Глава 1. Общие условия приобретения гражданства Российской Федерации
1.1 Понятие и признаки гражданства
В Конституции Российской Федерации кроме заключенных в ней институтов — Конституционного строя, федеративного устройства государства, системы государственной власти и системы местного самоуправления, немаловажное место занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности. По Конституции Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».
Основы правового статуса человека и гражданина отражают, прежде всего, взаимоотношения государства и личности, и это включает в себя принадлежность к гражданству и регулирование отношений по поводу него. Гражданство является тем необходимым условием, которое является обязательным для того, чтобы человек получил те или иные права, свободы и мог исполнять обязанности, признаваемые за гражданином, кроме того, от государства гражданин так же имеет право требовать создания благоприятных условий для жизни, защиту и покровительство гражданам Российской Федерации, находящимися за её пределами [16. С.66].
Гражданство — есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на их признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека, следовательно, гражданином государства является не то лицо, которое проживает на его территории, а то лицо, которое имеет определенные особые связи с государством, которые и составляют содержание гражданства.
Действующая Конституция закрепляет право на гражданство, закрепляет порядок, согласно которому гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с Федеральным Законом. Таким законом сегодня является Закон Российской Федерации «О гражданстве» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ.
В этой дефиниции выделены главные, сущностные черты, характеризующие гражданство.
Правовой характер связи лица с государством, образующий отношение гражданства, выражается в юридическом оформлении этой связи. Гражданство — правовое, а не просто фактическое состояние.
Отношения гражданства не зависят напрямую от факта проживания человека в стране. Немало граждан России постоянно проживает за границей, а население России включает не только граждан, но и постоянно проживающих на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства. Все эти категории лиц составляют население страны, понятие которого характеризуется не как правовое, а как демографическое [19. С.32].
Гражданство Российской Федерации
... человека и гражданина" содержатся еще две важные гаран-тии гражданства (ст. 61). Во-первых, гражданин России не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. ... этим постановлением Конституционного Суда РФ Федеральным за-коном были внесены изменения Закон РФ "О гражданстве Российской Федерации". Установ-лено, что гражданами Российской Федерации также считаются ...
Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. Они основаны на юридическом оформлении отношений гражданства.
Государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.
Гражданство каждого человека юридически оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Ими являются паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указание на гражданство.
В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства от 8 июля 1997 г. (Постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации»), паспорт является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на ее территории. Паспорт обязаны иметь все граждане России, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на ее территории. Паспорта изготавливаются и оформляются по единому для всей Российской Федерации образцу на русском языке (республики, входящие в состав Российской Федерации, могут изготавливать вкладыши к паспорту с текстом на государственных языках этих республик.) В паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения. Делаются также отметки: о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета; об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста; о регистрации и расторжении брака; о детях, не достигших 14-летнего возраста; о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за ее пределами. Срок действия паспорта гражданина: от 14 лет — до достижения 20 летнего возраста; от 20 лет — до достижения 45-летнего возраста; от 45 лет — бессрочно [21. С.14].
Государство регистрирует такие акты гражданского состояния, как рождение и смерть своего гражданина.
Устойчивость отношений гражданства заключается в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений гражданства по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на то органа (сегодня — территориальными органами Федеральной миграционной службы (Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2006 г. № 779 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. № 828»).
Административно-правовой статус граждан Российской Федерации
... лишен гражданства РФ или права изменить его. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства -- двойное гражданство (ст. 62 Конституции Российской Федерации). ...
По инициативе государства сегодня они вообще не могут быть расторгнуты.
Определение в Законе гражданства как связи человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека, знаменовало собой утверждение новой концепции взаимоотношений личности и государства.
Необходимым условием глубокого познания действующего законодательства о гражданстве является анализ его содержания в историческом аспекте. Для этого важно проследить динамику развития правового регулирования различных сторон отношений гражданства.
