Понятие и цели административного принуждения

Право — это гетерономное социально-классовое образование, общеобязательный регулятор, действие которого поддерживается принудительной силой государства[16].

Отсюда нераздельная связь права и государственного принуждения, которая с предельной четкостью выражена в знаменитых ленинских словах о том, что право — ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права.

Усиление в условиях современного общества роли права в обеспечении все возрастающего действия материальных, духовных, моральных стимулов (в том числе мер поощрения), его значение во все большем утверждении в жизни общества высоких начал социально-политической ответственности вовсе не устраняет и не делает менее значимой указанную черту права, его гетерономный характер. Право потому и способно развивать социальную активность людей, главным образом через систему субъективных прав, что свойственные ему механизмы все время остаются действенными, надежно «работающими», обеспеченными эффективными мерами государственно-принудительного воздействия.

Характеризуя специфику принуждения в праве, следует обратить внимание на то, что само по себе государственное принуждение-острое и жесткое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечить безусловное утверждение воли государства и через нее — воли экономически господствующего класса (трудящихся во главе с рабочим классом — в социалистическом обществе).

В этом своем качестве государственное принуждение является средством организации волевых устремлений субъектов с целью их подчинения государственной воле. Оно характеризует такое фактическое состояние, которое если и не исключает решение человека из цепи детерминации [17] то во всяком случае ставит человека в положение, когда у него нет выбора для избрания иного варианта поведения[19]

Интегрируясь в содержание правовой системы, проявляясь во все большей мере через механизм прав и обязанностей, (государственное принуждение в социалистическом праве в сравнительно небольшом числе случаев выступает в виде акций непосредственно насильственного, физически принудительного порядка, таких, как фактическое изъятие имущества, содержание лица под стражей и др.) в качестве правового принуждения оно заключается в правовом уроне [20], т.е. в правоограничениях, в возникновении специальных обязанностей, императивно наступающих для лица как результат непосредственного проявления в сфере права принудительных свойств государственной власти [24].

5 стр., 2466 слов

Определение понятия «государственное принуждение»

... средством обеспечения гарантированности права в современном обществе является государственное принуждение как прямое, так и угроза его применения. Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что принуждение является обязательным атрибутом власти; государственное принуждение опирается на специальный аппарат, организованную ...

Интересы охраны законности и правопорядка, поддержания государственной дисциплины требуют, чтобы органы государства обеспечивали проведение в жизнь государственной воли, применяя в случае необходимости к тем, кто не следует этой воле добровольно, и принудительные меры, допускаемые законом[21].

Государственное принуждение применяется на базе убеждения, в строгих рамках законности. Важнейшими принципами борьбы с правонарушениями являются неотвратимость воздействия на правонарушителя, законность, справедливость, гуманизм. Борьбу за законность необходимо вести строго законными средствами [22].

Государственное принуждение — это средство защиты интересов общества, вынужденная реакция на антиобщественные действия, принудительная деятельность регулируется правом. Кроме правового принуждения существует, например, педагогическое принуждение, психическое принуждение, физическое принуждение и его разновидность — дисциплина голода, семейное принуждение (главы семьи в отношении детей, иждивенцев); преступника в отношении жертвы, оккупантов в отношении населения оккупированной территории и т.п.[18]

Необходимо различать принуждение как специфическую деятельность органов государственного управления и как один из методов управления. Первый из них применяется в основном лишь к тем кто не выполняет добровольно требования законодательства или законных органов государственного управления. Что же касается второго, то есть принуждения как метода управления, воздействие на поведение людей или организаций, то его элементы имеются во всех случаях, где используется государственная власть [21].

1. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ОСНОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, ЕГО ОТЛИЧИЕ ОТ ДРУГИХ ВИДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

Административное принуждение теснейшим образом связано с государственной властью. Являясь разновидностью государственного принуждения, оно используется, главным образом, как крайнее средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления, т.е. выполняет карательную функцию. Однако его значение не исчерпывается только этим. Оно применяется и для предупреждения правонарушений, и для их пресечения [23].

