Международное преступление — тягчайшее международно-противоправное деяние, посягающее на основы существования государств и наций, подрывающее важнейшие принципы международного права, представляющее реальную угрозу для человечества в целом.
Ответственность за международные преступления несет государство.
Международное преступление является категорией международного уголовного права, недостаточно разработанной в современной юридической науке. Утверждение международного уголовного права, как считают специалисты, вообще идет с большим трудом Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник.-М.:БЕК, 1998, с.239.. Не только руководители государств, но и доктрина международного права воспринимает его без особой готовности. Тем не менее, в последние годы ситуация меняется.
В середине ХХ века международное право получает новый импульс развития в связи с активным развитием межгосударственных взаимоотношений. Появляются новые принципы и нормы, нарушение которых особо опасно для сохранения международного правопорядка, поддержания мирных и дружественных отношений между государствами.
Постепенно некоторые деяния самого государства стали определяться как преступные, нарушающие интересы не только какого-либо одного государства — непосредственной жертвы, а ставящие под угрозу мировой правопорядок в целом. В этих условиях особую значимость приобрели вопросы определения понятия, видов международных преступлений, квалификации этих деяний и степени ответственности за данные правонарушения. Таким образом, проблема международной ответственности также стала актуальной.
Сегодня в мировом сообществе утвердилось мнение, что реализация международной ответственности является фактором международной безопасности и стабильности в мире.
Целью курсовой работы является раскрытие понятия, признаков и видов международного преступления.
В первой главе рассматривается понятие международного преступления. Дается характеристика объекта и субъекта международного преступления, его объективные и субъективные признаки.
Во второй главе рассматриваются виды преступлений и разграничение понятий «международного преступления» и «преступления международного характера».
В третьей главе определяются принципы ответственности за международные преступления.
Теоретической основой выполнения данной курсовой работы послужили законодательные и нормативные акты отечественного и международного права, учебная и специальная литература.
Права и ответственность судебного эксперта
... и международной практике; изучить права и обязанности судебного эксперта; раскрыть ответственность судебного эксперта. Объект исследования непосредственно судебный эксперт. Предмет исследования заключается в действиях и особенностях в отношении прав и ответственности судебного эксперта. Данная работа состоит из введения, трех глав, ...
преступление международный ответственность
ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
1.1 Понятие международного преступления
В общем виде понятие «преступление» — это совокупность установленных законом объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно-опасное деяние как конкретное преступление.
Определение преступления указывает юридические и социальные признаки, присущие любому преступлению. Эти признаки (уголовная противоправность, общественная опасность, виновность и наказуемость) позволяют отграничить преступные деяния от деяний, не являющихся преступлением Российское уголовное право. Общая часть: Учебник.-М.:Изд. «Спарк»,1997, с.84.. В российской дореволюционной литературе международными преступлениями считались такие как несоблюдение трактатов, стремление одних государств к порабощению других и всемирному владычеству, нападение без объявления войны и без достаточного повода (Н.М. Коркунов, Ф. Мартенс, Л.А. Камаровский, В.А. Ульяницкий) Международное уголовное право. Учебное пособие / Под общ.ред.В.Н.Кудрявцева.2-е изд. перераб.и доп.-М.:Наука, 1999, с.50..
Согласно современной доктрине, международное уголовное право является комплексной отраслью, включающей материальные и процессуальные нормы. Эти нормы относятся либо к международному публичному праву, либо к международному частному (уголовному) праву и, наконец, к национальному уголовному праву Решетов Ю.А. Борьба с международными преступлениями против мира и безопасности.-М., 1983, с.63..
Международные правонарушения с середины ХХ века подразделяются на международные деликты и международные преступления.
К международным преступлениям относятся особо опасные деликты, которые нарушают основополагающие принципы и нормы международного права, имеющие жизненно важное значение для всего международного сообщества. Международными преступлениями считаются акты агрессии, насильственное установление или сохранение колониального господства, геноцид, апартеид.
Исходя из такого разграничения в современном международном уголовном праве принято различать обычные деликты, международные преступления и преступления международного характера. Здесь различные не только субъекты преступления и объекты посягательства, но и способы и формы ответственности Карпец И.И. Преступления международного характера.-М., 1979, с.31-54..
Если государство нарушает свое договорное обязательство перед другими государствами в этой области, то оно совершает не международное преступление, а обычное международное правонарушение — обычный деликт.
Преступления, совершаемые индивидами не в качестве должностных лиц государства, а в качестве частных лиц, с которыми государства ведут совместную борьбу принято считать преступлениями международного характера.
Международные преступления совершаются как государством, так и физическими лицами одновременно и нарушают международные обязательства, столь основополагающие для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что их нарушение рассматривается международным сообществом в целом как преступление Международное уголовное право. Учеб.пос./Под общ. Ред. В.Н.Кудрявцева.-М.:Наука, 1999, с.10-11..
Преступления международного характера
... обособления международного уголовного права. Общепризнано, что советская наука отличалась глубокой и, по сути, лучшей в мире теоретической разработкой концепции «международного преступления» . А. Н. Трайнин Профессор различал следующие виды международных преступлений: 1) преступления против ...
После второй мировой войны в концепцию международных преступлений были внесены такие изменения как ограничение обращения к войне Статутом Лиги Наций и ее запрещение Парижским пактом 1928 г., Лондонские конвенции 1933 г. об определении понятия агрессии и ряд других актов.
