Профессиональная подготовка государственных гражданских служащих

Курсовая работа

В настоящее время в российском обществе происходят кардинальные изменения в экономической, политической, социальной и духовной сфере. Под их воздействием изменятся система образования государственных и муниципальных служащих. В свою очередь, изменения в этой системе обучения приводят к изменениям их знаний, умений и навыков государственных и муниципальных служащих.

Для того чтобы эффективно управлять изменениями в различных областях общественной жизни, служащие должны иметь специальный уровень профессиональной подготовки т. к. профессиональная подготовка один из самых эффективных методов решения данной проблемы. Профессиональная подготовка позволяет освоить новые знаний, умения, навыки и проблемы обеспечения высокого качества обучения.

Актуальность избранной темы

В связи с требованием профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих, нацеленных на постоянное повышение профессиональных знаний и должностной рост, происходит ориентация образования на данные потребности, интересы и конечные результаты, поиск и внедрение новых методов обучения и технологий, прежде всего дистанционного обучения и Интернет-образования. К числу наиболее актуальных относится проблема финансирования дополнительного государственных служащих. Источниками финансирования их обучения являются бюджетные и внебюджетные средства . Актуальной является проблема подготовки государственных и муниципальных служащих, впервые принятых на государственную службу. Ее актуальность определяется частой сменяемостью государственных служащих из-за постоянной перестройки федеральных органов исполнительной власти, увеличением численности государственных и муниципальных служащих, многие из которых не имеют необходимых знаний и опыта работы в государственной и муниципальной службе.

Предметом исследования, Объектом исследования, Целью нашего теоретического исследования

решить ряд следующих задач:

  • дать определение понятию государственного гражданского служащего и его основных функций;
  • изучить формы и особенности профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих в России;
  • изучить правовые основы профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих в Российской Федерации;
  • рассмотреть особенности формирования Государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих.

Для изучения и решение поставленной цели необходимо провести исследование литературы по данной тематике, а также проанализировать мнение ученых и специалистов, по вопросам профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих в России.

4 стр., 1642 слов

Роль и значение профессионального обучения слушателей в образовательных ...

... профессию. Таким образом, получение профессионального образования в образовательных учреждениях системы МВД России заключается в подготовке, воспитании, обучении и привития желания сотрудникам ... по направлению подготовки (специальности) в соответствии с целями образовательной программы и задачами профессиональной деятельности, указанными в федеральном государственном образовательном стандарте, ...

Государственная гражданская служба РФ, Государственные должности РФ и государственные должности субъектов РФ, Категории

1. руководители – должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2. помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3. специалисты – должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4. обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Принципы гражданской службы:

1. приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2. единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ;

3. равный доступ граждан, владеющих государственным языком РФ, к гражданской службе и равные условия прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений принадлежности к , а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

4. профессионализм и компетентность гражданских служащих;

5. стабильность гражданской службы;

6. доступность информации о гражданской службе;

7. взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

8. защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Государственный гражданский служащий

В зависимости от групп должностей различают:

1. высшие должности гражданской службы;

2. главные должности гражданской службы;

3. ведущие должности гражданской службы;

4. старшие должности гражданской службы;

5. младшие должности гражданской службы.

12 стр., 5589 слов

Государственный служащий в системе государственной службы

... государственной службы термин «государственный служащий» трактовался в литературе в широком и узком смысле. В широком смысле государственным служащим признавалось лицо, которое занимало в порядке, установленном правовыми актами, должность в государственной организации: государственном органе, ...

В зависимости от характера осуществляемых функций служащие могут быть руководителями, специалистами, техническими исполнителями. В зависимости от обладания полномочиями государственно-властного характера существуют представители власти, должностные лица, технические исполнители. К элементам административно-правового статуса государственного служащего относятся:

1. права;

2. обязанности;

3. ограничения, связанные с государственной службой[1].

Глава 2. Профессиональная подготовка государственных гражданских служащих в России и ее составные элементы

Вопрос профессионального развития государственных служащих является одним из ключевых в системе государственной службы и кадровой политики. В условиях кардинального реформирования системы государственного и муниципального управления Российской Федерации требование профессионального развития и образования государственных служащих становится особенно актуальным. Для того чтобы эффективно управлять изменениями в различных областях общественной жизни, служащие должны иметь специальный уровень профессиональной, деловой и моральной подготовки.

