Глава 1. Сущность Конституции
1.1 Понятие Конституции
Конституция Российской Федерации — это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы Конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему органов государственной власти; принципы организации местного самоуправления [2, с. 159].
Термин «конституция» (от латинского «constituio» — установление) зародился в Древнем Риме и использовался для обозначения указов римских императоров.
В современном понимании Конституции возникли в XVII в. как результат борьбы народных масс и буржуазии против феодализма. Конституция рассматривалась в качестве основного документа государства, призванного ограничить пределы государственной власти и обеспечить защиту прав и свобод личности.
Первая Конституция появилась в 1787 г. в США. В 1791 г. была принята Конституция Франции, в 1793 г.- Польши.
В самом общем виде Конституцию можно определить как нормативно-правовой акт (совокупность нормативно-правовых актов), обладающий (-щих) высшей юридической силой и регулирующий (-щих) основы взаимоотношений человека и государства, устройство государства и организацию государственной власти.
Сущность Конституции состоит в том, что она выражает социальный компромисс или согласие, достигаемые в момент ее принятия различными социально-политическими силами по коренному вопросу, который она решает, — ограничение пределов вмешательства государства в жизнь общества и индивидов.
В России действует Конституция, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Наряду с этой, федеральной Конституцией, действуют Конституции республик, входящих в состав Российской Федерации. Это обычно для любого федеративного государства. Конституции республик также обладают высшей юридической силой на их территории. Но федеральная Конституция имеет верховенство на всей территории Федерации (ст. 4 Конституции), а это означает, что Конституции республик, некоторые из которых приняты до принятия федеральной Конституции, должны тем не менее соответствовать последней и не противоречить ей. Аналогичной юридической силой на своей территории обладают уставы других субъектов Российской Федерации (края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа) [15, с. 98].
Отличие Конституции от других законов. Конституция:
- Закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти.
- Является источником права.
- Обладает высшей юридической силой.
- Отличается относительной стабильностью.
- Является базой для текущего законодательства.
- Отличается особым порядком принятия и изменения.
[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/forma-konstitutsii-rf/
Конституционная система органов государственной власти Российской Федерации
... судебной власти. Каждый из этих видов органов представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов Российской Федерации. 1. Президент Российской Федерации является главой государства. Он выступает в качестве гаранта Конституции РФ, ...
1.2 Функции и форма Конституции
В науке Конституционного права принято выделять юридическую, политическую и идеологическую функции Конституции.
Юридическая функция заключается в том, что Конституция является основным источником права, содержащим исходные начала для всей правовой системы.
Политическая функция состоит в том, что Конституция устанавливает основы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства «личности, определяет принципы функционирования политической системы в целом.
Идеологическая функция проявляется в способности Конституции оказывать влияние на духовную жизнь общества путем распространения и утверждения определенных политических и правовых идей, представлений и ценностей [4, с. 172].
Форма Конституции — это способ организации Конституционных норм.
По форме Конституция может состоять из одного или нескольких нормативно-правовых актов. В большинстве государств Конституции представляют собой единый документ (кодифицированные Конституции), например Конституция Италии, Основной закон Германии, Конституция Российской Федерации и др. Однако в ряде стран Конституции представлены совокупностью нормативно-правовых актов (некодифицированные Конституции), в равной мере обладающих высшей юридической силой. Примером может служить Швеция, Конституция которой состоит из трех нормативных актов: Форма правления 1974 г., Акт о престолонаследии 1810 г., Акт о свободе печати 1974 г.
Рассмотренные выше Конституции наука Конституционного права относит к числу писаных.
Наряду с писаными встречаются так называемые «неписаные» (частично писаные) Конституции. В качестве примера можно привести Конституцию Великобритании, состоящую из парламентских законов, судебных прецедентов и обычаев (Конституционных соглашений).
Закрепляя важные общественные отношения и основополагающие устои общества, Конституция служит правовой базой для текущего законодательства, в котором преломляются, раскрываются и конкретизируются положения Конституции.
При этом Конституционные нормы сохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего законодательства. Стабильность и долговечность Конституции как Основного закона российского государства обусловлены двумя обстоятельствами:
1. В силу абстрактного содержания ее положений, она не подвержена частым изменениям.
