Заключение под стражу

Под мерами пресечения понимают принудительные меры, временно ограничивающие права личности, применяемые лицом, производящим дознание: следователем, прокурором и судом к обвиняемым (в исключительных случаях к подозреваемым при наличии оснований и с учетом обстоятельств, предусмотренных в законе).

Меры пресечения как вид уголовно-процессуальных мер принуждения носят превентивный характер. Это проявляется в том, что данные меры процессуального принуждения призваны предупредить, т.е. не допустить возможную в будущем неправомерную деятельность лиц, к которым они могут применяться. По своей правовой природе меры пресечения существенно отличаются от уголовного наказания, хотя могут повлечь за собой для потерпевшего почти такие же ограничения, как и права уголовного наказания. Применение мер пресечения необязательно, но неприменение надлежащей меры пресечения может повлечь за собой серьёзные негативные последствия в виде неправомерного поведения обвиняемого (от создания препятствия следствию до совершения новых преступлений).

Необоснованное применение мер пресечения всегда является нарушением прав и свобод человека. Важнейшими условиями законного и обоснованного применения мер пресечения являются следующие: меры пресечения (как и иные меры уголовно-процессуального принуждения) применяются лишь по возбужденному уголовному делу; лишь при наличии указанных в законе оснований; строгость меры пресечения должна быть согласована с тяжестью обвинения; меры пресечения применяются с соблюдением процессуальных гарантий и процессуальной формы, установленной для каждой из них.

Перечень мер пресечения закреплен в ст. 98 УПК РФ. С учетом способа обеспечения поведения и явки обвиняемых данные меры пресечения можно подразделить на четыре группыКомментарий к УПК РФ / Под общ. ред. В.В. Мозякова. — М.: «Издательство «Экзамен XXI», 2002. — с.229.;:

1) меры пресечения, имеющие своим содержанием личное обеспечение (подписка о невыезде и личное поручительство);

2) меры пресечения, имеющие своим содержанием имущественное обеспечение (залог);

3) меры пресечения, имеющие своим содержанием морально-нравственное обеспечение (присмотр за несовершеннолетним обвиняемым);

4) меры пресечения, имеющие своим содержанием административно-властное обеспечение (заключение под стражу, домашний арест, наблюдение командования воинской части, присмотр за несовершеннолетним обвиняемым должностными лицами специализированного детского учреждения, в котором он находится (частный случай такой меры пресечения как «присмотр за несовершеннолетним обвиняемым»).

13 стр., 6003 слов

Меры административно-процессуального обеспечения

... применения мер процессуального обеспечения Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях представляют собой специфические средства административно-правового принуждения, применяемые в целях пресечения административного ... 9) привод. 10) временный запрет деятельности. Основания применения мер. Согласно положениям общей теории права основания применения мер государственного ...

В зависимости от субъекта, к которому применяются меры пресечения, все они могут быть подразделены на две группы: общие меры пресечения, которые могут быть применены к обвиняемым (подозреваемым) без учета того, наделены или не наделены они специфическими уголовно-процессуальным статусом; специальные меры пресечения, которые могут быть применены к строго определенному законом кругу обвиняемых, обладающих специальным уголовно-процессуальным либо иным правовым статусом.

Вопрос о необходимости применения меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого решается лицом, проводящим расследование, после возбуждения уголовного дела. В случае, если есть основание полагать, что обвиняемый (в исключительных случаях подозреваемый)

1) скроется от дознания, предварительного следствия или суда;

2) может продолжать заниматься преступной деятельностью;

3) может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу

в отношении этого лица избирается мера пресечения. Кроме того, решение о заключении под стражу может быть принято судом для исполнения приговора.

По общему правилу, установленному ст.97 УПК РФ, мера пресечения применяется в отношении обвиняемого (подсудимого, осужденного).