В настоящее время в соответствии с Федеральным законом №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» система профессионального образования и развития государственных служащих включает в себя четыре элемента:

1) профессиональная подготовка кадров для государственной службы;

2) профессиональная переподготовка государственных служащих;

3) повышение квалификации государственных служащих;

4) стажировка государственных служащих[2].

Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации госслужащих представляет собой специально организуемую систему обучения государственных служащих, направленная на получение специальности по профилю профессиональной деятельности в сфере государственной службы, приобретение соответствующих знаний, умений и навыков.

профессиональной подготовкой

Система подготовки государственных служащих строится на основе прогнозирования потребности в кадрах специалистов государственной службы, учета требований к ним в соответствии с профессионально-квалифицированными характеристиками должностей.

Профессиональные знания, умения и навыки – показатели профессионализма государственного служащего. Они определяют профессиональную пригодность и компетентность государственного служащего, его способность осуществлять служебную деятельность, как в штатных (обычных), так и в экстремальных условиях.

Профессиональная подготовка кадров для гражданской службы осуществляется в образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным законом. Координация подготовки кадров осуществляется соответствующим органом по управлению государственной службой.

Ответственность за организацию и проведение профессиональной подготовки гражданских государственных служащих, обновление их теоретических и практических знаний, умений и навыков в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственных образовательных стандартов возлагается на руководителей государственных органов.

7 стр., 3187 слов

Правовой статус муниципального служащего в Российской Федерации

... и повышения квалификации муниципальных служащих, что непосредственно влияет на качество осуществления их прав и обязанностей. Объектом данной работы является муниципальная служба в Российской Федерации. Предмет работы правовой статус муниципального служащего в Российской Федерации. Цель: выявить особенности правового статуса муниципального служащего в Российской Федерации. Решению ...

система дополнительного профессионального образования

Профессиональная переподготовка, повышение квалификаций и стажировка гражданского служащего осуществляются в течение всего периода прохождения им гражданской службы с периодичностью не реже одного раза в три года.

Основанием для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификаций или стажировку являются:

1) назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе;

2) включение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе;

3) результаты аттестации гражданского служащего.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданского служащего осуществляется в имеющих образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования.

Стажировка является как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, так и частью его профессиональной переподготовки или повышения квалификации. Стажировка гражданского служащего осуществляется как непосредственно в государственных органах, так и в иных организациях. Гражданский служащий также может получать дополнительное профессиональное образование, в том числе пройти стажировку, за рубежом Российской Федерации.

Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданского служащего осуществляется с отрывом, частичным отрывом или без отрыва от гражданской службы.

Прохождение гражданским служащим профессиональной переподготовки, повышения квалификации или стажировки подтверждается соответствующим документом государственного образца и является преимущественным основанием для включения гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе или продолжения замещения гражданским служащим своей должности гражданской службы.

профессиональной переподготовкой

формы профессиональной переподготовки

На профессиональную переподготовку направляются, как правило, государственные служащие, включенные в резерв для выдвижения на должность более высокой группы должностей, либо замещающие определенную государственную должность, но не имеющие соответствующего профессионального образования по специальности (специализации), необходимого для выполнения обязанностей по замещаемой государственной должности.

повышением квалификации

Повышение квалификации осуществляется при появлении у государственного служащего дополнительных служебных функций на замещаемых государственных должностях или при необходимости предстоящих должностных перемещений в пределах данной группы должностей.

Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в три года в течение всей служебной деятельности государственного служащего.

формами повышения квалификации

  • краткосрочное (72 часа) тематическое обучение по вопросам конкретной служебной деятельности (например, изучение порядка ведения реестра юридических лиц, порядка подготовки юридических актов и т. д.), которое проводится по месту службы государственного служащего;
  • тематически проблемные семинары (от 72 до 100 часов);
  • среднесрочное (от 72 до 100 часов) тематическое обучение (проблемные семинары) в образовательной учреждений для решения конкретных вопросов по профилю служебной деятельности.

По итогам повышения квалификации госслужащему выдаются свидетельство или удостоверение без присвоения новой специализации или квалификации.

