Налоговые преступления: правовой анализ составов

Реформирование системы налогообложения сопровождалось и сопровождается внесением многочисленных изменений и дополнений в действующие законодательные акты в части предупреждения налоговых преступлений, усовершенствования исчисления, уплаты налогов и других обязательных платежей.

Многие исследователи отмечают неоднозначность и противоречивость состава налоговых преступлений, далеко не идеальное регулирование существующим законодательством вопросов уголовной ответственности в сфере налогообложения, которое создает возможность для ухода от налогообложения и провоцирует на создание различных схем незаконной минимизации налоговых обязательств, которые становится все сложнее квалифицировать как противоправные действия.

Законодательно обязанность налогоплательщика (юридического и физического лица) оплачивать установленные налоги и сборы определена в Конституции и Налоговом кодексе (НК) РФ.

В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

С позиции юридической науки уклонение от уплаты налогов трактуется как фискальное преступление, совершаемое с нарушением налогового законодательства. Налоговое право дает определение налоговых правонарушений как противоправных, виновных действий или бездействий, ведущих к неисполнению или исполнению ненадлежащим образом обязанностей, нарушению прав и законных интересов участников налоговых отношений, за которые устанавливается юридическая ответственность.

Преступления в сфере налогообложения представляют собой социально-правовое негативное явление, сочетающее в себе преступления, совершаемые в тот или иной период на определенной территории, обладающие количественными и качественными показателями, объектом действия которых является установленный действующим налоговым законодательством порядок уплаты налогов и других обязательных платежей

Так, например, по данным Федеральной налоговой службы в ходе 362,00 тыс. проведенных в 2014 году проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в том числе 170 проверок, проведенных по поручению органов прокуратуры) выявлено 208,5 тыс. нарушений, что на 2,4% выше уровня нарушений в 2012 году. Доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений материалы переданы в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел, составила 2,3%, что 1,6% ниже, чем в 2012 году, но данное снижение связано с внесением изменений в статьи 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации, увеличивших нижний предел суммы доначислений при проверке, необходимой для возбуждения уголовного дела.

3 стр., 1473 слов

Налоговый учет налога на имущество организаций

... ТД «ВладМиВа». Предметом исследования является ведение налогового учета на предприятии и налоговая отчетность по налогу на имущество. Целью данной курсовой работы является рассмотрение на примере предприятия ООО «ТД «ВладМиВа» ... учетной политике организации для целей налогообложения. 1.2. Структура и состав совокупности налоговых Все налоговые регистры условно можно разделить на 5 групп: 1. Регистры ...

Однако само существование обязательств подразумевает и существование нарушения обязательств и обязанностей, нарушения законного порядка их исполнения. Т.е. естественно наличие большого числа налоговых правонарушений. Если в уголовном праве установлена презумпция невиновности, то в налоговом праве многих стран (в частности, в США) установлена презумпция виновности.

Цель курсовой работы — широко рассмотреть тему «налоговые преступления», т.е. дать определение налоговым преступлениям, рассмотреть виды данных преступлений, дать уголовно-правовую характеристику преступлений, рассмотреть их состав.

Объект исследования — налоговые преступления, их законодательное определение.

Задачи работы — с использованием нормативно-правовой и специальной литературы:

  • рассмотреть понятие и виды налоговых преступлений;
  • изучить уголовно-правовую характеристику преступлений, предусмотренных статьями 198, 199 УК РФ;
  • раскрыть уголовно-правовую характеристику преступлений, предусмотренных статьями 199.1, 199.2 УК РФ.

Для написания курсовой работы использована учебная, нормативно-правовая, периодическая литература.

1. Преступления в сфере экономической деятельности

1.1 Общая уголовно-правовая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности

Основная группа преступлений в сфере экономической деятельности регламентирована в гл. 22 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее по тексту УК РФ), входящей в разд. VIII Кодекса «Преступления в сфере экономики».

Родовым объектом этих преступлений и одновременно объектом уголовно-правовой охраны является установленный порядок осуществления экономической деятельности, обеспечивающий соблюдение согласованных интересов личности, общества, государства.

Непосредственные объекты рассматриваемых преступлений весьма разнообразны. Их специфика с юридико-технической точки зрения наиболее полно проявляется в предмете преступления.

Нормы гл. 22 УК РФ отражают структурные перемены, произошедшие в экономике страны, и обусловленные ими изменения в социальных отношениях. Они охраняют установленные ст. 8 и другими статьями Конституции Российской Федерации единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, законную конкуренцию, свободу экономической деятельности. Глава 22 УК РФ, так же как и гл. 21, охраняет частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности.