В самом широком смысле административное принуждение призвано обеспечивать исполнение правил поведения, выраженных в административно-правовых нормах. Оно применяется на базе убеждения, средства взаимодействия которого уже исчерпаны.

Административное принуждение характеризуется рядом специфических черт [23]:

1. Применяется в государственном управлении для охраны складывающихся в этой сфере общественных отношений, регулируемых, как правило, нормами административного права.

2. Применение административного принуждения — результат реализации государственно-властных полномочий. Оно является исключительной прерогативой государственного управления и только в отдельных, строго установленных в законе случаях, меры административного принуждения применяются судами (судьями).

Важно подчеркнуть в этой связи, что лицо, применяющее административное принуждение, должно иметь статус представителя власти, ибо применение административно принудительных мер невозможно внутри той или иной ведомственной системы управления. Оно должно обладать соответствующими полномочиями вне своего органа управления, в отношениях с внешней средой, с лицами, непосредственно не подчиненными ему по службе. Закон чётко определяет круг лиц, имеющих подобные права. Реализация таких полномочий происходит с помощью законов о ведомствах, выполняющих свои непосредственные обязанности методом административного принуждения: «Об органах пограничной службы Республики Беларусь», «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь», «Об органах внутренних дел Республики Беларусь», «О Комитете государственной безопасности», «О Конституционном Суде Республики Беларусь» и других [25].

3 стр., 1432 слов

Школа административного управления. Принципы управления А. Файоля

... качества общее образование специальные знания опыт работы Принципы менеджмента Файоль и "файолизм" как административная школа в управлении исходили из того, что существуют универсальные управленческие принципы. ... структурно-организационных преобразований и реализации мер по экономии компания возобновила свою деятельность. Уже в 1918 г. под руководством Файоля она получила статус "непоколебимой". ...

3. Состоит в понуждении к исполнению гражданами и должностными лицами установленных правовыми нормами юридических обязанностей.

4. Применяется с целью: а) прекращения противоправной деятельности; б) наказания нарушителей в административном порядке; в) обеспечение общественной безопасности, когда необходимость принудительных мер в целях предупреждения возникновения или иных опасных последствий, их локализации.

5. Характерной чертой административного принуждения является специфическая юридическая природа оснований его применения. Основанием применения административного принуждения являются: 1) совершение административного правонарушения, 2) наступление особых условий, предусмотренных правовой нормой (например, стихийных бедствий, катастроф техногенного характера, эпидемий и других чрезвычайных обстоятельствах).

В данных случаях меры административного принуждения используются при отсутствии правонарушения и вины человека. Это является коренным отличием оснований административного принуждения от оснований иных видов государственного принуждения, в частности уголовного наказания, в качестве которого может выступать только совершение преступления.

6. Административное принуждение осуществляется, как правило, в рамках административно-процессуальных норм.

Таким образом, административное принуждение представляет собой средство психологического, физического, материального или организационного воздействия, основанное на нормах административного права, применяемое специально уполномоченным субъектом в определенных процессуальных формах с целью обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Психическое принуждение воздействует на психику личности путем применения насилия или других мер воздействия, влекущие невыгодные для ее последствия, например: требование прекратить противоправные деяния. Физическое принуждение выражается в непосредственном воздействии на личность, ограничивая свободу ее действий, например, применение физической силы и специальных средств, задержание правонарушителя [4, 5, 6, 7]. Материальное принуждение заключается в ограничении владения и пользования имуществом, а также в лишении некоторых материальных благ, например, взыскание с правонарушителя штрафа ст 6.5 КоАП Респ.Бел.

2. ВИДЫ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ

11 стр., 5431 слов

Виды мер административного пресечения

... граждан и организаций. Применению административного принуждения должны предшествовать превентивные меры, одна из них — приказание с угрозой физического принуждения. По преимуществу такие меры необходимы для пресечения или предупреждения наиболее тяжких административных правонарушений, посягающих на ...

