Конституция – основной закон государства и общества

Советские люди живут в самом демократическом обществе. Их широкие права и свободы материально и юридически гарантированы. Привыкнув за десятилетия Советской власти быть хозяевами страны, мы давно перестали удивляться этому. Так здоровый человек не ощущает своего здоровья.

Гражданин СССР, честно выполняющий свои обязанности перед обществом и одновременно получающий от общества необходимые блага, не замечает, что его жизнь охраняется правовыми нормами, обеспечивающими материальное благосостояние, духовные интересы, жизнь и здоровье. Он принимает это как само собой разумеющееся. Между тем современная правовая система — это результат длительной, тяжелой борьбы и побед пролетариата над его врагами, результат героических десятилетий строительства социализма. Научно-практический комментарий к Конституции РФ. Отв. ред. В.В. Лазарев. 2-е изд. дополненное и переработанное. М.: Спарк, 2001. — 127 с.

Мне хотелось бы оставить вышеизложенный текст, который я позаимствовал из книги “Очерк истории Советской Конституции” Ю.С. Кукушкина и О.С. Чистякова без моей личной оценки, на суд читателя, предоставляя ему право оценивать достоверность и правильность изложенного, а также искренность авторов. Для чего я привел эту выдержку? Мне кажется невозможным говорить о Конституции, как Основном Законе, не затронув истории Конституции какого-либо государства. А так как все мы живем в одной стране, я взял вкратце историю Конституции нашего государства. И последнее, что мне хочется сказать в связи с этим вступлением — это повторить, немного перефразировав, его последнее предложение: “Вместе с развитием общества меняется и законодательство”.

Перед тем, как перейти к основной части моей работы, я хочу сразу сделать несколько оговорок. 1) Опять же, мне представляется нелогичным вести речь об Основном Законе государства лишь в общих чертах, поэтому вместе со всеми обобщающими определениями я все же буду базироваться на конкретном примере, а именно на Конституции РФ. 2) Так как цель моей работы — это не анализ всех государственно-правовых проблем, которые включает в себя Конституция РФ, а лишь доказательство тезиса “Конституция — это основной закон государства”, я возьму только крохотную часть всех проблем, раскрываемых Конституцией РФ. Например, права и свободы человека. И мне кажется, что наличие этих проблем в Конституции доказывает то, что Конституция — это именно Основной Закон государства, если в нем присутствуют и разрабатываются столь важные и основополагающие проблемы, как права и свободы человека.

22 стр., 10592 слов

Культурные права номер статьи в конституции. Культурные права ...

... экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). В настоящее время права человека получили широкое отражение в конституциях и законодательных актах большинства государств, являющихся членами ... Культурные права и свободы в жизни человека и гражданина». Глава 1. Права и свободы человека и гражданина. 1.1 Понятие «права человека». Возникновение понятия "права человека", осознание этой проблемы ...

Слово “Конституция” — латинского происхождения, от constitutio, — становление, устроение. Традиционно этим термином определяется Основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную систему, принципы организации и деятельности органов власти и управления, основные права и обязанности граждан. Комментарий к Конституции РФ: Постатейный. Г.Д. Садовикова. — М.: Юрайт-М, 2001. — 19с.

Основной Закон — это фундамент законодательства, регулирующего взаимоотношения граждан между собой и с государством. Конституция нужна для того, чтобы законы не противоречили друг другу и не нарушали права и свободы граждан.

Развитие Российского государства подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это закономерно. Конституция важна и необходима для современного государства, прежде всего, потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное — конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство. Исключений сегодня практически не существует. Даже Великобритания, в которой нет единого и кодифицированного основного закона, располагает комплексом юридических актов, начиная с “Хабеас корпус акт” и “Билля о правах” (оба приняты еще в XVII в.), а также традиций, составляющих в совокупности ее конституцию. Более того, для ХХ столетия, особенно его второй половины, характерно обновление конституционного строя многих стран, включая Францию, Германию, Италию, Японию, Грецию, Португалию, Испанию. Конституционное право. Егиборян Р.В., Тодевосян Э.В. Учебник. — М.: Юристъ, 2000. — 276 с. Это продиктовано серьезными политическими и социальными переменами, происшедшими в названных странах и во всем мире, условиями нового времени. Принятие новой Конституции в России тоже является отражением серьезнейших общественных потребностей.

Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране, в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некоей системы, то конституция — это основание, стержень и одновременно источник развития всего права. На базе конституции происходит становление различных отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых, создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии, политике и культуре.

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., — непросто первая в истории страны. До ее принятия действовала Российская Конституция 1978 года, которая имела своих предшественниц. Но нынешняя конституция отличается от всех российских конституций советского времени в первую очередь тем, что является основным законом самостоятельного, действительно суверенного государства. Как отмечается в преамбуле Конституции, ее принятие связано с возрождением суверенной государственности России и утверждением незыблемости ее демократической основы.

8 стр., 3767 слов

Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации

... подвергалась внутриорганизационная деятельность системы федеральных органов исполнительной власти. §1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации В Конституции РФ закреплено (ч. 1 ст. 77), что система органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяется субъектами самостоятельно в соответствии с основами ...

