Последние десятилетия показали, что земная биосфера в целом и её отдельные составляющие — экосистемы различных уровней — обладают ограниченными возможностями для обеспечения своего нормального функционирования и воспроизводства в условиях чрезмерного воздействия человеческой деятельности. Поэтому, в ряду глобальных проблем, важное место занимают такие вопросы, как истощение доступного природно-ресурсного потенциала Земли и загрязнение природной среды. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного влияния на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство. Охрана окружающей природной среды — одна из наиболее актуальных проблем современности.
Объектом представленного исследования являются: деятельность человека по использованию природных ресурсов, рациональное использование последних и деятельность по охране окружающей среды, а предметом — природная среда и её ресурсы.
Цель работы: исследование деятельности по охране окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в нашей стране.
Данная цель и предопределила постановку задач данного исследования: охарактеризовать сущность охраны окружающей среды и роль ресурсосбережения в нашей стране; показать принципы и приоритеты деятельности государства по охране окружающей среды и ресурсосбережению; рассмотреть основные направления по ресурсосбережению: вода, атмосферный воздух, зеленые насаждения.
При написании работы были использованы следующие методы исследования: анализ и синтез научной и учебной литературы по заявленной теме, а также обзор законодательства. Научную основу работы составляют учебники, монографии и научные труды различных авторов.
1. Сущность ресурсосбережения и охраны окружающей среды
1 Понятие рационального использования природных ресурсов
Человек всегда использовал окружающую среду в основном как источник ресурсов, однако в течение очень длительного времени его деятельность не оказывала заметного влияния на биосферу. Лишь в конце прошлого века изменение биосферы под влиянием хозяйственной деятельности обратили на себя внимания ученых. В первой половине прошлого столетия эти изменения нарастали и в настоящее время лавиной обрушились на человеческую цивилизацию. Стремясь к улучшению условий свой жизни, человек постоянно, наращивает темпы материального производства, не задумываясь о последствиях. При таком подходе большая часть взятых от природы ресурсов возвращается ей в виде отходов, часто ядовитых или непригодных для утилизации. Это создает угрозу существованию и биосферы, и самого человека. Единственный выход из этой ситуации заключается и в выработке новых систем рационального использования природных ресурсов, и в благоразумии человека.
Оценка экологического состояния среды и последствий деятельности человека
... защите окружающей среды. Экологический ущерб окружающей природной среде означает фактические экологические, экономические или социальные потери, возникшие в результате нарушения природоохранного законодательства, хозяйственной деятельности человека, стихийных экологических бедствий, катастроф. Ущерб проявляется в виде потерь природных, трудовых, материальных, финансовых ресурсов ...
Один из законов экологии гласит: «любое производимое нами вещество не должно нарушать ни один природный биогеохимический цикл». Это закон разумного, сознательного природопользования. Нельзя забывать, что человек — тоже биологический вид, что он часть природы, а не ее властелин. Это означает, что нельзя пытаться покорить природу, а нужно сотрудничать с ней.
Выделяют следующие основные проблемы сохранения окружающей среды, включающие технологию рационального природопользования.
а) проблема использования минеральных ресурсов. Ежегодно из недр земли извлекается 100 млрд. тонн минеральных ресурсов, включая топливные, из которых 90 млрд. тонн превращается в отходы. Поэтому ресурсосбережение и снижение уровня загрязнения окружающей среды — две стороны одной медали. Как остановить или замедлить этот процесс истощения ресурсов? Единственная возможность — смоделировать в промышленности биосферный круговорот веществ. Нужно чтобы полезные элементы, содержащиеся в сырье, не попадали на свалки, а многократно использовались.
б) рациональное использование водных ресурсов. Водоотводящие системы и сооружения — это один из видов инженерного оборудования и благоустройства населенных пунктов, жилых, общественных и производственных зданий, обеспечивающих необходимый санитарно-гигиенические условия труда, быта и отдыха населения. Системы водоотведения и очистки состоят из комплекса оборудования, сетей и сооружений, предназначенных для приема и удаления по трубопроводам бытовых производственных и атмосферных сточных вод, а также для их очистки и обезвреживания перед сбросом в водоем или утилизацией.
