Бюджетная система Российской Федерации

Контрольная работа

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав государственный бюджет. Именно через государственный бюджет проводится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения государством возложенных на него функций.

В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Бюджет — категория, свойственная различным отношениям. Его возникновение и развитие связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики.

Бюджет выполняет следующие функции:

  • перераспределение ВВП;
  • государственное регулирование и стимулирование экономики;
  • финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;
  • контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

1. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 Понятие и формы бюджетной системы

Форма государственного устройства страны, действующие основные законодательные акты, роль бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах определяют основы бюджетного устройства.

Бюджетное устройство в свою очередь определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

21 стр., 10490 слов

По МДК 02.01. «УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ»

... государственного долга требует средств из бюджета и тем самым диктует необходимость сокращения расходов, как правило, на социальные ... государственным долгам и по другим принятым на себя Российским Государством обязательствам». ... влияния на состояние финансовой системы, денежного обращения и экономической безопасности ... образовывала государственного долга, так как с обеих сторон этого долгового отношения ...

Главное звено финансовой системы государства — бюджетная система. Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

Построение бюджетной системы также зависит от формы государственного и административного устройства страны.По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство — это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция и единые органы власти. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев — государственного и местных бюджетов.

Федеративное (объединенное, союзное) государство — это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенна и состоит из федерального бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство — этот постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств — членов конфедерации — действуют свои бюджетные и налоговые системы.

.2 Устройство бюджетной системы РФ. Принципы функционирования бюджетной системы РФ

Построение бюджетной системы РФ основано на конституции РФ и Конституциях Республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и ст. 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

1)Федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2)Бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

3)Местных бюджетов.

В настоящее время бюджетная система РФ включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ;9 краевых и 46 областных бюджетов и 2 бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга; бюджет еврейской автономной области. Также десять окружных бюджетов и бюджетов автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

4 стр., 1722 слов

Система органов государственной власти в РФ

... В современной России продолжается поиск оптимальной системы государственного управления. Например, появился институт полномочных представителей президента по семи федеральным округам. Часть государственных органов исполнительной власти подчинена президенту, часть - правительству, ...

В состав федерального и территориального бюджетов входят целевые бюджетные фонды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющих целевое расходование средств. В числе таких фондов — дорожный, экологический, воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных ресурсов и др.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга.

Кроме федерального и территориальных бюджетов (региональных и местных), в бюджетную систему входят государственный внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Федеральный внебюджетный фонд и внебюджетные фонды субъектов РФ обязательного медицинского страхования. До 1991 г. они входили в состав государственного бюджета, а в настоящее время имеется явная тенденция включения внебюджетных фондов в бюджет.

Функционирование бюджетной системы основано на следующих основополагающих принципах:

Принцип единства бюджетной системы РФ — это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, единый порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Важнейшим является принцип самостоятельности всех бюджетов, который означает:

1.право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

2.наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской федерации;

.законодательное закрепление регулирующих доходов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

.право органов государственной власти и органов государственного самоуправления самостоятельно определять направление расходов соответствующих бюджетов;

.право органов государственной власти и органов государственного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

.недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

4 стр., 1544 слов

Государственная служба: понятие, принципы и виды. Реформирование ...

... нормы которого регулируют обе стороны государственной службы (организацию государственной службы и осуществление государственными служащими практических полномочий). Как правовой институт государственная служба объединяет нормы различных отраслей права - административного, трудового финансового и некоторых других ...

.недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.

Принцип полноты отражения доходов и расходов предполагает, что все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что каждый бюджет должен быть сбалансирован, т.е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджетов и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств предполагает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны показываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.

Принцип гласности предполагает:

1.обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных органов государственной власти, органов местного самоуправления;

2.обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решения по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного органа государственной власти, либо между законодательным и исполнительным органами государственной власти.

Принцип достоверности бюджета — это надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчетов расходов и доходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

.3 Виды доходов бюджетов РФ

В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ, действующем в настоящее время, к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления, что обеспечивает стабильность их поступлений в соответствующие бюджеты.

