лении первейшей цели конституции – охраны прав и свобод человека. Это говорит о надклассовом характере Конституции.
Первейшей целью и задачей Конституции в любой стране должны стать:
- гарантии прав и свобод человека и гражданина;
- устройство государственной власти может быть демократическим и
эффективным только при соблюдении принципа разделения властей;
- народный суверенитет воплощается через представительную систему,
формируемую на основе всеобщего избирательного права и т. д.
Важная функция конституции – препятствовать территориальному распаду государства, обеспечивать его единство и неделимость. В связи с отмечающимся подъёмом националистических и сепаратистских тенденций в ряде стран возрастает значение конституции как инструмента для достижения единства народов, исторически соединённых в том или ином государстве. Эта роль конституции была осознана развитыми странами давно, и она помогла сохранить единство таких государств с многонациональным составом населения и сильными сепаратистскими движениями, как Великобритания, Бельгия, Испания.
Конституции тесно связаны с общественным устройством той или иной страны и в свою очередь на него влияют.
В тоталитарном обществе эта связь выражена непосредственно в самом тексте конституции, которая закрепляет государственное руководство обществом и все основные идеологические установки правящей партии в отношении экономической и политических систем. Здесь идеология приобретает силу основного закон, а права человека отвергаются.
Гражданское общество отличается от государственно-организованного тем, что оно строится на основе свободы и инициативы людей и их объединений, не нуждающихся в тотальном государственном регулировании. Конституция обязывает государство охранять гражданское общество.
Ганжа Т.Г. «Конституция Российской Федерации» 5
К числу важнейших функций конституции относится закрепление преемственности в развитии государственности, тем самым конституция подчеркивает незыблемость государственности, не смотря ни на какие революции, государственные перевороты или перестройки. .
Ганжа Т.Г. «Конституция Российской Федерации» 6
1. Понятие, сущность Конституции как Основного Закона
государства.
Тема работы: Конституция человека
... оптимальной адаптации в новой среде обитания, в прогнозирова-нии и лечении патологических состояний должен прочно войти в практику современной медицины. Учение о конституции человека В ... Он различал хорошую и плохую конституцию, сильную и сла-бую, сухую и влажную, вялую и упругую. Четыре варианта конституций человека по тем-ᴨȇраменту: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик -- соответствовали ...
Под Конституцией (от латинского constitutio – установление) понимают основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу. Этот закон закрепляет основные принципы государственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также структуру и взаимоотношения органов государственной власти и управления (форму правления).
Конституция очерчивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом.
Конституции можно классифицировать по различным основаниям (табл.1)
Таблица 1.
Классификация конституций
Конституции № Способы
подразделяются Определения
классификации
на
В зависимости от писанные составленные в виде
способа объективи- единого документа
рования государст- не писанные состоят из законов пар 1 венной воли господ- ламента, содержащих
ствующего класса нормы конституционно или всего общества го характера, судебных
прецедентов и правовых
обычаев.
По способу измене- жесткие конституции, для при ния, внесения попра- нятия и изменения кото 2 вок и дополнений рых установлена более
конституции сложная процедура, чем
для обычных законов
государства Ганжа Т.Г. «Конституция Российской Федерации» 7
Конституции № Способы
подразделяются Определения
классификации
на
гибкие конституциям, которые
принимаются и изменя ются в упрощенном по рядке, т.е. в порядке, ус тановленном для обыч ных парламентских за конов.
По форме закрепле- монархические 3 ния политической
республиканские
власти
По формам закрепле- федеральные конституция закрепляет
ния государственного принципиальные устои
устройства конститу- образования федератив ции ного государства: цели
объединения субъектов
в единый государствен ный союз, государст венно-правовой статус
целого и частей (феде рации и субъектов), раз4 граничение полномочий
между ними. Федераль ными являются консти туции США, Германии,
России, Индии
унитарные унитарными являются
конституции Италии,
Испании, Китая, Фран ции, республик в соста ве России.
