Конституционно-правовой статус государственного языка

Наиболее сложным представляется выбор национального языка в качестве государственного, поскольку решение данного вопроса осложняется в ряде государств соображениями политического толка. Стоит согласиться, что государственный язык следует рассматривать как национальный язык доминирующей части населения, способный выполнять возложенные на него функции по интеграции разных этнических общностей в единое суверенное государство; как язык, используемый в установленных государством так называемых официальных сферах общения, статус которого распространяется на всю территорию государства. Высказанная научная позиция о сугубо «отечественном наполнении» статуса государственного языка также поддерживается, поскольку такой язык рассматривается в ряде исследований и как символ государства.

На всей территории России статус государственного языка имеет русский язык (ч. 1 ст. 68 Конституции РФ), что объясняется также и численным доминированием этнических русских и русскоязычного населения. Кроме того, республикам в составе Российской Федерации предоставлено право устанавливать свои государственные языки (ч. 2 ст. 68 Конституции РФ).

Вместе с тем при выборе языка в республиках в качестве «второго» государственного следует обратить внимание на численное соотношение носителей языка в республике: не всегда численность этноса, язык которого (наряду с русским языком) устанавливается государственным на территории республики, преобладает над численным составом остального населения.

Более того, предоставленное республикам право устанавливать свои государственные языки, без юридического закрепления дефиниции данного понятия, может спровоцировать в дальнейшем споры об объеме суверенитета этих субъектов РФ, снова «вызвать к жизни» имевшие место ранее тенденции дистанцирования некоторых республик от Федерации. Конечно, вопрос об отсутствии у республик в составе России суверенитета в его правовой части уже решен Конституционным Судом РФ в Постановлении от 7 июня 2000 г. N 10-П. Вместе с тем заслуживает обсуждения право республик устанавливать свои «государственные языки», хотя государствами, как известно, в правовом смысле они не являются.

Можно было бы предложить предоставить республикам право устанавливать языки со статусом официальных на территории этих субъектов, а не государственных. В отличие от государственного языка, официальный язык не указывает на государствообразующую роль определенного этноса, выполнившего интеграционную функцию по объединению разных народов в единое суверенное государство, в силу чего не может стать и символом этого государства (во всяком случае, пока существует такой этнос).

3 стр., 1498 слов

Язык как знаковая система. Специфика языка права

... его воздействия. Законодательный же текст нуждается в четкости, определенности и унифицированности своего воздействия. Язык права — это всегда литературный язык, то есть нормативный естественный язык, отвечающий (в идеале) всем ... Люди вначале действовали, выделяя одни предметы из других, устанавливая границы чего-либо, находя пределы чему-либо и так далее. Миллиарды раз повторяясь, эти действия ...

Это язык, который не связан с определенным «отечественным наполнением». Смысл же установления языка в качестве официального — выполнение им организационных задач, в первую очередь связанных с использованием его в официальных сферах общения, что позволит обеспечить полноценную работу органов правосудия, государственной власти и т.д.

Подчеркнем еще раз, что необходимо на законодательном уровне установить сами понятия «государственный язык» и «официальный язык», определив их дефиниции. Придание языку статуса официального не должно рассматриваться как ущемляющее право на пользование гражданами родным языком, поскольку, независимо от своего статуса, все языки народов Российской Федерации находятся под защитой Российского государства, что закреплено законодательно. Наделяя один или несколько языков статусом государственного, государство должно заботиться об обеспечении функционирования и развития на его территории и иных языков — национальных, родных для определенного этноса.

Сохранение национального языка как «живого» языка невозможно без изучения его подрастающим поколением. Обеспечить изучение языка и культуры своего народа, сохранить национальное самосознание, оптимально интегрировать подрастающее поколение в мировую цивилизацию призвано, в первую очередь, национальное образование. Немаловажная роль в обеспечении возможности получить образование на национальном языке отведена национально-культурным автономиям. Федеральным законом от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ (в ред. от 30 ноября 2005 г.) «О национально-культурной автономии» (далее — Закон о национально-культурной автономии) в целях обеспечения права на получение основного общего образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения предоставлен ряд прав. В свою очередь, это накладывает корреспондирующие обязанности на федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ по содействию национально-культурным автономиям в реализации предоставленных им прав (в соответствии со ст. 12 Закона о национально-культурной автономии).

