Принцип наглядности в обучении

Курсовая работа

Условия эффективного применения наглядности, При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

  • д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

1.2. Технология наглядного обучения

Наглядность не есть какое-то свойство или качество реальных объектов, предметов или явлений. Наглядность есть свойство, особенность психических образов этих объектов. И когда говорят о наглядности тех или иных предметов, то на самом деле имеют в виду наглядность образов этих предметов.

Наглядность есть показатель простоты и понятности для данного человека того психического образа, который он создаёт в процессе восприятия, памяти, мышления и воображения. Поэтому ненаглядным может быть образ реального предмета или явления и, наоборот, вполне наглядным может быть образ предмета или явления, не существующего реально, а созданного нашим воображением .

Наглядность или ненаглядность образа, возникающего у человека, зависит главным образом от особенностей последнего, от уровня развития его познавательных способностей, интересов и склонностей, наконец, от потребности и желания увидеть, услышать, ощутить данный объект, понять его, создать у себя яркий, понятый образ этого объекта.

Сам по себе непроизвольно наглядный образ, как правило, не возникает. Он образуется только в результате активной работы, направленной на его создание [Фридман 1991].

Дидактический принцип наглядности ввел в процесс обучения Я.А. Коменский, назвав ‘‘золотым правилом дидактики’’. В основе этого принципа лежит живое созерцание. Однако педагогами-практиками было замечено, что чем большим количеством органов чувств учащийся воспринимает действительность, тем достовернее его знания об окружающем мире. В качестве примера можно привести высказывание, ставшее афоризмом: Кто хоть раз видел верблюда , пробовал вкус сахара, слушал пение соловья, тот никогда не забудет ни вида верблюда, ни вкуса сахара, ни соловьиных трелей.

2 стр., 885 слов

Договор финансовой аренды содержание договор финансовой аренды: ...

... не является неотъемлемым условием договора финансовой аренды. ГК РФ и Закон о лизинге определяют, что договором может быть предусмотрен переход предмета лизинга в собственность лизингополучателя ... монтажных (шефмонтажных) и пусконаладочных работ в отношении предмета лизинга, обучение персонала; послегарантийное обслуживание и ремонт предмета лизинга, в том числе текущий, средний и капитальный ...

Введение наглядности в процесс обучения значительно повышает его эффективность. Изменение содержания образования касались введения в учебный процесс научных фактов, статистики, но при этом не следовало забывать, о том, что знания эти должны быть доступными не только сильным, но и среднеуспевающим студентам. Данный принцип направлял деятельность преподавателей на путь поиска новых методов обучения, совершенствования своего мастерства в общении со студентами на основе дифференцированного подхода [Черниченко 2002].

Наглядный материал служит как бы внешней опорой внутренних действий, совершаемых ребёнком под руководством учителя в процессе овладения знаниями. Введение в обучение наглядного материала должно учитывать, по крайней мере, два следующих психологических момента: 1) какую конкретную роль наглядный материал должен выполнять в условии и 2) в каком отношении находится предметное содержание данного наглядного материала к предмету, подлежащему осознанию и усвоению.

Место и роль наглядного материала в процессе обучения определяются отношением той деятельности учащегося, в которой данный материал способен занять структурное место цели его действия, к той деятельности, которая ведет к осознанию того, что нужно усвоить [Фридман 1991].

Функция наглядного материала может быть очень разной. Одно дело, когда в процессе обучения возникает зада дать учащимся живой, красочный образ недостаточно известного им кусочка действительности, расширить в этом направлении их чувственный опыт, обогатить их впечатления- словом, сделать для них возможно более конкретным, более реально и точно представленным тот или иной круг явлений. Посещение зоопарка, историческая картина, фотография писателя или ученого и т.д.- все это делает более конкретным и как бы более ощутимым для ребёнка то, о чём идет речь в обучении.

Совсем другое дело в случае, когда наглядность включается непосредственно в процесс обучения в связи со специальной педагогической задачей. Имеются в виду такие случаи, как использование наглядных пособий при начальном обучении арифметике, на уроках русского языка, в классных занятиях по физике и т.п. Здесь роль наглядного материала, конечно, не в том, чтобы, например, изображения карандашей на таблице обогащали чувственный опыт ребёнка, они служат не для этого, а для обучения счету. Наглядный материал представляет собой в этих случаях именно материал, в котором и через посредство которого, собственно, предмет усвоения еще только должен быть найден [Фридман 1991].

6 стр., 2781 слов

«Преимущества и недостатки использования компьютерных технологий ...

... компьютерных технологий в обучении. Цель реферата определила необходимость решения следующих задач: эффективность использования компьютерных технологий в учебном процессе. 2. Рассмотреть положительные и отрицательные аспекты информатизации обучения., ГЛАВА 1. НЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ...

Особенностью наглядных технологий является то, что они обязательно предполагают в той или иной мере сочетание их со словесными технологиями. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики.

Л.В.Занковым было изучено основных форм сочетания слова и наглядности:

-при посредстве слова учитель руководит наблюдением, которое осуществляется учащимися, а знания об облике объекта, его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях ученики извлекают из самого наглядного объекта в процессе наблюдений;

-при посредстве слова учитель на основании осуществленного школьниками наблюдения наглядных объектов и на базе имеющихся у них знаний ведет учащихся к осмыслению и формированию таких связей в явлениях, которые не могут быть зримы в процессе восприятия;

-сведения об облике объекта, о его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях учащиеся получают из словесных сообщений педагога, а наглядные средства служат подтверждением или конкретизацией словесных сообщений;

-отталкиваясь от осуществляемого школьниками наблюдения наглядного объекта, педагог сообщает о таких связях между явлениями, которые непосредственно не воспринимаются учащимися, либо делает вывод, объединяет, обобщает отдельные данные [Бабанский 1988].

Ученые выделяют четыре фактора наглядного обучения.

Первый

Второй.

Третий .

Четвертый.

1.3 Методы наглядного обучения

иллюстраций

Метод предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и пр.

Метод демонстраций

При наглядных технологиях используются приемы показа, обеспечения лучшей видимости (применение экрана, подкрашивание, подсвет, подъемные приспособления и др.), обсуждение результатов проведенных наблюдений, демонстраций и пр.

В последние годы практика обогатилась целым рядом новых средств наглядности. Созданы новые, более красочные географические карты с пластмассовым покрытием, альбомы иллюстраций по истории, литературе, географические атласы с фотографиями, сделанные со спутников. В практику обучения вошли аппараты ЛЭТИ, кодоскопы, позволяющие в дневное время без затемнения класса показывать рисунки, схемы, чертежи, изготовляемые учителем на прозрачной пленке. На уроках стали применяться зарисовки на листах ватмана с помощью широких фломастеров, позволяющие раскрывать динамику изучаемого явления. Во многих школах оборудованы экраны дневного кино, когда киноаппарат устанавливается в лаборантской комнате, фильм демонстрируется на матовое стекло, помещенное над классной доской.

Рациональное применение средств наглядности позволяет достичь большого образовательного и воспитательного эффекта, создает благоприятные возможности для развития абстрактного мышления учеников.

метода демонстрации учебного кино