конфедератив ные
В зависимости от со- фиктивные конституции не выра ответствия или несо- жают общественные от ответствия тем фак- ношения, которые 5 тическим обществен- функционируют в стра ным отношениям, ко- не. Они оторваны от
торые сложились и действительности и су господствуют в об- губо формальны Ганжа Т.Г. «Конституция Российской Федерации» 8
Конституции № Способы
подразделяются Определения
классификации
на
ществе действительные Действительные же кон ституции являются аде кватным выражением и
воплощением фактиче ских общественных от ношений, которые
сложились в обществе.
Именно они служат пра вовым критерием соци альной природы поли тической власти и госу дарства, способа их ор ганизации и деятельно сти на соответствующей
территории, фактиче ского статуса человека и
гражданина.
По закрепленному демократиче- отражают общечелове политическому ре- ские, ческие ценности, дости жиму жения в прогрессивном 6 развитии политической
Конституционно-правовое регулирование, формирование и функционирование ...
... Конституцией РФ регламентируется соотношение правовых актов органов исполнительной власти и её субъектов; - в) одна из правовых форм регулирования взаимоотношений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской ...
и юридической мысли
(Италия, Япония, Брази лия и др.).
провозглашают господ ство и юридические
привилегии определен ных классов, социаль ных слоев, рас, этниче ских групп в обществе,
устанавливают фикси рованную партийную
систему (чаще всего од нопартийность), прини жают роль парламента,
ограничивают основные
права граждан.
Ганжа Т.Г. «Конституция Российской Федерации» 9
Конституции № Способы
подразделяются Определения
классификации
на
тоталитарные конституции закрепляют
господство одной пар тии, слитную партийно государственную систе му, вождизм, обязатель ную идеологию; основ ные права человека не
осуществляются
По порядку принятия октроированные «дарованные сверху»
народу монархом;
- легитимные с помощью учредитель ного собрания и рефе рендума;
«харизматиче- конституция, в разра ская конститу- ботке и принятии кото 7 ция» рой ведущую роль игра ет одаренный политиче ский лидер, имеющий
большое влияние, или
диктатор той или иной
страны;
- парламентским с последующим вынесе путем нием на референдум.
Конституция – особое правовое явление. Раскрытие сущности конституции связано с познанием её глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю конституция выражает.
Сущность любой конституции состоит в том, что она представляет собой отражение соотношения политических сил, существующего на момент принятия основного закона.
Сущность конституции, различные теории раскрывают, исходя из неодинаковых взглядов.
Примеры самых распространённых из них представлены в табл. 2
Ганжа Т.Г. «Конституция Российской Федерации» 10
Таблица 2.
Взгляды на сущность конституции № Теории Взгляд на сущность конституции Трактовка сущности Предполагается, что все члены общества за конституции как ключили договор, воплощенный в конституции, общественного о том, на каких основах учреждается данное 1 договора общество, по каким правилам оно живет. Со гласно таким концепциям конституция есть вы ражение суверенитета народа, проявление его
единой воли. Теологическая теория Видит сущность конституции в воплощении в
ней божественных предписаний человеческому 2 обществу о правилах жизни и считают, что в
конституции выражаются идеи высшей спра ведливости, разума. 3 Школа естественного Сущность конституции заключается в вопло права щении в ней многовекового опыта, постепенно
складывающихся традиций данного народа. Теории, отрицающие Связывают сущность конституции с государст народный характер венной волей. Конституция при этом рассмат конституции ривается как самоограничение государственной 4 власти: поскольку возможности государствен ной власти безбрежны, то, чтобы не допустить
произвола, деспотизма, она сама себя ограничи вает и закрепляет пределы этого ограничения в
конституции. Марксистско- являлась теоретической основой советской го ленинская теория, сударственно-правовой науки, усматривала 5 сущность конституции в том, что она выражает
волю не всего общества, не всего народа, а
только волю господствующего класса, то есть
является классовой по своей сущности.
В современной науке конституцию рассматривают не только как юридический, но и как политический и идеологический документ.