Вместе с тем обратим внимание на то, что формы такого «содействия», как и само это понятие, законодательно не определены.

Функция «содействия национально-культурным автономиям», закрепленная в указанном Законе, не была отражена в действовавших до введения новой структуры федеральных органов исполнительной власти положениях о соответствующем министерстве: ни в Положении о Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, ни в Положении о Министерстве образования РФ. Исключение составляло Положение о Министерстве культуры РФ, в котором было закреплено, что данное Министерство способствует сохранению и развитию национальных культур народов Российской Федерации, возрождению самобытных культур малочисленных народов и этнических общностей на территории РФ, оказывает содействие национально-культурным центрам и землячествам (подп. 21 п. 6 Положения, утратившего силу).

Вместе с тем и в настоящее время данная функция непосредственно в Положениях не закреплена. Представляется, что ее включает в себя довольно часто встречающаяся в Положениях о соответствующем федеральном органе исполнительной власти (Министерстве регионального развития РФ, Министерстве культуры и массовых коммуникаций РФ, Министерстве образования и науки РФ) формула осуществления функций «по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию» в установленной сфере. Однако ни формы содействия, ни степень обязательности такого содействия до сих пор законодательно не определены. Думаем, что в условиях проведения административной реформы, а также реформирования федеративных отношений формы содействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ необходимо определить на федеральном уровне.

14 стр., 6509 слов

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

... Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ формируют единую систему исполнительной власти в стране. Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, называют административными органами. Взаимоотношения федеральных министерств ...

Развитие образования как целостной системы зависит и от решения другой серьезной проблемы реализации права на свободный выбор языка обучения — проблемы возможной языковой изоляции индивидов, относящих себя к одному этносу. Это возможно, к примеру, при введении обучения родному языку с использованием новой графической основы (нового алфавита) языка.

Правовое регулирование введения новой графической основы (алфавита) языка — новелла российского законодательства. Нововведение соответствующего положения федерального законодательства в 2002 г. коснулось исключительно графической основы языка, имеющего статус государственного, и было вызвано тем, что в 1999 г. был принят Закон Республики Татарстан «О восстановлении татарского алфавита на основе латинской графики». Федеральный закон от 11 декабря 2002 г. N 165-ФЗ, внесший дополнения в Закон РФ от 25 октября 1991 г. N 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», установил, что в Российской Федерации алфавиты государственного языка РФ и государственных языков республик строятся на графической основе кириллицы. Иные графические основы алфавитов государственного языка РФ и государственных языков республик могут устанавливаться федеральными законами. Субъектам РФ было предписано привести свои законы и иные нормативные правовые акты в соответствие с отмеченным Федеральным законом.

Непосредственно право республик — субъектов Федерации устанавливать свои государственные языки было предоставлено Конституцией РФ (ч. 2 ст. 68).

Тем не менее в отечественной правовой доктрине до ноября 2004 г. отсутствовало официальное толкование существа отмеченного права и возможных производных от него правомочий, в связи с чем утверждалось, что, предоставив республике право устанавливать свои государственные языки, Конституция РФ подразумевала и производное от этого правомочие республики определять их графическую основу (алфавит).

Возможно, что на момент принятия Конституции РФ речь шла о национальных языках с уже сложившейся к тому моменту графикой и данный вопрос стал пробелом в правовом регулировании использования языков народов России. Точку в этих дискуссиях поставил Конституционный Суд РФ, приняв 16 ноября 2004 г. Постановление N 16-П, в котором отметил, что «использование (употребление) языка в качестве государственного в различных сферах государственной деятельности и в официальных отношениях предполагает его существование не только в словесной (устной), но и в письменной форме. Поэтому обязательным и важным компонентом правового статуса государственного языка является графическая основа его алфавита, т.е. системы знаков, употребляемых в письменности… Установив единую графическую основу алфавитов государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик, федеральный законодатель прежде всего констатировал и легитимировал исторически сложившиеся в Российской Федерации реалии — существование и развитие языков народов России, получивших статус государственного языка, на графической основе кириллицы. Такое законодательное решение в настоящее время обеспечивает — в интересах сохранения государственного единства — гармонизацию и сбалансированное функционирование общефедерального языка и государственных языков республик, направлено на достижение их оптимального взаимодействия в рамках общего языкового пространства и не препятствует реализации гражданами Российской Федерации прав и свобод в языковой сфере, в том числе права на пользование родным языком». Таким образом, новелла 2002 г. о построении графической основы государственного языка в Российской Федерации была признана Конституционным Судом не противоречащей Конституции РФ.

