Официальные правила волейбола

Курсовая работа
Содержание скрыть

20. Требования к поведению……………………………………………………………… 31

20.1. Спортивное поведение………………………………………………………………… 31

20.2. Честная игра………………………………………………………………………………… 31

21. Неправильное поведение и санкции за него……………………………. 31-33

21.1. Незначительное неправильное поведение…………………………………….. 31

21.2. Неправильное поведение, влекущее за собой санкции…………………… 32

21.3. Шкала санкций…………………………………………………………………………….. 32

21.4. Применение санкций…………………………………………………………………… 33

21.5. Неправильное поведение до и между партиями……………………………. 33

21.6. Карточки санкций………………………………………………………………………… 33

РАЗДЕЛ 2

Судьи, их обязанности и официальные сигналы

22. Судейский корпус и процедуры……………………………………………………. 35

22.1. Состав…………………………………………………………………………………………. 35

22.2. Процедуры…………………………………………………………………………………… 35

28 стр., 13909 слов

Право на забастовку организация и процедура её проведения в РФ (2)

... и причины способствующие коллективным трудовым конфликтам; осуществление права на забастовку; проведение забастовки в РФ; незаконные забастовки в РФ. При написании работы были использованы следующие методы ... документ содержит целый ряд положительных моментов - в нем подробно прописана процедура разрешения коллективных трудовых споров, впервые сформулирован принцип социального партнерства как системы ...

23. Первый судья……………………………………………………………………………….. 36

23.1. Местонахождение………………………………………………………………………… 36

23.2. Полномочия…………………………………………………………………………………. 36

23.3. Обязанности………………………………………………………………………………… 36

24. Второй судья…………………………………………………………………………………. 37

24.1. Местонахождение………………………………………………………………………… 37

24.2. Полномочия…………………………………………………………………………………. 37

24.3. Обязанности………………………………………………………………………………… 37

25. Секретарь……………………………………………………………………………………… 38

25.1. Местонахождение………………………………………………………………………… 38

25.2. Обязанности………………………………………………………………………………… 38

26. Линейные……………………………………………………………………………………… 39

26.1. Местонахождение………………………………………………………………………… 39

3 стр., 1472 слов

Доклад: Воспитательная роль арбитра в спортивных играх

... соревнования. Спортсмены, тренеры, официальные лица, естественно, ждут от судей единой трактовки правил игры. Однако судьи международной категории по различным видам спортивных игр ... объективно оценивать поступки и игровые действия спортсменов. Работа спортивных судей - хлопотливая и ... спортивным состязаниям арбитры серьезно готовятся. Их прямая обязанность - хорошо знать правила соревнований, ...

26.2. Обязанности………………………………………………………………………………… 39

27. Официальные сигналы…………………………………………………………………. 40

27.1. Жесты судей (Схема 11)………………………………………………………………… 40

27.2. Сигналы флагом линейных (Схема 12)…………………………………………… 40

РАЗДЕЛ 3

Схемы

ХАРАКТЕРИСТИКА ИГРЫ

Волейбол — это спортивная игра с мячом, в которой две команды соревнуются друг с другом на специальном поле, разделенном сеткой. Существует множество разновидностей игры, которые используются в различных обстоятельствах для универсализации игры.

Цель игры — направить мяч через сетку так, чтобы он коснулся площадки соперника, и помешать сопернику предпринять ту же попытку. Для этого команда имеет 3 касания мяча (и еще одно возможное дополнительное касание мяча на блоке).

Мяч вводится в игру подачей: подающий отбрасывает мяч ногой в сторону соперника. Обмен каждым мячом продолжается до тех пор, пока он не коснется корта, не выйдет за пределы поля или не будет ошибкой команды.

В волейболе команда, выигрывающая розыгрыш, набирает очко (Система Розыгрыш – Очко).

Когда принимающая команда выигрывает розыгрыш, она набирает очко и получает право подавать, и ее игроки переходят на одну позицию по часовой

РАЗДЕЛ 1

ИГРА

Глава 1. Сооружения и оборудование

1. Игровое поле (схемы 1 и 2)

Игровое поле включает игровую площадку и свободную зону. Оно должно быть прямоугольным и симметричным.

1.1. Размеры

Игровая площадка представляет собой прямоугольник размерами 18 Х 9 м. Минимальный размер свободной зоны со всех сторон игровой площадки составляет 3 м. Свободное игровое пространство — это пространство над игровым полем, свободное от препятствий. Минимальная высота свободного игрового пространства над игровым полем составляет 7 м.

На мировых соревнованиях ФИВБ свободная зона должна быть на расстоянии не менее 5 м от боковых линий и 8 м от лицевых линий. Свободное игровое пространство должно быть на высоте не менее 12,5 м от игровой поверхности.

1.2. Игровая поверхность

1.2.1. Игровая поверхность должна быть ровной, горизонтальной и однородной. Она не должна представлять никакой опасности травмирования игроков. Запрещено играть на неровных или скользких поверхностях.

На мировых и официальных соревнованиях FIVB допускается использование только деревянных или синтетических полов. Любое покрытие должно быть предварительно утверждено ФИВБ.

1.2.2. В залах поверхность игровых площадок должна быть светлого цвета.

На мировых и официальных соревнованиях ФИВБ белые линии обязательны. Цвета игрового поля и свободной зоны должны отличаться друг от друга.

5 стр., 2155 слов

Оффшорные зоны: цели и особенности деятельности

... уже давно существуют оффшорные компании. Все оффшорные зоны классифицируют по степени надежности (классификация Форума финансовой стабильности развитых стран). Различают 3 группы оффшорных зон: К первой группе относят оффшорные зоны Сингапура, Люксембурга, Гонконга, ...

1.2.3. На открытых площадках разрешен уклон 5 мм на 1 м для дренажа. Линии площадки, изготовленные из твердых материалов, запрещены.

1.3. Линии на площадке

1.3.1. Ширина всех линий 5 см. Линии должны быть четкими и отличаться по цвету от пола и любых других линий.

1.3.2. Ограничительные линии

Две боковые и две лицевые линии ограничивают игровую площадку. Боковые и лицевые линии входят в размеры игровой площадки.

1.3.3. Средняя линия

Ось центральной линии делит игровую площадку на две равные зоны размером 9 х 9 м каждая. Эта линии проведена под сеткой от одной боковой линии до другой.

1.3.4. На каждой площадке проведена линия нападения, задняя граница которой расположена на расстоянии трех метров от оси средней линии (правило 1.4.1.).

Для мировых и Официальных соревнований ФИВБ линия нападения продолжается дополнительными прерывистыми линиями от боковых сторон, пятью короткими, 15-см линиями шириной 5 см, нанесенными через 20 см, общей длиной 1,75 м.

1.4. Зоны и места

1.4.1. Передняя зона

На каждой площадке передняя зона ограничена центральной линией, а задний край — линией атаки.

Считается, что передняя зона простирается за боковые линии до конца свободной зоны.

1.4.2. Зона подачи

Зона подачи – это участок шириной 9 м позади лицевой линии (лицевая линия не включается).

по бокам он окаймлен двумя короткими линиями длиной по 15 см каждая, проведенными на расстоянии 20 см от лицевой линии, позади нее, как продолжение боковых линий. Обе короткие линии включены в ширину зоны подачи. По глубине зона подачи простирается до конца свободной зоны.

1.4.3. Зона замены

Зона замены — это часть свободной зоны, ограниченная продолжением линий атаки, боковой линии и секретарского стола.

1.4.4. Места

Для мировых и Официальных соревнований ФИВБ места разминки размером приблизительно 3 Х 3 м расположены за пределами свободной зоны со стороны скамеек команд (Схема 1).

1.4.5. Штрафная зона

Штрафная зона размером приблизительно 1 Х 1 м и оборудованная двумя стульями расположена за скамейкой каждой из команд (Схема 1).

Она может быть ограничена красной линией шириной 5 см.

1.5. Температура

Минимальная температура не должна быть ниже 10 град. С (50 град F).

На мировых и официальных соревнованиях FIVB максимальная температура не должна превышать 25 градусов. С (77 град. F) и минимальная – не ниже 16 град. С (61 град. F).

1.6. Освещение

На мировых и Официальных соревнованиях ФИВБ освещение игрового поля должно быть не менее 1000-1500 люкс (измеряемое не высоте одного метра от поверхности игрового поля).

2. Сетка и стойки (Схема 3)

2.1. Высота сетки

2.1.1. Сетка устанавливается вертикально над осью средней линии. Верхний край сетки устанавливается на высоте 2,43 м для мужчин и 2,24 для женщин.

2.1.2. Высота сетки измеряется в середине игровой площадки. Высота сетки над двумя боковыми линиями должна быть совершенно одинаковой и не должна превышать установленную высоту более чем на 2 см.

2.2. Структура

Сетка шириной 1 метр и длиной 9,5 метров состоит из черных ячеек в форме квадрата со стороной 10 см. (Схема 3).