Общими признаками преступлений в сфере экономической деятельности являются противоправность, общественная опасность, виновность и наказуемость.

Противоправность. Все преступления в сфере экономической деятельности, будучи запрещены уголовным законом, одновременно нарушают Конституцию Российской Федерации и нормативно-правовые акты, устанавливающие соответствующий порядок экономической деятельности, права и обязанности ее участников которые подразделяются на:

4 стр., 1543 слов

Криминологическая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности

... преступности в сфере экономической деятельности сблизился с определением этого явления в странах с развитой рыночной экономикой. В современной криминологии под преступностью в сфере экономической деятельности (экономической преступностью) понимается совокупность корыстных преступлений экономической направленности, совершаемых ...

  • ·взаимные, устанавливаемые на началах диспозитивности (частноправовых норм);
  • ·перед третьими лицами (публично-правовые и частноправовые нормы);
  • ·перед публичной властью, государством в целом, его органами, муниципальными органами.

Установление противоправности деяния в сфере экономики предполагает также вывод об отсутствии обстоятельств, исключающих преступность деяния, особенно крайней необходимости, физического или психического принуждения, обоснованного риска.

Общественная опасность. Она состоит либо в причиненном вреде, либо в способности причинять вред (в поставлении в опасность) и существует также и там, где УК РФ не требует наступления преступных последствий.

При совершении этих преступлений общественная опасность проявляется:

  • ·в нанесении ущерба граждан, организациям, государству;
  • ·в неохватываемых предписаниями статей вредных последствиях — потере рабочих мест, снижении зарплаты работников, уменьшении облагаемой налогами прибыли, ухудшении условий труда и т.п.;
  • ·в утрате доверия к государственному аппарату и управленческим структурам коммерческих организаций, подрыве экономического порядка как условия социальной стабильности.

Весь вред, отражающий общественную опасность преступлений в сфере экономической деятельности, должен быть противоправным. На практике трудно устанавливать общественную опасность, но без этого деяние ни в коем случае нельзя считать преступлением.

Виновность. Все рассматриваемые преступления являются умышленными и, как правило, совершаются с косвенным умыслом по отношению к преступным последствиям.

Наказуемость. За совершение преступлений в сфере экономической деятельности законодателем с учетом личности возможного преступника, общественной опасности деяний установлены различные виды наказания: от штрафа до лишения свободы. Они позволяют стремиться к достижению целей наказания, а их критика без особо убедительных аргументов не является продуктивной.

Все преступления в сфере экономической деятельности по УК РФ можно подразделить на следующие группы:

  • против общего порядка предпринимательской деятельности — ст. 169, 170, 171, 172, 173, 174, 175;
  • против правил кредитных отношений — ст. 176, 177;
  • против порядка законной конкуренции на рынке — ст.

178, 179, 180, 181, 182, 183, 184;

  • против финансовой системы — ст. 185, 186, 187;
  • против порядка внешнеторговой деятельности — ст. 188, 189, 190;
  • против порядка оборота валютных ценностей — ст. 191, 192, 193;
  • против порядка уплаты таможенных платежей и налогов — ст. 194, 198, 199;
  • против порядка осуществления банкротства — ст. 195, 196, 197;
  • против прав потребителей — ст.

200.

1.2 Понятие и виды налоговых преступлений

Налоговое преступление — это совершенное в налоговой сфере противоправное деяние, преступный характер которого признан действующим уголовным законодательством территории, к юрисдикции которой оно отнесено. Понятие «налоговое преступление» может применяться в качестве собирательного обозначения всего многообразия преступных деяний, совершаемых субъектами в ходе реализации налоговых правоотношений. По этой причине в контексте налоговой преступности следует рассматривать не только противоправные действия налогоплательщика, направленные на уклонение от уплаты налоговых платежей, но и, например, незаконное получение налоговых льгот или осуществление в пределах налогового правоотношения противозаконных действий должностными лицами налоговой администрации.

13 стр., 6348 слов

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов с организаций

... периодических изданий социально-экономическую мотивацию возникновения налоговых преступлений, исследовать понятие налогового преступления, а также элементы состава налогового преступления, заключающегося в уклонении от уплаты налогов и сборов с организаций. Научную новизну дипломной работы автор видит в том, что ...

Признаками налогового преступления являются:

  • вина субъекта преступления, т.е. лица, совершившего деяние;
  • общественная опасность деяния;
  • нарушение норм законодательства о налогах и сборах;
  • наличие запрета уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за совершение деяния.

