Особенности формирования брачного выбора

Возникающие в процессе досугового общения привязанности и чувства создают такой эмоциональный образ партнёра, когда некоторые его реалии просто не замечаются. В браке же эмоциональная завеса постепенно снимается, а в центр внимания начинают попадать отрицательные характеристики партнёра, т.е. строится реалистический образ, в результате чего может возникнуть разочарование или конфликт.

Иногда на познание партнёра просто не хватает времени, если решение о вступлении в брак принимается слишком поспешно.

Довольно часто неточность взаимного узнавания идеализация друг друга может быть обусловлена существованием в сознании людей оценочных стереотипов (например, физиогномические заблуждения; житейские обобщения, связанные с профессией, национальностью, полом, социальным статусом и прочие).

Такого рода стереотипы приводят к приписыванию друг другу отсутствующих черт или проецированию на партнёра черт своего идеала или собственных положительных характеристик.

Идеализации нередко способствует известный в социальной психологии «эффект ореола»: общее благоприятное впечатление о человеке, например, на основе его внешних данных, приводит к положительным оценкам неизвестных пока качеств, недостатки же не замечаются или сглаживаются.

В результате идеализации создаётся сугубо положительный образ партнёра, но в браке «маски» очень быстро спадают, добрачные представления друг о друге опровергаются, всплывают принципиальные разногласия и либо наступает разочарование, либо бурная любовь переходит в более умеренные эмоциональные отношения.

Отсюда вытекает необходимость самоопределения при выборе оптимального соотношения конкурентных достоинств и недостатков будущего партнёра по браку и последующего принятия избранника таким, каков он есть.

Значимыми характеристиками периода выбора партнёра и ухаживания являются: 1) то, как и когда произошло знакомство (место и ситуация знакомства), и 2) характер первых впечатлений друг о друге (эмоционально-положительные, отрицательные, индифферентные, амбивалентные).

Первые впечатления формируются на основе самопредъявления партнёров, включающего их самоподачу (трансляция образа Я как внешнего Я-для-других с целью произвести желаемое представление о себе и привлечь внимание партнёра) и самораскрытие (трансляция образа Я как личного представления о себе с целью установления отношений доверия и близости с партнёром).

[9]

Человек – не уникальное живое существо на планете. Если раздвинуть рамки человеческой семьи и выглянуть за её пределы, то можно обнаружить, что как у животных, так и у человека имеют место ухаживание, спаривание, постройка гнезда, выращивание детей и освобождение их для самостоятельной жизни.

4 стр., 1908 слов

Проблема выбора брачного партнера

... наиболее значимой является любовь при выборе брачного партнера. 3 Проблема выбора брачного партнёра 3.1 Модели выбора брачного партнёра Желание объяснить механизм брачного выбора привело к созданию ряда концепций. ... четкой сформированности у респондентов представлений о браке, идеализации семейно-брачных отношений. Наблюдается тенденция к менее традиционному представлению о роли женщины, велика ...

Разница лишь в том, что ухаживание у людей зависит от двух факторов: фактора времени и фактора риска. Существует определённый возрастной период, в течение которого молодой человек обучается ухаживать, и чем длиннее этот процесс, тем больше вероятности ослабления (замедления) развития социальных, физиологических реакций.

Фактор риска связан с избирательным и полимотивированным характером предбрачного поведения. [10]

От успешности протекания периода ухаживания зависит в итоге существование семьи, т.к. его конечной целью является заключение брака. Для того, чтобы эта цель была достигнута, молодые люди должны справиться со следующими задачами:

  1. научиться устанавливать близкие интимные отношения;
  2. научиться ритуалу ухаживания, т.е. характерному для данной культуры ролевому поведению в полоролевых взаимодействиях;
  3. освоить свою собственную сексуальность: научиться идентифицировать сексуальные импульсы и управлять ими;
  4. определить для себя, хотят ли они вообще вступать в брак и создавать традиционную семью или более подходящим для них является какой-либо иной способ проживания жизни.[7]

Э.Фромм утверждает, что цель брачного поведения мужчин и женщин заключается в том, чтобы быть любимым, возбудить чувство любви к себе.

Мужчины и женщины идут к этой цели разными путями. Мужчины стараются стать удачливыми, стать сильными и богатыми настолько, насколько позволяет социальная ситуация. Женщины стараются пленить своей внешностью, фигурой, одеждой и т. д. И мужчины, и женщины используют хорошие манеры, умение вести интересную беседу, готовность прийти на помощь, скромность, непритязательность. [8]

2.2 Понятие готовности к брачным отношениям

Современное супружество предъявляет более сложные требования к личностному взаимодействию членов семьи. Оно не преподносится супругам в готовом, улучшенном виде, а задаётся им как задача, требующая больших личностных усилий, готовности и способности к совершению этих усилий. Свобода от регламентации старшими поколениями сопряжена с затруднением получения поддержки с их стороны: новая семья сама прокладывает свои пути, а не следует проторенными. Это касается всех сторон жизни семьи, в том числе – брачной сексуальности и воспитания детей. Снижение брачного возраста в сочетании с возросшей длительностью социального созревания приводит к тому, что усложняющиеся задачи семейного строительства приходятся на менее зрелых в личностно-социальном отношении супругов.