16 стр., 7947 слов

Правила современного футбола

... Введение первых единых правил Первые единые правила и регламент игры в футбол определился в командах частных школ и университетов ... в футбол». При Елизавете I футбол получил широкое распространение, и при полном отсутствии правил и организованного судейства «матчи» ... судья. В 1857 году в Шеффилде молодые выходцы из среднего класса, которые ранее уже создали местный крикетный клуб, основали старейший в ...

Верхний край сетки формирует горизонтальная лента шириной 5 см. (сложенная вдвое белая парусина, прошитая по всей длине).

На концах ленты есть отверстия, через которые пропускается веревка, которая привязывает ленту к стойкам для ее натяжения.

Внутри ремня находится гибкий трос для крепления сетки к стойкам и натяжения.

Внизу сетки (без горизонтальной ленты) находится шнур, пропущенный через ячейки, для прикрепления ее к стойкам и натяжения.

2.3. Ограничительные ленты

Две белые ленты, прикрепленные вертикально к сетке и расположенные непосредственно над каждой боковой линией, образуют ограничивающие ленты. Их ширина 5 см и длина 1 м, и они считаются частью сетки.

2.4. Антенны

Антенна представляет собой гибкий стержень длиной 1,8 м и диаметром 10 мм, изготовленный из стекловолокна или аналогичного материала.

Две антенны прикрепляются с внешнего края каждой ограничительной ленты и расположены на противоположных сторонах сетки (Схема 3).

Каждая антенна возвышается над сеткой на 80 см и окрашена полосами контрастных цветов шириной 10 см., предпочтительно красного и белого.

Антенны считаются частью сетки и ограничивают по бо­кам плоскость перехода (Схема 5, Правило 11.1.1.).

2.5. Стойки

2.5.1. Стойки, поддерживающие сетку, устанавливаются на расстоянии 0,5 — 1,0 м за боковыми линиями (Схема 3).

Вы­сота стоек 2,55 м и, желательно, чтобы она была регули­руемой.

На мировых и официальных соревнованиях ФИВБ стойки ворот, поддерживающие сетку, расположены на расстоянии 1,0 м от боковых линий. Иное расстояние должно быть согласовано с ФИВБ.

2.5.2. Стойки должны быть круглыми и гладкими, без устройств, опасных для игроков или мешающих игре. Они устанавливаются на поверхности без растяжек.

2.6. Дополнительное оборудование

Все дополнительное оборудование определяется Регламен­том ФИВБ.

3. Мяч

3.1. Стандарты

Мяч должен быть сферическим, с покрытием из эластичной или синтетической кожи и с резиновым пузырем или подобным материалом. Его цвет может быть однотонным светлым или комбинацией цветов. Его окружность 65-67 см. и вес 260-280 г. Его внутреннее давление должно быть от 0,30 до 0,325 кг/кв.см. (от 294,3 до 318,82 мба или гПа ).

3.2. Однообразие мячей

Все мячи, используемые в матче, должны иметь одинако­вые стандарты относительно окружности, веса, давления, типа, цвета и т.д.

Мировые и официальные соревнования ФИВБ должны проводиться с использованием мячей, одобренных ФИВБ.

3.3. Использование трех мячей

На мировых и официальных соревнованиях ФИВБ необходимо использовать три мяча. В этом случае шесть подавальщиков мячей находятся по одному в каждом углу свободной зоны и по одному поза­ди каждого из судей (Схема 10).

Глава 2. Участники

4. Команды

4.1. Состав команды

4.1.1. В команде может быть до 12 игроков, тренер, помощник тренера, массажист и врач.

На мировых соревнованиях ФИВБ врач должен быть заранее аккредитован ФИВБ, чтобы находиться на скамейке команды во время матча.

4.1.2. Каждая команда обязана забить специализированного защитника — «Либеро» среди 12 игроков в протоколе».

6 стр., 2607 слов

Правила игры в баскетбол

... Технический фол Наказание: Любой игрок команды, не нарушившей правила, пробивает 2 штрафных броска. После выполнения бросков сбрасывание производится аналогично неспортивному фолу. Жесты судей 1. Одно очко. Поднимается ... времени набрала большее количество очков. При равном счёте по окончании основного времени матча назначается овертайм (обычно пять минут дополнительного времени), в случае, если и ...

4.1.3. За исключением Либеро, в протоколе должен быть указан другой игрок, который является капитаном.

4.1.4. Только игроки в протоколе могут выйти на поле и играть в игру. После того, как тренер и капитан команды подписали протокол, зарегистрированные игроки не могут быть изменены.

4.2.1. Не участвующие в игре игроки должны сидеть на ска­мейке команды или находиться в своем месте разминки (Правило 1.4.4.).

Тренер и другие члены команды должны сидеть на скамейке, но могут временно покинуть ее.

Скамейки команд располагаются рядом со столиком сек­ретаря, за пределами свободной зоны (Схема 1).

4.2.2. Только членам команды разрешено сидеть на скамейке во время матча и принимать участие в разминке (Правило 4.1.1.).

4.2.3. Не участвующие в игре игроки могут раз­минаться без мячей:

4.2.3.1. Во время игры: в месте разминки (Правило 1.4.4.);

4.2.3.2. Во время тайм-аутов: в свободной зоне позади их игровой площадки.

4.2.4. В перерывах между сетами игроки могут использовать мячи для разминки в свободной зоне.

4.3. Игровая форма

Форма игрока состоит из рубашки, шорт, носков и спортивной обуви.

4.3.1. Футболки, трусы и носки должны быть однообразными (за исключением Либеро, правило 8.5.), чистыми и одного цвета для команды.

4.3.2. Обувь должна быть легкой и гибкой, на резиновой или кожаной подошве и без каблука.

На мировых и официальных соревнованиях FIVB для взрослых цвет обуви команды должен быть одинаковым, но торговые марки могут отличаться по цвету и дизайну. Футболки и трусы должны соответствовать стандартам ФИВБ.

4.3.3. Футболки игроков должны быть пронумерованы от 1 до 18.

4.3.3.1. Номер должен быть расположен на футболке по цен­тру на груди и на спине. Цвет и яркость цифр должны контрастировать с цветом и яркостью рубашек.

4.3.3.2. Номер должен быть минимум 15 см. на груди и 20 см. на спине. Полоски, образующие номер, должны быть шириной минимум 2 см.

На мировых и официальных соревнованиях ФИВБ номер игрока должен повторяться на правой штанине трусов. Номер должен быть высотой от 4 до 6 см, а полоса, образующая номер, должна быть не менее 1 см шириной.

4.3.4. Капитан команды должен иметь на его футболке полос­ку 8 Х 2 см., подчеркивающую номер на груди.

4.3.5. Запрещается носить форму цвета, отличного от других игроков (Правило 4.3.1.) (за исключением Либеро, правило 8.5.) и/или без официальных номеров (Правило 4.3.3.).

4.4. Изменения игровой формы

Первый судья может разрешить одному или более игро­кам:

4.4.1. Играть босиком;

4.4.2. Сменить влажную форму между партиями или после замены, при условии, что новая форма имеет одинако­вый с прежней цвет, модель и номер;

4.4.3. В холодную погоду играть в тренировочных костюмах, при условии, что они одного цвета и модели для всей команды (за исключением Либеро) и пронумерованы в соответствии с Правилом 4.3.3.

4.5. Запрещенные предметы

4.5.1. Во время матча запрещено носить предметы, которые могут причинить травму или дать игроку искусственное преимущество.

4.5.2. Игроки могут носить очки или линзы на свой собственный риск.

5. Руководители команды

И капитан команды, и тренер несут ответственность за поведение и дисциплину членов своей команды.

7 стр., 3427 слов

Правила игры в баскетбол, жесты в баскетболе

... реферата стало изучение правил игры в баскетбол и жестов, используемых судьями в баскетболе. Для достижения цели были сформулированы следующие задачи : Познакомиться с историей зарождения баскетбола; Изучить правила игры в баскетбол; Познакомиться с жестами судей в баскетболе. ... до тех пор, пока одна из команд не выиграет. В баскетболе каждому игроку отводится определенная роль: Плеймейкер или ...

5.1. Капитан

5.1.1. ПЕРЕД МАТЧЕМ капитан команды подписывает протокол и представляет свою команду при жеребьевке.

5.1.2. ВО ВРЕМЯ МАТЧА капитан команды выступает в качестве игрового капитана на поле. Когда капитан команды не играет на площадке, тренер или капитан сам назначает любого другого игрока на площадке, кроме Либеро, на роль игрового капитана. Капитан матча выполняет свои обязанности до замены, до возвращения капитана команды в матч или до конца матча.

Когда мяч находится вне игры, только игровому капитану среди всех членов команды разрешено обращаться к су­дьям:

5.1.2.1. Запрашивайте разъяснения по применению Регламента и отправляйте запросы или вопросы партнерам. Если объяснение не удовлетворяет игрового капитана, он должен немедленно сообщить арбитру о своем несогласии. Этим ре­зервируется право записать официальный протест в протокол в конце матча (Правило 23.2.4.);

5.1.2.2. Запрашивать разрешения:

а) сменить игровую форму,

б) проверить расстановки команд,

с) проверить пол, сетку, мяч и т.д.,

5.1.2.3. просить тайм-ауты и замены (Правило 16.2.1.).

