Экспертиза картофеля

Курсовая работа

Картофельный продуктовый комплекс наряду с мясным, молочным, зерновым продуктовым и свеклосахарным занимает свою нишу среди продовольственных подкомплексов АПК, хотя его значение в производстве товарной продукции ниже других отраслей сельского хозяйства, что обусловлено особым характером продукции (трудоемкостью производства, сложностями при хранении продукции и т.д.) и ее использования (большая часть предназначена для удовлетворения собственных потребностей, а не для реализации на рынке).

В ходе проведения аграрных реформ в регионах России произошел сравнительно быстрый процесс перемещения производства картофеля из крупнотоварных сельскохозяйственных предприятий с преобладанием индустриальных технологий в мелкотоварные хозяйства, где имеет место высокий уровень затрат ручного труда. Это сопровождалось перераспределением земель и существенными изменениями в структуре производства картофеля по основным категориям хозяйств.

Трансформация картофельного производства в мелкотоварное произошла в связи использования примитивных и неэффективных технологий, основанных на применении главным образом ручного труда и свидетельствует о натурализации производства. Труд, затраченный при производстве картофеля в личных подсобных хозяйствах, практически не учитывается в цене товара, т.е. не имеет реальной стоимости. Кроме того, ограниченность земельных участков не позволяет использовать севообороты, являющиеся основой эффективного и экологически безопасного землепользования. В результате многолетнего бессменного возделывания картофеля на одном месте резко снижается его урожайность, начинается активное размножение гумуса, эрозионные процессы и деградация почв.

Основные причины снижения заинтересованности с/х предприятий в возделывании картофеля — большая трудоемкость и высокие энергозатраты на его производство. Это приводит к увеличению производственной себестоимости и низкой рентабельности картофельного производства в большинстве хозяйств. Необходимо отметить и резкий рост цен на все основные средства производства, включая технику, химические средства защиты растений, удобрения, сервис.

Актуальность выбранной темы исследования вызвана тем, что картофель играет значительную роль в решении продовольственной проблемы, поскольку это одна из важнейших продовольственных культур с высокой питательной ценностью и продуктивностью. Тем не менее, в последние годы в Российской Федерации произошло сильное сокращение не только посевных площадей под эту культуру и объемов его производства, но и качества поставляемого картофеля. Сельхозпредприятия практически вытеснены с рынка картофеля, и основная нагрузка по обеспечению населения картофелем перешла на частный сектор. По прогнозам специалистов, в ближайшей и среднесрочной перспективе формирование развитого рынка картофеля будут происходить за счет его производства в личных подсобных хозяйствах жителей села и в садово-огородных кооперативах. Постепенно они стали основными производителями товарного картофеля, где для выращивания используется посадочный материал с низкими семенными качествами, дающий невысокий урожай. В связи с этим возникли проблемы в снабжении населения высококачественным продовольственным картофелем, а перерабатывающую промышленность — сырьем. В связи с вышеизложенным тема исследования актуальна, представляет не только теоретический, но и практический интерес.

11 стр., 5118 слов

Анализ издержек производства продукции

... возможного использования и возмещениями, удержанными с виновников брака. Таким образом, после завершения трёх этапов на счёте 20 “Основное производство” собираются все прямые и косвенные затраты на производство продукции (работ, ...

Цель исследования — провести экспертизу качества картофеля, реализуемого на рынке.

Цель исследования предопределила характер стоящих задач:

  1. Рассмотреть направления формирования рынка картофеля в России;

экспертиза качество картофель торговля

  1. Дать товароведную характеристику различных хозяйственных ботанических сортов картофеля;
  2. Указать показатели качества и безопасности картофеля для розничной торговли;
  3. Раскрыть порядок проведения экспертизы картофеля.
  4. Рассмотреть порядок отбора проб для экспертизы по действующим нормативным документам;
  5. Провести экспертизу качества реализуемого на рынке картофеля.
  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Производство картофеля — одна из наиболее перспективных отраслей отечественного сельского хозяйства. Развитию отрасли в последние годы способствовал возросший спрос на картофель и продукты его переработки. Объем российского рынка картофеля в 2008 — 2009 гг. характеризовался устойчивым ростом в среднем на 7% в год. Однако неблагоприятные погодные условия, засуха и аномальная жара 2010 года привели к резкому снижению валового сбора картофеля и падению рынка на 30,8%. По предварительным итогам 2011 года рынок показал восстановительный рост на 68%.

С приходом в аграрный сектор крупных инвесторов технология выращивания картофеля в Татарстане вышла на новый уровень. Была закуплена вся линия европейской техники — от сеялок до сортировальных пунктов. Вместе с техникой пришли и новые высокоурожайные европейские сорта. Несмотря на большие объемы их производства, переизбыток производства на рынке картофеля в республике не наблюдается, налаживается реализация картофеля в другие регионы.

