Народовластие в Российской Федерации и формы его реализации

Существует несколько мнений относительно понятия «народовластие»: одни ученые утверждают, что народовластие это основополагающий принцип демократии, другие – что «народовластие» и «демократия» тождественные понятия. На мой взгляд, оба этих мнения правильны, но в своей курсовой работе я бы хотела освятить ту точку зрения, которая говорит о том, что демократия это и есть народовластие.

Демократия (греч. — «власть народа») – вид политического устройства или политической системы общества, при которой единственно легитимным источником власти в государстве признается народ.

Исходной формой демократии была прямая демократия в небольших городах-государствах в древней Греции (Афинская демократия), и некоторых древних городах на Руси. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, в современных государствах пока не реализована. Это, скорее, идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые продвинулись в этом направлении дальше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Великобритания) и на которые зачастую ориентируются другие государства.1

Основными характеристиками демократического режима являются следующие:

  • провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;
  • решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;
  • предполагается существование правового государства и гражданского общества;

— выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

— силовые структуры (вооруженные силы, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества;

  • доминируют методы убеждения, компромисса;

— политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции;

  • гласность;
  • средства массовой информации свободны от цензуры;

— реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).2

13 стр., 6274 слов

Демократия и принципы правового государства

... правового государства, которое приобретает форму государства благосостояния. На этой основе происходит расширение функций государства, во многом дополняющих, а в ряде случаев и заменяющих функции институтов гражданского общества. Изменяющиеся границы и трактовки государства ...

Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.

Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда и ее название – непосредственная, т.е. та, которая проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения.3

Одни из них – выборы, референдумы – четко регламентированы соответствующими нормативными актами (конституцией, специальными законами), носят императивный (обязательный) характер и не нуждаются в санкции государственных структур, другие имеют консультативный характер. Однако независимо от юридической природы различных институтов прямой формы демократии их влияние на механизм принятия решений трудно переоценить, так как в них находит выражение воля народа.

К положительным моментам прямой демократии можно отнести то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с представительными институтами) для выражения интересов граждан и их участия в политическом процессе; в большей мере обеспечивает полную легитимизацию власти; обеспечивает контроль за политической элитой.4

Но иногда, прямая демократия может способствовать установлению авторитарного режима в государстве, об этом говорится в теории плебисцитарной демократии. В истории социально-политической мысли концепция плебисцитарной демократии прочно связана с именем М. Вебера, хотя с некоторыми допущениями черты плебисцитарной демократии могут быть обнаружены в политической истории древнегреческих полисов. Смысл концепции плебисцитарной демократии в его теоретических изысканиях раскрывается логикой теории бюрократии. Для Вебера была очевидна внутренняя взаимосвязь процессов возрастания роли бюрократии и распространения институтов современной демократии, принципов свободы, равенства и представительного правления. Самостоятельно положить предел бесконтрольной власти бюрократии народ, избиратели, включенные в рутину регулярных демократических выборов, не в состоянии. Необходим разрыв, придание системе нового качества, прекращение “произвола политических клик”, что, по мысли Вебера, возможно только при условии прихода харизматического лидера, которого народ путем плебисцита наделяет самыми широкими властными полномочиями вплоть до приостановки действия нормативных актов законодательной власти и роспуска парламента.

Таким образом, в концепции Вебера плебисцитарная демократия – один из основных, а в определенных условиях единственный инструмент демократизации, средство решить авторитарными методами те проблемы, перед которыми оказывается бессильна “формальная” демократия, переходный этап к демократическому принципу легитимности посредством харизматического господства. Однако практика современного авторитаризма и тоталитаризма опровергала убежденность Вебера во временном, переходном характере этапа харизматического лидерства, закономерной эволюции авторитарных институтов в демократии, неизбежности усиления роли представительной ветви власти. В руках лидеров авторитарного и тоталитарного толка плебисцит может стать средством укрепления системы личной власти, устранение политических соперников и подавления оппозиции, методом решения стоящих перед режимом проблем в обход парламента, политических партий и иных демократических институтов.

15 стр., 7064 слов

Власть, ее разновидности и назначение в обществе

... - права, авторитета, воли, принуждения; Политическое господство над людьми; Система государственных органов; Лица, органы, облеченные соответствующими государственными, административными полномочиями. Существенные черты политической власти суверенитет, что означает независимость и неделимость власти. авторитетность власти, ...

Концепция национального (народного) представительства сложилась еще в XVIII – XIX веках и представляет собой совокупность следующих принципов:

  1. национальное (народное) представительство учреждается основным законом страны;
  2. нация (народ), являясь носителем суверенитета, уполномочивает парламент осуществлять от его имени законодательную власть (а не суверенитет);
  3. для наиболее эффективного функционирования законодательной власти народ избирает в парламент своих представителей – депутатов, сенаторов, представителей (парламентариев);
  4. член парламента является представителем всего народа, а не только тех кто его избрал, поэтому он не зависит от своих избирателей и не может быть ими отозван;
  5. работа парламента характеризуется особыми формами организационной деятельности, а его решения имеют основополагающий характер.5

Исходя из сказанного под представительной демократией обычно понимают свободу народа выдвигать своих представителей для управления государством, т.е. для принятия решений, выражающих волю народа или населения, проживающего на определенной территории. В науке конституционного права этой форме демократии всегда уделялось особое внимание.

Современная представительная демократия характеризуется тем, что позволяет осуществлять власть в государстве постоянно и непрерывно, а особенность представительных органов власти состоит в том, что они формируют и выражают волю народа в принимаемых ими законах либо других решениях. Кроме того, представительные органы являются связующим звеном между народом и профессиональным государственным аппаратом, всегда значительно обособленным от общества. Органы представительной демократии способствуют подконтрольности государства народу, поскольку в принимаемых ими нормативных правовых актах часто содержатся положения, которые регламентируют деятельность других властных структур.

В Российской Федерации представительная демократия обеспечивается выборностью Государственной Думы и конституционно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления. На каждом уровне представительные учреждения обладают определенными полномочиями, которые исключают возможность вмешательство со стороны кого бы то ни было. И в то же время эта система носит целостный характер, характеризует одно суверенное государство – Российскую Федерацию.