Публично-правовые образования как субьекты гражданских правоотношений

Бесспорно, среди гражданских правоотношений, в которых принимают участие публично-правовые образования, в первую очередь нужно назвать правоотношения собственности. Подчеркнем, что материальную основу для самостоятельного участия этих субъектов в гражданском обороте составляет имущество, которое принадлежит им на праве собственности. Российская Федерация и ее субъекты считаются субъектами права государственной собственности относительно объектов федеральной собственности и собственности субъектов страны (ст. 214 ГК РФ).

Значит, муниципальные образования являются субъектами права собственности муниципальных образований (ст. 215 ГК РФ).

Главное «отличие правоотношений публичной собственности от правоотношений частной собственности» [2.5; C. 334] состоит в том, что объекты публичной собственности могут и должны использоваться исключительно по целевому назначению, а именно, — для материального обеспечения исполнения публичными образованиями своих социальных функций.

Что касается органов местного самоуправления, которые обеспечивают согласно ст. 130 Основного закона страны «самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью» [2.5; C. 334], то они могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями при условии передачи необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Также публично-правовые образования принимают непосредственное участие в отношениях приватизации, реквизиции, конфискации и национализации (ст. 242, 243, 306 ГК РФ).

Помимо всего прочего, публично-правовые образования вправе считаться субъектами наследственных правоотношений, например, приобрести право на имущество, которое составляет наследственную массу (п. 2 ст. 1116, ст. 1151, п. 1 ст. 1162 ГК РФ).

Также в случаях, которые предусмотрены федеральными законами, Российская Федерация имеет полное право участвовать в исключительных гражданских правоотношениях — авторских, патентных и иных.

Важно указать, что Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования принимают участие в обязательственных правоотношениях, которые, главным образом, вытекают из договоров (к примеру, в обязательствах по поставке продукции для федеральных государственных нужд).

При этом они могут являться «заказчиками подрядных работ для государственных нужд, научно-исследовательских, oпытно-конструкторских и технологических работ, возмездного оказания услуг» [2.1; C. 289].

5 стр., 2224 слов

Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ. Российская Федерация ...

... СНГ. Во второй половине декабря к трем славянским республикам присоединились другие союзные республики, кроме прибалтийских республик и Грузии. Российская Федерация как правопреемница СССР. Органы власти СССР как ... из государств-участников СНГ получает справедливую долю в собственности СССР за рубежом, ... и союзными республиками. Горбачевская администрация как факт принимает произошедшие изменения, и ...

Заметим, что публично-правовые образования могут осуществлять внутренние и внешние государственные займы, например, посредством выпуска государственных ценных бумаг.

Государственные и муниципальные образования принимают участие и во внедоговорных обязательствах: по возмещению вреда, который был причинен государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами (ст. 1069 ГК РФ).

Отмечается правоведами и участие публично-правовых образований в корпоративных отношениях посредством приобретения долей участия (акций) в уставном капитале хозяйственных обществ. Добавим, что публично-правовые образования приобретают акции не на вторичном их рынке, а в процессе приватизации в установленном законом порядке. Альтернативным способом приобретения права участия в делах и капиталах хозяйственных обществ считается «внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в их уставные капиталы» [2.1; C. 289] для оплаты дополнительных акций и увеличения уставных капиталов.

Что касается форм участия публично-правового образования в гражданском обороте, то здесь следует учитывать, что государство, его субъекты и муниципальные образования вправе осуществлять свои гражданские права и обязанности как непосредственно, так и опосредованно, то есть через специально созданные юридические лица.

Рассмотрим особенности непосредственного осуществления прав и обязанностей публично-правовыми образованиями.

На основании ст. 125 ГК РФ гражданские права и обязанности от имени публично-правовых образований осуществляют органы государственной власти или соответствующие органы местного самоуправления в рамках своей компетенции. В соответствии со специальным поручением от имени данных субъектов могут выступать граждане и юридические лица в порядке, предусмотренном законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, а также НПА субъектов РФ и муниципальных образований.

Важно подчеркнуть, что приватизация, управление и распоряжение иным государственным имуществом, в частности, недвижимым и земельными ресурсами России, включая закрепление имущества за создаваемыми РФ унитарными предприятиями и публичными учреждениями, производятся Росимуществом и его территориальными подразделениями.

Некоторые функции по управлению имуществом страны и ее представлению в гражданских правоотношениях исполняют Министерство культуры РФ, Министерство юстиции РФ, другие министерства и ведомства, которые сформированы по отраслевому признаку, а также Управление делами Президента РФ.

Если говорить об органах субъектов РФ и муниципальных органах, то к числу уполномоченных стоит отнести те из них, которые имеют право «распоряжаться имуществом, составляющим казну субъекта» [2.3; C. 81] или казну муниципального образования.