Вместе с тем люди готовы потратить больше времени на обучение вождению автомобиля, чем на подготовку к семейной жизни. И в самом деле, если человек не пройдёт соответствующей подготовки, он не сможет получить водительские права, тогда как для получения свидетельства о браке не требуется почти ничего. Многие люди принимают решение о вступлении в брак необдуманно, не осознавая принимаемой на себя ответственности, не научившись эффективно общаться с партнёром. Под влиянием юношеской очарованности они спешат купить обручальные кольца. В результате их ожидания и надежды оказываются неоправданными. Брак окажется более удачным, если супруги сразу осознают, что очарованность недолговечна, что она рано или поздно пройдёт. Очень немногие люди бывают по-настоящему готовы к стрессам и трениям первых лет супружеской жизни. [5]

41 стр., 20074 слов

Социально-психологические причины разрыва семейно-брачных отношений ...

... даже группами. В данной работе будут рассмотрены вопросы о причинах развода, а также причинах роста разводов. Цель работы: выявить основные социально-психологические факторы, распада молодых семей, определить причины роста разводов в нашей стране. Объект ...

Подготовка молодёжи к вступлению в брак, к будущей семейной жизни – неотъемлемая составная часть общей системы воспитания подрастающего поколения. Вместе с тем ещё совсем недавно считалось, что молодой человек по достижении определённого возраста уже полностью готов к созданию семьи. Однако обусловленность изменений семьи культурно- исторической динамикой общественных отношений не только не исключает, но и предполагает необходимость специальной подготовки подрастающих поколений к жизни в семье. Многочисленные социологические, педагогические, медико-психологические исследования убеждают нас в том, что готовность юношей и девушек к вступлению в брак и созданию семьи должна стать целью психологической работы.

Семейная жизнь, открывая человеку возможности для личного роста и счастья, одновременно предъявляет к нему и немало требований. Среди факторов, определяющих стабильность молодых семей, выделяют готовность молодёжи к браку. Это система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества.

Готовность к браку – интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов.

  1. Формирование определённого нравственного комплекса – готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнёру, будущим детям.

Формирование этого аспекта окажется связанным с распределением ролей между супругами.

  1. Подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству. Семья является малой группой, для нормального её функционирования требуется согласованность ритмов жизни супругов.
  2. Способность к самоотверженности по отношению к партнёру. Способность к такому чувству включает способность к соответствующей деятельности, основанной прежде всего на качествах и свойствах альтруизма любящего человека.
  3. Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека,- эмпатийный комплекс. Важность этого аспекта связана с тем, что брак по своему характеру становится по-настоящему психологическим в силу утончённости человека как личности. В связи с этим возрастает роль психотерапевтической функции брака, успешной реализации которой способствует развитие способности к сопереживанию, вчувствованию в эмоциональный мир партнёра.
  4. Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.
  5. Умение разрешить конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения. Умение конструктивно решать межличностные конфликты, использование их для развития межличностных отношений супругов считается решающим в процессе взаимного приспособления молодожёнов.

    [3]

Если говорить о подготовке молодёжи к семейной жизни, то следует заметить, что в процессе самой жизни дети перенимают от старших поколений немало знаний об отношениях к человеку другого пола, о браке, о семье, усваивают нормы поведения. У них рано начинают развиваться чувства товарищества, дружбы, чести, достоинства. Это способствует формированию представлений о любви как высшем человеческом чувстве, о брачно-семейных отношениях. Всё это очень ценно, но при нынешнем темпе жизни естественный механизм передачи таких знаний уже недостаточен. Поэтому важное место должно принадлежать и специальной подготовке подрастающего поколения в школе и в родительской семье к созданию в будущем своей семьи; к выполнению супружеских и родительских обязанностей; к воспитанию детей.

14 стр., 6687 слов

История, типы семьи и брака и их эволюция в обществе

... семейно-брачных отношений в человеческом обществе 1.1 Роль семьи и брака в становлении человека и развития общества Семья ... брака и семьи в традиционном обществе, эволюции семейно-брачного института. Необходимо проследить зарождение, историю и развития института брака и семьи, рассмотреть исторические формы брака ... взгляда на семейный строй жизни. Идея изменчивости форм брака и семьи как центральная ...

Таким образом подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должна включать следующие аспекты.

