Особенности структуры и динамика текущих затрат в транспорте нефти

Курсовая работа

Актуальность темы настоящей работы обусловлена необходимостью развития сектора малого предпринимательства России как важной и неотъемлемой части экономической системы. В качестве одного из перспективных направлений государственной политики в нефтяной отрасли России предусматривается: «поддержка малых независимых нефтедобывающих компаний.» Как показывает мировой опыт, малые нефтедобывающие компании существуют в тех странах, где развиты рыночные отношения: в национальной добыче нефти в США их доля составляет 40 %, в Канаде — 33 %, на мировом рынке сырой нефти — 15 %, в России в 2007 г. эта доля достигла 10 %.

Предметом исследования выступают процессы становления и развития малых предприятий в нефтегазовой отрасли РФ.

Объектом является малое предпринимательство, в т. ч. нефтяной отрасли экономики как составной части общей экономической системы, особенности его развития в России и комплекс мер поддержки со стороны государства.

Цель работы состоит в комплексном исследовании особенностей развития малого предпринимательства в нефтяной и газовой отрасли России, в выявлении основных направлений его совершенствования при осуществлении комплекса мер господдержки, особенно актуальных в ситуации мирового экономического кризиса, который в нефтяной и газовой отрасли приводит к снижению объема добычи сырья и сокращению инвестиционных программ.


Малый бизнес

Малые предприятия гибки и маневренны; они сравнительно легко приспосабливаются к конъюнктуре рынка и изменениям в производстве, оперативно реагируют на запросы потребителей, быстро осваивая новые технологии, новые виды продукции и услуг; расположены близко к потребителю; развитие «малой экономики» способствует формированию конкурентной среды; широкое развитие «малых» предприятий делает экономику наиболее восприимчивой к внедрению достижений научно-технического прогресса (НТП); на «малых» предприятиях достигается более рациональное использование трудовых ресурсов, «малая экономика» обеспечивает в определенной степени решение проблемы занятости, особенно в малых и средних городах.

Существует несколько форм взаимодействия мелких фирм с крупным бизнесом. Среди них можно выделить следующие:

субподрядная система

система «фрэнчайзинг»

венчурный бизнес

Функции малого предпринимательства

Малый бизнес выполняет многообразные функции в рыночной экономике:

8 стр., 3591 слов

Требования к разработке бизнес-плана

... выбрать цель и направления развития предприятия, а эта работа должна помочь в разработке самого бизнес - плана. Глава 1. Методологические основы разработки бизнес - плана 1 Бизнес-план и основные ... несколько бизнес-планов, в которых степень детализации обоснований может быть различной. В малом предпринимательстве бизнес-план и план предприятия могут совпадать и по объему и по содержанию. Любой ...

  • соединяет экономику в единое целое;
  • формирует конкурентные отношения в экономике;
  • обеспечивает восприимчивость экономики к новшествам;
  • обеспечивает занятость населения.

Для экономики в целом деятельность мелких фирм оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса можно судить о способности страны приспосабливаться к окружающей обстановке в мировой экономике. Не менее важна роль мелких фирм в формировании конкурентных отношений в экономике. Мелкие независимые производители конкурируют со вспомогательными подразделениями гигантских концернов и успешно вытесняют их с рынка. Мелкий бизнес выступает в роли своего рода скальпеля, срезающего малопроизводительные подразделения концернов.

В то же время мелкие фирмы слабы поодиночке, но вместе они представляют значительную силу, способную воздействовать на конъюнктуру рынка. Не будь постоянного конкурентного давления со стороны мелких компаний, крупные фирмы могли бы совместно повышать цены, сохранять технологии и т.п. Всему этому препятствует мелкий бизнес, эффективно сдерживая тенденцию к застою, свойственную фирмам-гигантам.

Беспрецедентна роль малого бизнеса в ускорении внедрения достижений НТП. Хотя подавляющая часть научных исследований осуществляется крупными компаниями, однако принципиальные нововведения, меняющие имидж всей промышленности, оказываются результатом деятельности мелких, ранее неизвестных фирм. Все крупные современные концерны возникли из мелких пионерских фирм еще в начале XX в.