В виде исключения его можно выбрать и применить в течение периода до предъявления обвинения и против лица, подозреваемого в совершении преступления. При этом согласно п.3 ч.1 ст.46 и ст.100 в отношении подозреваемого допустимо избрать лишь меру пресечения в виде заключения под стражу. Данное обстоятельство, т.е. заключение под стражу лица, которое заподозрено в совершении преступления, создает юридическое основание для наделения лица статусом подозреваемого.

УПК РФ не дает понятия исключительного случая, при наличии которого, а также оснований, предусмотренных ст.97 УПК и обстоятельств, указанных в ст.99 УПК в отношении подозреваемого может быть применена меры пресечения. Однако по мнению д.ю.н. Михайлова (автора комментария к ст.100 УПК Комментарий к УПК РФ / Под общ. ред. В.В. Мозякова. — М.: «Издательство «Экзамен XXI», 2002. — 230 с.;) избрание меры пресечения в отношении подозреваемого оправдано в следующих случаях:

1) лицо подозревается в особо тяжком, тяжком или ином преступлении, при доказанности совершения которого допустимо применение меры пресечения в виде заключения под стражу;

2) высока вероятность совершения преступления данным лицом;

3) срочное, немедленное заключение лица под стражу является единственным эффективным способом обеспечения безопасности лица, а для других и успешного расследования уголовного дела;

4) предъявление обвинения не может быть произведено безотлагательно, так как для этого необходимо выяснить ряд обстоятельств дела, в том числе путем допроса подозреваемого с постановкой ему вопросов изобличающего характера, уточнить уголовно-правовую квалификацию деяния подозреваемого и т.п.

17 стр., 8260 слов

Меры пресечения в уголовном процессе

... мер пресечения от мер уголовного наказания: ) меры пресечения избираются дознавателем, следователем и судом; наказание назначается только судом; ) меры пресечения избираются и применяются в отношении обвиняемых (подозреваемых); ... что обвиняемый (подозреваемый) совершил противоправные действия, применять к нему меры пресечения ... гуманных мер пресечения, не связанных с заключением под стражу. Положения ...

При этом Михайлов особо подчеркивает, что «лишь совокупность данных обстоятельств объективно свидетельствует об исключительности случая, законности и обоснованности заключения подозреваемого под стражу до предъявления ему обвинения» Там же, с.230.

При заключении подозреваемого под стражу обвинение должно быть предъявлено ему не позднее десяти дней со дня применения меры пресечения. Если применению к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу предшествует его задержание в порядке, предусмотренном ст. 91 и 92 УПК РФ, то в таких случаях десятисуточный срок для предъявления обвинения исчисляется с момента задержания. Если в течение указанного срока возражений не поступило, мера пресечения должна быть немедленно отменена с мотивированным положением по делу в установленном порядке. Непредъявление обвинения подозреваемому лицу и отмена в этой связи меры пресечения порождают юридические факты, прекращающие действие юридического статуса подозреваемого и устраняющие данное лицо из круга участников уголовного процесса, причастных к расследуемому преступлению.

УПК устанавливает, что при решении вопроса о необходимости избрания меры пресечения и определения ее вида при наличии предусмотренных законом оснований должны учитываться также тяжесть предъявленного обвинения, данные о личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства. Личность обвиняемого, подозреваемого, характеризуемая в социальном плане, наличие судимости, признание особо опасным рецидивистом и т.д. влияют на выбор меры пресечения. Учитываются род занятий, профессия, источники существования человека. Несовершеннолетний или преклонный возраст обвиняемого обычно исключает возможность заключения под стражу. Необходимо учитывать семейное положение обвиняемого, поскольку применение меры пресечения может иметь серьезные последствия для лиц, которых поддерживает обвиняемый. Наличие у обвиняемого тяжелого заболевания, его инвалидность могут помешать применению строгих мер пресечения.