В ряде случаев объект правовой охраны идентичен

Налоговая преступность, безусловно, препятствует решению государственных задач, тем самым, причиняя прямой ущерб не только государственным, но и общественным интересам. Как ни странно на первый взгляд, совершение налогового преступления создает существенные неудобства и для лица, его совершившего, особенно если он осуществляет предпринимательскую деятельность.

Безусловно, наличие уголовно-правового запрета на совершение действий по уклонению от уплаты налогов и сборов создает определенные риски для потенциальных налоговых преступников. И дело здесь не только в самом факте установления уголовного наказания за совершение налогового преступления. Неизбежным итогом любого налогового преступления, как выявленного, так и оставшегося латентным, для налогоплательщика станут:

  • ·сокрытие части прибыли от инвесторов и внушение опасений потенциальным инвесторам;
  • ·риск приостановления деятельности на время проведения предварительного расследования;
  • ·подрыв деловой репутации и потеря клиентуры, что в перспективе приведет к ощутимым убыткам и потере места на рынке.

Это далеко не полный перечень рисков, возникающих в связи с уклонением от уплаты налогов и (или) сборов.

Необходимо так же отметить, что системообразующим фактором для налоговых преступлений является сама сфера налоговых правоотношений, а не субъект преступного посягательства (налогоплательщик) или предмет такого деяния (неуплаченный налог).

Налоговые отношения — это властные отношения, складывающиеся между государством в лице уполномоченных им органов, с одной стороны, и гражданами и организациями как налогоплательщиками с другой.

К налоговым правоотношениям, как правило, относятся властные отношения:

  • ·по установлению, введению, исчислению, взиманию и уплате налогов и сборов;
  • ·исполнению должностными лицами налоговой администрации своих профессиональных обязанностей в налоговой сфере (осуществление налогового контроля, налоговых расследований и привлечение к ответственности за совершение налогового нарушения).

На основании данной классификации можно выделить две группы налоговых преступлений:

1.Налоговые преступления в сфере установления, введения, исчисления, взимания и уплаты налогов и сборов

Налоговыми преступлениями в сфере установления, введения, исчисления, взимания и уплаты налогов и сборов являются:

  • ·уклонение от уплаты налоговых платежей;
  • ·воспрепятствование установлению правильного размера налоговых платежей;
  • ·нарушение обязанностей по удержанию и перечислению налоговых платежей;
  • ·воспрепятствование принудительному взысканию налоговых платежей;
  • ·незаконное получение налоговых льгот;
  • ·незаконное получение возвращаемых государством налоговых платежей.

Наиболее распространенным видом налоговых преступлений, безусловно, является уклонение от уплаты налоговых платежей. В настоящее время в уголовном законодательстве применяется несколько моделей описания налогового преступления в форме уклонения от уплаты налоговых платежей. В зависимости от этого таким налоговым преступлением может быть признано уклонение от уплаты:

6 стр., 2815 слов

Основы законодательства о налогах и сборах

... Налогового Кодекса "законодательство о налогах и сборах". Основные начала законодательства о налогах и сборах: 1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. 2. Налоги и сборы ...

  • только налогов;
  • всей совокупности налогов и сборов;
  • конкретного вида налога или сбора;
  • всей совокупности налогов и сборов, но при наличии особых обстоятельств (военное или чрезвычайное положение);
  • налогов и сборов, взимаемых с определенной категории налогоплательщиков;
  • любых налогов и сборов, но совершенное определенной категорией лиц.

К числу налоговых преступлений в сфере налогового администрирования относятся:

  • ·неисполнение обязанностей работниками налоговой администрации;
  • ·воспрепятствование законной деятельности органов и должностных лиц налоговой администрации;
  • ·препятствование проведению следствия по делу о налоговом правонарушении или преступлении;
  • ·подстрекательство к совершению налогового преступления;
  • ·незаконное обложение;
  • ·незаконное предоставление налоговых льгот.

Как было отмечено ранее, объектом налоговых преступлений в форме уклонения от уплаты налогов и сборов являются налоговые правоотношения в сфере установления, введения, исчисления, взимания и уплаты налогов и сборов.

В уголовном законодательстве Российской Федерации предусмотрено три вида налоговых преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов и сборов:

  • уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ);
  • уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ);

— уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК РФ).

2. Уголовно-правовая характеристика налоговых преступлений и практика их применения, .1 Уголовно-правовая характеристика преступлений, предусмотренных статьями 198, 199 УК РФ

Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды (ст. 198 УК).