в) рациональное использование почвенных ресурсов. Неуправляемое влияние на климат в совокупности с нерациональным ведением сельского хозяйства способно привести к значительному снижению плодородия почв, большим колебанием урожайности культур. А ведь уменьшение производства продовольствия даже на 1% может привести к гибели от голода миллионов человек. Под действием хозяйственной деятельности происходят засоления почв, исчезновение многолетних растений, наступание песков, а в современное время эти процессы ускорились и приняли совсем другие масштабы. За свою историю человек превратил в пустыню не менее 1 млрд. гектаров некогда продуктивных земель.
Чрезмерная концентрация животных на незначительных площадях с неустойчивым растительным покровом, возобновление которого затруднено из-за нехватки влаги и бедности почв, приводит к перевыпасу и, как следствие, к разрушению почв и растительности. В засушливых районах почвы часто песчаные, и возникают участки с незакрепленными песками, которые развеиваются ветрами. Опустынивание признано одной из глобальных проблем человечества, решение которой требует объединение усилий всех стран.
Государственное управление в области охраны окружающей среды ...
... россиян. Обеспечение экологической безопасности и реализация конституционного права граждан РФ на здоровую окружающую среду – вот те основные задачи, которые должны быть решены в процессе государственного управления охраны окружающей среды и природопользования. ...
г) рациональное использование лесных ресурсов. Сокращение лесных площадей и деградация лесов — обезлесение — стали одной из глобальных экологических проблем. Причиной обезлесения в развивающихся странах остается, в частности, потребность в топливе. Высокий спрос на древесное топливо подхлестывает вырубку лесов. Рациональное использование природных ресурсов необходимо, т.к. леса — «легкие нашей планеты», а значит, если произойдет полная вырубка леса, то резко уменьшится выработка кислорода.
д) реутилизация, как одно из важнейших направлений производства по сокращению расходов первичных ресурсов. Реутилизация, или рециклинг — это повторное или многократное использование ресурсов. В мире наметился ощутимый прогресс в развитии рециклинга.
е) ресурсосберегающие технологии. В настоящее время огромное количество металла уходит в стружку. Некоторые машины (экскаваторы, станки, машины, трактора) весят очень много, что затрудняют их утилизацию. Порошковая металлургия — один из важнейших способов экономии металла. Если при металлообработке литья и проката в стружку уходит 60-70% металла, то при изготовлении деталей из пресс-порошков потеря материалов не превышает 5-7%. Это не только экономит сырьё, но и энергию, снижает загрязнение атмосферы и воды.
ж) комплексное использование сырья. Значительную экономию первичных ресурсов может обеспечить комплексное использование сырья, т.е. получение из него сразу многих полезных веществ.
Таким образом, изменить радикальным образом экологическую ситуацию в стране возможно лишь на основе проведения активной экологической политики. Под экологической политикой следует понимать систему мероприятий, направленных на решение задач в области рационального природопользования и охраны окружающей среды. Какие основные принципы и приоритеты государственной политики по охране окружающей среды и ресурсосбережению рассмотрим ниже.
2 Цели и приоритеты по охране окружающей среды
Различают непосредственные, перспективные и конечные цели охраны окружающей среды в промышленности. Непосредственная цель заключается в сохранении и оздоровлении окружающей среды в процессе экономического развития, рациональном использовании и воспроизводстве природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений. Перспективная цель — организация безотходного производства в промышленности. Конечная цель — обеспечение экологизации всей производственно-хозяйственной деятельности, принцип сочетания экономических и экологических интересов.