В царской России существовало подданство, а не гражданство. Причем законодательство о подданстве сохраняло черты средневековых феодальных начал, не основывалось, в отличие от законодательства демократических государств того времени, на юридическом равенстве подданных.
В Российской империи подданные подразделялись на несколько разрядов с особым правовым статусом:
1) природные подданные, в составе которых, в свою очередь, выделялись: а) дворяне; б) духовные лица; в) городские обыватели г) сельские обыватели;
2) инородцы;
3) финляндские обыватели.
Кроме того, четыре группы природных подданных законодательство делило на лиц податного и неподатного состояния. Лица неподатного состояния (дворяне и почетные граждане) пользовались свободой передвижения и получали бессрочные паспорта для проживания на всей территории империи; лица податного состояния (мещане и крестьяне) не обладали этими правами. С принадлежностью к той или иной категории подданных законодательство связывало весьма существенные различия в правах и обязанностях.
Первым актом советской власти по вопросам гражданства был Декрет ВЦИК об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11 (24) ноября 1917 г.
В нем провозглашалось, что все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, все гражданские чины, всякие звания, титулы и наименования гражданских чинов уничтожаются, и устанавливается одно общее для всего населения России наименование — граждан Российской Республики.
1 апреля 1918г. ВЦИК принял Декрет «О приобретении прав российского гражданства». Право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих в пределах РСФСР, было предоставлено местным Советам. Народный комиссариат по внутренним делам регистрировал принятых в гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения.
Конституция РСФСР 1918 года отнесла к предметам ведения Всероссийского съезда Советов и ВЦИК издание общих постановлений о приобретении и утрате прав российского гражданства и о правах иностранцев на территории Республики. За местными Советами Конституция закрепила полномочия предоставлять права российского гражданства тем иностранцам, которые проживали в РСФСР для трудовых занятий, принадлежали к рабочему классу или к трудовому крестьянству.
С образованием Союза ССР было установлено гражданство СССР. В ст.7, Конституции СССР 1924 года закреплялось единое союзное гражданство для граждан союзных республик.
К предмету ведения верховных органов власти СССР относилось «основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев».
Послевоенное развитие СССР с 1945-1953 гг
... Основной задачей в послевоенные годы являлось скорейшее восстановление разрушенного народного хозяйства, перевод экономики на мирные рельсы. Переход от военной экономики к мирной был чрезвычайно ... работы является раскрытие сущности, основных принципов и хронологии развития СССР в послевоенные годы. Задачи исследования: изучить основные этапы экономического, идеологического и культурного ...
29 октября 1924 г. было утверждено Положение о союзном гражданстве. В соответствии с ним правом принятия в союзное гражданство обладали ЦИК союзных республик. Трудящихся иностранцев могли принимать в гражданство исполкомы губернских, областных съездов Советов или ЦИК АССР. Утратившими советское гражданство считались лица, лишенные его на основании законов, принятых до Конституции СССР 1924 года; не возвратившиеся из-за границы; лишенные гражданства по приговору суда. Положение регламентировало вопрос о гражданстве детей в случае изменения гражданства родителей.
Новое Положение о гражданстве Союза ССР было утверждено ЦИК и СНК СССР 13 июня 1930 г. В этом же году 23 ноября постановлением ЦИК и СНК СССР был введен упрощенный порядок приема в гражданство СССР и выхода из него, что и было закреплено в Положении о гражданстве Союза ССР 1931 года.
Это Положение, исходя из конституционного принципа единого союзного гражданства, полно урегулировало вопросы, связанные с признанием лица гражданином СССР, с порядком принятия в гражданство и выхода из него, с гражданством детей. Каждое лицо, находившееся на территории СССР, признавалось гражданином Союза ССР, поскольку не доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства. Положение закрепило, что гражданин СССР является гражданином той союзной республики, в пределах которой постоянно проживает. Если же он по национальности или по происхождению считает себя связанным с другой союзной республикой, то может избрать гражданство, этой республики.