Механизм изменения Конституции в Российской Федерации
... субъектов Федерации. Положение Конституции о ее изменениях относятся только к нормам ст. 65 Конституции, характеризующей состав субъектов Российской Федерации, ... Российской Федерации, а также группы численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. На повышение стабильности Конституции направлено и то, что ее главы, выражающие концептуальную сущность Конституции, ...
Её сущность как юридического документа состоит в тех качествах, которые были отмечены выше в определении конституции: в особом её содержании (предмете регулирования), её высшей юридической силе, роли конституции как юридической основы текущего законодательства, в повы Ганжа Т.Г. «Конституция Российской Федерации» 11
шенной стабильности, что связано с порядком ее принятия и изменения, отличающимся от обычного законодательного процесса.
Как политический документ конституция закрепляет соотношение социальных сил в обществе, их борьбу и сотрудничество, достигнутый компромисс, а иногда, напротив, – господство определённых слоёв населения или военно-политических группировок (это относится к временным конституциям, принимаемым в результате военных переворотов), регулирует политический процесс в обществе. Конституция отражает степень восприятия общечеловеческих ценностей в обществе данной страны, содержит программные положения о путях развития общества.
Эти качества, получающие своё выражение в содержании всего основного закона обусловливают социальную сущность конституции. Конституцией закрепляется соотношение социальных сил в обществе, которые посредством борьбы и сотрудничества приходят к консенсусу по принципиальным конституционным вопросам общественного и государственного строя.
Как идеологический документ конституция в концентрированном виде отражает господствующую в обществе или принятую его руководящими силами социально-политическую доктрину, определённое мировоззрение. Иногда положения о принятой идеологии непосредственно закреплены в конституции (идеи марксизма-ленинизма и Мао Цзэдуна в китайской конституции 1982 г.)
Конституция как Основной закон имеет социальное и юридическое содержание. Социальное содержание конституции – это конкретизация её социальной сущности. Оно богаче сущности, так как отражает необходимое (основы существующего строя, т.е. сущность) и случайное (несущественное, частные национально-специфические особенности отдельной страны).
Конституции Японии и Индии одинаковы по своей социальной сущности – это конституции капиталистического общества, но конкретные социальные силы
Ганжа Т.Г. «Конституция Российской Федерации» 12
в этих странах, определяющие их развитие, неодинаковы (в первом случае – крупная буржуазия, во втором – национальная буржуазия).
Правовое, юридическое содержание конституции – это тот юридически значимый материал, из которого она состоит. Это нормы, закрепляющие основы общественного строя (формы собственности, организацию управления экономикой, например плановое или рыночное хозяйство, партийную систему и др.), государственного строя (форму правления форму устройства государства и др.), основные права граждан (праве собственности, право на труд, на свободу слова, неприкосновенность личности и др.).
Наряду с принципиальными положениями конституция содержит нормы, в которых эти положения детализированы (например, о парламентских процедурах, о некоторых полномочиях местного самоуправления).
Конституцию как правовой акт от всех других правовых актов отличают следующие черты:
1) особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается;
2) учредительный, первичный характер конституционных установлений;
Первые конституции азиатских государств
... чтобы на основании изучения и анализа источников и литературы сравнить первые конституции двух азиатских государств – Японии и Турции. В задачи настоящей работы входит рассмотрение социально- ... В.А.Горделевский (15), дав материал к внутренней и внешней политике страны, её государственному строю. Описание быта, нравов, обычаев народов Османской империи, ее экономики, государственного и социального ...
3) всеохватывающий объект конституционной регламентации, т.е. та сфера общественных отношений, воздействие на которые она распространяет;
4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, её роль как ядра правовой системы государства и системы права, порядок принятия, внесения в неё поправок, специфические формы охраны конституции.