Основные направления муниципальной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности должны базироваться на следующих основных принципах:
- обеспечения экологической безопасности нынешнего и будущих поколений жителей населенных пунктов;
- подхода к охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности не как к отдельной изолированной области деятельности, а как к составной части всех без исключения сфер городского и сельского хозяйства;
- обязательности оценки воздействия на окружающую среду при разработке и реализации градостроительных, инженерных, промышленных и иных проектов на территории муниципалитетов;
- презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, приоритете экологической безопасности;
- допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду только исходя из требований в области охраны окружающей среды;
- использования наилучших из существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов для обеспечения снижения негативного воздействия на окружающую среду;
- открытости и доступности экологической информации для населения муниципалитетов;
- участия граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды.
Для реализации означенных принципов исполнительными органами государственной власти должны определяться следующие приоритеты городского развития:
Организационно-правовые основы деятельности правоохранительных ...
... и охраной природных ресурсов, и, в первую очередь, с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ. ... национального дохода страны. Экологическая проблема номер один в РФ–загрязнение окружающей среды. Последовательно ухудшается здоровье ... милиции охрану объектов природы или природных комплексов; обеспечивают проведение мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов ...
- реализация предупредительных мероприятий, направленных на устранение причин ухудшения качества окружающей среды;
- совершенствование природоохранительного законодательства;
- приоритет экологической безопасности при разработке и реализации градостроительных, инженерных, промышленных и других проектов на территории муниципалитетов;
- повышение экологической безопасности предприятий города путем внедрения на них системы управления окружающей средой;
- согласованное решение задач экономического развития и экологической безопасности;
- развитие и совершенствование эколого-просветительской деятельности и непрерывного экологического образования для формирования экологически ответственного мировоззрения жителей всех возрастов.
Реализация выше установленных принципов и приоритетов должна осуществляться путем совершенствования действующих, разработки и внедрения новых механизмов муниципальной экологической политики, которая включает в себя развитие нормативно-правовой базы, экономический и финансовый механизмы, систему экологического мониторинга и контроля, а также проведения научных исследований в целях более глубокого понимания экологических проблем и поиска путей их решения, формирования общественного экологического сознания.
Таким образом, составной и важнейшей частью содержания оптимальной экономии сырьевых ресурсов должно быть рациональное использование имеющихся в стране природных ресурсов, уменьшение негативных последствий загрязнения вредными веществами атмосферного воздуха и воды. Но несмотря на работу государства в этом направлении анализ состояния окружающей среды показывает, что улучшения экологической обстановки в стране пока не произошло: слабо развита индустрия переработки бытовых и промышленных отходов; нерационально используются городские территории, сокращается общее количество зеленых насаждений и увеличивается доля деградированных деревьев и кустарников. Несмотря на сокращение объемов промышленного производства, и резкого падения массы выбросов от промышленных предприятий не наблюдается улучшения качества атмосферного воздуха, что обусловлено плохим техническим состоянием транспортных средств и тем, что увеличение автомобильного парка городов не сопровождается адекватным дорожно-транспортным строительством и мерами по организации движения. Отсутствует полноценная законодательная база по обеспечению экологизации хозяйственной деятельности; не создан эффективный экономический механизм стимулирования ресурсосбережения, внедрения экологически чистых технологий и сокращения отходов производства. О том, что составляет основу законодательства в области экологии, рассмотрим в следующей структурной части работы.
Использование и охрана растительности
... использование недр, водных ресурсов, воздуха. Охрана растительности и животных. контрольная работа, добавлен 29.01.2013 Взаимодействие человека и природы. Понятие природных ресурсов. Рациональное использование и охрана земных, водных и воздушных ресурсов. ... В.В. Окружающая среда России на рубеже тысячелетий. Популярный доклад о состоянии окружающей среды в России / Под ред. И.А. Панкеева и Н.Г. ...
3 Законодательство по охране природы
Законодательство в направлении охраны природы основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «Об охране окружающей среды», других законодательных актах, регулирующих отдельные вопросы охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, Уставах муниципальных образований, нормативных правовых актах Администрации муниципалитетов, а также учитывают положения, изложенные в «Повестке дня на XXI век» и других документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию и других международных конвенциях. Реализация идей, заложенных в законодательных актах, должна привести к усилению природоохранных и ресурсосберегающих мотиваций при принятии социально-экономических, промышленных и градостроительных решений.