Ограничительные меры в виде письменного обязательства не покидать должность, личного залога, надзора за командованием воинской части, залога могут применяться следователем, следователем и прокурором. Только суд может выбрать меру пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста. При выборе меры пресечения следователь, следователь, прокурор или судья выносит постановление, а суд выносит определение, в котором указывается состав преступления, в котором лицо подозревается или обвиняется, и причины выбора этой меры пресечения. Копия решения или постановления выдается лицу, против которого оно вынесено, а также его или ее адвокату или законному представителю по их запросу. Одновременно лицу, в отношении которого избрана мера пресечения, разъясняется порядок обжалования решения об избрании меры пресечения, установленный статьями 123 — 127 УПК РФ.

Установленные законом различные виды превентивных мер позволяют индивидуализировать их применение. При этом самая суровая мера пресечения — заключение под стражу — применяется с дополнительными гарантиями: только по решению суда.

К обвиняемому ( подозреваемому) применяется лишь одна из мер пресечения. Она может быть отменена или изменена в процессе производства по делу ( ст.110 УПК).

10 стр., 4627 слов

Заключение под стражу как вид меры пресечения

... обвиняемому, подсудимому, осужденному и лицу, признанному невменяемым или заболевшему психической болезнью после совершения преступления (ч. 1 ст. 239 УПК). Лишь в исключительных случаях мера пресечения в виде содержания под стражей ... десяти дней со дня его задержания. В противном случае мера пресечения отменяется, и лицо освобождается из-под стражи (ст. 226 УПК). 2. Это особые основания их ...

В заключение, рассматривая общую характеристику мер уголовно-процессуального принуждения, следует отметить, что нормы, регулирующие виды и правила применения мер процессуального принуждения, во многом воспроизводят соответствующие положения УПК РСФСР. В то же время в УПК РФ есть новшества: введена новая мера пресечения: домашний арест, существенно изменена мера пресечения в виде письменного обязательства не выезжать из дома и такая мера был исключен принудительно как гарантия государственного органа. В соответствии с конституционными принципами личной свободы и неприкосновенности граждан применение содержания под стражей и домашнего ареста допускается только на основании решения суда.

Рассматриваемая мера пресечения называется по-разному: «задержание», «арест» и, наконец, «задержание». Последнее наименование употребляется в УПК РФ для ее обозначения. «Содержание под стражей» — это, скорее всего о процессе реализации данной меры.

Лишение свободы — самая строгая мера пресечения, она существенно ограничивает права и свободы гражданина и, прежде всего, одно из важнейших прав: право на свободу и личную неприкосновенность. Поэтому заключение под стражу избирается лишь тогда, когда другие меры пресечения не могут обеспечить надлежащее поведение и неуклонение обвиняемого ( подозреваемого) и при строгом соблюдении ряда гарантий, установленных законом в целях обеспечения обоснованности применения этой меры пресечения. В то же время неиспользование или несвоевременное применение задержания опасных преступников, совершивших тяжкие преступления, может привести к совершению новых преступлений. Заключение под стражу — мера, обеспечивающая реальное пресечение противоправных действий обвиняемого (подозреваемого) на предупреждение которых направлены названные в ст.98 УПК меры пресечения.

Сущность данной меры пресечения состоит в принятии решения о заключении под стражу обвиняемого (подозреваемого), водворении его в следственных изолятор (в иное место, заменяющее следственный изолятор В соответствии со ст.7 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются: следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации; следственные изоляторы органов федеральной службы безопасности; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел;

— изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых Пограничных войск Российской Федерации. В случаях, предусмотренных вышеуказанным Федеральным законом, местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых могут являться учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы (далее — учреждения, исполняющие наказания), и гауптвахты.) и содержании его там под стражей до начала фактического исполнения обвинительного приговора к лишению свободы, если данная мера пресечения не будет отменена либо изменена.