Отмети, что управлением делами муниципальных образований занимаются органы местного самоуправления, а именно:

  • представительный орган муниципального образования;
  • высшее должностное лицо (глава) муниципального образования;
  • местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);
  • контрольный орган муниципального образования;
  • прочие органы и выборные должностные лица местного самоуправления, которые предусмотрены уставом МО и обладают собственными полномочиями относительно решения вопросов местного значения.

Все перечисленные выше органы (включая представительные) могут создаваться и действовать в форме муниципальных учреждений, которые, наделяются «полномочиями действовать от имени муниципального образования в гражданских правоотношениях» [2.3; C. 82].

11 стр., 5433 слов

Муниципальные образования как субъекты гражданского права

... работы является определение правового положения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований как субъектов гражданского права и разработка концепции их участия в ... В собственности муниципальных образований могут находиться: имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения их территории; автомобильные дороги местного значения; пассажирский ...

Укажем отличительные черты опосредованного участия публично-правового образования в гражданском обороте.

Так, опосредованное участие проявляется посредством вступления в публично-правовое образование созданных государством юридических лиц, которые принимают обязанности и приобретают права не для образования, а для себя.

Самым приемлемым вариантом определения статуса органа государственной власти (местного самоуправления) считается «правовая конструкция такого вида юридического лица, как учреждение (ст. 120 ГК РФ)» [3.1; C. 179]. Кроме того, оно наделяется имуществом, закрепляемым на праве оперативного управления. Стоит указать, что правовая природа учреждения как вида юридического лица, которое может образовываться с целью осуществления управленческих функций (в том числе государством), но властными полномочиями не обладает, существенно отличается от правовой природы органа государственной власти.

Таким образом, можно сделать вывод, что необходимость участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях обусловлена общественными интересами и нацелена на удовлетворение публичного интереса. При участии в гражданских правоотношениях органов государственной власти или органов местного самоуправления важно различать случаи такого участия от имени публично-правовых образований и в интересах последних, или от своего имени и в своих интересах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Между субъектами складываются различные виды общественных отношений. Будучи урегулированными правом, они приобретают ряд новых свойств и качеств, трансформируясь в правовые отношения.

Правоотношение представляет собой индивидуализированное общественное отношение, то есть отношение между конкретными лицами, которые выступают субъектами. Гражданский кодекс РФ определяет субъекты гражданских правоотношений — физические и юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования.

Государство как субъект гражданских правоотношений имеет такие же признаки, что и юридическое лицо: организационное единство, обособленное имущество, ответственность по своим обязательствам, возможность для субъектов РФ и муниципальных образований выступать от собственного имени при приобретении имущественных и личных неимущественных прав в суде. На государство распространяется принцип равенства с другими субъектами, несмотря на то, что оно обладает властными полномочиями.

Участие публично-правовых образований в гражданском обороте является необходимостью для решения стоящих перед ними публичных, общенациональных или других общественных задач, связанных с имущественными отношениями.

4 стр., 1546 слов

Земельные участки как объекты гражданских прав и их правовые режимы

... в праве общей собственности на земельный участок является объектом гражданских прав и объектом земельных отношений, однако в действующем российском законодательстве не закреплено признание ее ни в качестве объекта гражданских прав, ни как объекта земельных правоотношений. Следовательно, ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации и ...

Следует согласиться с позицией Конституционного Суда РФ, считающего, что Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования принимают участие в гражданских правоотношениях как субъекты со специальной правоспособностью, которая в силу их особой природы не совпадает с правоспособностью других субъектов гражданского права — граждан и юридических лиц, преследующих частные интересы.

Государство, являясь участником частноправовых и публично-правовых отношений, зачастую оказывается в таком положении, когда оно должно соблюсти публичные интересы, за которыми стоит все общество в целом, а также подчиниться нормам гражданского права, отражающим интересы частного лица в конкретном деле, что часто приводит к конфликту указанных интересов.

Несмотря на то что отмечается положительный момент относительно существования в гражданском законодательстве особого статуса публично-правовых образований, есть необходимость введения новых норм в ГК РФ, которые могли бы регулировать правовое положение публично-правовых образований как субъектов гражданского права, которые учитывали бы специальный характер правоспособности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

Содержащиеся в работе положения и выводы развивают, дополняют и конкретизируют существующие в юридической науке представления о правовых отношениях и их субъектах. Результаты исследования носят значимый методологический характер для проведения дальнейших научных изысканий по вопросам теории государства и права. Материалы работы могут быть использованы для совершенствования правотворческой и правоприменительной деятельности, а также в процессе преподавания теории государства и права, отраслевых юридических дисциплин и спецкурсов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/na-temu-publichno-pravovyie-obrazovaniya/

Нормативные документы и судебная практика.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СПС КонсультантПлюс.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 22.10.2014) // СПС КонсультантПлюс.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 31.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.01.2015) // СПС КонсультантПлюс.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.09.2000 № А58-422/99-Ф02-1915/00-С1 // СПС КонсультантПлюс.

Постановление Президиума ВАС РФ от 18.11.2008 № 10984/08 по делу N А79-7776/2007 // СПС КонсультантПлюс.

