История районирования в СССР

Курсовая работа

Россия, как крупнейшее федеративное государство мира, имеет самые разнообразные природно-климатические условия. Различные природные регионы страны, обладающие внутренним единством и своеобразными индивидуальными чертами природы, образуют различные системы физико-географических районов. Сами субъекты Федерации (регионы) делятся на административно-территориальные единицы: города, районы регионов и городов, поселки городского типа, сельские администрации и сельские поселения. На территории этих административно-территориальных единиц образуются органы местного самоуправления, а, следовательно, их территориальная основа — это часть территориального устройства страны.

Кроме того, существуют экологическое, историческое, национальное или этническое, политическое деление или районирование территории, которые накладывают свой отпечаток на административно-территориальное устройство страны.

Важная роль в территориальном устройстве России отводится экономическому районированию. Разница между экономическими районами обусловлена как различиями в природно-ресурсном потенциале, климате, почвах, так и специализацией промышленности и сельского хозяйства, основанной на территориальном разделении труда.

Представленная работа посвящена теме «История районирования в СССР». Тема экономического районирования всегда была и будет актуальна, так как без изучения региональных особенностей нашей страны, невозможно решение сложных проблем и самих районов, и страны в целом. Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности районирования, рассмотрение предпосылок и этапов экономического районирования СССР. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

  • Раскрыть сущность и принципы районирования
  • Изучить исторические предпосылки, условия и этапы развития экономического районирования в СССР.

В связи с выше сказанным, рассмотрение вопросов истории развития экономического районирования, как составной части региональной экономики, представляет большую ценность для понимания перспектив развития и решения возникающих проблем России.

1. Понятие районирование

Районирование — деление территории по отдельному признаку или их совокупности с целью выделения однородных территориальных образований. Оно всегда производится в соответствии с поставленными целями, т.е. является проблемно-ориентированным.

Выделяют несколько основных правил районирования:

1. Определяются факторы районирования (природные, экономические);

9 стр., 4210 слов

Конституция СССР 1924 г

... конституций не делалось даже попыток этот вопрос регламентировать, поскольку считалось, что проблемы выхода реально никогда не возникнет. Образование СССР увенчало развитие ... разделение труда между отдельными экономическими районами страны. Необходимо было также ликвидировать ... Конституция - Конституция РСФСР 1918 года - была образцом для всех советских республик, возникших до образования СССР. ...

2. По каждому фактору определяются критерии (признаки, характерные для всей территории, а затем свойственных для данного региона (на основе одного признака: природного, климатического или по совокупности признаков: демографического, энерго-экономического);

3. Обозначаются их количественные параметры;

4. Рисуются границы.

Районирование призвано обеспечить возможность управления, приблизить управление к объектам управления, облегчить планирование и прогнозирование, решение социально-экономических проблем регионов.

Важная роль в территориальном устройстве России отводится экономическому районированию.

1.1 Экономическое районирование

Экономическое районирование — это разделение территории страны на экономические районы, представляющие собой своеобразные в экономическом отношении территориальные части народного хозяйства страны, обладающие общностью экономической жизни, производственной специализацией, значительными внутренними производственными связями.

Экономическое районирование служит основой и одновременно методом управления территориальным развитием хозяйства России. Основная цель экономического районирования — создание оптимальных условий для осуществления региональной социально-экономической политики, включая территориальное прогнозирование и планирование.

Районирование необходимо для построения балансов: материальных, топливно-энергетических и других, а также для разработки целевых и региональных программ, привязанных к территориям экономических прогнозов, обоснования региональной политики.

К главным задачам экономического районирования можно отнести следующее:

1. Районирование должно способствовать укреплению единства всех частей государственной территории России и обеспечивать управление ими, т.е. решать политические задачи;

2. Также районирование должно способствовать формированию не только эффективной экономики, территориально производственных комплексов, но и новых рыночных структур в определенных территориальных границах;

3. Необходимо осуществлять не одностороннее экономическое, а комплексное социально-экономическое районирование, учитывающее исторические особенности заселения, географические особенности расселения и условия жизни людей, проблемы и географию поселений, миграцию населения;

4. Районирование должно быть эколого-экономическим, т.е. способствовать улучшению экологических условий, учитывать местные природные особенности, проблемы дефицита отдельных ресурсов.

