СОДЕРЖАНИЕ, Понятие права граждан на объединение. Нормативное содержание права на объединение.
Право на объединение — в качестве конституционного права гражданина закреплено в ст. 30 Конституции РФ, которая гласит: «каждый гражданин Российской Федерации имеет право на объединение…». Понятие «объединения граждан» может использоваться применительно к различным формированиям граждан. В частности, существуют: общественные объединения; религиозные объединения; органы территориального самоуправления; хозяйственные товарищества. Все это — негосударственные объединения. Однако в науке конституционного права из этих 4 групп принято с Правом на объединение связывать сферу общественных (общественно-политических) интересов, а остальным формам реализации права на объединение корреспондируют соответственно свобода совести, право на местное самоуправление, право на предпринимательскую деятельность1 .
Суть Права на объединение заключается в том, что граждане могут создавать свои партии, движения, профсоюзы, общества, фонды, школы искусств, родительские комитеты в школах, библиотечные советы, общественные советы музеев, клубов и др. Выражением Права на объединение являются кружки по интересам, встречи и создание клубов болельщиков по отдельным видам спорта или командам, общества, землячества, культурные центры граждан определенных национальностей, проживающих среди титульных наций, иные средства неформального (и далеко не всегда регулярного) общения по интересам. Право на объединение является не только личным, но также и политическим, если речь идет об объединениях политического характера (партия, политические движения и т.д.).
Целью создания политических партий является их политическая деятельность, участие в избирательных кампаниях, вовлечение непосредственно в решение государственных проблем. Главной из функций партий является информационная — с помощью политических партий до государственных органов доходит информация о проблемах общества2 .
Основы правового статуса общественных объединений устанавливает и гарантирует Конституция Российской Федерации – статьи 13, 30 и ряд других, без которых существование общественных объединений было бы невозможно (например, ст. 28, 29, 31, 32 Конституции Российской Федерации).
Важное значение имеют международные документы, такие как Всеобщая декларация прав человека3 , Пакт о гражданских и политических правах4 .
Личные и политические права граждан в СССР и РФ: сравнительный анализ
... в том, что весь политический механизм ориентируется на интересы личности. Статья гласит: «Уважение личности, охрана прав и свобод граждан -- обязанность всех ... государственных органов, общественных организаций и должностных лиц». Значительно усилены судебные гарантии, касающиеся защиты личности от посягательств на честь и достоинство, ...
Содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются Федеральным Законом РФ от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее ФЗО), Гражданским кодексом РФ и другими законами об отдельных видах общественных объединений (Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 26 июня 1995 г., Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г., Федеральный закон «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г., Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г., Федеральный закон от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ «О политических партиях», Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях и др.).
В соответствии с ФЗО реализация Права на объединение предполагает учет ряда факторов. Во-первых, это возможность граждан:
а) создавать общественные объединения;
- б) вступать в существующие общественные объединения;
- в) воздерживаться от вступления в них;
- г) беспрепятственно выходить из общественных объединений.
Во-вторых, в основе данного права — добровольность. В-третьих, создание общественных объединений или вступление в них используются для защиты общих интересов и достижения общих целей, но в то же время способствуют реализации прав и законных интересов граждан (т.е. их индивидуальных запросов).
В-четвертых, гражданам не требуется предварительного разрешения органов государственной власти и местного самоуправления на создание общественного объединения. В-пятых, Право на объединение реализуется как путем объединения физических лиц, так и через юридические лица; иначе говоря, в ряде случаев новая организация может быть объединением и просто граждан, и ранее созданных ими общественных структур. В-шестых, создаваемые гражданами общественные объединения могут зарегистрироваться и приобрести права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и этих прав ( Государственная регистрация как обязательное условие функционирования установлена только для политических общественных организаций. Государственная регистрация общественных объединений производится Министерством юстиции Российской Федерации и органами юстиции соответствующих субъектов Российской Федерации) .
Статья 5 ФЗО даёт следующее определение общественному объединению граждан: «Добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее — уставные цели)».
Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц.
учредителями общественного объединения
Членами общественного объединения
Члены общественного объединения
Защита прав и свобод человека и гражданина Конституционным судом ...
... судебной защиты прав граждан. Предметом данной работы является изучение особенностей конституционного судопроизводства в Российской Федерации, особого порядка обращений граждан в Конституционный суд РФ, оценка степени возможности для обращения граждан за защитой прав и свобод в Конституционный суд РФ. ГЛАВА I. ПРАВО ГРАЖДАН ...
Члены общественного объединения
Участниками общественного объединения
Учредителями, членами и участниками
Федеральный закон «Об общественных объединениях» предусматривает пять различных форм организационно-правового функционирования общественных объединений:
— общественная организация — совместная деятельность для защиты общих интересов и уставных целей объединившихся граждан;
— общественное движение — массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно-полезные цели, поддерживаемые его участниками;
— общественный некоммерческий фонд — формирование имущества на основе добровольных взносов и иных не запрещенных законом поступлений и использование его на общественно полезные цели;
— общественное учреждение — оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников;
— орган общественной самодеятельности — его целью является совместное решение социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы.
Самостоятельным видом общественных объединений, требующим отдельной регламентации в силу своей значимости, являются политические общественные объединения. Организационно-правовыми формами политических общественных объединений являются общественная организация (для политической организации, в том числе политической партии) и общественное движение (для политического движения).
Политическим общественным объединением является общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов.
Законом «О политических партиях»5 устанавливаются требования, предъявляемые к политическим партиям: наличие региональных отделений более чем в половине субъектов Федерации; общая численность членов политической партии — не менее 10 тыс. граждан Российской Федерации, при этом более чем в половине субъектов Федерации региональные отделения партии должны иметь численность не менее 100 членов политической партии, а в остальных региональных отделениях не должно быть меньше 50 членов партии; при этом руководящие и иные органы политической партии, все ее структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.
Общественные организации(объединения) предприятия и учереждения ...
... исполнительные органы, оказывает необходимую поддержку общественным объединениям и гарантирует защиту их прав. Применительно к отдельным видам общественных объединений устанавливаются определенные особенности их статуса. 2.2. Предприятия и учреждения В современный период такого рода формирования ...
Общероссийским
Общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.
Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах — общедоступной7 .
Ограничение права на объединение. Ликвидация общественного объединения
Право на объединение, гарантированное ст.30 Конституции РФ, принадлежит в Российской Федерации каждому, следовательно, не только российским гражданам. Статья 19 Федерального закона «Об общественных объединениях» определяет, что иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
Ограничение пользования этим правом может быть предусмотрено законом в
Так, согласно ст. 9 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 г. «О статусе военнослужащих» они могут состоять лишь в тех объединениях, которые не преследуют политических целей, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы. Как установлено ст. 3 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» (в редакции от 21 июня 1995 г.), судьи не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям. Запрет прокурорским работникам быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности предусмотрен в ст. 4 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. «О Прокуратуре Российской Федерации». Пункт 12 ст. 11 Федерального закона от 05.07 1995 г. N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» устанавливает: «В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений за исключением профессиональных союзов».