Объекты окружающей среды, подлежащие особой охране

В настоящее время в нормативных актах, специальной литературе и международно-правовых актах употребляется ряд терминов, обозначающих природные ресурсы континентального шельфа и исключительной экономической зоны: «морские биоресурсы», «водные биоресурсы», «живые и минеральные ресурсы», «живые и неживые ресурсы», «природные ресурсы континентального шельфа и исключительной экономической зоны», «морепродукты» и др. Все это смежные понятия.

В соответствии с Федеральными законами от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе Российской Федерации»7 и от 17 декабря 1998 г. «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»8 к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации относятся минеральные, т.е. неживые, и живые ресурсы, находящиеся в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах. Термин «живые ресурсы» будет употребляться в данной работе.

Живые ресурсы — это, прежде всего различные виды промысловых рыб. Анадромные виды рыб — виды рыб, образующиеся в реках, озерах и других водоемах Российской Федерации, совершающих затем миграции в море для нагула и возвращения для нереста в места своего образования; катадромные виды рыб — виды рыб, проводящих большую часть своего жизненного цикла в водах Российской Федерации, в том числе во внутренних водах и в территориальном море; трансграничные виды рыб — виды рыб, моллюсков и ракообразных, а также другие живые ресурсы, встречающиеся как в исключительной экономической зоне Российской Федерации, так и находящихся за ее пределами и в прилегающем к ней районе, которые являются единым ареалом обитания этих видов живых ресурсов; трансзональные виды рыб — виды рыб, встречающиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и в прилегающих к ней исключительных экономических зонах иностранных государств, которые являются единым ареалом обитания этих видов живых ресурсов; далеко мигрирующие виды — виды рыб и китообразных, способных совершать миграции на большие расстояния и встречающихся в промысловых скоплениях как в исключительной экономической зоне Российской Федерации, так и далеко за ее пределами.

4 стр., 1694 слов

Доклад: Лишение государственных наград и почетного звания как ...

... что было создано российским уголовным законодательством. Но они не содержат четкой регламентации назначения и исполнения дополнительных наказаний, в том числе и в виде лишения специального, воинского или почетного звания и государственных наград. ...

Живые ресурсы есть возобновляемые природные ресурсы. С точки зрения правовой практики к ним отнесены любые виды фауны (от водных животных до рыб) и флоры (например, водоросли).

Живые ресурсы континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации — это и живые организмы, относящиеся к «сидячим видам», которые в период, когда возможен их промысел, находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним либо не способны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами (моллюски, крабы, ракообразные, губки и т.п).

Ресурсная оценка природных объектов континентального шельфа и исключительной экономической зоны не может не соотноситься с характеристикой континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ как пространственного базиса.

Реальная административно- правовая охрана живых ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны возможна только при реализации правовых норм: 1) о правах и обязанностях должностных лиц; 2) о разрешительной системе (лицензировании) и регистрации разрешений на ведение промысловой деятельности; 3) о порядке управления охраной живых ресурсов и их рационального использования как одного из звеньев государственного управления, осуществляемого органами специальной компетенции; 4) об ответственности за экологические проступки; 5) об экологической безопасности при осуществлении разрешенной деятельности на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.

Цели, поставленные перед государственным органом, и набор управленческих функций, которые он призван осуществлять для достижения этих целей, должны быть ясно и исчерпывающе описаны в его компетенции. Как бы ни были специфичны управляемые объекты либо их территориальные и отраслевые подсистемы, в них можно выделить определенный набор потребностей в управляющих воздействиях, которому должен соответствовать и набор управленческих функций одного или нескольких уровней государственных органов.26

Оптимальную схему государственного управления необходимо разработать и в области использования природных ресурсов Российской Федерации. Однако эта тема требует отдельного исследования.

1.2. Природные объекты как естественная экологическая система.

Согласно ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01. 2002 г. №7-Ф3 природный объект является естественной экологической системой, природным ландшафтом и составляющими их элементами, сохранившие свои природные свойства. Более конкретная формулировка понятия «природный объект» приведена в Терминологическом словаре. Здесь природный объект рассматривается, как территориально обособленный элемент (или совокупность элементов) живой и неживой природы, границы которой определены на основе естественных рубежей или логически заданных критериев.