Основным элементом территориальной структуры народно-хозяйственного комплекса страны является понятие «экономический район». Экономический район (регион, от лат. regio — страна, край, область) — это часть страны, внутри границ которой все экономические пункты прямо или косвенно выполняют функции специализации. Можно дать и другое определение этого понятия: экономический район — это территориальная часть хозяйства страны, характеризующаяся конкретным экономико-географическим положением, территориально-хозяйственным единством, своеобразием природных и экономических условий и исторически сложившейся производственной специализацией, основанной на территориальном общественном разделении труда. Экономический район имеет свою отрасль специализации, обусловленную экономико-географическими факторами.

61 стр., 30353 слов

Земельный кадастр как инструмент регулирования социально-экономического ...

... рыночной экономики; земля – особый объект имущественных отношений и специфический вид товара. Конкретные участки ... также уровня развития и экономических возможностей различных стран. Эффективное управление земельными ресурсами ‑ это инструмент, ... жилыми помещениями и т.п.; б) территории морских торговых портов, если изъятие ... природы, а не результат человеческого труда; земля - ничем не заменимое ...

Экономические районы образуются и развиваются на основе общественного территориального разделения труда. В связи с отраслевым разделением труда, расчленением производства на мелкие и более узкие отрасли, созданием специализированных производств оно ведет к расчленению хозяйственной территории на более дробные взаимосвязанные регионы, к формированию специализированных экономических районов.

Образование экономических районов является объективным процессом, выраженным развитием территориального разделения труда.

1.2 Принципы экономического районирования

Экономическое районирование опирается на систему принципов, которые были заложены в 1920-е годы. В процессе развития районирования принципы постоянно уточнялись и обогащались, но большинство ученых и практиков руководствуется следующей системой принципов:

— Экономический принцип, рассматривающий район, как развивающийся территориально-производственный комплекс соответствующего ранга, учитывающий такие условия, как: территориальное раз деление труда и отраслевую специализацию, наличие приpoдно-ресурсного и трудового потенциала, получение наивысшей экономической эффективности от территории. Согласно этому принципу, специализацию района должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю, по сравнению с другими районами, будут наименьшими. Экономическая эффективность специализации района должна оцениваться как с точки зрения установления наиболее целесообразного территориального разделения труда в масштабе всей страны, так и с точки зрения наиболее производительного использования имеющихся ресурсов района

  • Районирование должно способствовать развитию территориальных общностей людей, учитывая национальные и этнические особенности населения, индивидуальность навыков, быта, культуры, искусства и т. д.
  • Открытость границ выделяемых районов, каждый из которых является звеном в системе общероссийского рынка, в структуре территориального разделения и интеграции труда, услуг, информации и т.

д.

  • Перспективность развития территории района, выявленная на основе анализа тенденций, концепций и прогнозов функционирования и территориальной организации общества, синтеза отраслевых прогнозов.
  • Районирование учитывает тяготение территории к определенным ядрам — социально-экономическим и культурным узлам и центрам, учитывает сложившиеся и перспективные системы расселения населения, развитие и размещение рыночной инфраструктуры.
  • Районирование строится на принципе экономической, социальной и экологической эффективности развития выделенных районов.

— Районирование должно быть основой совершенствования административно территориального деления страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России.

Эти принципы являются основополагающими для современной теории и практики экономического районирования России. Между принципами существует тесная связь и взаимозависимость, но в тоже время и некоторые противоречия в силу определенной самостоятельности каждого из них. В зависимости от пространственных масштабов районирования на первые роли выдвигаются разные принципы, но все-таки можно утверждать, что основой экономического районирования является административно-территориальное устройство страны.

3 стр., 1278 слов

Послевоенное развитие СССР с 1945-1953 гг

... к мирной был чрезвычайно сложным процессом. Он требовал определения новых народно-хозяйственных пропорций, перевода предприятий на выпуск продукции народного потребления. Развитие науки и культуры в СССР ... восстановление разрушенного народного хозяйства, перевод экономики на мирные рельсы. Переход от военной экономики ... 690) 4. История России: конец XІX – ... подневольного труда, рассредоточенная ...

2. История Административно-территориального устройства СССР

Система экономических районов — основа построения материальных и других балансов в территориальном разрезе при разработке целевых и региональных программ. Экономическое районирование служит предпосылкой совершенствования территориального развития экономики и имеет первостепенное значение, и для организации регионального управления экономикой.

Для изучения истории административного устройства СССР, очень важно понять его предпосылки, для этого рассмотрим административное устройство России до революции.