5.1.3. В КОНЦЕ МАТЧА капитан команды:

5.1.3.1. благодарит судей и подписывает протокол, подтверж­дая результат матча;

5.1.3.2. если он (или игровой капитан) предварительно выра­зил несогласие с первым судьей, это несогласие может быть подтверждено и записано в протокол как офици­альный протест (Правило 5.1.2.1.).

5.2. Тренер

5.2.1. Во время матча тренер руководит игрой своей команды из-за пределов игрового поля. Он определяет стартовые составы и расстановки, замены и берет тайм-ауты. По этим вопросам он контактирует со вторым судьей.

5.2.2. ПЕРЕД МАТЧЕМ тренер записывает или проверяет в протоколе фамилии и номера своих игроков и затем под­писывает его.

5.2.3. ВО ВРЕМЯ МАТЧА тренер:

5.2.3.1. Перед каждой партией дает секретарю или второму су­дье должным образом заполненную и подписанную кар­точку расстановки,

5.2.3.2. Сидит на скамейке команды ближе всех к секретарю, но может временно покинуть ее,

5.2.3.3. Запрашивает тайм-ауты и замены,

5.2.3.4. Может, как и другие члены команды, давать инструк­ции игрокам на площадке. Тренер может давать инструкции стоя или перемещаясь в пределах свободной зоны перед своей скамейкой запасных от продолжения линии атаки до места разминки, не мешая и не задерживая игру.

5.3. Помощник тренера

5.3.1. Помощник тренера сидит на скамейке команды, но не имеет права вмешиваться в игру.

5.3.2. Если тренер должен покинуть свою команду, помощник тренера может приступить к его обязанностям по просьбе капитана матча и с разрешения первого судьи.

ГЛАВА 3. ИГРОВОЙ ФОРМАТ

6. Набор Очка, Выигрыш Партии и Матча

6.1. Набор Очка

6.1.1. Игровая Ошибка

Каждый раз, когда команда совершает игровое действие вопреки настоящим Правилам или нарушает их, один из судей делает игровую ошибку. Судьи будут оценивать ошибки и определять наказания в соответствии с этими правилами.

6.1.1.1. Если две (или более) ошибки совершены последова­тельно, то принимается во внимание только первая ошибка.

6.1.1.2. Если две (или более) ошибки совершены соперниками одновременно, то это считается ОБОЮДНОЙ ОШИБ­КОЙ и мяч переигрывается.

17 стр., 8038 слов

Конституционное право России : Политические партии и общественные организации

... субъектом политического процесса в качестве института политической системы выступает политическая партия. Термин “партия” ведет свое происхождение от латинского “partis” - группа, часть. Политические партии представляют собой наиболее активную, организованную часть населения. Партиям, как и ...

6.1.2. Последствия ошибки

Последствием ошибки является проигрыш розыгрыша мя­ча:

6.1.2.1. Если соперник подавал, он набирает очко и продолжа­ет подавать;

6.1.2.2. Если соперник принимал подачу, он набирает очко и получает право подавать;

6.2. Выигрыш Партии

6.2.1. Партия (за исключением решающей – пятой) выигрывается командой, которая первой наби­рает 25 очков с преимуществом минимум в 2 очка. В слу­чае равного счета 24-24, игра продолжается до достижения преимущества в 2 очка (26-24, 27-25, …).

6.3 Выигрыш Матча

6.3.1. Победителем матча является команда, которая выиг­рывает три партии.

6.3.2. В случае равного счета 2-2, решающая (пятая) партия играется до 15 очков с преимуществом минимум в 2 очка.

6.4. Неявка и неполная команда

6.4.1. Если команда отказывается играть после того, как ее попросили об этом, она объявляется неучастницей и проигрывает игру со счетом 0–3 в матче и 0–25 в каждой партии.

6.4.2. Команда, которая без уважительных причин не выходит вовремя на игровую площадку, объявляется не явившейся с тем же результатом, что и в правиле 6.4.1.

6.4.3. Команда, объявленная НЕПОЛНОЙ в партии или в мат­че (Правило 7.3.1.), проигрывает партию или матч. Противоборствующая команда получает очки, то есть очки и матчи, необходимые для победы в матче или матче. Неполная ко­манда сохраняет свои очки и партии.

7. Структура Игры

7.1. Жеребьевка

Перед игрой первый судья проводит жеребьевку, чтобы определить первую подачу и стороны площадки в первой партии.

Если сыграна решающая партия, должен быть сделан новый бросок.

7.1.1. Жеребьевка происходит в присутствии двух капитанов команд.

7.1.2. Победитель жеребьевки выбирает:

ИЛИ

7.1.2.1. право подавать или принимать подачу

ИЛИ

7.1.2.2. сторону площадки.

Проигравший принимает оставшуюся альтернативу.

7.1.3. В случае последовательных разминок первой разминкой в ​​сети будет команда, которая подает первой.

7.2 Разминка

7.2.1. Если у команд ранее было игровое поле, у каждой команды будет 3-минутная разминка в сетке перед матчем, в противном случае у каждой команды будет 5-минутная разминка в сетке.

7.2.2. Если оба капитана согласны проводить разминку на сет­ке вместе, то команды могут делать это 6 или 10 минут, в соответствии с Правилом 7.2.1.

7.3. Расстановка Команды

7.3.1. В игре всегда должны участвовать шесть игроков от каждой команды.

7.3.1.1. Стартовый состав команды указывает порядок, в котором игроки перемещаются по полю. Этот порядок должен быть сохранен на протяжении всей партии.

7.3.1.2. Когда команда использует Либеро (Правило 8.5.), номер Либеро также должен быть отражен в карточке расстановки первой партии вместе с номерами стартующей шестерки игроков.

7.3.2. Перед началом каждой партии тренер представляет стартовый состав своей команды в таблице составов. Должным образом заполненная и подписанная карточка будет передана второму судье или секретарю.

7.3.3. Игроки, не включенные в стартовый состав для этой игры, заменяют эту игру.

7.3.4. После того, как карточка расстановки была передана второму судье или секретарю, нельзя менять расстановку без обычного изменения.

4 стр., 1607 слов

Правила «мудрого» поведения в конфликте

... не потеряете его как сотрудника. Пять признаков мудрого поведения в конфликте 1. «Открытость» ума. Человек с «открытым» ... к оппоненту. «Мудрый» человек в отличие от «незрелого» даже в конфликте пытается увидеть в сопернике друга и лучшую сторону ... внутренними. Внешние сводки составляются для представления в другую (как правило, вышестоящую) организацию, внутренние сводки представляются руководству ...

7.3.5. Расхождение между карточкой рас­становки и действительными позициями игроков на площадке

7.3.5.1. Если обнаруживается несоответствие между таблицей расстановки и фактическими позициями игроков на поле до начала партии, позиции игроков должны быть скорректированы в соответствии с таблицей расстановки. Наказание за это не дается.

7.3.5.2. Также, если игрок, вышедший на поле, не включен в лист построения, то построение на поле должно быть откорректировано в соответствии с листом построения. Наказание за это не дается.

7.3.5.3. Однако, если тренер желает оставить такого не записанно­го игрока на площадке, то он должен попросить обычную замену (ы), которая записывается в протокол.

7.4. Позиции

В момент удара по мячу подающим, игроки каждой ко­манды должны находиться в пределах своей собственной площадки и в порядке перехода (исключая подающего).

7.4.1. Позиции игроков пронумерованы следующим образом:

7.4.1.1. Три игрока вдоль сетки являются игроками передней ли­нии и занимают позиции 4 (передний-левый), 3 (передний-центральный) и 2 (передний-правый).

7.4.1.2. Другие три игрока являются игроками задней линии и за­нимают позиции 5 (задний-левый), 6 (задний-централь­ный) и 1 (задний-правый).

7.4.2. Позиции игроков друг относительно друга:

7.4.2.1. Каждый игрок второй линии должен располагаться дальше от сетки, чем соответствующий игрок первой линии.

7.4.2.2. Игроки передней линии и игроки задней линии долж­ны, соответственно, быть расположены горизонтально в порядке, указанном в Правиле 7.4.1.

7.4.3. Положения игроков определяются и контролируются в соответствии с расположением их стоп, контактирующих с поверхностью, следующим образом (Схема 4):

7.4.3.1. По крайней мере часть стопы каждого игрока передней линии должна быть ближе к средней линии, чем стопы соответствующего игрока задней линии;

7.4.3.2. По крайней мере часть стопы каждого правого (левого) бокового игрока должна быть ближе к правой (левой) боковой линии, чем стопы центрального игрока его ли­нии.

7.4.4. После подачи мяча игроки могут перемещаться куда угодно и занимать любое место на своей площадке и в свободной зоне.