В соответствии с Положением 1931 года принятие иностранных граждан в гражданство одной из союзных республик и тем самым в гражданство СССР осуществлялось постановлением Президиума ЦИК СССР или Президиума ЦИК той союзной республики, в которой они проживали. Президиумы ЦИК союзных республик могли принимать в гражданство СССР иностранных граждан, проживающих за границей, если от них поступали заявления в эти органы.
Выход из гражданства СССР разрешался не только Президиумом ЦИК СССР, но и президиумами ЦИК союзных республик.
Согласно Положению 1931 года, иностранные граждане — рабочие и крестьяне, проживающие в пределах СССР для трудовых занятий, пользовались всеми политическими правами граждан СССР.
Положение устанавливало упрощенный порядок приобретения гражданства СССР и выхода из него в отношении: а) иностранцев — рабочих и крестьян, проживающих в пределах СССР для трудовых занятий, а также иностранцев, пользующихся правом политического убежища вследствие преследования их за революционно-освободительную деятельность; б) лиц, меняющих гражданство в связи с вступлением в брак.
В этих случаях приобретение гражданства и выход из него осуществлялись по постановлению краевого (областного) исполнительного комитета, ЦИК АССР или исполнительного комитета автономной области, если заявитель проживал на территории СССР
Конституция СССР 1936 года, как и предшествующая, закрепила принцип единого союзного гражданства. Она сохранила отнесение к ведению Союза ССР законодательства о союзном гражданстве и о правах иностранцев.
В соответствии с Конституцией СССР 1936 года Верховным Советом 19 августа 1938 г. был принят Закон о гражданстве Союза ССР. Сохраняя сложившиеся принципы гражданства, Закон закрепил ряд новых положений. Он установил, что гражданами СССР являются; а) все лица, состоявшие к 7 ноября 1917 г, в подданстве бывшей Российской империи и не утратившие советского гражданства; б) лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законом порядке.
Гражданство в Российской Федерации
... подтверждающими это гражданство. Ими являются паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, содержащий указание на гражданство лица. В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным ... возраста; о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ за ее пределами. Срок действия паспорта гражданина: от 14 лет – до достижения 20 ...
Лица, не отвечающие данным условиям и проживающие в СССР, признавались лицами без гражданства (апатридами).
Считалось, что такое изменение оснований для признания гражданства СССР было направлено на повышение политического и правового значения статуса гражданина СССР. Закон изменил и порядок решения вопросов о выходе из гражданства и о его лишении. Данные вопросы были отнесены к исключительной компетенции Президиума Верховного Совета СССР. Это отражало развивающиеся процессы усиления централизма советского союзного государства.
В последующие годы принимались многочисленные акты, связанные с решением отдельных вопросов приобретения гражданства СССР И восстановления в гражданстве. К ним относятся указы Президиума Верховного Совета СССР «О порядке приобретения гражданства» и т.д.
До недавнего времени действовал Закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 года, вступивший в силу с 6 февраля 1992 года и дополненный затем рядом нормативных актов.
Закон РФ «О гражданстве» от 31 мая 2002 года на сегодняшний день является действующей редакцией, последним этапом становления и развития института гражданства.
По оценкам экспертов данный закон является самым жестким из существующих в России законов.
Новый закон направлен на приведение национального законодательства в соответствие с подписанной Россией в 1997 году Европейской конвенцией о гражданстве и существенно отличается от действующего закона РФ «О гражданстве в Российской Федерации» от 28.11.1991 года N 1948-1.
В теоретических исследованиях советского периода содержание гражданства трактовалось по-иному. Сущность гражданства сводилась к таким его признакам, как распространение на лицо суверенной власти государства и внутри страны, и за ее пределами, наделение лица государством всей полнотой установленных законом прав, свобод и возложением всех обязанностей. Гражданство трактовалось также как принадлежность лица государству.
В этом отражалась господствовавшая в те времена концепция о приоритете государства по сравнению с личностью, о поглощении личности государством, которое рассматривалось как всеобъемлющая, самая массовая организация трудящихся, всего народа.