В. В. Петров представляет природный объект, как составную часть природной среды, отличающуюся от продуктов человеческого труда естественным характером своего происхождения, отсутствием стоимости, как совокупности затрат общественно необходимого труда, состоянием в экологической системе природы. По мнению Дубовик О. Л., понятие «природный объект» выступает, как индивидуально-определенный элемент окружающей среды. Однако само понятие «окружающая среда» до настоящего времени также не имеет однозначного толкования. Авторы подчеркивают разные стороны понятия «окружающая среда», выделяя наиболее важные моменты. Об этом свидетельствуют смежные окружающей среде термины: «природа», «природные ресурсы», «естественная среда», «окружающая природная среда», «среда обитания» и др.

9 стр., 4189 слов

Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в России

... человека по использованию природных ресурсов, рациональное использование последних и деятельность по охране окружающей среды, а предметом - природная среда и её ресурсы. Цель работы: исследование деятельности по охране окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в нашей стране. Данная цель и предопределила постановку задач ...

В нашем понимании было бы логично рассматривать понятие « окружающая среда», в первую очередь, как сложнейшую систему элементов природного и антропогенного характеров, взятых в разных масштабах и в разных сочетаниях, находящихся в неразрывном функциональном единстве, а не как простую их совокупность. В целом окружающая среда дифференцируется на околоземное космическое пространство, озоновый слой, биосферу, а также географическую оболочку Земли, лишенную жизни. Данные четыре слоя носят общепланетарный характер и составляют сложнейшую гомеостатическую систему. В свою очередь, биосфера охватывает часть атмосферы, часть литосферы (кору выветривания) и всю гидросферу, представляя оболочку живой материи, которую В.И. Вернадский выделил как «биосфера».

На существующий момент развития человеческой цивилизации природную среду, как структурную единицу окружающей среды, актуально будет рассматривать, пока лишь только в пределах биосферы. При этом согласно ФЗ «Об охране окружающей среды», в пределах природной среды рангом ниже выделяются природные комплексы, представляющие собой «комплексы функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками». Природные объекты в свою очередь представляют, согласно данному закону, естественную экологическую систему, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства. Совокупность элементов природных объектов обеспечивают их целостность, что достигается их функциональным единством. При этом до тех пор, пока они не вовлечены в какие-либо экономические отношения, они остаются элементом той функциональной системы, которую представляют и не более.

В аспекте правовых отношений каждый элемент данной системы, а также результат их взаимодействия, являются теми материальными, функциональными и духовными благами, предоставлением и использованием, которых удовлетворяются интересы сторон правоотношений. То есть, природные блага (в широком смысле), возникшие в ходе функционирования природного объекта, как экосистемы, которые включаются в процесс удовлетворения экологических, экономических, культурно-оздоровительные и других потребностей человека, представляют не что иное, как природный ресурс.

В трудах некоторых ученых природные ресурсы получили название компонентов природной среды. В то же время С.А. Боголюбов подчеркивает, что основными свойствами компонентов окружающей среды, как объектов экологических правоотношений, являются их естественное происхождение и неразрывная связь с природой. Если какой-либо компонент окружающей среды изъят из нее и обособлен, не состоит более с ней в неразрывной связи, то он является объектом иных правоотношений.

Однако компоненты природной среды (ресурсы), согласно ФЗ «Об охране окружающей среды» не дифференцируются по видам территории и, по сути, рассматриваются вне связи с природной территорией, представляющей собой природный объект или природный комплекс (совокупность природных объектов).

5 стр., 2476 слов

Объекты экологических правоотношений

... общества и природы и урегулированные нормами экологического права. Основаниями возникновения правоотношений являются юридические факты. Объектами экологических правоотношений являются природные объекты и комплексы. экологический правоотношение норма объект 1. Понятие экологических правоотношений Экологическое правоотношение - это реально существующее общественное отношение, урегулированное ...

Вместе с тем, именно природный объект, имея конкретную территорию и границы, является образующей системой, синтезирующей различные виды ресурсов (компонентов природной среды).

Таким образом, каждый природный объект может включать, в пределах своих границ определенную совокупность природных компонентов (ресурсов).

В то же время, согласно словарю юридических терминов природные ресурсы (от фр. ressource — вспомогательное средство) это живые и неживые компоненты, находящиеся в земле, в недрах, в воде и в составе других природных объектов окружающей природной среды, используемые или предназначенные для использования человеком и обществом для удовлетворения своих потребностей. Однако и в данной формулировке отсутствует территориальный критерий. Земля, недра, и вода не могут являться природным объектом по определению, поскольку они сами являются компонентом природной среды и не располагают конкретной территорией, что характерно для природного объекта, согласно закону.

Многие представители правовой науки утверждают, что термин «природный объект» используется для обозначения неовеществленных, «неимущественных» частей природы, в то время как природные ресурсы являются объектами гражданских прав, поскольку имеют более имущественную, более правовую, в конечном счете, гражданско-правовую направленность». Тот факт, что действующее гражданское законодательство оперирует термином «природный ресурс», а не «природный объект» многие ученые-юристы в этом усматривают терминологическую неточность. Так, по мнению И. А. Дроздова и О. М. Козырь, природные ресурсы, под которыми традиционно понимаются компоненты природной среды, не способны к индивидуализации, а значит, не могут быть объектом права собственности и всех производных от него вещных и обязательственных прав.

С.А. Боголюбов и О.С. Колбасов применительно к исследованиям в области права природопользования и охраны окружающей среды в 1991 году также предлагали отказаться от термина «природные ресурсы» в пользу термина «природные объекты», который имеет более универсальный смысл. По мнению ученых, понятию «пользование природными объектами» придается самый широкий смысл. В свою очередь М.М. Бринчук указывает на то, что регулирование и обеспечение практической реализации мероприятий по охране естественных экосистем (природных объектов), возможно только при создании эколого-правового механизма. То есть в данном случае речь идет о правовом режиме территориальной охраны природных объектов. Эту же мысль продолжает и С.С. Алексеев, справедливо отмечая, что «объектами правовых режимов выступают, в том числе природные объекты и виды деятельности».

Таким образом, в связи с широко обсуждаемом в науке противостоянии, в плане соотношения экономических и экологических интересов, в том числе, применительно к природопользованию, актуально выработать самостоятельную, отличную от экономической, эколого-правовую терминологию. В этом случае, специфические признаки природных объектов, выработанные правовой наукой, можно будет экстраполировать и на международные отношения относительно трансграничных природных объектов.

1.3 Изучение оптимальных режимов природопользования

В концепции экологической безопасности любого государства, на экосистемном подходе базируются все общественные отношения, в том числе осуществляется внедрение научно-обоснованного комплекса ограничений и правил, определяющих экологически допустимые пределы использования природных ресурсов. Этим, обеспечивается сбалансированное управление природными объектами. Между тем существует до конца нерешенная проблема территориальной «размерности» понятия экосистемы, что затрудняет возможность территориальной оценки их состояния, а также функциональной целостности, в связи с антропогенным воздействием на их элементы. В настоящее время широко начали использовать при изучении оптимальных режимов природопользования такое понятие, как водосборный бассейн (бассейновый подход) , который в рассматриваемом случае можно представить, как комплекс природных объектов (ландшафтов, экосистем), объединенных общей функцией, направленной на сохранение его оптимального гидрологического режима. Кроме водосборных бассейнов, для суши характерны и другие природные комплексы, такие как пустыни или территории с карстовыми отложениями, где гидрологический режим природного комплекса определяется уже не балансом стока, а геологическим строением и степенью дренированности территории. Особое место занимают высокогорные территории горных провинций с вечными снегами, где гидрологический режим, как и в Антарктике, определяется климатом.

22 стр., 10666 слов

Статистика окружающей среды и природных ресурсов

... ресурсов ОС. Таким образом, статистика окружающей среды и природных ресурсов - отрасль социально-экономической статистики, включающая комплексные показатели, которые характеризуют состояние окружающей среды, наличие и качество природных ресурсов, взаимодействие человека и окружающей природной среды, влияние антропогенной деятельности на состояние окружающей среды ...

Таким образом, к природным комплексам, как было отмечено выше, мы относим совокупность функционально связанных природных объектов, обеспечивающих его гомеостатическое равновесие и как следствие его целостность. То есть состояние природного комплекса определяется состоянием входящих в него природных объектов. В пределах суши в качестве природных комплексов можно представить: водосборные бассейны рек, пустыни, а также высокогорные территории горных провинций и земли Антарктики, покрытые льдом. Из морской среды — постоянное морское мелководье, морские бухты, проливы, коралловые рифы, морские горы, глубоководные впадины, места обитания в открытом океане и др.