Состав нефти и продуктов ее переработки
Ассортимент, качество и состав жидких топлив.
Экспертиза нефти и нефтепродуктов
1. Топливо — это горючие вещества, применяемые для получения при их сжигании тепловой энергии. Их основная составная часть — углерод.
Классификацию топлива можно провести по его агрегатному состоянию: твердое (уголь, торф, древесина, сланцы), жидкое (нефть и нефтепродукты) и газообразное (природный газ).
Также можно разделить виды топлива и по его происхождению: растительное, минеральное и продукты промышленной переработки.
Свойства топлива зависят главным образом от его химического состава. Основным элементом любого топлива природного происхождения является углерод (его содержание составляет от 30 до 85% массы).
В состав топлива также входят Н, О, N, S, зола, вода. Практическая ценность топлива определяется количеством теплоты, выделяющейся при его полном сгорании. Другая важнейшая характеристика топлива — его жаропроизводительность, оцениваемая значением максимальной температуры, какую теоретически можно получить при полном сгорании топлива в воздухе. При сгорании дров, например, максимальная температура не превышает 1600 °С, каменного угля — 2050 «С, бензина — 2100 «С.
Доля топлива в общей структуре энергоресурсов, потребляемых человечеством, преобладает примерно с начала нашей эры. До 1970-х гг. на первом месте был уголь, сейчас это положение заняла нефть. По-видимому, в обозримом будущем ведущая роль останется за природным топливом. Основной недостаток природного топлива — его крайне медленная восполняемость. Существующие ныне запасы были образованы десятки и сотни миллионов лет назад. В то же время добыча топлива непрерывно увеличивается, что в будущем может привести к серьезному глобальному энергетическому кризису.
По существу все добываемое топливо сжигается, лишь около 10% нефти и газа перерабатываются химической промышленностью. Наибольшее количество топлива расходуется на тепловых электростанциях (ТЭС), в различного рода тепловых двигателях, на технологические нужды. Все процессы добычи, переработки и транспортировки топлива охватывает топливная промышленность, которая является составной частью топливно-энергетического комплекса (ТЭК).
2. Нефть была и остается основным сырьем для получения современных топлив.
Правовое регулирование добычи нефти и газа
... при подготовке запасов, добыче, транспорте и переработке нефти и газа; углубление переработки нефти, комплексное извлечение и использование всех ценных ... политики в отношении газа; создание условий для широкого использования газа в качестве моторного топлива и сырья для ... эффективности экспорта газа, нефти и нефтепродуктов, её диверсификация по направлениям, способам и маршрутам поставок на внутренние ...
Существует три гипотезы происхождения нефти. Наиболее современной и распространенной является гипотеза органического (биогенного) происхождения, согласно которой нефть образовалась из останков растений и животных, накопившихся в осадочных породах морей и океанов. Оказавшись в недрах земли, они в течение миллионов лет претерпевали сложные химические изменения в условиях высоких температур и давлений в присутствии различных естественных катализаторов. В результате в глубинных областях земной коры образовались первичные месторождения нефти. Из первичных месторождений нефть постепенно по трещинам, песчаным и пористым породам перемещалась (мигрировала) и скапливалась на различных глубинах в пустотах земной коры, образуя вторичные месторождения, т. е. зоны заполнения, откуда она и добывается в настоящее время.
Существуют сторонники гипотезы неорганического (абиогенного) происхождения нефти. Впервые наиболее полно ее высказал Д.И. Менделеев, который полагал, что нефть образовалась из карбидов металлов и паров воды в условиях глубинных процессов, происходящих в земной коре при воздействии высоких давлений и температур.
Имеются сторонники и комплексного подхода к вопросу происхождения нефти. Они считают, что могли существовать оба механизма образования нефти (органический и неорганический) в определенной степени дополнявших друг друга или действовавших на различных стадиях процесса.
Она представляет собой вязкую, маслянистую жидкость с характерным запахом. Цвет ее зависит от растворенных в ней смол: темно-бурая, буро-зеленоватая, а иногда светлая, почти бесцветная. На свету нефть слегка флуоресцирует. Она легче воды и всегда образует на водной поверхности растекающиеся пятна, а при интенсивном перемешивании образует стойкие, медленно расслаивающиеся эмульсии. Так как нефть представляет сложную смесь индивидуальных углеводородов, то она не имеет определенных физических констант, таких, как температура кипения, температура застывания и др.
При рассмотрении физических и химических свойств нефти различают три вида ее составов: фракционный, групповой химический и элементный.
^
^
Химические группы (гомологические ряды) углеводородов характеризуются прежде всего количественным соотношением атомов углерода и водорода. Это соотношение выражается общей формулой группы. Основные группы углеводородов, содержащихся в нефти и продуктах ее переработки, это алканы (парафиновые углеводороды), цтклоны (нафтеновые углеводороды), алкены, алкадеины.
