Лекция № Товароведная характеристика и таможенная экспертиза нефти и нефтепродуктов

Состав нефти и продуктов ее переработки

  • Ассортимент, качество и состав жидких топлив.

  • Экспертиза нефти и нефтепродуктов

  • 1. Топливо — это горючие вещества, применяемые для получения при их сжига­нии тепловой энергии. Их основная составная часть — углерод.

    Классификацию топлива можно провести по его агрегатному состоя­нию: твердое (уголь, торф, древесина, сланцы), жидкое (нефть и нефтепродукты) и газообразное (природный газ).

    Также можно разделить виды топлива и по его про­исхождению: растительное, минеральное и продукты промышленной переработки.

    Свойства топлива зависят главным образом от его химического состава. Ос­новным элементом любого топлива природного происхождения является угле­род (его содержание составляет от 30 до 85% массы).

    В состав топлива также входят Н, О, N, S, зола, вода. Практическая ценность топлива определяется количе­ством теплоты, выделяющейся при его полном сгорании. Другая важнейшая характеристика топлива — его жаропроизводительность, оце­ниваемая значением максимальной температуры, какую теоретически можно по­лучить при полном сгорании топлива в воздухе. При сгорании дров, например, максимальная температура не превышает 1600 °С, каменного угля — 2050 «С, бен­зина — 2100 «С.

    Доля топлива в общей структуре энергоресурсов, потребляемых человечеством, преобладает примерно с начала нашей эры. До 1970-х гг. на первом месте был уголь, сейчас это положение заняла нефть. По-видимому, в обозримом будущем ведущая роль останется за природным топливом. Основной недостаток природного топлива — его крайне медленная восполняемость. Существующие ныне запасы были образованы десятки и сотни мил­лионов лет назад. В то же время добыча топлива непрерывно увеличивается, что в будущем может привести к серьезному глобальному энергетическому кризису.

    По существу все добываемое топливо сжигается, лишь около 10% нефти и газа перерабатываются химической промышленностью. Наибольшее количество топ­лива расходуется на тепловых электростанциях (ТЭС), в различного рода тепло­вых двигателях, на технологические нужды. Все процессы добычи, переработки и транспортировки топлива охватывает топ­ливная промышленность, которая является составной частью топливно-энергети­ческого комплекса (ТЭК).

    2. Нефть была и остается основным сырьем для получения современных топлив.

    8 стр., 3841 слов

    Правовое регулирование добычи нефти и газа

    ... при подготовке запасов, добыче, транспорте и переработке нефти и газа; углубление переработки нефти, комплексное извлечение и использование всех ценных ... политики в отношении газа; создание условий для широкого использования газа в качестве моторного топлива и сырья для ... эффективности экспорта газа, нефти и нефтепродуктов, её диверсификация по направлениям, способам и маршрутам поставок на внутренние ...

    Существует три гипотезы происхождения нефти. Наиболее современной и распространенной является гипотеза органического (биогенного) происхождения, согласно которой нефть образовалась из останков растений и животных, накопившихся в осадочных породах морей и океанов. Ока­завшись в недрах земли, они в течение миллионов лет претерпевали сложные химические изменения в условиях высоких температур и давлений в присутствии различных естественных катализаторов. В результате в глубинных областях зем­ной коры образовались первичные месторождения нефти. Из первичных месторождений нефть постепенно по трещинам, песчаным и по­ристым породам перемещалась (мигрировала) и скапливалась на различных глу­бинах в пустотах земной коры, образуя вторичные месторождения, т. е. зоны за­полнения, откуда она и добывается в настоящее время.

    Существуют сторонники гипотезы неорганического (абиогенного) происхож­дения нефти. Впервые наиболее полно ее высказал Д.И. Менделеев, который полагал, что нефть образовалась из карбидов металлов и паров воды в условиях глубинных процессов, происходящих в земной коре при воздействии высоких дав­лений и температур.

    Имеются сторонники и комплексного подхода к вопросу происхождения нефти. Они считают, что могли существовать оба механизма образования нефти (органи­ческий и неорганический) в определенной степени дополнявших друг друга или действовавших на различных стадиях процесса.

    Она представляет собой вязкую, маслянистую жидкость с характерным запа­хом. Цвет ее зависит от растворенных в ней смол: темно-бурая, буро-зеленоватая, а иногда светлая, почти бесцветная. На свету нефть слегка флуоресцирует. Она легче воды и всегда образует на водной поверхности растекающиеся пятна, а при интенсивном перемешивании образует стойкие, медленно расслаивающиеся эмульсии. Так как нефть представляет слож­ную смесь индивидуальных углеводородов, то она не имеет определенных физи­ческих констант, таких, как температура кипения, температура застывания и др.

    При рассмотрении физических и химических свойств нефти различают три вида ее составов: фракционный, групповой химический и элементный.

    ^

    ^

    Химические группы (гомологические ряды) углеводородов характеризуются прежде всего количественным соотношением атомов углерода и водорода. Это соотношение выражается общей формулой группы. Основные группы углеводородов, содержащихся в нефти и продук­тах ее переработки, это алканы (парафиновые углеводороды), цтклоны (нафтеновые углеводороды), алкены, алкадеины.