7.5. Ошибка в расстановке

7.5.1. Команда совершает позиционную ошибку если любой игрок не находится в своей правильной позиции в момент удара по мячу подающим (Правило 7.3 и 7.4).

7.5.2. Если подающий совершает ошибку на подаче при ее выполнении (Правила 13.4. и 13.7.1.), то ошибка по­дающего превалирует над позиционной ошибкой.

7.5.3. Если подача становится ошибочной после удара на по­даче (Правило 13.7.2.), то засчитывается позиционная ошибка.

7.5.4. Позиционная ошибка приводит к следующим послед­ствиям:

7.5.4.1. Команда наказывается проигрышем розыгрыша (Правило 6.1.2.),

7.5.4.2. Игроки занимают свои правильные позиции.

7.6. Переход

7.6.1. Порядок перехода, определяемый стартовым составом команды и контролируемый порядком подачи и положением игроков, сохраняется на протяжении всей игры.

7.6.2. Когда принимающая команда получает право подавать, ее игроки переходят на одну позицию по часовой стрелке: игрок позиции 2 переходит на позицию 1 для подачи, иг­рок позиции 1 переходит на позицию 6 и т.д.

7.7. Ошибки при переходе

7.7.1. Ошибка при переходе считается совершенной, когда ПОДАЧА не выполнена в соответствии с порядком пере­хода (Правило 7.6.1.).

Это приводит к следующим послед­ствиям:

7.7.1.1. Команда наказывается проигрышем розыгрыша (Правило 6.1.2.)

7.7.1.2. Порядок перехода игроков исправляется.

7.7.2. Кроме того, секретарь должен определить точный момент, когда была сделана ошибка, и все очки, набранные командой после совершения ошибки, должны быть аннулированы. Очки соперника сохраняются.

Если этот балл не может быть определен, аннулирование балла не производится, и единственным штрафом является проигрыш розыгрыша.

8. Замена игроков

Замена — это действие, при котором игрок после регистрации секретарем входит в игру и занимает позицию другого игрока, покидающего поле. Замена требует раз­решения судьи (смотри Правило 16.5. о процедуре заме­ны).

8.1. Ограничения замен

8.1.1. В каждой партии команде разрешено максимум 6 замен. Одновременно могут быть заменены один или более игро­ков.

8.1.2. Игрок стартового состава может выйти из игры и вернуться, но только один раз в игре и только на своей предыдущей позиции.

8.1.3. Заменяющий игрок может войти в игру только один раз в партии вместо игрока стартового состава и может быть заменен игроком, которого он заменил.

8.2. Исключительная замена

Травмированный игрок (за исключением Либеро, Правило 18.5.2.4.), который не может продолжать играть, должен быть заменен согласно правилам замены. Если это невозможно, команде дается право сделать ИС­КЛЮЧИТЕЛЬНУЮ замену, сверх ограничений Правила 8.1.

Исключительная замена означает, что любой игрок, который не находился на площадке во время травмы, за исключением Либеро и запасного, может вступить в игру вместо травмированного игрока. Впоследствии травмированный игрок не может вернуться в игру.

8.3. Замена при удалении

УДАЛЕННЫЙ или ДИСКВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ иг­рок (Правила 21.3.2., 21.3.3.) должен быть заменен по пра­вилам замены игроков. Если это невозможно, то команда объявляется НЕПОЛНОЙ (Правила 6.4.3. и 7.3.1. ).

8.4. Неправильная замена

8.4.1. Замена является неправильной, если она превышает ограничения, указанные в правиле 8.1. (исключая случай Правила 8.2.).

8.4.2. Когда команда произвела неправильную замену и игра была возобновлена (Правило 9.1.), должна осуществляться следующая процедура:

8.4.2.1. Команда наказывается проигрышем розыгрыша (Правило 6.1.2.),

8.4.2.2. Замена исправляется,

8.4.2.3. Очки, набранные командой-нарушителем после ошибки, аннулируются. Очки соперника со­храняются.

8.5. Либеро

8.5.1. Либеро должен быть занесен в протокол (Правило 4.1.2.) перед матчем на специальную строку. Также его номер должен быть внесен в карточку расстановки первой партии (Правило 7.3.1.2.).

8.5.2. Для Либеро существуют следующие специальные правила:

8.5.2.1. Форма

Либеро должен носить форму (или майку) другого цвета, чтобы отличаться от других членов команды. Форма Либеро должна отличаться по дизайну (Правило 4.3.5), но должна быть пронумерована так же, как и у других членов команды.

8.5.2.2. Игровые действия

а) Либеро может заменять любого игрока на задней линии.

б) Ему запрещено выступать в роли игрока задней линии и не разрешается завершать атакующий удар где бы то ни было (включая площадку и свободную зону), если в момент касания мяч полностью находится выше верхнего края сетки.

с) Он не имеет права подавать, блокировать или предпринимать попытку блокирования.

д) Игрок не имеет права завершать атакующий удар выше верхнего края сетки, если мяч направлен Либеро пальцами сверху из передней зоны. Атакующий удар может быть нанесен без ограничений, если Либеро выполняет то же действие за пределами передней зоны.

8.5.2.3. Замена игроков

а) Замены с участием Либеро не считаются за обычные замены. Они не ограничены, но должен быть размен между двумя заменами Либеро. Либеро может быть заменен только игроком, которого он заменил.

б) Замена может быть произведена только до свистка на подачу:

I. В начале каждой партии, после того, как второй судья проверит расстановку, или

II. В то время, когда мяч находится вне игры.

с) Замена, произведенная после свистка на подачу, признается недействительной и наказывается устным замечанием. Последующие поздние замены повлекут за собой штраф за просрочку платежа.

д) Либеро и заменяющий его игрок могут покинуть площадку или зайти на нее только через боковую линию со стороны скамейки их команды между линией нападения и задней линией.

8.5.2.4. Назначение нового Либеро

а) В случае травмы назначенного Либеро, с предварительного одобрения первого судьи, тренер может назначить нового Либеро из числа игроков, не находящихся на площадке в момент назначения. Травмированный Либеро не имеет права войти в игру до конца матча.

б) Игрок, назначенный новым Либеро, выполняет его функции до конца матча.

ГЛАВА 4. ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

9. Состояния игры

9.1. Мяч в игре

Мяч находится в игре с момента, когда первый судья дал разрешение на подающий бросок.

9.2. Мяч вне игры

Мяч находится вне игры с момента ошибки, которая за­фиксирована свистком одного из судей; в отсутствие ошибки, с момента свистка.

9.3. Мяч «в площадке»

Мяч считается «в площадке», когда он касается ее поверх­ности, включая ограничительные линии (Правило 1.3.2.).

9.4. Мяч «за»

Мяч считается «за» когда :

9.4.1. Часть мяча, которая касается пола, находится полнос­тью за ограничительными линиями;

9.4.2. Он касается предмета за пределами площадки, потолка или не участвующего в игре человека;

9.4.3. Он касается антенн, шнуров, стоек или сетки за преде­лами боковых лент;

9.4.4. Он пересекает вертикальную плоскость сетки, целиком или частично находясь за пределами плоскости перехода, за исключением правила 11.1.2.

9.4.5. Он полностью пересекает плоскость под сеткой (Схема 5).

10. Игра с мячом

Каждая команда должна играть в пределах ее собственного игрового поля и пространства (исключая Правило 11.1.2.).

Однако мяч может быть возвращен на игровую площадку из-за пределов свободной зоны.

10.1. Удары команды

Команде дано право максимум на 3 удара (в дополнение к блокированию, Правило 15.4.1.) для возвращения мяча. Если использовано более 3 ударов, команда совершает ошибку «ЧЕТЫРЕ УДАРА».

Командные удары — это не только преднамеренные удары игроков, но и непреднамеренный контакт с мячом.

10.1.1. Последовательные касания

Игрок не может ударить мяч два раза подряд (исключая Правила 10.2.3., 15.2. и 15.4.2.).

10.1.2. Одновременные касания

Два или три игрока могут касаться мяча одновременно.

10.1.2.1. Когда два (три) партнера касаются мяча одновременно, то это считается как два (три) удара (исключая блокиро­вание).

Если они пытаются дотянуться до мяча, но только один из них касается его, засчитывается попадание. Столк­новение игроков не считается ошибкой.

10.1.2.2. Когда два соперника одновременно касаются мяча над сеткой, и мяч остается в игре, команда, получившая мяч, имеет право на еще три удара. Если такой мяч брошен, это считается фолом команды на противоположной стороне.

10.1.2.3. Если одновременные соприкосновения двумя соперни­ками приводят к «ЗАХВАТУ» (Правило 10.2.2.), то это является «ОБОЮДНОЙ ОШИБКОЙ» (Правило 6.1.1.2.) и розыгрыш повторяется.

10.1.3. Удар при поддержке

В пределах игрового поля игроку не разрешается исполь­зовать поддержку партнера по команде или любого уст­ройства/предмета для того, чтобы дотянуться до мяча.