Важнейшее значение для прогрессивного развития принципа международно-правовой ответственности государств имело принятие Устава ООН, который в соответствии с гл. VII уполномочивает Совет Безопасности давать рекомендации или принимать решения о принудительных действиях в отношении угрозы миру, актов агрессии или других нарушений мира Международное уголовное право. Учебное пособие / Под общ.ред.В.Н.Кудрявцева.2-е изд.перераб.и доп.-
М.:Наука, 1999, с.53.. Классификация международных обязательств государств, в зависимости от их значения, для международного сообщества явилось признание сначала в доктрине международного права, а затем и в договорных нормах, называемых императивными.
Устав Нюрнбергского трибунала подразделил международные преступления на преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности (ст.6 Устава).
Именно эти преступления, направленные против мира и безопасности народов, являются международными в строгом значении этого термина.
Первостепенная задача ООН — «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления агрессии или других нарушений мира» Международное уголовное право. Учебник для вузов / Г. В. Игнатенко.- НОРМА-ИНФРА Москва,1999, с.56..
В сферу компетенции Совета Безопасности ООН попадает борьба с международными преступлениями, а также главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности и действует от имени всех членов организации (п.1 ст.24 Устава ООН).
Таким образом, на базе международно-правовой практики и развития теоретических представлений сформировалось общее понятие международного преступления, имеющего особую общественную опасность для международного правопорядка.
Преступления международного характера наносят значительный ущерб международному правопорядку, и в конечном итоге касаются интересов всех или многих стран.
1.2 Субъекты международного преступления
Субъекты международных преступлений — это государства, их органы, транснациональные корпорации, а также физические, частные или должностные лица, конкретно совершающие эти преступления.
Один из основных принципов международного права — принцип суверенного равенства государств, а субъектами правоотношений, вытекающих из юридического факта международных преступлений, остаются именно государства-нарушители. Государства, совершившие международные преступления, не могут претендовать на полное равенство в общении с другими государствами. Ограничение суверенитета — основное юридическое следствие их преступного поведения. Это положение иллюстрирует на примере агрессии Ю.М. Рыбаков: «Вместо равноправной стороны в войне государство, развязавшее вооруженный конфликт, стало признаваться агрессором, т.е. стороной, совершившей тягчайшее нарушение международного права, а государство, подвергшееся нападению, стало жертвой агрессии. Иными словами, по новому международному праву агрессор и жертва агрессии уже не находятся в равном положении» Рыбаков Ю.М. Вооруженная агрессия — тягчайшее международное преступление.-М., 1980, с.98..
Международно-правовые санкции
... в этом трудность проблемы международно-правовых санкций в случаях международных правонарушений государств. Ее разрешение, очевидно, относится к сфере условий реализации санкций в правоотношениях между потерпевшим государством и государством-правонарушителем. Рассмотрим теперь ...
Субъектами международных преступлений «могут быть как государства, так и отдельные органы государства, организации и даже физические лица» Галенская Л.Н. Основные направления сотрудничества государств в борьбе с преступностью (правовые проблемы).-Л., 1970, с.11-12..
Трибунал в Нюрнберге в своем приговоре подчеркнул, что «международное право налагает долг и обязанности на отдельных лиц, так же как и на государства» Ответственность за военные преступления и преступления против человечества. Сборник статей. М., 1969, с.42.
В Конвенциях 1948 г. и 1973 г. говорится о наказании физических лиц за преступления геноцида и апартеида, и в то же время Комиссия международного права приняла ст.19 проекта Статей об ответственности государств, где эти преступления рассматриваются как деяния государств Права человека. Сборник международных договоров//ООН.Нью-Йорк,1978.Х1У.2.с.55-57,37-40..
Таким образом, анализ международно-правовых документов позволяет сделать вывод о том, что субъекты международных преступлений, как и в случае других международных правонарушений, — это, прежде всего государства, а также физические лица, выступающие от его имени и конкретно осуществляющие эти преступления. Необходимо подчеркнуть, что с каждой новой войной возрастает число нарушений, носящих именно государственно организованный характер. Государство выступает в таких случаях субъектом военных преступлений с самого начала и несет ответственность за осуществление соответствующих составов преступлений. Несут ответственность и государственные деятели, непосредственно организовавшие или принимавшие решение об агрессивном использовании оружия массового поражения.
Из отечественных юристов этой точки зрения придерживается Ю.В. Петровский, который указал, что «одна из интересных особенностей международно-правовой ответственности за такие деликты состоит в несовпадении субъектов правонарушения и субъектов ответственности» Петровский Ю.В. Международно-правовая ответственность.-Л., 1968, с.113..
В случае международных преступлений, носящих обширный и продолжительный характер, если даже они и совершаются физическими лицами, не имеющими формального отношения к государственному аппарату, сам факт их допущения последним или его органами свидетельствует о фактическом соучастии государства в этих преступлениях.
1.3 Объективные и субъективные признаки
международного преступления
Международное преступление, как и всякое преступление, содержит объективные и субъективные элементы (признаки), имеющие большую специфику. Она определяется как масштабами преступлений такого вида, так и кругом участников и особенностями их поведения.
С объективной стороны международное преступление характеризуется несколькими признаками. Это процесс совершения общественно опасного и противоправного посягательства на охраняемые законом интересы в пространстве и времени, начинающегося с преступного действия (бездействия) и кончающегося наступлением вредных последствий.
Можно выделить три главных компонента объективной стороны:
- общественно опасное действие (бездействие) субъекта;
- вредное последствие;
- причинная связь между ними.