В конституции естественное право получает позитивное закрепление в следствие того, что она закрепляет народный суверенитет. Эта сущностная черта конституции и поныне признается доминирующей в конституционной теории и практике. Этим признается то, что никто, в том числе и государст Ганжа Т.Г. «Конституция Российской Федерации» 13
венная власть, не вправе отнять у народа верховного права самому решать свою судьбу. Поэтому в конституциях почти всегда подчеркивается, что они принимаются народом или от имени народа.
Тем самым подчеркивается главный источник учредительной конституционной власти – народ, а конституция как бы юридически связывает народ и государство, выражает правомерность власти над людьми. Учредительная природа конституции проявляется и в том, что её предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными.
Важной чертой, характеризующей конституцию является особый предмет конституционного регулирования, то есть специфика того слоя общественных отношений, которые она регулирует и закрепляет.
Конституционное воздействие отличается всеохватывающим характером, чего не имеет никакой другой нормативный правовой акт. Конституция затрагивает все сферы жизни общества – политическую, экономическую, социальную, духовную и другие, регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы общественных отношений.
Таким образом, все другие законы и правовые предписания властных структур государства должны соответствовать конституции – их правовой основе. Те из них, которые противоречат конституционным принципам и нормам, подлежат отмене.
Отличающие Конституцию особые юридические свойства производны от перечисленных выше её сущностных черт и последовательно отражены в конституции Российской федерации 1993г., которая будет рассмотрена ниже.
Ганжа Т.Г. «Конституция Российской Федерации» 14
2. Конституция РФ: понятие, сущность,
юридические свойства, принципы.
Новая Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием 12 декабря и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря 1993 года.
Конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм её осуществления, закрепляет охраняемые государством права гражданского общества, человека и гражданина.
Во всех советских конституциях была заложена классовая сущность, отражаемая в каждой из них в большей или меньшей степени открытой и обнаженной форме. Действующая Конституция Российской Федерации не восприняла постулата о классовой сущности конституции. В её сущности заложены другие начала – не классовые, а общедемократические.
Российская Федерация как правовое государство
... ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В КОНТЕКСТЕ ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Раздел 2.1. Суверенитет народа С развитием государственно-правовых институтов, их теоретическим осмыслением, главным, сущностным вопросом правового государства ... в содержании теории правового государства. Статья 3 Конституции РФ устанавливает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в нашем государстве ...
Таким образом, действующая Конституция Российской Федерации по своей сущности как конституция демократического правового государства является выражением воли многонационального народа Российской Федерации, выраженной путем всенародного голосования, воли, направленной на учреждение таких основ жизни государства и общества, которые воплощают общедемократические принципы, исходят из признания высшей ценностью человека, его прав и свобод.
Особые юридические свойства Конституции производны от перечисленных сущностных черт. Это означает, что не юридические свойства являются основой её особого статуса, а наоборот, последний предопределяет юридическую специфику конституции, которая выражается:
- в верховенстве конституции;
- в её высшей юридической силе;
- Ганжа Т.Г. «Конституция Российской Федерации» 15
- в её роли как ядра правовой системы;
- в особой охране конституции;
- в особом порядке принятия и пересмотра конституции.
Эти черты последовательно отражены в Конституции Российской Федерации 1993 г.
По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. Первый раздел содержит собственно Конституцию и состоит из девяти глав: 1. Основы конституционного строя. 2. Права и свободы человека и гражданина. 3. Федеративное устройство. 4. Президент. 5. Федеральное собрание. 6. Правительство Российской Федерации. 7. Судебная власть. 8. Местное самоуправление. 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции.
Второй раздел носит название «Заключительные и переходные положения».
Принцип верховенства Конституции Российской Федерации получил конституционное закрепление в ст. 4 ч. 2 Конституции РФ. В этом прежде всего отражается утверждение в нашей стране конституционного строя, стремление к созданию правового государства.
«Конституционный строй есть совокупность социальных отношений, а его основы – система принципов, их регламентирующих»1.
Основами конституционного строя считаются находящиеся под защитой государства сущностные социально – нравственные установки и политико-правовые правила разумной и справедливой организации общества. Они
Румянцев О. Основы конституционного строя России. – М., 1994. с. 28.
