Финансы граждан в современной России

Курсовая работа

Особенности сложившейся системы формирования доходов создают питательную среду для расслоения российского общества, которое в свою очередь ведет к социальному противостоянию различных групп населения, провоцирует конфликты.

Этот процесс, начавшийся в 1990-х годах, не просто продолжается — он приобрел вполне определенную политическую окраску. В настоящее время к наиболее богатым российским гражданам относятся в первую очередь представители властной элиты различных уровней, а также их ближайшее окружение. Это обособленный мир, живущий по своим внутренним правилам и практически закрытый для непосвященных. Ему противостоит остальное общество, в котором также действуют процессы расслоения, но уже на качественно ином уровне. Только эта дифференциация населения по уровню материального достатка поддается статистическому учету и анализу.

В 1999 г. масштабы бедности оказались сопоставимы с начальным периодом реформ, когда ее уровень был максимальным. (таблица 3.1)

Таблица 3.1.

Распространенность бедности в Российской Федерации в 1992-1999 гг.

Показатели 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (млн. чел.) 49,7 46,9 33,3 36,6 32,7 30,7 35,0 43,8 Процент численности населения 33,5 31,5 22,4 24,7 22,1 20,8 23,8 29,9

В целом эта проблема для России не нова. В начале 1990-х годов уровень бедности, по расчетам специалистов, составлял 6-12 %, однако это была принципиально иная форма бедности, связанная, прежде всего с доступностью материальных благ и услуг. Современная бедность отличается от дореформенной не только масштабом, но и основными характеристиками. Для весьма значительной части населения это уже хроническое состояние, самовоспроизводящееся из поколения в поколение.

Если в советские времена за порогом бедности оказывались в первую очередь многодетные семьи, молодежь и сельские жители, то сегодня этот контингент существенно расширился. На первых порах перечень «групп риска» пополнили безработные, вынужденные и добровольные мигранты, различные маргиналы, а также государственные иждивенцы (студенты, пенсионеры).

Затем к ним присоединились военнослужащие, другие категории занятых, причем не обязательно бюджетной сферы.

За границами нормальных условий жизнеобеспечения в настоящий момент существуют целые отрасли и регионы. Причиной бедности становится сам факт рождения или проживания в определенной местности. В итоге в XXI веке проблема бедности в России переросла из временного состояния конкретной семьи в хроническое состояние всего общества.

5 стр., 2209 слов

ОЗИЗ — материалы лекций. Медикосоциальные проблемы охраны ...

... охраны здоровья». «Медико–санитарное обеспечение отдельных категорий граждан». «Управление реализацией Программы». Критерии оценки здоровья населения:, Медико-демографические показатели, Показатели заболеваемости населения, Показатели инвалидизации населения, Показатели физического развития, Показатели психического развития, Оценка здоровья населения: ...

Одним из наиболее острых отрицательных последствий снижения доходов в России является изменение рациона питания среднестатистического жителя России. Потребление мясных и молочных продуктов опустилось до уровня 1960 г., рыбы и рыбопродуктов — до уровня пятидесятых годов, а необходимая для нормальной жизнедеятельности людей калорийность в последние годы обеспечивается в основном за счет потребления хлебных продуктов, картофеля и сахара.

Среди важнейших видов платных услуг населению за последние два года, по данным Госкомстата России, наиболее существенно подорожали услуги:

  • жилищно-коммуналъного хозяйства на 42,6%;
  • услуги учреждений культуры стали дороже на 40,2 %;
  • пассажирского транспорта — на 34,8 % (43,1 %);
  • санаторно-оздоро-вительные — на 34,7 % (41,5 %);
  • услуги связи — на 30,7 % (35,2 %);
  • медицинские — на 22,9% (35,0%);
  • бытовые — на 21,8% (26,2%);
  • образования — на 19,2% (29,2%);
  • дошкольного образования — на 16,7 % (30,8 %).