Поскольку всякое преступление совершается в пространстве и времени,
По предмету: « Уголовное право» : » Преступления, посягающие ...
... работах, даже если эти преступления совершались невооруженными группами. После коллективизации сельского хозяйства и подавления сопротивления крестьянства уголовная ответственность за бандитизм стала применяться реже, т. к. уголовная преступность ... преступлениях можно говорить о тех деяниях против государства, которые характерны для организованных ... также и тем, что за ... главное управление по борьбе с ...
существенные характеристики его объективной стороны — это способ, место, время и обстановка совершения преступления.
Все эти компоненты и характеристики объективной стороны присущи международному преступлению, но здесь они обладают существенными особенностями. Что касается преступного действия, то его специфика связана, прежде всего, с масштабами международных преступлений.
Объективная сторона международных преступлений представляет собой не одно действие и даже не серию действий одного лица (продолжаемое преступление), а сложную и разветвленную деятельность многих лиц и организаций, осуществляемую иногда на протяжении нескольких лет и даже десятилетий.
Иначе выглядит и такой признак как способы совершения преступления, из которых невозможно выделить какой-то один способ его совершения, так как используется различные методы и подходы, в своей совокупности приводящие к намеченным результатам.
Международные преступления могут быть совершены и путем преступного бездействия. Главным образом это относится к противоправному поведению должностных лиц, которые должны были и могли выполнить какие-то действия, но не совершили их.
Международные преступления могут быть продолжительными и длящимися. Например, издевательства фашистов над военнопленными в период Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. или акты разбоя среди мирного населения.
Вредные последствия. Ярким примером служат те же трагические события второй мировой войны, унесшей свыше 50 млн. человеческих жизней. Но, еще более катастрофический размер могут иметь последствия ядерной войны и даже такие международные преступления как геноцид, апартеид, расовая дискриминация, посягательства на окружающую среду. Такие последствия способны причинить огромный материальный, нравственный, социальный вред. При этом следует принять во внимание, как непосредственный ущерб, так и вред, более отдаленный во времени.
Субъективной стороной международного преступления обозначается психологическое отношение субъекта к своим общественно-опасным действиям и их последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности. К субъективной стороне можно также отнести цель и мотив преступления.
Субъективная сторона международного преступления, отражая интересы и намерения субъекта, служит внутренним источником поведения, направляет и регулирует объективную сторону поступка.
В нормах международного права форма вины (умысел, неосторожность) обычно не упоминается. Однако сама природа большинства международных преступлений такова, что они могут быть совершены только умышленно и с четко определенными целями.
Еще один компонент — волевой элемент. Он отражает различную степень интенсивности намерений преступника, таких как прямой умысел, при котором субъект желает наступления результата и косвенный, при котором наступление преступных действий допускается как возможное следствие соответствующих действий Международное уголовное право. Учебное пособие / Под общ.ред.В.Н.Кудрявцева.2-е изд.перераб.и доп.-
М.:Наука, 1999, с.68-76..
Необходимо добавить, что существенные особенности присущи вине как признаку правонарушения, совершенного не физическим лицом, а государством. Вина государства есть не психологическое, как для человека, а социально-политическое и правовое понятие. По определению В.А. Василенко, — это неправомерно реализуемая воля государства-правонарушителя, проявляющаяся в противоправных деяниях его органов Василенко В.А. Ответственность государства за международные правонарушения.-Киев, 1976, с.150-151..
Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступления
... регулирования. Как правоотношение уголовная ответственность предполагает, прежде всего, свое содержание, суть которого выражается в осуждении (и наказании) лица, совершившего преступление, и принуждении его к исполнению ... законе». В эпоху первобытнообщинного строя, когда не было государства и права, не было и понятия преступления, наказания. Если совершались какие-либо эксцессы, действия, вредные, ...
Эти соображения не исключают, а, напротив предполагают выявление и психологической вины (в смысле субъективной стороны преступления) тех конкретных групп и физических лиц, которые инспирировали и реализовали международное преступление.
Таким образом, обстановка совершения международных преступлений имеет не только географическое, но и политическое значение и содержание. Она должна в полной мере учитываться при анализе и оценке опасности совершенного преступления, его тяжести, степени вины субъектов, приниматься во внимание при назначении наказания и решении других вопросов уголовной ответственности.
1.4 Соучастие в международном преступлении
Соучастие в международном преступлении понимается как общее понятие соучастия, сложившегося в уголовно-правовой доктрине, законодательстве и практике многих стран — умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении преступления.
В основе ответственности за соучастие лежит единство двух признаков, которые ему присущи:
- помощь (взаимопомощь) соучастников, т.е. содействие оказываемое друг другу при совершении преступления;
— умышленная вина соучастников, которая, в отличие от вины в индивидуальном преступлении, включает также сознание того факта, что субъект действует не один, а совместно с другими лицами, оказывает им содействие и (или) может рассчитывать на помощь с их стороны.
Для международного уголовного права наиболее приемлема следующая форма соучастия:
- простое соучастие (соисполнительство);
- сложное соучастие (с распределением ролей);
- преступная организация.
Простое соучастие имеет место в случае, когда соучастники непосредственно выполняют действия, образующие объективную сторону данного состава преступления.
Международному преступлению гораздо более свойственно соучастие с распределением ролей, так как преступники, действующие в форме соучастия с распределением ролей, несут ответственность не за отдельные действия, которые совершены каждым из них непосредственно, а за всю преступную деятельность, в которой участвовали, включая совместное причинение преступного результата.