Правовые основы заключения под стражу, содержания под стражей и освобождения из-под стражи устанавливают:

4 стр., 1580 слов

Контрольная работа: Домашний арест и заключение под стражу как меры пресечения

... обвиняемым; залог; домашний арест; заключение под стражу. Меры пресечения различают по степени строгости. При этом самой строгой мерой является заключение под стражу, а наименее строгой – подписка о невыезде. 2. Домашний арест Как мера пресечения домашний арест заключается ...

  • Конституция РФ «Российская газета» от 25 декабря 1993 года;
  • (ст.22, 63);
  • УПК РФ 2001г. СЗ РФ, 2001. №52, ст.4921;
  • 2002, №22, ст.2027;
  • №30, ст.3020, 3029 Российская газета, 5.11.2002 №211 (3079);
  • Федеральный закон от 18 декабря 2001 года «О введении в действие УПК РФ» (ч.3 ст.10)

Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (с изм. и доп. от 21 июля 1998 г., 9 марта 2001 г.) Российская газета, от 20 июля 1995 г., от 29 июля 1998 г., от 14 марта 2001 г; .

Международные договоры РФ (Европейская конвенция о защите прав и основных свобод человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, международные договоры и правовой помощи по уголовным делам, Конвенции ООН о привилегиях и иммунитетах 1946 г. и др.)

Заключение под стражу является наиболее сложной мерой пресечения, поэтому применять ее следует только в том случае, если невозможно применить другую меру пресечения более мягкого действия.

Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, при наличии одного из следующих обстоятельств:

1) подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации;

2) его личность не установлена;

3) им нарушена ранее избранная мера пресечения;

4) он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.

Несовершеннолетний подозреваемый или обвиняемый может быть взят под стражу, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях данная мера пресечения может быть избрана в отношении несовершеннолетнего, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления средней тяжести.

Для некоторых категорий граждан в связи с особой ответственностью выполняемых ими функций установлены дополнительные гарантии от необоснованного применения к ним задержания. В соответствии со ст.58 Конституции РФ члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. В соответствии с ч.3 ст. 450 УПК судебное решение об избрании в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий В соответствии с Федеральным закон от 12 февраля 2001 г. N 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» (Собрание законодательства Российской Федерации от 12 февраля 2001 г., N 7, ст. 617) Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента Российской Федерации, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру, если указанные действия осуществляются в ходе производства по делам, связанным с исполнением им полномочий Президента Российской Федерации., Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В соответствии со ст. 12 ФКЗ от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (Собрании законодательства Российской Федерации от 3 марта 1997 г. N 9, ст. 1011) уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска исполняется с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы. Судебное решение об избрании в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судей иных судов в качестве меры пресечения заключения под стражу исполняется с согласия соответственно Конституционного Суда Российской Федерации или квалификационной коллегии судей. При этом мотивированное решение Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей о даче согласия на избрание в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска принимается в срок не позднее 5 суток со дня поступления представления Генерального прокурора Российской Федерации и соответствующего судебного решения.

10 стр., 4821 слов

Особенности избрания мер пресечения в отношении подозреваемых

... особенностей избрания мер пресечения в отношении подозреваемых. Задачами нашего исследования являются такие превентивные меры, как меры уголовно-процессуального пресечения, не связанные с заключением под стражу. Необходимо остановиться на целях и основаниях избрания этих мер пресечения, ...