2. Жесткая процедура по внесению в нее изменений и дополнений служит гарантом ее долговечности, стабильности и жизнеспособности.
Конституция 1993 года представляет собой нормативно- правовой акт, закрепляющий и определяющий основные права и свободы человека и гражданина. Основы общественного и Конституционного строя РФ, национально- государственное устройство и административно- территориальное деление страны, систему государственной власти и местное самоуправление [16, с. 55].
Сущность и основные принципы правового государства
... правового государства находят свое выражение в конституциях современных государств. Современная Конституция Республики Казахстан (ст.1) свидетельствует: «Республика Казахстан утверждает себя демократичным, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и ...
Важнейшие принципы Конституции РФ:
- демократизм, суверенитет, федерализм, гуманизм, принципы разделения властей и другие принципы, основанные на общечеловеческих ценностях.
Конституция — особый нормативно-правовой акт, существенно отличающийся по своей природе, сущности, юридическим свойствами.
Конституция принимается особым субъектом или от имени этого субъекта — народа соответствующего государства. В частности, в Конституции Российской Федерации провозглашено: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенной общей судьбой на своей земле, утверждаю права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся исторически государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправие и самоопределение народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешнем и будущим поколения, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» [1].
Аналогичные положения есть и в Конституциях других государств. Так, в Конституции США говорится: « Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более Совершенного Союза, утверждения правосудия, обеспечения внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействие общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, утверждаем и принимаем Конституцию для Соединенных Штатов Америки». В Конституции Германии говорится: «Сознавая свою ответственность перед богом и людьми, воодушевленный желанием служить делу мира во всем мире в качестве равноправного члена в объединенной Европе, немецкий народ в силу своей учредительной власти дал себе настоящий Основной закон». Еще лаконичнее Конституция Испании: «Я, Дон Хуан Карлос I,Король Испании, объявляю всем, кто увидит и поймет настоящий документ, знайте, что Кортесы одобрили, а испанский народ утвердил настоящую Конституцию».
Конституционно-правовые нормы обладают особым, учредительным характером. Исключительно Конституция учреждает основы экономической и политической системы государства. В соответствии с этими основами в государстве принимается текущее законодательство и осуществляется правовое регулирование.
Конституция регулирует фундаментальные отношения во всех сферах жизни общества:
- закрепляет права и свободы человека и гражданина с целью его защиты от произвола государства и нарушений этих прав и свобод в обычных законах;
- определяет принципы организации государственной власти, т.е.
систему государственных органов, способ их формирования, компетенцию, взаимоотношения друг с другом;
- устанавливает территориальное устройство государства;
- регулирует экономическую и социальную деятельность государства.
Конституция — не только нормативно-правовой, и политический акт, поскольку она служит средством закрепления господства определенных сил общества или народа в целом, является носителем определенной политической идеологии. Так, в Конституции Российской Федерации признаются идеологическое и политическое многообразие, многопартийность.
Исполнительная власть в системе государственного управления
... — это деятельность государства исполнительно-распорядительного характера, осуществляемая главным образом органами исполнительной власти». Исходя из этого, исполнительная власть и государственное управление характеризуются в качестве сущности и содержания; а государственное управления является таким видом государственной деятельности, в ...
Конституция имеет особые юридические свойства:
верховенство основного закона (ч.2 ст.4). Обладая свойством верховенства, Конституция распространяет свое правовое воздействие на всю территорию Российской Федерации, в том числе и республики в составе Российской Федерации, имеющие собственные Конституции;
высшая юридическая сила (ст.15). Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции. Нормативно-правовой акт, противоречащий Конституции, полежит отмене или изменению. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане, объединения граждан обязаны неукоснительно соблюдать Конституцию;
прямое действие (ст.15). Если возникает коллизия между Конституцией и иной правовой нормой, действует Конституция. Любой гражданин, требуя защиты своих прав и свободы, вправе руководствоваться положениями Конституции, а любой орган государственной власти, местного самоуправления, должностное лицо должно соблюдать нормы Конституции независимо от существующих законов, постановлений, приказов и т.д.