Для самых тяжких международных преступлений характерна третья форма соучастия — преступная организация. Этот термин введен ст.9 Устава Международного военного трибунала. Понятие и признаки преступной организации были достаточно четко сформулированы в речах обвинителей, а затем и в приговоре Нюрнбергского трибунала.
Необходимо заметить, что специфическая форма деятельности преступных организаций, осужденных международными трибуналами, — заговор. Эта характерная для подготовки, планирования и осуществления самых тяжких международных преступлений форма преступной деятельности, которая в свою очередь рассматривается как самостоятельное преступление.
Соучастниками международных преступлений являются организаторы (руководители), подстрекатели, исполнители и пособники.
Среди соучастников международного преступления на первый план выступает фигура организатора (руководителя).
Преступления против информационной безопасности в Республике Беларусь
... РБ), принятый Палатой представителей 2 июня 1999 года и одобренный Советом Республики 24 июня 1999 года, содержит главу №31 полностью посвященной «Преступлениям против информационной безопасности». ... ответственности ... государствам, ... международное понятие. С внедрением в человеческую жизнь новых технологий, когда обмен информацией стал быстрым, дешевым и эффективным, преступность в информационной ...
Именно организаторы международного преступления несут главную ответственность за общую политику преступной организации, за все те деяния, которые совершены ее членами.
Связь исполнителя с руководителями (организаторами) международного преступления имеет двоякое юридическое значение. С одной стороны, исполнители несут ответственность за выполнение распоряжений руководителей, направленных на совершение преступлений. С другой стороны, и самим руководителям могут и должны быть вменены те преступления, которые были совершены исполнителями в рамках единого плана.
Поскольку основа соучастия — умышленная совместная деятельность, а при эксцессе исполнителя ее нет, то соучастники не могут нести ответственность за такие действия исполнителя, о которых они не знали и не давали на них согласия. Общий принцип — виновный несет ответственность за свои преступления, обеспечивая справедливое наказание каждого преступника в соответствии с тяжестью совершенного преступления и степенью его вины.
Однако, помимо соучастия конкретных физических лиц и организаций — субъектов международного уголовного права — в международных преступлениях встречается и соучастие государства. Такова во время второй мировой войны была преступная деятельность так называемой оси Рим-Берлин, а затем и стран тройственного пакта — Германии, Италии и Японии. В послевоенные годы неоднократно имело место такое сотрудничество ряда держав, которое международная демократическая общественность с полным основанием расценивала как подстрекательство и пособничество в международных преступлениях. Это можно было отнести, в свое время, к помощи ЮАР, другим реакционным режимам, совершавшим тяжкие преступления против собственного и других народов Международное уголовное право. Учебное пособие / Под общ.ред.В.Н.Кудрявцева.2-е изд.перераб.и доп.-
М.:Наука, 1999, с.89..
ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ПРЕСТУПЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕРА
Все международные преступления делятся на два основных — международные преступления (преступления против человечества или преступления против мира и безопасности) и преступления международного характера (транснациональные преступления).
Уголовная ответственность за совершение международных преступлений возникает независимо от места совершения. Действие таких норм распространяется на любых лиц, где бы они ни находились — на территории любого государства, в открытом море, или в космическом пространстве. Международный уголовный суд и суды государств вправе осуществлять правосудие непосредственно на основе норм международного права. Ответственность возникает в силу международного права независимо от того, отражен ли состав таких преступлений в законах государства, на территории которого они совершены. Это положение было зафиксировано Уставом Нюрнбергского трибунала, в котором говорилось о подлежащих его юрисдикции преступлениях «независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет» (п. «с» ст. 6).
Преступления международного характера — это деяния, предусмотренные международными договорами, не относящиеся к преступлениям против человечества, мира и безопасности, но посягающие на нормальные отношения между государствами и наносящие ущерб мирному сотрудничеству в различных областях отношений. Поэтому сферой их действия является сфера юрисдикции лишь участвующих государств. Механизм реализации норм конвенций состоит в том, что они обязывают участвующие государства ввести соответствующие нормы в свое уголовное право. Поэтому ответственность за конвенционные преступления виновные несут по внутреннему уголовному праву. В соответствии с конвенциями государство обязано начать уголовное преследование даже в том случае, если преступление непосредственно не затрагивает его интересы.
Правопреемства государств в международном праве
... субъект международного права, прекратил существование или изменил статус, государственные долги, государственные архивы, государственные границы, членство государств в международных организациях. формы правопреемства Полное Неполное Отсутствие правопреемства Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров Виды: правопреемство международных договоров; правопреемство ...
В числе такого рода деяний: захват заложников; посягательства на лиц, пользующихся международной защитой; захват и (или) использование ядерного материала в противоправных целях; незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ; незаконные акты, направленные против безопасности гражданской авиации и морского судоходства; пиратство на море и др.
2.1 Основные виды международных преступлений
2.1.1. Расизм
Расизм (расовая дискриминация) — любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признании расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения. Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966) закрепляет обязательство строго наказывать всякое распространение расистских идей, подстрекательство к расовой дискриминации, а также запретить всякие организации, которые поощряют расовую дискриминацию и подстрекают к ней (ст. 4), обязывает государства принять меры в целях ликвидации расовой дискриминации и обеспечения равноправия в области основных политических, гражданских, социально-экономических и культурных прав человека.