Так, правовыми основами лесного законодательства являются Лесной кодекс РФ, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Правовыми основами соблюдения земельного законодательства являются: Конституция РФ (ст. ст. 9, 36); Федеральный закон «Об охране окружающей среды»; Земельный кодекс РФ и др.
Правовыми основами соблюдения водного законодательства являются Водный кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Правовые меры охраны животного мира призваны обеспечить сохранение и воспроизводство животных и их популяций, а также естественную среду их обитания. Особой охране подлежат редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных, занесенных в Красную книгу РФ. Меры юридической ответственности за нарушения экологических требований по рациональному использованию и охране животного мира отражены в следующих нормативных актах: Федеральный закон РФ «О животном мире»; КоАП РФ; УК РФ.
Правовыми основами законодательства об охране атмосферного воздуха является Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» и принимаемые в соответствии с ним другие нормативные правовые акты РФ и ее субъектов, регулирующие нормы допустимого загрязнения атмосферы, определяющие ПДК и ПДВ загрязняющих веществ, а также решающие другие вопросы охраны атмосферного воздуха.
Таким образом, законодательство Российской Федерации в области охраны окружающей среды сегодня позволяет обеспечивать сохранение качества окружающей среды в Российской Федерации. В него входят вышеперечисленные федеральные законы, основной проблемой является обеспечение соблюдения требований указанных законов. Далее мы рассмотрим основные и актуальные для муниципалитетов направления в ресурсосбережении: энерго-, водосбережение, охрана атмосферного воздуха и зеленых насаждений.
2. Основные направления рационального использования ресурсов
1 Энергосбережение
Энергосбережение (экономия электроэнергии) представляет собой реализацию правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное (рациональное) использование (и экономное расходование) топливно-энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии. Энергосбережение — важная задача по сохранению природных ресурсов.
Объекты окружающей среды, подлежащие особой охране
... с ней в неразрывной связи, то он является объектом иных правоотношений. Однако компоненты природной среды (ресурсы), согласно ФЗ «Об охране окружающей среды» не дифференцируются по видам территории и, по сути, ... неживые, и живые ресурсы, находящиеся в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах. Термин «живые ресурсы» будет употребляться в данной работе. Живые ресурсы - это, прежде ...
В настоящее время наиболее насущным является бытовое энергосбережение (энергосбережение в быту), а также энергосбережение в сфере ЖКХ. Препятствием к его осуществлению является сдерживание роста тарифов для населения на отдельные виды ресурсов (электроэнергия, газ), отсутствие средств у предприятий ЖКХ на реализацию энергосберегающих программ, низкая доля расчетов по индивидуальным приборам учета и применение нормативов, а также отсутствие массовой бытовой культуры энергосбережения.
При установке объектов вырабатывающих энергию (ГЭС, АЭС, ТЭС) применяются требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики (ст. 40 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Общим и обязательным требованием в области охраны окружающей среды к проектам (по строительству объектов электроэнергетики) является проведение обязательной государственной: экспертизы промышленной безопасности; экологической экспертизы; экспертизы безопасности гидротехнических сооружений (для проектов строительства гидравлических электростанций); экспертизы безопасности ядерных установок (для проектов строительства атомных электростанций).
При проектировании и строительстве ТЭС должны предусматриваться их оснащение высокоэффективными средствами очистки выбросов и сбросов загрязняющих веществ, использование экологически безопасных видов топлива и безопасное размещение отходов производства.