4 стр., 1657 слов

Загрязнение экологии русского языка

... российском обществе. Заимствование способствует обогащению словарного состава заимствующего языка. Новые иностранные слова расширяют словарь индивида, сближают не только языки, но и людей, говорящих на них. С другой стороны, злоупотребление иноязычными словами, ...

Рассмотрение ситуации по смене алфавита языка лежит в нескольких взаимодополняющих плоскостях: правовой, этнологической, политической, влияющих на существование целого народа как самостоятельного этноса, со своей самобытностью и культурой.

Исторический опыт объективно свидетельствует в пользу того, что изменение графической основы языка напрямую было связано с политикой, с тенденциями к ломке уже устоявшихся связей и даже системы ценностей. Так, восстановление с 1 сентября 2001 г. в Республике Татарстан яналифа касается графической основы, просуществовавшей всего 11 лет и введение которой в 20-е гг. в Советском государстве было в определенной степени обусловлено антирелигиозными мотивами. К тому же дальнейший переход в 1939 г. на кириллицу также был обусловлен соображениями политического толка: дистанцированием Советского государства от капиталистического мира. Однако невозможность выполнять возложенные на язык функции, отсутствие в существующей графической основе возможного изъяна (невозможность в полной мере передать специфические звуки национального языка) выходит на правовую проблему обеспечения со стороны государства права отдельного народа на сохранение этнической самобытности и национального развития. А ведь ст. 68 Конституции РФ в ч. 3 закрепляет, что Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Однако стоит отметить гипотетическую перспективу возможной языковой изоляции носителей одного и того же национального языка (причем проживающих на территории одного единого государства) в случае обучения такому языку разных поколений на существенно различной графической основе. Указанный аспект позволяет обратить внимание, с правовой позиции, на возможные ограничения в связи с этим конституционного права на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44 Конституции РФ), поскольку часть из них будет создана на основе графики, обучение которой для нескольких поколений народа отсутствовало.

16 стр., 7921 слов

Сущность института брака, определение его особенностей по российскому ...

... раскрытие понятия и сущности брака, определение условий и порядка заключения, и расторжения брака по российскому и мусульманскому праву сможет помочь установить истинные причины проблем, возникающих по поводу брачных отношений российских граждан с ... требует от своих членов придерживаться правил морали в вопросах брака и семьи. Следует сказать, что в большинстве стран мира (в том числе ...

Конечно, нельзя не учитывать и тот аргумент, что в тенденциях по изменению уже устоявшихся за десятилетия алфавитов, на которых получили образование несколько поколений и были созданы высококультурные ценности, просматривается возможная угроза целостности Российской Федерации и перспективам ее культурного и национального развития. Возможно, вопросы, связанные со сменой алфавита языка, целесообразно было бы решать, задействовав институты непосредственной демократии (референдум).

В Российском государстве есть и наиболее уязвимые этнические группы, нуждающиеся как в пользовании равными со всеми правами, так и в создании государством щадящих, льготных условий именно для таких этнических групп. В первую очередь это коренные малочисленные народы Российской Федерации. В соответствии с п. 5 ст. 9 Закона РФ «О языках народов Российской Федерации» представителям малочисленных народов и этнических групп государство оказывает содействие в организации различных форм воспитания и обучения на родном языке независимо от их количества и в соответствии с их потребностями. В местах компактного проживания их языки используются в топонимике, в работе органов местного самоуправления, других установленных официальных сферах общения, изучаются в общеобразовательных учреждениях. Кроме того, поддерживать этническую самобытность и культурную жизнедеятельность всех национальных сообществ посредством оказания им материальной и организационной помощи со стороны государства в сохранении и развитии их культуры, языка позволяют национально-культурные автономии.