2.1.2 Апартеид
Апартеид (разделение, обособление) — политика расовой сегрегации, дискриминации и угнетения, проводимая в отношении этнических групп населения. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о пресечении преступления апартеида и наказании за него (Принята в г. Нью-Йорке 30.11.1973 Резолюцией 3068/XXVIII на 2185-ом пленарном заседании 28-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН).
В ст. 2 перечисляются деяния, составляющие преступления апартеида: лишение членов расовой группы права на жизнь и свободу личности путем убийства, причинения серьезных телесных повреждений или умственного расстройства, произвольного ареста и незаконного содержания в тюрьмах; умышленное создание таких условий, которые рассчитаны на физическое уничтожение расовой группы; принятие мер законодательного характера с целью воспрепятствовать участию расовой группы в политической, социальной, экономической и культурной жизни страны. Ст. 4 Конвенции обязывает государства: принять меры законодательного характера, необходимые для пресечения преступления апартеида; принять законодательные, судебные и административные меры для преследования, привлечения к суду и наказания лиц, виновных в совершении преступления апартеида.
За нарушение положений Конвенции государства несут ответственность, которая может выражаться в политических, экономических и иных санкциях, принимаемых по решению Совета Безопасности; Конвенция устанавливает уголовную ответственность лиц, членов организаций и учреждений, представителей государств, которые совершают преступления апартеида, участвуют в их совершении, поощряют к совершению таких преступлений. Согласно ст. 5 Конвенции, лица, обвиняемые в совершении преступления апартеида, могут предаваться компетентному суду любого государства или Международному суду.
Общая характеристика концепции прав человека в международно-правовой ...
... числу которых относятся жизнь, свобода, стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются государства, черпающие свои законные полномочия в согласии управляемых». Впоследствии, в 1789 г., ... пресечено ликвидацией Робеспьера, а потом и Наполеона». В Конституции и международных документах мы встречаем понятия «права» и «свободы». Существуют разные точки зрения по поводу природы этих ...
2.1.3 Геноцид
Геноцид (от гр. genos — род, племя; лат. caedere — убивать) — действия, совершенные с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую. В Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (Заключена 09.12.1948) указывается, что геноцид осуществляется в формах:
- а) физического истребления групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам;
- б) социально-экономического воздействия на общество для вымирания всего населения или отдельных его групп;
- в) биологического воздействия для прекращения деторождения в среде таких групп;
- г) уничтожения языковых культурных и духовных основ жизни народов и этнических групп.
Геноцид является умышленным международным преступлением, совершаемым группой лиц, которые осуществляют государственную власть или определяют ее действие. Такое преступление не может быть совершено по неосторожности. Объектом преступления является отдельная национальная, этническая, расовая или религиозная группа населения. Субъектом геноцида могут быть только физические лица. Геноцид может совершаться как в военное, так и в мирное время. Виновные в совершении этого преступления подлежат наказанию независимо от того, являются ли они государственными деятелями, должностными или частными лицами. Они должны быть судимы судом того государства, на территории которого совершен геноцид, или таким международным судом, который может быть создан участниками Конвенции. Государства взяли на себя обязательство выдавать лиц, обвиняемых в совершении преступления геноцида, и не считать это преступление политическим. На лиц, виновных в геноциде, не распространяется право убежища.
В Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него под геноцидом понимаются (ст. 2) следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:
- а) убийство членов такой группы;
- б) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
- в) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное уничтожение ее;
- г) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;
- д) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.
2.2 Виды преступлений международного характера
2.2.1 Терроризм и финансирование терроризма
Терроризм — особо опасная форма политической преступности, который подрывает нормальные отношения между государствами, наносит ущерб самим основам мирного сосуществования, международному миру и безопасности народов. Он представляет собой грубое пренебрежение целями и принципами ООН и угрожает международному миру и безопасности, основам дружественных отношений между государствами, препятствует международному сотрудничеству и ведет к уничтожению прав человека, основных свобод и демократических основ общества. Преступные акты, направленные или рассчитанные на создание обстановки террора среди широкой общественности, группы лиц или отдельных лиц в политических целях, ни при каких обстоятельствах не могут быть оправданы, какими бы ни были соображения политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или любого другого характера, которые могут приводиться в их оправдание.
Международный терроризм, в отличие от терроризма внутри одного государства, характеризуется следующими особенностями:
- а) подготовка преступления ведется на территории одного или нескольких государств, а осуществляется оно на территории других государств;
- б) совершив преступление на территории одного государства, террорист, как правило, скрывается на территории другого государства;
- в) террористические акты совершаются против лиц, пользующихся международной защитой;
- г) международный терроризм имеет мощнейшую социальную и экономическую базу, самое современное вооружение, оснащение, информационно-психологическое и организационное обеспечение.
Одним из актов, направленных против терроризма, стала Конвенция ООН о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (Принята в г. Нью-Йорке 14.12.1973 Резолюцией 3166 (XXVIII) Генеральной Ассамблеи ООН).
К защищаемым лицам относятся главы государств, представители международных организаций, дипломатические агенты. Опасность террористических актов заключается в том, что они создают серьезную угрозу поддержанию нормальных международных отношений, которые необходимы для сотрудничества между государствами.