Нельзя также не отметить важную роль малого бизнеса в решении проблемы занятости населения. По данным статистики. 80% рабочих мест обеспечивает мелкое предпринимательство. Широкое развитие малых предприятии позволяет значительно смягчить проблему занятости населения в нашей стране. Также через мелкое предпринимательство в общественно полезную деятельность можно включить и наименее обеспеченные слои общества (пенсионеры, инвалиды, учащиеся), которые не могут работать полный рабочий лень, а нуждаются в дополнительных заработках.

Также, мы можем выявить ряд преимуществ малого бизнеса:

  • Прежде всего, это известный предпринимательский дух. Люди, пришедшие работать на малое предприятие, гораздо ощутимее чувствуют успехи и неудачи фирмы.

2. Другим не менее важным преимуществом малых фирм является более высокая скорость прохождения информации. Менеджер мелкой фирмы может себе позволить подходить ко всей информации относительно равноценно, что существенно снижает риск возможных потерь.

  • Налоговые льготы и другие, законодательно предоставляемые преимущества.
  • Кроме того, определенным образом построенная управленческая структура малых предприятий гораздо в большей степени адаптирована к возможным изменениям внешней среды.

Несмотря на то, что это еще не все преимущества, малые предприятия обладают и недостатками:

— Малый бизнес работает под страхом быть разоренным, многое зависит от воздействия внешней среды, поэтому в кризисные для экономики периоды небольшие предприятия в первую очередь становятся банкротами. В период спада они лишены возможности сохранять заработную плату своим сотрудникам.

Таким образом, несмотря на определенную ограниченность и недостатки, малый бизнес имеет бесспорные преимущества перед крупным производством и выполняет многообразные функции в современной рыночной экономике. Этим определяется его место в общей экономической системе.

4 стр., 1787 слов

Создание нового предприятия

... и сфера деятельности предприятия, даются гарантии охраны окружающей среды и здоровья людей, устанавливается форма управления предприятием и его филиалами, указываются система учета и отчетности, адрес нового предприятия, ... его регистрацией, как юридического лица. [1;261] 4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ Государственная регистрация предприятий есть обязательным юридическим действием при их создании. Верховной ...

Становление малого бизнеса в России — это сложный процесс, в ходе его осуществления возникает множество проблем, которые необходимо решать, так как в противном случае развитие малого бизнеса постоянно будет наталкиваться на непреодолимые препятствия.

Начиная с 1989 г. на государственном уровне принимаются решения по поддержке малого бизнеса. Однако, несмотря на это, малый бизнес развивается неравномерно и непоследовательно. Начиная с 1989 г. на государственном уровне принимаются решения по поддержке малого бизнеса. Однако, несмотря на это, малый бизнес развивается неравномерно и непоследовательно. За последние годы в его развитии можно отметить два крупных всплеска. Первый был вызван перерегистрацией кооперативов, возникших во второй половине 1980-х гг. в малые предприятия и был связан, с одной стороны, ограничением видов деятельности, которой могли заниматься эти кооперативы, ужесточением их налогообложения, а с другой стороны, упрощением регистрации и расширением возможности выхода на внешний рынок, льготами по материально-техническому снабжению и налогообложению для малых предприятий. Второй всплеск в малом бизнесе был связан с разрешением в январе 1992 г. свободной торговли.

В России малый бизнес стал развиваться наиболее интенсивно с 1990 г. Согласно Закону РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» с 1 января 1996 г. критерии отнесения предприятий к категории малых были таковыми:

  • в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек;
  • в научно-технической сфере — 60 человек;
  • в оптовой торговле — 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;
  • в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.