При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации ГЭС должны учитываться реальные потребности в электрической энергии соответствующих регионов, а также особенности рельефов местностей. Так же, должны предусматриваться меры по сохранению водных объектов, водосборных площадей, водных биологических ресурсов, земель, почв, лесов и иной растительности, биологического разнообразия, обеспечиваться устойчивое функционирование естественных экологических систем, сохранение природных ландшафтов, особо охраняемых природных территорий и памятников природы, а также приниматься меры по своевременной утилизации древесины и плодородного слоя почв при расчистке и затоплении ложа водохранилищ и иные необходимые меры по недопущению негативных изменений природной среды, сохранению водного режима, обеспечивающего наиболее благоприятные условия для воспроизводства водных биологических ресурсов.
В настоящее время энергоэффективность и энергосбережение входят в 5 стратегических направлений приоритетного технологического развития, названных Президентом РФ Дмитрием Медведевым. Одна из важнейших стратегических задач страны, поставленной Президентом — снижение энергоемкости отечественной экономики на 40% к 2020 году. Для ее реализации необходимо создание совершенной системы управления энергоэффективностью и энергосбережением.
Статистика окружающей среды и природных ресурсов
... В статистической науке и практике выделилась самостоятельная отрасль статистики - статистика окружающей среды. Таким образом, природные ресурсы (лес, вода, земля, полезные ископаемые, дикие животные и т.д.) являются ... т.п.). Однако в современных условиях содержание и направление деятельности по охране природы и сохранению природно-ресурсного потенциала значительно расширились. Главными направлениями ...
Таким образом, наиболее распространенный способ экономии электроэнергии — оптимизация потребления электроэнергии на освещение. Основными мероприятиями по экономии электроэнергии являются: максимальное использование дневного света (повышение прозрачности и увеличение площади окон, дополнительные окна); повышение отражающей способности стен (поклейка светлых обоев, белый потолок); оптимальное размещение световых источников (местное освещение, направленное освещение); повышение светоотдачи существующих источников (замена люстр, плафонов, удаление грязи с плафонов, применение более эффективных отражателей); применение энергосберегающих ламп; применение устройств управления освещением (датчики движения и акустические датчики, датчики освещенности, таймеры); внедрение автоматизированной система диспетчерского управления наружным освещением.
2 Охрана и рациональное использование водных ресурсов
Сточные воды — это воды, использованные на бытовые, производственные или другие нужды и загрязненные различными примесями, изменившими их первоначальный химический состав и физические свойства, а также воды, стекающие с территории населенных пунктов и промышленных предприятий в результате выпадения атмосферных осадков или поливки улиц.
В зависимости от происхождения вида и состава сточные воды подразделяются на три основные категории: бытовые (от туалетных комнат, душевых, кухонь, бань, прачечных, столовых, больниц; они поступают от жилых и общественных зданий, а также от бытовых помещений и промышленных предприятий); производственные (воды, использованные в технологических процессах, не отвечающие более требованиям, предъявляемым к их качеству; к этой категории вод относят воды, откачиваемые на поверхность земли при добыче полезных ископаемых); атмосферные (дождевые и талые; вместе с атмосферными отводятся воды от полива улиц, от фонтанов и дренажей).
Городские сточные воды представляют собой смесь бытовых и производственных сточных вод. Бытовые, производственные и атмосферные сточные воды отводятся как совместно, так и раздельно.
Водоемы загрязняются в основном в результате спуска в них сточных вод от промышленных предприятий и населенных пунктов. В результате сброса сточных вод изменяются физические свойства воды (повышается температура, уменьшается прозрачность, появляются окраска, привкусы, запахи); на поверхности водоема появляются плавающие вещества, а на дне образуется осадок; изменяется химический состав воды (увеличивается содержание органических и неорганических веществ, появляются токсичные вещества, уменьшается содержание кислорода, изменяется активная реакция среды и др.); изменяется качественный и количественный бактериальный состав, появляются болезнетворные бактерии. Загрязненные водоемы становятся непригодными для питьевого, а часто и для технического водоснабжения; теряют рыбохозяйственное значение и т.д.
Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения запрещают сбрасывать в водоемы сточные воды, если этого можно избежать, используя более рациональную технологию, безводные процессы и системы повторного и оборотного водоснабжения, а также если сточные воды содержат ценные отходы, которые можно утилизировать. Широкое распространение получило повторное (последовательное) использование водных ресурсов. При этой системе водоснабжения вода используется последовательно в нескольких производственных процессах или в оборудовании без дополнительной обработки и очистки или после соответствующей очистки. Часто такой способ встречается в отделочном производстве при промывке или крашении продукции. В ряде отраслей промышленности 90-95% сточных вод используется в системах оборотного водообеспечения, предназначенных для многократного использования воды в технологических процессах. При оборотном водоснабжении предусматривается очистка сточной воды, охлаждение оборотной воды, обработка и повторное использование сточной воды. Применение оборотного водоснабжения позволяет в 10-50 раз уменьшить потребление природной воды.
Режим пользования водными объектами
... по отношению к старому. Иначе говоря, предполагается, что каждый новый закон должен быть лучше того, который он заменил. Понятия водных объектов Воды являются важнейшим компонентом окружающей природной среды, ... и ко многим другим видам поверхностных водных объектов. Водный режим Объем - это количество воды, поддающееся измерению, хотя в Кодексе не установлены количественные нормативы, на основании ...
Таким образом, основным направлением уменьшения сброса сточных вод и загрязнения ими водоемов является создание замкнутых систем водного хозяйства, в которой вода используется в производстве многократно без очистки или после соответствующей обработки, исключающей образование каких-либо отходов и сброс сточных вод в водоем. Создание оборотных и замкнутых систем водоснабжения — наиболее перспективный путь уменьшения потребления воды. Для защиты гидросферы от загрязнения применяют различные методы очистки производственных и бытовых сточных вод. В рамках экономии воды для нужд потребителей основными мероприятиями являются: установка индивидуальных приборов учета воды; установка сливных бачков к унитазу, имеющих выбор интенсивности слива воды; установка полуоборотных или джойстиковых кранов; повышение ресурсосберегающей культуры у населения.
3 Охрана атмосферного воздуха
Атмосферный воздух — жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. Загрязнение воздушного бассейна является ключевым фактором, оказывающим негативное воздействие на состояние природной среды города. По данным Всемирной организации здравоохранения от 40 до 50% заболеваний человека в наше время могут быть связаны с изменением окружающей среды и в первую очередь — с загрязнением атмосферы.
Уровень загрязненности атмосферного воздуха городов определяется выбросами загрязняющих веществ от стационарных источников и автотранспорта. Для больших городов наиболее актуальной является проблема загрязнения воздуха автотранспортом. Автомобиль является низким источником, то есть выбросы загрязняющих веществ производятся на уровне дыхания человека, что способствует быстрому проникновению их в органы дыхания и усугубляет тем самым их вредное воздействие на организм человека. Опыт крупнейших зарубежных городов показывает, что для решения проблемы снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха автотранспортом целесообразна политика обеспечения максимальной комфортности пользования общественным транспортом при параллельном создании «неудобств» для использования личного автотранспорта. Первостепенное значение для уменьшения загрязнения атмосферы выбросами автомобилей имеет техническое состояние автотранспортного средства.
Так же велик «вклад» стационарных источников (различные промышленные предприятия) в выброс загрязняющих веществ. Основными мероприятиями, проводимыми предприятиями по охране атмосферного воздуха, являются перевод ТЭЦ и котельных на сжигание природного газа, ввод и реконструкция газоочистного оборудования.
Правовой режим лесного фонда
... правового режима земель лесного фонда Согласно ст. 101 1. К землям лесного фонда относятся лесные ... биологически взаимосвязанных и влияющих на окружающую среду. Лес - один из важнейших ... правового и экономического механизма для обеспечения комплексного и рационального использования лесных ресурсов, а также охраны и воспроизводства лесов с учетом их экологического значения. Перевод земель лесного фонда ...