Ядро правовой системы, база для развития законодательства: Конституция лежит в основе развития законодательства в государстве, определяет, какие федеральные Конституционные законы, иные нормативные акты должны быть приняты в развитие Конституционных положений. В частности, ч.2 ст.5 Конституции предусматривает, что республика (государство) имеет свою Конституцию и законодательство; край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство [14].
стабильность: предусмотрен особый, сложный порядок пересмотра Конституции и внесения в нее поправок (гл.9).
особая правовая охрана, не свойственная никакому другому нормативному правовому акту. В Российской Федерации соблюдение Конституции — одна из основных обязанностей органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений. Конституционный Суд РФ — особый орган судебной власти, разрешающий дела о соответствии Конституции нормативных актов; Конституционности законов, примененных или подлежащих применению в конкретном деле (ст.125).
Принятие государством Конституции само по себе означает, что оно берет на себя обязанность следовать Конституционным порядкам. Однако в понятие «Конституционный строй» включается не только формальное соблюдение Конституции, но и то, что государством надежно охраняются права и свободы человека и гражданина, а само государство подчиняется праву.
Конституционный строй не сводится к факту существования Конституции, а становится реальным, если основой закон, т.е. Конституция, соблюдается, а сама Конституция — демократична. Для того чтобы государство в полной мере подчинялось праву, это подчинение должно быть обеспечено определенными гарантиями. Они в своей совокупности обеспечивают такой способ организации государства, который может быть назван Конституционным строем [1].
Соотношение исполнительной власти и государственного управления
... исследования являются исполнительная власть РФ. Соответственно предметом исследования является законодательство и Конституция РФ 1993 года Цель исследования состоит в раскрытии темы работы, системы исполнительной власти, понятия, функции и особенности исполнительной власти, вопроса о соотношении государственного управления и исполнительной власти. Задачами, ...
Таким образом, Конституционный строй — это форма, или способ, организации государства, обеспечивающая подчинение его праву и характеризующая его как Конституционное государство. Ограничение государственной власти правом имеет одну из целей — создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества.
Глава 2. Структура Конституции
2.1 Общая структура и содержание различных Конституций
По своим структуре и содержанию конкретные Конституции чрезвычайно разнообразны, что отражает многообразные особенности исторического, политического, социально-экономического, этнического, конфессионального и иного развития соответствующей страны. Не оставались неизменными структура и содержание Конституций и на различных этапах истории мира в целом и отдельных стран. Претерпевают они эволюцию и на современном этапе общественного развития. Но при всем этом здесь можно и нужно выделить то общее, что обычно составляет области и объекты Конституционного регулирования и тем самым основную структуру и основное содержание Конституций. Конечно, в каждой конкретной Конституции той или иной страны может и отсутствовать какой-то компонент или ряд компонентов такой общей и основной структуры или содержания. Форма и степень отражения одного и того же элемента такой структуры и содержания также могут быть далеко не одинаковыми. Это, однако, не может служить препятствием для выделения наиболее типичного в структуре и содержании Конституций и их эволюции. Хотя среди ученых и специалистов-практиков в мире нет единого мнения по вопросам оптимальной структуры и содержания Конституции, современная демократическая Конституционная теория выработала определенные общие требования к ним как отражению и конкретизации сущности этих Конституций. На ранних стадиях исторического развития Конституционализма содержание и структура Конституций были достаточно узкими и охватывали преимущественно три основных блока проблем: а) личные и отчасти политические права и свободы человека и гражданина; б) организация и деятельность высших органов государственной власти; в) политико-территориальное устройство страны. Позднее, во второй половине прошлого века в Конституции стали включаться нормы, регулирующие внешнеполитическую деятельность государств. В XX в., особенно во второй его половине, в связи с существенно возросшей экономической и социальной ролью государства в сферу Конституционного регулирования включаются все новые области общественных отношений, прежде всего социального, экономического и общественно-политического характера, а также международных отношений. Наряду с этим значительно расширяются и конкретизируются права и свободы человека и гражданина, особенно экономические, социальные и культурные. Важное место занимают вопросы экологической безопасности. В области организации и деятельности органов государственной власти в целом обнаруживается тенденция усиления исполнительной власти и повышения ее устойчивости, известного ограничения полномочий парламента, регулирования института Конституционного контроля (надзора).
