Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства

Обеспечение государственной защиты трудовых прав работников было и остается одной из основных задач государства. Актуальность выбранная тема приобретает в современных условиях, в период проведения социально-экономических реформ. Одним из основных способов ……………

Фрагмент работы для ознакомления

Следовательно, органы государственного надзора одновременно являются и органами административной юрисдикции. Органы государственного контроля таким объемом административно-принудительных полномочий не обладают.Таким образом, по итогам рассмотрения первой главы можно сделать выводы.В своем становлении государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства прошел несколько этапов развития. На первом этапе, т.е. с момента зарождения (1882г.) и до упразднения в 1918г. государственный надзор и контроль осуществляли инспекции, каждая в своей сфере реализовали надзорные, контрольные и примирительные функции в отношении работодателей. В этот период понятия надзор и контроль не разделялись, инспекторы осуществляли широкое вмешательство во внутреннюю хозяйственную деятельностьработодателя. Второй период с 1918 по 1933 гг. связывается развитием институтов надзора и контроля. Третий период с 1933 г. до 90-х гг двадцатого века (распада Советского государства) характеризуется сложным эволюционным процессом размежевания надзора и контроля.Важной вехой в разграничении институтов надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства стал Кодекс законов о труде РСФСР 1971г..

В последующие периоды правовое регулирование надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства развивалось по пути разделения и обособления правомочий органов надзора и органов контроля. Понятиям государственный «надзор» и «контроль» посвящена гл. 57 ТК РФ как одному из способов защиты трудовых прав и свобод.О соотношении данных понятий идет дискуссия уже много лет среди ученых, занимающихся проблемами общей теории права. На основе действующего законодательства в сфере трудового права, нельзя сделать однозначный вывод о соотношении категорий «надзор» и «контроль» исходя только из логического анализа определений. Однако можно отметить, что надзор всегда осуществляют органы только публичной власти, он проявляется в публичных правоотношениях, поскольку одной стороной в этих правоотношениях всегда выступает один из уполномоченных органов федеральной исполнительной власти. В свою очередь, контроль присутствует как в публичных правоотношениях, так и в правоотношениях частного характера, и проявляется: в административном управлении, в него включаются внутренний контроль и все виды государственного контроля, предусмотренные действующим законодательством.ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОВ НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА2.1 Система органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательстваГлава 57 Трудового кодекса РФ регулирует вопросы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

15 стр., 7240 слов

Процессуальные особенности рассмотрения дел судом возникших из ...

... трудовых споров 2.1 Рассмотрение трудовых споров в комиссии по трудовым спорам Индивидуальные трудовые споры по вопросам применения законодателства о труде, коллективного договора, соглашения рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами (ст.233 Трудового кодекса — ТК). Установленный законом порядок разрешения трудовых споров ...

На обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства, предусматривающего трудовые права работников, для предотвращения и пресечения нарушений этих прав нацелена надзорно-контрольная деятельность специально уполномоченных государственных органов. Статья 353 ТК РФ устанавливает систему этих органов, закрепляя в качестве ее составных элементов органы федеральной инспекции труда, федеральные надзоры, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, органы прокуратуры. Место того или иного органа в системе определяется исходя из объекта надзора или контроля, его предмета, набора применяемых мер воздействия.К органам, осуществляющим государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, согласно ст. 353 ТК относятся:

  • органы, осуществляющие государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории РФ – органы федеральной инспекции труда;
  • органы, осуществляющие государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности (наряду с органами федеральной инспекции труда) – федеральные органы исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности;
  • органы, осуществляющие внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях – федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления;

— органы, осуществляющие государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права – Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.Государственная защита трудовых прав работников при осуществлении указанными органами государственного надзора и контроля обеспечивается путем предупреждения и пресечения нарушений трудового законодательства и требований охраны труда, а также путем принятия мер по восстановлению нарушенных трудовых прав работников и привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших соответствующие правонарушения.2.2 Структура и полномочия государственных органов контроля и надзора за соблюдением трудового законодательстваРассмотрим подробно структуру и полномочия государственных органов контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства.Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение указанного надзора и контроля, является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), которая находится в ведении Минздравсоцразвития России. Федеральная инспекция труда – единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда) (ч. 1 ст. 354 ТК).

18 стр., 8825 слов

Органы и функции исполнительной власти

Основной задачей моей работы является изучение проблемных вопросов, возникающих в процессе практической деятельности органов исполнительной деятельности органов исполнительной власти из-за недоработок законодательства, влияние на процесс деятельности этих органов множества причин, имеющих дестабилизирующий ...

Федеральная инспекция труда наделена в соответствии со ст. 356 ТК следующими основными полномочиями:

  • осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
  • анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
  • осуществляет в соответствии с законодательством РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях;
  • направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;
  • обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;
  • осуществляет надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве, анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;
  • и другие полномочия.Непосредственную деятельность по проведению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства осуществляют государственные инспекторы труда.