Следовательно, до наступления указанного срока порядок внесудебного ограничения свободы и личной неприкосновенности по-прежнему должен был сохраниться в качестве составной части правовой системы Российской Федерации, т.е. применительно к этому периоду фактически рассматривался законодателем как соответствующий Конституции Российской Федерации. Таким образом, требование абзаца второго пункта 6 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции РФ было выполнено им чисто формально, что нарушило истинный смысл этого требования. Сохранение прежнего порядка задержания и применения в качестве меры пресечения заключения под стражу являлось отступлением не только от провозглашенных статьями 22 (часть 2) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации особых процессуальных гарантий права на свободу и личную неприкосновенность, но и от закрепленных в статьях 17 и 18 Конституции Российской Федерации принципа непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина, обязанности Российской Федерации признавать и гарантировать их в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, не согласовалось с сохраняющими свою силу правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации по данному вопросу, а также было несовместимо с принятыми на себя Россией обязательствами в связи с ратификацией ею Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Вследствие этого Конституционный Суд РФ в Постановлении от 14 марта 2002 г. N 6-П «По делу о проверке конституционности статей 90, 96, 122 и 216 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан С.С.Маленкина, Р.Н.Мартынова и С.В.Пустовалова» признал положения ряда статей УПК РСФСР, допускающих задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, на срок свыше 48 часов и применение в качестве меры пресечения заключения под стражу без судебного решения, не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьями 17, 22 и 46 (часть 1), а также абзацу второму пункта 6 раздела второго «Заключительные и переходные положения». Федеральному Собранию было предписано незамедлительно внести в законодательство изменения, с тем чтобы обеспечить введение в действие норм, предусматривающих судебный порядок применения ареста (заключения под стражу), содержания под стражей, а также задержания подозреваемого на срок свыше 48 часов, с 1 июля 2002 года. Теперь можно перейти к собственно процедуре принятия решения об избрании меры пресечения в виде заключения под

2 стр., 959 слов

Право подозреваемого и обвиняемого на защиту в уголовном процессе курсовая

... доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит постановление суда в части продления Г. срока содержания под стражей подлежащим отмене. Тема: Курсовая работа по уголовному праву: Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту как принцип уголовного ...

Если в качестве меры пресечения необходимо избрать заключение под стражу, прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора подают в суд соответствующее ходатайство. В решении о возбуждении дела излагаются причины и причины, по которым арест подозреваемого или обвиняемого был необходим, и невозможно выбрать другую меру предосторожности. К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность заявления. В случае подачи ходатайства против подозреваемого, задержанного в порядке, установленном статьями 91 и 92 настоящего Кодекса, решение и указанные материалы должны быть представлены судье не позднее, чем за 8 часов до истечения срока задержания.

Юрисдикция по вопросу о первоначальном задержании принадлежит исключительно судье районного суда или военному гарнизонному суду. К их же компетенции относятся продление срока содержания под стражей (сверх общего 2-месячного) на срок до 6 месяцев, а при особой сложности дел о тяжких и особо тяжких преступлениях — до 12 месяцев. Дальнейшее продление к компетенции судей указанных уровней не относится (п.3 ст.109 УПК), равно как и рассмотрение вопроса о продлении срока ознакомления с материалами дела (пп.7 и 8 ст.109 УПК).

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации подчеркивает, что не допускается постоянная передача полномочий, предусмотренных настоящей статьей, одному и тому же судье. Эти полномочия должны распределяться между судьями соответствующего суда в соответствии с принципом распределения уголовных дел.

Процессуальный порядок рассмотрения постановления о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу предусмотрен пп.4 и 5 ст.108 УПК.

Содержание указанных норм, а также приложений 81 и 82 показывает, что судья обязан рассмотреть ходатайство органов предварительного следствия с участием:

  • прокурора (либо по его поручению следователя или дознавателя, возбудившего ходатайство);
  • подозреваемого (обвиняемого), а если он несовершеннолетний — и его законного представителя (принятие судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие обвиняемого допускается только в случае объявления обвиняемого в международный розыск);
  • защитника (если он уже участвует в деле в соответствии с ч.3 ст.49, ст.ст.51 и 52 УПК).

По инициативе потерпевшего или его законного представителя они также могут участвовать в судебном заседании (без извещения и вызова).

При этом неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещенных о времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения ходатайства, за исключением неявки обвиняемого (ч.4 ст.108 УПК), а равно, как представляется, и подозреваемого.