Разумеется, Конституция 1993 года не носит учредительного характера, она не создает новое государство. Это государство существовало — в разных границах и при разных формах правления — многие столетия. Идея сохранения исторически сложившегося государственного единства подчеркивается в самой Конституции. Вместе с тем Конституций Российской Федерации 1993 года выделяется в ряду актов такого ранга тем, что с ней связывается новая эпоха в российской истории. Комментарий к Конституции РФ.: Постатейный. Г.Д. Садовикова. — М.: Юрайт-М, 2001. — 112с.

Крах в России тоталитарного государства, контролировавшего и слова, и дела, и мысли граждан, означал начало создания правового государства. Это потребовало изменения Основного Закона. Новая Конституция в нашей стране зафиксировала “десоветизацию” государственной власти. Были разделены законодательная, исполнительная и судебная ветви власти, что является важнейшим признаком подлинной демократии. Ведь еще французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. провозгласила: “Всякое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет Конституции”. И, наконец, государственный строй в Российской Федерации определен как конституционный, а не общественный. Конституционное право. Учебник под ред. проф. Лазарева В.В. — М.: Новый Юрист, 1998. — 381с.

Новая Конституция занимает верховенствующие положение в правовой системе страны. Ее положение являются первичными. Все остальные правовые акты, принимаемые в рамках Российской Федерации, в том числе федеральные законы, конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, должны соответствовать Конституции Российской Федерации. Это же относится к договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, ибо речь идет о конституционном, т.е. внутригосударственном, а не о международном праве.

Практически во всех современных государствах (независимо формы государственного устройства и господствующей политической идеологии) существуют конституции. Но наличие в государстве конституции еще не позволяет отождествлять его с “конституционным государством” в современном смысле. Конституционность государства отнюдь не исчерпывается тем, что в нем существует некий основной закон, возможно, закрепляющий определенный компромисс социально-политических сил, устанавливающий то или иное государственное устройство и компетенцию органов власти. Конституционность не исчерпывается и тем, что этот основной закон обладает реальным практическим действием, верховенством по отношению к остальным законам и может быть изменен лишь путем особой законотворческой процедуры. Это необходимые, но не достаточные признаки конституционной государственности. Всеобщая история права и государства. Графский В.Г. Учебник для вузов. — М.: НОРМА, 2000. — 234 с.

11 стр., 5420 слов

Права и свободы человека по конституции РФ 1993 года

... вообще от принципа равноправия граждан конкретного государства между собой, поскольку объем прав и свобод у двух вышеуказанных категорий не одинаков. Конституция РФ 1993 г. сначала ... всего, некоторых чисто «советских» социально-экономических прав). Учитывая весьма жесткую систему организации государственной власти, установленную Конституцией 1993 г., можно сказать, что демократический характер ...

В современном смысле конституционность государства — это, прежде всего его связанность правом, а конституция — в первую очередь декларация прав человека и гражданина, гарантированных властью и ограничивающих ее осуществление. Иначе говоря, конституция — надлежащая форма основополагающего узаконения правового характера организации и функционирования власти в ее отношениях с субъектами гражданского общества.

“Конституционная запрограммированность” осуществления государственной власти означает, что лежащие в основе законотворчества представления о праве и его позитивности, о социальных функциях и инструментальном характере законов подчинены идеологии прав человека как совокупности дозаконотворческих требований, объективно возникающих из бытия человека в современном индустриальном и постиндустриальном обществе. Эти требования составляют конкретное практическое основание конституции и служат юридическим, а вовсе не моральным или политическим критерием оценки конституционного характера государства. Другими словами, конституция содержит в себе критерии, позволяющие судить о функционировании государственной власти с позиции права, приводить осуществление власти в соответствие с правом.

Таким образом, в демократическом конституционном (правовом) государстве система гарантий свободы, самостоятельности и собственности должна быть закреплена, прежде всего, в конституции, а это предполагает прямое действие конституционных норм и эффективные процедуры конституционного контроля. В первую очередь речь идет о правах человека и гражданина, выражающих минимальную неотчуждаемую меру свободы в обществе и государстве и тем самым ограничивающих возможности законодательных запретов (закон не может запрещать то, что гарантировано конституцией), очерчивающих пределы допустимой компетенции государственных органов и должностных лиц в их отношениях с гражданами и их ассоциациями. Отсюда следует, что если статьи конституции гарантируют права и свободы и в то же время определяют, что осуществление этих прав и свобод регламентируется или даже может быть ограничено законом, то фактически статьи конституции ничего не гарантируют. Вместе с тем конституционное право должно предусматривать случаи ограничения прав и свобод, необходимого ради свободы других и защиты конституционного строя, и, конечно, на этот счет должны приниматься органические законы, предусмотренные конституцией. Уже это обстоятельство указывает на необходимость эффективного конституционного контроля, сопоставляющего органическое законодательство с объективным смыслом гарантий свободы, самостоятельности и собственности.

Конституционное закрепление прав человека и гражданина, равно как и судебное признание (в решениях верховного или конституционного суда) конституционного характера других гарантий свободы, самостоятельности и собственности, не зафиксированных в конституции, лишает законодателя полномочий устанавливать административную процедуру регулирования тех отношений, в которых действуют эти конституционные гарантии. И если законодатель не соблюдает или упускает из виду это требование, то с точки зрения права возможен спор между любым гражданином и высшим органом государственной власти по поводу надлежащих гарантий свободы, самостоятельности и собственности. Такой спор может рассматриваться только в рамках судебной процедуры и только органом, который подчинен исключительно конституции и в задачу которого входит ее толкование в свете аксиом и принципов права.

