательный документ второй половины XVII в. – «Новоторговый Устав» 5 России. Устав содержал правовые нормы, регулирующие внутреннюю и внешнюю торговлю. Именно в этом документе впервые появляется упоминание клейма. В XVII в. клеймо в большей степени выполняло функцию таможенного знака, для различения русских и иностранных товаров, и для подтверждения факта оплаты таможенной пошлины. Клеймо ставилось в таможне, выполняло функцию своеобразной гербовой марки и свидетельствовало об уплате пошлины.

Известны: клеймо пробирного мастера Михайла Мокеева (1721 – 1722 г.), клеймо фабрики братьев Афанасия и Степана Поповых в Великом Устюге (1761 – 1776 гг.).

Лишь после начала реформ царя Петра I, повлекших бурное развитие русской промышленности, клеймо на товарах стало играть ту роль, которую в нашем современном восприятии играет товарный знак.

В 1774 г. при Елизавете Петровне по предложению мануфактур – коллегии издается первый русский Правительственный Указ 6 об обязательном клеймении всех русских товаров особыми фабричными или заводскими знаками, дабы можно было их отличить друг от друга. Так товарное клеймо стало выполнять свою настоящую функцию. В 1830 г. в России был принят Закон, в котором указывались точные правила и способы клеймения. Закон предписывал уголовное наказание за подделку товара или клейма.

В 1896 году в России был принят Закон об охране товарных знаков, действовавший до Октябрьской революции. Этот закон специалисты считают вполне соответствующим торгово-промышленным отношениям капиталистического государства.

11 стр., 5006 слов

Уголовный закон России

... перечне объектов, защиту которых гарантирует уголовное законодательство и в частности уголовный закон называют общественный правопорядок. Под общественным ... преступлении. Уголовный закон – это форма выражения уголовного права, которая несет на себе правоохранительную функцию. Эта функция реализуется ... в число основных задач уго­ловного законодательства России, поставлена в один ряд с наиболее ...

В качестве товарных знаков могли быть заявлены клейма, пломбы, печати, товары 7 , капсюли8 , мешки (вытканные и вышитые), этижеты, виньетки9 , девизы (краткое изречение, в котором выражается главная мысль), ярлыки, обложки, рисунки, оригинальных видов упаковки. Выявление товарных знаков предоставлялось на волю промышленников и торговцев.

15 мая 1962 года Совет Министров СССР принял постановление № 442 «О товарных знаках»10 , которое обязало все предприятия проставлять на выпускаемой продукции товарный знак, зарегистрированный в Комитете по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР. В этом постановлении поручалось упомянутому Комитету разработать и утвердить Положение о товарных знаках, которое после разработки неоднократно дополнялось.