2.1 Административное устройство России до революции

Огромная территория страны еще на первых этапах становления Российского государства требовала территориального изучения ее особенностей, природно-ресурсного потенциала, создания административных органов для сбора налогов и управления всеми социально-экономическими процессами. Поэтому возникла необходимость деления России на отдельные административные единицы. В России после ликвидации удельных княжеств существовало деление на воеводства, станы, уезды. Управление ими представляло собой одновременно и «кормление» их правителей. Создание Российского государства в XVIII в. (с командным управлением) потребовало образования однородных административных «единиц» — губерний. Главные их задачи — набор рекрутов в армию, сбор налогов и полицейский досмотр. [9, с. 352] При Петре I в 1708г. страна была разделена на восемь крупных губерний, губернии же были разделены на уезды. В 1727 г. была выделена промежуточная единица между губерниями и уездами — провинция. К каждой губернии приписывались полки, их комплектование осуществлялось за счет населения губерний. Петровские губернии просуществовали почти семьдесят лет, до 1775г.; их число за это время выросло до двадцати. В 1775г. по указу Екатерины II была проведена новая административная реформа. Произошло разукрупнение губерний, их стало сорок, а затем шестьдесят восемь. Это административное деление оставалось неизменным вплоть до Октябрьской революции. Южные территории России по существу были колониями России, а по форме считались военными областями, управляемыми генерал-губернаторами. Их называли также военными округами. В состав дореволюционной России входили Польша и Финляндия на правах самоуправляющихся единиц.[14,c.152] После отмены крепостного права в 1861г. оформилась еще одна административная низовая единица — волость.

2.2 Формирование административно — территориального деления СССР

Формирование послереволюционного административно — территориального деления нашей страны началось с 1917 г. 7 ноября 1917г. была образована Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. В декабре 1917г. — Украинская ССР, в январе 1919г. — Белорусская ССР. В 1918г. в результате борьбы революционных и оппозиционных сил в Закавказье была провозглашена государственная независимость Грузии, Армении, Азербайджана, однако внутренняя борьба продолжалась [2, c. 78]. В 1920-1921гг. учреждены три Советские социалистические республики в Закавказье — Азербайджанская, Грузинская, Армянская, которые в 1922 г. были объединены в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР).

9 стр., 4223 слов

Этапы конституционного развития России

... СССР 1977 г. и РСФСР 1978 г., поправки к Конституции РСФСР 1978 г., Конституция РФ 1993 г. Фрагмент работы для ознакомления А.В. Чепус считает, что в конституционном развитии России ...

В 1924 г. были созданы Туркменская, Узбекская, Таджикская АССР, в 1926 г. — Киргизская (которая с 1924г. называлась Каракиргизской автономной областью).

В декабре 1922г. произошло образование Союза ССР. В него первоначально вошли: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Закавказская СФСР. В 1924г. в Союз вошли Туркменская и Узбекская республики. В 1929г. Таджикская АССР была преобразована в союзную республику и тоже вошла в состав СССР. В 1936г. из Киргизской ССР выделилась Казахская ССР и она также вошла в состав СССР. В 1940г. на территорию Прибалтики и Молдавии были введены советские войска согласно договору Молотова — Риббентропа и образованы еще четыре союзные республики, также вошедшие в состав СССР — Эстонская, Латвийская, Литовская и Молдавская ССР [14, c. 153]. В первые годы Советской власти происходила ломка старых административных единиц — губерний, уездов и волостей. Были введены новые административные единицы — края, области и районы. Были ликвидированы многие несоответствия административно — территориального деления царской России экономическому значению регионов. К концу 30-х годов сформировалось современное политико-административное деление СССР, которое просуществовало вплоть до 90-х годов. В этот период существовало 15 союзных республик: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Эстонская ССР, Латвийская ССР, Литовская ССР, Молдавская ССР, Грузинская ССР, Армянская ССР, Азербайджанская ССР, Туркменская ССР, Таджикская ССР, Киргизская ССР, Узбекская ССР и Казахская ССР. В составе союзных республик существовали 20 автономных республик, 8 автономных областей и 10 автономных (национальных) округов.

3. История развития экономического районирования СССР

Первые попытки экономического районирования и первые публикации по вопросам районирования давали начальную ориентировку в хозяйственных различиях отдельных частей страны. В ходе исторического развития можно выделить несколько этапов развития теории экономического районирования.

3.1 Предпосылки развития экономического районирования СССР

Так как хозяйственная жизнь России в дореволюционные годы определялась главным образом сельским хозяйством, в основу районирования были положены климатические и другие зональные природные условия. Эти первые опыты экономического районирования были по преимуществу районированием природно-хозяйственным или сельскохозяйственным.

