Конституция РФ как основной закон государства и общества

В жизнедеятельности современного общества особое место принадлежит конституции. Ее содержание и сущностные черты определяются, прежде всего, тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором зиждется правовая и политическая система.

Вне всякого сомнения, конституция – явление демократического порядка, поскольку устанавливает равноправие граждан, определенные права и свободы, ограничивает произвол государства, его должностных лиц и представителем. Ее принятие, а тем более последовательная реализация, является фактором стабильности, определенности в развитии общественных отношений.

Конституция, выполняя роль «главного регулятора», осуществляет обобщенную регламентацию наиболее массовых и социально значимых общественных отношений. Ее положения в значительной мере политизированы, ибо регулирование осуществляется на основе учета интересов носителей конкретных социально-политических ценностей, реальной социокультурной среды, международной обстановки и внешнеполитических приоритетов, реакции общественного мнения. Конституционные положения содержат концентрированное нормативное выражение принципов внутренней и внешней политики государства.

Термин «конституция» (от латинского «constituio» — установление) зародился в Древнем Риме и использовался для обозначения указов римских императоров.

В современном понимании конституции возникли в XVII в. как результат борьбы народных масс и буржуазии против феодализма. Конституция рассматривалась в качестве основного документа государства, призванного ограничить пределы государственной власти и обеспечить защиту прав и свобод личности.

Первая Конституция появилась в 1787 г. в США. В 1791 г. была принята Конституция Франции, в 1793 г.- Польши.

В самом общем виде конституцию можно определить как основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.

  1. Понятие Конституции

Конституция в любом государстве — это правовой акт высшей юридической силы, основной закон государства, определяющий признак государственной власти, юридический элемент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права. Конституция на высшем уровне определяет общественные отношения, связанные с организацией власти, правами и свободами человека и гражданина, обязанностями, формами правления и государственного устройства.

3 стр., 1382 слов

Правовое государство и судебная власть

... общественных отношений на основе конституции и закона. Судебные решения обязательны для всех субъектов права, и в этом проявляется сила судов как государственной власти. Суды выносят решения от имени государства, и государство ...

Конституция это сущность проявления правового государства, система укрепления единения власти, и отрицание произвола и проявления другой нестандартной формы власти, незаконной власти, например власти толпы. Основной принцип Конституции- укрепление и единение системы демократии в руках централизованной системы, ведь демократия в современном обществе представлена в руках народа через представительные органы государственной власти. Как и в других предшествовавших Конституциях, Конституция 1993 года определяет не только государственную систему управления политической власти, но и регулирует систему негосударственных форм, к примеру, социальных, духовных, культурных связей и структур. И самое главное и определяющее к чему стремится нынешняя Конституция, это к становлению гражданского общества. Ни одна Конституция не обошла систему урегулирования как было отмечено выше связей социокультурных и духовных. Нормы конституции, как и право в целом определяет образующее воздействие на различные элементы общественной жизни — государственно-политическую, экономическую, социальную и духовную.

Конституция — это Основной закон государства, определяющий и отражающий волю народа, ведь народ является главенствующей структурой становления демократического общества и закрепляющий основы государственного строя, определяющий права и свободы человека, и гражданина [4; с.80].

Конституция определяет политическую форму государственного устройства, учреждает систему государственных органов и в целом систему государственного управления.

Конституция закрепляет основы конституционного строя государства, его территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Конституционные элементы — определяющие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан.

Основополагающий принцип действия Конституции- соответствие принимаемых нормативно- правовых актов, действующих на территории России, а также обеспечение и единое применение Закона, при определении и разрешении дел о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, различных нормативно- правовых актов субъектов Федерации. Необходимость соблюдения Конституции признана практически всеми политическими силами, а это неизбежно влечет за собой повышение значения и ответственности всех государственных правотворческих органов.

Определяя важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие нормы общества, политическую форму его существования, конституция служит правовой базой для настоящего законодательства.

Конституционные нормы определяют и сохраняют свою нормативность и высшую юридическую силу по отношению к нормам настоящего законодательства.

Основной закон государства характеризуется стабильностью и долговечностью. Эти качества Конституции обусловлены двумя обстоятельствами.

3 стр., 1001 слов

Исполнительная власть в системе государственного управления

... функции, которые выполняет исполнительная власть в системе государственного управления. Так, по мнению Д.Н. Бахраха, к ним следует отнести: непосредственно исполнительную или правоприменительную функции, которая заключается в исполнении Конституции Российской Федерации, федеральных ...

Во-первых, в силу содержания положений Конституции, она не подвержена постоянным изменениям, во-вторых, четкая процедура по внесению в нее изменений и дополнений служит гарантом ее жизнеспособности и долговечности. В связи с этим, все другие законы и правовые предписания властных структур государства должны соответствовать конституции — их правовой основе. Те из них, которые противоречат конституционным принципам и нормам, подлежат отмене.