Меры административного принуждения весьма многочисленны и разнообразны. Они различаются по целям, основаниям и порядку применения, что создает объективные предпосылки для их классификации.

Наиболее распространено деление мер административного принуждения на три группы [23]:

  • административно-предупредительные меры,
  • меры административного пресечения,
  • меры административной ответственности (взыскания).

Можно выделить еще меры процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Однако они самостоятельного юридического значения не имеют, так как поглощаются тремя названными видами ме р административного принуждения, например, административное задержание — административный арест ст.6.7 КоАП Респ.Бел.

Отдельные авторы выделяют административно-восстановительные меры, применяемые с целью возмещения причиненного ущерба и восстановления прежнего положения дел. Однако, эта позиция дискуссионная (ст.6.5, 6.10, 612 КоАП Респ.Бел.).

2.1 Административно-предупредительные меры

Административно-предупредительные меры — способы и средства, направленные на предупреждение и предотвращение правонарушений и обстоятельств, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных органов, предприятий и организаций [23].

Основания применения административно-предупредительных мер: наступление особых условий как связанных, так и не связанных с действием человека (несчастные случаи, стихийные бедствия и т.д.).

Цель применения: предупреждение правонарушений в сфере государственного управления, предотвращение обстоятельств, угрожающих общественной безопасности.

Несмотря на ярко выраженный профилактический характер, меры подобного рода осуществляются в принудительном порядке, т.е. в процессе односторонней реализации юридически-властных полномочий компетентных исполнительных органов (должностных лиц).

Выражаются они, как правило, в виде определенных ограничений и запретов, что достаточно показательно характеризует их принудительную природу.

Административно-предупредительные меры не связаны с совершением правонарушений. Они их предотвращают и, в этом смысле, предшествуют применению иных мер принуждения, направленных против виновных в совершении административных правонарушений.

Меры такого рода многообразны, применяются в различных областях общественной жизни и различными субъектами с компетенцией контрольно-надзорного характера (специальные государственные инспекции [7] и т.п.) В основном они носят отраслевой (ведомственный) профиль, но могут осуществляться и органами с общей управленческой компетенцией.

Говоря об общности всех административно-предупредительных мер, нельзя не заметить различий между ними по их непосредственному назначению и характеру правоограничений. По данному критерию можно выделить четыре группы административно-предупредительных мер:

1) меры, применяемые в целях предотвращения угрозы наступления возможных вредных, опасных, а также тяжких последствий (введение карантина [3] и т.д.);

2) меры, направленные на предупреждение правонарушений, причем не только административных проступков, но и преступлений (таможенный досмотр, все виды пограничного контроля, как в пункте пропуска, так и вне пунктов пропуска [3, 4] и т.д.);

3 стр., 1289 слов

Мера пресечения в виде заключения под стражу (2)

... исполнения принятого решения. Мотивированное постановление о применении в качестве меры пресечения в виде заключения под стражу изготавливается в пяти экземплярах, которые должны находиться: первый – в материалах уголовного дела, второй – в следственном изоляторе, третий – у обвиняемого (подозреваемого), ...

3) меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения ими обязанностей (постановка на специальный учет, отказ от заполнения миграционной карты, её утеря [9, 13] и т.д.);

4) лечебно-предупредительные меры (ограничение действий и лечение инфекционных больных, наркоманов, принудительное лечение от алкоголизма по предписанию суда [10, 11] и т.д.).

Наиболее типичными являются следующие административно-предупредительные меры:

  • проверка документов;
  • прекращение движения транспорта и пешеходов при возникновении угрозы общественной безопасности;
  • регистрация транспортных средств, регистрация и перерегистрация оружия;
  • надзор за техническим состоянием транспортных средств;
  • досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов;
  • постановка на специальный учет;
  • надзор за соблюдением правил дорожного движения;
  • надзор за соблюдением правил пожарной безопасности;
  • вызов для регистрации и официального предостережения;
  • посещение и осмотр подконтрольных объектов;
  • выселение из домов, грозящих обвалом;
  • введение карантина (при эпидемиях и эпизоотиях);
  • реквизиция имущества;
  • закрытие участков государственной границы и т.д.

