ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ В ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Институциональная система современного Европейского Союза состоит

из семи институтов, ключевое место среди которых занимает Европейский

Парламент (ст. 13 Договора о Европейском Союзе (Лиссабонская редакция)).

Правда, такое предписание не указывает на реальное место Европарламента в

институциональном механизме, как и не означает, что формально первое место

он занимал всегда. Создание Европейского Парламента, который избирается

непосредственно гражданами ЕС, Евросоюз выделяет среди других

межгосударственных объединений. В этой связи следует отметить, что хотя

европейская интеграция рассматривается в значительном массиве научных

работ, разработкой правового статуса Европарламента занимается

ограниченный круг исследователей, что предопределяет актуальность

проведения анализа его места и роли в институциональном механизме ЕС.

Среди главных задач, стоящих перед ЕС в течение последних

десятилетий, было усиление демократических начал в его организации. В этой

связи следует подчеркнуть, что именно Европейский Парламент является тем

институтом, с деятельностью которого граждане Европейского Союза

связывают свои надежды как в вопросе привлечения Союза к реализации своих

потребностей, так и относительно его последующей легитимации в духе

классических европейских демократических традиций.

Европарламент – это институт, правовой статус и полномочия которого

подверглись наиболее значительным изменениям. Углубление интеграции

обусловило поиск оптимальной модели института, который бы мог

максимально обеспечить непосредственную и постоянную правовую связь

между гражданином и Союзом, в результате которого произошли изменения

правового статуса Парламента, о чем свидетельствует его трансформация из

органа межпарламентского сотрудничества государств-членов в

представительный институт парламентского типа.83

Определяя Европейский Парламент как представительный орган, трудно

избежать его сравнения с национальными парламентами. Место и роль

62 стр., 30620 слов

Проект Конституционного договора для Европы как попытка реформирования ...

... изучение Европейского союза в целом и проекта Конституционного договора в частности носит институциональный характер. В массе своей изучением процесса реформирования Европейского союза занимаются политические, научно-исследовательские и государственные организации. Среди них ...

Европарламента в его институциональном механизме, обусловлены именно его

представительным характером. Следует отметить, что на каждом этапе

интеграции его законодательные функции уступали по объему аналогичным

функциям национальных парламентов.

Правовой статус Европарламента обусловлен юридически закрепленным

принципом институционального баланса, который присущ политико-правовой

природе Евросоюза. Закрепленные в учредительных договорах полномочия

институтов и органов ЕС, а также формы и принципы сотрудничества между

ними составляют основу горизонтального разделения компетенции, что

собственно и является проявлением принципа институционального баланса.

Этот баланс не является неизменным, иначе эволюция статуса

Европарламента, как, впрочем, и других институтов и органов, была бы

невозможен.

Первое поколение непосредственно избранных членов Европарламента

осознали, слабые полномочия Европейского парламента и активно взялись за

их расширения. Сегодня, благодаря их усилиям, реформам и улучшению

отношений между институтами, ситуация совершенно иная. Депутаты

Европарламента принадлежат к мощному и влиятельному институту, который

играет важную роль в выработке политики ЕС, и выступает в качестве

основного дискуссионного форума ЕС.

Европарламент стремился поднять свой статус в институциональной

системе Сообществ или путем заключения соглашений с другими институтами

или путем толкования в свою пользу учредительных договоров. Стремление

Европарламента усилить свои позиции, с одной стороны, и осознание

странами-участницами необходимости укреплять наднациональный характер

объединения ради повышения эффективности его функционирования.84

Европейский парламент на сегодняшний день обладает широким

спектром полномочий во многих сферах деятельности Европейского Союза.

Европейский парламент принимает бюджет Европейского Союза, утверждает

состав Европейской Комиссии и.т.д. Все эти меры свидетельствуют о том, что

Европейский парламент не только сам по себе стал парламентом в истинном

смысле этого слова, но и мощным институтом в системе органов Европейского

Союза. Европейский парламент не только утверждает бюджет ЕС, участвует в

законодательном процессе практически во всех областях ЕС, к которым

применяется процедура совместного принятия решения.

