Безработица: причины, виды, уровень, экономические и социальные издержки

В экономической жизни страны безработица является превышением рабочей силы над спросом на нее. Количество безработных как правило определяют проведением опроса о статусе занятости среди населения. К безработным, в таком случае, относят лиц, не занятых в трудовой деятельности на момент проведения опроса, предпринимающих попытки найти работу в течение предыдущих четырех недель и зарегистрированных на бирже труда. Безработица является неотъемлемой чертой экономики любой страны. К причинам данного явления можно отнести:

  • экономические спады, вынуждающие работодателей снижать потребность в трудовых ресурсах;
  • изменения демографической ситуации населения конкретной страны (рост численности населения трудоспособного возраста увеличивает спрос на труд, что рано или поздно приведёт к повышению уровня безработицы);
  • политику правительства страны в области оплаты труда;
  • повышение минимального размера заработной платы (т.к. с ним увеличиваются и издержки производства, что снижает спрос на рабочую силу);
  • сезонные изменения в производстве отдельных отраслей экономики (элементарным примером может послужить работа строительных фирм, имеющих непостоянный уровень заказов или, например, фирм-озеленителей, которые могут выполнять свои функции исключительно с конца весны и до середины осени);
  • внедрение новых технологий (так установка современного оборудования с высокой производительностью приведёт к сокращению излишней рабочей силы).

Исходя из причин безработицы, определяют её виды (Таб.№1).

Таблица №1.Причины безработицы

Вид безработицы Определение / краткая характеристика
Естественная (оптимальная, нормальная) Представляет собой показатель так называемого «резерва» рабочей силы. Данный «резерв» довольно быстро реагирует на колебания спроса и вытекающую из них потребность в трудовых ресурсах. Данный вид носит название «оптимальная» по той причине, что наилучшим образом подходит для экономики конкретного региона (страны).

Зарегистрированная Представляет собой совокупность незанятого населения, занимающегося поиском работы. Особенностью данного вида безработицы является то, что вышеупомянутое население обязано быть зарегистрировано в государственных органах занятости населения.
Маргинальная Представляет собой безработицу слабозащищённых слоёв населения (молодёжи, женщин, инвалидов) и социальных низов. Некоторые учёные – экономисты до сих пор спорят о необходимости данного вида безработица, т.к. слово «маргинал» имеет несколько определений. Одно из них характеризует маргиналов как «внесистемных» личностей, не принадлежащих к социальным группам, отношения между которыми определяют характер общественного целого. Исходя их этого, всю безработицу можно назвать маргинальной.
Застойная Имеет место быть в любом регионе (стране) при любых условиях. Существует за счёт того, что в любом обществе существуют люди, не желающие работать по различным причинам (сюда можно отнести женщин, находящихся на содержании у мужей, или, к примеру, людей, не нуждающихся в больших доходах и ограничивающихся государственным пособием по безработице).

Неустойчивая добровольная Возникает в связи с выбыванием работника по его желанию (неудовлетворённость заработной платой, условиями труда).

Неустойчивая вынужденная Возникает в связи с сокращением объемов производства, а как следствие, и числа работников. Так же возникает когда работник может и хочет работать, но не в состоянии найти работу.
Фрикционная Возникает во время перемещения рабочей силы с одной работы на другую, устраивающую его в большей степени, чем прежняя.
Институциональная Возникает в то время, когда организация рынка труда перестаёт быть эффективной (неполна информация о вакансиях, завышено пособие по безработице, занижены налоги на доходы).

Структурная (технологическая) Возникает в то время, когда образуется несовпадение между квалификацией безработных (либо работающих) и требованиями свободных рабочих мест. Так, например, для освоения профессии кладовщика всего пять лет назад не требовалось умения пользоваться компьютером, но теперь всё чаще предприятия устанавливают компьютерные программы для правильного и точного ведения складского учёта, поэтому уровень квалификации «старых» кладовщики перестаёт соответствовать их должности. Таким образом, внедрение новых технологий приводит к увольнению части рабочей силы (или переобучению персонала).

Сезонная Возникает в различные периоды времени и характерна для некоторых отраслей с неодинаковыми объемами производства (основные: сельское хозяйство и строительство).

В указанных отраслях в одни месяцы спрос на рабочую силу растет, в другие – уменьшается.