В период развития капитализма в России с усилением территориального разделения труда и хозяйственных связей встали новые задачи перед сельским хозяйством и промышленностью России. Это потребовало углубления работ на базе данных статистики населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Особенно выделяются работы по экономическому районированию России известного статистика и географа П. П. Семенова-Тян-Шанского. Он осуществил в середине прошлого века районирование европейской части России на так называемые 14 естественных областей. Во внимание брались как природные, так и экономические условия территорий [14, c.154]. Второе районирование им было проведено в конце XIX в., в результате которого были выделены 12 районов европейской части России. Эти районы представлялись как компактные, своеобразные по своим природным и хозяйственным условиям территории. В конце XIX и начале XX в. появляется целый ряд работ по экономическому районированию России. Однако все опыты дореволюционного районирования не имели достаточного практического значения, они носили, главным образом, познавательный характер. Вместе с тем работы таких дореволюционных ученых, как А. Н. Челинцева, А. И. Скворцова, П. П. Семенова-Тян-Шанского были использованы при разработке госплановской сетки районов.[15, c.144]

13 стр., 6201 слов

Восстановление экономики СССР после Великой отечественной войны

... восстановлению хозяйства страна приступила еще в год войны, когда в 1943г. было принято специальное партийно-правительственное постановление "О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, ... «светлое будущее». Цель данной работы – рассмотреть социально-экономическое развитие СССР и общественно-политическую жизнь страны в послевоенные годы. Для достижения поставленной цели, мной ...

3.2 Этапы развития экономического районирования СССР 1920-1931 годы

Первый перспективный план — план ГОЭЛРО — был разработан и утвержден в 1921 г. по 8 крупным экономическим районам. Выделение экономических районов, как научное сочетание губерний (группировки), положило начало научного районирования и территориального планирования. Объективная необходимость разработки территориальных планов возникла вместе, с новым общественным строем и планированном народного хозяйства страны. [12, c. 16] По плану ГОЭЛРО выделялись 8 районов: Северный, Центрально-Промышленный, Южный, Поволжский, Уральский, Кавказский, Западно-Сибирский, Туркестанский. Важнейшим условием экономического районирования в послереволюционный период явилось соответствие его административно-территориальному устройству. Это был первый опыт советского экономического районирования.[1, c. 35] Особенностью такого районирования было несовпадение границ экономических районов и административных образований (в последующих работах Госплана по районированию этот недостаток был устранен).

Главный системообразующий признак, использованный в районировании Госпланом, — возможность административных единиц самоуправляться экономически. Это следует из определения экономического района Комиссии ВЦИК по районированию. «В виде района должна быть выделена своеобразная, по возможности законченная территория, которая, благодаря комбинациям природных особенностей, культурных накоплений прошлого времени и населения с его подготовкой к производственной деятельности, представляла бы одно из звеньев общей цепи народного хозяйства» [12, c. 6]. И далее: «Этот принцип экономической законченности дает возможность построить далее на хорошо подобранном комплексе местных ресурсов, капитальных ценностей, принесенных со стороны, новой технике и общегосударственного плана народного хозяйства проект хозяйственного развития района на базе наилучшего использования возможностей при наименьших затратах. При этом достигаются другие весьма важные результаты: районы до известной степени специализируются в тех отраслях, которые в них могут быть развиты наиболее полно, а обмен между районами ограничивается строго необходимым количеством целесообразно направленных товаров» [12, c. 7]. Такая возможность существовала вследствие следующих факторов: наличие единой минерально-сырьевой базы района; наличие сети железных и шоссейных дорог, относительная экономическая замкнутость экономики района; наличие профессиональной подготовки работников с учетом экономической специализации области. В числе важнейших задач управления крупными областями были: таможенная политика; денежное обращение и государственные кредиты; управление магистральной сетью железных дорог; морские перевозки и хозяйство крупнейших портов; есть электропередачи и государственных районных электросетей; владение недрами земли и выдача лицензий на их разработку; разработка законодательных документов [13, c. 133]. Первый пятилетний план (1928—1932) был составлен по 24 районам. Он предусматривал всемерное углубление специализации, районов, рациональное географическое разделение труда между ними, а также комплексное развитие хозяйства районов. В этом плане подчеркивалось, что планомерно проводимая политика специализации хозяйственной деятельности районов есть необходимый метод ведения планового хозяйства. План по районам страны был разработан в соответствии с Директивами XV съезда партии о резком подъеме экономики отсталых национальных районов и окраин. В результате успешного выполнения первой пятилетки была создана вторая угольно-металлургическая и третья угольная базы на востоке страны, а также произошли крупные сдвиги в индустриальном развитии всех национальных районов [12, c. 16].