Прежде всего, обращает на себя внимание динамика доли затрат на покупку товаров и оплату услуг. Оставаясь достаточно высокой, она заметно увеличивается в моменты обострения кризиса (1992, 1995, 1998 гг.).

При этом своего максимального значения за весь период реформ удельный вес потребительских расходов населения достиг именно в 1999 г. — почти 80 % полученных доходов. Большая часть этих затрат ушла на покупку продуктов питания.

В России подобные траты всегда были достаточно высоки. Например, в 1992 г. на покупку продовольственных товаров уходило в среднем 51,1 % потребительских расходов семейного бюджета, в 1995 г. — 54,5 %, в 1998 г. — 55,5 %. В минувшем году даже эти грустные рекорды оказались побиты. По результатам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, ежеквартально проводимого Госкомстатом РФ, удельный вес затрат на продукты питания и алкогольные напитки вырос до 59,4%, в том числе в сельской местности — до 61,6 % всех потребительских расходов. Еще год назад он не превышал 54,2 %, а на селе — 56,9 %. Это означает, что прочие потребности (в непродовольственных товарах, услугах) подавляющее большинство населения может сегодня удовлетворять лишь на минимальном уровне.

В первом квартале 2000 г. доля населения с душевыми доходами на уровне или ниже прожиточного минимума составила 41,1% . Правда следует отметить, что здесь уже прожиточный минимум исчисляется по новой методике и его величина на 15% больше, чем при расчётах по старой методике. Для сопоставления с первым кварталом 1998 г, когда прожиточный минимум рассчитывался по старой методике и доля населения с душевыми доходами на уровне или ниже прожиточного минимума составляла только 22,5%, необходимо пересчитать долю населения с доходами на уровне или ниже прожиточного минимума в первом квартале 2000 г. с использованием старой методики. По старой методике на уровне или ниже прожиточного минимума в первом квартале 2000 г. находились душевые доходы более 36% населения. Другими словами, ситуация существенного снижения уровня жизни населения, сформировавшаяся в период с третьего квартала 1998 г. по второй квартал 1999 г. , и имевшая своим последствием, в частности, то, что в первом квартале 1999 г. 37,7% населения имели доходы на уровне или ниже прожиточного минимума, несмотря на заметный рост реальных доходов населения в среднем за последние 12 месяцев, сохраняется в полной мере и поныне.

42 стр., 20779 слов

Правовое регулирование трудоустройства в рф кратко. Правовое ...

... сфере содействия занятости и рассматривается участие работодателей в обеспечении занятости населения. В Главе 2 - Правовое регулирование трудоустройства - решаются с пятой по десятую из промежуточных задач, а ... данных агентств. В современных условиях особую актуальность приобретает анализ документов, принятых на уровне Совета Европы, в которых аспекты содействия занятости также не остаются без ...

Как показали исследования, семьи, душевой доход которых не превышает 40% прожиточного минимума (рассчитанного по старой методике), голодают не в смысле невозможности питаться на уровне рекомендаций продовольственной корзины прожиточного минимума (ПМ) (продовольственная корзина ПМ включает достаточно разнообразный социально приемлемый набор продуктов, сбалансированный по энергетической ценности, белкам, жирам, углеводам, микроэлементам и витаминам), а в самом прямом смысле этого слова, т.е. семьи не могут позволить себе не только потребление большинства товарных групп продуктов питания (мясопродукты, фрукты, кондитерские изделия), но и полностью утолить голод за счёт потребления хлеба, картофеля и крупяных изделий. И это не удивительно — весь душевой денежный доход в среднем по таким семьям не превышает 60% продовольственной корзины ПМ. Если до кризиса доля населения в таких семьях составляла по регионам от 1,2% до 4% населения, во время кризиса она подскочила до величины в 16,9% населения. Действие адаптационных механизмов населения и меры, предпринятые государством и региональными администрациями по социальной поддержке населения, позволили уже в первом квартале 1999 г. снизить долю голодающего населения до привычных 2,9%. В первом полугодии 2000г. эта доля оставалась на том же уровне, что , по всей видимости, говорит о её стабилизации и о проявлении социальных закономерностей, определяющих существование, в силу каких-то психо — физиологических свойств, определённой доли беззащитного перед социальной средой населения, которое без адекватной поддержки государства обречено на голод. Причём это не маргиналы в привычном понимании этого термина, среди них нет бомжей, наркоманов, и алкоголиков. В основном это неполные семьи с детьми, полные семьи с детьми, в которых один или оба взрослых не имеют работы и т.д.