Таким образом, основные мероприятия по охране атмосферного воздуха, проводимые государством, включают в себя законодательные, архитектурно-планировочные, технологические и санитарно технические. Так же необходимо повышать экологическую культуру населения.
4 Сохранение и развитие зеленых насаждений
окружающая среда природопользование экологический
Озеленение — одно из совершенных и сравнительно дешевых способов оптимизации городской среды. Зеленые насаждения в городе выполняют различные функции, главнейшими из которых является оздоровление воздушного бассейна города и улучшение микроклимата.
В последние годы резко возросла техногенная и рекреационная нагрузка на пригородные и городские природные территории. Происходит сокращение площади зеленых насаждений. Негативное воздействие на зеленые насаждения населенных пунктов оказывает возросшая интенсивность автомобильного движения и применение агрессивных противогололедных реагентов. Благоустройство территорий в районах новостроек часто осуществляется строительными организациями с грубыми нарушениями проектов озеленения. Большинство ведомственных зеленых насаждений характеризует отсутствие единой системы зеленых насаждений. На территории производственных зон, как правило, не осуществляется уход за зелеными насаждениями и участками природного комплекса, в связи, с чем они находятся в неудовлетворительном состоянии.
Для устойчивого функционирования и эффективного развития садово-паркового хозяйства муниципалитетов необходимо: привести величину восстановительной стоимости платы за уничтожение зеленых насаждений в соответствие с расценками на посадку; создать бюджетный фонд, в который будут вноситься компенсационные платежи, с дальнейшим их целевым расходованием исключительно на восстановление зеленых насаждений; ежегодно увеличивать объем финансирования на капитальный ремонт и реконструкцию садово-парковых объектов.
На сегодняшний день, к сожалению, четко выраженных экономических механизмов понуждения природопользователя к рациональной природоохранной деятельности не существует. Хотя можно отнести к основным инструментам экономических механизмов, действующих в настоящее время, следующие меры: платежи за право пользования природными ресурсами, платежи, идущие на цели воспроизводства и охраны природных ресурсов и объектов, компенсационные платежи за возмещение вреда, причиненного природной среде разрешенной деятельностью, штрафные санкции за несоблюдение экологических требований, принимаемых на себя природопользователями в процессе разрешенной деятельности, и, наконец, штрафные санкции, применяемые в административном порядке к нарушителям природоохранного законодательства. Перечисленные меры закреплены в нормативных правовых актах, но являются, скорее, экономическими санкциями, а не поощряющим инструментом ресурсосбережения и охраны окружающей среды.
Таким образом, сегодня, новое поколение менеджеров начинает убеждаться в необходимости пересмотреть отношения бизнеса к экологической политике. Становится все более очевидным, что систематически реализуемые, продуманные и эффективные меры по охране окружающей среды, ресурсосбережению, снижению экологических предпринимательских рисков находятся в области стратегических интересов компании, вполне соответствуя ее целям завоевать и поддерживать конкурентные преимущества.
Заключение
Подводя итог данной работы можно констатировать то, что человечество, наконец, то осознало нависшую над собой опасность и стало принимать активные меры по предотвращению дальнейшего загрязнения окружающей среды. Для реализации этих мер и были созданы различные международные организации. Их создание было, обусловлено и тем, что загрязнение окружающей среды приобрело глобальный характер и усилий отдельно взятых государств стало недостаточно для их решения. Управление охраной окружающей природной среды — это осуществление наблюдений, исследования, экологической экспертизы, контроля, прогнозирования, программирования, информирования и другой исполнительно-распорядительной деятельности. Цель управления — реализация законодательства, контроль за соблюдением требований экологической безопасности, обеспечение проведения эффективных и комплексных мероприятий по охране окружающей природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, достижению согласованности действий государственных и общественных органов в области охраны окружающей природной среды.
Таким образом, основные направления ресурсосбережения являются: снижение материалоемкости единицы продукции прежде всего за счет более экономичных конструктивных решений и широкого применения ресурсосберегающей техники ч безотходной технологии; сокращение потерь топливно-энергетических и других материальных ресурсов в производственном процессе; утилизация и полное использование всех отходов сырья, материалов и вторичных тепловых ресурсов, бытовых отходов; комплексная переработка первичных сырьевых ресурсов, природных богатств. Здесь должны быть найдены и умело применены наиболее эффективные в новых условиях хозяйствования экономические рычаги и стимулы ресурсосбережения на каждом участке производства, в каждом трудовом коллективе. Экономия ресурсов является определяющим фактором, важнейшей функцией ресурсосберегающего типа развития и его хозяйственного механизма в смешанной экономике.
Список используемой литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kontrolnaya/ohrana-i-ratsionalnoe/
Нормативные источники
[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kontrolnaya/ohrana-i-ratsionalnoe/
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.//Российская газета. — 1993. — 25 декабря.
2.Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (принят ГД ФС РФ 12.04.2006) (ред. от 28.12.2010) [электронный ресурс]: Консультант Плюс [режим доступа]: #»justify»>.Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.02.1997) (ред. от 23.07.2010) [электронный ресурс]: Консультант Плюс [режим доступа]: #»justify»>.Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001) (ред. от 29.12.2010) [электронный ресурс]: Консультант Плюс [режим доступа]: #»justify»>.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 29.12.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 11.01.2011) [электронный ресурс]: Консультант Плюс [режим доступа]: #»justify»>.Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ (ред. от 29.12.2010)(принят ГД ФС РФ 08.11.2006) [электронный ресурс]: Гарант — информационно-правовой портал [режим доступа] #»justify»>.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 29.12.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 11.01.2011) [электронный ресурс]: Консультант Плюс [режим доступа]: #»justify»>.Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2010)(принят ГД ФС РФ 20.12.2001) [электронный ресурс]: Консультант Плюс [режим доступа]: #»justify»>13.Конвенция «Повестка дня на XXI век» (Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 года) [режим доступа]: #»justify»>14.Указ Президента №889 от 4 июня 2008 года «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» [режим доступа]: #»justify»>Учебники и учебные пособия
15.Артамонов В., Ивахнюк Г., Журкович В. Ресурсосберегающие технологии переработки твердых отходов/ В. Артамонов, Г. Ивахнюк, В. Журкович и др. — Изд.: Гуманистика, 2008. — 192 с.
16.Бабина Ю. В. Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности на предприятии / Ю. В. Бабина. — Изд.: НОУ НУМЦ, 2009. — 432 с.
.Воронцов А. П. Ресурсосбережение в АПК / А. П. Воронцов. — Изд.: Юркнига, 2009. — 208 с.
.Дрогомирецкий И. И., Кантор Е. Л. Охрана окружающей среды. Экономика и управление / И. И. Дрогомирецкий, Е. Л. Кантор. — Изд.: Феникс, 2010.- 400 с.
.Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об охране окружающей среды» / Под ред. А.Анисимова. — Изд.: Деловой двор, 2010.- 600 с.
.Охрана окружающей среды в России. Статистический сборник / Под ред. К. Лайкам. — Изд.: Росстат, 2008. — 256 с.
.Природопользование, охрана окружающей среды и экономика: Пособие / Под. ред. А. Хаустова. — Изд.: Издательство РУДН, 2009. — 614 с.
.Родькин О. И., Копиця В. Н. Охрана окружающей среды/ О. И. Родькин, В. Н. Копиця. — 2-е изд. перераб. и доп. — Изд.: Феникс, 2010. — 168 с.
.Соколов Л.И. Ресурсосберегающие технологии в системе водного хозяйства промышленных предприятий: Учебное пособие для вузов/ Л.И. Соколов 2010. — 256 с.
.Челноков А. А., Ющенко Л. Ф. Охрана окружающей среды/ А. А. Челноков, Л. Ф. Ющенко. — 2-е изд. исп. — Изд.: Вышэйшая школа, 2008. — 256 с.