Новый подход к содержанию отношений, связанных с гражданством, исходит из признания приоритета общечеловеческих ценностей, означает признание человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами, наделенными взаимной ответственностью.
Закон СССР о гражданстве 1991 года, принятый уже в годы перестройки, демократизации общества, впервые в правовом акте сформулировал понятие гражданства, наполнив его при всём этом новым содержанием, сходным с тем, которое дано в российском законе. При этом в Законе СССР гражданство определялось как политико-правовая связь лица с государством. Такая формулировка, исходившая из господствовавшей в прежние годы идеи о морально-политическом единстве всего советского народа, не была воспринята российским законом как не связанная с сущностью отношений гражданства. Последним свойствен правовой, а не политический характер [27. С.42].
Сущность, понятие и виды российского гражданства
... личность гражданина Российской Федерации на ее территории».7 Системный анализ действующего в России законодательства позволяет выделить следующие виды политико-правовых отношений между Российским государством и человеком: 1. Отечественное гражданство, т.е. гражданство страны, ...
Каждый человек по праву носит название «гражданин», т.к. имеет право на гражданство. Это означает, что граждане пользуются равными правами независимо от того, имеют ли они гражданство по рождению или приобрели его по иным основаниях, и что граждане Российской Федерации не могут быть разделены на какие-то группы или разряды, порождающие, различные права и обязанности. Принцип равенства в качестве права гражданина гарантирует всеобщее и равное избирательное право, обеспечивает защиту национальным меньшинствам, защиту от дискриминации, устанавливает запрет выдачи собственных граждан, запрет привилегий и соответственно равенство всех, граждан перед законом. Этот принцип прослеживается и в характерном для многих современных конституций разделение носителей прав и свобод на две основные категории: гражданам предоставляется более широкий объем прав и свобод; в отношении всех остальных, включая иностранцев, проживающих на территории данного государства, допускаются отдельные изъятия. Это главным образом касается политических прав. Только граждане Российской Федерации могут избирать и быть избранными в представительные органы. Только граждане обязаны защищать Отечество и нести некоторые другие обязанности.80-е годы во многих европейских странах (Франция, ФРГ, Бельгия, Швейцария и т.д.) по мере усиления процессов интеграции все более четко обозначается либерализация оснований приема в гражданство, нарду с этим снимаются ограничения, и расширяется объем прав иностранцев.
В скандинавских странах (за исключением Финляндии) по законам о гражданстве конца 70-х начала 80-х годов иностранцам предоставляются некоторые политические права. В Дании, например, иностранец, проживший здесь 3 года, пользуется активным и пассивным избирательным правом при выборе коммунальных органов; пользуются иностранцы и свободой выражения мнений. При этом свободы собраний и объединений предоставляются только гражданам.
Демократический принцип, провозглашенный в действующей Конституции, является своеобразной гарантией свободного использования российским гражданином его прав и свобод — «гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству».
Согласно ст.4 Закона «о гражданстве» от 31 мая 2002г. принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения.
Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.
Основы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации
... уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (1997 г.); в законах: "О гражданстве Российской Федерации" (2002 г.); o "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места ... и местного самоуправления, не могут нарушать основы правового статуса человека и гражданина. Конституционный статус является основой индивидуального статуса человека, который не постоянен ...
Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.
Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.
Наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
Хотя принудительная высылка российских граждан за пределы России как мера наказания не предусмотрена действующим Уголовным кодексом, в практике иногда наблюдались случаи принудительной высылки российских граждан за пределы России. Так был выслан, например, писатель Александр Исаевич Солженицын. Отсутствие в ранее действовавшей Конституции прямого запрета высылки давало властям возможность действовать произвольно.
Правило, прямо запрещающее высылку российских граждан за пределы России, полностью соответствует статье 13 Всеобщей декларации прав человека, провозглашающей право каждого человека покидать любую страну и возвращаться в свою страну (ч.2 ст.27).