Однако игрок, который находится на грани совершения ошибки (касание сетки, или переход средней линии и т.д.) может быть остановлен или удержан партнеров по коман­де.

10.2. Характеристики удара

10.2.1. Мяч может касаться любой части тела.

10.2.2. Мяч должен быть ударен, а не схвачен и/или брошен. Он может отскочить в любом направлении.

10.2.3. Мяч может касаться разных частей тела только при одновременном контакте.

Исключения:

10.2.3.1. При блокировании последовательные соприкосновения (Правило 15.2.) могут быть сделаны одним или более блокирующим(ими), при условии, что соприкосновения состоялись во время одного действия;

10.2.3.2. При первом ударе команды (Правило 10.1. и 15.4.1.), мяч может касаться различных частей тела последова­тельно, при условии, что эти касания случаются во вре­мя одного действия.

10.3. Ошибки при игре с мячом

10.3.1. ЧЕТЫРЕ УДАРА: команда касается мяча 4 раза, чтобы вернуть его на сторону соперника (Правило 10.1.);

10.3.2. УДАР ПРИ ПОДДЕРЖКЕ: игрок пользуется поддерж­кой партнера по команде или любого устройства/пред­мета в пределах игрового поля для того, чтобы дотя­нуться до мяча (Правило 10.1.3.);

10.3.3. ЗАХВАТ: игрок не ударяет мяч, и мяч оказывается за­хваченным и/или брошенным (Правило 10.2.2.);

10.3.4. ДВОЙНОЕ КАСАНИЕ: игрок ударяет мяч дважды подряд или мяч касается различных частей его тела по­следовательно (Правило 10.2.3.).

11. Мяч у сетки

11.1. Мяч, пересекающий сетку

11.1.1. Мяч, посланный на площадку соперника, должен прой­ти над сеткой в пределах плоскости перехода (Схема 5).

Плоскость перехода — это часть вертикальной плоскости сетки, ограниченная следующим образом:

11.1.1.1. Снизу — верхним краем сетки;

11.1.1.2. По бокам — антеннами и их воображаемым продолже­нием;

11.1.1.3. Сверху — потолком.

11.1.2. Мяч, который пересек плоскость сетки в свободную зону соперника, полностью или частично за пределами плоскости перехода, может быть возвращен, не нарушая правила 3-х касаний, и при условии, что:

11.1.2.1. Не было касания площадки соперника игроком

11.1.2.2. Возвращенный мяч снова пересекает плоскость сетки за пределами плоскости пересечения с той же стороны, что и свободная зона.

Команда соперника не может препятствовать такому дей­ствию.

11.2. Мяч касающийся сетки

При переходе через сетку (Правило 11.1.1.) мяч может ка­саться ее.

11.3. Мяч в сетке

11.3.1. Мяч, попавший в сетку, может быть оставлен в игре, если команда не нарушила правило 3-х касаний (Правило 10.1.).

11.3.2. Если мяч прорывает ячейку сетки или вызывает ее па­дение, то розыгрыш аннулируется и переигрывается.

12. Игрок у сетки

12.1. Перенос рук через сетку

12.1.1. При блокировании, блокирующий может касаться мяча по другую сторону сетки, при условии, что он не мешает игре соперника, т.е. не касается мяча до или во время на­падающего удара последнего (Правило 15.3.).

12.1.2. Игроку разрешено переносить руку через сетку после атакующего удара, при условии, что сам удар был выпол­нен в пределах его собственного игрового пространства.

12.2. Проникновение под сеткой

12.2.1. Разрешено проникать в пространство соперника под сеткой, при условии, что это не мешает его игре.

12.2.2. Переход на площадку соперника через среднюю линию:

12.2.2.1. Разрешено касаться площадки соперника стопой (стопами) или кистью (кистями) при условии, что ка­кая-нибудь часть переносимой стопы (стоп) или кисти (кистей) касается средней линии или находится прямо над ней.

12.2.2.2. Запрещено касаться площадки соперника любой другой частью тела.

12.2.3. Игрок может заступить на площадку соперника после выхода мяча из игры (Правило 9.2.).

12.2.4. Игроки могут проникать в свободную зону соперника, при условии, что они не мешают его игре.

12.3 Соприкосновение с сеткой

12.3.1. Соприкосновение с сеткой или антенной (Правило 12.4.4.) не является ошибкой за исключением случая, когда игрок касается их в процессе игры с мячом или это мешает игре.

12.3.2. После того как игрок ударил мяч, он может касаться стоек, шнуров или любого другого предмета за пределами общей длины сетки, при условии, что это не мешает игре.

12.3.3. Когда мяч попадает в сетку, которая по этой причине касается соперника, то это не является ошибкой.

12.4. Ошибки игрока у сетки

12.4.1. Игрок касается мяча или соперника в пространстве со­перника до или во время атакующего удара игрока со­перника (Правило 12.1.1.);

12.4.2. Игрок проникает в пространство соперника под сет­кой, мешая игре последнего (Правило 12.2.1.);

12.4.3. Игрок проникает на площадку соперника (Правило 12.2.2.2.);

12.4.4. Игрок касается сетки или антенны в процессе игры с мячом или мешая этим игре (Правило 12.3.1.).

13. Подача

Подача – это действие введения мяча в игру правым игроком задней линии, находящимся в зоне подачи (Правило 13.4.1.).

13.1. Первая подача в партии

13.1.1. Первая подача в первой партии, как и в решающей партии (пятой), выполняется командой, выбравшей право на подачу по жеребьевке (Правило 7.1.).

13.1.2. В других партиях первой подает команда, которая не подавала первой в предыдущей партии.

13.2. Порядок подачи

13.2.1. Игроки должны соблюдать очередность подач, записан­ную в карточке расстановки (Правило 7.3.1.2).

13.2.2. После первой подачи в партии, подающий игрок опре­деляется следующим образом:

13.2.2.1. Когда подающая команда выигрывает розыгрыш, игрок (или его замена), который подавал до этого, подает вновь;

13.2.2.2. Когда принимающая команда выигрывает розыгрыш, она получает право подавать, и ее игроки переходят до выполнения подачи (Правило 7.6.2.).

Игрок, который переходит с правой позиции передней линии на правую позицию задней линии, будет подавать.

13.3. Разрешение на подачу

Первый судья разрешает подачу после проверки того, что подающий владеет мячом и что команды готовы играть.

13.4. Выполнение подачи

13.4.1. Удар по мячу должен быть нанесен одной кистью или любой частью руки после того, как он будет подброшен или выпущен с руки (рук).

13.4.2. В момент удара по мячу при подаче или прыжка (подача в прыжке), подающий не должен касаться ни иг­ровой площадки (включая лицевую линию), ни поверх­ности за пределами зоны подачи. После удара подающий игрок может входить или приземляться за пределами зоны подачи или на игровой площадке.

13.4.3. Подающий должен нанести удар по мячу в течение 8 секунд после свистка первого судьи на подачу.

13.4.4. Подача, совершенная до свистка судьи, не засчитывает­ся и повторяется.

13.5. Заслон

13.5.1. Игроки подающей команды не должны мешать прини­мающим игрокам соперника, индивидуально или коллективно заслоняя подающего или траекторию мяча.

13.5.2. Игрок или группа игроков подающей команды ставит заслон, размахивая руками, прыгая или перемещаясь по сетке, когда выполняется подача, или закрывая группой траекторию полета мяча (Схема 6).

13.6. Ошибки при подаче

13.6.1. Ошибки при подаче

Если подающий игрок совершает следующие ошибки, то они приводят к переходу подачи, даже если соперник на­ходился в неправильной расстановке (Правило 13.7.1.):

13.6.1.1. Нарушается очередность подачи (Правило 13.2.);

13.6.1.2. Подача не выполняется правильно (Правило 13.4.);

13.6.2. Ошибки при подаче после удара по мячу

После правильного исполнения подачи, она становится ошибочной (если игрок не нарушает расстановку) если мяч (Правило 13.7.2.):

13.6.2.1. Касается игрока подающей команды или не пересекает вертикальную плоскость сетки (Правило 9.4.4., 9.4.5. и 11.1.1.);

13.6.2.2. Выходит «за» (Правило 9.4.);

13.6.2.3. Проходит над за­слоном (Правило 13.5.).

13.7. Ошибки при подаче и расстановке соперника на приеме

13.7.1. Если подающий совершает ошибку при подаче (не­правильное выполнение, нарушение очередности и т.д.), а соперник нарушает расстановку, то фиксируется и нака­зывается ошибка при подаче.

13.7.2. Если само выполнение подачи было правильным, но подача впоследствии становится ошибочной (выход «за», заслон и т.д.), то первой фиксируется и наказывается ошибка в расстановке игроков на приеме.

14. Атакующий удар

14.1. Атакующий удар

14.1.1. Все действия, в результате которых мяч направляется на сторону соперника, исключая подачу и блок, считаются атакующими ударами.

14.1.2. Как разновидность атакующего удара разрешается об­ман, при условии, что мяч не брошен и нет длительного сопровождения мяча рукой.

14.1.3. Атакующий удар завершается в момент, когда мяч пол­ностью пересекает вертикальную плоскость сетки или ка­сается игрока соперника.

14.2. Ограничения при атакующем ударе

14.2.1. Игрок передней линии может выполнять атакующий удар на любой высоте, при условии, что контакт с мячом осуществляется в пределах игрового пространства его ко­манды (исключение Правило 14.2.4.).

14.2.2. Игрок задней линии может выполнять атакующий удар на любой высоте с места, находящегося позади передней зоны:

14.2.2.1. При прыжке стопа (стопы) игрока не должны ни ка­саться, ни переходить за линию нападения.

14.2.2.2. После удара игрок может приземляться в пределах пе­редней зоны (Правило 1.4.1.).

14.2.3. Игрок задней линии может, также, завершить атакую­щий удар из передней зоны, если в момент касания любая часть мяча находится ниже верхнего края сетки (Схема 7).

14.2.4. Игроку не разрешено выполнять атакующий удар непо­средственно после подачи соперника, когда мяч находится в передней зоне и полностью над верхним краем сетки.

14.3. Ошибки при атакующем ударе

14.3.1. Игрок касается мяча в пределах игрового пространства противоположной команды (Правило 14.2.1.);

14.3.2. Игрок направляет мяч «за» (Правило 9.4.);

14.3.3. Игрок задней линии завершает атакующий удар из пе­редней зоны, и в момент удара мяч находится полнос­тью над верхним краем сетки (Правило 14.2.3.);

14.3.4. Игрок завершает атакующий удар сразу с подачи со­перника, когда мяч находится в передней зоне и пол­ностью над верхним краем сетки (Правило 14.2.4.).

14.3.5. Либеро (Правило 8.5.2.2. б) завершает атакующий удар, и в момент удара мяч находится полнос­тью над верхним краем сетки.

14.3.6. Игрок завершает атакующий удар выше верхнего края сетки, когда мяч направлен Либеро пальцами сверху из передней зоны (Правило 8.5.2.2. д).

15. Блок

15.1 Блокирование

15.1.1. Блокирование – это действие игроков вблизи сетки для перехвата мяча, идущего от соперника, осуществляемое выносом рук блокирующих выше верхнего края сетки. Только игрокам передней линии разрешено участвовать в состоявшемся блоке.

15.1.2. Попытка блока

Попытка блока – это вынос рук над сеткой, но без касания мяча.

15.1.3. Состоявшийся блок:

Блок считается состоявшимся, всякий раз, когда мяч задет блокирующим (Схема 8).

15.1.4. Коллективный блок

Коллективный блок выполняется двумя или тремя игро­ками, находящимися близко друг к другу, и является со­стоявшимся, когда один из них касается мяча.

15.2. Касание мяча при блокировании

15.2.1. Последовательные (быстрые и продолжительные) каса­ния могут происходить у одного или более блокирующих при условии, что эти касания сделаны во время одного действия.

15.3. Блок в пространстве соперника

При блокировании игрок может переносить кисти и руки по ту сторону сетки, при условии, что это действие не мешает игре соперника. Так, не разрешено касаться мяча на стороне соперника раньше, чем выполняется атакую­щий удар соперника.

15.4. Блок и удары команды

15.4.1. Касание на блоке не считается за удар команды (Правило 10.1.).

Следовательно, после контакта на блоке команде предоставляется три удара для возвращения мяча.

15.4.2. Первый удар после блока может быть выполнен любым игроком, включая игрока, который касался мяча на блоке.

15.5. Блокирование подачи

Блокировать подачу соперника запрещается.

15.6. Ошибки при блокировании

15.6.1. Блокирующий касается, мяча в пространстве соперника до или одновременно с атакующим ударом соперника (Правило 15.3.);

15.6.2. Игрок задней линии совершает блокирование или принимает участие в состоявшемся блоке (Правила 15.1.1., 15.1.3. и 15.1.4.);

15.6.3. Блокирование подачи соперника (Правило 15.5.);

15.6.4. Мяч от блока уходит «за» (Правило 9.4.);

15.6.5. Блокирование мяча в пространстве соперника за пре­делами антенн.

15.6.6. Либеро завершает попытку индивидуального или коллективного блокирования или участвует в состоявшемся блоке (Правила 8.5.2.2. с, 15.1.2., 15.1.3. и 15.1.4.).

ГЛАВА 5. ПЕРЕРЫВЫ И ЗАДЕРЖКИ

16. Обычные перерывы в игре

Обычными перерывами в игре являются ТАЙМ-АУТЫ и ЗАМЕНЫ ИГРОКОВ.

16.1. Количество обычных перерывов

Каждой команде дано право максимум на два тайм-аута и на шесть замен игроков в каждой партии.

16.2. Запрос обычных перерывов

16.2.1. Перерывы могут быть запрошены тренером или игро­вым капитаном и только ими. Запрос осуществляется со­ответствующим жестом (Схемы 11.4. и 11.5.), когда мяч на­ходится вне игры и до свистка на подачу.

16.2.2. Запрос замены до начала партии разрешается. Эта за­мена фиксируется как одна из обычных в этой партии.

16.3. Последовательность перерывов

16.3.1. Запрос одного или двух тайм-аутов и один запрос о замене игрока любой команды могут следовать один за другим без необходимости возобновить игру.

16.3.2. Однако команде не разрешается последовательно про­сить замену игрока в течение одного перерыва в игре. Два или более игроков могут быть заменены во время одною перерыва (Правило 8.1.1.).

16.4. Тайм-ауты и технические тайм-ауты

16.4.1. Все тайм-ауты длятся 30 сек.

Для Мировых и Официальных соревнований ФИВБ в 1-4 партиях все тайм-ауты длятся 60 секунд, и каждой командой в партии может быть запрошен только один тайм-аут. В дополнение два «Технических Тайм-Аута» длительностью 60 секунд применяются автоматически, когда лидирующая команда набирает 8 очков и 16 очков.

В решающей (5-ой) партии нет «Технических Тайм-Аутов» и каждой командой могут быть запрошены два обычных 30-секундных тайм-аута.

16.4.2. Во время тайм-аутов обеих категорий игроки, находив­шиеся на площадке, должны подойти к своей скамейке.

16.5. Замена игрока

(об ограничениях смотри Правило 8.1.)

(О заменах с участием Либеро смотри Правило 8.5.)

16.5.1. Замена должна проводиться в пределах зоны замены (Правило 1.4.3.).

16.5.2. Замена должна длиться столько времени, сколько необ­ходимо для записи замены в протокол и разрешения игро­кам выйти и войти на игровую площадку.

16.5.3. В момент запроса замены заменяющий игрок(и), дол­жен быть готов к ней и находиться рядом с зоной замены (Правило 1.4.3.).

Если эти требования не выполнены, замена не предостав­ляется, а команда подвергается санкции за задержку игры (Правило 17.2.).

Для Мировых соревнований ФИВБ используются специ­альные пронумерованные таблички для облегчения процеду­ры замен.

16.5.4. Если тренер намерен сделать более одной замены, он должен показать количество замен во время их запроса. В этом случае замены должны быть сделаны последователь­но, одна пара игроков за другой.

16.6. Неправильные запросы

16.6.1. Неправильно запрашивать перерывы:

16.6.1.1. Когда мяч находится в игре, в момент или после свист­ка на подачу (Правило 16.2.1.);

16.6.1.2. Членом команды, не имеющим на это права (Правило 16.2.1.);

16.6.1.3. Для замены игрока команды, которая перед этим произвела замену, без предварительного возобновления игры (Правило 16.3.2.);

16.6.1.4. после использования разрешенного количества тайм-аутов и замен игрока (Правило 16.1.).

16.6.2. Любой неправильный запрос, который не влияет на игру и ее не задерживает, должен быть отклонен.

17. Задержки игры

17.1. Виды задержек

Неправильные действия команды, которые оттягивают продолжение игры, расцениваются как задержка игры и, сре­ди прочих, включают:

17.1.1. Затягивание замены;

17.1.2. Затягивание всех других перерывов после получения указания возобновить игру;

17.1.3. Запрос неправильной замены (Правило 8.4.);

17.1.4. Повторение неправильного запроса в одной и той же партии (Правило 16.6.2.);

17.1.5. Задержка игры игроком.

17.2. Санкции за задержки

17.2.1. Санкции «предупреждение за задержку» или «заме­чание за задержку» являются командной санкцией.

17.2.1.1. Санкции за задержку остаются в силе до конца матча.

17.2.1.2. Все санкции за задержку, включая предупреждения, записываются в протокол.

17.2.2. Первая задержка в партии влечет наложение санкции «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЗА ЗАДЕРЖКУ».

17.2.3. Вторая и последующие задержки любого вида любым игроком или другим членом одной команды в одной пар­тии являются ошибкой и влекут наложение санкции «ЗАМЕЧАНИЕ ЗА ЗАДЕРЖКУ», т.е. проигрыш розыг­рыша мяча (Правило 6.1.2.).

