Управление издержками предприятия

Актуальность заключается в том, что предприятие является самостоятельным субъектом хозяйствования, осуществляющим свою деятельность в условиях рыночной экономики и на данном этапе проблема управления затратами в современных условиях актуальна для большинства российских компаний.

Это объективно обусловливает усложнение его ориентации в системе экономических связей и, следовательно, возрастание значимости функций управления предприятием. В связи с переходом к рыночной экономике в корне меняются задачи и характер управленческой деятельности предприятий.

На первый план в краткосрочной перспективе выходит цель максимизации прибыли, в долгосрочной — увеличение рыночной стоимости предприятий в интересах их владельцев. Приспособление предприятия к рыночным условиям требует как изменения выполняемых функций, так и внутренней организационной перестройки, прежде всего, дополнения организационной структуры новыми звеньями, пересмотра всей системы распределения прав, полномочий и ответственности.

Реформирование предприятий с целью приспособления к рынку начинается с перехода к таким видам управленческой деятельности, как стратегическое планирование, изучение сложившихся на рынке цен, потенциальной емкости и насыщения рынка, выявление конкурентов, их сильных и слабых сторон, анализ эффективности систем сбыта и снабжения, финансовое управление, анализ затрат предприятия,

Высокая себестоимость продукции снижает ее конкурентоспособность и заставляет менеджмент искать причины и резервы снижения затрат. На предприятии отсутствует эффективный механизм планирования, контроля и анализа затрат. Недостаточность качественной и реальной информации о себестоимости отдельных видов продукции и их позиции на рынке по сравнению с продуктами других предприятий снижает эффективность управления. Эффективное управление затратами является действенным инструментом повышения прозрачности и эффективности деятельности предприятия и ее структурных подразделений и возможно только на основе комплексного и системного подхода к решению проблемы, т.е. на основе единой системы управления затратами.

Одним из путей решения этой задачи является разработка и внедрение в практику работы предприятий механизма управления затратами, что влечет за собой поиск научных подходов к выбору методов и способов целенаправленного воздействия на процесс формирования затрат в ходе производства. Необходимость практической проработки вопросов создания механизма управления затратами на конкретном предприятии обусловили актуальность темы данной работы.

3 стр., 1049 слов

Управление затратами предприятия

... методы управления затратами предприятия в ОАО «Ванадий». Цель курсовой работы – изучение управления затратами предприятия ОАО «Ванадий». Учитывая, что успешное достижение указанной цели возможно только после проведения исследования ряда теоретических и практических аспектов управления издержками ...

Целью данной работы является исследование методов и подходов к управлению затратами предприятия и анализ деятельности предприятия и рекомендации по снижению издержек предприятия. Объект исследования — ЗАО «АМТА». Предмет исследования — управление издержками на предприятии.

Исходя их этого задачами курсовой работы являются рассмотреть:

Глава 1. Теоретические основы управления текущими издержками предприятия

Для того, чтобы раскрыть данную тему необходимо изначально изучить сущность затрат и привести их различную классификацию. В современной литературе существует множество определений и большое количество точек зрения на сущность данных понятий. Мы будем придерживаться точки зрения, что следует различать понятие затраты и издержки.

Затраты – это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период времени.

Расходы – это затраты определенного периода времени, документально подтвержденные, экономически оправданные (обоснованные), полностью перенесшие свою стоимость на реализованную за этот период продукцию.

В отличие от затрат расходы не могут быть в состоянии запасоемкости, не могут относиться к активам предприятия. Они отражаются при расчете прибыли предприятия в отчете о прибылях и убытках.

Понятие «затраты» шире понятия «расходы», однако при определенных условиях они могут совпадать.

Понятие «издержки» используется в экономической теории и практике в качестве понятия «затраты» применительно к производству продукции (работ, услуг) в целом или его отдельным стадиям. Некоторые авторы рассматривают понятия «затраты на производство» и «издержки производства» как идентичные, однако это не соответствует действительности. Понятие «издержки» шире понятия «затраты».[1, 79 c.]

Издержки – это совокупность различных видов затрат на производство и продажу продукции в целом или ее отдельных частей.

Например, издержки производства – это затраты материальных, трудовых, финансовых и других видов ресурсов на производство и продажу продукции. Кроме того, «издержки» включают специфические виды затрат: единый социальный налог, потери от брака, гарантийный ремонт и др. Понятия «затраты на производство» и «издержки производства» могут совпадать и рассматриваться как идентичные.[2, 345 c.]

Общественные издержки на производство охватывают все затраты живого и общественного труда и составляют для изготовителя внутреннюю стоимость товара, а поэтому являются базой для определения исходной цены предложения, а также для выбора рациональной предпринимательской политики.