Ежегодно Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан на базе ведущих картофелеводческих хозяйств проводит семинары по вопросам возделывания, хранения семенного и продовольственного картофеля. Вместе с учеными приглашаются специалисты, руководители и агрономы, занимающиеся картофелем, представители поставщиков техники и химической защиты.

Данная система состоит из трех взаимосвязанных частей — технологии ускоренного размножения оздоровленного картофеля, стратегии защиты от повторного заражения вирусами и схемы семеноводства.

По данным исследования «Рынок картофеля и продуктов из картофеля. Текущая ситуация и прогноз» компании Intesco Research Group, объемы предложения импортного картофеля и продуктов из картофеля на российском рынке год от года значительно меняются. Импорт картофеля и продуктов из картофеля, по предварительной оценке экспертов компании, увеличился в 2011 году по сравнению с предыдущим годом на 145%. Странами, обеспечившими наибольшие поставки свежего картофеля в Россию, являлись Нидерланды, Египет, Азербайджан и Франция.

15 стр., 7440 слов

Маркетинг на рынках интеллектуального продукта

... маркетинг на рынках интеллектуального продукта. Задачи работы: охарактеризовать особенности маркетинговой деятельности на рынке интеллектуальной продукции, изучить сущность интеллектуальной и промышленной собственности. 1. Маркетинг на рынках интеллектуального продукта 1.1 Интеллектуальная и промышленная собственность, их сущность Интеллектуальный продукт, ... по монопольного высоким ценам. Тем самым ...

Объемы российского экспорта картофеля и продуктов из картофеля с 2009 года неуклонно растут. По предварительной оценке, в 2011 году по сравнению с предыдущим годом они увеличились на 33,5%. Отечественный свежий картофель поступает в Казахстан, Азербайджан, Таджикистан, Узбекистан, Украину, Монголию, Киргизию, Южную Осетию, Абхазию, Туркмению, Молдову, Японию. Наибольшие объемы картофеля экспортировались в Казахстан, Азербайджан и Таджикистан.

Объем рынка картофеля и продуктов из картофеля в России в целом и в Татарстане в частности практически целиком состоит из свежего картофеля, на который приходится 99,1% рынка в натуральном выражении. Тенденцией в потреблении продуктов питания во всем мире является увеличение доли полуфабрикатов в общем объеме продукции. В отношении картофеля это прежде всего увеличение потребления замороженных продуктов из картофеля. Замороженный картофель имеет ряд преимуществ перед свежим: его легче перевозить, легче хранить, быстрее и удобнее готовить. Поэтому в будущем можно ожидать постепенного увеличения доли продуктов из картофеля в общем объеме рынка картофеля в республике.

Высокие цены на картофель, сложившиеся в 2010 году, в значительной мере были обусловлены аномальными погодными явлениями, повлиявшими на рост издержек производства и снижение предложения данной продукции.

Ряд экспертов убеждены, что никто умышленно ажиотажа вокруг картошки не создавал, а подорожание — закономерный результат неурожая и дефицита на рынке. Другие, напротив, считают, что раздувают ажиотаж вокруг дефицита отдельных продуктов, в первую очередь, СМИ, ряд которых очень падок на сенсации. Начинается паника, и цены действительно стремительно взлетают вверх. Тем более что торгуют картофелем в основном на небольших торговых точках, где цены меняются очень динамично. Такие «кризисы» также обычно выгодны властям, которым нужно рапортовать о «бурной деятельности». Подорожание идет на всех фронтах: начиная от продуктов питания и заканчивая коммунальными услугами. Но акцентируется внимание на отдельных товарах, искусственно создается ажиотаж, а потом проблему благополучно «решают».

Если в других отраслях при формировании цены за основу берется себестоимость товара, то в случае с картофелем цену формируют другие факторы. Деревенские жители не высчитывают себестоимость своей продукции, а ориентируются по ценам на другие товары и на ситуативный спрос на рынке. Поэтому с подорожанием всех остальных товаров цены на картофель также выросли.

В 2010 году розничные цены на картофель на рынках Казани были выше на 33,5% (17,55 руб./кг), чем в предыдущем.

Цены на картофель носят сезонный характер, ежегодно фактор сезонности проявляется особенно ярко. Начиная с марта ситуация на рынке характеризуется высоким уровнем цен на картофель и овощи. Значительный разброс цен на картофель в мае — июле объясняется тем, что на рынке одновременно предлагаются картофель старого урожая и завезенный картофель нового урожая. В период массового сбора урожая в августе — сентябре наблюдается сезонное снижение цен на картофель и овощи. Уровень цен в период август — сентябрь зависит от валового сбора по стране и в мире, урожайности картофеля. Для снижения сезонности продаж овощей перед сельскохозяйственными товаропроизводителями стоит задача по строительству и реконструкции овощехранилищ.