19 стр., 9440 слов

Развитие ветеринарного дела с середины 20-х годов до 1941 года

... экономическую базу новой общественной формации. Такие отсталые производственные отношения в сельском хозяйстве стали тормозом для развития ... был назначен начальником Ветеринарного управления Наркомзема БССР, после ... хозяйстве СССР. В.И. Ленин, ставя задачу о переводе крестьянских единоличных хозяйств на социалистический путь преобразования, указывал: «Если будем сидеть по-старому в мелких хозяйствах, ...

В 1938-1940 гг. Госпланом СССР была разработана новая сетка экономических районов. По этой сетке территория СССР делилась на 13 крупных экономических районов. В соответствии с ней составлялись и утверждались государственные планы народного хозяйства в четвертой, пятой и шестой пятилетках. Планы составлялись по отраслям, экономическим районам и союзным республикам [11, c. 57]. Второй пятилетний план, (1933—1937) предусматривал дальнейшие сдвиги в размещении производительных сил, главным образом на восток страны. Это явилось важным условием более широкого использования всех природных богатств и хозяйственных ресурсов районов и осуществления более рациональных экономических связей между ними. План был разработан по 32 районам и по зоне советской Арктики. План развития районов представлял собой глубоко научное и технико-экономическое обоснование задач развития хозяйства районов с учетом различных исторических и природных условий и ресурсов. В числе районов были выделены Украинская ССР, Белорусская ССР, Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (ЗСФСР — Армения, Азербайджан и Грузия), Узбекская ССР, Туркменская ССР и Таджикская ССР. План развития районов во втором пятилетии представлял собой конкретизацию по отдельным республикам, краям и областям с учетом их задач и места в выполнении плана развития народного хозяйства страны. [12, c. 17] Третий пятилетний план (1938—1942) был составлен по 9 крупным экономическим районам РСФСР и 10 союзным республикам. В решении XVIII съезда партии о третьем пятилетнем плане впервые широко были поставлены задачи комплексного развития хозяйства экономических районов. Съезд выдвинул задачу: организовать добычу топлива и производства цемента, стекла, алебастра, химических удобрений, массовых изделий легкой и пищевой промышленности, во всех основных экономических районах в размерах, полностью удовлетворяющих их потребности. Что же касается ряда продовольственных продуктов, швейных и галантерейных изделий, мебели и местных строительных материалов, то они, как указал съезд, должны в достаточном количестве производиться в каждой республике, крае и области. Особое внимание в третьем пятилетнем плане было уделено созданию предприятий-дублеров по машиностроению, химической промышленности и нефтепереработке в Поволжье и на Урале. Это явилось важным шагом в укреплении обороноспособности страны. В военный период (1941—1945) значение территориального планирования резко усилилось. Оно решало задачу: в кратчайшие сроки пустить в эксплуатацию в восточных районах страны перемещенные из западных районов Советского Союза предприятия. Большое значение для своевременного развертывания оборонной промышленности на востоке СССР имели военно-хозяйственные планы по районам Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии. По основным видам военной продукции устанавливались задания непосредственно по заводам. Четвертый пятилетний план (1946—1950) был разработай по 13 основным районам. В нем центральное место заняли вопросы восстановления разрушенного фашистами хозяйства и развития всех отраслей, особенно тяжелой промышленности [12, c. 18]. Пятый пятилетний план (1951—1955), разработанный также по 13 основным районам и 15 союзным республикам и утвержденный XIX съездом партии, предусматривал обеспечение дальнейшего улучшения географического размещения нового строительства промышленных предприятий, приближение производства к источникам сырья, топлива, к районам потребления с целью ликвидации нерациональных и чрезмерно дальних перевозок. Шестой пятилетний план (1956—1960) развития народного хозяйства СССР был составлен так же, как и на две предыдущие пятилетки, по 13 основным экономическим районам и 15 союзным республикам. В шестой пятилетке впервые была поставлена задача ограничения в районах европейской части строительства электроемких и топливоемких предприятий и преимущественное размещение этих производств на востоке страны, что вызывалось напряженным состоянием топливно-энергетического баланса европейских (западных) районов страны и общей задачей улучшения географического размещения производительных сил [12, c.18].