Одной из существенных проблем в сфере образования детей коренных малочисленных народов на родном языке (и вообще возможности дать им образование на государственном языке РФ) следует признать обучение детей народов, ведущих кочевой образ жизни. Во взгляде на решение этой проблемы можно отметить два подхода. Первый связан с изучением языка народа, ведущего кочевой образ жизни, в специализированных интернатах. Второй же подход скептически относится к обучению детей народов, ведущих кочевой образ жизни, в специализированных учреждениях вдали от дома, от родителей, от уклада жизни, к которому они привыкли.

Вместе с тем представляется оправданным изучение традиционных видов трудовой деятельности, связанной с сохранением уклада жизни, языка коренных малочисленных народов, и в образовательных учреждениях. В связи с этим исключительно как позитивный момент следует отметить включение в школьную программу обучения по таким предметам, как «Рыболовство», «Оленеводство», по другим видам традиционной деятельности коренных малочисленных народов, напрямую связанным с обучением подрастающего поколения укладу жизни их народа. Такое обучение требует его внедрения на профессиональной основе повсеместно в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Рассмотренные в представленном исследовании аспекты правового регулирования в области языкового развития народов России позволяют констатировать, что в целом законодательство Российской Федерации в данной сфере отношений сформировалось. Вместе с тем существует необходимость дальнейшего совершенствования используемого в «языковой сфере» понятийного аппарата, а также возможности реализации всеми гражданами РФ конституционно установленного права на свободный выбор языка обучения и воспитания.

12 стр., 5754 слов

Порядок приобретения гражданства Российской Федерации в современных условиях

... приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов. Гражданство каждого человека юридически оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Ими являются паспорт гражданина Российской Федерации, ... составляют содержание гражданства. Действующая Конституция закрепляет право на гражданство, закрепляет порядок, согласно которому гражданство Российской Федерации приобретается и ...

Заключение

Государственный язык — это один из основных признаков государства, поскольку он является уникальной формой функционирования государства, позволяющей его идентифицировать и выделять среди других государств.

Конституционно-правовой статус государственного языка Российской Федерации определен как совокупность правовых положений, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными и федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, в которых определяются порядок и сферы официального использования русского языка, правовые механизмы защиты прав граждан при использовании государственного языка, меры по обеспечению государственной защиты русского языка.

При этом русский язык как государственный язык Российской Федерации является одним из важнейших факторов сохранения единого информационного, образовательного и культурного пространства, улучшения межнационального взаимодействия. В исследовании также рассмотрен комплекс мер государственной защиты русского языка от неоправданного заимствования иноязычной терминологии, произвольного изменения графической основы его алфавита, а также засорения его ненормированной и жаргонной лексикой. Обоснована необходимость сохранения для алфавита государственного языка Российской Федерации кириллицы в качестве графической основы как одной из важных гарантий сохранения геополитического, образовательного и культурного пространства России.

В работе обосновано требование об использовании государственного языка Российской Федерации как языка законодательства: необходимость соблюдения норм современного литературного русского языка, унификации терминологии при разработке законодательных актов, обеспечения ясности, точности и доступности изложения нормативных предписаний, а также организации официального аутентичного перевода федерального законодательства с русского языка на государственные языки республик в составе Российской Федерации.

Кроме этого в работе предложены оптимальные пути совершенствования конституционно-правового статуса государственного языка Российской Федерации; совершенствование действующего языкового законодательства.

Таким образом, в исследовании предложен целый комплекс законодательных и организационных мер, направленных на совершенствование статуса русского языка как государственного языка Российской Федерации и практики его использования.

Список источников и литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/pravovoy-status-yazyikov/

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации.

Закон РФ от 25 октября 1991 г. N 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» // Ведомости РСФСР. 1991. N 50. Ст. 1741.

Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ // СЗ РФ. 2005. N 23. Ст. 2199.

Постановление Совета Национальностей Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1992 г. N 2908-1 «О Концепции государственной программы по сохранению и развитию языков народов Российской Федерации».

Литература

15 стр., 7125 слов

Конституция Российской Федерации: сущность, структура и содержание

... констатирует, прежде всего, что данная Конституция принята многонациональным народом Российской Федерации, соединенным общей судьбой на своей ... за ее принятие. Данная работа посвящена сущности, структуре и содержанию действующей Конституции РФ. Работа состоит из четырех глав, ... Российской Федерации к признанию и гарантированности прав человека и гражданина. Разграничение конституционных (основных) прав ...

