Правовой статус безработного (2)

Дипломная работа

Основным социальным назначением прав и свобод в сфере труда является обеспечение занятости населения страны, предоставление гражданам возможностей честно зарабатывать средства к существованию, которые позволят им жить достойно. Для каждого общества степень трудовой активности населения, структура занятости, отношение к труду, связи между различными типами труда имеют принципиальное значение с точки зрения темпов развития.

Стремление любого общества к полной и продуктивной занятости связано не только с тем, что именно трудом создаются материальные блага, но и с тем, что труд и вознаграждение за него позволяют человеку осознавать свою социальную роль в обществе и государстве, испытывать чувство самоуважения.

Практически все важнейшие международно-правовые акты о правах и свободах человека и гражданина содержат положения о взаимообусловленности свободного труда, свободного выбора рода деятельности и профессии, защиты от безработицы. Поэтому закрепление в Конституции Российской Федерации права на защиту от безработицы в качестве неотъемлемого элемента защиты трудовых прав имеет жизненно важное значение для всех лиц наемного труда и для общества в целом.

Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить экономическую политику, способствующую занятости населения, и бесплатно помогать гражданам, не имеющим работы, в трудоустройстве или переобучении.

Актуальность исследования проблемы занятости и безработицы — одна из главных на сегодняшний день во всем мире. От уровня безработицы зависит многое, и, прежде всего такие факторы как уровень жизни населения, наличие квалифицированной рабочей силы, уровень эмиграции. Сегодня вопрос занятости и безработицы является проблемой номер один для всего мира. Отношения в сфере занятости и трудоустройства регулируются целым комплексом нормативных актов: международными нормативными актами, Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными актами, локальными нормативными актами. В Законе «О занятости населения в Российской Федерации» №1032-I установлены основы правового статуса безработного гражданина, основные права и гарантии, обязанности, ответственность, определены основные меры социальной защиты безработных.

Граждане, будучи собственниками рабочей силы имеют цель реализовать свое право на труд путем подыскания подходящей оплачиваемой работы. Работодатель заинтересован в найме рабочей силы для организации и осуществления производственной и иной деятельности, приносящей ему прибыль. Государство выступает в указанных отношениях в качестве регулятора и координатора, способствуя их цивилизованному развитию. Оно способствует возникновению и упрочению социального партнерства между гражданами (наемными работниками) и работодателями — будущими субъектами трудовых отношений.

13 стр., 6032 слов

Общие положения о занятости населения

... пособия по безработице регулируется: Законом РФ от 19.04.1991 г. №1032-1 «О занятости населения в РФ», постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 г. №458 «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан» и ...

По данным Госкомстата России на конец декабря 2009 года безработными в России были 6,2 миллиона человек. Месяцем ранее ведомство относило к безработным 6,1 миллиона человек. В среднем за 2009 год уровень безработицы Росстат оценил в 8,4 процента от экономически активного населения России, а к безработным отнес 6,37 миллиона человек. Численность безработных в России была выше на 1,6 миллиона человек, или на одну треть. Из-за экономического спада в России, начавшегося в 2008 году, российские предприятия провели массовые сокращения штата, а часть работников отправили в неоплачиваемый отпуск. В результате в первом квартале 2009 года безработица начала стремительно расти, достигнув в апреле отметки в 10,2 процента от экономически активного населения.

Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, подводя итоги 2009 года, признал, что России не удалось полностью справиться с последствиями кризиса, в том числе сдержать рост безработицы. В 2010 году число безработных, по прогнозу Минэкономразвития, снизится в среднем за год до 6,3 миллиона человек, а уровень безработицы — до 8,6 процента, в 2011 году — до 6 миллионов человек и 8,2 процента, а в 2012 году — 5,6 миллиона человек и 7,7 процента. Сейчас, по информации Росстата, общий уровень безработицы в России составляет 6,1 миллиона человек или 8,1 процента от экономически активного населения.

Правовые, экономические и организационные условия обеспечения занятости и гарантии реализации прав граждан на труд определяются современным законодательством. Эти положения в общих чертах определяют государственную политику в области обеспечения занятости и гарантий реализации права граждан на труд.

Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере занятости населения и борьбы с безработицей в Российской Федерации.

Предметом исследования выступают нормы отечественного законодательства, регулирующие соответствующие отношения и практику их применения.

Основная цель моей работы заключается в раскрытии характера правового регулирования статуса безработного, выявит имеющиеся пробелы, противоречия законодательства, определяющего правовое положение безработных граждан.

Для полного раскрытия и исследования темы, с целью изучения основных правовых аспектов, анализа ведущих тенденций в сфере занятости выделяю основные задачи:

1. Провести анализ норм права, определяющих правовой статус безработного гражданина;

2. Выявит проблемы правового регулирования статуса безработного гражданина;

3. Охарактеризовать статус безработного и особенности трудоустройства граждан.

Также важно учитывать сложившиеся условия переходного периода, когда в стране формируются рыночные отношения, необходима целенаправленная ориентация результатов проводимых реформ на человека с помощью адекватной политики занятости населения.

Среди прав, составляющих содержание правового статуса гражданина в сфере занятости, важнейшим следует признать их право на выбор места работы. Государство же призвано в лице органов службы занятости стать посредником между работником и работодателем по содействию в трудоустройстве населения .

6 стр., 2889 слов

Ы по медицине Здоровье населения России

... «практически здоровый человек» В понятие здоровья вкладываются не только абсолютные качественные, но и количественные признаки, т.к. существует понятие степени здоровья. Степень здоровья социальные факторы Индивидуальное здоровье Здоровье населения Здоровье населения обеспечивает условия для ...

Сейчас на первый план выходят новые приоритеты, а именно — повышение и рациональное использование трудового потенциала страны. Для того, чтобы политика стала эффективной и результативной, необходимо, чтобы она была ориентирована на регулирование безработицы, на перераспределение рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах роста эффективности труда.

Методологической основой работы являются общенаучные методы системного анализа и обобщения нормативных, научных и практических материалов. Основными источниками при работе над темой «Правовой статус безработного» являются:

» Конституция Российской Федерации, принята всенародным тайным голосованием 12.12.1993 года, вступила в силу 25.12.1993 года

» Закон Российской Федерации от 19.04.1991г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 27.12.2009г. №367-ФЗ)

» Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 года №458 «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан»

Среди международных норм в области занятости и защиты от безработицы можно выделить один из основополагающих нормативных актов — Конвенцию МОТ №122 «О политике в области занятости» (1964г.), в которой провозглашена цель, к которой должны стремиться все государства мира — полная, продуктивная и свободно избранная занятость. По определению данной Конвенции решение проблемы занятости должно быть основной целью политики правительства.

При написании работы руководствовалась трудами следующих ученых и исследователей: доктора юридических наук, профессора Смирнова О.В., профессора МГУ Куренного А.М., Медведева О.В. и ряда других деятелей.

Структура данной дипломной работы сформирована с учетом поставленной цели и задач и состоит из введения, двух глав и заключения.