17.2.4. Санкции за задержку, наложенные до или между партиями, приводятся в исполнение в

18. Исключительные перерывы в игре

18.1. Травма

18.1.1. Если в игре происходит серьезный несчастный случай, судья должен немедленно остановить игру и разрешить медицинскому персоналу выйти на площадку. В этом случае розыгрыш мяча затем повторяется.

18.1.2. Если травмированный игрок не может быть заменен по правилам или в порядке исключения (Правила 8.1. и 8.2.), то игрок получает 3 минуты времени для восстановления, но не более одного раза для одного и того же игрока в матче.

Если игрок не восстановился, его команда объявляется неполной (Правила 6.4.3. и 7.3.1.).

18.2. Внешняя помеха

Если игра прерывается извне, то розыгрыш мяча остана­вливается и затем повторяется.

18.3. Продолжительный перерыв

18.3.1. Если непредвиденные обстоятельства прерывают матч, первый судья, организатор и контрольный комитет, если он есть, должны определить меры которые должны быть предприняты для восстановления нормальных условий.

18.3.2. Если происходит один или несколько перерывов, не превышающих, в целом, четырех часов:

18.3.2.1. Если матч возобновился на этой же игровой площадке, то прерванная партия будет продолжена обычным порядком с прежними счетом, игроками и расстановкой. Сыгранные ранее партии сохраняют свои счет;

18.3.2.2. Если матч возобновлен на другой площадке, то прер­ванная партия аннулируется и переигрывается с этими же составами команд и этими же начальными расста­новками. Сыгранные ранее партии сохраняют свой счет.

18.3.3. Если происходит один или несколько перерывов, пре­вышающих, в целом, 4 часа, весь матч должен быть пере­игран.

19. Перерывы и смена площадок

19.1. Перерывы

Все перерывы между партиями продолжаются 3 минуты.

В течение этого времени происходит смена площадок и запись расстановки в протокол.

По просьбе организатора перерыв между второй и третьей партией может быть продлен правомочным лицом до 10 минут

19.2. Смена площадок

19.2.1. После каждой партии команды меняются площадками, за исключением решающей партии (Правило 7.1.).

Другие члены команды меняются местами на скамейках.

19.2.2. В решающей партии, по достижении одной командой 8 очков, команды без задержки меняются площадками и расстановка игроков остается прежней.

Если смена сторон не была выполнена в нужный момент, то она должна быть произведена сразу после выявления этой погрешности. Счет, достигнутый ко времени смены сторон площадки, остается прежним.

ГЛАВА 6. ПОВЕДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ

20. Требования к поведению

20.1. Спортивное поведение

20.1.1. Участники должны знать Официальные Волейбольные Правила и соблюдать их.

20.1.2. Участники должны по-спортивному принимать реше­ния судей, без их обсуждения.

В случае сомнения, пояснения могут быть запрошены че­рез игрового капитана.

20.1.3. Участники должны воздерживаться от действий или поз, имеющих целью повлиять на решения судей или скрыть ошибки, совершенные их командой.

20.2. Честная игра

20.2.1. Участники должны вести себя уважительно и вежливо в духе ЧЕСТНОЙ ИГРЫ, не только по отношению к су­дьям, но также по отношению к другим официальным ли­цам, соперникам, партнерам и зрителям.

20.2.2. Общение между членами команды в течение матча раз­решено (Правило 5.2.3.4).

21. Неправильное поведение и санкции за него

21.1. Незначительное неправильное поведение

Незначительное неправильное поведение не влечет за собой наложение санкций.

Первый судья не должен допускать, чтобы команды своим неправильным поведением перешли границу наложения санкций. Это делается путем предупреждения команды через игрового капитана с помощью устного замечания или жеста.

Это предупреждение не является наказанием и не влечет за собой немедленных последствий. Оно не записывается в протокол.

21.2. Неправильное поведение, влекущее за собой санкции

Неправильное поведение члена команды по отношению к официальным лицам, соперникам, партнерам или зрите­лям подразделяется на 3 категории, в соответствии со сте­пенью проступка.

21.2.1. Грубое поведение: действия вопреки хорошему тону или нормам морали, выражение презрения;

21.2.2. Агрессивное поведение: клеветнические или оскорби­тельные слова или жесты;

21.1.3. Нападение: физическое нападение или намеренные агрессивные действия.

21.3. Шкала санкций

В зависимости от тяжести проступка, в соответствии с ре­шением первого судьи, применяются и заносятся в протокол следующие санкции:

21.3.1. Замечание

Единичное грубое поведение члена команды наказывается проигры­шем розыгрыша (Правило 6.1.2.).

21.3.2. Удаление

21.3.2.1. Член команды, который удален, не имеет права играть до конца партии и должен сидеть в штрафной зоне позади скамейки команды (Правила 1.4.5., 5.3.2. и Схема 1) без каких-либо иных последствий.

Удаленный тренер теряет право вмешиваться в игру на протяжении партии и должен сидеть в штрафной зоне позади скамейки команды (Правило 1.4.5. и Схема 1).

21.3.2.2. Единичное агрессивное поведение члена команды наказывается удалением.

21.3.2.3. Повторное грубое поведение одного и того же члена команды в одном матче наказывается удалением.

21.3.3. Дисквалификация

21.3.3.1. Член команды, на которого наложена санкция дисква­лификация, должен покинуть Контрольную Зону Со­ревнований до конца матча без каких-либо иных последствий.

21.3.3.2. Физическое нападение наказывается дисквалификацией без каких-либо иных последствий.

21.3.3.3. Повторное агрессивное поведение одного и того же члена команды в одном матче наказывается дисквалификацией без каких-либо иных последствий.

21.3.3.4. Третье грубое поведение одного и того же члена команды в одном матче наказывается дисквалификацией без каких-либо иных последствий.

21.4. Применение санкций

21.4.1. Все санкции за неправильное поведение являются индивидуальными, остаются в силе до конца матча и заносятся в протокол.

21.4.2. Повторение неправильного поведения одним и тем же членом команды в одном матче наказывается в возрастающем порядке, как указано в Правиле 21.3. и Схеме 9 (игрок наказывается более тяжелой санкцией за каждый следующий проступок).

21.4.3. Дисквалификация, обусловленная агрессивными дей­ствиями или физическим нападением, не требует предва­рительной санкции.

21.5. Неправильное поведение до и между партиями

Любое неправильное поведение, имеющее место до или между партиями, влечет санкции в соответствии с Прави­лом 21.3., и санкции относятся к следующей партии.

21.6. Карточки санкций

Предупреждение: устное замечание или жест, без карточки

Замечание: желтая карточка

Удаление: красная карточка

Дисквалификация: желтая + красная карточка (вместе)

(Согласно Схеме 9)

РАЗДЕЛ 2

СУДЬИ, ИХ ОБЯЗАННОСТИ, И ОФИЦИАЛЬНЫЕ СИГНАЛЫ

22. Судейский корпус и процедуры

22.1. Состав

Судейский корпус на матч состоит из следующих офици­альных лиц:

  • первый судья
  • второй судья
  • секретарь
  • четыре (два) линейных

Их расположение показано на Схеме 10.

Для Мировых и Официальных соревнований ФИВБ обязательно присутствие помощника секретаря.

22.2. Процедуры

22.2.1. Только первый и второй судья могут давать свисток во время матча:

21.2.1.1. Первый судья дает сигнал на подачу, чем начинается каждый розыгрыш мяча;

21.2.1.2. Первый и второй судья дают сигнал об окончании ро­зыгрыша, при условии, что они не сомневаются в ошибке и определили ее характер.

22.2.2. Они могут давать свисток во время перерыва в игре для обозначения того, что они разрешают или отклоняют за­прос команды.

22.2.3. Немедленно после свистка судьи об окончании розыг­рыша, он должен показать официальными жестами (Правило 27.1.):

22.2.3.1. Если свисток дает первый судья, он показывает:

  • а) команду, которая должна подавать;
  • б) характер ошибки;
  • с) игрока, совершившего ошибку (если необходимо).

22.2.3.2. Если свисток дает второй судья, он показывает:

  • а) характер ошибки;
  • б) игрока, совершившего ошибку (если необходимо);
  • с) команду, которая должна подавать, после первого судьи, повторяя его жест.

В этом случае первый судья не показывает характер ошибки, игрока, совершившего ошибку, но только команду, которая должна подавать.

22.2.3.3. В случае двойной ошибки оба судьи показывают:

  • а) характер ошибки;
  • б) игрока, совершившего ошибку (если необходимо);
  • с) команду, которая должна подавать, как показывает первый судья.

23. Первый судья

23.1. Местонахождение

Первый судья выполняет свои обязанности сидя или стоя на судейской вышке, расположенной у одного из концов сетки.

Его уровень глаз должен быть около 50 см. над сеткой (Схема 10).

23.2. Полномочия

23.2.1. Первый судья руководит матчем от начала до конца. Он руководит всем судейским корпусом и членами команд. Во время матча его решения являются окончательными. Он имеет право отменять решения других членов судей­ского корпуса, если считает, что они ошибочны. Он может, даже, заменить члена судейского корпуса, ко­торый не выполняет правильно свои обязанности.