11 стр., 5004 слов

Процесс формирования гражданского общества в Российской Федерации

... исследования является гражданское общество. Предметом исследования является процесс формирования гражданского общества в Российской Федерации. Цель написания данной работы — рассмотреть процесс формирования гражданского общества в ... и особенности гражданского общества; 3) Показать и осветить проблемы гражданского общества в РФ; 4) Рассмотреть перспективы дальнейшего развития гражданского общества в ...

За государственным служащим на весь период подготовки повышения квалификации или переподготовки сохраняется место государственной службы, замещаемая должность государственной службы, денежное содержание, а также установленные ему в соответствии с законодательством гарантии и компенсации.

2.1. Профессиональная подготовка кадров для гражданской службы

Подготовка кадров для гражданской службы осуществляется в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования в соответствии с об образовании. Указом Президента РФ от 01.01.01 г. N 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации» утверждено положение о порядке получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими Российской Федерации.

Для привлечения на гражданскую службу перспективных молодых специалистов из числа выпускников образовательных учреждений предусмотрена возможность заключения на конкурсной основе договоров со студентами вузов о подготовке с последующей работой в госоргане в течение определенного срока. Специальные стипендии для таких студентов будут предусмотрены указом президента РФ о договорах на обучение.

Новой редакцией ч. 2 ст. 61 Федерального закона N 79-ФЗ предусматривается, что порядок заключения договора на обучение енным органом и гражданином с обязательством последующего прохождения гражданской службы после окончания обучения будет определяться не только указом президента Российской Федерации, но и нормативным правовым актом уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти. Это изменение коснется только граждан, заключающих такой договор с федеральными государственными органами.

Порядок проведения конкурсного отбора претендентов и условия подготовки кадров для гражданской службы по договорам на обучение утверждаются Указом Президента Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 01.01.01 г. N 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации» установлено, что до образования федерального государственного органа по управлению государственной службой функция по организации исполнения на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих на соответствующий год в части, касающейся получения дополнительного профессионального образования указанными служащими за пределами территории Российской Федерации, осуществляется Администрацией Президента Российской Федерации, иные функции, предусмотренные Указом N 1474, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

До образования государственных органов по управлению государственной службой субъектов Российской Федерации функции этих органов осуществляются государственными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

26 стр., 12532 слов

Нормативно-правовые основы прохождения государственной службы ...

... работы. Профессиональная деятельность государственных служащих по обеспечению исполнения полномочий государственных органов именуется государственной службой. Прохождение государственной службы представляет собой важнейший элемент института государственной службы, так как на этом временном отрезке и реализуется правовой статус государственного ... основах государственной службы Российской Федерации» ...

Федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному Правительством Российской Федерации, из выделяются средства на финансирование государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих, включая научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение дополнительного профессионального образования гражданских служащих. Получение дополнительного профессионального образования федеральными государственными гражданскими служащими за пределами территории Российской Федерации организуется за счет средств, выделяемых из федерального бюджета Управлению делами Президента Российской Федерации.

2.2. Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданского служащего

Дополнительное профессиональное образование отнесено к основным правам гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, включенные в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации или их аппаратах.

Представитель нанимателя и образовательное учреждение или иная организация, в которые гражданские служащие направляются на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку, обеспечивают необходимые условия для освоения служащими дополнительного профессионального образования.

За гражданским служащим в период получения им дополнительного профессионального образования сохраняется замещаемая должность и денежное содержание.

Основаниями для направления гражданского служащего на обучение по образовательной программе являются:

  • а) назначение гражданского служащего в порядке должностного роста на иную должность гражданской службы на конкурсной основе;
  • б) включение гражданского служащего в кадровый резерв для замещения должности гражданской службы на конкурсной основе;
  • в) решение аттестационной комиссии о соответствии гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы при условии успешного освоения им образовательной программы.

Кроме перечисленных оснований профессиональная переподготовка гражданского служащего осуществляется и в случае изменения вида его профессиональной служебной деятельности.

На профессиональную переподготовку направляется гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «помощники (советники)», «специалисты» или «обеспечивающие специалисты», в случае его назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы категории «руководители».

По результатам профессиональной переподготовки гражданскому служащему может быть присвоена дополнительная квалификация.