Ганжа Т.Г. «Конституция Российской Федерации» 16
обуславливают ключевые черты общественного строя, власти, формы правления, государственного устройства, политического режима. В них определяются общие принципы правовой регламентации отношений в основных подсистемах общества и обеспечивается их взаимодействие. Каждый из конституционных принципов представляет собою концепцию жизнедеятельности отдельных составляющих конституционного строя в целом.
Основы конституционного строя не просто характеризуются особым порядком изменения, но имеют особую юридическую силу. Это выражается в обязанности законодателя следовать указанным принципам при изменении или дополнении остального текста конституции.
Основополагающие характеристики закреплены в Конституции РФ 1993 г. исчерпывающим образом и определяют Россию как государство:
1) суверенное (народный суверенитет);
2) правовое (верховенство над государством права и народного суверенитета);
ИГП все ответы,кроме 53. 1. Основные этапы в истории Древнего ...
... государства. Война с объединившейся Германией во главе с Пруссией в полной мере обнаружила непрочность бонапартистской империи. 44. Третья республика во Франции. Конституционные законы 1875 г. 1. Утверждение Третьей республики Новую конституцию ... мобилями (мобильной гвардией). Конституция 1848 г. Основными принципами установленного конституцией государственного строя стали: республиканская форма ...
3) демократическое (демократия как основа образа жизни в России и её политического режима);
4) республиканское;
5) с разделением властей (на законодательную, исполнительную и судебную) ;
6) федеративное (Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации);
7) социальное (политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека);
8) светское (никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной);
9) идеологическое многообразие и политический плюрализм;
- Ганжа Т.Г. «Конституция Российской Федерации» 17
10) свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности.
Наконец, для Конституции Российской Федерации характерны незыблемость и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Это выражается в том, что Конституция провозглашает, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» (ст. 2).
При этом особо подчеркивается, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». В Конституции закрепляются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (ст. 17).
В ст.16 ч. 2. закреплена юридическая сила основных конституционных принципов: «Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации».
Идея преемственности новой российской Конституции содержится в её преамбуле, где выражена воля народа к сохранению исторически сложившегося государственного единства, незыблемости демократического строя, осознание ответственности за свою Родину перед нынешними и будущими поколениями.
Ядро преемственности федеральной Конституции 1993 года – российский народ, суверенная государственная власть, государственное единство России.
Преамбула, отражая целеустановки народа не создает норм, властных полномочий, либо прав и свобод. Однако она выполняет особую философско-правовую роль.
Вместе с тем, она может быть принята в расчёт при толковании той или иной нормы в случае необходимости прояснения контекста последней.
В ст. 15 Конституции Российской Федерации закрепляется, что Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России.
Ганжа Т.Г. «Конституция Российской Федерации» 18
Высшая юридическая сила Конституции означает не только то, что законы и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России, но и то, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию Российской Федерации.
Таким образом, высшая юридическая сила Конституции характеризует ее место в иерархии нормативных правовых актов, действующих в российской Федерации.
Конституция России является ядром правовой системы государства и системы права. Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества – устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.
Прокуратура в российской конституционной системе власти
... игры. Цели данного исследования по теме состоят в анализе и теоретическом изучении места прокуратуры в российской конституционной системе власти, сущности прокурорского надзора. Основные задачи - изучение ... в том, что органы прокуратуры занимают особое место в государственной системе Российской Федерации. Имея функциональное отношение к каждой из трех, предусмотренных Конституцией РФ ветвей власти, ...
Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества – устанавливает, какие нормативные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. В самой Конституции названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней.
К юридическим свойствам Конституции Российской Федерации относится её особая охрана, в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.
Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент Российской Федерации является её гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (ст. 82).
Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания могут инициировать процедуру разрешения
Ганжа Т.Г. «Конституция Российской Федерации» 19
дел в Конституционном Суде России о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст. 125 Конституции.