    ^

    3. Бензины

    автомобильные и авиационные

    ^

    В отличие от автомобильных двигателей, в авиационных используется в боль­шинстве случаев принудительный впрыск топлива во впускную систему, что оп­ределяет некоторые особенности авиационных бензинов по сравнению с авто­мобильными. Более высокие требования к качеству авиационных бензинов определяются также жесткими условиями их применения. ГОСТ 1012—72 предус­матривает две марки авиационных бензинов: Б—91/115 и Б—95/130. В течение 1988-1992 гг. проведен большой комплекс исследований и испытаний, в результате чего разработан единый бензин Б—92, вырабатываемый по ТУ 38.401—58—47—92.

    18 стр., 8563 слов

    Деградация земель: причины, виды, меры предотвращения

    ... казалось бы, почти не распространена. Но нужно иметь в виду, что даже 1% очень сильно деградированных пахотных земель в масштабах всей планеты составляет 13 млн. га. Высокой ... эрозия почвы (водная и ветровая); засоление; заболачивание; загрязнение почв тяжелыми металлами, нефтью, пестицидами; опустынивание. Крайней степенью деградации почв является уничтожение почвенного покрова. Согласно самым ...

    Компонентный состав авиационных бензинов зависит в основном от их марки.

    Как и все этилированные топлива, для безопасности в обращении и маркиров­ки, авиационные бензины должны быть окрашены. Бензины Б—91/115 и Б—92 окрашиваются в зеленый цвет жирорастворимым зеленым 6Ж красителем, Б—95/130 — в желтый цвет жиро­растворимым желтым К.

    ^

    Бензин марок А-72, а-76, Аи-91, Аи-93 . Аи-95 выпускают летнего и зимнего видов ( последние с более высокими характеристиками испаряемости).

    Бензин экспортный вырабатывают только летнего вида. В целях обеспечения безопасности в обращении и маркировки этилированные бензины должны быть окрашены. Бензин А—76 окрашивается в желтый цвет, бензин АИ—93 — в оранжево-красный цвет, А-80, А-92. А-96 – бледно – желтым. Этилированные бензины, предназна­ченные для экспорта, не окрашиваются.

    Содержание свинца в неэтилированном бензине всех марок не должно превышать 0,013 -0,015 г/л. Этот показатель в ТНВЭД служит одним из критериев кодирования товаров.

    ^

    Дизельное топливо предназначено для быстроходных дизельных и газотурбин­ных двигателей наземной и судовой техники.

    Нефтеперерабатывающей промышленностью вырабатывается дизельное топли­во по ГОСТу 305-32 трех марок:

    • Л — летнее, применяемое при температурах окружающего воздуха выше О °С;

    3 — зимнее, применяемое при температурах до —20 °С

    А — арктическое, температура применения которого до —50 °С. Содержание серы в дизельном топливе марок Л и 3 не превышает 0,2 % — для I вида топли­ва и 0,5 — для II вида топлива, а марки А — 0,4 %.

    ^

    4. Нефть и нефтепродукты во внешнеторговом обороте России играют существенную роль, в основном они пере­мещаются через таможенную границу в режиме экспорта. Эти товары являются объектами изучения товароведения сырьевых ресурсов. Таможенная экспертиза нефти и нефтепродуктов проводится по двум направлениям: замеряют­ся количества нефтепродуктов на нефтеналивных танкерах на соответствие фактического количества товара заявлен­ному в коносаменте и проводится химический анализ по установлению основных качественных показателей в соот­ветствии со стандартами. В ТНВЭД нефтпродукты в основном входят в товарную группу 27.

    ^

    Пробы нефти и нефтепродуктов в зависимости от поставленного перед экспертом вопроса исследуются на соответствие качественных показателей требованиям оте­чественных и международных нормативно-технических документов, сведений товаросопроводительных и договор­ных документов.

    Основной перечень показателей нефти и нефтепро­дуктов, которые чаще всего определяются в таможенных целях можно определить следующим образом:

    ^

    • октановое число (моторным методом или методом разгонки бензина на составные компоненты);
    • концентрация свинца;
    • фракционный состав;
    • давление насыщенных паров;
    • кислотное число;
    • содержание воды и механических примесей;
    • щелочное число;
    • температура вспышки;
    • смолообразование;
    • плотность:
    • тяжелые углеводороды;
    • стойкость на медной пластине.

    ^

    • цетановое число:
    • фракционный состав:
    • кислотное число;
    • кинематическая вязкость;
    • концентрация фактических смол;
    • массовая доля серы;
    • испытание на медной пластине:
    • содержание механических примесей и воды:
    • плотность;
    • температура застывания;
    • температура помутнения;
    • температуры вспышки.

    Все исследования нефтепродуктов на определение качественных характеристик проводятся с конечной целью классификации товара и определению его кода согласно ТНВЭД и корректировки таможенной стоимости в зависимости от установленного на основании проведенного физико-химического анализа сорта и вида нефтепродукта.