К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов <consultantplus://offline/ref=46196A49E8CE764DACE8C3C25B31065C403861040E99EE15FA791BC1820E19505432A05Fu5z4B>, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами <consultantplus://offline/ref=46196A49E8CE764DACE8C3C25B31065C403861040E99EE15FA791BC1820E19505432A051u5z7B>, региональных <consultantplus://offline/ref=46196A49E8CE764DACE8C3C25B31065C403861040E99EE15FA791BC1820E19505432A05Eu5z6B> и местных <consultantplus://offline/ref=46196A49E8CE764DACE8C3C25B31065C403861040E99EE15FA791BC1820E19505432A05Eu5zDB> налогов, а также пеней <consultantplus://offline/ref=46196A49E8CE764DACE8C3C25B31065C403861040E99EE15FA791BC1820E19505432A05855CBE007uAz2B> и штрафов по ним.

5 стр., 2182 слов

Реферат кассовый метод признания доходов и расходов

... Кассовый метод Кассовый метод - это один из двух методов признания доходов и расходов, предусмотренных Налоговым кодексом. Напомним, что фирмы, уплачивающие налог на прибыль, могут самостоятельно выбирать кассовый метод или метод начисления. Организации и ... были уплачены в бюджет. Расходы на основные средства и нематериальные активы. К таковым относятся расходы на приобретение, сооружение, ...

К неналоговым доходам бюджетов относятся:

·доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

·доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

·доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

·средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

·средства самообложения граждан;

·иные неналоговые доходы.

К безвозмездным поступлениям относятся:

·дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

·субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

·иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

·безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.

7 стр., 3061 слов

Преобразование муниципальных образований

... и изменения границ муниципального образования муниципальный образование самоуправление Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Федерации в соответствии с требованиями федерального законодательства. Изменение границ МО - объединение, разделение, изменение статуса городского поселения либо лишения его статуса. Изменение границ муниципального ...

1.4 Пути укрепления доходной базы бюджетной системы РФ

Укрепление доходной базы бюджетов всех уровней возможно только при следующих условиях:

) при динамично развивающихся главных отраслях хозяйственно-экономического комплекса в целом, в масштабах всей страны и каждого региона в отдельности. Как правило, увеличение валового регионального продукта приводит к заметному укреплению доходной базы соответствующих бюджетов;

) при направлении инвестиций в больших объемах с участием зарубежных и российских инвесторов в дотационные регионы. В этом случае происходит увеличение налоговых поступлений не только в данный момент времени, но и в перспективе. В конечном итоге заметно укрепляется доходная база бюджетов местных и региональных, сокращается хронический дефицит бюджета;

) При проведении активной работы контролирующих органов налоговой службы по выявлению юридических и физических лиц, укрывающих истинные размеры доходов от налогообложения. В подобных случаях налоговыми контролерами проводится тщательный анализ по фактическим доходам и расходам, по выплатам зарплат на уровне муниципальных (при которых очень часто производятся доплаты в конвертах).

) При проверке банкротов различных организаций в виде акционерных обществ, закрытых или открытых, неоднократно налоговыми контролерами фиксировались случаи преднамеренных банкротств, при которых проводилась распродажа оборудования и имущества по явно заниженной стоимости, а в результате в местные бюджеты — поселений или муниципальных районов перечислялись мизерные суммы в их доходную часть. Из всего вышеизложенного следует вывод, что путями укрепления доходной базы бюджетов всех уровней являются: экономическая и финансовая стабилизация; стимулирование инвестиционной активности; увеличение доли накопления в валовом региональном продукте (ВРП) и в валовом внутреннем продукте (ВВП) в целом. Как показывает статистика, увеличение налоговой нагрузки на юридические лица нередко приводит к заметному росту банкротств с последующим ослаблением доходной базы бюджетов.

бюджет доход реестр

2. ЗАДАЧИ

Задача 1.

