Охрана труда на автопредприятиях

Контрольная работа

В условиях бурного развития новых и не всегда качественно апробированных на качество технологий создание безопасных и безвредных условий труда, исключающих травматизм и профессиональные заболевания, является важной государственной задачей.

Важность и неотложность этой задачи иллюстрируют следующие цифры: ежегодно в мире на производстве от травмирующих факторов погибают около 200 тыс. человек и получают травмы 120 млн. человек. В России ежегодно регистрируется порядка 400000 несчастных случаев в год, связанных с производством. Особенно участились случаи дорожно – транспортных происшествий, связанные с нарушениями правил безопасности дорожного движения и несоблюдением требований охраны труда на автодорожных предприятиях ( например, не отдохнувший водитель выходит на работу и засыпает за рулем).

Поэтому тема данной работы « Основные положения законодательства об охране труда на предприятии. Специфика охраны труда на автотранспортных предприятиях» является актуальной и требует более глубокого рассмотрения.

Распределение полномочий в области охраны труда между федеральными органами исполнительной власти осуществляется Правительством Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти по труду.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий

Правовая основа охраны труда в России заложена в Конституции РФ, Федеральном законе от 17.07.99 №181-ФЗ: «Об основах труда в Российской Федерации» (Основы) и Трудовом Кодексе РФ (принятом Государственной Думой 21.12.2001 года).

Гарантии осуществления права трудящихся на охрану труда и обеспечение единого порядка регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности устанавливаются Основами Законодательства Российской Федерации об охране труда, направленными на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.

11 стр., 5099 слов

Правовая охрана Конституции Российской Федерации

... Российской Федерации. К сожалению, системе государственной охраны Конституции присуще стремление к концентрации государственных полномочий в одном государственном органе. Эффективную охрану Конституции РФ может обеспечить лишь государственный механизм, построенный на принципе разделения властей ...

Цель работы – изучение основных положений законодательства об охране труда вообще и на автопредприятии.

1. Основные положения действующего законодательства РФ об охране труда

В сфере обеспечения безопасности человека в производственных условиях в стране действует законодательство в области охраны труда.

Охрана труда — система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Охрана труда — эта система, а условия труда, техника безопасности, производственная санитария и т.д. являются ее составляющими.

17 июля 1999 г. принят и вступил в действие Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» № 181-93 (Основы).

Основные положения в этом законодательном акте заключаются

  • определена сфера действий Основ и основные принципы государственной политики в области охраны труда;
  • определено управление охраной труда как на государственном уровне, так и на уровне предприятий и их объединений;
  • установлены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда работников, а также обязанности работника по обеспечению охраны труда на предприятии;
  • проведение обучения и инструктажа работников по охране труда, проведению медицинских осмотров;
  • определена ответственность работодателя за вред, причиненный здоровью работника трудовым увечьем, ответственности предприятия за невыполнение требований по созданию здоровых и безопасных условий труда, ответственность работодателей, должностных лиц и работников за нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда;
  • предусмотрено предоставление работникам дополнительных льгот и компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда;
  • определены основные функции и ответственность органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда;
  • определены органы, организации и лица, которые должны осуществлять общественный контроль за охраной труда;
  • предусмотрена приостановка производственной деятельности предприятий или их закрытие за нарушение нормативных требований по охране труда.

Обеспечение прав работника на охрану труда и гарантий этих прав — это главная цель всего законодательного акта.

Обеспечение прав работника — это первейшая обязанность работодателя и за исполнение ее он должен нести ответственность (статья 24).

Согласно статье 4 работник имеет право на рабочее место, защищенное от воздействия вредных и производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности, на возмещение вреда, причиненного ему увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей, на получение достоверной информации от работодателя о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о принятых мерах по его защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов, на обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты, на обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя.

10 стр., 4614 слов

Особенности организации труда несовершеннолетних работников

... ограничения по приему на работу несовершеннолетних работников установлены для работодателя, согласие о заключении трудового договора должно даваться работодателю (на использование труда несовершеннолетнего), а не ... 63 ТК РФ). При соблюдении определенных условий трудовое законодательство не запрещает заключать трудовые договоры с работниками моложе 16 лет. Определение действительного волеизъявления ...

Обязанности работодателя указаны в статье 14 Основ. В частности, он должен обеспечить безопасность при эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов и применяемых в производстве сырья и материалов, а также эффективную эксплуатацию средств коллективной и индивидуальной защиты, обеспечить организацию надлежащего санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников, режим труда и отдыха работников, установленный законодательством. Кроме того, согласно статье 21 Основ работодатель не должен допускать применения новых материалов, сырья, не прошедших специальную экспертизу их влияния на организм и здоровье человека, а если на предприятии производятся или применяются вредные вещества, то должны проводиться организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и другие мероприятия, предотвращающие воздействие на работников этих веществ. Работодатель обязан также организовать и проводить предварительные при поступлении работника на работу и периодические в течение его трудовой деятельности медицинские осмотры в случаях, предусмотренных законодательством (статья 14).

При обнаружении у работников признаков профессионального заболевания или ухудшения состояния здоровья вследствие воздействия вредных или опасных производственных факторов работодатель на основании медицинского заключения должен перевести его на другую работу (статья 14).