Циклическая Возникает с появлением недостаточного спроса на товары и услуги, который вызывает рост безработицы в тех отраслях, где эти товары и услуги производятся. Так же циклической называют безработицу, характеризующуюся повторяющимися спадами производства в регионе (стране) и по сути являющуюся разницей между уровнем безработицы в текущий момент экономического цикла и естественным уровнем безработицы для данного региона.
Скрытая Возникает в то время, когда предприятие теряет прежний уровень производства, но пытается сохранить рабочие места. В итоге работников не увольняют, а переводят в режим сокращённого рабочего времени (4-х часовой рабочий день, либо неполная рабочая неделя), также распространены неоплачевыемые отпуска, заявления на которые работодатели просто вынуждают написать своих работников. Естественно, ни одно предприятие не заявит официально об истинных причинах огромного количества заявлений на отпуск «без сохранения заработной платы». Данный вид безработицы очень характерен для экономики РФ, особенно в период экономического кризиса.

Существует структура безработицы по её причинам. В неё входят четыре основные категории рабочей силы:

1) категория потерявших работу в результате увольнения;

2) категория впервые пришедших на рынок труда;

3) категория пришедших на рынок труда после перерыва;

4) категория добровольно оставивших работу.

Безусловно, проблему безработицы усугубляет трудное материальное положение, толкающее искать работу такие слои населения, как домохозяйки, пенсионеры, учащиеся, но материальное положение далеко не единственный фактор. По мнению учёных – экономистов, а так же экспертов всех служб занятости страны увеличению числа безработных в России способствуют:

  • субъективные факторы, возникающие в результате неспособности или нежелания работников переквалифицироваться (получить иную профессию);
  • осознанное подавление безработицы, характеризующееся досрочными проводами на пенсию;
  • нежелание работодателей брать на работу выпускников учебных заведений, не имеющих опыта работы (так называемая «первичная безработица»);
  • демобилизация, увольнение в запас, структурная перестройка в армии;
  • нежелание работодателей брать на работу людей, возвращающихся из мест лишения свободы;
  • нежелание молодёжи получать образование после отчисления либо ухода из учебного заведения в силу определённых обстоятельств (работодатели крайне не заинтересованы в таких работниках);
  • декретные отпуска, отпуска по уходу за ребенком, за инвалидами детства, тяжелобольными и стариками, отпуска без сохранения заработной платы (формально люди, берущие такие отпуска числятся как занятое население, но фактически они не задействованы в производственном процессе, не работают);
  • переориентация предприятий, их закрытие или банкротство;
  • конверсия на предприятиях в закрытых городах;
  • вынужденная миграция (беженцы, как правило, не могут найти работу);
  • желание людей, длительное время не работавших в силу различных причин, вновь выйти на работу (работодатели не заинтересованы в таких работниках по причине отсутствия у них опыта, а так же сомнений работодателя в фактической трудоспособности таких людей: «3 года дома сидел, что ж он теперь будет делать? Поработает неделю и снова домой захочет»);
  • стихийные бедствия и экстремальные ситуации (аварии, землетрясения, наводнения, как следствие – разрушение предприятий и травмы, не позволяющие людям выйти на работу).

Это далеко не все реально существующие факторы, способствующие безработице. Здесь не учитываются такие части населения как:

  • люди, нежелающие работать и регистрироваться в службе занятости;
  • люди, связанные с криминальным миром (по сути, ничего не умеющие в плане «полезности» обществу и незаинтересованные в трудоустройстве, т.к.

имеют неплохой доход с незаконных криминальных операций);

  • состоятельные, но официально нигде не работающие люди.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в России в настоящее время существует большое количество причин безработицы и факторов, способствующих увеличению количества незанятого населения. Столь глобальную проблему невозможно решить быстро и качественно. Необходима многоступенчатая государственная программа, способствующая уменьшению числа безработных, а также позволяющая сохранить уровень оптимальной безработицы на нужном уровне.

2. Уровень безработицы в России

Анализ уровня безработицы является одним из важнейших и неотъемлемых факторов в экономике страны. Россия – огромное государство, самая большая страна в мире, само собой, для оптимального развития её экономики нужно очень чётко определить показатели естественной безработицы и неизменно к ним стремиться. Самые точные и уже сведённые в единые формы статистические данные о занятости населения, а, следовательно, и безработице можно найти в материалах, разрабатываемых Федеральной службой государственной статистики.

