О приватизации государственного и муниципального имущества

Курсовая работа

Актуальность курсового исследования. Проблемные вопросы совершенствования российского законодательства о приватизации государственного и муниципального имущества вот уже полтора десятилетия находились и находятся в поле пристального внимания законодателей и ученых-цивилистов. Это в немалой степени связано с тем, что правовое регулирование приватизации представляет собой важнейший инструмент преобразования экономической, политической жизни российского общества, а так же соответствующих изменений в социальной сфере. Приватизация это не только отчуждение государственного и муниципального имущества, но и формирование новых экономических структур, создание для частных компаний возможности осуществлять предпринимательскую деятельность в тех сферах экономики, которые ранее были закрыты для них. Приватизация позволяет решать проблемы демонополизации экономики, стимулирования конкуренции, пополнения государственного и местного бюджетов.

Результаты приватизации, ее успех в значительной степени зависят от того, насколько совершенен механизм правового регулирование отношений по отчуждению государственного и муниципального имущества в собственность физических и юридических лиц.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения в сфере приватизации государственного и муниципального имущества.

Предмет исследования — способы приватизации государственного и муниципального имущества.

Целью настоящей работы является всестороннее изучение способов приватизации государственного и муниципального имущества.

Задачами исследования являются:

1) определить понятие приватизации государственного и муниципального имущества;

2) рассмотреть принципы приватизации государственного и муниципального имущества;

3) определить субъектов приватизации;

4) рассмотреть объекты приватизации государственного и муниципального имущества;

5) дать характеристику способам приватизации государственного и муниципального имущества.

Положения, выносимые на защиту.

1. Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества

4 стр., 1755 слов

Приватизация государственного и муниципального имущества

... N 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» (далее — Закон о приватизации 1997 г.) сыграло положительную роль. Он закреплял понятие приватизации, объекты, субъекты приватизации, увеличивал способы приватизации государственного и муниципального имущества (до семи) < ...

2. Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

3. Принципы приватизации государственного и муниципального имущества: принцип равенства покупателей государственного и муниципального имущества; принцип открытости деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления; принцип возмездности; принцип самостоятельности органов местного самоуправления при отчуждении муниципального имущества.

4. Субъектами приватизации являются собственники (продавцы) приватизируемого имущества, с одной стороны, и покупатели — с другой.

5. Объекты приватизации — это то государственное и муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Законом о приватизации государственного и муниципального имущества.

6. Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» определяется способы приватизации государственного и муниципального имущества, и устанавливаются ограничения для использования отдельных способов.

7. Способы приватизации — это предусмотренные законом правовые формы отчуждения государственного имущества в частную собственность физических и юридических лиц.

Методы исследования. Проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики. Обоснование положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в дипломной работе, осуществлено путем комплексного применения следующих методов социально-правового исследования: статистического и логико-юридического.

Структура работы определена исходя из целей и задач исследования и состоит из введения, трех глав, содержащих четыре параграфа, заключения и библиографии.

1. Понятие и принципы приватизации государственного и муниципального имущества.

1.1 Понятие приватизации государственного и муниципального имущества.

Статья 217 ГК РФ предусматривает, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества1 .

Статья 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» дает легальное определение приватизации государственного и муниципального имущества. Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц2 .

25 стр., 12369 слов

Диплом Правовое регулирование государственной собственности Российской ...

... государственной собственности Правовое положение государственной собственности за рубежом определяется внутренним национальным законодательством, правом страны места нахождения имущества и международными договорами. Участие Российской Федерации в правоотношениях, связанных с государственной собственностью за рубежом регулируется положениями международного права и ...

С учетом данного определения можно выделить следующие признаки приватизации государственного и муниципального имущества:

  • объектом является имущество, находящееся в собственности Российской Федерации (федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
  • отчуждение имущества;
  • возмездность отчуждения;
  • покупателями являются физические и юридические лица;
  • имущество из публичной собственности переходит в частную собственность.

Так как общего закона о приватизации не существует, то определение, закрепленное в указанной статье, относится только к государственному и муниципальному имуществу. На другие объекты, например земельные участки, жилье и иные объекты социального, научного и культурного назначения, данное определение не распространяется.

Отчуждение имущества основывается на праве собственника по распоряжению своим имуществом, закрепленном ст. 209 ГК РФ3 .

Возмездность приватизации означает, что имущественному предоставлению со стороны государства или муниципального образования, исполняющего свою обязанность, соответствует встречное имущественное предоставление покупателя.

Приватизация является специальным, особым способом прекращения и приобретения права собственности. При этом прекращается собственность публичных образований (государства, субъекта РФ, муниципального образования) и приобретается частная собственность (физического или юридического лица).

Для целей приватизации частным собственником, имеющим право приобрести имущество в порядке приватизации, являются те юридические лица, в том числе хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля государства не превышает установленного размера (25%)4 .

От приватизации государственного и муниципального имущества следует отличать приватизацию жилых помещений, осуществляемую в соответствии с Законом РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»5 .

Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории РФ, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище. Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда. Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем6 .

1.2 Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества.

Под принципом понимают общую исходную идею, руководящее начало.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» можно выделить следующие принципы приватизации государственного и муниципального имущества:

3 стр., 1349 слов

Приватизация – как инструмент государственного регулирования

... Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества: Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических ...

  1. принцип равенства покупателей государственного и муниципального имущества;
  2. принцип открытости деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления;
  3. принцип возмездности;
  4. принцип самостоятельности органов местного самоуправления при отчуждении муниципального имущества7 .

Принцип равенства покупателей государственного и муниципального имущества базируется на основах гражданского законодательства, которые закрепляют равенство участников гражданских правоотношений (п. 1 ст. 1 ГК РФ).

Покупатели имущества должны находиться в юридическом равенстве (с одинаковыми правами и обязанностями), не иметь служебной или иной юридической зависимости. При этом юридическое равенство не исключает различий в объеме и содержании принадлежащих им субъективных гражданских прав. Такие различия неизбежны в силу разных имущественных возможностей отдельных субъектов гражданского права, вследствие степени их образования и способностей, а также различия их жизненных и хозяйственных интересов.

В качестве примера приведем Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12 мая 2008 г. по делу № А82-7632/2007-45. В рамках данного спора истец обжалует положения договора о задатке, на основании которого он участвовал в аукционе, но не оспаривает порядка проведения аукциона и его результатов (ст. 449 ГК РФ).

Суд указал, что «отсутствуют основания для удовлетворения требования о признании ничтожным условия договора о задатке при отсутствии факта оспаривания порядка проведения и результатов этого аукциона, так как удовлетворение требования приведет к уменьшению стоимости затрат истца на покупку помещений и ущемлению прав других участников аукциона, которые на тех же условиях заключили договоры о задатке и торговались на аукционе, как и истец, с учетом этого положения договора»8 .

Принцип открытости деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления при отчуждении государственного и муниципального имущества означает, что процедура приватизации предусматривает свободный доступ всех желающих к участию. Реализация данного принципа заключается в неукоснительном выполнении органами исполнительной власти положений Закона о приватизации государственного и муниципального имущества, закрепляющего информационное обеспечение приватизации государственного и муниципального имущества.