Философия XX в. представляет собой многообразное и плодотворно развивающееся философствование человечества о коренных проблемах бытия Природы, Космоса, Человечества и Человека. При этом очевидно, что тенденции интегративизма различных школ и направлений в философском знании в конце XX в. стали особенно заметно сочетаться с интегративными тенденциями самой философии с гуманитарными и естественными науками, благодаря чему создаются новое философское знание и новые способы философствования, такие как философия культуры, философия техники, философия науки и др. Современным языком описываются такие традиционные области философского знания, как онтология и феноменология, эпистемология и методология, аксиология и философская антропология. Вообще все новое, что появилось в сегодняшней философской мысли, чаще всего связано с человеком, его жизнедеятельностью, благополучием общества и личности, анализом причин, возможностей и условий общественного прогресса, ориентированного на человека сегодняшнего дня.
Виднейшие из постпозитивистов: англичане Поппер и Лакатос (приехал в Англию из Венгрии), американцы Фейерабенд и Кун.
Постпозитивисты согласны со своими предшественниками неопозитивистами прежде всего в стремлении четко уяснить себе и другим содержание научного знания. Постпозитивисты, как и неопозитивисты, критически относятся к феноменологическим и герменевтическим установкам. Вместе с тем постпозитивисты достаточно резко отличаются от неопозитивистов.
Неопозитивисты считали, что человек способен на ясное, истинное на века знание. Постпозитивисты же придают принципиальное значение тому факту, что человек существо ошибающееся. Это означает, что ясное, вечное знание не может быть достигнуто: одна теория неминуемо сменяет другую. Надо обеспечить рост научного знания, причем посредством коренных преобразований, научных революций. Постпозитивисты признают, что между наукой и философией нет жесткой границы, но философствовать надо научно.
Карл Поппер доказывал, что теорию нельзя проверить на окончательную истинность, но ее можно опровергнуть, фальсифицировать. В этом состоит защищаемый им принцип фальсификации: мы не можем сказать, что теория верна, ибо, как свидетельствует история, признававшиеся истинными теории рано или поздно проявляли свою недостаточность. Поппер считал, что теория имеет гипотетико-дедуктивную структуру. Гипотезы выступают попытками разрешить проблемы, дедукция позволяет провести “очную ставку” содержания гипотез с экспериментальными фактами.
Предмет и функции теории государства и права
... участвуют в работах по упорядочению, систематизации законодательства, являются авторами разработки многих инициативных законопроектов. Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет и методологическую функцию, т. е. создает систему понятий и категорий, применяющуюся ...
Поппер (Popper) Карл Раймунд (1902-1994), философ, логик и социолог. Свою философскую концепцию – критический рационализм, теорию роста научного знания – построил как антитезу неопозитивизму. Выдвинул принцип фальсифицируемости (опровержимости), служащий критерием демаркации – отделения научного знания от ненаучного.
Поэтому выбранная тема курсовой работы, посвященная отдельным философским вопросам, имевшим особое значение и влияние как на развитие самой философии ХХ века, так и на более широкие духовные процессы, является актуальной и на сегодняшний день для всех тех, кто наиболее глубоко интересуется вопросами философии нынешнего столетия.
Цель курсовой работы
следующие задачи
1. РАЦИОНАЛИЗМ КОНЦЕПЦИИ КАРЛА ПОППЕРА
Критический рационализм — влиятельное направление западной (гл. обр. англо-американской и западно-германской) философии, ядро которого составляют методологические и социально-политические идеи Поппера и его последователей (Агасси, Уоткинс, Лакатос, Альберт, Э. Топнч, X. Шпинер и др.).
Термин «рационализм» в наименовании этого направления имеет несколько различий, но связанных между собой смыслов.
рациональности
Крупный английский философ, социолог, логик Карл Поппер (1902—1994) свою философскую концепцию критического рационализма разрабатывал путем преодоления логического позитивизма. Его идеи стали исходными для постпозитивизма _ течения западной философско-методологической мысли XX в., пришедшее на смену неопозитивизму. Основные идеи этого течения:
1. Проблема демаркации — понятие из философской концепции К. Поппера, где эта проблема рассматривается как одна из основных задач философии, заключающаяся в отделении научного знания от ненаучного. Методом демаркации, по Попперу, является принцип фальсификации.