Неподчинение лиц или невыполнение ими определенных требований, предъявляемых при проведении названных мер административного принуждения влечет различные правовые последствия.

2.2 Меры административного пресечения

Меры административного пресечения — способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправных действий и предотвращения наступления общественно опасных последствий.

Суть подобных мер состоит в принудительном прекращении противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, нарушающих установленный порядок.

Основание применения мер административного пресечения — совершение административного правонарушения. Они также могут применяться и для прекращения преступных действий. Кроме того, основанием применения указанных мер может послужить совершение объективно противоправных деяний или наступления представляющих опасность противоправных состояний или событий. Например, органы, осуществляющие государственный санитарный надзор, имеют право выносить постановления об уничтожении, переработке или ином использовании продуктов питания, признанных негодными к употреблению. И это несмотря на то, что непригодными продукты могут стать как в силу правонарушения, так и в силу естественных причин.

При применении мер пресечения установление вины не требуется, так как в процессе осуществления этих мер отсутствует всесторонняя оценка нарушения с точки зрения предстоящего наказания. Их применение не влечет для субъекта состояния наказанности. Указанными особенностями объясняется то, что меры пресечения могут применяться и для прекращения объективно-противоправных деяний, совершенных невменяемыми, душевнобольными.

Среди средств административного принуждения меры административного пресечения наиболее многочисленны и разнообразны. В связи с этим их можно сгруппировать в несколько видов:

  • меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя;
  • меры имущественного характера;
  • меры технического характера;
  • меры финансово-юридического характера;
  • меры медико-санитарного характера;
  • меры, связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной деятельности;
  • меры специального или исключительного назначения.

Более обобщенная классификация мер пресечения в зависимости от цели и способа воздействия. В соответствии с ней все меры пресечения подразделяются на [23]:

4 стр., 1817 слов

Меры административного пресечения, при-меняемые органами внутренних дел

... процессуальный порядок оформления меры административного пресечения проще порядка совершения и оформления действий по применению административных наказаний13 . Таким образом, меры административного пресечения, применяемые в деятельности органов внутренних дел - это совокупность способов и средств принудительного воздействия, ...

  • обычные;
  • специальные.

Обычные меры пресечения:

  • требование прекратить противоправное деяние;
  • превентивное задержание: помещение в медицинский вытрезвитель, приемник-распределитель;
  • неотложная принудительная госпитализация лица, нуждающегося в психиатрическом лечении [10, 11];
  • задержание нарушителей комендантского часа и др.;
  • принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих;
  • временное отстранение от работы инфекционных больных;
  • запрещение эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям [15];
  • снос самовольно возведенных строений;
  • изъятие в доход государства сумм, полученных предприятием, учреждением или организацией в результате нарушения финансовой дисциплины;
  • запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания из-за их антисанитарного состояния и другие меры.

К обычным мерам пресечения также относятся меры, тесно связанные с административной ответственностью, нередко ей предшествующие и обеспечивающие возможность ее фактической реализации. Их еще иногда называют мерами административно-процессуального обеспечения. Данные меры также могут быть сведены в определенные группы:

— меры административно-процессуального пресечения заключаются в принудительном ограничении свободы передвижения лица, совершившего правонарушение, в целях пресечения нарушения и обеспечения выполнения ими и лицом осуществляющим меру пресечения процессуальных обязанностей (доставление правонарушителя, административное задержание, привод ст.6.7 КоАП Респ.Бел.);

  • меры, направленные на получение доказательств, воздающие условия для установления факта правонарушения и личности нарушителя, обнаружения и исследования доказательств, необходимых для всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств дела (проверка документов у граждан, должностных лиц, водителей транспортных средств и у лиц, сопровождающих грузы;
  • личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, и транспортных средств, изъятие вещей и документов [3, 4, 13];
  • осмотр служебных помещений;
  • медицинское освидетельствование: водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения;
  • лиц, допустивших немедикоментозное потребление наркотических или других средств;
  • лиц, направляемых в лечебно-трудовые профилактории;
  • граждан, в отношении которых имеются достаточные основания считать, что они имеют венерические заболевания или больны туберкулезом с бактериовыделением и др.);