Конституционный суд играет важную роль в охране Конституции. Он рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации законов и иных нормативных актов как федеральных органов власти, так и субъектов Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции российской Федерации международный договор не подлежит введению в действие и применению.
Конституцию Российской Федерации отличает и особый, установленный порядок её пересмотра и внесения в нее поправок.
В действующей Конституции, в отличие от предшествующих, отсутствует положение о том, что право принятия Конституции относится к компетенции какого-либо органа государственной власти. Устанавливается, что принятие и изменение Конституции Российской Федерации составляет предмет исключительной компетенции Федерации (ст. 71).
Тем самым была принята концепция установления конституции особой, учредительной властью, а не обычной, законодательной властью.
Принятие новой Конституции отнесено к полномочиям Конституционного Собрания, которое только и может принять её 2/3 голосов от общего количества его членов или вынести на всенародное голосование. При проведении референдума Конституция считается принятой, если за неё проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
Необходимо отметить, что Конституция является фундаментом системы права, главным системообразующим фактором базой для кодификации и систематизации законодательства. На основе Конституции Российской Федерации и конституций республик в её составе осуществляется упорядочение всей системы законодательства, его расистка и освобождение от устаревших
Ганжа Т.Г. «Конституция Российской Федерации» 20
норм. Комплексное развитие всех отраслей законодательства на базе новой Конституции обеспечивает наилучшие условия для формирования демократического правового государства, упрочения режима законности и правопорядка.
Особенности Конституции Японии
... контрольной работы - изучить особенности Конституции Японии. 1. История развития Конституции Японии История права Японии знает только два конституционных ... Конституция 1889 года прокламировала принцип разделения властей. Высшей фигурой в государстве был Император, законодательной властью при нем обладал Парламент, административной -- Кабинет, судебные полномочия осуществляли суды. Поражение Японии ...
Таким образом, можно сделать вывод: юридическая природа Конституции РФ проявляется в её чертах и юридических свойствах, которые отражают специфику её нормативно-правового содержания. Каждая черта Конституции РФ характеризует определенный аспект её содержания как сложного, многопланового правового феномена. Только взятые вместе эти черты и свойства дают исчерпывающее представление о Конституции РФ в целом.
Основные черты и юридические свойства Конституции взаимосвязаны и взаимозависимы, существуют не изолированно друг от друга и проявляются в системе, оказывая друг на друга влияние. Они представляют собой не простую совокупность, а органическое единство, целостную систему и выражают качественную определенность содержания Конституции.
Ганжа Т.Г. «Конституция Российской Федерации» 21
3. Отличительные черты Конституции РФ 1978 г. и 1993 г.
В отличие от Основных Законов 1925, 1937 и 1978 гг. Конституция современной России – документ вполне суверенного целостного и неделимого государства, определяющий его прерогативы обладать высшей властью в отношении своей территории и воздушного пространства над ней, самостоятельно определять и проводить внутреннюю и внешнюю политику, принимать конституцию и федеральные законы, имеющие верховенство на всей его территории. Правовой основой государственного суверенитета нынешней Российской Федерации являются Конституция РФ 1993г. и Декларация о государственном суверенитете от12 июня 1990г. Принятием этой Декларации РСФСР, входившая в состав Союза СССР с 1922 г., провозгласила себя суверенным и независимым государством, полноправным субъектом международного права. Это привело к тому, что Россия как суверенное государство получила членство в таких организациях как Организация Объединенных Наций, Международный Валютный Фонд и др. кардинально изменился государственно-правовой статус Российской Федерации. Таким образом, необходимость разработки и принятия в России новой Конституции 1993 была объективно обусловлена целым рядом причин, вызванных в первую очередь принципиальными изменениями в жизни российского общества в конце 80-х – начала 90-х гг.