2. Принцип фальсификации — принцип, предложенный Поппером в качестве демаркации науки от «метафизики», ненауки, как альтернатива принципу верификации, выдвинутому неопозитивизмом. Этот принцип требует принципиальной оп-ровержимости (фальсифицируемость) любого утверждения, относимого к науке. По мысли философа, научная теория не может согласовываться со всеми без исключения фактами. Необходимо исключить факты, не согласующиеся с ней. Причем чем большее количество фактов опровергает теория, тем более она соответствует критерию достоверного научного знания. Принцип фальсификации Поппера выгодно отличается от неопозитивистского принципа верификации, поскольку позволяет анализировать релятивное знание — знание, находящееся в стадии становления.
3. Принцип фаллибилизма — принцип концепции Поппера, утверждающий, что любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам. Рост научного знания, по Попперу, состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их решительных опровержений.
4. Теория «трех миров» — теория философской концепции К. Поппера, утверждающая существование первого мира — мира объектов, второго мира — мира субъектов и третьего мира — мира объективного знания, который порожден первым и вторым мирами, но существует независимо от них. Анализ роста и развития знания в этом независимом третьем мире и есть, по Попперу, предмет философии науки.
5. Ослабление внимания к проблемам формальной логики и ограничение ее притязаний.
ЭТАПА КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЖАНА ПИАЖЕ
... стадии мышления к другой. Теория когнитивного развития Пиаже помогла расширить понимание интеллектуального роста детей. Она также подчеркнула, что дети являются не просто пассивными получателями знаний. Наоборот, дети постоянно ... предметы, животные), они делают новые открытия о том, как устроен этот мир. Развитие малышей происходит в течение относительно короткого периода времени и связано с их ...
6. Активное обращение к истории науки и переключение усилий с анализа формальной структуры готового, «ставшего» научного знания на содержательное изучение его роста, изменения, развития.
7. Стремление представить общий механизм развития знания как единство количественных («нормальная наука») и качественных (научные революции) изменений.
8. Отказ от всяких жестких демаркаций.
9. Подчеркивание роли философии как одного из важных факторов научного исследования.
10. Учет и анализ социокультурных факторов возникновения и развития науки.
Шлика, Нейрата, Карнааа, Рейхенбаха
Открытое общество – понятие, используемое в ряде западных социально философских учений для обозначения демократических обществ, характеризуемых плюрализмом в экономике, политике, культуре, развитыми структурами гражданского общества и правового государства.
Открытое общество обычно противопоставляется обществам докапиталистических формаций, а также социализму. Различаются две трактовки «открытого общества» — элитарная (Бергсон) и эгалитарная (Поппер).
Общество открытое и закрытое — понятия, введенные Поппером для описания культурно-исторических и политических систем, характерных для различных обществ на разных этапах их развития. Открытое общество — демократическое, пронизанное духом критики, легко изменяющееся и приспосабливающееся к обстоятельствам внешней среды,— противопоставляется закрытому — догматически-авторитарному, застывшему на достигнутой стадии развития. Для закрытого общества характерны логическое мышление, догматизм и коллективизм, для открытого — рациональное постижение мира, критицизм и индивидуализм. На этом противопоставлении строится социальная и политическая философия Поппера, а также его философия истории. Развитие современной цивилизации, начавшееся в период «греческой революции» в 5—4 вв. до н. э., по мнению Поппера, идет от закрытых к открытым общественным системам.
С этих позиций были подвергнуты критике социальные учения и теории, содержание и практика реализации которых не соответствовали этому образцу. Однако в рамках критического рационализма не была сформулирована программа перехода от «закрытого» общества к «открытому», то есть такому, которое в максимальной степени соответствовало бы идеалам разумной критики и самокритики как способам непрерывного самосовершенствования. Теоретики критического рационализма сосредоточили усилия на разработке рекомендаций «социальной технологии», выполняющей предохранительные функции по отношению к демократическим институтам, позволяющей этим институтам гибко реагировать на изменения в социальной действительности, адаптироваться к ним и удерживать контроль над ними. Огромную роль в этом процессе критический рационализм отводит НТП как движущей силе цивилизационного развития, распространению образования, повышению культурного уровня, превращению рациональности в доминирующую ценность.