Требуется определить: какие из перечисленных ниже налогов формируют налоговые доходы федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджета муниципального района и бюджета поселения:

. Налог на добавленную стоимость;

. Акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и минерального сырья;

. Налог на прибыль (доход) организаций;

. Налог па доходы от капитала;

. Подоходный налог физических лиц;

. Взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

. Таможенная пошлина и таможенные сборы;

. Государственная пошлина;

. Налог на пользование недрами;

3 стр., 1389 слов

Расходные обязательства РФ: условия возникновения, состав, структура расходов

... местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением ... законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных ... котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный ... совершенствования расходования федерального бюджета РФ на 2013г. Задачи исследования ...

. Налог па воспроизводство минерально-сырьевой базы;

. Налог па дополнительный доход от добычи углеводородов;

. Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

. Лесной налог;

. Водный налог;

. Экологический налог;

. Федеральные лицензионные сборы.

. Налог на имущество организаций;

. Налог на недвижимость;

. Дорожный налог;

. Транспортный налог;

. Налог с продаж;

. Налог на игорный бизнес;

. Региональные лицензионные сборы.

. Земельный налог;

. Налог на имущество физических лиц;

. Налог на рекламу;

. Налог на наследование и дарение;

. Местные лицензионные сборы.

В необходимом случае указываются проценты поступления налогов и сборов в тот или иной бюджет. Для решения задачи рекомендуется использовать таблицу следующей формы:

№ п/пНаименование РОПринадлежность*1Налог на добавленную стоимостьФБ 2Акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и минерального сырья ФБ 3Налог на прибыль (доход) организацийФБ — 10 %; СРФ — 90 % 4Налог на доходы от капитала;5Подоходный налог физических лицФБ — 90 %; СРФ — 10 %6Взносы в государственные социальные внебюджетные фонды; ——7Таможенная пошлина и таможенные сборы——8Государственная пошлинаСРФ 9Налог на пользование недрамиСРФ 10Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы——-11Налог на дополнительный доход от добычи углеводородовСРФ 12Сбор за право пользования объектами — животного мира — водными биологическими ресурсами СРФ ФБ — 20 %, СРФ — 100 %13Лесной налогП14Водный налогФБ15Экологический налогФБ — 20 %; СРФ — 40 %; П — 20 %.16Федеральные лицензионные сборыФБ17Налог на имущество организацийСРФ18Налог на недвижимость——-19Дорожный налог——-20Транспортный налогСРФ21Налог с продаж——-22Налог на игорный бизнесСРФ23Региональные лицензионные сборыСРФ24Земельный налогП25Налог на имущество физических лицП26Налог на рекламу——-27Налог на наследование и дарениеФБ — 90 %; СРФ — 10 %28Местные лицензионные сборыП* Условные обозначения: субъект РФ — СРФ; муниципальный район — МР; поселение — П.

Задача 2.

Из ниже приведенного перечня расходных обязательств необходимо выделить расходные обязательства: субъекта РФ; муниципального района; поселения:

) материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности государственных учреждений субъекта РФ, в том числе вопросов оплаты труда работников государственных учреждений субъекта РФ;

11 стр., 5433 слов

Муниципальные образования как субъекты гражданского права

... работы является определение правового положения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований как субъектов гражданского права и разработка концепции их участия в ... В собственности муниципальных образований могут находиться: имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения их территории; автомобильные дороги местного значения; пассажирский ...

) предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий;

) организация и осуществление региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;

) содержание автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения;

) организация транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение);

) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта РФ;

) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в образовательных учреждениях, находящихся в соответствии с федеральным законом в ведении субъекта РФ;

) выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом;

) создание, развитие лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения;

) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;

) обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения;

) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;

) организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района;

) организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;

) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время;

14 стр., 6982 слов

Роль муниципальных органов власти в утилизации твердых бытовых отходов

... твердыми отходами по нескольким параметрам: Схема процесса обращения твердых бытовых отходов с денежными потоками. Разделение функций по организации процесса обращения ТБО между государственными и муниципальными органами. Отношения между властями ... уровню экологической нормы. Одной из проблем является высокий темп роста объема образования, использование твердых бытовых отходов, что влияет на ...