За последние десятилетия в Конституционном законодательстве особое место нашли положения, связанные с обеспечением мира и международной безопасности, а также с региональной интеграцией, особенно европейской, усилилось внимание к вопросам внешней политики и международных отношений. Так, в связи с принятием Маастрихстских соглашений в Конституцию Франции в 1992 г. был введен специальный раздел «Европейский союз» [13, с. 102].
Акты конституционного суда российской федерации. Конституционный ...
... решаться иными судами. Конституционный Суд РФ занимается только проблемами конституционности как высшей формы законности. В Конституции РФ юридические коллизии различаются путем использования следующих понятий: а) соответствие законов, иных нормативных правовых актов Конституции РФ (ст. 125); ...
Сегодня, говоря обобщенно, структуру и основное юридическое содержание Конституций составляют нормы, закрепляющие: а) основы общественного строя; б) основы государственного строя; в) основные права, свободы и обязанности личности; г) систему органов государственной власти, их статус и основы механизма их деятельности и взаимодействия; д) основы избирательной системы; е) основы местного управления и самоуправления. Специалисты по-разному и даже противоположно решают принципиальные вопросы структуры и содержания Конституций. Так, по вопросу о масштабах и характере вмешательства государства в различные сферы общественной жизни одни высказываются за резкое сужение сферы Конституционного регулирования, а другие, наоборот, выступают за ее всемерное расширение. Практика, однако, показывает, что необходимо избегать обеих этих крайностей. Не только всепроникающее и всепоглощающее государственное руководство обществом, характерное для тоталитарных этатистских систем, но и необоснованный, неподготовленный, преждевременный отказ от Конституционного регулирования основ экономической, социальной и политической структур общества способны нанести большой вред. Конечно, в различных условиях разных стран этот вопрос не может и не должен решаться по шаблону, однозначно. Но в целом сегодня эти вопросы остаются в сфере Конституционного регулирования. При этом важно отметить, что в развитых демократических странах речь идет о Конституционном закреплении лишь принципиальных основ в данных областях. Это отнюдь не мешает формированию или развитию гражданского общества в этих странах. Можно предполагать, что и в других странах, по мере формирования и утверждения такого общества и создания других необходимых предпосылок, сфера Конституционного регулирования этих вопросов будет сужаться [6, с. 24]. Содержание Конституций (если они выражены в форме единых кодифицированных документов) определенным образом структурируется и получает свое выражение в структуре Конституции, т.е. в принятом порядке их организационного построения, внутреннего согласования и расположения разделов, глав, статей и т.д. Не только в содержании, но и в структуре Конституции отражается общий замысел законодателя и глубинный смысл данного основного закона. Так, выдвижение на первый план в структуре многих современных Конституций раздела, посвященного политико-правовому статусу личности, несомненно, отразило возрастание роли и значения гуманистических начал в жизни демократического общества и в его правовой системе. Тем более что в Конституциях авторитарных и тоталитарных стран этот раздел обычно либо вообще отсутствовал, либо был достаточно куцым и относился в конец текста. Другой пример: в Конституции Франции 1958 г. главу о президенте и правительстве поставили перед главой о парламенте, что несомненно, должно было отразить переход от парламентской к президентской форме правления и усиление роли исполнительной власти в стране. Аналогичное заключение можно сделать и из факта помещения главы о Президенте РФ в Конституции РФ 1993 г. перед главой о Федеральном Собрании. Самая общая структура Конституций обычно включает: преамбулу (введение); основную часть; заключительные, переходные и дополнительные положения; а иногда и приложения. Преамбула, имеющаяся в большинстве Конституций, чаще всего в торжественно-декларативной форме отражает причины, принципы, цели и исторические условия принятия Конституции, важнейшие нравственные начала государственной политики и др. Положения преамбулы несут большую политическую и идеологическую нагрузку, но, как правило, непосредственно не имеют юридической силы, если только не включают в себя (в порядке исключения из общего правила) положений нормативного характера (например, провозглашение прав и свобод граждан в действующей преамбуле Конституции Франции 1946 г.).