  1. Социальный, раскрывающий политику государства в области брачно-семейных отношений и демографии, а также содержащий данные об общественной сущности брачно-семейных отношений, предназначении семьи, семейных ценностях, социальных ролях супругов и родителей.
  2. Нравственно-этический, включающий воспитание следующих нравственных качеств: дружелюбного отношения к представителям другого пола; уважения к матери, отцу, старшим и младшим; потребности в воспитании детей; ответственности, верности, честности, сдержанности, доброты, уступчивости; чувства долга перед супругой (супругом), семьёй, детьми; культуры интимных чувств.
  3. Правовой, ориентированный на ознакомление с основами законодательства о браке и семье; с важнейшими положениями семейного права; с обязанностями супругов по отношению друг к другу, к детям, к обществу.
  4. Психологический, формирующий понятие о личностном развитии; об особенностях психологии межличностных отношений юношества; о психологических основах брака и семейной жизни, умения понимать психологию других людей; развитие чувств, необходимых для супружеской и семейной жизни; владение навыками общения.
  5. Физиолого-гигиенический, включающий знания физиологических особенностей мужского и женского организмов; особенности половой жизни, вопросов личной гигиены и др.
  6. Педагогический, включающий формирование представлений о роли семьи в воспитании детей, её педагогическом потенциале, специфике семейного воспитания, воспитательных функциях отца и матери, о путях повышения педагогической культуры родителей.
  7. Хозяйственно-экономический: вооружение знаниями о бюджете семьи, культуре быта, умениями вести домашнее хозяйство и т. д.

Всестороннее воспитание семьянина осуществляется под воздействием различных социально- педагогических и психологических факторов. Многие исследователи, подчёркивая многофакторный характер указанного процесса, выделяют среди них семью, школу, общество сверстников, художественную литературу, средства массовой информации, общественность, церковь. Процесс воспитания семьянина, как и любой другой подобный процесс, представляет собой совокупность воспитательных взаимодействий. При этом взаимодействия носят целенаправленный (учитель – ученик) или стихийный (подросток – сверстники) характер.

Важнейшее значение в указанных взаимодействиях имеет не только воздействие на воспитанника, но и его ответная реакция. Она тоже не остаётся неизменной, меняется, развивается. Всё это нельзя не учитывать, организуя работу с молодёжью. [10]

11 стр., 5256 слов

Государственно-служебные отношения, возникающие в процессе прохождения ...

... службы, предметом исследования являются государственно-служебные отношения, возникающие в процессе прохождения государственной гражданской службы. ... власти, прошлая политическая ориентация, социальное и семейное происхождение и положение. Должности помощников ( ... и т. п. Однако это право нельзя понимать буквально. Во всем ... субъектов РФ обязаны проводить в жизнь принципы, представленные на рисунке 4. ...

Выводы по 2-й главе.

Добрачные отношения не следует рассматривать как статичные образования. Как и любые межличностные взаимоотношения, они обладают своей динамикой. Их формирование от первой встречи до возникновения устойчивой пары представляет процесс, который в своём развитии претерпевает ряд изменений, проходит различные стадии. Одна из важнейших особенностей динамики добрачных отношений состоит в том, что по мере развития взаимоотношений межгрупповые механизмы понимания партнёра, дающие неточное, стереотипное представление о нём, замещаются механизмами межличностными, позволяющими понять другого во всей полноте его индивидуальности. Если в процессе этой замены происходит сбой, и межличностные механизмы понимания другого в паре работают не в той мере, в которой это требуется для установления и поддержания глубоких личностных отношений, то такая пара распадается, а вместе с этим исчезает проблема заключения брака, создания семьи.

Заключение

В курсовой работе были изучены особенности формирования брачного выбора, проанализирована система мотивов выбора брачного партнёра.

Следует отметить, что образование полноценной семьи – довольно сложный процесс, и вряд ли встретится такой брак, который не испытал бы кризиса в первые годы своего существования.

Самые серьёзные ошибки допускаются молодыми людьми ещё до момента заключения брака, в период ухаживания. Зачастую решение о вступлении в брак многие молодые люди принимают необдуманно, выделяя в будущем супруге те характерологические черты и личностные особенности, которые в семейной жизни играют несущественную, второстепенную, а иногда и негативную роль.

Поэтому первые проблемы молодой семьи начинаются с проблем выбора будущего супруга. Одной из наиболее распространённых причин нарушения отношений между молодыми супругами является разочарование в брачном партнёре, так как в период добрачного общения он не смог, не захотел или не удосужился получить возможно более полную информацию о будущем спутнике жизни. Примерно две трети будущих супругов знакомятся случайно, во время проведения досуга, иногда просто на улице. При этом они, как правило, ничего не знают друг о друге. Поэтому формирование правильной установки на вступление в брак и деторождение является одним из важнейших аспектов проблемы формирования брачного выбора