Закон устанавливает ответственность за уклонение физического лица от уплаты налога путем непредставления налоговой декларации в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах, либо иным способом, а равно от уплаты страхового взноса в государственные внебюджетные фонды совершенное в крупном размере.

Квалифицирующие признаки: совершение деяния лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных настоящей статьей, а также ст. 194 или 199 УК, либо в особо крупном размере. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более шестисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион восемьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более трех миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая девять миллионов рублей.

13 стр., 6343 слов

Ответственность за уклонение от уплаты налогов

... ответственности за уклонение от уплаты налогов и сборов. Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач: раскрыть значение института уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, сборов; определить круг бюджетных отношений, на которые посягает рассматриваемое преступление; охарактеризовать способы уклонения от уплаты налогов и сборов, ответственность за ...

Статья 198 содержит основной состав преступления с альтернативными признаками по объективной стороне и предмету. Наступления преступных последствий не требуется.

Обязательным условием наступления уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов или страховых взносов, которое может выражаться как в действиях, так и в бездействии, является крупный или особо крупный размер неуплаченного налога.

Преступление может быть совершено в совокупности со ст. 171 и другими статьями УК РФ, например, действиями виновного, занимающегося предпринимательской деятельностью без регистрации или без специального разрешения либо с нарушением условий лицензирования и уклоняющегося от уплаты налога с доходов, полученных в результате такой деятельности. Возможность освобождения от уголовной ответственности предусмотрена в примечании к данной статье.

Общественная опасность уклонения от уплаты налогов и страховых взносов гражданами заключается в умышленном невыполнении конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, установленной ст. 57 Конституции РФ, что влечет непоступление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, а также в подрыве экономических интересов государства. Такая общественная опасность может возникать, по существу, во всех видах экономической, равно как и любой иной деятельности, связанной с получением доходов, от которой по различным основаниям в соответствии с законом проистекает обязанность представления декларации.

Правовые основы налогообложения физических лиц установлены Налоговым кодексом Российской Федерации в главе 23.

Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) представляет собой документ, форма, порядок и формат заполнения которого утверждены в приложениях №1, 2 и 3, соответственно, Приказа Федеральной налоговой службы от 10 ноября 2012 г. №ММВ-7-3/

Налоговая декларация представляется физическими лицами в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, за исключением случаев, когда

общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная налогоплательщиком исходя из доходов, фактически полученных от деятельности, указанной в пункте 1 настоящей статьи, превышает сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей за налоговый период;

  • налогоплательщик выезжает за пределы Российской Федерации до окончания налогового периода и общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная налогоплательщиком исходя из доходов, фактически полученных от деятельности, указанной в пункте 1 настоящей статьи, превышает сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей;
  • патент аннулирован в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Налоговую декларацию обязаны предоставлять физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности; нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, — по суммам доходов, полученных от такой деятельности; иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность по найму у физических лиц на основании патента, выданного в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», — по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности; физические лица в части получения отдельных видов дохода, указанных в статье 228 Налогового кодекса Российской Федерации.

20 стр., 9651 слов

Статус Президента Российской Федерации

... ст. 26, п.2), провозглашающая субъектами исполнительной власти президента и правительство. Таким образом, глава государства рассматривается ... президентская власть никак не подрывает демократический характер правового государства - напротив, она при определенных условиях является ... отрицающем принцип разделения трех властей, образуется особый статус главы государства, вытекающий из его собственных ...

Объектом налогообложения является у физических лиц, имеющих постоянное место жительства в России, — совокупный доход, полученный из источников в Российской Федерации и за ее пределами; у физических лиц, не имеющих постоянного места жительства в России, — из источников в Российской Федерации.

Предметом преступления по данной статье являются два вида платежей — налоги и страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.

Доходы как объект налогообложения — это совокупный (общий) доход, полученный гражданином в календарном году как в денежной форме (в валюте Российской Федерации или иностранной валюте), так и в натуральной форме, в том числе в виде материальной выгоды. Совокупный доход исчисляется на основе действующего законодательства и подзаконных нормативных актов. Он включает: доходы по месту основной работы, т.е. все выплаты, в частности заработную плату, премии и проч., другие доходы, получаемые не по месту основной работы (службы, учебы), от предпринимательской деятельности и иные доходы. Некоторые виды доходов не включаются в налогооблагаемую массу.

Расходы — это понесенные гражданином затраты, влекущие в предусмотренных налоговым законодательством случаях уменьшение налогооблагаемой базы.