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/pravovoy-status-yazyikov/

Андреева Г.Н. Конституционное право зарубежных стран. М., 2005.

Васильева Л.Н. Совершенствование законодательства в области использования языков народов России // Журнал российского права. 2006. N 3. С.34-46.

Васильева Л.Н. Совершенствование законодательства в области использования языков народов России // Журнал российского права. 2006. N 3. С.35-46.

Джамалова Э.К., Курбанова З.М. Конституционно-правовые основы равноправия языков народов России как фактор развития правовой культуры народов Дагестана // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 8. С. 20 — 22.

Доровских Е.М. К вопросу о разграничении понятий «государственный язык» и «официальный язык» //Журнал российского права. 2007. N 12. С.33.

Доровских Е.М. Русский язык: совершенствование правового регулирования // Журнал российского права. 2007. N 4. С. 45-52.

Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. В 14 томах. М., 2004 — 2005.

Комментарий к Закону о языках народов Российской Федерации / Под рук. А.С. Пиголкина. М., 1993.

Комментарий к Конституции Российской Федерации / Ред. коллегия: Л.А. Окуньков, М.Я. Булошников, Б.С. Крылов, А.В. Мицкевич, А.С. Пиголкин, А.Е. Постников. М., 2002.

Комментарий к Федеральному закону «О национально-культурной автономии» (с приложениями).

М., 1997.

Конституции государств Европы. В 3 т. М.: Норма, 2001.

Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий / Под ред. акад. Б.Н. Топорнина. М., 1997.

Михальченко В.Ю. Российская социальная лингвистика: прошлое, настоящее, будущее // Вопросы филологии. 1999. N 2. С. 27-34.

Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В. Лазарев. М., 2001.

Филиппов В. «Нулевой вариант» в этнополитике — путь к гражданскому равноправию в обществе // Федерализм. Теория. Практика. История. 1997. N 2(6).

С. 29-42.

Хабриева Т.Я. Национально-культурная автономия в Российской Федерации. М., 2003.

Этнические процессы в современном мире / Отв. ред. Ю.В. Бромлей. М., 1987.

Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2002.

Юридический энциклопедический словарь / Гл. ред. А.Я. Сухарев. М., 1984.

Доровских Е.М. К вопросу о разграничении понятий «государственный язык» и «официальный язык» //Журнал российского права. 2007. N 12. С.33.

Параграф 17 Основного Закона Финляндии от 11 июня 1999 г. (1999/731) // Конституции государств Европы. В 3 т. Т. 3. М.: Норма, 2001. С. 374. Тексты конституций европейских государств цитируются по изданию: Конституции государств Европы. В 3 т. М.: Норма, 2001.

Закон РФ от 25 октября 1991 г. N 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» // Ведомости РСФСР. 1991. N 50. Ст. 1741.

Федеральный закон от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» (далее — Закон о государственном языке) // СЗ РФ. 2005. N 23. Ст. 2199.

12 стр., 5640 слов

Конституция Российской Федерации. Источники международного права

... и служит источником для всех других отраслей права. .1 Понятие, признаки, принципы и основные функции Конституции Российской Федерации Как и любая другая конституция, российская конституция является Основным Законом и ... Действующая Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и ...

Юридический энциклопедический словарь / Гл. ред. А.Я. Сухарев. М., 1984. С. 69, 238.

Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2002. С. 210, 613.

Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий / Под ред. акад. Б.Н. Топорнина. М., 1997. С. 401.

Комментарий к Конституции Российской Федерации / Ред. коллегия: Л.А. Окуньков, М.Я. Булошников, Б.С. Крылов, А.В. Мицкевич, А.С. Пиголкин, А.Е. Постников. М., 2002. С. 505 — 506.

Там же. С. 401 — 402.

Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В. Лазарев. М., 2001. С. 300.

Андреева Г.Н. Конституционное право зарубежных стран. М., 2005. С. 296.

Этнические процессы в современном мире / Отв. ред. Ю.В. Бромлей. М., 1987. С. 47.

Михальченко В.Ю. Российская социальная лингвистика: прошлое, настоящее, будущее // Вопросы филологии. 1999. N 2. С. 27.

Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ // СЗ РФ. 2005. N 23. Ст. 2199.

Подсчитано по данным Всероссийской переписи населения 2002 года. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. В 14 томах. М., 2004 — 2005.