3.2. Динамика заработной платы как основного источника формирования доходной части финансов населения

В апреле 2000 г. среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в экономике равнялась 2223,4 руб., что в реальном выражении составило 41% от уровня 1990 г. Доля оплаты труда в денежных доходах населения за этот же период времени снизилась почти вдвое — 74,1% в 1990 г. до 38%-40% в 2000г. (см. прил. 1) Соответственно снизилась доля оплаты труда в валовом внутреннем продукте. Так в 1990г. она составляла 42% ВВП, а с 1993г. варьировалась в диапазоне 29% — 32%. В 2000 г. доля оплаты труда в ВВП составила 31%.Следует отметить, что сам ВВП за этот период снизился почти вдвое и в 2000г. составил 55% от уровня 1990 г. С 1 кв. 1999г. в показатель «оплата труда» включается объём скрытой заработной платы, учитываемый раньше в статье «другие доходы». В этом случае доля заработной платы в денежных доходах населения увеличивается до 63,5% — 65%, что уже не так сильно отличается от этого показателя в 1990г. (77%-78%)(см прил. 2), пересчитанного соответствующим образом. Более приемлемым становится и удельный вес оплаты труда в ВВП. В 1996 — 1998гг. он уже составляет 49%, снижаясь в 2000 г. до 42%. Совершенно очевидно, однако, что скрытые формы оплаты труда, которые так улучшили отчётные макроэкономические показатели, имеют место в негосударственном секторе экономики, где зачастую в отчётности отражаются фиктивные ставки заработной платы, ориентирующиеся на уровень оплаты труда в бюджетной сфере.

34 стр., 16819 слов

Правовое регулирование заработной платы в РФ

... по оплате труда; 5) Индексация оплаты труда, т.е. ее повышение в связи с ростом потребительских цен, направленное на то, чтобы сгладить диспропорции между этими ценами и покупательской способностью. В правовом регулировании заработной платы ...

Сама заработная плата, на порядки превосходящая эти фиктивные ставки, не фиксируется ни в какой отчётности. Часто бывает и так, что работник вообще не включается в списочный состав организации и его заработная плата никак не отражается в бухгалтерской отчётности, даже на фиктивном уровне. Всё это свидетельствует о том, что, по крайней мере, работники бюджетной сферы ощущают снижение удельного веса оплаты труда в ВВП именно до 31%, а работники негосударственного сектора экономики — более чем пятикратное увеличение доли статьи «другие доходы» в денежных доходах населения.

Номинальная среднемесячная заработная плата работника за последние два года (апрель 1998 г. — апрель 2000 г.) более чем удвоилась (выросла на 102%), однако реальная среднемесячная заработная плата в апреле 2000 г. составила лишь 79% её величины в апреле 1998 г. (см. прил. 1) Вместе с тем в течении последних 12 месяцев сложилась тенденция роста реальной среднемесячной заработной платы одного работника (за исключением обычных её скачков, связанных с концом финансового года в декабре — январе каждого года).

Годовой прирост реальной среднемесячной заработной платы одного работника составил 23,6%.