Анализируя данные, представленные в вышеуказанных материалах за 2009 год, отмечу, что численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в ноябре 2009г. составила 75,5 млн.человек (это более 53% от общей численности населения страны) (Приложение А).

Уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, в ноябре 2009г. составил 8,1% (Приложение Б).

В ноябре 2009г. по сравнению с октябрем численность безработных увеличилась на 0,3 млн.человек (на 5,0%), численность занятого населения снизилась на 0,5 млн.человек (на 0,8%).

По сравнению с ноябрем 2008г. численность безработных была выше на 0,8 млн.человек (на 15,9%), численность занятого населения была ниже на 1,2 млн. человек (на 1,7%).

Уровень занятости населения в возрасте 15-72 лет (отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста) в ноябре 2009г. составил 62,3%. (Приложение В).

Данные о безработных в стране по методологии МОТ и данные из служб занятости значительно расходятся – максимальная разница за 2009 год 7,9 млн.человек (Приложение Г).

Анализируя безработицу по полу и месту проживания, отмечу, что среди безработных по методологии МОТ доля женщин в ноябре 2009г. составила 47,6%, доля городских жителей — 67,9%, в ноябре 2008г. соответственно 45,2% и 62,5% (Приложение Д).

Относительно возрастного состава безработных можно отметить, что средний возраст безработных в ноябре 2009г. составил 35,6 года (в ноябре 2008г. — 34,9 года), в том числе безработных мужчин — 35,4 года, безработных женщин — 35,7 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 26,7%, Среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в ноябре 2009г. составил 18,2% (в ноябре 2008г. — 15,8%).

Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,7 раза, в т.ч. среди городского населения — 2,8 раза, сельского населения — 2,4 раза (Приложение Е).

В ноябре 2009г. среди безработных доля лиц, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев, составила 28,8% и снизилась по сравнению с ноябрем 2008г. на 6%. Доля безработных, ищущих работу более 1 года в ноябре 2009г. по сравнению с ноябрем 2008г. снизилась и составила 32,0%. Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских — 42,4% и 27,1% соответственно.

Большое значение при анализе уровня безработицы играет наличие опыта работы. В численности безработных 23,0% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности, — это 1,4 млн.человек. Эта группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (17,1% — за счет молодежи до 20 лет, 50% — от 20 до 24 лет, 15% — 25-29 лет).

В ноябре 2009г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, составила 28,9%, а оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию — 21,3% (Приложение Ж).

Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий — в Южном федеральном округе (Приложение И).

В этой же главе я хотела бы упомянуть о прогнозе Минэкономразвития о темпах снижения безработицы в России в ближайшие годы. Итак, в 2010 году уровень безработицы составит 8,6 %, в 2011 году –8,2 %, а в 2012 году общее число безработных составит 7,7 %, т.е. 5,6 миллиона человек. С такими (довольно оптимистичными) прогнозами соглашаются сейчас большинство экспертов. В частности, на недавнем заседании комиссии по социально-трудовым отношениям представители правительства и профсоюзов заявили, что резких всплесков безработицы не ожидается (возможны лишь сезонные колебания).

Стабилизацию на рынке труда можно вполне списать на счет антикризисных программ занятости. В этом году на них было израсходовано 37 миллиардов рублей, в следующем году затраты составят практически такую же сумму.

Подводя итог, стоит отметить, что общий уровень безработицы увеличился по сравнению с прошлым годом. Доля женщин и городских жителей среди безработных так же выросла. Средний возраст безработных 2009г. вырос почти на год. Однако, среди безработных доля лиц, ищущих работу, снизилась. Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских. 23% безработных не имеют опыта трудовой деятельности, эта группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи. Уровень безработицы по округам РФ варьируется от 5% до 11.3%. Тем не менее, специалисты Минэкономразвития прогнозируют сокращение численности безработного населения уже в ближайшие годы.

Для полной статистической картины уровня безработицы за прошлый год я проанализировала данные службы занятости г.Коврова. С ними можно ознакомиться в таблице №2 и таблице №3.

Таблица№2.Экспресс-информация основных показателей деятельности по содействию занятости населения (общая по городу Коврову и Ковровскому району).

Показатели Январь – декабрь 2008 года Январь – декабрь 2009 года

2009 г.

в %

к 2008 г.

Численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы 6969 9093 130,5
Из них признано безработными: 3519 6624 188,2
Нашли работу при содействии службы занятости 4516 4849 107,4
В том числе: учащиеся, желающие работать в свободное от учёбы время 809 666 82,3
Направлено на оплачиваемые общественные работы 247 756 306,1
Трудоустроено безработных из числа лиц, испытывающих трудности в поиске работы 47 38 80,9
Трудоустроено безработных граждан в возрасте 18-20 лет из числа выпускников 7 9 128,6
Приступили к профобучению 230 705 306,5
Получили услуги по профориентации 4345 6580 151,4
Получили услуги по социальной адаптации 218 439 201,4
Получили услуги по психологической поддержке 129 130 100,8
Поступило заявок на свободные рабочие места 11848 6031 50,9
Количество заявок на конец отчётного периода (на 01 января) 829 892 107,6
На одну вакансию приходилось ищущих работу граждан (напряжённость) на конец месяца 2,66 2,7 101,5
Численность ищущих работу граждан, состоящих на учёте на конец отчётного периода (на 01 января) 2203 2446 111,0
Из них: численность безработных 1851 2385 128,8
Из них: получают пособие по безработице 1615 2244 138,9
Уровень безработицы на конец отчётного периода 1,6% 2,1% 131,3

Таблица №3.Сведения о предоставлении государственных услуг в области содействия занятости населения за январь – декабрь 2009 года

Всего, чел. По отдельным категориям безработных граждан
женщины жители сельской местности жители монопрофильных городов
Численность безработных граждан, состоящих на регистрационном учёте на конец отчётного периода 2385 1155 307 161
Из них по образованию:
Имеющие высшее проф. 451 256 15 12
Имеющие среднее проф. 598 332 57 40
Имеющие начальное проф. 613 244 87 40
Имеющие среднее (полное) общее 477 225 79 39
Имеющие основное общее 208 82 58 28
Не имеющие образования 38 16 11 2
Из них по возрасту:
16-17 лет 9 5 3
18-19 лет 77 48 8 5
20-24 лет 307 191 53 31
25-29 лет 289 147 33 19
Предпенсионного возраста (за 2 года до пенсии) 198 112 26 8
По иным характеристикам:
Уволившиеся по собственному желанию 1019 437 114 64
Уволенные за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия 18 4 3
Уволенные в связи с ликвидацией организации (сокращением штата) 258 156 46 33
Уволенные с военной службы 28 1 3 2
Уволенные с государственной гражданской службы 8 7 1
Освобождённые из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы 13 3 2 1
Прекратившие индивидуальную предпринимательскую деятельность 12 5 1 1
Отчисленные за виновные действия из числа направленных на профессиональное обучение
Выпускники учреждений:
высшего проф.образования 11 7 3
среднего проф.образования 35 31 7 6
начального проф.образования 23 13 5 2

Данные таблицы наглядно показывают состав и некоторые характеристики безработного населения, зарегистрированного в службе занятости г.Коврова на конец 2009 года. Мы можем видеть, что численность граждан, обратившихся в службу занятости за помощью в поиске работы, в 2009 году увеличилась в 1,3 раза по сравнению с 2008 годом. Однако, другие показатели (численность нашедших работу, трудоустроившиеся выпускники, услуги профориентации и др.) так же возросли, что говорит о положительной тенденции в области улучшения ситуации на рынке труда в городе.

3. Экономические и социальные издержки безработицы

Повышение уровня безработицы означает, что общество фактически отказывается от всех тех товаров и услуг, которые могли бы произвести безработные. Потери в периоды высокой безработицы — это самые большие документируемые убытки в современной экономике. Они во много раз больше, чем потери на микроуровне вследствие, например, появления монополии.

экономическим издержкам

  • прямые потери в личных доходах и снижение уровня жизни населения (а точнее, конкретных людей, ставших безработными, а также членов их семей);
  • сокращение доходной части федерального бюджета (сказываются уменьшения налоговых поступлений и снижение выручки от реализации товаров и услуг);
  • недополученный выпуск продукции (это отклонение фактического ВВП от потенциального в результате неполного использования совокупной рабочей силы;
  • чем выше уровень безработицы, тем больше отставание ВВП);
  • рост затрат общества на защиту работников от потерь, вызванных безработицей (сюда относят выплату пособий, реализацию программ по стимулированию роста занятости, профессиональную переподготовку и трудоустройство безработных и т.д.).

