Вопросы, связанные с трудовой миграцией и регулированием труда иностранных граждан, являются актуальными, как на международном уровне, так и на уровне отдельных государств. По данным Организации Объединенных Наций, число внешних мигрантов в мире достигло 272 млн человек[1] . По данным Международной организации труда, число трудящихся-мигрантов во всем мире составляет 164 млн человек[2] . В России, по данным МВД, за 2019 год было поставлено на миграционный учет 19,5 млн иностранных граждан и лиц без гражданства[3] .
Хотя число внешних мигрантов в мире растет (по сравнению с 2010 году численность увеличилась более, чем на 50 млн человек[4] ), данные свидетельствуют о том, что доля внешних мигрантов глобально составляет около 3,5% от общей численности населения[5] , что значительно ниже воспринимаемого уровня числа внешних мигрантов в разных странах, как подчеркивают исследования[6] .
Тема внешней миграции, в том числе трудовой, остается недостаточно изученной. Эксперты подчеркивают необходимость проведения более точных подсчетов и исследований в этой сфере[7] . Недостаток подобной информации перевешивает значительное количество отрицательных публикаций, новостей и распространяемой политической риторики. В то же время, согласно международным исследованиям, в частности проводимым под эгидой Всемирного экономического форума, наибольшая враждебность по отношению к мигрантам наблюдается в странах со сравнительно меньшим их числом (например, Польша, Венгрия, где доля мигрантов не превышает 3%), и, наоборот, страны и города с наиболее высокой долей мигрантов являются и наиболее открытыми для их принятия (Сингапур, Торонто, Ванкувер, где доля мигрантов более 50%)[8] .
В настоящей работе будут рассмотрены вопросы, связанные с правовым регулированием труда иностранных граждан как на уровне основных международных договоров и существующих международных трудовых стандартов в отношении этой категории работников, на уровне региональных организаций, так и на уровне регулирования, предусмотренного российским законодательством в этой сфере.
Целью данного исследования является выявление существующих международных трудовых стандартов в сфере миграции, анализ российского законодательства в свете существующих международных договоров Российской Федерации, выявление основных проблемных вопросов, связанных с правовым регулированием труда иностранных граждан.
Судебная защита конституционных прав на труд граждан Российской Федерации
... права. В нашем случае автор дипломной работы будет рассматривать наиболее действующий механизм защиты трудовых прав граждан - судебный. Таким образом, целью данной работы ... нормах международно-правового регулирования, направленных на искоренение всякой дискриминации в отношении труда и ... своего экономического уровня, повышение культурного статуса (так называемые «позитивные права»), для реализации ...
Задачами исследования являются:
1. Рассмотрение и анализ существующих международных трудовых стандартов, разработанных в рамках международных организаций и подходов к их реализации.
2. Рассмотрение и анализ положений, регулирующих труд иностранных граждан, в рамках региональных интеграционных объединений с участием Российской Федерации.
3. Исследование международных договоров Российской Федерации и реализации их положений в рассматриваемой сфере в российском законодательстве и судебной практике.
4. Анализ судебной практики судов Российской Федерации, особенностей и различий в позициях судов.
5. Выявление практических проблемных вопросов в сфере применения законодательства в отношении трудящихся-мигрантов.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации трудовых и связанных с ними иных прав иностранными гражданами.
Предметом
Методологическую основу исследования составляют как общенаучные методы (индукция, анализ, синтез и др.), так и частнонаучные методы (исторический метод, системно-структурный метод, сравнительно-правовой метод и др.).
Теоретической базой, Нормативную и эмпирическую основу исследования составляет
Научная новизна и значимость настоящей работы состоит в комплексном изучении международно-правых норм и норм российского законодательства в сфере регулирования труда иностранных граждан, в выявлении степени влияния международных трудовых стандартов на российское законодательство в указанной сфере, а также в рассмотренных проблемах и представленных в выводах предложениях по усовершенствованию российского законодательства.