В настоящее время малый бизнес развивается преимущественно в торгово-посреднической сфере

Согласно вступившему в силу с 1 января 2008 года Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, определено четыре критерия отнесения предприятия к малому и среднему бизнесу:

  • Для юридических лиц — суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) численность работников:

  • микропредприятия — не более чем 15 человек;
  • малые предприятия — до 100 человек;
  • средние предприятия — от 101 до 250 человек.

3) балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете.

12 стр., 5506 слов

Уполномоченный по правам человека в России

... широкой постановкой задачи и столь же малыми полномочиями по их реализации. Ниже приведены функции уполномоченного по правам человека в РФ: Уполномоченный рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без ...

4) объем максимальной выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предыдущий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • o микропредприятия — 60 млн. руб.;
  • o малые предприятия — 400 млн. руб.;
  • o средние предприятия — 1000 млн. руб.

Указанные предельные значения регламентированы Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

Факторы, влияющие на развитие малого бизнеса

Факторы, влияющие отрицательно:

  • большой риск инвестирования в связи с малой номенклатурой;
  • трудности в налаживании производства из-за отсутствия необходимого производственного потенциала;
  • слабая инфраструктура и защищенность фирмы вынуждает малые фирмы либо вливаться в крупные, либо расширяться, либо закрываться.

Факторы, влияющие положительно:

  • повышение интеллектуального уровня научных сотрудников и их стремлением к свободе в творческой деятельности (психологический аспект);


Из анализа развития малого предпринимательства в России можно сделать один вывод, относящийся непосредственно к объекту данного исследования: подавляющее большинство горнодобывающих предприятий не попадают под критерии, установленные для них законодательством, и, тем самым, для таких предприятий закрыт доступ даже к тем скромным льготам, на которые в реальности могут рассчитывать малые предприятия.

Освещая проблему специфики малых нефтяных и газовых предприятий, специалисты отмечают ряд особенностей им присущие, которые не свойственный другим хозяйствующим субъектам. Как показывает мировой опыт, для обеспечения их эффективной деятельности законодательно-нормативная база должна адекватно отражать конкретные технико-экономические условия при соблюдении

Во-первых, для всех малых горных предприятий общим является их основная деятельность, которая обусловлена невосполнимостью полезных ископаемых. Доступ к этим запасам законодательно регулируется правами собственности, которые различны в каждом суверенном государстве. Деятельность малых предприятий, независимо от вида полезного ископаемого, ориентирована исключительно на небольшие, малоэффективные по различным параметрам залежи.

Во-вторых, на них должны в полной мере распространяться все положения законодательства по поддержке малого предпринимательства с учетом специфики антимонопольного характера.

В-третьих, методы добычи полезных ископаемых, относящиеся к топливно-энергетическим, определяются конкретными критериями в виде экономико-технологических характеристик. Например, в мировой практике помимо численности работающих, масштабы горного предприятия в ряде случаев определяются по объемам годовой добычи.

Принятый в 1995 году Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», который по замыслу должен распространяться на все отрасли хозяйственной деятельности, мог оказать поддержку и нефтедобывающим предприятиям. Но на деле критерии, по которым предприятие может быть отнесено к категории малых, оказались неприменимы к нефтедобывающим предприятиям по нескольким позициям. Например, согласно этому закону, малые предприятия — это такие, численность которых в промышленности не превышает сто человек. Но, каждая отрасль имеет свои масштабы, и то, что считается большим в одной, в силу отраслевой специфики оказывается малым в другой. В добывающих отраслях наряду с крупными, вертикально интегрированными, компаниями действуют также и малые независимые компании. Ввиду специфики добывающей промышленности малые компании в добывающей отрасли выходят за рамки определения малых компаний для большинства отраслей. Поэтому этот закон нуждается в пересмотре. Количество человек, занятых в малой нефтяной компании не следует считать определяющим фактором. Примером тому может служить предприятия «Волгодеминойл» и «Белые ночи», добывающие за год примерно одинаковое количество нефти (примерно по 450 тыс. т).

Первое насчитывает менее ста человек, на втором же работают почти 500 человек.