В свою очередь, некоторые специалисты были уверены, что в импорте (особенно в полном объеме — при учете всего недобора) особой потребности нет, поскольку схема потребления картофеля населением весьма подвижна, и данный продукт, в случае его недостатка или чрезмерно высокой цены, без труда можно заменить иным. В то же время импортный овощ в ряде случаев более востребован, нежели отечественный, из-за более низкой цены.

Структура импорта картофеля из стран ближнего и дальнего зарубежья выглядит следующим образом. В первую очередь импортируют овощи, которые отвечают четким параметрам и являются современным качественным продуктом технологичного производства. Это картофель, который используется в фаст-фудах, картофель с различной степенью обработки (порезанный, замороженный, в составе различных смесей — в вакуумной упаковке), а также мытый и фасованный картофель для супермаркетов (который имеет более товарный вид).

Учитывая тот факт, что количество торговых сетей и ресторанов, которые используют картофель с четко нормированными характеристиками, растет, то и импорт картофеля будет расти, поскольку в России в достаточном количестве такую продукцию не производят. Отечественная картошка — не всегда высокого качества, а мелкий производитель не может обеспечить ни ее фасовку, ни придание ей товарного вида.

Развитие товарооборота картофеля, выход новых игроков на картофельный рынок ограничивает тарифная политика. Кроме санитарно-гигиенических требований и технических правил, с которыми приходится сталкиваться странам, желающим поставлять картофель и картофельные продукты на международный рынок, существуют жесткие тарифы на импорт картофеля, применяемые развитыми странами. Так, с целью защиты внутреннего рынка картофеля применяются адвалорные тарифы, размер которых определяется в процентах от таможенной стоимости товаров. Кроме того, в случае с картофелем ярко выражена «тарифная эскалация», то есть повышение уровня таможенного обложения товаров в зависимости от степени их обработки. Переработанный картофель облагается более высокими пошлинами, чем сырой клубнеплод. Эта мера применяется для отказа импортеров картофеля диверсифицировать свою экспортную базу за счет переработанной продукции более высокой стоимости.

Главным показателем качества и ценности картофеля является его химический состав, т.е. содержание в нем основных питательных веществ.

Химический состав клубней колеблется в довольно широких пределах и зависит от ряда факторов: сорта, степени зрелости, почвенных и климатических условий, количества и качества удобрений и т.д. Так, содержание воды в клубнях колеблется от 64 до 86%, соответственно содержание сухих веществ равно 14–36%. Такие же колебания наблюдаются и в отношении отдельных компонентов. Поэтому ниже приведены средние и округленные данные – их вполне достаточно для суждения о пищевой ценности картофеля.

Клубни содержат в среднем

  • воды – 75,3%
  • сухого вещества – 24,7%, в том числе
    • крахмала – 17,5%
    • сахаров – 0,5%
    • белка – 1–2%
    • минеральных солей – около 1%
    • азотистых веществ (сырой протеин) – 2%;
    • клетчатки – 1%;
    • жиров – 0,1%;
    • титруемых кислот – 0,2%;
    • веществ фенольной природы – 0,1%;
    • пектиновых веществ – 0,6%;
    • прочих органических соединений (нуклеиновых кислот, гликоалкалоидов, гемицеллюлоз и др.) – 1,6%;

Максимальное содержание сухого вещества в клубнях 36,8%, крахмала 29,4%, белка 4,6%, витаминов С, B1, B2, B6, PP, К и каротиноидов.

Свежие клубни неочищенного картофеля

Энергетическая ценность 73 ккал, 305 кДж

Пищевая ценность на 100 г. продукта

Вода

80 г.

Белки

1.9 г.

Жиры

0.1 г.

Углеводы

16.6 г.

– крахмал

14,2 г

– балластное вещество

1,8 г

Тиамин (B 1 )

0.08 мг

Рибофлавин (B 2 )

0.03 мг

Ниацин (B 3 )

1.1 мг

Пиридоксин (B 6 )

0.24 мг

Фолацин (B 9 )

16,5 мкг

Аскорбиновая кислота (вит. С)

11 мг

Витамин K

2.1 мкг

Кальций

11 мг

Железо

0.7 мг

Магний

22 мг

Фосфор

59 мг

Калий

426 мг

Натрий

6 мг

Холин

13 мг

Лютеин + Зеаксантин

13 мкг

Селен

0,4 мкг