^
3. Бензины
автомобильные и авиационные
^
В отличие от автомобильных двигателей, в авиационных используется в большинстве случаев принудительный впрыск топлива во впускную систему, что определяет некоторые особенности авиационных бензинов по сравнению с автомобильными. Более высокие требования к качеству авиационных бензинов определяются также жесткими условиями их применения. ГОСТ 1012—72 предусматривает две марки авиационных бензинов: Б—91/115 и Б—95/130. В течение 1988-1992 гг. проведен большой комплекс исследований и испытаний, в результате чего разработан единый бензин Б—92, вырабатываемый по ТУ 38.401—58—47—92.
Деградация земель: причины, виды, меры предотвращения
... казалось бы, почти не распространена. Но нужно иметь в виду, что даже 1% очень сильно деградированных пахотных земель в масштабах всей планеты составляет 13 млн. га. Высокой ... эрозия почвы (водная и ветровая); засоление; заболачивание; загрязнение почв тяжелыми металлами, нефтью, пестицидами; опустынивание. Крайней степенью деградации почв является уничтожение почвенного покрова. Согласно самым ...
Компонентный состав авиационных бензинов зависит в основном от их марки.
Как и все этилированные топлива, для безопасности в обращении и маркировки, авиационные бензины должны быть окрашены. Бензины Б—91/115 и Б—92 окрашиваются в зеленый цвет жирорастворимым зеленым 6Ж красителем, Б—95/130 — в желтый цвет жирорастворимым желтым К.
^
Бензин марок А-72, а-76, Аи-91, Аи-93 . Аи-95 выпускают летнего и зимнего видов ( последние с более высокими характеристиками испаряемости).
Бензин экспортный вырабатывают только летнего вида. В целях обеспечения безопасности в обращении и маркировки этилированные бензины должны быть окрашены. Бензин А—76 окрашивается в желтый цвет, бензин АИ—93 — в оранжево-красный цвет, А-80, А-92. А-96 – бледно – желтым. Этилированные бензины, предназначенные для экспорта, не окрашиваются.
Содержание свинца в неэтилированном бензине всех марок не должно превышать 0,013 -0,015 г/л. Этот показатель в ТНВЭД служит одним из критериев кодирования товаров.
^
Дизельное топливо предназначено для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники.
Нефтеперерабатывающей промышленностью вырабатывается дизельное топливо по ГОСТу 305-32 трех марок:
- Л — летнее, применяемое при температурах окружающего воздуха выше О °С;
3 — зимнее, применяемое при температурах до —20 °С
А — арктическое, температура применения которого до —50 °С. Содержание серы в дизельном топливе марок Л и 3 не превышает 0,2 % — для I вида топлива и 0,5 — для II вида топлива, а марки А — 0,4 %.
^
4. Нефть и нефтепродукты во внешнеторговом обороте России играют существенную роль, в основном они перемещаются через таможенную границу в режиме экспорта. Эти товары являются объектами изучения товароведения сырьевых ресурсов. Таможенная экспертиза нефти и нефтепродуктов проводится по двум направлениям: замеряются количества нефтепродуктов на нефтеналивных танкерах на соответствие фактического количества товара заявленному в коносаменте и проводится химический анализ по установлению основных качественных показателей в соответствии со стандартами. В ТНВЭД нефтпродукты в основном входят в товарную группу 27.
^
Пробы нефти и нефтепродуктов в зависимости от поставленного перед экспертом вопроса исследуются на соответствие качественных показателей требованиям отечественных и международных нормативно-технических документов, сведений товаросопроводительных и договорных документов.
Основной перечень показателей нефти и нефтепродуктов, которые чаще всего определяются в таможенных целях можно определить следующим образом:
^
- октановое число (моторным методом или методом разгонки бензина на составные компоненты);
- концентрация свинца;
- фракционный состав;
- давление насыщенных паров;
- кислотное число;
- содержание воды и механических примесей;
- щелочное число;
- температура вспышки;
- смолообразование;
- плотность:
- тяжелые углеводороды;
- стойкость на медной пластине.
^
- цетановое число:
- фракционный состав:
- кислотное число;
- кинематическая вязкость;
- концентрация фактических смол;
- массовая доля серы;
- испытание на медной пластине:
- содержание механических примесей и воды:
- плотность;
- температура застывания;
- температура помутнения;
- температуры вспышки.
Все исследования нефтепродуктов на определение качественных характеристик проводятся с конечной целью классификации товара и определению его кода согласно ТНВЭД и корректировки таможенной стоимости в зависимости от установленного на основании проведенного физико-химического анализа сорта и вида нефтепродукта.