14 стр., 6730 слов

Защита прав и свобод человека и гражданина Конституционным судом ...

... закона. Конституционный Суд осуществляет свои полномочия в целях защиты основ конституционного строя, конституционных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории России. Первая и главная особенность правового статуса Конституционного суда РФ состоит в том, ...

Далее, законодатель вправе запрещать только те формы реализации конституционных прав и свобод, которые являются общественно вредными, нарушают права других граждан и противоречат основам конституционного строя. Граждане должны иметь возможность оспорить любой такой законодательный запрет, если он затрагивает их права. Но даже если конституционный суд подтверждает конституционность такого запрета, не исключено, что в судебной практике сложится обыкновение, искажающее смысл этого запрета и тем самым нарушающее конституционные права граждан. А если конституционные права нарушаются обыкновением судебной практики, то такое нарушение, как правило, не устраняется судами второй инстанции или в порядке надзора. Эффективно защитить права в таких случаях может только конституционный суд, ибо он не связаны никакими обыкновениями законоприменительной практики.

Описанные требования конституционализма означают, что речь идет о конституционном государстве в нормативном смысле: современная конституционная государственность предполагает достаточно высокий уровень развитости и эффективности формально-юридических гарантий свободы, самостоятельности и собственности, реальные механизмы ограничения публичной политической власти правами человека и гражданина.

Интересно отметить, что первый советский Основной закон — Конституция РСФСР 1918 г. — был законом скорее реальным, чем фиктивным. Но этот Основной закон закреплял формальное неравенство, т. е. в принципе противоречил праву: избирательных прав были лишены “эксплуататоры и их пособники” (лица, прибегающие к наемному труду, живущие на нетрудовой доход, частные торговцы, коммерческие посредники, священнослужители и т. д.); на выборах рабочие имели преимущества перед крестьянами; гарантии свободы выражения мнений, свободы собраний и свободы ассоциаций трактовались как предоставление средств массовой информации, зданий и помещений и вообще всех необходимых технических и материальных средств “в распоряжение рабочего класса и крестьянской бедноты”. Все так и было в действительности, правда, от имени “рабочего класса и крестьянской бедноты” выступала тоталитарная бюрократия. Конституционное правосудие в России (1991 — 2001).

Очерки теории и практики. Витрук Н.В. — М.: «Горец — издат», 2001. — 328 с.

А вот Конституция СССР 1936 г., или “сталинская Конституция”, напротив, была фиктивным основным законом. В ее тексте были провозглашены многие из тех прав, которые зафиксированы во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., причем права закреплялись как всеобщие и равные для всех “трудящихся” (имелось в виду, что “эксплуататоры и их пособники” были уже уничтожены).

А в действительности человек был совершенно бесправен и бессилен перед лицом сверхмощной машины тотального террора.

Фиктивной была и Конституция СССР 1977 г.

Проекты первой Конституции Российской Федерации в принципе соответствуют стандартам демократической правовой государственности, особенно в том, что касается прав человека, их надлежащих гарантий и защиты. Но прежде чем все это воплотится в реальность, необходимо дождаться тех времен, когда в стране не только сформируется нормальное гражданское общество, но и практика эффективной судебной защиты Конституции, конституционная юрисдикция, являющаяся в современном правовом государстве важнейшим источником конституционного права. Ибо конституция — это не просто совокупность декларативных и нормативных установлений, а фундаментальные правила правового общения, которые должны постоянно применяться и конкретизироваться в процессе непрерывного формирования и развития правопорядка. В этом смысле конституция служит основой всего правового законодательства.

4 стр., 1555 слов

Конституционно-правовые основы белорусского государства

... на Конституции и конституционном праве основаны все остальные отрасли права, конкретизирующие правовое регулирование в соответствии с Основным Законом нашего государства. В соответствии со ст.2 закона РБ «о НПА РБ», конституция РБ – основной закон государства, имеющий ...

Таким образом, “конституционность” законов — это не столько их не противоречие Конституции, сколько их, так сказать, “конституционно-правовая органичность”. Последнее означает, что любой правовой закон является в той или иной мере “органическим” в том смысле, что он развивает и конкретизирует правовые положения, сформулированные или зафиксированные в конституции. Однако любой процесс содержательного развития конституционно-правовых начал (особенно в том, что касается прав человека и гражданина) — это процесс толкования права. А толкование права — функция не столько законодателя, ибо над ним всегда довлеют конкретные социально-политические интересы, сколько независимого суда. Такое суждение не означает принижения роли демократического законотворчества в процессе объективирования права, а лишь подчеркивает, что развитие и конкретизация конституционного права должны происходить в первую очередь через практику конституционного суда. С ней должен сверяться законодатель. Когда конституционный суд признает закон антиконституционным, он одновременно дает определенное толкование конституционно-правовых начал и формулирует “конкретное”, или “интерпретированное”, конституционное право. Соответственно правовые законы должны приниматься с учетом этих авторитетных интерпретаций и развивать конституционно-правовые начала в органичном единстве с уже выработанными интерпретациями.

Итак, конституционность государства, рассмотренная в аспекте организации и функционирования власти в ее отношениях с индивидами, предполагает наличие судебного института, основная функция которого состоит в рассмотрении споров между гражданами и органами государственной власти по поводу конституционности актов, издаваемых последними, т. е. по поводу нарушения прав, которые имеют фундаментальный характер и не могут быть нарушены даже законодателем. Таким образом, суд, или конституционный суд, является высшим хранителем конституционности государства и, следовательно, не только контролирует соблюдение конституции, но и выступает как интерпретатор наиболее фундаментальных прав независимо от их эксплицитного выражения в тексте конституции и в этом смысле — как творец живого конституционного права». Можно сказать, что идея и практика конституционализма осуществляются через юрисдикцию, а их начало непосредственно связано с выступлениями правосудия против не правовых или анти-правовых законов.