Много проблем связано с различиями в заработной плате работающих в частном секторе экономики и работников бюджетного сектора. Заработная плата в бюджетном секторе экономики составляет около 60% средней по РФ заработной платы. Это соотношение связано, в первую очередь, с заработной платой работников социальных отраслей экономики, таких как: образование, здравоохранение, культура и искусство, наука и научное обслуживание (см. прил. 3).

Несколько особняком располагается государственная служба, средняя заработная плата работников которой на 30% выше средней заработной платы в частном секторе экономики и почти в два раза превосходит среднюю заработную плату работников социальных отраслей. Так средняя заработная плата работников образования составляет 41%, здравоохранения — 45%, культуры и искусства — 49%, науки и научного обслуживания — 60% от средней заработной платы работников государственной службы. Правда, если принять во внимание все источники заработной платы, в том числе вторую, третью и т.д. работы, коммерческие источники получения доходов, то уровень заработной платы отдельных отраслей социальной сферы существенно приблизится к уровню оплаты труда работников государственной службы. Так, например, в отраслях культуры и искусства средний уровень оплаты труда составит уже 80%, а в здравоохранении -58% от среднего уровня заработной платы государственных служащих. Однако, в науке и научном обслуживании и образовании прирост средней заработной платы за счёт дополнительных источников не превышает 2% — 3%

8 стр., 3918 слов

Формы рискового дохода граждан

... Показатель денежного дохода населения критерии и классификации Доходы физических лиц подразделяются на: 1. Доходы, полностью включаемые в совокупный годовой налог: заработная плата и иные доходы по ... ценных бумаг); доходы от продажи ценных бумаг; доходы, полученные в погашение вексельных обязательств; доходы в натуральной форме; доходы учащихся дневной формы обучения; доходы, частично или полностью ...

Во втором квартале 2000г. реальный размер начисленной среднемесячной заработной платы работника составил 41% от уровня 1990г. (см прилож. Табл 3)За десятилетний период доля оплаты труда в ВВП снизилась с 42% до 31%. При учёте скрытой заработной платы из статьи «другие доходы» в статье «оплата труда» доля оплаты труда в ВВП в 2000г. «возрастает» до 42% , а в 1996, 1997 и 1998гг. составляет даже 49%. Но для работников государственного сектора экономики «скрытая заработная плата» является скорее исключением, чем правилом, в связи с чем для них доля «оплаты труда» в ВВП составляет именно 31%.

Последние два, два с половиной года средняя заработная плата работников более высоких децилей в ряду распределения численности работников по заработной плате росла более высокими темпами, чем средняя заработная плата более низких децилей.

Заключение

Несмотря на принятый Федеральным собранием РФ 2 июля и подписанный Президентом РФ 17 июля 1999г. Федеральный закон » О государственной социальной помощи» помощь по признаку малообеспеченности ещё практически (за исключением нескольких регионов, где эта помощь предоставляется в соответствии со своим региональным законодательством) не оказывается, что имеет своим следствием существование почти 3%-го слоя голодающего населения.

Крайне высокая межрегиональная дифференциация нормированного среднедушевого денежного доходной статьи финансов населения (т.е. скорректированного в направлении унификации покупательной способности рубля) ставит под вопрос существование в РФ единого социально-экономического и политического пространства. Положение, когда в едином государстве уровень жизни в одних регионах превышают уровень жизни в других в пять, десять и более раз, не сможет существовать уже в ближайшем будущем, если не будет поддерживаться силовыми мерами.

Однако выбор между равенством и неравенством доходов превращается в выбор между «социальной справедливостью» и «экономической эффективностью»

Конечно, «рыночное» распределение доходов несправедливо, но оно хотя бы в состоянии компенсировать эту несправедливость экономической эффективностью производства, обеспечивающей совокупный продукт в размерах достаточных для поддержки малоимущих в виде трансфертных платежей и крупных социальных программ (это и есть «социально-ориентированное рыночное хозяйство»).