Под выдачей (экстрадицией) понимается передача преступника государством, на территории которого он находится, другому государству в целях привлечения его там к уголовной ответственности или для приведения в исполнение вынесенного там приговора, вопрос о выдаче российского гражданина возникает обычно в случаях, когда такой гражданин, совершив преступление за границей, возвращается на родину.
Ранее действовавшая Конституция тоже запрещала выдачу российских граждан, однако допускала исключение, если они установлены законом или международным договором, но в настоящей нынешней Конституции никаких исключений не предусматривается: российские граждане никогда не должны выдаваться другому государству.
Закона, допускающего выдачу российских граждан, о котором упоминала ранее действовавшая конституция, не было принято, и международные договоры, заключенные Россией выдачу другому государству российских граждан не предусматривают. Так, все двусторонние договоры России о правовой помощи содержат правило о том, что выдача не имеет места, если человек, которого просят выдать, является гражданином запрашиваемого государства. Аналогичную норму содержит Конвенция стран СНГ от 22 января 1993 года о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам.
Правило Конституции о запрещении выдачи российских граждан направлено на защиту прав, что, однако, не означает освобождение от уголовной ответственности. За совершенные за границей преступления российский гражданин не будет отвечать в России по российским законам. Согласно договорам Российской Федерации о правовой помощи каждое из договаривающихся государств обязалось по требованию другого государства осуществлять в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против своих граждан, подозреваемых в том, что они совершили преступления на территории затрагивающего государства. Компетентные органы России обязаны возбуждать уголовное преследование против российских граждан, подозреваемых в том, что они совершили преступления на территории затрагивающего государства. Компетентные органы России обязаны возбуждать уголовное преследование против российских граждан, подозреваемых в совершении преступления, например, в Венгрии, Греции, Польше, Румынии, Финляндии.
Способы приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации
... комплексного анализа порядка приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации Указанными целями обусловлены постановка и решение следующих задач исследовать основания и порядок приобретения и утраты российского гражданства. 1 Признание и прием в российское гражданство Вопрос о наличии российского гражданства зачастую бывает сложным ...
Кроме того, в Законе о Гражданстве говорится о том, что «никто не может быть лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство». Эта норма имеет для нашего общества и его граждан принципиальное значение, ибо исключает из будущего возможность использования этой меры для борьбы с инакомыслием, в целях преследования политических противников, насаждения страха в обществе, что было характерно для нашего государства на протяжении всей его 70-летней истории. Антидемократическая практика лишения гражданства сопровождалась к тому же применением и такой репрессивной меры, как высылка собственных граждан. Между тем подобная практика несовместима со многими международными нормами о правах человека. Так уже выше упомянутая Всеобща декларация прав человека в статье 15 устанавливает, что никто не может быть произвольно лишен гражданства; в Международной Конвенции о сокращении без гражданства говорится о том, что нельзя лишать лицо гражданства, если такое лишение делает его апатридом (ст.8 п.1); в ст.3 Дополнительного протокола N 4 к Европейской Конвенции по защите прав человека и основных свобод содержится специальная норма о запрете высылки с территории государства, гражданином которого он является. Аналогичные запреты можно найти помимо упомянутых источников в конституциях многих государств (ФРГ, ст.16, Испания, ст. II п.2) и законах о гражданстве (Англия, закон о гражданстве 1985 года).
Отказавшись от этого антидемократичного института, российский законодатель тем самым привел наше законодательство в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Попутно заметим, что следовало бы сделать и следующий шаг в этом направлении: определении на уровне закона запретить всякую возможность высылки своих граждан.
Кроме вышеизложенного, гражданин Российской Федерации находится под защитой государства не только на территории самого государства, но и за его пределами. Это правило имеет особое значение в связи с остро стоящей проблемой правового положения российских граждан, проживающих за границей. Это относится и к государствам — бывшим республикам СССР. Нуждаются в защите и российские граждане, выезжающие за границу на время — в командировки, по контрактам, по частным делам и тому подобное.