2. ПРИНЦИП ФАЛЬСИФИЦИРУЕМОСТИ – ОДИН ИЗ КРИТЕРИЕВ ДЕМАРКАЦИИ
критический рационализм,
Фальсификация (от лат. falsus — ложный и facio — делаю) — методологическая процедура, позволяющая установить ложность теории права">гипотезы или теории в соответствии с правилом modustollens классической логики.
Предмет и методы криминологии, ее место в системе наук
... многих науках; частно- научные, применяемые в группе смежных наук; специальные, разработанные для отдельной конкретной науки (в криминологии специальных методов нет). Кроме того, различают методы получения ... (наблюдение, опрос) и методы обработки полученной информации (вторичная группировка, факторный ). Продуктом научного познания должно быть объективное знание, т.е. знание о свойствах объекта — ...
Понятие «фальсификация» следует отличать от принципа фальсифицируемости, который был предложен Поппером в качестве критерия демаркации науки от метафизики, как альтернатива принципу верифицируемости. Изолированные эмпирические гипотезы, как правило, могут быть подвергнуты непосредственной фальсификации и отклонены на основании соответствующих экспериментальных данных либо из-за несовместимости с фундаментальными научными теориями. В то же время абстрактные гипотезы и их системы, образующие научные теории, непосредственно нефальсифицируемы. Дело в том, что эмпирическая проверка теоретических систем знания всегда предполагает введение дополнительных моделей и гипотез, а также разработку теоретических моделей экспериментальных установок и т. п. Возникающие в процессе проверки несовпадения теоретических предсказаний с результатами экспериментов в принципе могут быть разрешены путем внесения соответствующих корректировок в отдельные фрагменты испытываемой теоретической системы. Поэтому для окончательной фальсифицируемой теории необходима альтернативная теория: лишь она, а не сами по себе результаты экспериментов в состоянии фальсифицировать испытываемую теорию. То есть только в том случае, когда имеется новая теория, действительно обеспечивающая прогресс в познании, методологически оправдан отказ от предшествующей научной теории.
Карл Раймунд Поппер (1902), английский философ и социолог, основоположник критического рационализма. Он исходил из предпосылки, что законы науки не выражаются аналитическими суждениями и в то же время не сводимы к наблюдениям. А это означает, что эти законы не верифицируемы. Науке, по мнению К. Поппера, нужен другой принцип — не принцип верификации, а принцип фальсификации, т.е. не подтверждение на истинность, а опровержение неистинности. Фальсификация, по Попперу — это принципиальная опровержимость (фальсифицируемость) любого утверждения, относящегося к науке. Принцип фальсификации используется Поппером как разграничительная линия в отделении научного знания от ненаучного. Этот принцип в каком-то смысле непосредственно направлен против принципа верификации. Поппер утверждал, что истинным можно считать такое высказывание, которое не опровергнуто опытом. Если найдены условия, при которых хотя бы некоторые базисные «атомарные высказывания» (теории, гипотезы) ложны, то данная теория, гипотеза опровержима. Когда же опытное опровержение гипотезы отсутствует, то она может считаться истинной, или, по крайней мере, оправданной. Но истолкование принципа фальсификации как антиверификации является неточным. У Поппера этот принцип имеет гораздо более широкое и принципиально иное значение. С точки зрения Поппера, научное знание не сводимо к опытному, эмпирическому. Эмпирическое знание — это только один уровень научного знания. Наряду с ним, существует и другой уровень научного знания — теоретический. Эмпирический и теоретический уровни органически связаны между собой. Поэтому принцип фальсификации — это не способ эмпирической проверки, а определенная установка науки на критический анализ содержания научного знания, на постоянную необходимость критического пересмотра всех его достижений
Список тем ов по курсу Истории и методологии науки
... Историко-научный и философский аспекты единства мира и человека (к проблеме познавательного статуса антропного принципа). 113. История антропного принципа в методологии науки. 114. История естественнонаучной ... и частного знания. 155. Современное естествознание: особенности и закономерности развития. 156. Формы, методы и уровни научного познания. 157. Научный факт: понятие и проблема. 158. Теория: ...