В процессе предпринимательской деятельности предприятие несет денежные затраты. Их характер, состав и структура завися от многих факторов: организационно – правовой формы хозяйствования, отраслевой принадлежности, места занимаемого хозяйствующим субъектом на рынке товаров и капитала, инвестиционной, финансовой и учетной политики, а также установленных законодательно правил и принципов поведения хозяйствующих субъектов в налоговой, кредитной, страховой и фондовой сферах.

48 стр., 23728 слов

Затраты на производство и себестоимость продукции

... отнесению на издержки производства (обращения), это вызывает неоправданное снижение прибыли предприятия. Себестоимость продукции представляет собой затраты предприятия на производство и обращении, служит основой соизмерения расходов и ... высоком спросе на кирпич за период работы завода в составе кооператива "Маяк" снизился объем производства. Это подтверждают следующие данные выпуска кирпича: ...

Классификация затрат позволяет решать вопросы управления затратами на предприятии путем изучения процессов формирования затрат и взаимоотношений между их отдельными группами.

Исходя из экономического содержания, все денежные расходы можно разделить на три группы: расходы, связанные с извлечением прибыли, расходы не связанные с извлечением прибыли, принудительные расходы.[4, 100c ]

Расходы связанные с извлечением прибыли, включают затраты на обслуживание производственного процесса, затраты на реализацию продукции, производство работ, оказание услуг, инвестиции. Следует отметить, что наибольший удельный вес в расходах предприятий занимают затраты на производство и реализацию продукции.

К расходам, не связанным с извлечением прибыли, относят расходы потребительского характера, а также на благотворительные и гуманитарные цели. Затраты этого типа могут опосредованно влиять на доходность компании, формируя ее имидж.

К принудительным расходам относятся налоги и налоговые платежи, отчисления в государственные внебюджетные фонды, расходы по обязательному страхованию, созданию резервов, штрафные санкции.

Расходы, связанные непосредственно с извлечением прибыли, состоят из материальных затрат, затрат на оплату труда, накладных расходов, инвестиций.

Материальные затраты включают в себя оплату сырья и материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, топлива и энергии всех видов, расходы на тару и др. Их структура во многом определяется отраслевой принадлежностью предприятия.[5, 75c]

Основой для определения стоимости материальных затрат является цена их приобретения без учета косвенных налогов. Цена приобретения материалов, отраженная в счет – фактуре, составляет их базовую себестоимость. К ней следует добавить расходы по перевозке, доставке и хранению. Если материальные запасы импортируются, то их базовая себестоимость возрастает на величину таможенных пошлин и других таможенных расходов.

Затраты на оплату труда представляют собой денежные и натуральные выплаты работникам предприятия для обеспечения нормального воспроизводства рабочей силы. Натуральные выплаты учитываются в денежной форме и включаются в совокупный годовой доход работника. В состав данных расходов входят все выплаты, которые формируют фонд оплаты труда в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, к ним относят материальную помощь, премии из целевых средств, оплату дополнительных отпусков, единовременные пособия и надбавки к пенсиям, компенсационные и другие выплаты, производимые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов и налоговых платежей.

К накладным расходам относятся административно- управленческие расходы, арендная плата, амортизация нематериальных активов, затраты вспомогательного производства и др.

Как уже упоминалось выше, затраты на производство и реализацию продукции являются самыми весомыми в осуществлении предпринимательской деятельности предприятием, следовательно, их изучение является важным моментом при рассмотрении затрат предприятия. Они классифицируются по учетному признаку, по способу отнесения на единицу произведенной продукции, по степени однородности затрат.[6,150c]

14 стр., 6620 слов

Особенности анализа переменных и постоянных затрат

... продукции в периоды неблагоприятной конъюнктуры. Кроме того, данную группировку затрат можно использовать при анализе и прогнозировании безубыточности производства и в конечном счете при выборе экономической политики предприятия. Постоянные издержки ...

Амортизация основных фондов включается в состав себестоимости продукции по установленным нормам к балансовой стоимости основных фондов. Амортизационные отчисления не представляют собой денежные затраты. Это расчетная величина, позволяющая предприятию накапливать собственные средства для инвестиций. Денежную форму амортизационные отчисления приобретают при финансировании за счет этого источника инвестиционных программ.

Отдельная группа затрат включает в себя затраты, связанные с подготовкой следующего периода производства. К ним относятся: остатки незавершенного производства, резерв предстоящих расходов и платежей и расходы будущих периодов.

Прочие затраты включают командировочные, представительские расходы, затраты на рекламу, погашение процентов по краткосрочным банковским кредитам, административные расходы, затраты по созданию ремонтных фондов и т.п. В пределах законодательно установленных норм их относят на себестоимость продукции, сверхнормативные расходы погашаются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения.[7,54c]

Операционными расходами являются: расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации; расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности; расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции; расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями; прочие операционные расходы.

Внереализационными расходами являются: штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных организацией убытков; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, других долгов, не реальных для взыскания; курсовые разницы; сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов); прочие внереализационные расходы.