Необходимость развития малого и среднего бизнеса зафиксирована в документах Правительства Российской Федерации. В качестве одного из перспективных направлений государственной политики в нефтяной отрасли «Энергетическая стратегия России до 2020 года», утвержденная распоряжением Правительством Российской Федерации от 28 августа 2003 г. №1234-р, предусматривает «поддержку развития малых и средних независимых нефтедобывающих компаний, использующих передовые технологии, эксплуатацию месторождений на завершающей стадии разработки, при работе в сложных горно-геологических условиях».

Развитие независимых инновационно-ориентированных малых и средних компаний является одним из условий устойчивого функционирования нефтегазового сектора как с точки зрения изменения динамики добычи, так и поддержания деловой активности в смежных отраслях экономики, особенно при ухудшении условий разработки месторождений, имеющих значительную степень выработки запасов.

В настоящее время в секторе нефтяной отрасли насчитывается почти 160 независимых малых производителей нефти, эксплуатирующих 400 месторождений с суммарными запасами более 1 млрд. тонн нефти, работающих во всех 23-х основных нефтедобывающих регионах России. К крупнейшим малым нефтяным компаниям России относятся: Sibir Energy PLC, West Siberian Resources, ОАО «Группа ‘Синтез'», ЗАО «Самара-Нафта», ЗАО «НК ‘Нобель Ойл'», Urals Energy PLC, НК «Альянс», ООО «Северное сияние», Lundin Petroleum, ОАО «Южуралнефтегаз», Arawak Energy, ООО ИНК (Иркутская нефтяная компания).

В последние годы доля малых нефтяных компаний в общем объеме добычи нефти в России неуклонно снижается: в 2001 году — 10%, в 2006 году — 9%, в 2007 году — 6%. Но к концу 2012 года, в связи с проблемами, возникшими в отрасли из-за мирового экономического кризиса: отсутствием кредитных средств, падением мировых цен на нефть при сохранении высокой экспортной пошлины, высокими издержками производства сырья, вынужденным сокращением добычи, — она снизилась до 4 %.

Сегодня (2013 г.) они добывают 401 тысячу баррелей в сутки. Это также составляет приблизительно 4% от всей российской добычи.

С начала 2010 года по всей России примерно треть малых нефтяных компаний скважины заморозили. Основная причина — низкая рентабельность. Дело в том, что налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) рассчитывается в зависимости от цены нефти на мировом рынке. Однако большинство малых компаний просто не имеет возможность экспортировать свою нефть (лишь 30% нефти, малыми компаниями, идет на экспорт) и поэтому, они вынуждены реализовывать ее на внутреннем рынке, где цена меньше мировой в 2-3 раза. К примеру, на мировом рынке, нефть марки «Юралс» стоила около 8,8 тыс. руб. за тонну. В России цена составляла не более 3 тыс. руб. за тонну. При этом малые нефтяные компании платили НДПИ в размере 2,2 тыс. руб. за тонну, а средние расходы на добычу составляли еще около 1, 5-2 тыс. руб., таким образом, компании работали себе в убыток.

В числе основных причин уменьшения роли и значения малых и средних нефтяных и газовых компаний в современных условиях в России следует отметить:

  • отсутствие нормативно-правовой базы развития процесса активного образования и малых и средних организаций в нефтяной и газовой промышленности;

2. отсутствие государственной поддержки малого и среднего бизнеса в нефтяной и газовой промышленности;

  • поглощение существовавших малых и средних организаций крупными вертикально интегрированными компаниями;
  • отсутствие стимулирующих механизмов, направленных на повышение эффективности разработки месторождений углеводородного сырья.