2 стр., 882 слов

Психология судебной деятельности. Профессиограмма судьи

... выступлений обвинителей и защитника устанавливается судом. Продолжительность судебных прений не ограничивается. Однако председательствующий вправе останавливать участников судебных прений, если они касаются обстоятельств, ... и др.), возникает диалог как одна из динамических характе Принятие судьей разнообразных решений организационного характера в виде постановлений, определений, например о ...

Таким образом, ходатайство органов предварительного расследования может быть рассмотрено без участия прокурора (следователя, дознавателя) и защитника (в том числе в случаях обязательного участия защитника, предусмотренных ст.51 УПК), но лишь при условии их своевременного извещения о времени и месте судебного заседания.

Чтобы решить вопрос, что подразумевается под своевременным общением, когда срок рассмотрения заявки ограничен 8 часами, необходимо оценить порядок исчисления указанного времени.

Указание в ч.4 ст.108 УПК о том, что постановление и материалы должны быть представлены судье не позднее чем за 8 часов до истечения срока задержания (который согласно ст.94 УПК ограничивается 48 часами с предписанием начальнику места задержания немедленно освободить задержанного в случае непоступления постановления судьи), позволяет утверждать, что законодатель определяет время в часах вне зависимости от понятий «ночное время» (п.21 ст.5 УПК — с 22 до 6 часов), «рабочее время», «рабочий день» (ст.298 УПК).

Однако естественно полагать, что органы предварительного расследования обязаны руководствоваться требованием своевременности обращения в суд, судья которого должен иметь реальную возможность рассмотреть указанное ходатайство в пределах рабочего времени, понятие которого определяется разделом IV Трудового кодекса РФ, т.е. в течение 8-часового рабочего дня, режим которого регулирует и работу органов внутренних дел, и исполнения наказаний. судья оставляет за собой право оценить заявку в более короткие сроки.

Обязанность извещения сторон о времени и месте рассмотрения ходатайства лежит на должностном лице органов прокуратуры, обращающемся с ходатайством, поскольку именно оно уже имеет процессуальную связь с необходимыми участниками рассмотрения ходатайства и с учетом реального времени, имеющегося в распоряжении судьи, способно обеспечить их явку по согласованию с судьей на назначенное им время.

С другой стороны, организация работы суда должна обеспечить особый порядок приема с точной регистрацией времени (часов, минут) поступления материалов, учета их по отдельному журналу и незамедлительного доклада председателю суда, а в его отсутствие — судье, исполняющему его обязанности. Председатель суда обязан немедленно определить судью, который будет рассматривать указанные материалы, после чего материалы передаются судье, который отмечает время их поступления в дневник. Своевременность передачи материала должна гарантировать возможность предварительного ознакомления с ним судьи в присутствии представителя органов предварительного следствия в суде с целью незамедлительного решения вопросов уведомления участников и, возможно, комплектность материалов. Однако последнее не имеет решающего значения, поскольку судья не имеет права уклоняться от рассмотрения жалобы из-за неполноты материалов, представленных к приговору. Неполнота материалов может лишь служить основанием для отказа в удовлетворении ходатайства (но лишь при отсутствии ходатайства стороны об отложении принятия решения по этим мотивам — п.3 ч.6 ст.108 УПК).

Исходя из общих положений уголовно-процессуального законодательства, определяющих порядок судебного производства, объема прав участников процесса и положений ч.5 ст.108 УПК, порядок рассмотрения материалов досудебного производства, отнесенных к исключительной компетенции суда, имеет следующую последовательность:

15 стр., 7380 слов

Органы предварительного расследования

... в работе органов предварительного следствия и дознания. Поскольку предварительное, досудебное производство по уголовным делам как правило, осуществляется в форме дознания и предварительного следствия, органы, проводящие эту деятельность, делятся на два вида: органы дознания и предварительного следствия. Органы ...

