Сущность и назначение судебной власти. Адвокатская деятельность

Контрольная работа

Сущность и назначение судебной власти

._________________________

1.1. История развития судебной власти._____________________________

1.2. Сущность судебной власти.____________________________________ 4

1.3. Назначение судебной власти.___________________________________

2. Адвокатская деятельность: организационные формы и виды оказываемой юридической помощи._________________________________ 11 стр.

  1. Сущность и назначение судебной власти.

Понимание сущности судебной власти, в условиях сегодняшней действительности требует исторического подхода к развитию и становлению российского правосудия. Посмотрев на этапы развития судебной системы России, можно проследить непростой путь становления судебной власти от одного из рядовых инструментов борьбы с преступностью, функционирующего под непосредственным руководством партийных структур и органов исполнительной власти, до независимого, демократически организованного органа правосудия.

Развитие судебной власти в России, во многих источниках, начинается с упоминания Декрета о суде № 1 от 24 ноября 1917 года, которым упразднялись все существовавшие ранее суды, прокуратура и адвокатура. Декрет о суде № 1 сломал старые суды, а «поэтому,- подчёркивается в нашей юридической литературе,- Декрет о суде № 1 всегда останется в истории советского суда её первой блестящей страницей»1 . Принятое 21 октября 1920 года Положение о народном суде РСФСР, предусматривало образование единого народного суда, которому поручалось рассмотрение по первой инстанции всех дел, не входящих в компетенцию революционных и военно-революционных трибуналов.

Очередной этап развития российской судебной системы связан с Положением о судоустройстве РСФСР от 11 ноября 1922 года. Были упразднены революционные трибуналы и установлена единая система общегражданских судов: народные суды, губернские суды и Верховный Суд РСФСР. После образования СССР (1924) эта система сохранилась с добавлением высшей судебной инстанции – Верховного Суда СССР.

9 стр., 4256 слов

Судебная власть в системе разделения властей (2)

... и функционирования судебной власти; изучить систему судов Республики Беларусь на современном этапе; охарактеризовать специфику формирования и деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь. Основными источниками, показывающими эволюцию судебной власти и раскрывающими сущность понятия «судебная власть» являются работы А.Г. ...

Дальнейшая история связана с периодом массовых репрессий (1930-1950).

Суды (особенно высшего и среднего звена) осуществляли карательные функции в условиях отсутствия защиты, без права на обжалование, негласного процесса и немедленного приведения приговора в исполнение.

Основные направления реформирования системы судебной власти в1960-1980гг. связаны с проведением мер по реабилитации жертв политических репрессий и устранения из судопроизводства наиболее одиозных норм, ущемляющих независимость суда и нарушающих элементарные демократические принципы правосудия. Закон о судоустройстве РСФСР, принятый в 1960г., был пересмотрен и уточнён в 1981г. Многие нормы этого Закона, после внесения некоторых дополнений, действуют и в настоящее время.

Корректировка законодательства послужила правовой основой демократического обновления судебной системы, внедрению таких принципов, как осуществление правосудия только судом, гласность процессов, расширение прав обвиняемых на защиту.

Начало реформаторской деятельности связано с выдвижением и утверждением в общественно-политическом сознании идеи формирования правового государства и гражданского общества. Применительно к судебной сфере это выражалось в требованиях обеспечения самостоятельности судов, независимости судей, внедрения демократических форм судопроизводства, презумпции невиновности, реальной защиты прав и свобод граждан. Радикальные изменения, связанные с ролью суда в системе правоохранительных органов, относятся к периоду распада СССР и реформирования российской государственности. Принятая 12 июня 1990г. Декларация о государственном суверенитете РСФСР провозгласила демократические принципы организации всех ветвей государственной власти, включая и судебную власть.

1.2. Сущность судебной власти.

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (часть 2 ст. 118 Конституции).

Будучи отделенной от законодательной и исполнительной власти, судебная власть обязана действовать независимо от них, самостоятельно. Никакой другой государственный или иной орган, никакое должностное лицо не вправе принимать

на себя полномочия суда, присваивать себе судебную власть (часть 4 ст. 3, ст. 10, И Конституции).

Смысл судебной власти в обеспечении прав и свобод человека, в контроле за соответствием праву действий и решений законодательной и исполнительной власти (ст. 18, 46, 120 и другие статьи Конституции).

Серьезные недостатки в организации и деятельности судов объясняются не только тем, что происходит в стране сегодня, но и тем, что дает о себе знать и печальное прошлое.