) организация оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

) выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района.

Для решения задачи рекомендуется использовать таблицу следующей формы:

№ п/пНаименование РОПринадлежность*1материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности государственных учреждений субъекта РФ, в том числе вопросов оплаты труда работников государственных учреждений субъекта РФСРФ2предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствийСРФ, МР3организация и осуществление региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасностиСРФ, МР, П4содержание автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значенияМР5организация транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение)СРФ, МР6обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта РФСРФ7организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в образовательных учреждениях, находящихся в соответствии с федеральным законом в ведении субъекта РФСРФ, МР8выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в порядке, установленном федеральным закономМР9создание, развитие лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значенияСРФ10обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселенияП11организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселенияП12обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселенияП13создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населенияП14организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального районаП15организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милициейП16организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное времяМР, П17организация оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родовМР18выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального районаМР* Условные обозначения: субъект РФ — СРФ; муниципальный район — МР; поселение — П.

3. ЗАДАНИЕ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ

.1 Приведите форму реестра расходных обязательств любого публичного образования. Кратко охарактеризуйте порядок составления и ведения этого реестра

Расходные обязательства по вопросам местного значения исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита соответствующего местного бюджета.

Исполнение расходных обязательств по отдельным государственным полномочиям осуществляется за счет субвенций из регионального фонда компенсаций.

Органы местного самоуправления обязаны вести реестр расходных обязательств, представляющий собой перечень нормативных правовых актов и заключенных органами местного самоуправления договоров и соглашений (отдельных статей, пунктов, подпунктов, абзацев), предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств местных бюджетов.

Основными принципами ведения реестра расходных обязательств являются:

полнота отражения расходных обязательств и сведений о них;

периодичность обновления реестра расходных обязательств сведений о них;

открытость сведений о расходных обязательствах, содержащихся в реестре;

единство формата отражения сведений в реестре расходных обязательств;

достоверность сведений о расходных обязательствах, содержащихся в реестре.

Для ведения реестра расходных обязательств муниципального образования необходимо создание соответствующих правовых основ, в связи с чем, обязательность ведения реестра расходных обязательств рекомендуется закрепить на уровне муниципального образования, установив нормативным правовым актом органа местного самоуправления порядок формирования, ведения и использования реестра расходных обязательств муниципального образования.

Высший орган исполнительной власти муниципального образования (администрация муниципального образования) устанавливает форму ведения реестра расходных обязательств и форму предоставления сведений от главных распорядителей средств местного бюджета, а также обеспечивает решение общих задач по ведению реестра расходных обязательств муниципального образования.

Главные распорядители средств местного бюджета представляют в орган исполнительной власти муниципального образования сведения о расходных обязательствах на очередной финансовый год до начала распределения органом исполнительной власти муниципального образования предельных объемов бюджетного финансирования на указанный год. Орган исполнительной власти муниципального образования осуществляет внесение сведений от главных распорядителей в единый реестр расходных обязательств муниципального образования и его формирование.

При определении реестра расходных обязательств, органы местного самоуправления должны ориентироваться на перечень вопросов местного значения, а также на переданные вышестоящими уровнями власти отдельные государственные полномочия.

По категориям расходных обязательств реестр расходных обязательств муниципального образования должен включать:

расходные обязательства, по которым все расходные полномочия осуществляются органами местного самоуправления муниципального образования;

расходные обязательства, введение которых осуществляется федеральными и региональными органами государственной власти, установление, финансовое обеспечение и исполнение — органами местного самоуправления муниципального образования;

расходные обязательства, введение, установление и финансовое обеспечение которых осуществляется федеральными и региональными органами государственной власти, исполнение органами местного самоуправления муниципального образования.

В части расходных обязательств, введение, установление и финансовое обеспечение которых осуществляется федеральными (региональными) органами государственной власти, а исполнение органам местного самоуправления, реестр расходных обязательств муниципального образования должен соответствовать федеральному (региональному) реестру расходных обязательств.

