Общественные реформы и законодательство Солона

Основываясь на исторические данные ученых, мы знаем, что историю Древней Греции можно разделить на несколько этапов и периодов. Древнегреческое государства прошло долгий этап своего становления и развития. После разложения первобытно-общинных отношений, начался новый этап: формирование и расцвет полисов, рабовладельческих отношений классического типа.

Полисный этап истории Древней Греции делится на три периода:

1. Гомеровский период (11-9 вв. до н.э.): характеризуется господством родоплеменных отношений, которые начинают распадаться к концу этого периода.

2. Архаический период (8-6 вв. до н.э.), в рамках которого происходит образование классового общества государства в форме полисов.

3. Классический период (5-4 вв. до н.э.) ознаменован расцветом древнегреческого рабовладельческого государства, полисного строя.1

В нашей работе мы затронем непосредственно архаический период, связанный с деятельностью греческого реформатора Солона. Период, когда противоречия в общественной и политической сферах общества достигли своего предела, когда общество было на грани гражданской войны.

Целью нашей работы является выяснение сущности реформ Солона, значение личности Солона для государства и права древней Греции. Для достижения поставленной цели мы выделяем следующие задачи:

1. ознакомление с краткой биографией Солона;

2. определить общественно-политическое положение Греции до реформ;

3. исследовать содержание реформ Солона;

4. рассмотреть влияние реформ на жизнь в государстве;

5. выделить значение реформ Солона.

В ходе написания работы будут использованы различные периодические издания, учебные пособия, хрестоматия.

Глава I. Краткая биографическая справка о Солоне

Соло́н (Σόλων, между 640 и 635 — около 559 до н. э.) — афинский политический деятель и социальный реформатор, элегический поэт, один из «семи мудрецов» Древней Греции. Основным источником наших сведений о Солоне служит «Афинская полития» Аристотеля, а также поздние жизнеописания Солона, составленные Плутархом и Диогеном Лаэртским. По отцу принадлежал к знатному эвпатридскому роду Кодридов, а по матери был родственником Пизистрата. Год рождения Солона точно неизвестен. Вообще, большая часть дошедших до нас биографических данных о Солоне. отличается сомнительной достоверностью. Отец его не обладал большими средствами и не пользовался влиянием. Солон в юности получил отличное по тому времени образование и отличался любознательностью и живым, пытливым умом. Уже в молодости он стал заниматься торговлей, к чему его побудили расстроившиеся денежные дела его дома. По торговым делам он много путешествовал, побывал во всех интереснейших местах Греции и Малой Азии Во время путешествий Солон, по преданию, встречался со знаменитейшими мудрецами того времени (Периандром Коринфским, Фалесом Милетским, Анахарсисом).

5 стр., 2276 слов

ИГП все ответы,кроме 53. 1. Основные этапы в истории Древнего ...

... государства. Война с объединившейся Германией во главе с Пруссией в полной мере обнаружила непрочность бонапартистской империи. 44. Третья республика во Франции. Конституционные законы 1875 г. 1. Утверждение Третьей республики Новую конституцию ... Конституция 1848 г. Основными принципами установленного конституцией ... Вторая империя Президентский переворот. Первым избранным президентом республики ...

Возвышение Солона традиция связывает с войной Афин против Мегар из-за острова Саламин. Афиняне вели войну с другим греческим городом — Мегарами, который оказался сильнее Афин и сумел захватить находящийся близ Аттики остров Саламин. В результате этого афиняне потеряли открытый выход в море, необходимый для ведения и развития торговли. Все попытки афинян отвоевать остров ни к чему не приводили, и Афины терпели поражение за поражением. Тогда богатые и знатные землевладельцы эвпатриды, которых вообще мало интересовало развитие морской торговли, воспользовались тем, что власть находилась в их руках, и провели закон, по которому запрещалось настаивать на продолжении войны, каждому, кто осмелится в народном собрании заговорить о возвращении Саламина, угрожала смертная казнь.

Учитывая воинственные и патриотические настроения афинского общества, состоявшего из ремесленников, владельцев мастерских, торговцев — словом, из городских жителей, которые были частью афинского демоса, для которого прекращение морской торговли означало разорение и нищету, Солон, прикинулся помешанным (это было сделано для того, чтобы избежать жестокого наказания, если его призыв продолжать войну не будет иметь успеха), вышел на площадь и, став на камень, продекламировал заранее сочиненную им элегию «Саламин». В ней он призывал афинян к войне за остров.