социальными

  • маргинализацию общества, потерю квалификации и уверенности в себе, снижение уровня самоуважения у людей, оставшихся без работы;
  • падение морали в обществе, а как следствие — распад семей, рост преступности;
  • ухудшение физического и психологического здоровья, увеличение количества психических и сердечно-сосудистых заболеваний, рост алкоголизма и попыток суицида;
  • обострение социальной напряженности, общественные беспорядки;

— Экономические издержки безработицы безусловно велики, но и внеэкономические просто огромны. Никакими материальными благами не выразить масштабы тех социально-психологических бедствий, которые происходят в периоды высокой и устойчивой вынужденной безработицы. Результаты научных исследований, проведенных в последние годы, подтверждают существование ряда эмоциональных, социальных, финансовых, семейных, медицинских и политических последствий безработицы. Ученые обнаружили связь между безработицей и тюремным заключением. Изучение уголовных дел показывает, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, а рецидивы объясняются отсутствием работы (о нежелании работодателей трудоустраивать бывших заключённых писалось выше).

Во время безработицы работникам и их семьям приходится жить на сбережения, продавать вещи, жить на пособие по социальному обеспечению. В связи с этим появилось новое определение в экономике — “порог терпимости” (когда члены семьи безработного еще сохраняют способность заботиться друг о друге).

Есть основания считать, что стресс, связанный с безработицей, снижает этот порог, в результате чего подростки сбегают из дома, иждивенцев помещают в приюты, семья отторгает тех, кого считает обременительными.

Не вызывает сомнений, что в данной ситуации необходимы государственные меры, направленные на снижение уровня безработицы. И такие меры существуют. 22 Декабря 2009 г. в здании «ИТАР-ТАСС» в режиме он-лайн была проведена пресс-конференция с участием заместителя Руководителя Федеральной службы по труду и занятости Вовченко Алексея Витальевича. Тема конференции называлась «О ходе реализации мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в субъектах Российской Федерации». На конференции А.В.Вовченко отвечал на вопросы о государственной программе дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда, утверждённой постановлением правительства РФ №289 от 31 декабря 2008 года. Вышеупомянутая программа предусматривает финансирование за счет федеральных средств региональных программ субъектов Российской Федерации, направленных на сокращение числа безработных. Прежде всего, это 4 основных блока:

  • опережающее обучение;
  • общественные временные работы;
  • содействие в переезде в другую местность;
  • содействие в самозанятости безработных граждан.

В целом все эти меры направлены именно на тех работников, которые находятся или находились под угрозой увольнения (находящиеся в режиме сокращенной рабочей недели либо работающие с выданными на руки уведомлениями о предстоящем высвобождении).

Меры направлены на то, чтобы поддержать доходы этих людей, перенацелить их на другую работу посредством мероприятий по опережающему обучению, стимулировать уже существующих безработных на открытие собственного дела, на развитие малого и среднего предпринимательства, либо на переезд в другую местность с целью поиска другой работы. За время реализации программ в субъектах в общей сложности в Российской Федерации приняло участие более 2 миллионов человек. По данной программе более 10 000 человек воспользовались возможностью переезда для работы в другую местность. И за счет средств программы были компенсированы им расходы на проезд, расходы на проживание в течение первых трёх месяцев в этом новом месте и суточные расходы.

На протяжении реализации всего комплекса мер по программе, конечно, возникали вопросы, не всегда представители субъектов РФ понимали, как конкретно то или иное мероприятие надо реализовывать. Были опасения, востребованы ли будут эти средства, действительно ли их достаточно, в достаточном объеме они заложены. Но практика реализации 2009 года показала, что, в большинстве своём, и прогнозы, и расчеты, и технология реализации были сделаны верно, программа принесла свои плоды: сохранённые рабочие места, повышенная квалификация, диверсификация трудовых навыков, самозанятость. Следовательно, в настоящее время через региональный орган занятости населения можно попасть под действие данной государственной программы, стать её активным участником и получить непосредственную государственную помощь.

Можно заключить, что экономические и социальные издержки безработицы несомненно важны. Безработица оставляет свой след не только на материальном, но и на психико-эмоциональном состоянии людей. В настоящий момент наше государство реализовывает комплексные программы, направленные на снижение уровня безработицы. И, стоит отметить, данные программы показывают довольно неплохие результаты.

Подводя итог своей курсовой работы, хотелось бы вернуться к её основным моментам. Безработица является одной из основных социальных проблем рыночного общества.