— процессуальные меры исполнения административных взысканий — органы, осуществляющие исполнение вынесенных ими постановлений по делам об административных правонарушениях, а также постановлений судей, наделены правом совершения принудительных действий по реализации предписаний, содержащихся в этих актах, при уклонении лица, привлеченного к административной ответственности, от исполнения взыскания (исполнение постановления о лишении права управления транспортными средствами производится путем изъятия водительского удостоверения и талона к нему (если водитель лишен права управления всеми видами транспортных средств ст.6.8 КоАП Респ. Бел. и др.)).

3 стр., 1386 слов

Меры административного принуждения

... административного принуждения Решающая роль борьбы с правонарушениями принадлежит государству. Оно имеет специальный аппарат принуждения. Правовые нормы определяют, за что государственные органы могут применять метод принуждения «(основания принуждения), виды и размеры принудительных средств ...

Специальными мерами административного пресечения являются применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Применение их, в основном, регламентировано законами о деятельности государственных органов и применении ими физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, в которых были реализованы требования, изложенные в основных принципах применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, принятые восьмым Конгрессом ООН.

При этом необходимо учитывать, что положения законов в части применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия распространяются не только на работников государственных органов «силовой направленности».

Цель применения специальных мер административного пресечения — прекращение противоправного деяния. Они применяются только тогда, когда иными способами прекратить такое деяние не представляется возможным.

При применении специальных мер пресечения могут использоваться:

  • средства простого физического воздействия (боевые приемы борьбы, использование служебных собак);
  • воздействие с помощью технических средств (наручников, резиновых палок, средств связывания, специальных химических веществ, светозвуковых устройств отвлекающего воздействия, устройств для вскрытия помещений и принудительной остановки транспорта, водометов, бронемашин и других специальных и транспортных средств);
  • использование огнестрельного оружия.

Применению специальных мер административного пресечения, когда это возможно, должны предшествовать предупреждения о намерении их использовать. Специальные средства и огнестрельное оружие не применяется против женщин с видимыми признаками беременности, малолетних, а также инвалидов с явными признаками инвалидности, за исключением случаев совершения ими вооруженного нападения или иных действий, угрожающих жизни и здоровью людей.

Во всех случаях когда избежать применения физической силы, специальных средств и оружия невозможно работники милиции обязаны стремиться причинить наименьший вред здоровью, чести, достоинству и имуществу граждан, а также обеспечить предоставление пострадавшим медицинской и иной помощи.

Применение специальных мер административного пресечения в случаях и порядке, противоречащих одноимённым законам «о силовых органах», влечет ответственность, установленную действующим законодательством.

административный принуждение пресечение мера

2.3 Меры административной ответственности (взыскания)

Меры административной ответственности (взыскания) анализируются в специальном разделе. Их специфика состоит в том, что они применяются в случае совершения административного правонарушения [23].

4 стр., 1715 слов

Административно-правовой статус гражданина

... темы данной курсовой работы заключается в том, что, административно-правовой статус граждан Российской Федерации составляет важнейшую часть Конституции Российской Федерации общего правового статуса и закрепляется во многих законах и подзаконных ... право на обжалование действий государственных органов и должностных лиц; специальные права - это права граждан в той или иной сфере или отрасли управления, ...