5 стр., 2475 слов

Организация управления жилищно-коммунального хозяйства и ее совершенствование ...

... хозяйство Республики Беларусь в целом и унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Минского района, ... Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в многочисленных выступлениях по вопросам развития ... управления и содержания жилищного фонда, является составной частью общеэкономических преобразований белорусской экономики. Необходимость радикальных преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве ...

В связи с научно-техническим прогрессом появляются новые отрасли экономики. Для управления новыми отраслями создаются министерства. Составление схем размещения производительных сил страны становится предельно сложным. Возникла необходимость в коренном изменении системы управления экономикой, в новом, семилетнем плане Семилетний план развития народного хозяйства СССР (1959-1965), разработанный по 13 крупным районам, 15 союзным республикам и по внутриреспубликанским экономическим (административным) районам, был новым этапом районирования СССР. Вся территория страны (СССР) была поделена на 105 единиц. Они получили название «административный экономический район» (АЭР) [12, c.18]. В каждом районе был создан специальный орган управления экономикой Совет народного хозяйства (СНХ).

Название этого органа было взято из прошлого: так назывались органы экономического управления областями в 20-е годы. Но между совнархозами периода 1957-1964 годов и совнархозами 20-х годов существовали принципиальные различия. Совнархозы, созданные в 1957 году управляли всеми предприятиями национального значения, функционирующими на территории АЭР. Совнархозы 20-х голов представляли собой экономические подразделения областных Советов рабочих, крестьянских, солдатских депутатов, функционально подчинялись ВСНХ. Совнархозы 1957-1964 гг. управляли промышленностью; сельское хозяйство и небольшая часть предприятий местного значения управлялась Совминами автономных республик и исполкомами местных Советов. Управление экономикой через СНХ имело и положительные и отрицательные черты. Положительные черты Впервые в экономике Советской России органы управления были максимально приближены к объектам управления. Между Совнархозами как органами травления и предприятиями в этот период не было промежуточных управленческих звеньев. Благодаря этому, ускорялось движение управленческой информации, ускорялся процесс согласования в различных вопросах, связанных с новым строительством (размещением производительных сил).

10 стр., 4781 слов

Управление жилищно-коммунальным хозяйством

... обслуживания жилья и проведения капремонтов, развитие конкуренции принципов управления жилищным фондом и предоставления ЖКУ, специализация РКЦ - развитие экономических отношений в области тепло-, ... в себя широкий круг деятельности по управлению многоотраслевым муниципальным хозяйством и разделяется на 3 сектора: жилищный комплекс коммунальный комплекс комплекс благоустройства Строительство и ...

Появилась возможность эффективно кооперировать разные производства, относимые к разным отраслям хозяйства, на территории одного района в единое целое. Другими словами, появилась возможность создать в границах района цельные системные производственные образования территориально-производственные системы Во имя кооперации хозяйственных объектов разных отраслей СНХ занялись комплексированием производства. СНХ вследствие своей близости к предприятиям района могли более эффективно решать вопросы их снабжения материальными и трудовыми ресурсами, подготовки новых кадров [13, c.134]. Недостатки в системе управления экономикой до 1957 года, то есть при управлении посредством министерств, создавались специальные подразделения отраслевой специализации — главные научно-технические управления при министерствах. Главной функцией этих подразделений было внедрение научно-технических разработок, то есть поддержание на должном уровне научно-технического прогресса отрасли. После ликвидации министерств были реформированы и эти управления. Функция поддержания НТП на высоком уровне автоматически перешла к СНХ. Размещение производительных сил страны велось до 1957 года по определенной схеме. Предприятия одной отрасли не группировались в границах какой-либо одной территории, а наоборот, более или менее равномерно распределялись по регионам. Например, авиазаводы СССР были построены: один — в Литве, два — на Украине, два — в Москве, один — в Казани, один — в Ульяновске и т.д. После 1957 года каждый из этих заводов оказался в разных экономических административных районах. Существовавший прежде обмен технологиями, кадрами, дефицитными видами сырья, научными достижениями был уже невозможен. В ряде крупных СНХ (например, Центральном и Северо-Западном) некоторые возможности для грамотного руководства техническим прогрессом имелись, но в большинстве Совнархозов это стало невозможным. Технический прогресс, темпы его развития в сравнении с развитыми экономическими странами стали отставать. Этот фактор стал определяющим и способствовал ликвидации Совнархозов в 1965 году [13, c.136]. Несмотря на явные недостатки в системе управления производительными силами этого периода, обнаружилась, в ряде случаев, любопытная особенность: в тех районах, где границы экономического административного района совпадали с границей административной (например, с границами какой-либо автономной республики), обнаружилась способность к системному развитию производительных сил. В этих регионах стали формироваться комплексно-организованные хозяйственные системы, действительно «хозяйственные комплексы». Такая особенность вызвала пристальный интерес специалистов в области районирования, размещения производительных сил и экономгеографов. Именно в это время впервые в мире стала формироваться специальная экономическая теория — теория ТПК.