  • объявление судьей, какое ходатайство рассматривается судом;
  • доклад секретаря о явке извещенных лиц;
  • допуск переводчика, в случаях, предусмотренных ст.59 УПК, разъяснение ему прав и ответственности;
  • установление личности подозреваемого (обвиняемого), а в случае задержания — времени задержания;
  • объявление состава суда, установление наличия отводов судье и судебному секретарю;
  • разъяснение прав и обязанностей подозреваемому (обвиняемому), а при наличии — и их законному представителю (ст.ст.46 и 47 УПК — в мере, относящейся к содержанию заседания);
  • в случае явки потерпевшего, его законного представителя — разъяснение им положений ст.ст.42, 45 УПК в мере, относящейся к содержанию заседания;
  • оглашение следователем, дознавателем или прокурором описательно-мотивировочной и резолютивной частей постановления, предоставление ему права дополнительного обоснования постановления;
  • заслушивание (а не допрос) иных лиц, явившихся в судебное заседание: подозреваемого (обвиняемого), их законного представителя, потерпевшего и его законного представителя, защитника.

Получается, что в данном судебном заседании именно судья имеет право задавать вопросы. Участники судебного процесса должны обратиться к судье, обращая внимание на индивидуальные обстоятельства дела и неоднозначность позиции другой стороны, что может только побудить судью задать стороне соответствующий вопрос.;

  • оглашение материалов, приобщенных к постановлению органов предварительного расследования и выслушивание по ним объяснений участников процесса;
  • предоставление сторонам права на заключительные реплики;
  • удаление в совещательную комнату для вынесения постановления;
  • оглашение постановления, разъяснение порядка его обжалования.

В связи с тем, что ч.6 ст.108 УПК предусматривает по ходатайству стороны возможность отложения принятия решения на срок до 72 часов этот срок исчисляется с учетом общего 48-часового срока задержания, т.е. судья вправе продлить истекающие 48 часов не более чем на сутки. В постановлении судьи об избрании меры пресечения (приложение 81) или об отказе в удовлетворении ходатайства (приложение 82) главным является изложение обоснования принимаемого судебного решения. Постановление должно содержать оценку доводов (мотивов) ходатайства и вытекающие из этой оценки аргументы (доводы, мотивы) судебного решения Принятие судебных решений о заключении под стражу // «Российская юстиция», 2002, N 6, стр.16.

Материальная основа принятия решения содержится в пп.1, 2 ст.108 УПК существо которой составляет принцип: «невозможность применения иной, более мягкой, меры пресечения».

Применительно к этому принципу судья должен уяснить в судебном заседании и оценить в письменном изложении:

  • фактическое процессуальное положение лица: является он подозреваемым или обвиняемым;
  • характер и степень общественной опасности преступления (ий), в совершении которых подозревается или обвиняется данное лицо, в соответствии со ст.15 УК, определяющей категории преступлений;
  • предусматривает ли уголовный закон, нарушение которого вменяется лицу, применение наказания, не связанного с лишением свободы;
  • к какому виду относится вменяемое преступление по объекту посягательства: против личности, собственности, безопасности и т.д., оценивая указанное обстоятельство относительно наличия фактора агрессивности со стороны подозреваемого (обвиняемого) и, в частности, опасности оставления его на свободе для потерпевшей стороны (по делам о преступлениях против жизни и здоровья и др.);
  • форма вины вменяемого преступления: умышленная или неосторожная;
  • наличие признаков обстоятельств, исключающих уголовную ответственность (невменяемость, необходимая оборона, крайняя необходимость и др.

— гл.8 УК);

  • наличие признаков совершения преступления в соучастии с другими лицами, имея в виду степень опасности влияния находящихся на свободе соучастников;
  • наличие обстоятельств, дающих основания полагать, что лицо, оставаясь на свободе, будет противодействовать установлению истины, и что такое противодействие способно воспрепятствовать установлению истины по делу (воздействие на потерпевших, свидетелей, сокрытие следов преступления).