В России в настоящее время существует большое количество причин безработицы и факторов, способствующих увеличению количества незанятого населения. Столь глобальную проблему невозможно решить быстро и качественно. Необходима многоступенчатая государственная программа, способствующая уменьшению числа безработных, а также позволяющая сохранить уровень оптимальной безработицы на нужном уровне. Общий уровень безработицы по округам РФ варьируется от 5% до 11.3%. Тем не менее, специалисты Минэкономразвития прогнозируют сокращение численности безработного населения уже в ближайшие годы.

Безработица не существует сама по себе. На её возникновение и количественные вариации оказывает большое количество факторов, изучение и анализ которых позволит быстро и эффективно реагировать на изменение ситуации на рынке труда, а, следовательно, и принимать адекватные и действенные меры по доведению уровня безработицы до необходимого уровня.

Стоит отметить, что проблемы, связанные с оценкой уровня безработицы и определением её уровня, не должны сказываться на понимании важного факта: чрезмерная безработица всегда влечет за собой большие экономические и социальные издержки. Безработица оставляет свой след не только на материальном, но и на психико — эмоциональном состоянии людей. В настоящий момент наше государство реализовывает комплексные программы, направленные на снижение уровня безработицы. Нужно отдать упомянутым программам должное — они показывают довольно неплохие результаты.

№ п/п Понятие Определение
1. Диверсификация

От лат. diversus — разный и асеrе — делать.

Распределение инвестируемых денежных капиталов между различными объектами вложений с целью снижения риска возможных потерь капитала или доходов от него.

2.

Конверсия

От лат. conversio — превращение. Существенное преобразование, изменение условий, замена одних объектов производства другими. Конверсия

военного производства- перевод предприятий, выпускающих военную продукцию, на производство гражданский, мирной продукции.

3. Международная Организация Труда (МОТ) Англ. — International Labour Organization. Специализированное учреждение ООН, международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений, созданная в 1919 г. как общественная организация трудящихся при Лиге наций.
4.

Министерство экономического развития РФ

Федеральное министерство, осуществляющее функции в области выработки государственной политики и нормативно — правовому регулированию в сфере экономического развития, внешнеэкономической деятельности, государственной статистики, тарифов субъектов естественных монополий, управления федеральным имуществом, несостоятельности (банкротства) организаций, управления государственным материальным резервом, кадастра объектов недвижимости, предпринимательства и малого бизнеса.
5. Монополия

1) Крупная компания, корпорация, объединяющая несколько компаний и достигающая при этом положения на рынке определенного товара положения, при котором рынок имеет только одного продавца и множество покупателей.

2) Исключительное право на осуществление той или иной деятельности.

1. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (с изменениями на 25 ноября 2009 года); редакция, действующая с 1 января 2010 года. // РИПЭЛ, 2009.- 256 с.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2008 г. N 915 г. Москва «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2009 год «.
3. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации (с изменениями на 25 декабря 2008 года).

4. Постановление правительства РФ №289 от 31 декабря 2008 года «Об утверждении о государственной программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда».
5. Халилова К.М. Рынок труда: занятость и безработица. // М., 2006. — 187с.
6. Газета «Российская Газета» от 25.12.2009. Статья М.Грицюк «Прогноз Минэкономразвития: в 2010 году безработица в России снизится».
7. Анин Б.Б. Основы современной экономики. //Издательство «Финансы и статистика», М., 2005. – 256с.
8. Молько Л.С. Экономические стороны безработицы.// М., 2007. – 301с.
9. Сотко Д.В. Стратегия занятости: проблемы безработицы.// М., 2005. – 248 с.
10. Беляева М.Г. Как сделать цивилизованным российский рынок труда.// ЭКО., 2007. – 131с.
11. Мэнкью Г. Макроэкономика.// М., 2004. – 356с.
12. Ресурсы Интернет — сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/

ИТАР-ТАСС

Минэкономразвития

МОТ — Международная Организация Труда.

РФ — Российская Федерация.

Минэкономразвития 1

Приложение А

Приложение а 1

Приложение Б

Приложение б 1

Приложение В

Приложение в 1

Приложение Г

Приложение г 1

Приложение Д

Приложение д 1

Приложение Е

Приложение е 1

Приложение Ж

Приложение ж 1

Приложение И

Приложение и 1