Конституционные основы судебной системы Российской Федерации
... Федерации; рассмотреть конституционные принципы деятельности органов судебной власти; изложить понятие и полномочия Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Характеристика источников для написания курсовой работы. В основу работы положены, во-первых, Конституция ...
Другое дело, что текст преамбулы имеет важное нормативное значение для юридического толкования и применения других установлений Конституции. В ряде кодифицированных Конституций преамбула отсутствует (Италия, Бельгия, Нидерланды, Греция, Норвегия, Египет, Малайзия и др.) [8, с. 211]. Основную часть Конституции чаще всего составляют: общие нормы, характеризующие важнейшие основы общественного и государственного строя; нормы об основных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина; нормы о политико-территориальном устройстве государства (особенно федеративного); нормы о системе и статусе государственных органов и взаимоотношениях между ними; нормы о местном самоуправлении; нормы об избирательной системе; нормы о государственной символике и порядке изменения Конституции [9, с. 124].
Хотя в большинстве Конституций ее основная часть начинается с общего, вводного раздела, в ряде Конституций (например, Конституциях ФРГ, Нидерландов и др.) таких разделов нет и они начинаются сразу с раздела об основных правах человека и гражданина. Некоторые Конституции начинают свою основную часть с других разделов. Конституция Бельгии, например, — с раздела о политико-территориальном устройстве страны — «О Бельгийской федерации, ее составных частях и территории». Расположение и наименование глав внутри разделов, посвященных организации и деятельности органов государственной власти, во многом определяется принятой формой правления. Ясно, например, что в Конституциях монархических стран этот раздел не только по структуре, но и по содержанию будет существенно отличаться от Конституций стран, избравших республиканскую форму правления. Конституция Японии даже начинается с главы «Император». В рамках Конституций стран республиканской формы правления расположение глав в данном разделе чаще всего зависит от того, идет ли речь о президентской или парламентской республике: в первых вначале обычно дается глава о президенте (Франция, Россия, Конго, Казахстан и др.), а во-вторых глава о парламенте (Италия, Чехия, Болгария и др.).
Заключительные, переходные и дополнительные положения содержат обычно самые разнообразные, разнохарактерные и разномасштабные нормы: о порядке вступления в силу Конституции; о временных исключениях при применении некоторых Конституционных норм; о сроках принятия законов, издание которых предусмотрено Конституцией; о временном осуществлении власти до создания предусмотренных Конституцией государственных институтов и др. Что касается приложений, то они также весьма неодинаковы как по содержанию, так и по значению. Так, Конституция Индии 1950 г. имеет десяток приложений, которые, по сути дела, являются конкретизацией соответствующих статей основной части Конституции.
Толкование Конституции России, как исключительное полномочие ...
... исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Тема нашей курсовой работы «Толкование Конституции России как исключительные полномочия Конституционного Суда РФ» имеет не только важное значение, ... между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов (ст. 5, 71, 72, 73, 76 Конституции); г) определяется характер взаимоотношений ...
2.2 Структура Конституции РФ
Действующая Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности Конституционно-правовых норм.
Непосредственно структуру Конституции РФ можно отобразить следующим образом:
Преамбула , Раздел первый , Глава 1. Основы Конституционного строя (статьи 1-16) , Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64) , Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79) , Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93) , Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109) , Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110—117) , Глава 7. Судебная власть (статьи 118—129) , Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133) , Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134—137) , Раздел второй. Заключительные и переходные положения
В преамбуле российской Конституции определяются цели и задачи государства, к которым отнесены: 1) утверждение прав и свобод человека; 2) утверждение гражданского мира и согласия в РФ; 3) сохранение исторически сложившегося государственного единства; 4) возрождение суверенной государственности России; 5) утверждение незыблемости демократических основ Российского государства; 6) обеспечение благополучия и процветания России. Положения преамбулы носят торжественно-декларативный характер, так или иначе пронизывают все статьи Основного закона страны, в конечном счете определяют его смысл и значение [12, с. 270]. Несмотря на своеобразие юридических конструкций (в юридическом понимании преамбула не включает Конституционные нормы и принципы), преамбула имеет важное юридическое значение. Ее положения ориентируют законодательную и исполнительную власти, правосудие; закрепляют общие обязательства государства перед гражданами; имеют отправное значение для судебного толкования Конституции РФ, в частности толкования Конституционным судом РФ ряда принципов федерального устройства; преамбула важна для отыскания права в случае обнаружения пробелов и противоречий в Конституции РФ, а также при необходимости внести в нее поправки и др.