Необходимость в прохождении профессиональной переподготовки гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы категории «руководители», «помощники (советники)» или «специалисты», относящиеся к высшей и главной группам должностей, а также должности гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты», относящиеся к главной группе должностей, с присвоением им дополнительной квалификации определяется представителем нанимателя.

9 стр., 4315 слов

Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования

... выезде из Российской Федерации и въезде (возвращении) в Российскую Федерацию порядок пересечения государственной границы Российской Федерации регулируется законодательством Российской Феде 6.1. В соответствии со ст. 15 и 17 Федерального закона право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может ...

Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя, но не реже одного раза в три года.

На повышение квалификации направляется гражданский служащий, впервые принятый на должность гражданской службы, по истечении или шести месяцев после поступления на гражданскую службу, а также гражданский служащий в случае его назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы иной группы в пределах одной категории должностей.

Стажировка гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя. Целью стажировки, которая проходит в государственных органах или иных организациях, является:

  • а) изучение передового, в том числе зарубежного, опыта;

— б) закрепление теоретических знаний, полученных гражданским служащим в период профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении им своих должностных обязанностей[3].

Стажировка может являться как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, так и составной частью его профессиональной переподготовки или повышения квалификации. Стажировка гражданских служащих осуществляется с отрывом от государственной гражданской службы. Стажировка, являющаяся самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, организуется представителем нанимателя совместно с государственным органом или иной организацией, в которые он направляется для прохождения стажировки, при участии образовательного учреждения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории «руководители», относящиеся к высшей группе должностей, осуществляются с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от государственной гражданской службы и с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории «помощники (советники)» или «специалисты», относящиеся к высшей группе должностей, а также должности гражданской службы категории «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» или «обеспечивающие специалисты», относящиеся к главной и ведущей группам должностей, осуществляются с отрывом или с частичным отрывом от гражданской службы. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих, замещающих иные должности гражданской службы, осуществляются с отрывом от гражданской службы.

Сроки обучения гражданских служащих по образовательным программам устанавливаются представителем нанимателя на основе нормативов продолжительности образовательных программ в соответствии с государственными требованиями к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке гражданских служащих, утверждаемыми в порядке, определяемом постановлением Правительства Российской Федерации от 6 г. N 362, которым утверждены государственные требования к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке гражданских служащих. Государственные требования введены в действие с 1 января 2009 г. и обязательны для всех образовательных учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, расположенных на территории Российской Федерации и осуществляющих обучение гражданских служащих.

15 стр., 7125 слов

Конституция Российской Федерации: сущность, структура и содержание

... Конституции. В преамбуле обращается внимание на то, что Конституция подтверждает незыблемость демократической основы Российской Федерации. Конституция РФ ... за ее принятие. Данная работа посвящена сущности, структуре и содержанию действующей Конституции РФ. Работа состоит из четырех ... свобод человека, утверждение гражданского мира и согласия в Российской Федерации, сохранение исторически сложившегося ...

В соответствии с государственными требованиями дополнительным профессиональным образованием гражданских служащих является образование на базе высшего или среднего профессионального образования, осуществляемое в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, а также непосредственно в государственных органах или иных организациях, направленное на непрерывное профессиональное развитие гражданских служащих. При этом образовательные учреждения, реализующие программы дополнительного профессионального образования для гражданских служащих, самостоятельно определяют их содержание и технологию обучения.

Государственными требованиями предусмотрено, что профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих может осуществляться с отрывом, с частичным отрывом (до трех рабочих дней в неделю) или без отрыва (вечерние группы) от гражданской службы и с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий в зависимости от категорий и групп должностей гражданской службы.

В государственных требованиях раскрыто понятие «стажировка». В частности, стажировкой является изучение гражданским служащим передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепление теоретических знаний, полученных гражданским служащим при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении им своих должностных обязанностей. Продолжительность стажировки, являющейся самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданских служащих, может колебаться в интервале от 2 до 4 месяцев. При этом продолжительность стажировки, являющейся составной частью программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, определяется учебным планом соответствующих программ. Стажировка гражданских служащих на территории Российской Федерации и за ее пределами осуществляется с отрывом от гражданской службы. В государственных требованиях определены особенности организации дополнительного профессионального образования гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации, закреплены функции государственного органа по управлению государственной службой и образовательного учреждения при организации указанного образования за рубежом.