В 1963 г. Госплан СССР предложил разделить территорию СССР на 18 крупных экономических районов с учетом их природных и экономических особенностей. В РСФСР выделены были 10 крупных экономических районов — Центральный, Северо-западный, Центрально-черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный. В 1982 г. Северо-Западный район был разделен на два района — Северо-Западный и Северный. Таким образом, последняя сетка районов СССР включала 19 крупных экономических районов, из них 11 — на территории России [15, c.146].

3.3 Теория ТПК

экономическое районирование ссср

Впервые термин «ТПК» появился в конце 50-х годов. Первоначально за аббревиатурой ТПК скрывались слова «территориально-промышленный комплекс», то есть комплекс понимался узко, только как промышленный. Позже его стали расшифровывать как «территориально-производственный». Категория «производство» шире категории «промышленность», то есть подразумевается, что в ТПК могут включаться предприятия не только промышленных отраслей, но также строительства, сельского хозяйства, а также инфраструктурные объекты, способствующие эффективной работе предприятий упомянутых трех секторов народного хозяйства [16, c. 29]. К инфраструктуре относятся: производственная — общие транспортные артерии, энергоснабжение, общая связь, складское хозяйство, социальная — учреждения здравоохранения, народное образование, жилье, учреждения культуры и науки, социальной защиты населения [13, c. 135].

Основоположниками теории ТПК считаются И. Н. Колосовский, П. М. Алампиев, Ю. Г. Саушкин. В период 1957-1964 гг., благодаря усилиям СНХ и органов региональной власти, некоторые региональные и хозяйственные комплексы достигли такого уровня развития, что к ним можно было бы применить определение ТПК. Обычно это наблюдалось там, где имелись относительно небольшие автономные образования, развитая производственная инфраструктура и развита, по меньшей мере, одна отрасль народного хозяйства. Например, в 1957-64 гг. существовал КОМИ экономический административный район. Экономическо-административные границы совпадали с государственной границей этой республики. Благодаря этому, предоставлялась возможность относительно быстро находить компромисс в решении двух органов управления (Совмин АССР, СНХ).

Функции управления были поделены следующим образом: СНХ руководил всей промышленностью республики и крупными строительными организациями; Совет министров — предприятиями местного республиканского значения, сельскохозяйственным производством и строительными организациями вспомогательного значения. Регион уже тогда имел, по меньшей мере, две транспортные артерии; железнодорожную линию (Котлас-Воркута) и крупную водную артерию — реку Печору, впадающую в Печорскую губу Баренцева моря. Здесь имелись запасы полезных ископаемых. В их числе: угли Печорского угольного бассейна (Воркута, Инга), нефть и газ Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции (Ухта, Усинск); запасы спелой древесины, преимущественно хвойных пород (сосна, ель, пихта, лиственница, кедр), а также значительные запасы лиственных пород деревьев. Запасы древесины стали основой для формирования соответствующих производств: фанерное производство, мебельное производство, производство целлюлозы, бумаги (газетной и журнальной, обоев) и т.д. Запасы газа и нефти обусловили строительство газоконденсатного, сажевого и нефтеперерабатывающего заводов. К концу 1964 года можно было констатировать, что КОМИ СНХ и СМ КОМИ АССР создали здесь по меньшей мере три ТПК: первый — на базе древесного сырья в районе Сыктывкара, второй — на базе месторождении нефти и газа в районе Ухты, третий — на базе углей в районе Воркуты.

В условиях развития территориально-производственного комплекса происходил наиболее полный учет отраслевых к территориальных факторов развития производительных сил. [13, c. 137] В 70-е годы была предложена концепция формирования ТПК по специальному плану. В 80-е годы эта концепция вырастает до уровня теории программно-целевого ТПК. Начиная с 1981 года в государственных планах экономического и социального развития страны программно-целевым ТПК отдается особое место, они получают целевое, адресное финансирование. Целевое финансирование получали и экономические районы

Заключение

Возникновение общенародной собственности на средства производства в СССР создало предпосылки превращения экономики СССР в единый народнохозяйственный комплекс, развивающийся не по законам рынка, а на основе народнохозяйственных планов. В новых условиях районирование, помимо пассивного сбора и анализа экономико-географических и статистических народнохозяйственных данных, стало инструментом, обеспечивающим комплексное развитие территориально-производственных комплексов, охватывающих сразу несколько краёв, областей и даже союзных республик.