Законодатель регламентирует особенности различных видов налогообложения и исчисления налогов с доходов, например доходов получаемых: а) физическими лицами за выполнение ими трудовых и иных приравненных к ним обязанностей по месту основной работы (службы, учебы); б) не по месту основной работы (службы, учебы); в) от предпринимательской деятельности и других доходов; г) от иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации.

Объективная сторона преступления включает в себя: уклонение от уплаты налога или страхового взноса либо путем бездействия, состоящего в непредставлении декларации о доходах, которую он обязан представить, либо путем действия, состоящего фактически в интеллектуальном подлоге, т.е. включении в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом; условие совершения действия (бездействия), т.е. уклонение от уплаты налога и (или) страхового взноса в крупном размере, что по формулировке, содержащейся в примечании к данной статье, выражается в неуплаченном налоге, сумма которого превышает 10% от всей суммы начисленных налогов и сборов (но более ста тысяч рублей — согласно п. 12 Постановления Пленума Верховного суда РФ №64 от 28.12.2006 г.).

9 стр., 4065 слов

Налоговые преступления, их квалификация по уголовному и налоговому праву России

... компетенцию субъектов тамоенных отношений и связанных с ними преступлений. 2. Налоговые преступления 2.1. Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды Как ... из которой исключено указание на несвоевременную подачу декларации; изменено название статьи; для привлечения к ответственности установлена необходимость крупного размера уклонения от у

Непредставление декларации о доходах согласно ст. 198 наказуемо только в случаях, когда подача декларации является обязательной. Основания, при которых подача декларации является обязательной, указаны в Налоговом кодексе РФ.

Под уклонением от уплаты налогов и (или) сборов следует понимать умышленные деяния, направленные на их неуплату в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное или частичное непоступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.

Способами уклонения от уплаты налогов и (или) сборов могут быть как действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений, так и бездействие, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных указанных документов.

Таким образом, само по себе непредставление декларации не является преступлением, оно является таковым только при наличии дополнительных условий. Такими обязательными условиями являются: истечение срока для предоставления декларации; наличие возможности представить декларацию; действия налоговых служб, побуждающих к представлению декларации; фактическая неуплата налога.

При определении момента окончания преступления следует исходить из того, что до истечения срока представления декларации уклонение в уголовно-правовом смысле не может иметь места, так как лицо имеет право не представлять декларацию именно до истечения срока. Уклонение как общественно опасное действие начинается после истечения срока для представления декларации, с момента, когда при обязательных для уклонения условиях, лицо имело возможность представить декларацию, но не сделало этого, т.е. уклонилось путем бездействия. В соответствии с п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. №64 «О практике применения судами Уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» преступления, предусмотренное ст. 198 и 199 УК, считаются оконченными с момента фактической неуплаты налога за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством.

Срок уплаты налога не совпадает со сроком подачи декларации о доходах.

Заведомая искаженностъ данных о доходах возможна при наличии двух признаков: относимости данных к исчислению налогов и их заведомого, т.е. очевидного для лица, несоответствия реальному состоянию базы налогообложения. Относимыми являются наличные либо отсутствующие фактические данные о месте, основаниях получения доходов, о расходах, льготах, т.е. удержанных суммах и других сведениях, которые должны содержаться в декларации и которые влияют на исчисление суммы доходов, подлежащих налогообложению. Заведомо искаженными являются данные, основанные на умышленном искажении либо игнорировании фактов, например заниженные сведения о начисленном доходе.

13 стр., 6420 слов

Уголовная ответственность за налоговые преступления

... крупных и особо крупных размерах. Декларация является основанием для начисления и уплаты подоходного налога. Она подается в налоговый орган по месту жительства физическим лицом, имеющим основное место работы ... законодательства в части ответственности за налоговые преступления. Все сказанное свидетельствует об особой актуальности темы данной дипломной работы. Степень научной разработанности темы ...

Не являются заведомо искаженными данные, полученные в результате спорной трактовки юридической природы фактов, влияющих на процесс исчисления налогов, а также в результате толкования действующих правовых актов, в частности, в случаях, когда окончательный спор решается судом.