Террористические акты захлестнули мир на рубеже третьего тысячелетия. Антитеррористическая коалиция, созданная под эгидой ООН, заставила наиболее развитые страны мира стать союзниками для совместной борьбы с угрозами террористов. Цель антитеррористической коалиции — совместными усилиями выработать меры тактического и стратегического характера по пресечению атак террористов. Тактические меры — это научиться точно и адресно наносить упреждающие удары по террористам и пресекать их замыслы. Стратегические — ликвидировать источники, от которых питаются и взращиваются акты террора. В арсенале контр-террористических сил должна быть не только возможность проведения бескомпромиссных и жестких силовых акций, но и принципиально новая международно-правовая концепция стратегической безопасности.
В Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, заключенной Казахстаном, Китаем, Киргизией, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном (2001) определены преступления, сопутствующие терроризму:
Сепаратизм — деяние, направленное на нарушение территориальной целостности государства, в том числе на отделение от него части территории, или дезинтеграцию государства, совершаемое насильственным путем, а равно планирование и подготовка такого деяния, пособничество его совершению, подстрекательство к нему.
Экстремизм — деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация незаконных вооруженных формирований или участие в них.
Терроризм стал существенным фактором усиления социальной напряженности, он препятствует оздоровлению финансово-экономического положения, упорядочению потребительского рынка, способствует деформации новых форм экономических отношений, а также нравственно-психологической деградации отдельных слоев населения. Набирают силу опасные процессы сращивания терроризма и экономической преступности, главарей террористических групп с коррумпированными должностными лицами органов власти.
Глобальная опасность международного терроризма вызвала единодушную реакцию мирового сообщества, проявившуюся в координации действий с целью пресечения тягчайшего международного преступления. Об этом свидетельствуют резолюции Совета Безопасности ООН 1368 (2001) от 12 сентября 2001 г. и 1373 (2001) от 28 сентября 2001 г.; им предшествовала сохраняющая актуальное значение резолюция 1269 (1999) от 19 октября 1999 г. Указанные резолюции квалифицируют любые акты международного терроризма как угрозу для международного мира и безопасности и подчеркивают значение международных антитеррористических конвенций, ориентируя государства на универсальное участие и на обеспечение их полного осуществления.
В резолюции 1373 особо выделяются такие меры, обязательные для всех государств, как предотвращение и пресечение финансирования террористических актов (этому посвящена названная выше Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма), воздержание всех государств от предоставления в любой форме поддержки организациям или лицам, замешанным в террористических актах, обеспечение квалификации в законах террористических актов как серьезных уголовных правонарушений с соответствующими наказаниями. Предусматриваются и такие меры, как оказание государствами друг другу всемерного содействия в связи с уголовными расследованиями или уголовным преследованием, относящимися к финансированию или поддержке террористических актов, а также активизация обмена оперативной информацией и сотрудничество в административных и судебных вопросах в целях предотвращения совершения таких актов и обеспечения ответственности виновных в совершении таких актов. Совет Безопасности постановил учредить комитет Совета Безопасности для контроля за осуществлением настоящей резолюции, которому государства представляют доклады о ее реализации.
2.2.2 Захват заложников
Захват заложников — это деяние, как и посягательство на лиц, пользующихся международной защитой, характеризуется как опасный акт международного терроризма. Первоначально международное право осуждало взятие заложников из числа гражданских лиц лишь в связи с вооруженными конфликтами; соответствующие нормы были включены в Конвенцию о защите гражданского населения 1949 г. и в дополнительные протоколы 1977 г.
Международной конвенцией о борьбе с захватом заложников (Принята 17.12.1979 Резолюцией 34/146 Генеральной Ассамблеи ООН), к которой СССР присоединился в 1987 г., это деяние квалифицируется как (ст. 1): любое лицо, которое захватывает или удерживает другое лицо и угрожает убить, нанести повреждения или продолжать удерживать его для того, чтобы заставить государство, международную межправительственную организацию или какое-либо физическое или юридическое лицо совершить какой-либо акт в качестве условия для освобождения заложника, «совершает преступление захвата заложников»; преступными признаются также попытка такого захвата и участие в захвате в качестве сообщника. В то же время, в ст. 13 оговорено, что Конвенция не применяется в тех случаях, когда преступление совершено в пределах одного государства, когда заложник и предполагаемый преступник являются гражданами этого государства и когда предполагаемый преступник находится на территории этого государства. Оговорка данной статьи определяет рамки сотрудничества государств в борьбе с таким деянием, однако не препятствует государству предусмотреть в своем уголовном законодательстве ответственность за любые акты захвата заложников.
2.2.3 Пиратство
Пиратство также является преступлением, носящим международный характер. Оно было широко распространено в древности и средневековье. Однако пиратские нападения совершаются и в наши дни. Определение пиратства содержится в Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS) (Заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982), согласно которой под пиратством понимается:
- а) любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемые с личными целями экипажем или пассажирами частновладельческого судна (летательного аппарата);
- б) любой акт добровольного участия в использовании судна (летательного аппарата) в целях осуществления указанных в п. «а» неправомерных действий;
- в) любое деяние, являющееся подстрекательством или сознательным содействием актам пиратства (ст. 101).
Конвенция обязывает все государства сотрудничать в деле пресечения пиратства в открытом море или в любом другом месте за пределами юрисдикции какого-либо государства (ст. 100).
Любое государство может захватить пиратское судно (летательный аппарат), арестовать его экипаж, захватить имеющееся на нем имущество (ст. 105).
Захват судна за пиратство может совершаться только военным кораблем или военным летательным аппаратом, состоящими на государственной службе и специально на то уполномоченными (ст. 107).