Филиппов В. «Нулевой вариант» в этнополитике — путь к гражданскому равноправию в обществе // Федерализм. Теория. Практика. История. 1997. N 2(6).

С. 30.

Доровских Е.М. Русский язык: совершенствование правового регулирования // Журнал российского права. 2007. N 4. С. 45.

Хабриева Т.Я. Национально-культурная автономия в Российской Федерации. М., 2003.

Постановление Совета Национальностей Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1992 г. N 2908-1 «О Концепции государственной программы по сохранению и развитию языков народов Российской Федерации».

СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 3010.

Васильева Л.Н. Совершенствование законодательства в области использования языков народов России // Журнал российского права. 2006. N 3. С.34.

Комментарий к Закону о языках народов Российской Федерации / Под рук. А.С. Пиголкина. М., 1993. С. 8.

Васильева Л.Н. Совершенствование законодательства в области использования языков народов России // Журнал российского права. 2006. N 3. С.35.

СЗ РФ. 2000. N 25. Ст. 2728.

СЗ РФ. 2004. N 47. Ст. 4691.

Комментарий к Федеральному закону «О национально-культурной автономии» (с приложениями).

М., 1997. С. 23 — 24.

47

Список источников и литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/pravovoy-status-yazyikov/

Нормативные правовые акты

1.Конституция Российской Федерации.

2.Закон РФ от 25 октября 1991 г. N 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» // Ведомости РСФСР. 1991. N 50. Ст. 1741.

3.Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ // СЗ РФ. 2005. N 23. Ст. 2199.

4.Постановление Совета Национальностей Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1992 г. N 2908-1 «О Концепции государственной программы по сохранению и развитию языков народов Российской Федерации».

10 стр., 4574 слов

Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации

... округ. Целью данной курсовой работы является на основе комплексного анализа состава и конституционного статуса административно-территориальных образований Российской Федерации показать их сходство, различия, проблемные вопросы, имеющиеся в административно-территориальном субъектов, т.к. правильное понимание ...

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/pravovoy-status-yazyikov/

1.Андреева Г.Н. Конституционное право зарубежных стран. М., 2005.

2.Васильева Л.Н. Совершенствование законодательства в области использования языков народов России // Журнал российского права. 2006. N 3. С.34-46.

3.Васильева Л.Н. Совершенствование законодательства в области использования языков народов России // Журнал российского права. 2006. N 3. С.35-46.

4.Джамалова Э.К., Курбанова З.М. Конституционно-правовые основы равноправия языков народов России как фактор развития правовой культуры народов Дагестана // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 8. С. 20 — 22.

5.Доровских Е.М. К вопросу о разграничении понятий «государственный язык» и «официальный язык» //Журнал российского права. 2007. N 12. С.33.

6.Доровских Е.М. Русский язык: совершенствование правового регулирования // Журнал российского права. 2007. N 4. С. 45-52.

7.Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. В 14 томах. М., 2004 — 2005.

8.Комментарий к Закону о языках народов Российской Федерации / Под рук. А.С. Пиголкина. М., 1993.

9.Комментарий к Конституции Российской Федерации / Ред. коллегия: Л.А. Окуньков, М.Я. Булошников, Б.С. Крылов, А.В. Мицкевич, А.С. Пиголкин, А.Е. Постников. М., 2002.

10.Комментарий к Федеральному закону «О национально-культурной автономии» (с приложениями).

М., 1997.

11.Конституции государств Европы. В 3 т. М.: Норма, 2001.

12.Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий / Под ред. акад. Б.Н. Топорнина. М., 1997.

13.Михальченко В.Ю. Российская социальная лингвистика: прошлое, настоящее, будущее // Вопросы филологии. 1999. N 2. С. 27-34.

14.Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В. Лазарев. М., 2001.

15.Филиппов В. «Нулевой вариант» в этнополитике — путь к гражданскому равноправию в обществе // Федерализм. Теория. Практика. История. 1997. N 2(6).

С. 29-42.

16.Хабриева Т.Я. Национально-культурная автономия в Российской Федерации. М., 2003.

17.Этнические процессы в современном мире / Отв. ред. Ю.В. Бромлей. М., 1987.

18.Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2002.

19.Юридический энциклопедический словарь / Гл. ред. А.Я. Сухарев. М., 1984.