Административно-правовой статус органов исполнительной власти (2)

В системе субъектов административного права основными можно назвать гражданина и исполнительный орган государственной власти.

После принятия Конституции РФ очень многое изменилось в положении субъектов, которых прежде называли органами государственного управления, исполнительно-распорядительными органами. Во-первых, Конституция РФ называет их органами исполнительной власти. Во-вторых, они теперь организационно не подчиняются представительным органам, а в силу принципа разделения властей подчиняются исполнительным органам и исполняют их законы и иные нормативные акты. В-третьих, публичные органы исполнительной власти четко разделились на государственные и муниципальные. Образовались две самостоятельные подсистемы на базе действовавшей ранее единой системы государственных исполнительно-распорядительных органов. В-четвертых, снизилась роль коллегиальности в исполнении законов. Кроме того, сейчас нет союзных органов, развиваются федеративные начала, избираются главы субъектов РФ, и произошло много других изменений в положении, структуре, компетенции, формах и методах деятельности публичной администрации вообще и государственной администрации в частности.

Анализируя практику работы высших государственных органов страны, можно утверждать, что четкое понимание системы исполнительной власти, взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с соответствующими органами субъектов РФ еще не сложилось. В частности, много вопросов вызывает система окружных органов, правовой статус Пенсионного фонда и его звеньев, отнесение субъектов, осуществляющих обязательную государственную регистрацию сделок с недвижимостью, к числу учреждений.

В ряде нормативных актов и некоторых научных работах в числе органов государственной власти названы ведомства. Но ведомства — это система организаций, возглавляемых одной из них. Так сложилось, что слова «министерство», «служба», «агентство» у нас имеют несколько значений. Первое значение -ведомственная система, совокупность организаций, линейно подчиненных центральному органу. А второе значение — центральный орган ведомственной системы, орган, возглавляющий систему МВД, Федеральную службу безопасности и т.д. Такая двойственность подчас мешает понять смысл многих актов, препятствует усвоению студентами структуры исполнительной власти.

13 стр., 6015 слов

Судопроизводство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) ...

... правоотношений. Предмет работы - производство по делам, возникающим из публичных правоотношений. Объект - производство по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного ... юрисдикции дел, связанных с защитой граждан от неправомерных действий органов исполнительной власти и их должностных лиц. Тенденция развития законодательства об обжаловании ...

К сожалению, наука административного права отстала от существующих реалий, не раскрыла всех признаков исполнительных органов власти, их системы, не сформулировала четкого понятийного аппарата, а значит, не оказала практике необходимой помощи.

В работах ведущих ученых это многообразие органов и служащих почему-то не учитывается. «Орган исполнительной власти, — утверждает Ю.А. Тихомиров, — действует от имени государства» . «Исполнительные органы, — пишет Ю.М. Козлов, — представляют собой составную часть государственного аппарата» . «Орган исполнительной власти, — полагает Ю.Н. Старилов, — это государственная организация». Во всех приведенных выше высказываниях не учитывается существование в современной России наряду с исполнительными органами государственной власти муниципальных и иных органов исполнительной власти.

Столь уважаемые авторы, на мой взгляд, безусловно, правы, когда утверждают, что исполнительный орган государственной власти — это разновидность государственной организации, органов государственной власти. Однако в понятии о нем полезно назвать его родовую принадлежность и обязательно основные признаки данного вида органов, определить систему, виды данных органов и очертить проблемы их правового статуса.

Настоящая курсовая работа посвящена анализу системы и структуры органов исполнительной власти России, видам органов исполнительной власти. Отдельное место в работе уделено вопросу статуса, порядка формирования как федеральных органов данной ветви власти, так и субъектов федерации.

1. Понятие, виды, общая характеристика административно-правового статуса органов исполнительной власти

История становления исполнительной власти в России имеет давнюю историю .

В настоящее время в ст.10 Конституции РФ закреплено: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны»

Рассмотрим основные признаки (черты) образования и организации деятельности государственных органов исполнительной власти, государственного управления .

Первый признак органа исполнительной власти РФ состоит в том, что его высшим звеном (управляющей подсистемой) является Правительство РФ, коллегиальный орган, осуществляющий свои исполнительно-распорядительные функции в основном в форме принятия постановлений, которые являются нормативно-правовыми актами по предметам ведения РФ и совместному ведению с субъектами РФ и обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

В ст.113 Конституции РФ, кроме этого, закреплен принцип единоначалия, касающийся основных направлений деятельности Правительства РФ как исполнительного органа государственной власти, определяемых Председателем Правительства РФ, который организует работу Правительства РФ. Однако способы и пути решения проблем по определяемым им направлениям принимаются коллегиально в форме постановлений Правительства РФ. Аналогично в целом реализуется принцип единоначалия и коллегиальности органами исполнительной власти субъектов РФ, при одном отличии: там глава субъекта РФ является одновременно и высшим должностным лицом исполнительной власти субъекта РФ, что более эффективно влияет на реализацию принципа целостности системы исполнительной власти в субъекте РФ, нежели на уровне Российской Федерации .

8 стр., 3813 слов

Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления ...

... органов государственной власти и ее субъектов (законные акты федеральных органов исполнительной власти обязательны для органов исполнительной власти субъектов федерации); - одной из правовых форм регулирования взаимоотношений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ является административный договор (по соглашению федеральные органы ...

Второй признак органов исполнительной власти касается предмета ведения, его границ и порядка принятия актов управления федеральными государственными органами исполнительной власти и государственными органами исполнительной власти субъектов РФ по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ (в соответствии с частью 2 ст.77), т.е. в этой правовой ситуации образуется единая система исполнительной власти в РФ, что еще не является признаком целостного единства системы, а может качественно характеризовать приближение к этому состоянию. Однако в соответствии с частью 2 ст.85 Конституции РФ Президент РФ вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Постановления и распоряжения Правительства РФ, принятые по предметам ведения и в объеме полномочий, могут быть отменены указом Президента РФ в случае противоречия их не только Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, но и указам Президента РФ. Это существенно отличает их от вышеуказанной правовой ситуации.

В другом случае органы исполнительной власти субъектов РФ по предметам ведения субъекта РФ в соответствии со ст.73 Конституции РФ обладают всей полнотой государственной власти и принимают свои решения на основании статей конституций республик в составе России и статей уставов субъектов РФ, а также иных законов субъектов РФ. При этом в соответствии частью 6 ст.76 Конституции РФ если существуют противоречия (правовая коллизия) между федеральным законом и законом субъекта РФ, то вне пределов ведения РФ (п.4 ст.76) действует нормативно-правовой акт субъекта РФ, что также не способствует укреплению целостности системы исполнительной власти в РФ .

Третий признак касается нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти. Их решения (акты управления) всегда принимаются на основании Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, т.е. акты федеральных органов исполнительной власти являются не только подзаконными актами в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, но по иерархии актов управления они не должны противоречить нормативным указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.