Ни одно государство не должно предоставлять убежища пиратским судам и их экипажам. Пиратские суда под любым флагом и с любым национальным экипажем могут преследоваться в открытом море, быть захвачены и в случае сопротивления потоплены военными кораблями любой державы. При захвате пиратского судна его экипаж подвергается наказанию по законам захватившего государства (ст. 105).
Само судно и имущество конфискуются захватившим государством или возвращаются законным собственникам.
2.2.4. Воздушное пиратство
Воздушное пиратство — захват воздушных судов. Преследуется государствами согласно Гаагской конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Заключена в г. Гааге 16.12.1970), которая устанавливает, что любое лицо на борту воздушного судна, находящегося в полете, которое незаконно, путем насилия или угрозы применения насилия захватывает это воздушное судно или осуществляет над ним контроль, совершает преступление (ст. 1).
Каждое государство взяло на себя обязательство применять в отношении такого преступления суровые меры наказания (ст. 2).
В Конвенции говорится о возможности выдачи преступника соответствующему государству и устанавливается, что каждое государство может рассматривать данную Конвенцию как основание для выдачи (ст. 8).
Недостатком Конвенции является то, что в ней не предусмотрена обязательная выдача лиц, совершивших незаконный захват воздушного судна. Если государство, на территории которого находится преступник, не выдает его, это государство обязано сурово его наказать в соответствии со своим национальным законодательством (ст. 7).
Основная цель Конвенции — обеспечить неотвратимость наказания лиц, виновных в незаконном захвате воздушных судов. Мотивы совершения таких действий не считаются обстоятельством, освобождающим преступника от ответственности. Конвенцией предусматривается также, что органы государства, на территории которого совершил посадку угнанный самолет, должны без задержки возвратить соответствующему государству воздушное судно, груз, пассажиров и экипаж. Нормы Конвенции должны применяться ко всем случаям незаконного захвата воздушных судов, как при международных перевозках, так и при полетах по внутренним авиалиниям.
Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Заключена в г. Монреале 23.09.1971), ст. 1 устанавливает, что любое лицо совершает преступное деяние, если незаконно и преднамеренно совершает акт насилия в отношении лица, находящегося на борту воздушного судна в полете, и если такой акт может угрожать безопасности этого судна; разрушает воздушное судно, находящееся в эксплуатации, или причиняет этому воздушному судну повреждение, которое выводит его из строя или может угрожать его безопасности в полете; помещает на воздушное судно, находящееся в эксплуатации, устройство или вещество, которое может разрушить такое судно или причинить ему серьезное повреждение; разрушает или повреждает аэронавигационное оборудование или вмешивается в его эксплуатацию, если такой акт может угрожать безопасности воздушных судов в полете; сообщает заведомо ложные сведения, создавая тем самым угрозу безопасности воздушного судна в полете. Каждое государство обязано принять в отношении названных преступлений суровые меры наказания. Исходя из этого, государство принимает необходимые меры для заключения преступника под стражу и для производства предварительного расследования. Конвенции предусматривают либо выдачу преступника заинтересованному государству, либо его уголовное преследование компетентными органами того государства, на территории которого оказался преступник. Существование многосторонних конвенций по борьбе с незаконным захватом воздушных судов не исключает заключения двусторонних соглашений между государствами.
2.2.5 Транснациональная организованная преступность
В целях предупреждения и борьбы с транснациональной организованной преступностью принята Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (Принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН).
Самыми существенными нормами Конвенции являются положения о криминализации таких деяний, как участие в организованной преступной группе (ст. 5), отмывание доходов от преступлений (ст. 6) и коррупция (ст. 8), воспрепятствование осуществлению правосудия (ст. 23).
В каждой из названных статей фиксируются обязательства государств-участников принимать законодательные и иные меры с тем, чтобы признать в качестве уголовно наказуемых определенные деяния, совершенные умышленно. Включены положения о сотрудничестве правоохранительных органов различных государств. В соответствии со сложившимися в международном праве принципами решены вопросы юрисдикции, в том числе универсальной уголовной юрисдикции, выдачи, передачи осужденных лиц, иных форм взаимной правовой помощи, совместных расследований, передачи уголовного производства.
ГЛАВА 3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
3.1 Международно-правовая ответственность государства за международные преступления
История международных отношений свидетельствует о постоянном практическом применении и совершенствовании института ответственности. Некоторые нормы общего характера, регулирующие вопросы ответственности, закреплены в международных договорах, а также подтверждены в резолюциях ООН и других международных организаций.
Международно-правовая ответственность — это юридическая обязанность ликвидировать последствия вреда, причиненного субъектом-правонарушителем другому субъекту международного права в результате совершенного правонарушения.
Формы ответственности — это способы осуществления ответственности в пределах данного вида Петровский Ю.В. О политической ответственности государств //Советский ежегодник международного права.-М., 1972, с.157..
Критерии установления видов и форм ответственности государств — характер и объем ущерба, наносимого противоправным поведением государства.
Статьи 39, 41 и 42 Устава ООН устанавливают процедуры реализации ответственности за совершение международных преступлений против международного мира и безопасности.
В международном праве большое место занимают вопросы ответственности физических лиц, выступающих от имени государства и совершающие действия, которые квалифицируются как военные преступления и преступления против человечности.
Государство несет ответственность за деятельность своих органов и должностных лиц даже в случае, когда последние превысили свои полномочия, установленные внутригосударственным правом, или нарушили инструкции, касающиеся их деятельности.