Агитация Солона возымела действие: закон был отменен, и снова началась война с Мегарами. Военными действиями было поручено руководить самому Солону, и они принесли победу Афинам. После этого Солон стал самым популярным человеком в Аттике. Широкие слои населения видели в Солоне человека, способного освободить афинское общество от тяготевших над ним бед и примирить интересы враждовавших групп.

Вероятнее всего, что действительной причиной возвышения Солона и его широкой популярности была его поэтическая деятельность. Он писал преимущественно элегии, темами для которых он брал нравственные, социальные и политические вопросы. По сохранившимся отрывкам его элегии мы можем составить себе понятие о его личности и нравственной философии. Подобно другим «мудрецам» того времени, Солон интересовался преимущественно вопросами практической морали. Глубокий и светлый ум, соединенный с поэтическим талантом, высокое благородство души, непоколебимая честность и горячая любовь к народу, выделявшая Солона из среды эвпатридов, доставили ему всеобщее уважение и почетное место в ряду семи мудрецов Греции.

Глава II. Общественно-политическое положение Греции до реформ

Образование Афинского государства характеризуется оформлением обособленных социальных групп. Эвпатриды – это родовая знать, закрепившая за собой все привилегии, которым было предоставлено исключительное право на замещение должностей. Большую часть населения составляли земледельцы – геоморы, ремесленники – демиурги. Были также и метеки – выходцы из других общин, проживающие в Афинах, лично свободные, но лишенные политических прав и ограниченные в экономических правах, выплачивающие особый налог2 .

5 стр., 2098 слов

Правовое положение рабов. Правовые способы возникновения рабства

... не только по своему реальному жизненному положению, но и в отношении признаваемых за ними прав. Правовое положение рабов определялось тем, что раб не был субъектом права, не обладал правоспособностью; он - одна из ... у него не было конкретного господина - в этом случае весь римский народ выступал по отношению к нему в абстрактной роли dominus. Раб мог принадлежать не только индивидуальному владельцу, ...

Аттика была страной сельского хозяйства, и главными занятиями населения были земледелие и скотоводство, но наряду с ними ко времени Солона стали развиваться ремесла и торговля. Афины были главным городом Аттики, богатым полезными ископаемыми (глиной, мрамором, серебром).

Главными источниками силы и богатства были торговля и кораблестроение, огромные средства затрачивались на градостроительство. Основной группой населения в Аттике в это время были рабы. Если раньше они были заняты в домашнем хозяйстве своих господ, трудились в поле и пасли стада, то теперь они стали нужны и в ремесле, и для работы в рудниках. Численность рабов все время возрастала. Дети, рожденные от рабов, по обычаям того времени, тоже становились рабами. Но больше всего давали рабов война и морской разбой.

К VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения. Земля в то время была неотчуждаемой родовой собственностью. Ее нельзя было ни продать, ни завещать по желанию, ни отдать за долги.

Власть в Афинах принадлежала эвпатридам — самым знатным и богатым землевладельцам, потомкам старинных и прославленных аристократических родов. Эвпатриды владели лучшими, наиболее плодородными землями Аттики. Из их среды ежегодно избирались девять высших должностных лиц — архонтов и ареопаг — древний совет старейшин, который пополнялся отбывшими свой срок полномочий архонтами. Эвпатриды решали важнейшие государственные вопросы, разбирали дела в судах, они же были полководцами и жрецами.

Вся тяжесть власти эвпатридов ложилась на плечи крестьян Аттики. Крестьяне владели мелкими участками земли, которые назывались клерами. Крестьянские клеры, расположенные на каменистых, плохо орошаемых землях неплодородной Аттики, приносили незначительный урожай. Крестьянская семья далеко не всегда могла прокормиться урожаем ячменя или пшеницы со своего маленького участка. Крестьяне часто были вынуждены обращаться за помощью к эвпатридам, прося у них в долг зерно, инвентарь для обработки земли. Находясь в безвыходном положении, крестьяне поневоле соглашались на различные, даже самые тяжелые условия выплаты этого долга. Они должны были или работать на поле эвпатрида, или вернуть долг с большими процентами. Эвпатриды соглашались давать в долг на выгодных для себя условиях, умножая таким способом свои богатства.