Конституции — важнейший институт демократии. В современном значении они возникли в конце XVIII в. Первая конституция, действующая до настоящего Времени, появилась и 1787 г. в США. В 90-е гг. того же столетия были приняты конституции во Франции (1791 и 1793гт.) и Польше (1793 г.) В настоящее Время во всех странах мира, а их число приближается к 200, имеются конституции.

14 стр., 6693 слов

Механизм изменения Конституции в Российской Федерации

... название «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Конституция, в отличие от предшествующих, право принятия Конституции не относит к компетенции какого-либо органа государственной власти. Она лишь устанавливает, что принятие Конституции Российской Федерации составляет предмет ...

Конституции играют огромную роль в жизни каждого государства, что определяется их особым местом в правовой системе страны.

В самом общем виде конституцию можно определить как правовой акт (или совокупность правовых актов), обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы организации государства и взаимоотношений государства и гражданина.

В современном демократическом государстве носителем суверенитета и единственным источником власти является народ. Только он обладает учредительной властью. Именно поэтому конституции принимаются народом или от имени народа. Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает важнейшую черту ее понятия: она носит учредительный характер Конституция учреждает основы государственного и общественного строя, механизм осуществления государственной власти. Она носит учредительный характер и потому, что все ее предписания являются первичными и им не могут противоречить другие, издаваемые государственными органами акты.

Конституцию, занимающую особое место в правовой системе каждой страны, отличают от других правовых актов и такие ее черты и свойства, как легитимность, стабильность, реальность, верховенство.

Конституция считается легитимной тогда, когда она принята законным путем, т. е. в том порядке, который предусмотрен в действовавшей до этого конституции. Конституции, навязанные военными хунтами и другими диктаторскими режимами вместо принятых ранее законным путем, не могут считаться легитимными.

Такое свойство, как реальность, характеризует конституцию тогда, когда ее предписания исполнимы и гарантированы в условиях режима законности и правопорядка. Реальна такая конституция, которая предусматривает и гарантирует народовластие, права свободы человека и гражданина. Конституции, не отвечающие этим требованиям, являются фиктивными. Они декларативны, наполнены социальной демагогией и реально не гарантируют элементарных гражданских прав. Фиктивные конституции характерны для стран с авторитарными и тоталитарными политическими режимами. Так, Конституция СССР 1997 г. Содержала немало демократических положений, которые, однако, не были и не могли быть реализованы в условиях коммунистической диктатуры.

Стабильность конституции проявляется в незыблемости её предписаний, в сохранении высокой степени устойчивости и неподверженности воздействию политических сил, меняющихся у власти. Стабильность и жестокость конституции не только не исключает возможности ее изменения, но и предполагает приведение ее в соответствие с новыми условиями социальной действительности. Поскольку конституция оказывает глубокое воздействие на весь общественный и правовой порядок, неопределенность хотя бы отдельных ее норм может привести к нестабильности в обществе.

Определяя верховенство конституции в правовой системе, важно отметить, что она не просто основной закон, но такой закон, который обладает особой юридической силой по сравнению с другими законами. При этом конституция является актом наивысшей юридической силы, и это особое свойство выражается в следующем: ее нормы являются основополагающим источником не только конституционного права, но и других отраслей права — гражданского, административного и других; текущие законы и другие нормативные акты должны приниматься только указанными в конституции государственными органами и соответствовать конституции; государственные органы, органы местного самоуправления должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать конституцию. Конституция как основной закон республики говорится в Конституции Италии, должна соблюдаться с верностью всеми гражданами и органами государства.

14 стр., 6756 слов

Судебная власть Российской Федерации

... судебная власть (наряду с законодательной и исполнительной) является разновидностью государственной власти и осуществляется судами Российской Федерации самостоятельно. Глава седьмая Конституции, посвященная по своему названию и содержанию судебной власти, определяет, что исключительное предназначение судебной власти ...

Верховенство конституции в правовой системе обеспечивается эффективным механизмом ее реализации и охраны. Вопросами обеспечения конституционности законов и других нормативно-правовых актов занимаются органы конституционного контроля (надзора, суда).

Им не редко принадлежит и право толкования конституционных положений.

Верховенство конституции в правовой системе устанавливается ни каким-либо другим нормативным актом, а ее собственными нормами. Так, в соответствии со ст. 98 Конституции Японии 1946 г. она «является верховным законом страны, и не какие законы, указы, рескрипты или другие государственные акты, противоречащие в целом или в части ее положением, не имеют законной силы». Конституционное право зарубежных стран. Карелин А.В., 1999. — 87 с. Аналогичная норма и имеется в Конституции РФ 1993 г.: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действе и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». ч.1, ст. 15, Конституция Российской Федерации. — М.: ООО «ВИТРЭМ», 2001.

Сущность конституции заключается не только в том, что она — основной закон государства и обладает высшей юридической силой, хотя это — ее первейшее и важнейшее назначение. Конституция является также политическим и идеологическим документом.