Организация профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих осуществляется на основе государственного заказа. Государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих формируется с учетом программ государственных органов по профессиональному развитию гражданских служащих, основанных на индивидуальных планах профессионального развития гражданских служащих.

11 стр., 5065 слов

Специфика развития государственной гражданской службы в субъектах ...

... а гражданские служащие в основном обеспечивают это их исполнение. Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на: ·федеральную государственную гражданскую службу (федеральная гражданская служба); государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (гражданская служба субъектов Российской Федерации). Государственная гражданская служба субъекта Российской ...

Индивидуальный план профессионального развития гражданского служащего разрабатывается им в соответствии с должностным регламентом совместно с непосредственным руководителем сроком на три года и утверждается в порядке, устанавливаемом представителем нанимателя. В индивидуальном плане указываются:

  • а) цель, вид, форма и продолжительность получения дополнительного профессионального образования, включая сведения о возможности использования дистанционных образовательных технологий и самообразования;
  • б) направления дополнительного профессионального образования;
  • в) ожидаемая результативность дополнительного профессионального образования гражданского служащего.

Программа государственного органа по профессиональному развитию гражданских служащих утверждается его руководителем по согласованию с соответствующим государственным органом по управлению государственной службой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В программе, рассчитанной на три года:

  • а) прогнозируется ежегодная потребность в профессиональной переподготовке, повышении квалификации и стажировке гражданских служащих по категориям и группам должностей гражданской службы, направлениям, видам, формам и продолжительности получения дополнительного профессионального образования с учетом профиля и типа образовательных учреждений;
  • б) указываются этапы реализации программы, перечень мероприятий, а также показатели, позволяющие оценивать ход и результаты ее реализации;
  • в) прогнозируется ожидаемая результативность дополнительного профессионального образования гражданских служащих[4].

Система обучения гражданских служащих должна быть построена на подходе в соответствии с занимаемыми должностями с учетом категорий и групп должностей. Дифференцированные учебно-тематические планы и системы индивидуального обучения эффективно реализуются при подготовке гражданских служащих к квалификационным экзаменам. Перспективным представляется внедрение в деятельность образовательных учреждений дополнительного образования единой унифицированной системы организации учебно-воспитательного процесса, рассчитанной на двухгодичную образовательную программу с организацией стажировок в федеральных органах исполнительной власти, органах власти субъектов Федерации и органах местного самоуправления . Не менее важным является формирование системы социально-профессиональной адаптации выпускников учреждений высшего образования в последующей профессиональной деятельности на гражданской службе.

Дополнительное профессиональное образование гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации организуется в целях приобретения ими знаний о зарубежном опыте государственного управления и овладения новыми профессиональными умениями и навыками, необходимыми для выполнения служебных обязанностей. Необходимость в обучении за рубежом определяется представителем нанимателя исходя из:

  • а) перспективных направлений деятельности государственного органа и его структурных подразделений;
  • б) должностных обязанностей, выполняемых кандидатом, направляемым на обучение за рубежом.

Преимуществом при направлении на обучение за рубежом пользуются гражданские служащие, имеющие стаж гражданской службы более двух лет, при этом более одного года — в замещаемой должности.

Государственный орган по управлению государственной службой (Администрация Президента РФ):

  • а) утверждает ежегодно перечень направлений обучения за рубежом;
  • б) формирует и утверждает состав групп гражданских служащих, направляемых на обучение за рубежом;
  • в) согласовывает перечень зарубежных партнеров, участвующих в обучении за рубежом;
  • г) согласовывает учебные планы обучения за рубежом.

Представитель нанимателя:

  • утверждает задания на обучение за рубежом с указанием перечня вопросов, подлежащих изучению, в соответствии с образовательными за рубежом, а также ожидаемых результатов обучения;
  • представляет в государственный орган по управлению государственной службой задания на обучение за рубежом и документы на гражданских служащих, рекомендуемых для направления на обучение за рубежом по установленным формам.