Кроме этого в международном праве существуют тенденции, призывающие государства стремиться к сокращению числа лиц без гражданства.
1.2 Общие условия приобретения гражданства
1.3 Основания отклонения заявлений о приобретении гражданства Российской Федерации
В предыдущем Законе о гражданстве 1991 г. предусматривалось отклонение ходатайства о приеме в гражданство лиц, состоящих в политических партиях и других организациях, деятельность которых признавалась несовместимой с конституционными принципами Российской Федерации. В новом законе это основание отклонения заявлений о приеме в российское гражданство не предусмотрено.Закон о гражданстве 2002 г. предусматривает ряд оснований отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации, независимо от того, идет ли речь об общем или упрощенном порядке приема в гражданство (ст.16).
Правовое положение иностранных граждан и апатридов в Российской Федерации
... ответственности иностранных граждан и апатридов; ·классификация иностранных граждан в Российской Федерации; ·для выполнения данных задач я буду использовать кодексы, законы, международные договоры и другие ... полезным любому человеку. Иностранными гражданами признаются лица, не имеющие гражданства Российской Федерации и имеющие гражданство иностранного государства. Именно их правовой статус я и буду ...
В соответствии с ним отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, поданные лицами, которые:а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом;в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами РФ или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания);з) не имеют законного источника средств к существованию на день обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или в течение пяти лет непрерывного проживания на территории Российской Федерации, если иной срок проживания на территории Российской Федерации, являющийся условием для обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, не установлен федеральным законом о гражданстве.Таким образом, законодателем учтены многолетняя практика, интересы государства и общества. По сравнению с ранее действовавшим законом основания для отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации существенно расширены и конкретизированы и полностью соответствуют Европейской конвенции о гражданстве [36. С.16].Закон устанавливает (ст.16) также основания, по которым отклоняются заявления о восстановлении в гражданстве Российской Федерации. Так, могут быть отклонены заявления о восстановлении в гражданстве лиц, которые:а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом;в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;г) состояли на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания);з) не имеют законного источника средств к существованию на день обращения с заявлением о восстановлении в гражданстве Российской Федерации или в течение трех лет непрерывного проживания на территории Российской Федерации.Таким образом, в новом Законе о гражданстве 2002 г. расширен перечень оснований для отклонения заявления о приеме или восстановлении в гражданстве Российской Федерации. В частности, в дополнение к двум основаниям, закрепленным еще в предыдущем Законе 1991 г. и сохранившимся в действующем (если лицо выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создает угрозу безопасности России; если лицо осуждено и отбывает наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания)), новый Закон указывает еще шесть.Сейчас заявление о приеме в российское гражданство или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации также отклоняется, если лицо: в соответствии с федеральным законом выдворялось за пределы Российской Федерации в течение пяти лет, предшествующих обращению с соответствующим заявлением о приеме или восстановлении в гражданстве; сообщило о себе заведомо ложные сведения или использовало подложные документы; состоит на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; совершило умышленное преступление на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемое таковым в соответствии с федеральным законом, и имеет неснятую или непогашенную судимость за это преступление; подвергается уголовному преследованию компетентными органами Российской Федерации или иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу); не имеет на день обращения с заявлением или в течение пяти лет непрерывного проживания на территории Российской Федерации (если законом не установлен иной срок проживания) законного источника средств к существованию.
Можно дать определение гражданству как устойчивой правовой связи человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на их признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Состояние гражданства — есть политическая принадлежность индивидуума к данному государству, которая обусловливает характер политико-правовых отношений между личностью и государством.
В настоящее время предусмотрены два основных способа приобретения гражданства: в силу происхождения, а также путем натурализации. Вопросы приобретения гражданства регулируются национальным законодательством и целым рядом международных конвенций. Практика знает приобретение гражданства рядом других способов, в числе которых можно назвать вступление в брак, оптацию, занятие определенных должностей.
Новый Закон о гражданстве 2002 г. расширил перечень оснований для отклонения заявления о приеме или восстановлении в гражданстве Российской Федерации, что делает институт приобретения гражданства более гибким под реальные жизненные условия.
Несмотря на изменения законодательства о гражданстве, основной процедурой приобретения гражданства России является получение гражданства в общем порядке.
Глава 2. Приобретение гражданства Российской Федерации в общем порядке
2.1 Приобретение гражданства по рождению
2.2 Прием в гражданство
2.3 Процедура приема в гражданство
2.4 Приобретение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке
Заключение
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/diplomnaya/priobreteniya-grajdanstva-rf/
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. — 1993. — 25 декабря.
2. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // Российская газета. — 2002. — 5 июня
3. Федеральный закон от 3 января 2006 г. № 5-ФЗ «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2006. — 9 января. — № 2. — Ст.170.
4. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу совершенствования государственного управления в сфере миграции» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2006. — 31 июля. — № 31. — Часть I. — Ст.3420.
5. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2006. — 24 июля. — № 30. — Ст.3285.
6. Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» // Российская газета. — 2002. — 19 ноября.
7. Указ Президента РФ от 19 октября 2005 г. № 1222 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации» (с изменениями и дополнениями от 27 июля 2007) // Российская газета. — 2005 г. — 22 октября.
8. Указ Президента РФ от 3 ноября 2006 г. № 1226 «О внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2006. — 6 ноября. — № 45. — Ст.4670.
9. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // Российская газета. — 1997. — 21 августа.
10. Приказ МВД РФ от 19 февраля 2004 г. № 104 «Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации при рассмотрении вопросов гражданства Российской Федерации» // Российская газета. — 2004. — 9 апреля.
11. Приказ Минобразования РФ от 20 июня 2003 г. № 2606 «Об организации государственного тестирования по русскому языку как иностранному иностранных граждан и лиц без гражданства для приема в гражданство Российской Федерации» // Российская газета. — 2003. — 22 июля.
Материалы практики
12. Разъяснения МВД о порядке получения гражданства России // Комсомольская правда. — 2002. — 12 марта.
13. Приказ МВД РФ от 13 февраля 2002 г. № 121 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию по организации работы органов внутренних дел Российской Федерации при рассмотрении вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденную приказом МВД России от 30 июня 1994 г. № 330» (не действует) // Российская газета. — 2002. — 5 марта.
14. Определение Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2005 г. № 118-О «По жалобе гражданки Даминовой Светланы Рашидовны на нарушение ее конституционных прав пунктом «а» части первой статьи 12 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» // Российская газета. — 2005. — 27 мая.
Научная литература
[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/diplomnaya/priobreteniya-grajdanstva-rf/
15. Авакьян С.А. Гражданство Российской Федерации. — М., 1994. — 280 с.
16. Авакьян С.А. Российское гражданство: опыт и проблемы // Законодательство. — 1997. — № 6. — С.17-25.
17. Актуальные проблемы гражданства: Материалы междунар. науч. -практ. конф. по проблемам гражданства.23-24 февраля 1995 г. — М., 1995. — 89 с.
18. Бабурин С.Н. Современные проблемы российской государственности: территория и гражданство // Государство и право. — 1996. — № 11. — С.32-39.
19. Белкин А.А. О некоторых доктринальных вопросах института гражданства // Правоведение. — 1995. — № 6. — С.15-19.
20. Брянцев О.Г. Гражданство Российской Федерации: Автореф. дис… канд. юрид. наук. — М., 2003. — 23 с.
21. Бурчакова М.А. Российское гражданство: состояние и перспективы правового регулирования: Автореф. дис.: канд. юрид. наук. — М., 2001. — 20 с.
22. Васильев В. Гражданство после распада СССР // Народный депутат. — 1992. — № 18. — С.5-9.
23. Витрук Н.В. Гражданство как правовая связь личности с государством // Проблемы государства и права. — 1976. — №13, — С.17-24.