На протяжении 15-летнего срока, до принятия современной конституции, действовала Конституция РСФСР 1978г.Она была принята на основе принятия Конституции СССР 1977г. и за срок своего действия претерпевала значительные изменения не только в содержании конкретных норм, но в самой своей сущности. Она закрепляла статус РСФСР как союзной республики в составе СССР, а затем и как независимого государства после распада Союза. На последних этапах своего существования эта Конституция была часто изменяемой самым радикальным образом.
Ганжа Т.Г. «Конституция Российской Федерации» 22
Первые 10 лет (до начала «перестройки») Конституцию РСФСР 1978 г. характеризовали следующие черты
1) В ней утверждалось, что советское общество вступило на новый этап – этап «развитого социализма»,что означало превращение его из советского государства с диктатурой пролетариата в общенародное государство.
2) Впервые введенное в конституцию понятие «народ» отражало его субъектом, которому принадлежит вся власть.
3) Конституция не утрачивала своего классового характера. В преамбуле прямо говорилось о преемственности идей и принципов прежних конституций. Также ст. 6 откровенно и прямо отражала руководящую и направляющую роль коммунистической партии.
4) Классовая ориентированность демократии именовалась «социалистической демократией».Утверждался принцип равенства граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и места жительства.
5) Был закреплен полный перечень прав граждан (впервые введены такие новые права, как право на жилище и охрану здоровья)
6) Закреплялось положение о том, что наиболее важные вопросы выносились на всенародное обсуждение и ставятся на всенародное голосование.
7) Впервые утверждалось в преамбуле, что конституцию принимает и провозглашает народ РСФСР.
8) Конституция преобразовала национальные округа в автономные и др.
Таковы неполные характеристики Конституции РСФСР 1978 г.
Начавшийся процесс «перестройки», демократизации всех сторон жизни общества потребовал дальнейшего реформирования Конституции России. К моменту распада Союза ССР Конституция РСФСР приобрела иное сущностное свойство. Это была уже не Конституция субъекта федерации, а Кон Ганжа Т.Г. «Конституция Российской Федерации» 23
ституция независимого самостоятельного государства. Однако, назревший в стране политический кризис привел и к кризису конституционному. В этих условиях принятие новой Конституции РФ 1993 г. являлось фактором, способствующим установлению необходимой стабильности в обществе.
Общие особенности, которые присущи Конституции РФ 1993 г. и отличают её от бывших советских конституций, весьма значительны. Они закладывались ещё в последних редакциях постепенно реформируемой Конституции 1978 г. В Конституции 1993 г. характеристика сущности закрепляемого и утверждаемого ею общественного и государственного строя нашла строго последовательное правовое оформление Она впервые применила дефиницию общественного строя как конституционного, и коренное отличие его принципов от постулатов и устоев социалистического строя являются основными критериями сравнения предыдущей Конституции РСФСР 1978г. и современной Конституции Российской Федерации 1993 г. В Конституции 1993 г. более чётко проработаны нормы о разделении властей (ст. 10).
В ней указывается, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых осуществляют свои полномочия самостоятельно. В годы советской власти в нашей стране принцип разделения властей был отвергнут как чуждый и неприемлемый.
В современной Конституции РФ не присутствуют положения о коммунистической партии как ядре политической системы. Ст. 13 признает в Российской Федерации политическое многообразие и многопартийность.
Конституция 1993 г. отразила качественные изменения в социальной политике государства. Из неё исключен классовый подход к различным слоям населения, в частности нет упоминания о ведущей роли рабочего класса и других категорий трудящихся в построении общенародного государства, о трудовых коллективах как активной части политической системы.
Ганжа Т.Г. «Конституция Российской Федерации» 24
Исключены положения о строительстве коммунизма как цели общества, а на первое место выдвигается признание приоритета прав человека и гражданина. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, – указывается в Конституции РФ 1993г. (ст. 2), – обязанность государства». В Конституции закрепляются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (статья 17).
В целом же вопросы, непосредственно связанные со статусом личности, регламентируются более чем в 60 статьях Конституции.
Конституция 1993г. внесла значительные изменения в систему органов государственной власти, установление местного самоуправления (ст. 12).