Как политический документ она отражает определенное соотношение политических сил на момент ее разработки и принятия. Но такое соотношение политических сил не является неким выражением соотношения классовых интересов или «результатом классовой борьбы», что являлось не зыблемой методологической основой советской науки конституционного права. Конституция в демократическом государстве — результат политического согласия. Она является общественным компромиссом, в котором согласованы политические интересы, представленные различными политическими силами. Их интересы отражены в конституции в той мере, в Кокой их удалость отстоять и согласовать с другими политическими силами. Разумеется, больше учтены интересы тех политических сил, чьё влияние в обществе оказалось более сильным или даже определяющим. Так, в послевоенных конституциях Италии и Франции нашли место отдельные положения о социальной деятельности государства, выдвигавшееся в качестве программных требований коммунистических партий этих стран. Коммунисты как политическая сила имели значительное влияние в первые послевоенные годы, участвовали в правительствах этих стран. Конституционное право зарубежных стран. Карелин А.В., 1999. — 89 с.

В учебной литературе можно найти и другие примеры из истории конституционного развития. Так, британская конституция отразила компромисс между земледельческой аристократией и нарождавшейся промышленной буржуазией в XVII веке. Такой компромисс выразился в частности, в сочетании наследственного принципа формирования Палаты лордов и выборности Палаты общин парламента. Ослабление в дальнейшем полномочий Палаты лордов свидетельствовало об изменении соотношения сил между обеими общественными силами. Кроме того, в связи с ростом влияния профессиональных союзов социальный состав Палаты общин изменился: место либеральной партии, выражавшей интересы преимущественно предпринимателей, заняла лейбористская партия, представляющая интересы рабочих.

14 стр., 6505 слов

Акты конституционного суда российской федерации. Конституционный ...

... решаться иными судами. Конституционный Суд РФ занимается только проблемами конституционности как высшей формы законности. В Конституции РФ юридические коллизии различаются путем использования следующих понятий: а) соответствие законов, иных нормативных правовых актов Конституции РФ (ст. 125); ...

Еще один пример. В результате компромисса, достигнутого в Польше в 1989 г. между Польской объединенной партией и ее союзниками, с одной стороны, и политическим движением «Солидарность», с другой, была восстановлена вторая палата — Сенат — польского парламента, выборы в которую должны были быть свободными, а в Сейме ПОРП и се союзникам гарантировалось 65 процентов мест. С помощью достигнутого компромисса ПОРП надеялась сохранить свое господство, однако вскоре и Сейм и Сенат перешли под контроль оппозиции, и коммунистический режим пал, как и в других странах Восточной Европы.

Любая конституция является также документом идеологическим. Ее идеологический характер заключается в том, что она выражает определенное мировоззрение. Конституция декларирует важнейшие ценности — права человека, демократические институты, частную собственность, свободу экономической деятельности и другие, составляющие основу конституционного строя. Эти ценности, будучи стержнем, либерально-демократической идеологии, защищаются и охраняются.

Каждая конституция выполняет определенные функции, которые раскрывают ее социальное назначение и характеризуют основные направления ее воздействия на общественные отношения. Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод о трех важнейших функциях конституции: юридической, политической и идеологической.

Юридическая функция заключается в том, что конституция, будучи основным законом, является важнейшим источником права, нормы которого обладают высшей юридической силой и лежат в основе всей системы правового регулирования.

Политическая функция конституции заключается в том, что политический процесс, в котором участвуют так или иначе все политические силы, осуществляется на основе правил, установленных конституцией. Политический процесс охватывает различные формы, способы и направления политической деятельности; по существу — это порядок функционирования политической системы, ее институтов. С изменением норм конституции вносятся определенные изменения и в политический процесс.

Идеологическая функция конституции заключается в том, что она выступает средством идеологического воздействия. Конституция играет большую воспитательную роль, устанавливая основы взаимоотношений государства и человека, государства и общества, основанные на их взаимной ответственности.

Современные демократические конституции характеризуются еще одной важной чертой: они имеют прямое действие. Прямое действие конституции означает, во-первых, что нормы конституции обязательны для органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также для органов местного самоуправления; а во-вторых, что гражданин, который считает нарушенными свои права, может обратиться в суд, ссылаясь исключительно на соответствующую статью конституции, и суд не вправе отказать в рассмотрении дела, ссылаясь на то, что нет конкретизирующих данную норму законов или подзаконных актов.

Конечно, не все конституции имеют прямое действие. Так, в соответствии с существовавшей в СССР официальной позицией конституция являлась политическим и декларативным документом и применялась только путем конкретизации норм конституции в других нормативных актах. Такое понимание конституции ослабляло ее значение как основного закона, обладающего высшей юридической силой.

Конституция РФ различает термины «пересмотр» и «внесение поправок». Пересмотром являются изменения положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ. Внесение поправок направлено на изменение гл. 3 — 8 Конституции РФ. Чисто внешне может показаться, что критерием различия этих терминов является формальное распределение глав Конституции по разным процедурам. Но на самом деле Конституция проводит здесь фундаментальное различие между главами, которые в силу их характера изменяться не должны или, во всяком случае, сделать это, должно быть, очень трудно, и главами, которые могут быть изменены сравнительно (только сравнительно!) в облегченном порядке. Положения гл. 1 и 2 устанавливают основы конституционного строя и правовой статус личности, и естественно, что учредительная власть установила для них столь высокие гарантии. Еще в ст. 16 и 64 Конституции как бы предупредила законодателей, что положения, связанные с основами конституционного строя и правовым статусом личности, не могут быть изменены иначе, как в порядке, установленном настоящей Конституцией. Глава 9 вошла в этот круг «неприкасаемых» потому, что она как раз закрепляет эти гарантии и устанавливает порядок пересмотра и внесения поправок.