Первая глава «Основы Конституционного строя» состоит из 16 статей, которые закрепляют исходные принципы Конституционного регулирования важнейших сторон жизни российского общества, определяют сущность государства, правовое положение человека и гражданина, принципы социальных и экономических отношений, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религии. Основы Конституционного строя составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции РФ, всей системы действующего законодательства. Нормы, закрепляющие основы Конституционного строя РФ, обладают наивысшей юридической силой по отношению к иным ее положениям. Согласно ч. 3 ст. 15 этим нормам, т.е. ст. 1-15, должны соответствовать все иные положения Конституции РФ. Положение о том, что человек, его права и свободы являются наивысшей ценностью общества (ст. 2), определило основные права и свободы человека и гражданина, их гарантии в главе 2 Конституции РФ.
Конституция РФ как основной источник конституционного права
... человека и гражданина. 2. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 2.1. Этапы конституционного развития России. На изменение конституции влияют многие факторы — ... 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка», ряда конституционных актов 1905 – 1906 гг. В частности, ... этап конституционного развития России связан с принятием Конституции РСФСР 1937 г. Как и предшествующая Конституция 1925 ...
Глава 1 «Основы Конституционного строя» — отражение качественного изменения характеристики строя.
Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» содержит 48 статей, в которых закрепляются: принципы правового положения человека и гражданина в России; принципы гражданства в России; система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина; гарантии прав и свобод; основные (Конституционные) обязанности человека и гражданина.
Глава 3 «Федеративное устройство» содержит 15 статей, развивающих и закрепляющих важнейшие положения главы 1 «Основы Конституционного строя», в частности, ст. 1, 4. 5 характеризуют: полный исчерпывающий перечень наименований субъектов Федерации; взаимоотношения между федеральной властью и субъектами Федерации. Главы 4-8 посвящены организации государственной власти и местного самоуправления.
Глава 4 «Президент Российской Федерации» состоит из 14 статей, которые закрепляют: статус Президента как главы государства; порядок вступления в должность Президента РФ; полномочия Президента РФ, основания их досрочного прекращения; порядок отрешения Президента РФ от должности.
Глава 5 «Федеральное собрание» раскрывает основы организации и деятельности парламента Российской Федерации и включает 11 статей. которые закрепляют: статус Федерального собрания — парламента как представительного и законодательного органа Российской Федерации; порядок формирования Федерального собрания и его структуру; компетенцию Совета Федерации и Государственной думы; нормы о законодательном процессе в Российской Федерации.
Глава 6 «Правительство Российской Федерации» состоит из 8 статей, регулирующих деятельность Правительства РФ, возглавляющего исполнительную власть в Российской Федерации. В частности, в главе 6 закреплены: порядок формирования, структура Правительства; компетенция Правительства; порядок отставки, выражения недоверия Правительству.
В главе 7 «Судебная власть» содержится 12 статей, характеризующих понятие судебной власти в РФ. В главе определены: судебная система в России; статус судей, принципы судопроизводства; порядок формирования и компетенция Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов Российской Федерации, Прокуратуры РФ.
Глава 8 «Местное самоуправление» конкретизирует положение ст. 12 Конституции РФ и закрепляет: систему местного самоуправления в Российской Федерации; функции местного самоуправления в Российской Федерации; функции местного самоуправления; гарантии местного самоуправления.
Глава 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» определяет порядок изменения и дополнения действующей Конституции и ее пересмотра, т.е. принятия новой Конституции РФ.