12 стр., 5956 слов

Организация и взаимоотношения власти законодательного и исполнительного ...

... то есть действующая исполнительная власть, не имеет права принимать решения без утверждения Стортингом, то есть законодательной властью. Конституционную монархию - так ... организации и взаимоотношения законодательной и исполнительной власти в Финляндии. Сравнить принципы организации и взаимодействие законодательной и исполнительной ветвей власти в этих странах, выявить общескандинавские ...

Обращаясь к специфике средств судебного воздействия, можно выделить такой атрибутивно свойственный ей элемент, как использование властных полномочий. Известно, что понятие власти как, таковой включает различные аспекты, имеет разное содержание в зависимости от сферы воздействия (государственная, местная, семейная и т.д.).

В общем виде понятие власти можно определить как способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права, насилия и др.

Понятие судебной власти связано с местом суда в системе государственных органов. В основе такого подхода — концепция разделения властей. Теория соотношения властей в государстве основана на самостоятельном функционировании законодательной, исполнительной и судебной власти. Теория разделения властей, обеспечивающая, по мнению ее создателей и взаимный контроль властных структур и нормальное управление делами государства без произвола и насилия, нашла практическую реализацию в государственном устройстве большинства современных демократических государств.

Прогрессивная в свое время и сохранившая значение в наши дни теория разделения властей длительное время не находила своего воплощения на российской почве. Впервые она отражена в принятой 12 июня 1990г. Декларации «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», в п. 13.

В статье 10 конституции РФ 1993г. сказано: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».Таким образом, судебная власть отнесена к самостоятельной ветви государственной власти.

Судебная власть, охраняя права и свободы человека, защищая законные интересы государства, становится по существу участником осуществления всех функций государства. Особое положение суда и специфика судебной власти, о которой шла речь ранее, дают основание выделить ряд характерных признаков судебной власти и ее отличия от других форм государственной деятельности. Характерные черты (свойства) судебной власти — это прежде всего самостоятельность, подзаконность, исключительность и полнота.

принципа самостоятельности

Не следует понимать самостоятельность судебной власти как противостояние органам законодательной и исполнительной власти. Характеризуя данный принцип, принято выделять внешние и внутренние влияния на деятельность суда. Если внешняя самостоятельность означает ее неподчиненность иным структурам государственной власти, то внутренняя в целях обеспечения ее надлежащего функционирования обеспечивается структурой автономного руководства со стороны вышестоящих судов.

28 стр., 13949 слов

Разделение властей в современном Российском государстве

... разделения властей в современном российском государстве, необходимо рассмотреть систему государственных органов с точки зрения разделения властей. Исследование разделения властей предполагает рассмотрение "основных ветвей власти" - законодательной, исполнительной, судебной, ... другие полномочия (роспуск парламента, право вето), но осуществляет их по совету правительства. Выражение парламентом ...

Подзаконность

В силу упомянутых причин судебная власть носит правоприменительный характер. Принимая на основе и во исполнение действующего закона судебные акты (решения, приговоры, постановления, определения), правосудие не создает новых норм права, а лишь с учетом конкретных обстоятельств дела решает вопрос о наличии или отсутствии отклонений от соответствующих правовых установлений.

Исключительность

Полнота судебной власти — это безусловное и обязательное исполнение всех судебных актов на территории Российской Федерации государственными органами и должностными лицами, т.е. применение мер государственного принуждения и иных способов воздействия, определенных судом в соответствии с представленными ему полномочиями.

1.3. Назначение судебной власти.

Основополагающий принцип правового демократического государства заключается в том, что его органы, должностные лица и граждане обязаны соблюдать нормы права, соотносить свои решения и действия с правом. В реальной жизни столкновение различных интересов, разных оценок действующих норм законодательства неизбежно порождает правовые конфликты. Задачу по их предотвращению и разрешению, обеспечению законности и правопорядка выполняет суд, используя особое положение в системе органов государственной власти и специфические средства воздействия, ему присущие.

С утверждением в российской государственной жизни принципа разделения властей существенно изменился характер и объем полномочий судебной власти. До проведения мер по реализации судебной реформы содержание полномочий судебной власти в основном сводилось к рассмотрению и разрешению уголовных и гражданских дел, а также оказанию содействия в исполнении судебных актов. Суды не допускались к оценке действующего законодательства в рамках разбирательства конкретных конфликтов; к контролю за действиями и решениями органов исполнительной власти; практически по всем делам об административных проступках, независимо от их характера и степени общественной опасности, правосудие осуществлялось чиновниками различных ведомств.