Порядок пересмотра и внесения поправок отличается намеренной усложненностью, которая призвана отбить охоту у кого бы то ни было к изменению Конституции без серьезных оснований. С этой целью ограничен круг субъектов права на инициативу, права на пересмотр лишено Федеральное Собрание, строго определены возможности Конституционного Собрания, введена ратификация поправок субъектами РФ. Все это указывает на то, что пересмотр и поправки принимаются не обычным законом и не в обычной законодательной процедуре. Тем самым учредительная власть подчеркивает свое верховенство над законодательной. Субъекты права на внесение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ перечислены в ст. 134. Это:

  • Президент РФ;
  • Совет Федерации;
  • Государственная Дума;
  • Правительство РФ;
  • законодательные (представительные) органы субъектов РФ;
  • группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Перечень этих органов государственной власти уже тех, которые согласно ст. 104 Конституции РФ обладают правом законодательной инициативы. Здесь нет высших судебных органов и индивидуального права на инициативу со стороны членов палат Федерального Собрания.

В Конституции РФ не указывается, каким образом должны приниматься решения органов государственной власти, связанные с внесением предложений о пересмотре или поправке к Конституции. Следовательно, такие решения принимаются в соответствии с регламентом каждого, органа, т. е. требуют проведения голосования при наличии кворума и оформляются постановлением.

Установление порядка, пересмотра положений гл. 1, 2 и 9 Конституции начинается (ст. 135) с ясного указания на то, что положения этих глав не могут быть пересмотрены Федеральным. Собранием. Такое выражение «недоверия» законодательному органу преследует цель не допустить положения, при котором этот орган сам принял решение о пересмотре и в том же вихре страстей сам осуществил этот пересмотр. Однако Федеральное Собрание отнюдь не отстраняется от процесса пересмотра. Во-первых, как отмечалось, оно обладает правом внесения предложений о пересмотре, а во-вторых, без его поддержки да еще большинством в три пятых парламентариев обеих палат, ни одно предложение о пересмотре не может привести к созыву Конституционного Собрания.

Таким образом, для созыва Конституционного Собрания, которое единственное имеет право пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ, требуется наличие двух условий:

1) внесение предложения надлежащим органом;

2) поддержка этого предложения Советом Федерации и Государственной Думой.

Понятие Конституционного Собрания, его состав, порядок избрания, порядок работы и принятия решений остались за пределом конституционного текста. Указано только (ч. 2, ст. 135), что об этом должен быть принят федеральный конституционный закон (а процедура принятия таких законов, как отмечалось выше, тоже непроста).

Такой федеральный конституционный закон пока не принят. Однако компетенция Конституционного Собрания Конституцией закреплена.

Конституционное Собрание вправе принять только одно из двух решений:

1) подтвердить неизменность Конституции РФ;

2) разработать проект новой Конституции РФ.

Ясно, что в отношении созыва Конституционного Собрания такая альтернатива носит сдерживающий характер. Не очень-то стимулирует к этому перспектива подтвердить неизменность Конституции, и в не меньшей степени — разработать новую Конституцию РФ. Трудность в этом деле состоит в том, что гл. 1 и 2 нынешней Конституции РФ почти стопроцентно соответствуют общепризнанным принципам международного права, являющегося составной частью правовой системы Российской Федерации, а также общечеловеческим представлениям о демократическом правовом государстве.

Но если Конституционное Собрание все же возьмет на себя функции первоначальной учредительной власти и разработает новую Конституцию РФ, то эта Конституция может быть принята тоже непростым путем, а именно:

1) при наличии квалифицированного большинства в две трети от общего числа членов Конституционного Собрания или

2) вынесением проекта на всенародное голосование (референдум).

Однако условие для принятия новой Конституции РФ весьма жесткое. Референдум может быть признан результативным, если за новую Конституцию проголосует более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Таковы жесткие гарантии стабильности глав Конституции РФ, имеющих наибольшее значение для установления конституционного строя и защиты прав и свобод граждан. Иной, более облегченный порядок изменения Конституции касается федеративного устройства, механизма государственной власти и местного самоуправления.

Конституция РФ (ст. 136) определяет, что поправки к гл. 3-8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

Приведенная формулировка ст. 136 породила неопределенность в понимании того, какими должны быть наименование и правовая форма документа, содержащего поправку к Конституции РФ. Это послужило основанием для ходатайства о толковании этой конституционной нормы, с которым Государственная Дума обратилась в Конституционный Суд РФ. Проведенное Судом исследование вопроса привело его к убеждению, что предусмотренная ст. 136 процедура принятия поправок существенно отличается от процедуры принятия, как федерального конституционного закона, так и федерального закона. В частности, важно учитывать, что в отличие от поправок федеральный конституционный закон по своей юридической природе принимается во исполнение Конституции РФ, не может изменять ее положений, а также не может стать ее составной частью.

Что касается федерального закона, то он не может быть формой принятия конституционной поправки, так как в силу прямого указания Конституции РФ для внесения поправок требуется процедура более сложная по сравнению с установленной для принятия федеральных законов. Кроме того, в отношении федерального закона Президент РФ наделен правом его отклонения, чего не предусматривает порядок принятия федерального конституционного закона, распространенный на процедуру принятия поправок.