Заключительные и переходные положения (второй раздел) предусматривают порядок ее изменения и пересмотра, а также содержат нормы, указывающие на временные изъятия из действий отдельных положений первого раздела Конституции. В них определяется дата принятия и вступления Конституции РФ в силу, содержится указание на приоритетность ее положений перед Федеративным договором от 31 марта 1992 г., устанавливается порядок действия законов и других правовых актов, принятых до вступления в силу Конституции РФ и др. [10, с. 162]. Конституция РФ содержит сжатую, глубокую по содержанию характеристику российского общества.
Заключение
Конституция — прежде всего юридический документ, основа государственности, законности и правопорядка. Именно в таком качестве она составляет предмет науки Конституционного права. Но, в то же время — это политический документ, ибо она, безусловно, оказывает регулирующее воздействие на политические отношения в обществе. Однако это уже область политологии. Некоторые ученые полагают, что Конституция выполняет и определенную идеологическую функцию, хотя это в прямом смысле скорее свойственно тоталитарному государству.
Сумма ценностей, лежащих в основе Конституции демократического правового государства, находится как бы за пределами идеологического плюрализма. Конституция — вне идеологии, она только необходимое условие для выражения любой идеологии; если она и выражает какую-то определенную, универсальную идеологию, то это — философия свободы и правового государства.
Структура Конституции — это строение Конституции, которое определяется последовательностью расположения ее составных частей.
Анализ содержания Конституций различных государств показывает, что большинство из них имеют одинаковую структуру, состоящую из преамбулы, основной части, заключительных и переходных положений.
Преамбула объясняет цели Конституции, исторические условия ее принятия. Положения преамбулы имеют важное политическое и идеологическое значение, выступая в качестве своеобразных ориентиров, способствующих пониманию и применению основных положений Конституции.
Основная часть Конституции содержит нормы, закрепляющие основы Конституционного строя, права и свободы личности, систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти (в федеративных государствах — федеративное устройство), порядок изменения и пересмотра Конституции.
В заключительных и переходных положениях, как правило, устанавливается момент вступления Конституции в силу, порядок вступления в силу отдельных Конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних Конституционных институтов новыми.
Подобные документы
-
Основные учения о конституции. Понятие и социальная ценность конституционного строя. Критерии, используемые при классификации конституций, их виды. Федеральные конституции и конституции субъектов федерации, временные и постоянные, писанные и неписанные.
контрольная работа [26,9 K], добавлен 23.03.2017
-
Понятие Конституции как Основного Закона государства. Классификация конституций и их структура. Учредительный, первичный характер конституционных установлений. Юридические свойства и функции конституции. Конституционное развитие Республики Беларусь.
реферат [39,3 K], добавлен 11.03.2011
-
Структура, содержание и характерные черты конституции. Основной закон как фундамент законодательства, регулирующего взаимоотношения граждан между собой и с государством. Характерные черты конституции. Форма конституции как внешний способ ее выражения.
контрольная работа [32,9 K], добавлен 26.01.2010
-
Принятие конституции как прогрессивный акт. Понятие и значение конституций зарубежных стран. Разработка, принятие и изменение конституции. Порядок внесения в конституции изменений и дополнений. Виды конституций, институт конституционного контроля.
реферат [32,0 K], добавлен 29.10.2010
-
Принятие Конституции России после проведения конституционного референдума 12 декабря 1993 года. Признаки Конституции, которые отличают ее от других законов. Структура Конституции РФ — основного закона государства, имеющего высшую юридическую силу.
контрольная работа [21,6 K], добавлен 01.11.2014
-
Классификация видов конституций по порядку принятия, времени действия, политическому режиму, форме изложенных предписаний. Исследование понятия, юридических свойств, структуры и функций Конституции. Изучение порядка принятия и изменения Конституции.
контрольная работа [20,9 K], добавлен 24.02.2013
-
Понятие, структура и функции Конституции — основного закона страны. Этапы развития Конституции СССР и Российской Федерации. Основные принципы конституции: демократизм, законность, суверенитет, разделение властей, гражданство и равноправие граждан.
курсовая работа [47,2 K], добавлен 07.01.2015