Продолжительность обучения за рубежом устанавливается по согласованию с зарубежными партнерами, исходя из целей и содержания обучения, и не может превышать продолжительности обучения, установленной для соответствующих видов дополнительного профессионального образования (включая периоды предварительной подготовки и итоговой аттестации).

Гражданские служащие, осуществляющие повышение квалификации за рубежом, обучаются в группах численностью не более 10 человек. Профессиональная переподготовка и стажировка за рубежом осуществляются индивидуально.

Гражданским служащим, обучающимся в составе групп, при необходимости предоставляются услуги переводчика. Для гражданских служащих, направляемых индивидуально на обучение за рубежом, знание , на котором осуществляется преподавание, является обязательным условием. 25 января 2008 г. принято распоряжение Президента Российской Федерации N 28-РП «Об организации дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации в годах».

В соответствии с этим распоряжением приоритетные направления дополнительного профессионального образования гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации и состав групп гражданских служащих, направляемых за рубеж, утверждаются Администрацией Президента Российской Федерации. После утверждения Правительством Российской Федерации государственного заказа на дополнительное профессиональное образование федеральных гражданских служащих на соответствующий год размещение государственного заказа на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих в годах за пределами территории РФ будет осуществляться в Российской при Президенте Российской Федерации. С этой целью Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации поручено разработать и реализовать с участием российских и иностранных учебных заведений и различных организаций образовательные программы, включающие предварительное обучение гражданских служащих перед направлением за рубеж и их итоговую аттестацию. Гражданским служащим, успешно освоившим программы дополнительного профессионального образования за пределами территории РФ, Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации обеспечивает выдачу документа о дополнительном профессиональном образовании государственного образца.

2.3. Государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.01.01 г. N 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации» Правительством Российской Федерации принято Постановление от 01.01.01 г. N 284 «О реализации функций по организации формирования, размещения и исполнения государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих».

Названным постановлением установлено, что до образования федерального государственного органа по управлению государственной службой Министерство здравоохранения и Российской Федерации осуществляет следующие функции:

  • согласовывает программы федеральных органов исполнительной власти по профессиональному развитию федеральных гражданских служащих;
  • согласовывает с Администрацией Президента Российской Федерации предложения об объеме финансирования государственного заказа и о приоритетных направлениях дополнительного профессионального образования федеральных гражданских служащих, исходя из перспективных целей и задач федеральных государственных органов, и вносит указанные предложения в Правительство Российской Федерации;
  • согласовывает с федеральными государственными органами изменение количества федеральных гражданских служащих, направляемых на профессиональное обучение, и объема на эти цели на соответствующий год;
  • согласовывает с Администрацией Президента Российской Федерации проект государственного заказа в части, касающейся федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов, руководство которыми осуществляет президент Российской Федерации;
  • вносит в Правительство Российской Федерации не позднее чем в 2-месячный срок со дня вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Правительства Российской Федерации о государственном заказе на текущий год;
  • определяет содержание и осуществляет размещение государственного заказа в части, касающейся и оказания услуг, связанных с научно-методическим, учебно-методическим и информационно-аналитическим обеспечением дополнительного профессионального образования в образовательных учреждениях и научных организациях;
  • является государственным заказчиком повышения квалификации и стажировки федеральных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы категории «руководители», относящиеся к высшей группе;
  • осуществляет мониторинг исполнения государственного заказа;
  • представляет в I квартале года, следующего за отчетным, в Правительство Российской Федерации доклад об итогах исполнения государственного заказа;
  • вносит при необходимости в Правительство Российской Федерации предложения об изменении экономических нормативов стоимости образовательных услуг по профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке федеральных гражданских служащих в целях пересмотра (индексации) действующих нормативов с учетом уровня инфляции (потребительских цен);
  • осуществляет организационно-методическую координацию реализации государственного заказа в федеральных государственных органах и государственных заказов на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации в государственных органах субъектов Российской Федерации в целях обеспечения единства требований к дополнительному профессиональному образованию федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации;

— осуществляет сбор и обобщение сведений об итогах исполнения государственными органами субъектов Российской Федерации государственных заказов на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации.[5]

На основе заявок на обучение федеральных гражданских служащих по образовательным программам, которые оформляются федеральными государственными органами по установленной форме и представляются не позднее года, предшествующего планируемому, Минздравсоцразвития России определяет структуру государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных гражданских служащих и рассчитывает объем его финансирования.

Заявка формируется федеральным государственным органом на основе экономических нормативов стоимости образовательных услуг по профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке федеральных гражданских служащих и прогнозируемой численности указанных служащих, направляемых на обучение, по группам и категориям должностей федеральной государственной гражданской службы, видам, формам и срокам получения дополнительного профессионального образования в соответствии с программой федерального государственного органа по профессиональному развитию федеральных гражданских служащих.

К заявке прилагается с обоснованием основных направлений дополнительного профессионального образования федеральных гражданских служащих, исходя из перспективных целей и задач соответствующего федерального государственного органа, направляющего указанных служащих на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку.

Экономические нормативы стоимости образовательных услуг по профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке федеральных гражданских служащих, которые введены в действие с 1 г., утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. N 393. К примеру, стоимость 1 человека-часа при обучении «специалиста» главной или ведущей группы должностей гражданской службы с отрывом или частичным отрывом от гражданской службы составляет 105 рублей. Этим же постановлением установлен минимальный размер ежегодных отчислений на научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение дополнительного профессионального образования федеральных гражданских служащих, который составляет 5 процентов размера средств, предусмотренных в федеральном бюджете на реализацию государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных гражданских служащих.

В период формирования федерального бюджета на соответствующий год, но не позднее 1 мая года, предшествующего планируемому, Минздравсоцразвития России вносит в Правительство Российской Федерации согласованные с Администрацией Президента Российской Федерации предложения:

  • а) об объеме финансирования государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных гражданских служащих на соответствующий год с необходимыми обоснованиями;
  • б) о приоритетных направлениях дополнительного профессионального образования федеральных гражданских служащих, исходя из перспективных целей и задач федеральных государственных органов.

Государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных гражданских служащих содержит следующие сведения:

  • а) о количестве федеральных гражданских служащих, направляемых на профессиональную переподготовку, повышение квалификации, стажировку и для получения дополнительного профессионального образования за пределами территории РФ (по каждой образовательной программе отдельно);

— б) об объеме средств, предусмотренных в федеральном бюджете на профессиональную переподготовку, повышение квалификации, стажировку федеральных гражданских служащих, в том числе на получение ими дополнительного профессионального образования за пределами территории РФ (по каждой образовательной программе отдельно), а также на научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение дополнительного профессионального образования.

Федеральный государственный орган (заказчик) совместно с уполномоченным федеральным государственным органом, с одной стороны, и образовательное учреждение, определенное в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов (исполнитель), с другой стороны, заключают государственный контракт на профессиональную переподготовку или повышение квалификации федеральных гражданских служащих по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. N 1307-р.

Порядок утверждения, финансирования и исполнения государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, а также полномочия государственных органов субъекта Российской Федерации по размещению государственного заказа устанавливаются законом или иным актом субъекта Российской Федерации.

Заключение

В заключение моей следует сделать вывод, что нынешнее реформирование России тесным образом связано с реформированием государственной службы, которое потребовало обеспечить государственные органы не только инициативными, надежными, но главное — профессионально грамотными специалистами, способными эффективно выполнять возложенные на них задачи.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников государственной и муниципальной службы должны опираться на определенные принципы и реализовываться с помощью системы организационных мер, регулирующих учебный процесс. Характер и тип подготовки и переподготовки государственных служащих определяются тем, для какой системы государственного управления они предназначены. Принципы профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих могут быть разделены на профессиональные и общегражданские, на внутрикорпоративные и задающие отношения корпорации с гражданами и другими общественными институтами; кроме того, выделяется группа принципов объединения профессиональных приоритетов и волевых качеств.

Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации, государственных и муниципальных служащих подчинена оптимальной реализации указанных выше принципов и включает в себя систему мер по созданию новых, перепрофилированию и улучшению существующих специальных учебных заведений и их подразделений, а также по оптимизации механизмов конкурсного отбора и селекции как обучаемых, так и обучающих. Однако реальность весьма далека от этого идеала.

Для того чтобы эффективно управлять изменениями в различных областях общественной жизни, необходимо иметь профессионально подготовленные для этих целей кадры, современном мире и российском обществе происходят быстрые кардинальные экономические, политические, социальные и духовные изменения. Под их воздействием изменятся система обучения работников государственной и муниципальной службы. В свою очередь, изменения в этой системе приводят к изменениям их знаний, умений и навыков.

Таким образом, профессиональная подготовка государственных и муниципальных служащих в настоящее время, без сомнения, не может быть эффективной без соответствующего научно-методического обеспечения, без объединения усилий в этом направлении преподавателей, научных сотрудников, самих государственных и муниципальных служащих.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/grajdanskie-slujaschie-2/

1. .– М.: Приор, 2004.– 32с.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 01.01.01 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

3. Об Образовании: Федр. Закон: (принят Гос. Думой 16.11.1997).

– М.: Приор, 2003. – 45с.

4. О государственном заказе на переподготовку и повышении квалификации государственных и муниципальных служащих: Указ Президента Российской Федерации (от 1995 г.№ 000).– М.: 2000. – 128с.

5. Трудовой кодекс Российской Федерации. – 4 – е изд. – М.: Ось – 89, 2006.– 224с.

6. Борисов чем учить руководителей /// Служба кадров. – 2007. – №1 – С.51 – 54.

7. Неформальный подход к обучению / Н. Букина // Служба кадров. – 2007. – №3 – С.58–62.

8. Новый обучающий проект / С. Бердюгин., Э. Макаров // Служба кадров. – 2006.– №3 С.63 – 65.

9. Бабинцев система развития кадров государственной и муниципальной службы/ // Образовательная политика.– 2006. – №4 С.13 – 15.

10. Подготовка молодых специалистов / А. Гренчикова, Д. Петрушова // Управление персоналом.–2004. – №12 (98) – С.63 – 65.

11. Гришковец регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации: учебный курс/. – М.: Дело и Сервис,2009. – 464с.

12. Жуков общей и профессиональной педагогики: / под ред. , , .– М.: Гардарики, 2008.– 560с.

13. Игнатов кадровая политика и технологии ее реализации: учебное пособие к спецкурсу / , . – Ростов — на-Дону.: Скагс. 2009. – 328с.

14. Иванов управление: Справочное пособие / , . – 2-е изд., доп. – М.:Инфра – М, 2006. – 718с.

15. Игнатов и муниципальное управление: Введение в специальность. Основы теории и организации: учебное пособие/ .– М.: «Март»; Ростов — на — Дону: Март.2007. – 448с.

16. Курбатова резерва на руководящие должности / // Управление персоналом. – 2009. – №12 (98) – С.63 – 65.

17. Магура руководителей / // Управление персоналом. – 2004. – №12 (98) – С.53 – 62.

18. Немчиков служба: справочное пособие / , . – М.: Дело и Сервис, 2010. – 384с.

19. Оболонский служба: учебное пособие / , . – 2-е изд.– М.: дело, 2000. – 440с.

20. Овсянко служба Российской Федерации: учебное пособие для студентов / под редакцией . – М.: Юриств, 2006. – 208с.

21. Как организовать обучение руководителей?/ А. Огнев // Управление персоналом. – 2009. – №6 (94) – С.26 – 27.

22. Петров и где учиться повышать квалификацию / , //Служба кадров. – 2011. – №8 – С.87 – 93.

23. Идем на «Кадровый прорыв»/ Н. Плечева // Служба кадров. – 2006. – №8 – С. 69–74.

24. Радченко государственного и муниципального управления: системный подход /. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2008. – 720с.

25. Шубенкова обучение персонала / // Управление персоналом.2008 – №– С. 44 – 46.

[1] Федеральный закон Российской Федерации от 01.01.01 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

[2] Гришковец регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации: учебный курс/. – М.: Дело и Сервис,2009. С. 167

[3] Бабинцев система развития кадров государственной и муниципальной службы/ // Образовательная политика.– 2006. – №4 С.13 – 15.

[4] Радченко государственного и муниципального управления: системный подход /. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2008. С. 345

[5] О государственном заказе на переподготовку и повышении квалификации государственных и муниципальных служащих: Указ Президента Российской Федерации (от 7 февраля 1995 г.№ 000).– М.: 2000.