На основании этих и ряда других аргументов Конституционный Суд РФ пришел к выводу о том, что положения статьи 136 Конституции-РФ могут быть реализованы только в форме специального правового акта о конституционной поправке, имеющего особый статус и отличающегося как от федерального закона, так и от федерального конституционного закона.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. указывается, что поправки в смысле ст. 136 Конституции принимаются в форме особого правового акта — Закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ. Положение ст. 136 Конституции Российской Федерации о том, что поправки к гл. 3 — 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, означает распространение на процедуру принятия, поправок требований ч. 2 ст. 108 Конституции РФ об одобрении данного акта большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. При этом вводится особое условие для вступления поправок в силу, а именно необходимость их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ; кроме того, должно быть соблюдено положение ст. 134 Конституции РФ, устанавливающей круг субъектов, обладающих правом внесения предложений о поправках к. Конституции РФ.

Вступивший в силу после одобрения необходимым числом законодательных органов субъектов РФ закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.

Решение Конституционного Суда РФ не могло отрегулировать все вопросы, связанные с принятием конституционной поправки. Конституционный Суд поэтому установил, что законодатель вправе урегулировать порядок направления принятых.поправок для их рассмотрения, органами законодательной власти субъектов РФ, порядок проверки соблюдения необходимых процедур одобрения поправок, а также вопроса о том, каким способом одобренная поправка учитывается в конституционном тексте.

Следовательно, по этим вопросам Федеральным Собранием может быть принят отдельной, федеральный закон о порядке принятия, и вступления в силу поправок к Конституции РФ.

4. Конституционное развитие после принятия Конституции

конституция государство демократический поправка

С принятием новой Конституции и формированием Федерального Собрания закончился период президентского правления. Начался сложный и трудный процесс создания нового конституционного права, претворения в жизнь конституционного механизма власти.

Конституция, несомненно, в известной мере упорядочила политические отношения и ослабила остроту противоречий между реформаторским курсом Президента и оппозицией. Парламентская оппозиция, сформированная в Государственной Думе, стала действовать в основном с соблюдением конституционного разделения властей, в рамках своей компетенции. Это не значит, что она отказалась от использования конституционных способов политической борьбы с исполнительной властью, более того, периодически эта борьба порождала конституционные разногласия. Серьезные расхождения между Думой и Президентом возникли при принятии Федерального закона о статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 8 мая 1994 г. Этим Законом установлены основные правовые гарантии депутатов обеих палат при осуществлении ими депутатской деятельности. Однако Президент, подписав Закон, обратился к депутатам с письмом, в котором предложил приостановить действие тех норм, которые вступают в противоречие с Конституцией. Он, в частности, отметил, что депутат не должен рассматриваться как самостоятельное должностное лицо государства, гарант прав и свобод избирателей, а в связи с этим — иметь право беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, посещать предприятия, учреждения и организации, воинские части, общественные объединения (ч. 2 ст. 5 Закона).

По мнению Президента, противоречат Конституции введенное в Закон право депутатского запроса и ряд других положений. Как видим, разногласия снова возникли на почве неодинакового понимания принципа разделения властей.

В развитие Конституции Федеральное Собрание приняло Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде Российской Федерации, который создал правовые условия для доукомплектования этого органа и возобновления его деятельности. Федеральное Собрание стало планомерно принимать законы, осуществлять другие полномочия, отнесенные Конституцией к его компетенции.

Для укрепления новых конституционных основ российского федерализма большое значение имело подписание 15 февраля 1994 г. Договора Российской Федерации и Республики Татарстан о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан. Договор внес определенную ясность в понимание конституционно-правового положения субъектов Российской Федерации, соотношения федеральной и республиканской конституций. Позже аналогичные договоры были заключены с рядом других республик. В соответствии с Конституцией Указами Президента решен ряд важных вопросов конституционно-правового значения. Среди них Указ о порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов, Положение о федеральной государственной службе, Указ о структуре федеральных органов исполнительной власти, Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, Указ о мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации и др.

Но если законодательная и исполнительная власти начали в целом успешно функционировать на основе новой Конституции, то судебная власть в этом отношении серьезно отставала. Несмотря на ясное указание Конституции сразу не был принял закон о судебной реформе, не начал свою работу в определенный срок Конституционный Суд. Не получили законодательного и иного нормативного развития многие другие положения Конституции РФ. Становление нового конституционного строя происходило в условиях нарастания политической напряженности, порождавшейся углублением экономического кризиса и действиями оппозиции. Практически сразу же после принятия Конституции ряд политических и других общественных объединений, в том числе и представленных в Государственной Думе, выступили с требованием смены Конституции, отставки Президента, досрочных выборов и др.

Внепарламентская оппозиция открыто ставила цели свержения конституционного строя. Это вело к расколу и конфронтации в обществе.

В этих условиях Президент выступил с инициативой достижения гражданского согласия, использования всеми политическими силами только мирных, только конституционных методов. В открытом 28 апреля 1994 г. для подписания Договоре об общественном согласии отмечалось, что политическая жизнь общества должна развиваться в рамках Конституции Российской Федерации: «Участники Договора считают, что в Конституцию должны вноситься только такие изменения, которые будут способствовать стабилизации обстановки в обществе. Участники Договора считают основными направлениями изменения Конституции: усиление гарантий прав человека, совершенствование системы разделения властей, местное самоуправление, развитие федерализма». Договор был подписан высшими руководителями государства, представителями ведущих общественных объединений. Он не имел, естественно, правовой силы, но стал некоторой морально-политической гарантией соблюдения Конституции и сохранения гражданского мира.