В соответствии со ст. 357 ТК они имеют право:

  • беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;
  • запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления (их представителей) документы, объяснения, информацию, необходимые для осуществления своих полномочий;
  • предъявлять работодателям (их представителям) предписания об устранении нарушений законодательства о труде и охране труда, о восстановлении нарушенных прав граждан с предложением о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
  • направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
  • выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда и др.Государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону (ст.

359 ТК).

8 стр., 3610 слов

Система органов прокуратуры и направления прокурорского надзора

... в Генеральной прокуратуре РФ действуют Главные управления, подразделяемые на управления и отделы, и управления с входящими в них отделами. В их числе: Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства; ...

Вместе с этим на государственных инспекторов возложены определенные обязанности. Так, при осуществлении надзорно-контрольной деятельности они должны: соблюдать законодательство; хранить государственную, служебную, коммерческую и иную тайну, ставшую им известной при осуществлении своих полномочий, как в период их работы, так и после ее оставления; держать в тайне источник всякой жалобы по поводу нарушений законодательства о труде и охране труда; воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением и он не желает разглашения сведений о себе (ст. 358 ТК).Наряду с органами федеральной инспекции труда государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

На Ростехнадзор возложено выполнение функций по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды. Реализуя указанные функции, Ростехнадзор вправе осуществлять контроль и надзор за:

  • соблюдением норм и правил в области использования атомной энергии, за условиями действия разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии;
  • ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасностью (на объектах использования атомной энергии);
  • соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах;
  • соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике;
  • безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами;
  • соблюдением требований пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ;

— соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления) и т.д.Государственная защита конституционного права работников на охрану их здоровья в процессе труда обеспечивается также осуществлением государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Указанную деятельность осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую федеральную централизованную систему. Эта система включает в себя:

3 стр., 1462 слов

Центральный банк РФ как орган банковского надзора

... является Центральный банк Российской Федерации. Предметом исследования является деятельность Центрального банка Российской Федерации как органа банковского надзора. 1 Центральный Банк Российской Федерации, его сущность и функции 1.1 Сущность Центрального Банка Российской Федерации Термином «центральный банк» называют банк, находящийся ...

  • Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в РФ;
  • территориальные органы, созданные для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах РФ, муниципальных образованиях и на транспорте;
  • структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти по вопросам обороны, внутренних дел, безопасности, юстиции, контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности и иного специального назначения;

— федеральные государственные научно-исследовательские и иные учреждения, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в РФ.При выявлении нарушений санитарного законодательства, должностные лица, осуществляющие санитарно-эпидемиологический надзор, вправе:

  • временно отстранять от работы граждан, являющихся носителями возбудителей инфекционных болезней и могущих быть источником их распространения в связи с особенностями выполняемой ими работы или производства, в котором они заняты;
  • рассматривать дела о санитарных правонарушениях;
  • налагать административные взыскания;
  • передавать материалы в следственные органы для возбуждения уголовных дел;
  • представлять вышестоящим должностным лицам или органам управления предложения о применении мер дисциплинарного воздействия.Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с Законом о прокуратуре осуществляют государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде.Проверка исполнения законов и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, включая право на труд, проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором, а также заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушении прав и свобод человека и гражданина.

Если установлен факт нарушения закона либо принятия акта, нарушающего права человека и гражданина, выявлены другие факты нарушения законности в указанной сфере, прокурор или его заместитель могут: принести протест на акт, нарушающий закон или права человека; внести представление об устранении нарушений.В случаях, когда нарушение трудовых прав работника имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно сообщает о правонарушении и передает материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела.При наличии оснований полагать, что имело место преступное нарушение законодательства о труде или требований охраны труда, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы виновные были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.Одной из наиболее эффективных форм прокурорского реагирования при выявлении нарушений прав, свобод и законных интересов граждан является обращение прокурора в суд. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов граждан в сфере: трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования (ч. 1 ст. 45ГПК РФ).Основанием для предъявления заявления в суд является обращение гражданина к прокурору о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов.Таким образом, по итогам рассмотрения второй главы можно сделать выводы.Вопросы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства регулирует Глава 57 Трудового кодекса РФ. Статья 353 ТК РФ устанавливает систему органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, к ним относятся:

4 стр., 1529 слов

Ответственность за нарушение трудового законодательства

... органы несчастных о прокуратуры случаях на производстве (ст. 228 ТК). ГЛАВА 2. ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВИДЫ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 2.1. Дисциплинарная Любое ответственность виновное нарушение трудовых прав и должно обязанностей влечь за собой юридическую ответственность. ... акт определяет особые соблюдения условия работниками железнодорожного транспорта дисциплины, нарушение поскольку ее на ...