Крупный размер является последствием совершенного преступления и выражается в сумме неуплаченного налога, которая представляет собой разницу между ранее выплаченной и дополнительно подлежащей выплате суммой налога. Налог признается неуплаченным и в случае, если он взыскивается в принудительном порядке; уплата налога добровольно прекращает бездействие, направленное на совершение преступления — уклонение от уплаты налога, и должна рассматриваться как добровольный отказ от совершения преступления. При определении в денежном выражении размера неуплаченного налога, являющегося основанием для квалификации содеянного по ч. 1 или ч. 2 ст. 198 УК как уклонения гражданина от уплаты налога, совершенного в крупном или особо крупном размере, либо квалификации содеянного по ч. 1 ст. 199 УК как уклонения от уплаты налогов с организаций, совершенного в крупном размере, надлежит исходить разъяснений данных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. №64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления».

По смыслу закона уклонение от уплаты налогов с организаций может быть признано совершенным в крупном размере как в случаях, когда сумма неуплаченного налога превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда по какому-либо одному из видов налогов, так и в случаях, когда эта сумма является результатом неуплаты нескольких различных налогов.

Субъект преступления — налогоплательщик, т.е. физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства), достигшее 16-летнего возраста, имеющее облагаемый налогом доход и обязанное в соответствии с законодательством представлять в целях исчисления и уплаты налога органы налоговой службы декларацию о доходах.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность действий и желает наступления их последствий в виде неуплаты налога в крупном размере. Отсутствие предвидения возможности или неизбежности наступления общественно опасных последствий — неуплаты налогов в крупном размере — исключает наступление уголовной ответственности. Совершение данного преступления по неосторожности законом не предусмотрено.

Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов с организаций (ст. 199 УК).

Согласно закону ответственность наступает за уклонение от уплаты налогов с организаций путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном и особо крупном размере.

Квалифицирующие признаки: совершение деяний группой лиц по предварительному сговору, лицом, ранее судимым за совершение преступлений предусмотренных настоящей статьей, а также ст. 194 и 199 УК РФ; неоднократность и крупный размер.

При этом уклонение от уплаты налогов с организаций признается совершенным в крупном размере, если сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей.

Статья содержит в себе признаки двух основных составов, различающихся по предмету и объективной стороне: уклонение от уплаты налогов путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах, а также квалифицированных по признаку неоднократности составов преступления.

Преступление является оконченным, с момента фактической неуплаты налога или страховых взносов.

Предписания статьи раскрываются в упомянутом выше постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. №64.

Социально-поведенчески деяние представляет собой распространенный тип экономических неправомерных поступков. Оно нередко осуществляется наряду с частой неуплатой организациями налогов со ссылкой на прямое отсутствие средств или уплатой налогов различными денежными суррогатами, путем зачета и т.п.

Общественная опасность та же, что и при совершении преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ.

Объективная сторона уклонение от уплаты налогов может выражаться как во внесении в бухгалтерские документы и налоговую отчетность заведомо искаженных сведений, относящихся к этим объектам, так и в умышленном непредставлении в налоговые органы отчетной документации о таких объектах.

Заведомо искаженными признаются специально измененные и ставшие фактически неверными данные относительно величины, доходов, расходов, или льгот, учитываемых при исчислении налогов, а также данные, неверно отражающие фактическое состояние ввиду игнорирования существенно важных сведений.

Заведомо искаженные данные признаются включенными в бухгалтерские документы, если последние подготовлены к представлению в налоговые органы и оформлены в надлежащем порядке.

Как неоднократное уклонение от уплаты налогов с организаций надлежит квалифицировать действия виновного, совершившего два раза и более деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 199 УК, независимо от того, был ли он осужден за ранее совершенное деяние являлся исполнителем или соучастником преступления и было ли ранее совершенное деяние оконченным преступлением или покушением на преступление.

Уклонение от уплаты налогов с организаций не может квалифицироваться как совершенное неоднократно, если судимость за ранее совершенное лицом преступление была погашена или снята, а также если за ранее совершенное преступление лицо было в установленном законом порядке освобождено от уголовной ответственности.

Субъект преступления по п. 7 постановления №64 Пленума Верховного Суда РФ — руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий. К числу субъектов данного преступления могут относиться также лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера).

Действия должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, умышленно содействовавших уклонению от уплаты налогов гражданином или с организации, надлежит квалифицировать как соучастие в совершении преступления, т.е. по ст. 33 УК и соответствующей части ст. 198 или ст. 199 УК, а если при этом они действовали из корыстной или иной личной заинтересованности, то и по соответствующим статьям УК, предусматривающим ответственность за совершение преступлений против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. 285, 290, 292 УК).

Лица, организовавшие совершение преступления, предусмотренного ст. 199 УК, или руководившие этим преступлением либо склонившие к его совершению руководителя, г