23.2.2. Первый судья, также, контролирует работу персонала на игровой площадке (подавальщиков мячей и вытиральщиков пола).

23.2.3. Первый судья имеет право решать любые вопросы, ка­сающиеся игры, включая и те, которые не предусмотрены в Правилах.

23.2.4. Первый судья не должен допустить каких-либо обсуж­дений его решений. Однако, по просьбе игрового капита­на, первый судья должен дать пояснение своего решения. Если капитан немедленно выражает свое несогласие с этим объяснением, оставляя за собой право представить официальный протест в конце матча, первый судья дол­жен разрешить это сделать (Правила 5.1.2. а, 5.1.3. б).

23.2.5. Первый судья отвечает за определение соответствия игрового поля, оборудования и условий во время матча требованиям Правил.

23.3. Обязанности

23.3.1. Перед матчем первый судья:

23.3.1.1. Проверяет состояние игрового поля, мячи и другое обо­рудование;

23.3.1.2. Проводит жеребьевку с капитанами команд;

23.3.1.3. Контролирует разминку команд.

23.3.2. Во время матча только первый судья имеет право:

23.3.2.1. Выносить предупреждения командам;

23.3.2.2. Налагать санкции за неправильное поведение и за­держки игры;

23.3.2.3. Принимать решения об:

  • а) ошибках подающего и в расстановке подающей ко­манды, включая заслон;
  • б) ошибках в игре с мячом;
  • с) ошибках над сеткой и у ее верхней части.

д) пересечении мячом плоскости под сеткой;

23.3.3. В конце матча он проверяет протокол и подписывает его.

24. Второй судья

24.1. Местонахождение

Второй судья выполняет свои обязанности, стоя за преде­лами игровой площадки около стойки, на противополож­ной стороне от первого судьи, лицом в его сторону (Схема 10).

24.2. Полномочия

24.2.1. Второй судья является помощником первого судьи, но имеет, также, свою собственную сферу полномочий (Правило 24.3.).

Если первый судья оказывается не в состоянии продол­жать выполнение своих обязанностей, второй судья дол­жен его заменить.

24.2.2. Второй судья может, без свистка, показывать ошибки, не относящиеся к его сфере полномочий, но не может на­стаивать на их принятии первым судьей.

24.2.3. Второй судья контролирует работу секретаря (секретарей).

24.2.4. Второй судья наблюдает за членами команды, находя­щимися на скамейке и сообщает об их неправильном по­ведении первому судье.

24.2.5. Второй судья контролирует игроков обеих команд в местах разминки (Правило 4.2.3.).

24.2.6. Второй судья разрешает перерывы, контролирует их продолжительность и отклоняет неправильные запросы.

24.2.7. Второй судья контролирует количество тайм-аутов и замен, использованных каждой командой, и сообщает первому судье и тренеру, имеющему к этому отношение, о втором тайм-ауте и о 5-ой и 6-ой заменах соответственно.

24.2.8. В случае травмы игрока второй судья разрешает исклю­чительную замену (Правило 8.2.) или дает 3 минуты вре­мени для восстановления травмированного игрока (Прави­ло 18.1.2.).

24.2.9. Второй судья контролирует состояние пола, главным образом в передней зоне. Он, также, проверяет во время матча соответствие мячей требованиям правил.

24.2.10. Второй судья наблюдает за членами команд, которые находятся в штрафной зоне и сообщает об их неправильном поведении первому судье (Правило 1.4.5).

24.3. Обязанности

24.3.1. В начале каждой партии, после смены сторон площадки в решающей партии и при необходимости, он проверяет соответствие действительных позиций игроков на площад­ках с записью в карточках расстановки.

24.3.2. Во время матча второй судья принимает решения, дает свисток и показывает жестом:

24.3.2.1. Ошибки в расстановке принимающей команды (Прави­ло 7.5.);

24.3.2.2. Соприкосновение игрока с сеткой в ее нижней части и с антенной на ближней к нему стороне площадки любым игроком, играющим мяч или пытающимся это сделать (Правило 12.3.1.);

24.3.2.3. Переход на площадку и в пространство соперника под сеткой (Правило 12.2.);

24.3.2.4. Ошибки при атакующем ударе или блокировании игро­ками задней линии или Либеро (Правила 8.5.2.2., 14.3.3., 15.6.2. и 15.6.6.);

24.3.2.5. Атакующий удар, проведенный игроком после паса Либеро пальцами сверху из передней зоны;

24.3.2.6. Пересечение мячом сетки за пределами плоскости пе­рехода на площадку соперника или касания мячом антенны на ближней к нему стороне площадки (Правило 9.4.3. и 9.4.4.);

24.3.2.7. Касание мячом постороннего предмета или пола, когда первый судья оказывается не в состоянии увидеть это касание (Правило 9.4.1. и 9.4.2.).

24.3.3. В конце матча он подписывает протокол.

25. Секретарь

25.1. Местонахождение

Секретарь выполняет свои обязанности сидя за столиком секретаря на противоположной стороне от первого судьи, лицом к нему (Схема 10).

25.2. Обязанности

Секретарь ведет протокол в соответствии с Правилами, взаимодействуя со вторым судьей. Секретарь использует зуммер или иное звуковое устрой­ство для подачи сигнала судьям в соответствии со своими обязанностями.

25.2.1. Перед матчем и партией, секретарь:

25.2.1.1. Записывает в протокол данные о матче и командах и собирает подписи капитанов и тренеров;

25.2.1.2. Записывает в протокол начальную расстановку каждой команды с карточки расстановки. Если секретарь не сумел получить карточки расстановки вовремя, он немедленно сообщает об этом второму судье.

25.2.1.3. Записывает номер и имя Либеро.

25.2.2. Во время матча секретарь:

25.2.2.1. Записывает набранные очки и следит за тем, чтобы на табло был правильный счет;

25.2.2.2. Контролирует очередность подач каждой команды и немедленно после удара на подаче указывает судьям на ее нарушение;

25.2.2.3. Записывает тайм-ауты и замены игроков, проверяя их количество и информирует об этом второго судью;

25.2.2.4. Уведомляет судей о запросе перерыва в игре, если этот запрос не является правильным;

25.2.2.5. Извещает судей об окончании партий, начале и конце каждого Технического тайм-аута и о наборе 8-го очка в решающей партии;

25.2.2.6. Записывает санкции.

25.2.2.7. Записывает любые другие события по указанию второго судьи, например исключительные замены (Правило 8.2.), время на восстановление (Правило 18.1.2.), продолжительные перерывы (Правило 18.3.), внешнюю помеху (Правило 18.2.) и т.д.

25.2.3. В конце матча секретарь:

25.2.3.1. Записывает окончательный результат;

25.2.3.2. В случае протеста по предварительному разрешению первого судьи записывает или разрешает капитану команды записать в протокол соответствующее заявле­ние.

25.2.3.3. Подписывает протокол и собирает подписи капитанов команд и, затем, судей;

26. Линейные

26.1. Местонахождение

Если используется только двое линейных, то они стоят в углах площадки, ближайших к правой руке каждого судьи, по диагонали, в 1-2 м от углов.

Каждый контролирует боковую и лицевую линии на его стороне (Схема 10).

На Мировых соревнованиях ФИВБ наличие 4-х линейных обязательно.

Они стоят в свободной зоне в 1-3 м от каждого угла пло­щадки, на воображаемом продолжении линии, которую они контролируют.

26.2. Обязанности

Линейные выполняют свои обязанности при помощи флага (40 х 40 см), как показано на схеме 12:

26.2.1 Они показывают сигнал мяч «в площадке» и «за» (Правило 9.3. и 9.4.) всегда, когда мяч приземляется около контролируемой ими ли­нии (й);

26.2.2. Они показывают сигнал касание мяча, ушедшего «за» от команды, принимающей мяч;

26.2.3. Они показывают сигнал, когда мяч касается антенн, мяч после подачи пересекает сетку за пределами плос­кости перехода и т.д. (Правило 9.4.3. и 9.4.4.).

26.2.4. Они показывают сигнал о заступе любого игрока (исключая подающего) за свою игровую площадку в момент удара на подаче.

26.2.5. Линейный, контролирующий лицевую линию, показывает сигнал о заступе подающего (Правило 13.4.2.).

26.2.6. По просьбе первого судьи линейный должен повторить свой сигнал.

27. Официальные сигналы

27.1. Жесты судей (Схема 11)

Судьи должны показывать официальными жестами причину свистка (харак­тер совершенной ошибки или цель разрешенного переры­ва) Жест некоторое время выдерживается и, если он пока­зывается одной рукой, используемая рука соответствует стороне команды, которая сделала ошибку или выразила просьбу.

27.2. Сигналы флагом линейных (Схема 12)

Линейные должны показывать официальными сигналами флагом характер ошибки и выдерживать сигнал некоторое время.