  • органы, осуществляющие государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории РФ – органы федеральной инспекции труда;
  • органы, осуществляющие государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности (наряду с органами федеральной инспекции труда) – федеральные органы исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности;
  • органы, осуществляющие внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях – федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления;

— органы, осуществляющие государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права – Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом. ГЛАВА 3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА3.1 Практика осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательстваГосударственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории РФ осуществляют органы федеральной инспекции труда. Осуществляя надзорную и контрольную деятельность, государственные инспекции труда в Российской Федерации а практике сталкиваются с нарушением трудового законодательства. Рассмотрим на примере Оренбургской области.В 2013 году Государственной инспекцией труда в Оренбургской области проведены 1731 проверка по вопросам соблюдения законодательства о труде. В ходе которых выявлено 8 тыс. 452 нарушения трудовых прав работников. Доля обследованных Госинспекцией труда период 2013 года хозяйствующих субъектов Оренбургской области составила 2,9 % от общего числа зарегистрированных в установленном порядке хозяйствующих субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица) – 59 545. В целях устранения и пресечения выявленных в ходе надзорной деятельности нарушений трудового законодательства и предупреждения типичных правонарушений в данной сфере в 2013 году работодателям выдано 1549 обязательных для исполнения предписаний. За нарушения требований трудового законодательства в установленном порядке были привлечено к административной ответственности и оштрафовано 1795 должностное и юридическое лицо. Для привлечения к административной ответственности лиц, виновных в допущенных административных правонарушениях в суды направлены 298 протоколов.На основании протоколов, составленных Государственной инспекцией труда судами принято 212 решения, в том числе по ч.2.ст.5.

4 стр., 1594 слов

Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и охраны труда

... 2008. – 390 с. 43. Бриллиантова нормы Трудового кодекса РФ, регулирующие / А // Законодательство и экономика. – 2008. - № 7. – С. 78-82. 44. , Толкунова право России. / , - М.: ТК Велби, Проспект, ... Утверждено постановлением Правительства РФ [Текст] от 01.01.01 г. № 000. 37. Положение о федеральной инспекции труда. Утверждено постановлением Правительства РФ [Текст] от 01.01.01 г. № 78. 38. Единые ...

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/kontrol-nadzor-za-soblyudeniem-zakonodatelstva/

1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г. (с изм. от 05.02.2014) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 9. – ст. 851.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. 30.11.2011) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1).

— Ст. 3.

3. Абрамова, О., Нуртдинова, А. Защита трудовых прав работников /О. Абрамова, А. Нуртдинова. //Хозяйство и право. — 2012. — № 11. — С. 11 – 32.

4. Барбашова, Т.П., Миронов, В.И. Защита трудовых прав работников / Т.П. Барбашова, В.И. Миронов // Трудовое право. – 2007. – № 7. – С.14-16.

5. Буянова, М. О. Трудовое право / М. О. Буянова. – М.: Проспект, — 2011. — 240 с.

6. Викторов, И. С., Шалыгин, Б. И. Система и полномочия государственных органов, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства / И. С. Викторов, Б. И. Шалыгин. // Трудовое право. – 2010. – № 12 (58).

— С. 43- 50

7. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / под ред. В. Л. Гейхмана. 7-е изд., испр. и доп. — М: Юрайт. – 2011. – 943 с.

8. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / под ред. К.Н. Гусова. M.: TK Велби; Проспект, 2010 – 427 с.

9. Кошлев, Д. А. Федеральная инспекция труда: государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства / Д. А. Кошлев.

// Трудовое право. – 2009. – № 12. – С. 107 — 111.

10. Куренной, А.М. Правовое регулирование охраны труда / А.М. Куренной // Законодательство. – 2010. — №7. – С. 32-36.

11. Миронов, В. И. Трудовое право: учебник для вузов / В. И. Миронов. — СПб.: Питер, — 2009 – 864 с.

12. Орловский, Ю.П. Трудовое право России: учебник / Ю.П. Орловский, А.Ф. Нуртдинова. — М.: ИНФРА-М. – 2010. – 648 с.

17 стр., 8414 слов

Бесплатно, по трудовому праву России трудовые правоотношения

... само существование трудовых правоотношений невозможно без их "непременных спутников": правоотношений по участию работников и их представителей в управлении организа­цией; по контролю и надзору за соблюдением законодательства о труде ...

13. Сапфирова, А. А. К вопросу о правовой природе отношений по

государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы

трудового права /А. А. Сапфирова. // «Черные дыры» в Российском законодательстве. — 2008. — № 6. — С. 48 – 52.

14. Тихонова, Е.В. Органы, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде./ Е.В. Тихонова // Отдел кадров, 2005. – №5. – С. 74 – 76.

15. Трудовое право России: учебник / под общ. ред. А. Я. Рыженкова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИД Юрайт, — 2010. – 553 с.

16. Трудовое право России: учебник / под общ. ред. С.Н. Бабурина, Р.А. Курбанова. – М.: Юнити-Дана, 2013. – 487 с.

17. Шестакова, Е. В. Изменения в сфере контроля за соблюдением

трудового законодательства /Е. В. Шестакова. //Трудовые споры. — 2007. — № 3. — С. 3 – 6.

18. Яковлева, А. В. О системном подходе к повышению эффективности

государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства / А. В. Яковлева. //Трудовое право. – 2008. — № 9. — С. 70 — 75

19. Завьялов М. Ф. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, как способы защиты трудовых прав работников. — Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/78/428/49847.php

20. Информация о результатах проведенных проверок Государственной инспекции труда в Оренбургской области. — Режим доступа: