Сущность и назначение судебной власти
._______________________
1.1. История развития судебной власти._____
1.2. Сущность судебной власти._______________________
1.3. Назначение судебной власти.______________
2. Адвокатская деятельность: организационные формы и виды
- Сущность и назначение судебной власти.
Понимание сущности судебной власти, в условиях сегодняшней действительности требует исторического подхода к
Развитие судебной власти в России, во многих источниках, начинается с упоминания Декрета о суде № 1 от 24 ноября 1917 года, которым упразднялись все существовавшие ранее суды, прокуратура и адвокатура. Декрет о суде № 1 сломал старые суды, а «поэтому,- подчёркивается в нашей юридической литературе,- Декрет о суде № 1 всегда останется в истории советского суда её первой блестящей страницей»1 . Принятое 21 октября 1920 года Положение о народном суде РСФСР, предусматривало образование единого народного суда, которому поручалось рассмотрение по первой инстанции всех дел, не входящих в компетенцию революционных и военно-революционных трибуналов.
Очередной этап развития российской судебной системы связан с Положением о судоустройстве РСФСР от 11 ноября 1922 года. Были упразднены революционные трибуналы и установлена единая система общегражданских судов: народные суды, губернские суды и Верховный Суд РСФСР. После образования СССР (1924) эта система сохранилась с добавлением высшей судебной инстанции – Верховного Суда СССР.
Судебная власть в правовом государстве
... соотношение судебной власти с другими ветвями государственной власти 4.Определить роль судебной власти в правовом государстве 5.Обобщить материал и сделать выводы. Глава 1. Характерные черты судебной власти. Анализ законодательства РФ о суде позволяет определить понятие «суд» как ...
Дальнейшая история связана с периодом массовых репрессий (1930-1950).
Суды (особенно высшего и среднего звена) осуществляли карательные функции в условиях отсутствия защиты, без права на обжалование, негласного процесса и немедленного приведения приговора в исполнение.
Основные направления реформирования системы судебной власти в1960-1980гг. связаны с проведением мер по реабилитации жертв политических репрессий и устранения из судопроизводства наиболее одиозных норм, ущемляющих независимость суда и нарушающих элементарные демократические принципы правосудия. Закон о судоустройстве РСФСР, принятый в 1960г., был пересмотрен и уточнён в 1981г. Многие нормы этого Закона, после внесения некоторых дополнений, действуют и в настоящее время.
Корректировка законодательства послужила правовой основой демократического обновления судебной системы, внедрению таких принципов, как осуществление правосудия только судом, гласность процессов, расширение прав обвиняемых на защиту.
Начало реформаторской деятельности связано с выдвижением и утверждением в общественно-политическом сознании идеи формирования правового государства и гражданского общества. Применительно к судебной сфере это выражалось в требованиях обеспечения самостоятельности судов, независимости судей, внедрения демократических форм судопроизводства, презумпции невиновности, реальной защиты прав и свобод граждан. Радикальные изменения, связанные с ролью суда в системе правоохранительных органов, относятся к периоду распада СССР и реформирования российской государственности. Принятая 12 июня 1990г. Декларация о государственном суверенитете РСФСР провозгласила демократические принципы организации всех ветвей государственной власти, включая и судебную власть.
1.2. Сущность судебной власти.
Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (часть 2 ст. 118 Конституции).
Будучи отделенной от законодательной и исполнительной власти, судебная власть обязана действовать независимо от них, самостоятельно. Никакой другой государственный или иной орган, никакое должностное лицо не вправе принимать
на себя полномочия суда, присваивать себе судебную власть (часть 4 ст. 3, ст. 10, И Конституции).
Смысл судебной власти в обеспечении прав и свобод человека, в контроле за соответствием праву действий и решений законодательной и исполнительной власти (ст. 18, 46, 120 и другие статьи Конституции).
Серьезные недостатки в организации и деятельности судов объясняются не только тем, что происходит в стране сегодня, но и тем, что дает о себе знать и печальное прошлое.
Обращаясь к специфике средств судебного воздействия, можно выделить такой атрибутивно свойственный ей элемент, как использование властных полномочий. Известно, что понятие власти как, таковой включает различные аспекты, имеет разное содержание в зависимости от сферы воздействия (государственная, местная, семейная и т.д.).
Органы государственной власти в субъектах Российской Федерации
... власти на законодательную, исполнительную и судебную. Вопросы же теории не могут быть отнесены к ведению судебных органов. Второе обстоятельство заключается в том, что Конституционный Суд ... между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти Российской Федерации". Некоторые ...
В общем виде понятие власти можно определить как способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права, насилия и др.
Понятие судебной власти связано с местом суда в системе государственных органов. В основе такого подхода — концепция разделения властей. Теория соотношения властей в государстве основана на самостоятельном функционировании законодательной, исполнительной и судебной власти. Теория разделения властей, обеспечивающая, по мнению ее создателей и взаимный контроль властных структур и нормальное управление делами государства без произвола и насилия, нашла практическую реализацию в государственном устройстве большинства современных демократических государств.
Прогрессивная в свое время и сохранившая значение в наши дни теория разделения властей длительное время не находила своего воплощения на российской почве. Впервые она отражена в принятой 12 июня 1990г. Декларации «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», в п. 13.
В статье 10 конституции РФ 1993г. сказано: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».Таким образом, судебная власть отнесена к самостоятельной ветви государственной власти.
Судебная власть, охраняя права и свободы человека, защищая законные интересы государства, становится по существу участником осуществления всех функций государства. Особое положение суда и специфика судебной власти, о которой шла речь ранее, дают основание выделить ряд характерных признаков судебной власти и ее отличия от других форм государственной деятельности. Характерные черты (свойства) судебной власти — это прежде всего самостоятельность, подзаконность, исключительность и полнота.
принципа самостоятельности
Не следует понимать самостоятельность судебной власти как противостояние органам законодательной и
Политическая власть
... на поведение людей. Искусство управления гражданами - «политами», регулирование их поведения с помощью права, насилия, авторитета, общественного мнения стало обозначаться понятием «политика». Исторически и логически между понятиями «власть» и ... При этом чем выше авторитет субъекта власти, чем шире ее демократическая база, тем более вероятно добровольное принятие объектом определенных обязательств. ...
Подзаконность
В силу упомянутых причин судебная власть носит правоприменительный характер. Принимая на основе и во исполнение действующего закона судебные акты (решения, приговоры, постановления, определения), правосудие не создает новых норм права, а лишь с учетом конкретных обстоятельств дела решает вопрос о наличии или отсутствии отклонений от соответствующих правовых установлений.
Исключительность
Полнота судебной власти — это безусловное и обязательное исполнение всех судебных актов на территории Российской Федерации государственными органами и должностными лицами, т.е. применение мер государственного принуждения и иных способов воздействия, определенных судом в соответствии с представленными ему полномочиями.
1.3. Назначение судебной власти.
Основополагающий принцип правового
С утверждением в российской государственной жизни принципа разделения властей существенно изменился характер и объем полномочий судебной власти. До проведения мер по реализации судебной реформы содержание полномочий судебной власти в основном сводилось к рассмотрению и разрешению уголовных и гражданских дел, а также оказанию содействия в исполнении судебных актов. Суды не допускались к оценке действующего законодательства в рамках разбирательства конкретных конфликтов; к контролю за действиями и решениями органов исполнительной власти; практически по всем делам об административных проступках, независимо от их характера и степени общественной опасности, правосудие осуществлялось чиновниками различных ведомств.