Письмо ВАС РФ от 30.06.1993 № С-13/ОП-210 «Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике» // СПС КонсультантПлюс.

14 стр., 6653 слов

Понятие, исчисление и виды сроков в гражданском праве

... гражданского права. Михайленко Е.М. Гражданское право. Общая часть. Учебник и практикум для СПО. М: изд.Юрайт, 2016. с.48 Обратившись к Гражданскому Кодексу Российской Федерации, автор, определяет, что установленный законом, иными правовыми ... сроков в гражданском праве 1.1 Понятие и правовое значение сроков в гражданском праве Гражданские правоотношения существуют во времени, которое во ...

Книги, учебники, учебные пособия.

Гражданское право / Под ред. С.С. Алексеева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2011. — 536 с.

Гражданское право. В 2 ч. Ч. 2: учебник / Под ред. В.П. Камышанского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 751 с.

Михайленко, Е.М. Гражданское право / Е.М. Михайленко. – М.: Юрайт, 2013. – 204 с.

Рассолов, М.М., Алексий, П.В., Кузбагаров, А.Н. Гражданское право / М.М. Рассолов, П.В. Алексий, А.Н. Кузбагаров. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити, 2010. — 911 с.

Российское гражданское право: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. – М.: Статут, 2011. – 605 с.

Степанов, С.А. Гражданское право / С.А. Степанов. — М.: Зерцало, 2011. – 640 с.

Чаусская, О.А. Гражданское право. Курс лекций / О.А. Чаусская. — М.: Эксмо, 2009. – 432 с.

Статьи в периодических и продолжающихся изданиях

Кириллова, А.М. Муниципальные образования как участники гражданских правоотношений // Вестник Чувашского университета. – 2011. — №1. – С. 178-180.

Носов, Д.В. Изменение субъекта в правоотношении // Вестник Пермского университета. – 2010. — №2. – С. 42-48.

Интернет-ресурсы.

Порядок участия публично-правовых образований в гражданско-правовых отношениях. Адрес в сети Интернет: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=5255.

Юкша, Я.А. Государство как субъект гражданских правоотношений. Адрес в сети Интернет: http://yuksha.ru/index.php/publish/420-2010-12-07-10-59-40.

27

1. Нормативные документы и судебная практика.

1.1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СПС КонсультантПлюс.

1.2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 22.10.2014) // СПС КонсультантПлюс.

1.3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 31.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.01.2015) // СПС КонсультантПлюс.

1.4. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

1.5. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.09.2000 № А58-422/99-Ф02-1915/00-С1 // СПС КонсультантПлюс.

1.6. Постановление Президиума ВАС РФ от 18.11.2008 № 10984/08 по делу N А79-7776/2007 // СПС КонсультантПлюс.

1.7. Письмо ВАС РФ от 30.06.1993 № С-13/ОП-210 «Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике» // СПС КонсультантПлюс.

2. Книги, учебники, учебные пособия.

2.1. Гражданское право / Под ред. С.С. Алексеева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2011. — 536 с.

2.2. Гражданское право. В 2 ч. Ч. 2: учебник / Под ред. В.П. Камышанского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 751 с.

2.3. Михайленко, Е.М. Гражданское право / Е.М. Михайленко. – М.: Юрайт, 2013. – 204 с.

2.4. Рассолов, М.М., Алексий, П.В., Кузбагаров, А.Н. Гражданское право / М.М. Рассолов, П.В. Алексий, А.Н. Кузбагаров. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити, 2010. — 911 с.

3 стр., 1012 слов

Виды представительства в гражданском праве

... 2004. - 185 с. Андреев В.К. Представительство в гражданском праве. Учебное пособие. – Калинин: Издательство Калининского университета., 1978. - 86 с. Басин Ю.Г. Гражданское право. Учебное пособие. – Алматы: Әділет-Пресс., 1997.- 256с. ...

2.5. Российское гражданское право: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. – М.: Статут, 2011. – 605 с.

2.6. Степанов, С.А. Гражданское право / С.А. Степанов. — М.: Зерцало, 2011. – 640 с.

2.7. Чаусская, О.А. Гражданское право. Курс лекций / О.А. Чаусская. — М.: Эксмо, 2009. – 432 с.

3. Статьи в периодических и продолжающихся изданиях

3.1. Кириллова, А.М. Муниципальные образования как участники гражданских правоотношений // Вестник Чувашского университета. – 2011. — №1. – С. 178-180.

3.2. Носов, Д.В. Изменение субъекта в правоотношении // Вестник Пермского университета. – 2010. — №2. – С. 42-48.

4. Интернет-ресурсы.

4.1. Порядок участия публично-правовых образований в гражданско-правовых отношениях. Адрес в сети Интернет: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=5255.

4.2. Юкша, Я.А. Государство как субъект гражданских правоотношений. Адрес в сети Интернет: http://yuksha.ru/index.php/publish/420-2010-12-07-10-59-40.