Он отказался также от узкого эмпиризма логических позитивистов и их поисков абсолютно достоверной основы знания. Согласно Попперу, эмпирический и теоретический уровни знанияорганически связаны между собой: любое научное знание носит лишь гипотетический, предположительный характер, подвержено ошибкам (принцип «фаллибилизма».) Рост научного знания состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их опровержений, в результате, чего решаются научные проблемы. Для обоснования своих логико-методологических и космологических концепций Поппер использовал идеи неодарвинизма и принцип эмерджентного развития: рост научного знания рассматривается им как частный случай общих мировых эволюционных процессов.
эмерджентность»
Большой словарь иностранных слов дает следующее толкование данного понятия: эмерджентная эволюция (анг. emergence –возникновение, появление нового) – реакционная философская теория современного англо – американского идеализма, согласно которой возникновение качественно нового является непознаваемым и не основано на естественной закономерности.
Выдвинутая Поппером теория «трех миров» утверждает существование нередуцируемых друг к другу физического и ментального миров, а также мира объективного знания.
«Третий мир» в эпистемологии — понятие поздней концепции Поппера, используемое для объяснения объективного содержания знания и его роста. Поппер различает три «мира»:
1) мир физических объектов, или физических состояний;
2) мир состояний сознания, мыслительных (ментальных) состояний и диспозиций к действию;
3) мир объективного содержания мышления, прежде всего содержания научных идей, поэтических мыслей произведений искусства. Основной характеристикой «третьего мира» является его объективность, автономное существование от второго мира, от индивидуального субъекта. В отличие от вечного и неизменного «мира идей» Платона «Третий мир» Поппера создан человеком и подвержен изменениям. Этим же он отличается и от «Абсолютного духа» Гегеля, который существует вне человека и лишь проявляется в его мышлении, познании. Объективность «Третьего мира» ближе всего к объективности содержания мышления вообще и суждения в частности, как его понимал Фреге. В концепции «Третий мир» нашла выражение общая для различных течений современной философии науки идея о несводимости ментальных структур науки, и прежде всего научных теорий, к ее эмпирическому базису. Помещая в «Третий мир» не только истинные, но и ложные теоретические системы, а также проблемы, дискуссии и споры, Поппер представляет рост знания как объективный процесс, в котором рост знания представлен как выдвижение проблем и нахождение их пробных решений. Концепция «Третьего мира» оказала влияние на модели развития науки последователей Поппера — Лакатоса, Агасси, Уоткинса и других.
Тарского,
редущионизма),
Попперовский метод развития науки возник в результате критики позитивистского подхода к научным знаниям. Но находит ли он подтверждение в истории науки? Неужели подлинное развитие науки, замена одной теории другой происходит согласно предлагаемому Поппером фальсификационизму? Всегда ли в случае предусмотренной несогласованности результатов опытов наука руководствуется принципом modustollendo; tollens? Переход от одной теории к другой совершается ли согласно логическим и методологическим правилам, и рациональным исследовательским процедурам? Это только часть проблем, которые вызывает фальсификационизм Поппера. Над их решением работали и работают многие современные философы и логики. Условно можно выделить два основных направления (естественно, обнаруживающих между собой общность): релятивистское, представленное Т. Куном, П. Фейерабендом, М. Полани; и фаллибилистское — К. Поппер, И. Лакатос, Дж. Уоткинс, Дж. Агасси, Дж. Фетзер. Представители первого течения утверждают относительность, условность, ситуативность научного знания, уделяют большее внимание социальным факторам развития науки, философы второго — строят философские концепции исходя из тезиса о «погрешимости» научного знания, его неустойчивости во времени.