В советское время определяющим фактором была общая специализация промышленности отдельных территорий и существование производственных связей между предприятиями внутри экономических районов. Понятие экономического района было одним из ключевых в советской районной школе экономической географии. Состав экономических районов СССР менялся в соответствии с задачами совершенствования управления и планирования народного хозяйства в целях ускорения темпов и повышения эффективности общественного производства.

Районирование СССР вошло в основу современного деления России. Однако сетка экономических районов, используемая до сих пор, устарела.

Во-первых, В-третьих

Другими словами, сетка районов не соответствует огромным изменениям, происшедшим в экономике страны. Необходимо не одностороннее экономическое, а комплексное социально-экономическое районирование, учитывающее исторические особенности заселения, географические особенности расселения и условия жизни людей, проблемы и географию городов (от крупнейших до маленьких) и сельских поселений, миграции населения.

Районирование должно способствовать укреплению единства всех частей государственной территории России и обеспечивать управление ими, т.е. решать политические задачи. В то же время, территориальное управление, отсутствующее в экономических районах, присутствует в элементах административно — территориального деления (областях, краях), а также в республиках. Само административно — территориальное деление устарело.

Современный этап организации территориального управления требует экономического районирования, учитывающего комплексный характер воздействия всех факторов.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/administrativnoe-delenie-sssr/

1. Алампиев П. М. Экономическое районирование СССР. М.: Экономическая литература, 1963. — 248 с.

2. Боханов А. Н., Горинов М. М. и др. История России ХХ век. — М.: Издательство АСТ, 1996. — 318 с.

3. Бурак П. Региональные программы социального развития в условиях формирования рынка.// Российский экономический журнал. 1996. №3. С. 18-25.

4. Бурганов Р. Формирование конкурентной среды в регионах.// Экономист. 2001. № 7. С. 30-33 Гасанов М. Региональные проблемы инфраструктуры экономики // Экономист. 2001. № 7. С. 34-38

5. Дронов В. П., Максаковский В. П., Ром В. Я. Экономическая и социальная география: Справочные материалы. М.: Просвещение, 1994. — 224 c.

6. Ежкин Л., Маслов В. Юзенчук О. Особенности хозяйственного развития Калининградской области.// Экономист. 2001. № 6. С. 64-70

7. Замятин Д. Н. Историко-географические аспекты региональной политики и государственного управления //Регионология. 1999. № 1. С. 163-172.

8. История СССР с древнейших времен до конца XVIII в.: Учебник. / Под ред. Б. А. Рыбакова. М.: 1983. -418 с.

9. Козлов Л. Экономические проблемы регионов и региональная структурная политика России. // Российский экономический журнал. 1997. № 3. С. 57-60.

10. Колосовский Н. Н. Теория экономического районирования. М.: Мысль, 1969. — 335 с.

11. Костенников В. М. Развитие экономических районов в СССР. М.: Просвещение, 1977 250 с.

12. Кузьбожев Э. Н., Козьева И. А. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие / Курск. гос. техн. ун-т. Курск, 2000 — 229 с.

13. Региональная экономика: Учеб. Пособие для вузов / Под ред. Т. Г. Морозовой. М.: Банки и биржи ЮНИТИ, 1995. — 303 с.

14. Регионоведение: Учебник для вузов. / Т. Г. Морозова, М. П. Победина, С. С. Шишов, С. А. Исляев; Под. ред. Т. Г. Морозовой. М.: Банки и биржи ЮНИТИ, 1999. -419 с.

15. Территориально-производственный комплекс. Под ред. Т. Г Морозовой. М.: Банки и биржи ЮНИТИ, 1999. -249 с.

16. «Территориально-производственный комплекс: проблемы формирования и управления» — Чалов В.И. — М., 1983.

17. «Территориальная структура народного хозяйства СССР в период НТР» — уч. пособ. — М., 1989.

18. Хрущев Н. С., Развитие экономики СССР и партийное руководство народным хозяйством. Доклад на Пленуме ЦК КПСС 19 ноября 1962 года, Изд-во «Правда», 1962, стр. 112.