«Справедливое» же распределение доходов финансов населения означает подрыв стимулов к эффективной работе и завершается обычно тем, что справедливо распределять становится просто нечего. Это хорошо подтвердил так называемый «Шведский социализм», в результате стремления правительства к социальной справедливости экономическая эффективность экономики значительно упала и страна оказалась на пороге экономического кризиса.

С этих позиций приходится признать, что «несправедливая экономическая эффективность» сегодня имеет объективное преимущество перед «неэффективной социальной справедливостью» И хотя их сближение составляет содержание социально-экономического прогресса, в обозримый исторический период названная альтернатива сохраняет свою жесткую однозначность.

Список использованной литературы

13 стр., 6143 слов

Славянофилы в политической жизни России

... самодержавие, народность». Но в теории к государственному началу славянофилы относились лишь как к внешней форме для посвящения жизни поиску «внутренней правды»; в народности видели не принцип ... русской интеллигенцией, которая всегда так страстно горячо переживала свою ответственность за судьбу России. Диалектика идеи о основополагающей роли религии в национальной и мировой культуре оставалась бы ...

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/finansyi-grajdan/

Букасьян Г.М. Экономическая теория учебное пособие. ИНФРА-М, М. 2001

Доверие к статистике // Вестник статистики, 2003, № 7.

Липина С. А. Социальные последствия реформирования России. М, 2004

Липина С. А. Социо-экономика России переходного периода. М, 2004

Московская А.А. Динамика реальных доходов населения России в 1990-е годы // Проблемы прогнозирования, 2005, № 4.

Политика доходов и качество жизни населения. СПб, 2003

Российский статистический ежегодник, М, 2003

Россия в цифрах, М, 2001, 2002

Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория, М. Инфра М, 2006

Социальное развитие и уровень жизни // Вестник экономики, 2005, № 6.

Уровень жизни населения и структура доходов // Экономист, 2000, № 10.

Экономическая теория // учебник для вузов под ред Добрынина А.И. СПб, 2001

Приложения

Приложение 1

Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения

Показатели 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 Денежные доходы (в среднем на душу населения в месяц)*, тыс. руб. 215 466 4,0 45,2 206,3 515,4 769,2 940,8 1007,8 1629,6 192,9 Реальные располагаемые денежные доходы, в % к предыдущему году — — 52,5 116,4 112,9 84,9 100,5 105,7 83,8 86,2 109,3 Среднемесячная начисленная заработная плата работающих в экономике*, тыс. руб. 303 548 6,0 58,7 220,4 472,4 790,2 950,2 1051,5 1522,6 2223,4 Средний размер назначенных пенсий (в месяц)*, тыс. руб. 102 185 1,6 19,9** 78,5** 188,1** 302,2** 328,1** 399 449 694,3 Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения в месяц)*, тыс. руб. — — 1,9 20,6 86,6 264,1 369,4 411,2 493,3 907,8 1210 Численность населения с денежным доходом ниже величины прожиточного минимума — — 49,7 46,9 33,3 36,6 32,7 30,5 34,2 41,6 42,3 Всего млн. человек в % от общей численности населения — — 33,5 31,5 22,4 24,7 22,0 20,7 23,3 28,4 29,1 Соотношение с величиной прожиточного минимума***, %:

Среднедушевых денежных доходов

Среднемесячной начисленной з/пл.

Среднего размера назначенной месячной пенсии

210

281

119

220

254

138

238

226

129

195

159

101

208

190

116

229

206

113

204

189

115

180

152

70

181

168

76 Коэффициент фондов — — 8,0 11,2 15,1 13,5 13,0 13,2 13,8 14,0 13,8 *До 1992г. – в рублях.

**С учётом компенсации.

***Соответствующей социально-демографической группы населения.

Приложение 2

Структура доходов населения.

В процентах

Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума

Тыс. человек.

Приложение 3

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников

Предприятий и организаций по отраслям экономики

(рублей; до 1998 г. – тыс. руб.)