В городах в это время появились люди, которые занимались тем, что давали деньги в долг под проценты. Это были ростовщики, наживавшиеся за счет разоряемых ими должников. Они давали общинникам ссуды под залог земли и на заложенных участках ставили долговые столбы с именем заимодавца. Если общинник не выплачивал свой долг в срок, земля фактически переходила во владение кредитора, хотя продолжала формально считаться собственностью того рода, к которому принадлежал должник. Общинник работал по-прежнему на своей земле, но значительную часть урожая он отдавал кредитору — фактическому хозяину земли. Не в силах расплатиться с ростовщиками, крестьяне прибегали к единственному средству, которое было в их распоряжении: они отдавали в залог свои земельные участки, неизбежно переходившие затем в руки эвпатридов. Крестьянин мог отдать в залог самого себя или членов своей семьи. Так зачастую и происходило. Эвпатриды брали за долги самого крестьянина, его дочь, жену или сына, продавали их на чужбину в качестве рабов или оставляли для работы в своем хозяйстве.

2 стр., 946 слов

Положение крестьян в XVIII веке

... в г. Нерчинск; при этом крестьяне имели право обращаться в суд; 1783 г. – система крепостного права распространилась в Малороссии ... вопрос при Екатерине II Екатерина II издавала законы, всячески ограничивающие права крестьян: 1763 г. – указ, возлагающий на крестьян обязанность ... России, почти сравнимое с положением рабов. Согласно крестьянской реформе, крестьяне в нечерноземных районах платили оброк, ...

Подводя итог вышесказанному, мы видим, что создание Афинского государства сопровождалось ростом противоречий экономического и политического характера. В Афинах упрочилась власть родовой аристократии, все дела государства сосредоточились в руках коллегии архонтов и ареопага. Многие крестьяне попали в зависимость от крупных землевладельцев, задолженность мелких землевладельцев приняла устрашающие размеры. Над основной массой общинников возникла угроза всеобщего закабаления. Разорение землевладельцев, всеобщая задолженность бедноты, политическое бесправие народа вызвали острейший политический кризис. Росло недовольство торговцев и ремесленников. Общество раскололось на аристократию и демос (народ), который начинает борьбу за участие в управлении, что приводит к нарушению мира, возникает угроза гражданской войны. Так писал и Аристотель в «Афинской политии»: “Ввиду того что существовал такой государственный порядок и большинство народа было в порабощении у немногих, народ восстал против знатных…”3 .

С целью устранения конфликтов и противоречий начинается тирания. Так, в 621 г. до н.э. тираном был провозглашен Драконт, прославившийся своими жестокими законами. Запись Драконтом обычного права свидетельствует об уступке со стороны аристократии, использовавшей неписаное право в своих интересах4 .

Для Смягчения этих противоречий и сплочения всех свободных в единый господствующий класс требовались глубокие социальные и политические преобразования. Начало им и положил Солон, избранный архонтом в 594 году до н.э. приблизительно через 25 лет после правления Драконта. Солон был избран первым архонтом, наделенным широкими полномочиями отменять или сохранять существующий порядок или вводить новый, быть «посредником», «законодателем» и «примирителем». Теперь городской демос видел в Солоне своего вождя и защитника. Но и крестьяне, находившиеся в полной зависимости, в долговой кабале у эвпатридов, тоже надеялись на его защиту. Началось время преобразований реформ, ставшими основой дальнейшего развития греческого государства.

Глава III. Общественные реформы и законодательство Солона

Реформы Солона явились важным этапом в образовании государства в Афинах, и их результаты можно сравнить с политической революцией5 .

4 стр., 1735 слов

Афинское государство и право

... должностными лицами Афинского государства. С целью предотвратить попытки аристократии реставрировать старые ... в основное антагонистическое противоречие афинского общества. Обострились и противоречия между афинскими гражданами и метеками ... в полном объеме законодательство Солона, и сам тиран старательно ... имущественных правах, полностью лишены права участвовать в политической жизни. Афинская демократия ...

Главную свою задачу Солон видел в том, чтобы успокоить крестьянство, сохранив по возможности политическое и экономическое господство эвпатридов. Если некоторые мероприятия Солона шли вразрез с интересами аристократии, то это было лишь следствием настоятельной необходимости, а не его желанием.