Наука и глобализация
... влияние глобализации и науки. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ Рубеж тысячелетий с полным правом можно охарактеризовать как эпоху глобализации. ... науки в философии науки получили название фаллибилизма, означающего крайнюю степень сомнения в истинности любого научного знания ... типичными в поведении большинства изучаемых науками объектов, а мир хаотичен гораздо более чем упорядочен. ...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Непредвзятый и свободный от идеологических оценок анализ философии XX в. показывает, что философское знание этого столетия проделало значительную эволюцию, которую можно охарактеризовать рядом отличительных признаков. Прежде всего, это отход философии от узкого, преимущественно рационалистического философствования, как правило, ориентированного на определенные политические взгляды и религиозные (атеистические) убеждения. В течение столетия самые разные философские направления и школы переходят к философствованию все более плюралистическому и толерантному.
Философия XX в. существенно пополнила свой теоретический потенциал, поставив и позитивно разрешив такие принципиально важные вопросы, как соотношение между знанием и пониманием (на основе чего возникает герменевтика, или учение о понимании и истолковании), между знанием и оценкой (что способствует оформлению аксиологии как специфической части философии), наконец, между знанием и истиной, решая эту проблему на основе научных данных, полученных современным естествознанием. Это продвинуло философию вперед не только в традиционных областях, но и помогло найти новые исследовательские поля, что позволило создать принципиально новые концепции изучения различных явлений.
Таким образом, Поппер утверждает взгляд на науку как на постоянный динамический процесс, в котором непрерывно происходят какие-то изменения. Причем, развитие научного знания, по Попперу, не следует представлять как прогрессивный, кумулятивный процесс, т.е. процесс добавления, накопления новых истинных знаний. Научные теории независимы друг от друга. Они в своем развитии не дополняют, а развивают друг друга. В науке постоянно происходит процесс перестроек теории. В области социальной философии Поппер выступил с критикой марксизма и историзма. Он отрицает объективные законы общественного развития и возможность социального прогнозирования.
Очевидно стремление к исследованию проблем сущности и существования человека, опираясь на философские традиции христианства, буддизма, школ интуитивизма, экзистенциализма и других направлений, которые в начале XX в. третировались как ненаучные, мистические и реакционные. В свою очередь, наиболее авторитетные представители этих философских направлений находят в позитивистских и материалистических работах такие положения, которые помогают более глубоко и разносторонне понять сущность человеческого бытия.
Итак, в XX в. выдвигается целый ряд смелых и новых идей, удачно конкурирующих со старой «классической» философией. Это, во-первых, идея изучения жизни отдельного человека и важности ее анализа, примата изучения жизни конкретного индивида над исследованием больших человеческих общностей (классов, народов, наций, этносов и т. д.).
Филосовско-правовые концепции средневековья (Фома Аквинский, ...
... Философия, ее предмет, структура философского знания. Философия Ф. Аквинского. Современный неотомизм. Философия Реферат 25 стр. Философско-правовая концепция В.С. Соловьева Философия Реферат 19 стр. Экономическая мысль средневековья. Развитие экономических идей христианства История экономических учений Реферат 13 стр. Реферат ...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/falsifikatsiya-v-filosofii/
1. Зотов А.Ф., Мелъвиль Б. К. Западная философия. — М.: 2005.
2. История философии. Ростов н/Д, 2001. Разд. II.
3. Канке В.А. Философия. — М.: Гардарики, 2005.
4. Рассел Б. История западной философии: В 2 т. М., 2003.
5. Современная западная философия. Словарь. 2-е изд., перераб. и доп. — М.:
Наука, 2003.
6. Хрестоматия по философии. Ростов н/Д, 2007.
8. Большая Российская Энциклопедия. Изд. Дом «Экономическая газета», М.:
2005.
9. Большой словарь иностранных слов: — М.: — Юнвес, 2004.
Большая Российская Энциклопедия. Изд. Дом «Экономическая газета», М.: 2005. С. 550
Большая Российская Энциклопедия. Изд. Дом «Экономическая газета», М.: 2005. С. 577
Современная западная философия. Словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.: 2000. С. 224
Современная западная философия. Словарь. 2-е изд., перераб и доп. М.: 2000. С. 314
Большой словарь иностранных слов: — М.: — Юнвес, 2004.С.752.