Показатели 1970 1980 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 Всего в экономике 0,121 0,174 0,303 0,548 6,0 58,7 220,4 472,4 790,2 950,2 1051,5 1522,6 2223,4 Промышленность 0,136 0,191 0,311 0,606 7,1 63,4 228,5 528,8 868,8 1056,8 1208,0 1838,1 2735,7 Сельское хозяйство 0,090 0,142 0,289 0,459 4,0 36,0 111,3 236,7 382,0 439,1 467,6 629,1 891 Строительство 0,155 0,211 0,376 0,695 8,1 78,0 283,3 595,1 967,4 1220,6 1330,6 1801,3 2795,6 Транспорт 0,143 0,215 0,349 0,655 8,8 88,4 330,2 736,5 1140,2 1338,3 1511,1 2295,3 3344,8 Связь 0,100 0,154 0,257 0,499 5,5 63,0 271,4 586,2 1024,2 1356,8 1469,6 2108,2 2879,2 Оптовая и розничная торговля 0,098 0,146 0,258 0,471 4,9 46,8 173,4 360,6 608,6 747,7 839,9 1211,0 1580,6 Геология 0,171 0,246 0,436 0,712 10,0 84,0 304,6 385,1 1170,9 1538,4 1811,7 2602,4 4370,4 Жилищно-коммунальное хоз-во 0,098 0,139 0,224 0,441 4,9 54,0 212,6 483,6 836,0 1017,0 1103,0 1393,4 1957,9 Здравоохранение и социальное обеспечение 0,095 0,134 0,203 0,416 3,9 44,6 167,8 348,4 609,5 668,3 727,0 975,0 1370,9 Образование 0,109 0,140 0,203 0,389 3,7 40,1 152,2 309,2 551,5 616,2 660,5 885,1 1234,6 Культура и искусство 0,091 0,123 0,188 0,369 3,1 36,4 137,0 286,3 510,8 585,1 653,8 854,2 1229 Наука 0,139 0,178 0,341 0,491 3,9 39,6 171,7 365,8 657,8 889,2 1035,7 1669,2 2711,1 Финансы кредит страхование 0,117 0,173 0,410 0,986 12,2 142,6 459,4 768,7 1522,7 1683,8 2093,8 3514,1 5433,2 Управление 0,130 0,169 0,364 0,540 5,7 67,7 256,7 504,4 949,4 1241,3 1359,9 1876,7 2668,6

6 стр., 2929 слов

Доходы как плата за экономические ресурсы

... заработная плата, спрос и предложение. 4. Доходы от собственности Доходы от собственности -- это суммы, выплачиваемые предприятиями за использование экономических ресурсов. Рассмотрим доходы от предоставления фирмам капитала, земли и других ... в США -- до трех четвертей в общем объеме их доходов, в России, как указывалось, -- около 40%. Затрачивая труд, работник получает вознаграждение, ...

Букасьян Г.М. Экономическая теория учебное пособие. ИНФРА-М, М. 2001

Политика доходов и качество жизни населения. СПб, 2003, с. 121

Московская А.А. Динамика реальных доходов населения России в 1990-е годы // Проблемы прогнозирования, 1999, № 4, с. 178-179.

Политика доходов и качество жизни населения. СПб, 2003, с. 167

Российский статистический ежегодник, М, 2003, с. 190

Россия в цифрах, М, 2001, с. 75

Российский статистический ежегодник, М, 2003, с. 189

Россия в цифрах, М, 2002, с. 78-79

Липина С. А. Социальные последствия реформирования России. М, 2004, с. 96

Липина С. А. Социальные последствия реформирования России. М, 2004, с. 89

Российский статистический ежегодник, М, 2003, с. 189-193

Социальное развитие и уровень жизни // Вестник экономики, 1999, № 6, с. 102

2

3

44

43