Наиболее значимыми проблемами правового обеспечения поддержки и стимулирования малых и средних предприятий нефтяной и газовой промышленности представляются следующие:

  • отсутствие в законодательстве Российской Федерации в качестве субъекта права малых и средних независимых организаций нефтяной и газовой промышленности;

2. налогообложение добычи нефти и газа по единым ставкам, не учитывающим специфические условия деятельности малых и средних нефтегазодобывающих организаций, а также качество добываемого сырья;

  • возможности доступа к ключевым объектам производственной инфраструктуры (услуги по подготовке, хранению, учету, внутри и межпромысловой транспортировке), обеспечивающей свободный выход углеводородного сырья на рынки сбыта;
  • условия реализации нефти и газа на экспорт всеми видами доступного транспорта;
  • отсутствие нормативных актов об аренде земли у их собственников, препятствующее использованию земельных участков для недропользования (бурение скважин и их эксплуатация).

Несмотря на неравные по сравнению с вертикально интегрированными компаниями конкурентные условия, малые и средние производители нефти и газа заняли свою нишу в нефтяной и газовой промышленности России.

Как показывает мировой опыт малые и средние нефтегазодобывающие компании существуют в тех странах, где развиты рыночные отношения.

В настоящее время структура ресурсов жидкого углеводородного сырья, а также результаты производственно-хозяйственной деятельности малых и средних независимых производителей нефти, включая геологоразведочные работы и бурение, указывает на необходимость создания новых предприятий для освоения небольших по запасам месторождений углеводородного сырья, а также условий для ускоренного развития малого и среднего бизнеса в нефтегазодобыче. Это также относится и к нераспределенному фонду недр, в котором на настоящее время числится около 600, главным образом, мелких нефтяных месторождений, и который представляет собой основной источник восполнения минерально-сырьевой базы нефтедобывающей отрасли страны.

Дальнейшее развитие малого и среднего бизнеса в нефтегазодобыче требует от государства содействия в решении накопившихся проблем, в том числе на законодательном уровне, что будет отвечать как частным, так и государственным интересам, которые в данном случае совпадают. Сегодня назрела необходимость подготовки пакета законодательных и других нормативных правовых актов, которые регулировали бы деятельность малых и средних нефтегазодобывающих организаций.


В настоящее время в организационной структуре нефтегазового сектора России доминирующее положение занимают вертикально интегрированные компании (ВИНК).

Роль малого бизнеса постепенно увеличивается, но остается незначительной. Особенно это заметно при сопоставлении с масштабами отрасли и при учете зависимости малых компаний от ВИНК. Такое положение не соответствует принципам учета стадийности освоения нефтегазовых провинций, успешно апробированным во многих нефтегазодобывающих странах. Российские малые и средние нефтедобывающие компании (МСНК) увеличивают добычу нефти в течение достаточно продолжительного периода времени. На рис.1 представлена структура добычи отдельных групп МСНК. Рассматриваемые группы были сформированы в зависимости от уровня производства, достигнутого компаниями в соответствующем году. Две группы самых мелких компаний (с добычей до 250 тыс. т и от 250 до 500 тыс. т) добывают около одной трети всей нефти российских МСНК. Это связано с тем, что данные группы являются самыми большими по количеству компаний.

Функции малого предпринимательства 1

Диаграмма 1 — Структура добычи отдельных групп МСНК

Таким образом, мы видим, что с 2008 по 2012 произошли изменения. Около 5% от общего количества компаний с производством более 1 млн т, которые следует отнести к средним компаниям, добывают около 16 млн. т нефти, что составляет более 45% всей добычи российских МСНК. Следует отметить достаточно высокие темпы роста количества МСНК в рассматриваемом периоде: за девять лет их количество выросло более чем в 5 раз (при этом необходимо иметь ввиду очень низкий базовый уровень.

Самые высокие темпы роста МСНК (как по количеству компаний, так и по объему добычи) были достигнуты в 2012. В этот период большое количество новых малых и средних компаний создавалось в форме совместных предприятий с иностранными инвестициями (СП).

К причинам появления СП в этот период можно отнести:

  • облегчение доступа для российских компаний к западным финансовым рынкам;
  • возможность применения современных технологий и форм организации производства;
  • использование налоговых льгот, направленных на минимизацию уровня налогообложения;
  • вывод активов из головной компании (при нечетком определении прав собственности и отсутствии эффективного собственника).