Под введением расходных обязательств понимается определение функций и задач органов власти, требующих осуществления бюджетных расходов, а также общих принципов финансового обеспечения и исполнения расходных обязательств.

Под установлением расходных обязательств понимается определение целей, направлений, объема, структуры, размеров бюджетных расходов, необходимых для выполнения функций и задач органов власти; установление различных нормативов; определение мероприятий, категорий получателей бюджетных средств, а также конкретного порядка финансового обеспечения и исполнения установленных расходных обязательств.

Под финансовым обеспечением понимается, какой уровень власти и на основании какого документа при составлении и утверждении соответствующих бюджетов предусматривает бюджетные средства, необходимые для исполнения расходных обязательств.

Под расходованием средств понимается, какой уровень власти и на основании какого документа осуществляет предоставление бюджетных средств на исполнение расходных обязательств.

Функции финансового обеспечения и расходования средств очень тесно связаны друг с другом и поэтому они, как правило, реализуются одним органом власти. Тем не менее, в современной российской практике достаточно широко распространено делегирование полномочий между разными уровнями бюджетной системы. Например, муниципальные образования могут выполнять отдельные государственные полномочия. В этом случае финансовое обеспечение данных полномочий осуществляют органы государственной власти. Для этого они предусматривают выделение субвенции местным бюджетам на исполнение соответствующих расходных обязательств.

При заполнении реестра главным критерием является разделение расходных обязательств муниципального образования по категориям расходных обязательств, с учетом того, что для каждой категории обязательств устанавливаются соответствующие источники информации для составления и актуализации реестра (табл. 1).

Данные о расходных обязательствах, введение, установление и финансовое обеспечение которых осуществляются федеральными и региональными органами государственной власти, исполнение — органами местного самоуправления муниципального образования, вносятся в реестр на основании соответственно федерального реестра расходных обязательств и реестра расходных обязательств субъекта РФ — в части введения, установления, финансового обеспечения и исполнения.

В части введения расходных обязательств муниципальных образований на федеральном уровне основным нормативным правовым актом является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающий общие принципы финансового обеспечения и исполнения расходных обязательств муниципальных образований.

Таблица 1 — Категории расходных обязательств муниципальных образований и источники информации для составления и актуализации реестра

Категория расходных обязательствИсточники информации для составления и актуализации реестраРасходные обязательства, введение, установление и финансовое обеспечение которых осуществляются федеральными и региональными органами государственной власти, исполнение — органами местного самоуправления муниципального образованияфедеральный реестр расходных обязательств и реестр расходных обязательств субъекта РФ — в части введения, установления, финансового обеспечения и исполненияРасходные обязательства, введение которых осуществляется федеральными и региональными органами государственной власти, установление, финансовое обеспечение и исполнение — органами местного самоуправления муниципального образованиясоответствующие нормативные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации и субъекта РФ — в части введения, органов местного самоуправления муниципального образования — в части установления, финансового обеспечения и исполнения

Форма реестра расходных обязательств представлена в Приложении А.

Реестр расходных обязательств муниципального образования представляется органом местного самоуправления в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Субъект Российской Федерации составляет свод реестров муниципальных образований.

Реестр расходных обязательств субъекта Российской Федерации и свод реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, представляются в Министерство финансов Российской Федерации в порядке, установленном этим министерством.

Принятые расходные обязательства сами по себе не являются расходами бюджетов.

Прежде всего, расходные обязательства должны быть включены для исполнения в решение о бюджете на очередной финансовый год, став тем самым бюджетным обязательством.

Таким образом, бюджетные обязательства представляют собой расходные обязательства, исполнение которых предусмотрено в бюджете на соответствующий финансовый год.

Денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение бюджетных обязательств местного самоуправления, являются расходами местного бюджета.

Органы местного самоуправления при формировании, утверждении и исполнении местных бюджетов применяют Бюджетную классификацию РФ для обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Расходы бюджета в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы.

Текущие расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы.