Поведение отдельного лица или группы лиц рассматривается как деяние государства, если установлено, что это лицо или группа лиц фактически действовали от имени данного государства или осуществляли прерогативы государственной власти в случае отсутствия соответствующих возможностей для официальных властей и при обстоятельствах, которые оправдывали осуществление таких прерогатив.
Существуют два вида международно-правовой ответственности: материальная и политическая. Материальная ответственность выражается в обязанности возместить материальный ущерб, что может реализовываться в форме реституции или репарации.
Реституция — это возмещение государством-правонарушителем материального ущерба в натуре.
Репарация, т.е. возмещение причиненного материального ущерба ценностями, товарами, услугами.
Также следует упомянуть такую форму ответственности, как политическая ответственность, которая может выражаться в ответных насильственных действиях, осуществляемых пострадавшим субъектом, которые именуются репрессалиями.
2.2 Международные организации и индивиды как субъекты международной уголовной ответственности
Помимо государств, ответственность несут и международные организации. Их ответственность возникает из нарушения ими международных обязательств, вытекающих из договоров и других источников международного права. Ответственность международных организаций устанавливается также и в конвенциях об ответственности за ядерный ущерб в тех случаях, когда международные организации выступают в качестве операторов ядерных установок или операторов ядерных судов.
Международные организации несут ответственность за несоблюдение уставных и других обязанностей своими органами и международными должностными лицами, за причинение ущерба своими действиями государствам, другим международным организациям и физическим лицам.
Международные организации могут быть и субъектами международных претензий.
Международная организация может нести ответственность по международному частному праву, а также по внутреннему праву государств.
Ответственность физических лиц за международные преступления чаще всего наступает при условии, что их преступные деяния связаны с преступной деятельностью государства. Государства, виновные в совершении преступления, несут международную ответственность, а официальные лица — уголовную.
Таким образом, характерной чертой международной уголовной ответственности физических лиц является ее связь с международным преступлением государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Международное преступление представляет собой наиболее опасное международное правонарушение, где в качестве объекта посягательства выступают мир и безопасность человечества. В качестве субъектов международного преступления могут выступать государства, отдельные органы государства, организации и физические лица. При этом физические лица выступают как должностные лица государства-правонарушителя, лица, выступающие от имени этого государства и конкретно осуществляющие эти преступления. В современном международном праве признается принцип индивидуальной ответственности за преступления против мира, военные преступления против человечества.
Основные составы международных преступлений определены уставами международных военных трибуналов, учрежденных после Второй мировой войны.
В науке международного права вопросы понятия «международного права», субъектов международно-правовой ответственности остаются дискуссионными. Таким образом, можно сделать вывод, что процесс формирования в науке института международного преступления еще не закончен. Реалии современной жизни вносят порой существенные коррективы в трактовку рассмотренных в данной работе понятий. Поэтому достаточно четко установить, например, составы конкретных международных преступлений крайне затруднительно. Недостаточно разработанными остаются также многие вопросы международно-правовой ответственности за международные преступления, в частности вопрос об ответственности физических лиц.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что борьба с преступностью является важным аспектом в жизни каждого государства в отдельности и всего мира в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/mejdunarodnyie-prestupleniya-kursovyie-rabotyi/
Конституция Российской Федерации 1993 г.- СПб.:Литера,1998.
Бирюков П.Н. Международное право, Уч. пособие, М., Юристъ, 2000.
Блищенко И.П., Солнцева М.М. Мировая политика и международное право.-М., 1991.
Василенко В.А. Ответственность государства за международные правонарушения.- Киев,1976.
Волчков А.Ф. Нюрнбергский приговор //Советское государство и право. 1976. №10.
Галенская Л.Н. Основные направления сотрудничества государств в борьбе с преступностью (правовые проблемы).-Л., 1970.
Карпец И.И. Преступления международного характера.-М., 1979.
Кудрявцев В.Н. Объективная сторона преступления. — М.,1960.
Курис П.М. . Международные правонарушения и ответственность государств. — Вильнюс,1973.
Лейст О.Э. Понятие ответственности в праве// Вестник МГУ. Серия II. Право №1. 1994.
Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть: Учебник.-М.:Изд.БЕК,1998.
Международное уголовное право. Учебное пособие /Под общ. ред. В.Н.Кудрявцева.2-е изд.перераб. и доп.-М.:Наука,1999.
Ответственность за военные преступления и преступления против человечества. Сборник статей.М.,1969.
Петровский Ю.В. Международно-правовая ответственность.-Л., 1968.
Петровский Ю.В. О политической ответственности государств //Советский ежегодник международного права.-М., 1972.
Права человека. Сборник международных договоров//ООН.Нью-Йорк,1978.Х1У.2
Решетов Ю.А. Борьба с международными преступлениями против мира и безопасности.-М., 1983.
Российское уголовное право. Общая часть: Учебник.-М.:Изд. «Спарк», 1997.
Рыбаков Ю.М. Вооруженная агрессия — тягчайшее международное преступление.-М., 1980.
Трайнин А.Н. Защита мира и уголовный закон.-М.,1969.
Трайнин А.Н. Защита мира и борьба с преступлениями против человечества.М,1956.
Тункин Г.И. Теория международного права.М.,1970.
Шуршалов В.М. Международные правоотношения.-М.,1971.
Блищенко И.П., Солнцева М.М. Мировая политика и международное право.-М., 1991.