Также стоит отметить, что в процессе своей деятельности Европейский

парламент тесно сотрудничает с ключевыми органами ЕС, что позволяет

скоординировать подходы к управлению интеграционными процессами как на

национальном, так и наднациональном уровне, успешнее формировать

нормативную базу для регулирования отношений, связанных с различными

аспектами деятельности Европейского Союза, а также установить достаточно

эффективный контроль за деятельностью институтов ЕС. В рамках

взаимодействия институтов Европейского Союза наднациональный

представительный орган становится активным участником принятия решений

по различным аспектам европейской интеграции, одновременно широко

используя свои полномочия по контролю над их исполнением.

Полномочия Европейского парламента во внешнеполитической сфере по прежнему остаются довольно скромными, сводясь только лишь к

4 стр., 1945 слов

Право европейского союза : принципы , система , источники

... с Европарламентом) и вступления в силу любого регламента ЕС, содержащиеся в нём положения становятся непосредственно действующим правом на всей территории Европейского Союза, ... политики. * Институционное право – положения, регулирующие порядок формирования, деятельности и полномочия институтов Европейского Союза. В некоторых научных работах институционное право ЕС далее подразделяется на ...

консультациям и одобрению уже предпринятых акций, что явно не

соответствует той роли, которую представительный орган ЕС играет в других

областях.

Исследование Европейского парламента, проведенное в настоящей

работе, не могло бы претендовать на полноту и научную объективность без

анализа эволюции европейского интеграционного объединения, что позволило85

выделить существенные вехи в становлении наднационального

представительного органа.

Начало изменений в полномочиях Европарламента связывают с

принятием бюджетных договоров 1970 и 1975 гг., благодаря чему он получил

возможность влиять на формирование бюджета Сообществ. Этот шаг привел к

ограничению полномочий национальных парламентов в вопросе

формирования бюджета Сообществ. Расширение его полномочий в бюджетной

сфере означало, что за Сообществами признается право на существование

собственных ресурсов. Западные исследователи считают, что именно с этого

периода начинается постепенная «эмансипация» Европейского Парламента.

Следующий шаг в процессе расширения полномочий Европарламента

также связан с бюджетным договором 1975 г., который ввел согласительную

процедуру, которая требовала получения согласия от Парламента во время

принятия Советом нормативно-правовых актов в определенных сферах. При

этом за Советом оставалось «последнее слово» в законодательном процессе.

Принципиального значения для изменения институционального статуса

Европарламента приобрела процедура проведения всеобщих, прямых выборов,

которое впервые была реализованы в 1979 г.

Очередное расширение полномочий Европарламента произошло после

подписания ЕЕА, который ввел процедуру сотрудничества. Новая процедура

предусматривала проведение второго чтения в Европарламенте при принятии

законодательных актов.

Принципиальное значение для развития статуса Европарламента имел

Маастрихтский договор, который ввел процедуру совместного принятия

решения и расширил существующие полномочия Европарламента, что

способствовало его становления, как одного из ключевого органа Европейского

Союза.

Согласно Лиссабонскому договору Европарламент выступает не

представителем народов государств-участников, а граждан Союза. Парламент86

стал обязательным участником законодательного процесса в рамках

институционального треугольника: Комиссия – Совет–Европарламент. На

сегодняшний день Европарламент несет равную с Советом ответственность в

законодательной сфере. Новая роль Парламента базируется на расширенной

процедуре совместного принятия решения, благодаря чему достигается одна из

целей Лиссабонских реформ – приближение законодательного процесса в

общепринятых демократических стандартах.

Кроме того, Европарламент также получил определенные права в сфере

осуществления контроля над Комиссией, что сделало его более похожим на

13 стр., 6203 слов

Парламент РК. Состав, структура, функции (курсовая)

... Парламент РК Состав, структура, функции. Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции. Полномочия Парламента начинаются ... полномочия местного законодательного (представительного) органа государственной власти - маслихата: 1) утверждение планов, экономических и социальных программ развития территории, местного бюджета ...

национальные законодательные органы; у Европарламента также возросли

полномочия по влиянию на структуру и содержание бюджета ЕС.

Таким образом, проведенный анализ показывает, что Европейский

Парламент является институтом, который наиболее эволюционировал в

процессе углубления интеграции, о чем свидетельствует изменение порядка его

формирования, расширения законодательных, контрольных, бюджетных и

внешнеполитических полномочий. При этом он имеет значительный потенциал

для своего дальнейшего развития, поскольку является единственным среди

институтов Союза, легитимность которого обеспечивается непосредственным

волеизъявлением граждан ЕС, интересы которых он призван отражать и

реализовывать в политике интеграционного объединения.