Вместо Съезда и Верховного Совета учредила Федеральное Собрание, коренным образом преобразовала принципы двухпалатного построения представительного органа государственной власти.
Правовое положение Правительства РФ определено в Конституции 1993г. в гл.6 .
Правительство – высший исполнительный орган государственной власти в масштабе всей страны. «Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы» (статья 111).
Из девяти глав Конституции организации власти посвящено полностью пять (гл. 4 – 8) и в значительной мере – две (гл. 1 «Основы конституционного строя» и гл. 3 «Федеративное устройство»).
Введен институт Президентства. Правовой статус Президента Российской Федерации определен в ст. 80 Конституции РФ 1993г., в которой указано, что Президент РФ является главой государства. В ранее действовавшей Конституции устанавливалось, что Президент является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в Российской Федерации. Хотя формально, по действующей Конституции 1993 г., Президент не является
Ганжа Т.Г. «Конституция Российской Федерации» 25
главой исполнительной власти, фактически он активно влияет на деятельность исполнительно-распорядительных органов. Эти полномочия определены в частности в ст.83 Конституции РФ 1993 г.
Действующая Конституция РФ отказалась от характеристики государства как социалистического и советского, а определила его как суверенное федеративное. В государственном устройстве РФ, основывающимся на принципе федерализма, проявляется демократизм Российской Федерации как государства. Конституция 1993 г. придает статус субъектов Российской Федерации не только национально-государственным образованиями, но и обычным административно-территориальным единицам (включая Москву и Санкт-Петербург).
Характерной чертой Конституции РФ1993г. является признание частной собственности (ст. 8), защищаемой государством наряду с другими формами собственности (ст. 35).
К характерной черте Конституции РФ 1993 г. относится наличие в ней основополагающих положений. Она содержит нормы, регулирующие наиболее важные общественные отношения и служащие правовой основой для текущего законодательства. Поэтому по своему содержанию они предельно абстрактны, ибо имеют своей целью закрепление самого главного в общественных отношениях.
Также характерной чертой Конституции России является её прямое действие. Это закреплено в статье 15 Основного закона РФ. В соответствии с этим конституционные нормы не нуждаются в каком либо ином правовом подтверждении. Это придает им действительную высшую юридическую силу и служит гарантом от их искажения.
Ганжа Т.Г. «Конституция Российской Федерации» 26
Заключение
Принятие новой конституции всегда вызывается весьма существенными переменами в жизни общества.
Формирующееся конституционное право российской федерации приобретает всё нарастающие масштабы. Началом этого процесса можно считать разработку новой Конституции РФ 1993 г. Правовое обеспечение подлинного суверенитета Российской Федерации, а также гуманизация всех институтов государства и общества обеспечиваются высоким уровнем стабильности Конституции РФ 1993г., который закреплен в достаточно сложном характере внесения поправок в неё. А это в свою очередь является гарантом продвижения в жизнь идеи построения правового государства в нашей стране – связанность государства правом, гарантирующая предсказуемость и надежность его действий, верховенство права, защита граждан от возможного произвола со стороны государства и его органов.
Ганжа Т.Г. «Конституция Российской Федерации» 27
Список используемой литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/konstitutsiya-k-kursovoy-rabote/
1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Изда тельская группа НОРМА–ИНФРА-М, 1998. 2. Грачев Н.И. Основы конституции РФ. – Волгоград, 1995. 3. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федера ции. – М.: Юрист, 1995. 4. Комментарий к Конституции РФ. – М.,1994. 5. Котелевская И.В., Тихомиров Ю.А. Конституция и Закон в нашей жизни. – М., 1993. 6. Миронов О.О. Конституция не может быть неизменной // Государство и право. – 1998, №4. 7. Румянцев О. Основы конституционного строя России. – М., 1994. 8. Хабриева Т.Л. Правовая охрана Конституции. – М.,1995.
Список нормативно-правовых актов
1. Конституция РСФСР 1978 г. 2. Конституция РФ 1993 г.