24. Власенко И.Б. Институт гражданства и формы его государственного регулирования: Дис… канд. юрид. наук. — М., 2004. — 210 с.
25. Власенко И.Б. Правовое содержание основных форм внутригосударственного регламентирования гражданства в современных социально-политических условиях. — М., 1996. — 211 с.
26. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. — М., 1997. — 197 с.
27. Воробьев Н.Ф. Вопросы гражданства в Российском федеративном государстве // Российская государственность: состояние и перспективы развития. — М., 1995. — С.24-29.
28. Дмитриев Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации. — М., 1992. — 201 с.
29. Комкова Г.Н. Некоторые проблемы реализации Закона «О гражданстве Российской Федерации» // Реализация Конституции России: Межвуз. науч. сб. — Саратов, 1994. — С.96-112.
30. Кутафин О.Е. Без гражданства нет и государства // Российская Федерация сегодня. — 2001. — № 12. — С.16-20.
31. Кутафин О.Е. Российское гражданство. — М., 2004. — 166 с.
32. Мещеряков А.В. К истории зарождения советского гражданства. — Саратов, 1986. — 265 с.
33. Миронов А.В. Восстановление в гражданстве Российской Федерации // Журнал российского права. — 2001. — № 2. — С.42-46.
34. Миронов О.О. Российское гражданство и права личности // Представительная власть: мониторинг, анализ, информация. — М., 1996. — № 6. — С.78-93.
35. Нехай Э.А. Реализация права на гражданство в Российской Федерации и некоторых государствах ближнего зарубежья // Актуальные проблемы гражданства. — М., 1995. — С.25-36.
36. Овчинников И.И. Российское гражданство: новый правовой статус // Гражданин и право. — 2002. — № 9/10. — С.15-21.
37. Пашлушкин А. Прием в гражданство и «приказное» правотворчество // Законодательство и экономика. — 2002. — № 9. — С.16-24.
38. Туз А.В. Институт гражданства в системе обеспечения правового статуса личности // Национальные интересы. — 2000. — № 3 (8).
— С.32-39.
39. Черниченко С.В. Право наций на самоопределение и вопросы гражданства // Советское государство и право. — 1964. — № 1. — С.24-30.
40. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. — М., 1997. — 451 с.
41. Чуприс О.И. Понятие и правовая характеристика гражданства // Право и демократия: Межвуз. сб. науч. трудов. — Минск, 1997. — Вып.8. — С. 20-26.
42. Шафир М.А. Гражданство Российской Федерации и его законодательное регулирование // Конституционный строй России. — Вып.1. — М., 1992. — С.152-157.
43. Шевцов В.С. Гражданство в советском союзном государстве. — М., 1969. — 143 с.
44. Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд. — М., 1997. — 256 с.
45. Шингирей Т.Е. Приобретение гражданства Российской Федерации // Обозреватель-Observer Информационно-аналитический журнал. — 1996. — № 6. — С.36-39.
46. Шингирей Т.Е. Институт гражданства Российской Федерации: Автореф. дис… канд. юрид. наук. — М., 1997. — 24 с.
47. Яшин В.Н., Калинин В.Н. Правовое регулирование приобретения и прекращения гражданства в Российской Федерации: современные проблемы // Право и политика. — 2000. — № 11. — С.60-68.
Справочная и учебная литература
[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/diplomnaya/priobreteniya-grajdanstva-rf/
48. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. — М., 1999. — 312 с.
49. Закон о гражданстве Российской Федерации: научно-практический комментарий. — М., 2004. — 167 с.
50. Дмитриев Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации. — М., 1992. — 352 с.
51. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. — М., 1999. — 542 с.
52. Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России. — М., 1999. — 469 с.
53. Комаров С.А. Личность в политической системе российского общества. — М., 1995. — 89 с.
54. Мицкевич А.В. Комментарий законодательства государств — участников СНГ о гражданстве. — М., 1996. — 311 с.
55. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. — М., 1997. — 451 с.
Приложение
Основания и порядок приобретения гражданства
71