Обязанности работника изложены в статье 15 Основ. Он должен соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда, правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты, немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания (т.е. не утаивать то, что обнаружено при медицинском осмотре), о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей. Косвенно в его обязанности еще входит прохождение в установленном порядке обучения, инструктажа и проверки знаний правил, норм и инструкций по охране труда, иначе запрещается допускать его к работе (статья 18), и если он уклоняется от прохождения медицинских осмотров или не будет выполнять рекомендаций по результатам проведенных обследований, то работодатель не должен допускать его к выполнению трудовых обязанностей (статья 14).

Государственное управление охраной труда, согласно Основам, должен осуществлять государственный орган, функции и полномочия которого в этой области определяются Президентом РФ или по его поручению Правительство РФ. Таким органом в нашей стране является Минтруд РФ.

В рамках государственного управления охраной труда Основами предусмотрено создание в министерствах и ведомствах РФ, а также в концернах, ассоциациях и других объединениях, предприятиях служб охраны труда. Причем законодательно установлено, что такие службы должны создаваться в обязательном порядке. Если они не создаются, то это надо расценивать как нарушение требований законодательства.

5 стр., 2211 слов

Конституционное право на труд и самозащита работниками своих трудовых прав

... законодательства в сфере труда. Допускаемые работодателем нарушения законных прав и интересов работников приводят к возникновению споров, требующих своего разрешения. В своей работе я уделила внимание анализу причин нарушений, раскрыла свободы защиты работников от ...

Помимо Основ продолжает действовать Кодекс законов о труде РФ (КЗоТ, в редакции Закона РФ 2000 г.).

В КЗоТ имеется специальный раздел «Охрана труда» (Глава X), состоящий из 21 статьи.

КЗоТ предусмотрено, что надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда осуществляют:

  • государственные органы и инспекции;
  • профессиональные союзы, а также состоящие в их ведении техническая и правовая инспекции труда — согласно положениям об этих инспекциях.

Статьями 245, 246, 247 КЗоТ РФ предусмотрено, что государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на отдельных объектах осуществляет Госгортехнадзор России, за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок — Госэнергонадзор России, за соблюдением гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил — Госкомсанэпиднадзор России. Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря, содержит несколько статей, которые относятся к охране труда (статьи 2, 7, 24, 37, 41 , 42) ( 8)

3. Охрана труда в новой редакции Трудового кодекса

Противоречия и неточности, неоднозначное толкование целого ряда правовых норм остаются в прошлом (Федеральный закон от 17.07.1999 №181-ФЗ «Об основах охраны труда в РФ») с вступлением в действие Федерального закона от 30.06.2006 №90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ». Среди новшеств вступившего в действие Закона, пожалуй, самое существенное — организация службы охраны труда: должность специалиста по охране труда вводится, если численность работников более 50 человек (раньше — 100 человек).

Одновременно в ст. 217 ТК РФ введено право руководителя организации или индивидуального предпринимателя самостоятельно (лично) осуществлять охрану труда. Как и ранее, работодатель может привлечь для осуществления охраны труда специализированную организацию, но теперь установлено, что она должна иметь аккредитацию.

Из наиболее значимых изменений в разделе охраны труда, в ст. 209 ТК РФ, введены новые понятия: требования охраны труда, государственная экспертиза условий труда, аттестация рабочих мест, которые ранее содержались в Федеральном законе от 17.07.1999 №181-ФЗ «Об охране труда в РФ». В этой статье требования охраны труда определяются как «государственные нормативные требования» и уточняется, что они должны быть установлены правилами и инструкциями по охране труда. Эти определения в сравнении с прежней редакцией Кодекса четко устанавливают и юридически закрепляют позицию государства и обязывают работодателей разрабатывать локальные акты в соответствии с государственными нормативами требований охраны труда, в связи с чем они становятся обязательными как для работодателей, так и для работников. За неисполнение правовых норм по соблюдению технических и технологических правил безопасности труда, санитарно-гигиенических норм виновные могут быть привлечены к ответственности. В новой редакции ст. 212 ТК РФ более четко указаны требования к выдаче специальной одежды. Если ранее оговаривалось, что спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты (СИЗ), смывающие и обезвреживающие средства выдаются за счет средств работодателя, то теперь СИЗ должны быть сертифицированы, то есть отвечать требованиям государственных стандартов, санитарных правил. В этой же статье для работодателя закреплено такое положение, как доставка работника, заболевшего на рабочем месте, в медицинское учреждение, а также оказание ему первой помощи.

3 стр., 1008 слов

Правоведение / ы / правила и нормы по охране труда / ПРАВИЛА ...

... соответствующих работ. Отраслевые правила и нормы по охране труда утверж­даются министерствами и ведомствами совместно или по согласованию с соответствующими профессиональными союзами и распространяются только на те предприятия и организации, рабочие и служащие которых объединя ...

В разделе охраны труда ТК РФ появилась новая ст. 216.1. Ее нормы частично взяты из ст. 21 Закона от 17.07.1999 №181-ФЗ «Об охране труда», который утрачивает силу по истечении 90 дней после официального опубликования Федерального закона от 30.06.2006 №90-ФЗ. Государственная экспертиза условий труда Российской Федерации представляет собой систему государственных органов, осуществляющих экспертную деятельность по условиям труда на федеральном и региональном уровнях. На федеральном уровне государственная экспертиза условий труда проводится федеральными органами исполнительной власти, а на региональном уровне — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающими вопросами охраны труда. Согласно данной статье основными задачами органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда в Российской Федерации, являются: