В настоящее время уделяется большое внимание развитию законодательства о государственной службе, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Это обусловлено, прежде всего, теми изменениями, которые произошли и происходят в нашем обществе и государстве. В декабре 1993 года была принята новая Конституция Российской Федерации. Кардинально изменилась структура и функции органов государственной власти. Проводимые реформы привели к изменению роли и самого государственного аппарата и государственных служащих. Встала необходимость повышения эффективности функций государственного аппарата, обеспечения профессионализма государственных служащих, изучения новых аспектов и проблем государственной службы в целом. Эффективность деятельности любого государственного органа напрямую зависит от правильности подбора, расстановки и рационального использования кадров, входящих в состав этих органов, их профессиональной подготовки, квалификации и опыта работы.
Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности государственной службы, административно – правового статуса государственного служащего, анализ современных проблем прохождения государственной службы.
Актуальность темы определяется тем, что эффективное
Объектом исследования будет являться институт государственной службы.
Предмет исследования – развитие и реформирование государственной службы в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и принципы государственной службы;
- определить классификацию государственных должностей;
- исследовать концепцию государственного служащего;
- сформировать административно — правовое положение государственного служащего;
- обозначить современные проблемы прохождения государственной службы в РФ
Раздел 1. История развития государственной службы в России
Государственная Служба России начала складываться по мере становления самой государственности. Вспомним Древний Рим, где также придавали больше значение государственной службе и управлению.
В Киевской Руси IX — XI веков отдельные функции или
Бюрократизм и коррупция в государственном аппарате
... бюрократии и коррупции. Итогом работы выступил перечень возможных мер по борьбе с коррумпированностью государственного аппарата. Но на нем, разумеется, она не исчерпывается. Насколько разнообразны формы коррупции и взяточничества, настолько многообразны и методы ...
Со временем эти дворцовые управители превращаются в управляющих отраслями княжеского (государственного) хозяйства. Княжескую дружину же нельзя причислять к государственной службе, так как князь считался в дружине «первым среди равных» и в данном военном образовании присутствовали отношения, отличающиеся от отношений «службы».
Активно стала развиваться государственная служба в период образования Московского
Формируется принцип местничества, связывающий возможность
Устанавливается единый порядок государственной (военной службы), когда в независимости от формы землевладения обязывалось выставлять одинаковое число вооруженных людей. Развивается система приказов, как центральных органов с жестким подчинением по вертикали и строгое руководство инструкциями и предположениями по горизонтали. На местах при воеводах также создаются специальные аппараты управления.
Таким образом, к XVII веку в России развилась приказно — воеводская система управления. Для дворян и иных служивых сословий государственная служба была обязательна. Основой ее были земельные наделы, личные заслуги, родовитость. Развивается и законодательство, регламентирующее службу. Это Судебники 1497 и 1550 годов, Соборное Уложение 1649 года, великокняжеские, а затем царские указы.
Восшествие на престол в 1682 году молодого Петра I ознаменовало развитие и укрепление новой системы государственных органов и радикальные изменения государственного строя в целом. Петр I заставляет дворянство служить. Правовой статус дворянства был существенно изменен принятием «Указа о единонаследии» 1714 года, который закреплял наследование поместья только за старшим сыном. Остальные дети вынуждены были устраиваться на военную или гражданскую службу и служить за жалование. Логическим продолжением Указа о единонаследии стал – «Табель о рангах» (1722 г.).
Профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяющими для продвижения по службе. Табель сформулировал новую систему чинов и должностей. Устанавливались сроки службы в определенных чинах, с достижением чинов восьмого класса чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина, с передачей этого звания по наследству, с четырнадцатого по седьмой класс чиновник получал личное дворянство. Таким образом, принцип выслуги подчинял принцип родовитости. Табель о рангах уравнял военную и гражданскую службу. Каждому воинскому званию соответствовал гражданский чин, были аналогичны и принципы продвижения по службе. Подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом. Образование и специальная подготовка становятся важнейшими доктринами определения квалификации чиновника. Государственная служба носит централизованный характер и единообразие в масштабах всей страны. Служба регулируется уже специальными законодательными актами: «Генеральным регламентом» (1720 г.), семью регламентами для различных коллегий, определяющими общую структуру, статус и направление деятельности отдельных государственных учреждений и «Воинским уставом». Кроме того, служба регулировалась манифестами, указами царя, а затем императора.
Государственная гражданская служба и порядок ее прохождения
... государственной гражданской службе Российской Федерации; рассмотреть особенности увольнения с государственной гражданской службы России. Правовой основой, Положение выносимые на защиту: Понятие государственной гражданской службы и история её развития в России показывают этапы становления российской государственности. Прохождение государственной гражданской службы ...
Во второй половине XVIII века, при Екатерине II система, заложенная Петром I, продолжает совершенствоваться. Проводится губернская реформа и ряд реформ государственных органов. Важнейшими актами стали Манифест Петра III «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» (1762 г.) и подобный указ о дворянских вольностях самой Екатерины II. Ими дворянство освобождалось от обязательной военной и гражданской службы. Таким образом, после Петра I идет постепенное ослабление, а затем и отмена обязательности государственной службы для основного служивого сословия — дворянства, в большей степени она становится их привилегией.
Новое развитие получила государственная служба в первой половине XIX века. Ее развитие связано с именем выдающегося государственного деятеля России — Сперанского Михаила
Государственная гражданская служба в Российской Федерации
... и правовых основ государственной гражданской службы Российской Федерации и их функциональная специфика. Предметом служит система государственной гражданской службы в РФ. «Научную основу курсовой работы составили работы ведущих отечественных специалистов в области государственной и муниципальной службы (Г. В. ...
При советской власти все это законодательство было отменено. Это было связано, прежде всего, с идеями быстрого отмирания всякого государства, слома старого государственного аппарата и упразднения всякого чиновничества. При советской власти так и не было принято специального закона о государственной службе, детально регулировалась лишь служба в армии и органах МВД России. Служба в государственных органах регулировалась лишь несколькими подзаконными актами. Рядом указов вводились классные чины и ранги в некоторых отраслях, декретом СНК РСФСР в 1922 году были приняты «Временные правила о работе в государственных учреждениях и на предприятиях», в 1967 году Госкомтруд утвердил Единую номенклатуру должностей служащих и ряд других актов. В материалах XXI съезда КПСС утверждалось, что работа в аппарате вообще перестала быть особой прогрессией. И лишь в конце 80-х годов была признана необходимость принятия союзного закона о государственной службе.
В последующие годы законодательство нашей страны не стояло на месте, а двигалось только вперед, в связи с этим были изданы различные нормативно-правовые акты, которые регулировали вопросы государственной службы в России. Особенно хочется отметить начало XXI века, он ознаменовал появление в наших руках очень важных нормативно-правовых документов, относящихся к данной сфере деятельности, а именно Федерального закона от 25.05.2003г. N 58-ФЗ « О системе государственной службы Российской Федерации» и Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», также мы являемся свидетелями федеральной программы «Реформирование и развитие Системы государственной службы Российской Федерации» (2009 — 2013 годы).
Целью этой программы является: создание целостной системы государственной службы Российской Федерации посредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления государственной службой, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики.
Раздел 2. Основы государственной службы в РФ
2.1. Понятие, виды и принципы государственной
Под государственной службой может пониматься любая работа, выполняемая в государственных органах и отличающаяся по содержанию и по форме от труда рабочих. Такой подход к государственной службе основывается на выделении двух основных форм трудовой деятельности людей: непосредственное создание материальных ценностей, товаров (рабочие) и осуществление функций по руководству, управлению, контролю, надзору, учету (служащие).
В последнем случае люди либо создают духовные ценности, либо реализуют функции государственных органов 1 .
В количественном отношении среди служащих ведущее место занимают государственные и
Особенности прохождения правоохранительной службы в Российской Федерации
... государственными служащими государственной службы Российской Федерации, прокурорские работники не вправе: 1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности; 2) быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации ... исчислении засчитываются служба в других правоохранительных органах, военная служба, а также ...
Именно служащие действуют как персонал в многочисленных структурах государственных органов, учреждений и организаций, внутри институтов управляющей и управляемой систем; именно их компетентность определяет реальное использование возможностей управления с целью установления требуемого правового порядка в государстве и обществе2 .
Государственная служба объединяет всех работающих лиц — сотрудников органов публичной власти, т.е. работающих на профессиональной основе и выполняющих задачи этих органов, которые входят в структуру государственной администрации (органов муниципального образования), понимаемой в данном случае в широком смысле и включающей в себя органы государственной власти на уровне Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления..
Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее – Закон № 58-ФЗ) дает следующее определение государственной