Несмотря на создание законодательной базы, весьма сложно проходила подготовка к выборам в Государственную Думу, которые были назначены на 17 декабря 1995 г. Острая борьба сопровождала процесс формирования Совета Федерации.

Жизненность и демократизм новой Конституции ясно проявились в ходе выборов в Государственную Думу, состоявшихся 17 декабря 1995 г. Это были первые демократические парламентские выборы, основанные на прочной законодательной базе. Они позволили конституционным путем передать законодательную власть от прежнего состава представительного органа новому.

Своих кандидатов в депутаты выдвинули 43 избирательных объединения и блока, большинство из которых составляли те, кто находится в оппозиции правительству. В результате установленный законом 5-процентный барьер (федеральный избирательный округ) смогли преодолеть только самые крупные партии и объединения. С учетом результатов голосования по одномандатным избирательным округам крупнейшие фракции в Думе составили избранные депутаты от Коммунистической партии РФ, Либерально-демократической партии России, движения «Наш дом — Россия», объединения «ЯБЛоко» и ряда других партий и объединений. В выборах приняло участие 60 % зарегистрированных избирателей, что само по себе подтвердило доверие народа к Конституции и созданному на ее основе избирательному праву.

Реальное значение Конституции нашло свое выражение также в проведении 16 июня 1996 г. всеобщих выборов Президента Российской Федерации. В соответствии с законом на этот пост сначала претендовали 79 кандидатов, но в бюллетень для голосования были включены 11 кандидатов (среди них и такие кандидаты, которые ранее оспаривали легитимность самой Конституции).

Выборы, прошедшие в атмосфере острой напряженности, завершились избранием на второй срок Б. Н. Ельцина. Конституционный строй снова подтвердил соответствие воле народа.

Новый конституционный строй России только складывается, и притом в очень трудных условиях политической нестабильности. Конституция призвана сделать незыблемыми права и свободы человека, а также стать базой создания социального правового государства, способствовать становлению гражданского общества. На этом пути все ее институты ожидают серьезные испытания на прочность, но только конституционная законность способна обеспечить проведение демократических реформ, решение социальных и экономических проблем общества. Все это и другие аспекты наболевших проблем общества в руках нашего президента — В.В. Путина.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основным источником отрасли конституционного права является Конституция Российской Федерации.

Однако как наша, так и зарубежная конституционно-правовая (государственно-правовая) наука не ограничиваются лишь этим аспектом ее исследования.

Огромное значение конституции в жизни всякого общества, ее принципиально особое место во всей правовой системе вызывают необходимость всестороннего исследования конституции в качестве самостоятельного объекта научного познания.

Ученые исследуют проблемы понятия и сущности конституции, предпосылок, способов ее возникновения, ее видов, юридических свойств, места в правовой системе государства, ее принципов, функций и других сторон ее правовой природы.

В каждой стране своеобразными путями появляются и сменяются конституции, что всегда связанно с существенными, а за частую и коренными, переменами в жизни общества, закрепляемыми или порождаемыми конституционными установлениями. Поэтому значительное внимание наука уделяет истории развития конституции соответствующего государства, раскрывая ее влияния на ход исторического процесса.

Конституция Российской Федерации отражает общие, родовые черты, присущие природе этого вида правовых актов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/konstitutsiya-i-gosudarstvo/

1. Государственное право РФ: Сборник нормативных актов. СПб.: Изд-во СПб-го ун-та, 1996. — 345 с.

2. Комментарий к Конституции РФ: Постатейный. Г.Д. Садовикова. — М.: Юрайт-М, 2001. — 303 с.

3. Конституция Российской Федерации. — М.: ООО «ВИТРЭМ», 2001. — 48 с.

4. Научно-практический комментарий к Конституции РФ. Отв. ред. В.В. Лазарев. 2-е изд. дополненное и переработанное. М.: Спарк, 2001. — 670 с.

5. Сборник постановлений Конституционного Суда РФ, Верховного Судов и РФ (РСФСР) по гражданским делам. /Сост. А.П. Рыжов. — М.: Норма, 2001. — 752 с.

6. Всеобщая история права и государства. Графский В.Г. Учебник для вузов. — М.: НОРМА, 2000. — 744 с.

7. Конституционное право России. Коваленко А.И. — М.: Право и Закон, 1997. — 208с.

8. Конституционное право России. Козлолва Е.И. — М.: Юристъ, 2002. — 585 с.

9. Конституционное право России. Проблемы теории и практики. Зиновьев А.В. — СПб.: Герда, 2000. — 416 с.

10. Конституционное право Российской Федерации. Баглай М.В. Учебник для вузов. 3-е изд., изм. и доп. — М.: НОРМА, 2001. — 800 с.

11. Конституционное право Российской Федерации. Баглай М.В. Учебник для вузов. — М.: НОРМА — ИНФА, 1998. — 752 с.

12. Конституционное право Российской Федерации. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Учебник для вузов. — М.: ИНФА — М, 1996. — 512 с.

13. Конституционное право Российской Федерации. Безуглов А.А., Солдатов С.А. — М.: ООО «Профобразование», 2001. — 800 с.