Применение мер административного принуждения во всех его вариантах усиливается в условиях специальных административно-правовых режимов. Органы, осуществляющие управление в этих условиях, наделяются чрезвычайными полномочиями, необходимыми для скорейшей нормализации обстановки, восстановления правопорядка, законности и ликвидации угрозы безопасности граждан. Так, возможно временное выселение граждан из районов, опасных для проживания; введение особого режима въезда и выезда граждан; запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций; запрещение проведения забастовок; введение особых правил пользования связью; введение комендантского часа; приостановление деятельности политических партий, общественных организаций, массовых движений; приостановление полномочий местных представительных органов власти; использование ресурсов предприятий, учреждений и организаций для предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств и т.п.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, правильное использование метода принуждения органами государственного управления, в том числе органами внутренних дел, обеспечивает эффективность управленческой деятельности, функционирования административно-правовых институтов, незыблемость правопорядка. Создает условия для постепенного сокращения и ликвидации правонарушений. Принуждение в сфере управленческой деятельности направлено к тому, чтобы обеспечить:

  • правомерность поведения участников управленческих отношений;
  • функционирование и защиту такого режима, при котором бы неукоснительно выполнялись правовые предписания;
  • существования устойчивой системы управленческих отношений, базирующихся на основах законности.

Единое по свей природе государственное принуждение предполагает его дифференциацию, вызванную разнородностью тех общественных отношений, которые регулируются правом и характером посягательств на эти отношения. Административное принуждение — самостоятельная разновидность государственного принуждения, метод внешнего государственно-правового воздействия на поведение и сознание людей, применяемый в сфере государственного управления в целях наказания правонарушителей.

В зависимости от своего целевого назначения и способа обеспечения правопорядка все меры административного принуждения можно свести в три классификационные группы:

1. меры административного предупреждения.

2. меры административного пресечения.

3. меры административного взыскания.

В целом меры административного принуждения имеют профилактическую направленность и являются средством предупреждения преступности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/administrativnyie-meryi/

Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.).

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. № 194-З (с изменениями от 30 ноября 2010 г.).

Закон Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 86-З «О ратификации Соглашения о порядке таможенного оформления и таможенного контроля в государствах — участниках таможенного союза

Закон Республики Беларусь от 21 июля 2008 года «О Государственной границе Республики Беларусь».

22 стр., 10737 слов

Административно-правовые меры охраны общественного порядка и ...

... гамму средств правового и морального воздействия, разнообразный арсенал мер убеждения и принуждения. Цель настоящей работы - анализ административно-правовых мер охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации. Для реализации указанной ...

Закон Республики Беларусь от 26 февраля 1991 г. №637-XII «О милиции».

Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 343-З О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь»

Закон Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 414-З “Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь”.

Закон Республики Беларусь от 11 июня 1998 г. № 166-З О внесении дополнения в Закон Республики Беларусь «О собраниях, митингах, уличных шествиях, демонстрациях и пикетировании».

Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 года «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь».

Закон Республики Беларусь от 9 ноября 2009 года N274-З “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”.

Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 104-З “О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них”.

Закон Республики Беларусь от 5 октября 1994 г. № 3266-XІІ с изменениями от 4 января 2010 г. № 109-З “О политических партиях”.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.01.2009 N 70. О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О Государственной границе Республики Беларусь».

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 июля 2010 г. № 1030. О Положении “О порядке использования миграционной карты и ее форме”.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 июля 1994 года № 553 о Положении “О Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь”.

Кудрявцев В.Н. Право и поведение, с. 131.

Ребане И. Убеждение и принуждение в деле борьбы с посягательствами на советский правопорядок. — Ученые записки Тартуского государственного университета. Труды по правоведению. Тарту, 1966, с. 180.

Севрюгин В.Е. Проблемы административного права. Учебное пособие. — Тюмень: ТГУ, 1994 с. 90.

Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность, с. 59.

Лейст О.Э. Теоретические проблемы санкций и ответственности по советскому праву.- Автореф. докт. дисс. М, 1978, с. 10

Советское административное право: Учебник / под ред. П.Т. Василенкова. — М.: Юрид. лит., 1990, с. 170-171.

Бахрах Д.Н., Севрюгин А.В. Ответственность за нарушение общественного порядка. М.: Юрид.лит., 1977, с. 23.

Административное право: курс лекций, под редакцией Рацева Л.М., Минск 2006 г.).

С.С. Алексеев. Общая теория права. В двух томах. Т. I — М.: Юрид. лит. 1981. — 361 с.