Конституция является уникальным учредительным правовым актом, юридически закрепляющим суверенитет, независимость и верховенство государственной власти. Она выступает правовой основой становления и развития гражданского общества, закрепляет основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, форму государственного устройства, систему институтов государственной власти и местного самоуправления. Конституция обеспечивает стабильность конституционного строя, создаёт баланс институтов государственной власти.

  1. Конституция РФ — основной закон государства

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., — не первая в истории страны. До ее принятия действовала российская конституция 1978 года, которая имела своих предшественниц. Но нынешняя Конституция отличается от всех российских конституций советского времени в первую очередь тем, что является основным законом самостоятельного, действительно суверенного государства. Как отмечается в преамбуле Конституции, ее принятие связано с возрождением суверенной государственности России и утверждением незыблемости ее демократической основы [2; с. 164].

В июне-июле 1993 года Конституционное совещание подготовило свой проект. Он был создан в основном на базе президентских предложений и с учетом проекта, рассматривавшегося на шестом Съезде народных депутатов. Надо сказать, что в обеих разработках можно было отметить идентичность или, по крайней мере, схожесть большинства положений. В этих разработках говорилось и о том, что было уже зафиксировано в действовавшей редакции Конституции 1978 года. Проекты предусматривали республиканскую форму правления, приоритет прав человека, разделение властей, частную собственность, федерализм. Президентским предложениям о сильном Президенте противостояли, однако, идеи парламентарного режима. Еще одно отличие состояло в том, что президентский проект был более юридическим, чем другие проекты, документом и более соответствовал природе и назначению конституции как основного закона государства. Нельзя не сказать и о том, что свои проекты и предложения выдвигали многие коллективы, группы, политические партии и отдельные авторы.

В октябре-ноябре 1993 года конституционный проект был уточнен с учетом как предложений и замечаний, присланных главным образом субъектами Российской Федерации, так и уроков событий октября 1993 года. Доработка велась созданной Президентом представительной комиссией с участием ученых и практиков. Над проектом работали также Государственная и Общественная палаты Конституционного совещания объединившие прежние пять групп. 12 декабря 1993 г окончательный проект был вынесен на общероссийский референдум, по результатам которого нынешняя Конституция вступила в силу.

13 стр., 6455 слов

Основные политические права и свободы граждан Российской Федерации (2)

... а не правовому. Целью курсовой работы выступает изучение правового регулирования основных политических свобод и прав гражданина Российской Федерации. Предметом курсовой работы правовое регулирование основных политических прав и свобод граждан Российской Федерации. Задачами курсовой работы являются: раскрытие понятия основные ...

Новая Конституция занимает верховенствующее положение в правовой системе страны. Ее положения являются первичными. Все остальные правовые акты, принимаемые в рамках Российской Федерации, в том числе федеральные законы, конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, должны соответствовать Конституции Российской Федерации. Это же относится к договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, ибо речь идет о конституционном, т. е. внутригосударственном, а не о международном праве.

Конституция выступает как юридическая база для развития всех. отраслей права, составляющих российскую правовую систему. Кодексы, другие федеральные законы, как правило, содержат ссылки на действующую Конституцию, что иной раз делается после приведения ранее принятых актов в соответствие с ней. Тем самым обеспечиваются единство и взаимная согласованность отраслей права, общность их исходных принципов [2; с.183].

Верховенство Конституции не ослабляется сделанной в ее же тексте записью о главенстве международного права по отношению к внутригосударственному праву, о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, т. е. имеют прямое действие в стране. Более того, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Это установление имеет важное значение при разрешении споров, в деятельности государственных органов, а также для граждан в случаях выявления противоречий между нормами международного и внутригосударственного права.

Конституция разрабатывалась и утверждалась с тем, чтобы воплотить достижения цивилизации, в том числе общепризнанные принципы права, фундаментальные права и свободы человека. Россия рассматривает себя как часть мирового сообщества, в котором все его члены добровольно берут на себя обязательство закрепить в праве, в первую очередь в конституциях, эти принципы и их последовательно реализовать. Причем речь идет не о любых принципах, а только о тех, которые официально признаны Россией. Что же касается международных договоров, то они могут быть подписаны от имени Российской Федерации только в строгом соответствии с конституционными положениями, которые определяют характер государства, его основы [4; с.56].

Данное положение соответствует статье 17 Конституции предусматривающей, что права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам, и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией; тем самым в отношении, статуса личности особо подчеркивается связь международного и внутреннего права, имплементация принципов и норм международного права в самом тексте Конституции.

  1. Юридические свойства Конституции Российской Федерации

Конституция Российской Федерации — это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему органов государственной власти; принципы организации местного самоуправления [5;с.44].

6 стр., 2925 слов

Российский Международный реестр (второй регистр) судов

... которой находится морской транспорт, является создание Российского международного реестра судов на основе международного опыта. Международные судовые реестры – так называемые « ... в настоящее время нереально надеятся на прямые государственные инвестиции. Но морской флот России вправе расчитывать ... зарубежных инвесторов в основном возможно только при регистрации нового флота под иностранными флагами. Так ...