Функции малого предпринимательства 2

Диаграмма 2 — Количество малых и средних предприятий, занятых в нефтегазовом комплексе в период с 2008 по 2012 год

Из диаграммы видно, что общее число малых предприятий в нефтегазовом комплексе неуклонно росло из года в год, в 2008 году рост составил 25%, в 2009 году — 14%, в 2010 — 33%, количество малых и средних предприятий в 2012 году составило 460.

Функции малого предпринимательства 3

Из диаграммы 3 видно, что оборот малых предприятий нефтегазового комплекса, начиная с 2008 года неуклонно рос, что конечно зависит от количества новых малых предприятий, в 2012 году показатель оборота равен 345 млрд. руб.

Функции малого предпринимательства 4

Диаграмма 4 — Оборот предприятий нефтегазового комплекса по типам предприятий на 2012 г.

По диаграмме видно, что 60% оборота приходится на малые предприятия, 23,8% — доля средних предприятий и 16,2% принесли микропредприятия.

Таблица 1

Отрасль нефтегазового комплекса

Количество малых и средних предприятий

2011 год

2012 год

Разработка

58

70

Добыча

149

156

Переработка

39

62

Транспортировка

67

74

Хранение

30

35

Сервис

37

63

Всего:

380

460

Из таблицы 1 прослеживается динамика роста количества малых и средних предприятий в различных отраслях нефтегазового комплекса, особенно в переработке с 39 предприятий в 2011 году, до 62 предприятий в 2012 году (скачок в 1,7 раза).

Самый высокий показатель занятости из общего количество предприятий, в добычи, в 2011 году он был самый высокий среди представленных отраслей, в 2012 так же повысился, хоть и не значительно.

Функции малого предпринимательства 5

Диаграмма 5 — Количество малых и средних предприятий в различных сферах нефтегазового комплекса (2011 — 2012 гг.)


В данной работе было рассмотрено понятие малого бизнеса, его функции и критерия отнесения предприятия к малому и среднему бизнесу. Мы провели анализ малых, средних и микропредприятий в РФ в нефтяной и газовой промышленности затрагивая процессы такие как: разработка, добыча, переработка, транспортировка, хранение и сервис нефти и газа.

Как показывает мировой опыт, присутствие на рынке наряду с большими компаниями малых и средних недропользователей приносит положительные результаты. Наличие таких предприятий гарантирует многоукладность экономики, защищает государство от возможной монополизации, а также ведет к более полному и рациональному использованию минерально-сырьевого потенциала. Месторождения очень разнообразны по своим запасам, географическому расположению и сложности добычи полезных ископаемых. Разрабатывать некоторые из них для больших нефтяных холдингов — дело слишком хлопотное: не те объемы, не та рентабельность, при этом нужны особенные, подчас разработанные под конкретное месторождение, технологии добычи и специфические навыки персонала. В таких случаях опыт малых и средних предприятий незаменим.

Как только наше правительство выработает четкую программу по развитию малого и среднего предпринимательства, сделает ее национальным приоритетом, отведет ей ведущую роль — то, дело сдвинется с мертвой точки.

1. Федеральный закон Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 18 июня 1995 года № 88-ФЗ (в ред. последних изменений).

2. Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом. М: Финансы и статистика, 2008.160 с.

. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство: теория и практика. Учебник. М.: Дашков и Ко, 2009.356 с.

. Малое предпринимательство в России 2010. Статистический сборник. / Официальное издание Федеральной службы государственной статистики. — М., 2010. 151 с.

. Муравьев А.И., Игнатьев А.М., Крутик А.Б. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. СПб.: Бизнесс-пресса, 2009.608 с.

. Предпринимательство / Под ред.В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.735 с.

. Витрик Н.Н. Современные тенденции в развитии нефтегазовых компаний //

. Нефтепромысловое дело. — 2011. — № 12. — С. 5458.

. Маятник нефтяной политики. // Нефтегазовая вертикаль. — 2010. — № 7.