Работа состоит из введения, двух глав, описывающих международно-правовое регулирование труда работников-иностранцев и регулирование труда иностранных граждан в Российской Федерации, и заключения. Первая глава состоит из трех параграфов, раскрывающих общие положения в рассматриваемой сфере в историческом, понятийном аспектах и подходов к пониманию международных трудовых стандартов, положений, разработанных на уровне документов Организации Объединенных Наций и Международной организации труда, являющейся ее специализированным учреждением по вопросам сферы труда, региональных механизмов в рамках Совета Европы. Вторая глава состоит из четырех параграфов, посвященных изучению регулирования труда иностранных работников в рамках региональных интеграционных объединений с участием России, и на национальном уровне: общих положений и подходов, выработанных российским законодательством, анализа существующих в российском законодательстве ограничений для трудоустройства иностранных граждан и практических вопросов в этой области.
См. Официальный сайт Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН //
[2] См. Официальный сайт Международной организации труда // URL: https://www.ilo.org/global/about-the-ilo/newsroom/news/WCMS_652106/lang—en/index.htm (дата обращения 19.05.2020).
[3] См. официальный сайт Министерства внутренних дел РФ // URL: https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/19364859/ (дата последнего обращения 24.05.2020)
Международные договоры Российской Федерации и общепризнанные ...
... этих норм в других государствах и международных организациях. Однако неправильное применение судом общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ может являться основанием к ... методом исследования стали ведущими в представленной работе. Теоретическую основу исследования составляют труды авторов по уголовно-процессуальному праву Р.М. Акутаева, А.А. Андрейкина, В.Н. ...
[4] См. Официальный сайт Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН // URL: https://www.un.org/en/development/desa/population/migration/data/estimates2/estimates19.asp (дата обращения 24.05.2020).
[5] Данные без учета беженцев. См. там же.
[6] Например, в США фактическая доля внешних мигрантов составляет 13,4%, а воспринимаемая населениям, согласно социологическим опросам, — 36%, в Великобритании фактические 13,3% против воспринимаемых 31,4%, в Италии фактические 10% против воспринимаемых 26,3%. См. Ian Goldin, Andrew Pitt, Benjamin Nabarro, Kathleen Boyle. Migration and the Economy. Economic Realities, Social Impacts & Political Choices. Citygroup. 2018. P. 12.
[7] Ian Goldin, Marie McAuliffe. Why it’s time to celebrate migrants. WEF. 2019. // URL: https://www.weforum.org/agenda/2019/12/international-migrants-day-2019-celebrate/ (дата обращения 24.05.2020).
[8] Там же.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/diplomnaya/pravovoe-regulirovanie-truda-inostrannyih-grajdan/
- Нормативные правовые акты
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СПС КонсультантПлюс
- Всеобщая декларация прав человека (принята резолюцией 217 А ( III ) Генеральной Ассамблеей ООН от 10 декабря 1948 г.) // СПС КонсультантПлюс
- Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (принята резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1990 г.) // СПС КонсультантПлюс
- Глобальный договор о безопасной, упорядоченной и регулируемой миграции (принят на Межправительственной конференции ООН в соответствии с Резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН 10 и 11 декабря 2018 г.) // СПС Гарант
- Устав Международной организации труда (с изменениями на 22 июня 1962 г.) // СПС Гарант
- Декларация Международной организации труда «О целях и задачах Международной организации труда» (Филадельфия, 10 мая 1944 г.) // СПС Гарант
- Ко нвенция Международной организации труда №19 «О равноправии граждан страны и иностранцев в области возмещения трудящимся при несчастных случаях» (Женева, 19 мая 1925 г.) // СПС Гарант
- Конвенция Международной организации труда №48 «Об установлении системы международного сотрудничества по сохранению прав, вытекающих из страхования по инвалидности, старости и на случай потери кормильца семьи» (Женева, 22 июня 1935 г.) // СПС Гарант
- Конвенция №97 Международной организации труда «О работниках-мигрантах» (пересмотренная) (Женева 1 июля, 1949 г.) // СПС Гарант
- Конвенция №102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения» (Женева, 28 июня 1952 г.) // СПС Гарант
- Конвенция №118 Международной организации труда «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения» (Женева, 28 июня 1962 г.) // СПС Гарант
- Конвенция №143 Международной организации труда «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении работникам-мигрантам равенства возможностей и обращения» (Женева, 24 июня 1975 г.) // СПС Гарант
- Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (подписано в г. Минске 8 декабря 1991 г.) // СПС КонсультантПлюс
- Соглашение СНГ «О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов» (подписано в г. Москве 15 апреля 1994 г.) // СПС КонсультантПлюс
- Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников Содружества Независимых Государств (Кишинев, 14 ноября 2008 г.) // СПС КонсультантПлюс
- Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.) // СПС КонсультантПлюс
- Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ // СПС КонсультантПлюс
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СПС КонсультантПлюс
- Гражданский кодекс Российской Федерации (четвертая часть) от 18.12.2006 № 230-ФЗ // СПС КонсультантПлюс
- Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ // СПС КонсультантПлюс
- Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ // СПС КонсультантПлюс
- Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ // СПС КонсультантПлюс
- Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс
- Закон РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс
- Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс
- Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СПС Гарант
- Федеральный закон от 31.05.2001 №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс
- Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс
- Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс
- Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СПС Гарант
- Федеральный закон от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс
- Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс
- Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс
- Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс
- Федеральный закон от 01.10.2019 № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС Гарант
- Федеральный закон от 18.03.2020 № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» // СПС Гарант
- Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) // СПС КонсультантПлюс
- Указ Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» // СПС Кодекс
- Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СПС Кодекс
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2009 № 962 «Об утверждении на 2010 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу» // СПС Кодекс
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2010 № 895 «Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2011 год» // СПС КонсультантПлюс
- Постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 № 892 «Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2012 год» // СПС КонсультантПлюс
- Постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.2012 № 1137 «Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2013 год» // СПС КонсультантПлюс
- Постановление Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 № 977 «Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2014 год» // СПС КонсультантПлюс
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 298 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» // СПС КОдекс
- Постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.2014 № 1400 «Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников, пребывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, и утверждении соответствующих квот на 2015 год» // СПС КонсультантПлюс
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 № 1359 «Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников, пребывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, и утверждении соответствующих квот на 2016 год» // СПС КонсультантПлюс
- Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2016 № 1288 «Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников, пребывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, и утверждении соответствующих квот на 2017 год» // СПС КонсультантПлюс
- Постановление Правительства Российской Федерации от 06.12.2017 № 1479 «Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников, пребывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, и утверждении соответствующих квот на 2018 год» // СПС КонсультантПлюс
- Постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2018 № 721 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 06.12.2017 № 1479» // СПС КонсультантПлюс
- Постановление Правительства Российской Федерации от 06.12.2018 № 1494 «Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников, пребывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, и утверждении соответствующих квот на 2019 год» // СПС КонсультантПлюс
- Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2019 № 1579 «Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников, пребывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, и утверждении соответствующих квот на 2020 год» // СПС КонсультантПлюс
- Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2019 г. № 1271 «Об установлении на 2020 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности» // СПС Гарант
- Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2019 г. № 930 «Об установлении на 2020 год запрета на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Республики Саха (Якутия), иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности» // СПС Кодекс
- Постановление губернатора Тверской области от 30 декабря 2019 г. №105-пг «Об утверждении перечня отдельных видов экономической деятельности, по которым устанавливается запрет на привлечение хозяйствующими субъектами иностранных граждан» // СПС Кодекс
- Указ Главы Республики Марий Эл от 03.10.2019 № 159 «Об установлении на 2020 год запрета на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Республики Марий Эл, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности» // СПС Кодекс
- Постановление Губернатора Челябинской области от 06.12.2019 г. № 536 «Об установлении запрета на 2020 год на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Челябинской области, иностранных граждан» // СПС Кодекс
- Утратившие силу акты
- Постановление Правительства РФ от 13.07.2012 № 711 «О вопросах Федеральной миграционной службы» (вместе с «Положением о Федеральной миграционной службе») // СПС КонсультантПлюс
- Иные международные акты
- Рекомендации №1 Международной организации труда «О безработице» // СПС Кодекс