В то же время способность лица в соответствии с п.»к» ч. 1 ст.61 УК принять меры к добровольному возмещению имущественного и морального вреда и иным действиям, направленным на его заглаживание, могут расцениваться в пользу оставления его на свободе;

  • очевидность наличия признаков иных обстоятельств, расцениваемых уголовным законом как смягчающие наказания (ст.61 УК);
  • очевидность наличия признаков иных обстоятельств, относимых уголовным законом к числу отягчающих наказание (ст.63 УК);
  • обстоятельства прекращения преступных действий (задержан, оказывал ли сопротивление при этом;
  • или явился с повинной и т.п.);
  • степень социальной адаптации: наличие семьи, необходимости содержания и ухода за близкими лицами, нуждающимися в этом, — имея в виду степень неотвратимости негативных последствий изоляции лица для его близких и степень его привязанности к этим заботам;
  • наличие постоянного места жительства;
  • трудовой (служебный) статус — должность, звание, исполнение обязанностей по службе или иной трудовой деятельности;
  • деловая репутация и общая характеристика;
  • состояние здоровья подозреваемого (обвиняемого);
  • иные обстоятельства, имеющие значение для разрешения ходатайства следователя (дознавателя) и могущие свидетельствовать о том, что лицо может скрыться от следствия и суда.

Изложенное вовсе не означает, что в каждом постановлении судьи должны отражаться все указанные вопросы, поскольку в постановлении по конкретному делу должны быть оценены лишь те данные, которые применительно к конкретным обстоятельствам имеют непосредственное отношение и имеют существенную значимость или совокупность таких данных.

Во всяком случае в постановлении судьи должны содержаться (с учетом критериев, изложенных выше):

  • оценка тяжести деяния, вменяемого обвиняемому (подозреваемому);
  • оценка сведений о личности обвиняемого (подозреваемого);
  • наличие оснований полагать о том, что обвиняемый (подозреваемый), оставаясь на свободе, будет противодействовать расследованию дела или скроется от следствия и суда.

Аргументы, сформулированные в запросе следственных органов, должны получить адекватную оценку согласия или несогласия с ними. Предусмотренная п.10 ст.108 УПК возможность обжалования постановления судьи обязывает его к четкому и ясному изложению своих выводов, их конкретности, избегая излишней детализации и общих рассуждений вне терминологии, используемой законодательством.

Исполнение постановления состоит в направлении (вручении) его копии, заверенной подписью и гербовой печатью, лицу, возбудившему ходатайство, прокурору, подозреваемому или обвиняемому (3 копии) и подлежит немедленному исполнению органами предварительного расследования, в ведении которых находится подозреваемый или обвиняемый.

Практические вопросы исполнения приказа — освобождение или задержание лица — находятся в ведении органов предварительного следствия. Реализация их допустима в помещении по месту судебного заседания.

С организационной стороны важно также отметить, что согласно ч.2 ст.63 УПК судья не вправе принимать участие в рассмотрении уголовного дела, если в ходе досудебного производства принимал по нему определенное законом решение.

В случае обжалования судебного решения суд, извещая об этом остальных участников, направляет материалы в вышестоящий суд.

Хотя Законом не установлены сроки представления материалов в суд кассационной инстанции, однако из смысла ст.108 УПК, определяющей сокращенные сроки судебного производства по этим материалам, следует, что указанные материалы должны направляться в вышестоящий суд не позднее 3-дневного срока со дня поступления кассационной жалобы или представления и не позднее 5-дневного срока при наличии ходатайства участников об ознакомлении с протоколом судебного заседания и рассмотрении судьей поданных ими замечаний.

Лицо, в производстве которого находится уголовное дело, незамедлительно должно уведомить кого-либо из близких родственников подозреваемого или обвиняемого, при их отсутствии — других родственников, а при заключении под стражу военнослужащего — также командование воинской части о месте содержания его под стражей или об изменении места содержания под стражей.

Страницы: [1] | |