Капитальные расходы бюджетов — частьрасходов бюджетов, обеспечивающая инновационную деятельность (в т.ч. статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности муниципальных образований, другие расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетовРФ).

Органы местного самоуправления предоставление бюджетных средств осуществляют в следующих формах:

§ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

§средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими или юридическими лицами по муниципальным контрактам;

§трансфертов населению;

§ассигнований на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

§ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

§ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

§бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);

§субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

§инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

§межбюджетных трансфертов;

§средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе муниципальных гарантий.

Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на:

·оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

·перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (единый социальный налог);

·трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;

·командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;

·оплату товаров, работ и услуг по заключенным муниципальным контрактам;

·оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения муниципальных контрактов.

Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

Расходная часть местных бюджетов определяется на основе единой методики расчетов бюджетов муниципальных образований, принятой в субъекте Российской Федерации.

Оценку расходов можно проводить по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

В самом общем виде оценка может быть произведена двумя способами: оценка изменений расходных обязательств на основе фактических данных об исполнении региональных и местных бюджетов и оценка потребности каждого уровня бюджетной системы в реализации собственных полномочий.

Предоставление органам власти самоуправления реальных расходных полномочий, сбалансированных с финансовыми ресурсами, — ключевая задача реформы межбюджетных отношений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бюджет, является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе. Объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы).

Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kontrolnaya/reestr-rashodnyih-obyazatelstv/

1.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ по состоянию на 01.04.2013.

2.Налоговый кодекс РФ: часть I от 31.07.1998 г. № 147-ФЗ; часть II от 5.08.2000 г. № 117-ФЗ по состоянию на 01.04.2013

.Аврамчикова Н.Т. Государственное и муниципальное управление, ориентированное на результат/ Н.Т. Аврамчикова.- СибГАУ, 2012 г.

.Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации Учебник. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. — 486 с. -ISBN 5-91131-356-1

6.Бурханова И.В. Бюджетная система Российской Федерации. Конспект лекций/ Бурханова И.В.- М.: Эксмо, 2008.- 160 с.

7.Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации Учебник / ред. О. В. Врублевская, М. В. Романовский. — 4-е изд. — СПб. : Питер, 2008. — 576 с.

.Годин А. М. Бюджетная система Российской Федерации / А.М. Годин, Н.С. Максимова, И.В. Подпорина/ Москва, 2003 г.

.Масгрейв Ричард А., Масгрейв Пегги Б. Государственные финансы: теория и практика / Пер. с анг. — М.: Бизнес Атлас, 2009.

.Золотарева Г. И. Бюджетная система Российской Федерации: курс лекций / Г. И. Золотарева, Н. И. Смородинова,; Сиб. гос. аэрокосм. ун-т. — Красноярск, 2007. — 117 с.

.ПолякГ.Б. Бюджетная система России: учебник для вузов/ Под ред. Г.Б. Поляка.- 2 — е изд. перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ — Дана,2007.-703 с.

.Романовский, М.В. Бюджетная система РФ: Учебник / М.В. Романовский, О.В. Врублевская. — М.: Юрайт-М, 2009.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Форма реестра расходных обязательств ____ (наименование муниципального образования), фрагмента реестра расходных ____ (наименование муниципального образования)

Наименование вопроса местного значения (делегированного полномочия)Наименование главного распорядителя средств местного бюджетаМуниципальный нормативный правовой акт, договор (соглашение)Коды бюджетной классификацииФорма исполнения расходного обязательстваОбъем средств на исполнение расходного обязательства, тыс. руб.Наименование и реквизитыНомер статьи, части, пункта, подпункта, абзацаДата вступления в силуСрок действияКод раздела ФККод подраздела ФККод целевой статьи ФККод вида расходов ФККод статьи ЭККод источника внутр. финанс. дефицита бюджета*всегоотчетный годтекущий годочередной годвторой год планового периодаПредусмотрено НПА, договором (соглашением)Исполнено на дату представления фрагмента реестраПланФактПланФакт на дату представления фрагмента реестрапрогнозпрогноз* Заполняется только в том случае, если расходное обязательство является долговым