Правовая охрана атмосферного воздуха

Курсовая работа

Дела о указанных административных правонарушениях рассматривают соответственно должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники; органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, органов внутренних дел (милиции); органов, осуществляющих государственный экологический контроль; органов, осуществляющих государственное регулирование в области авиации; органов Государственной инспекции по маломерным судам.

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица перечисленных выше органов.

Статья 8.23. КоАП РФ устанавливает ответственность за эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения, связанные с охраной окружающей природной среды. В ст. 58 Конституции РФ говорится об обязанности всех граждан сохранять природу и окружающую среду. Это положение особенно важно, ибо экологическая ситуация в стране, особенно в крупных городах, является критической.

Объективной стороной данного правонарушения является эксплуатация указанных механических транспортных средств в соответствии с целевым назначением, но с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах, а также уровня производимого шума. Правонарушение следует считать совершенным не только тогда, когда транспортное средство в процессе движения выбрасывает загрязняющие вещества или создает шум с превышением установленных нормативов, но и в случае выброса загрязняющих веществ, создания шума с превышением установленных нормативов на холостом (без движения) ходу двигателя.

Субъектом комментируемого правонарушения могут быть как граждане РФ, достигшие 16-летнего возраста, так и иностранные граждане и лица без гражданства, подпадающие под российскую юрисдикцию, т.е. не обладающие соответствующим иммунитетом. Ответственность для граждан по этой статье наступает в том случае, когда они являются собственниками транспортных средств (установок) или их пользователями. Если же правоприменитель имеет дело с водителем, работающим по найму в государственных, общественных или частных организациях, то этот водитель отвечает по ст. 8.22 только в том случае, когда на него возложена ответственность за техническое состояние транспортного средства (т.е. в его функциональные обязанности входит регулирование двигателя в целях соблюдения установленных нормативов выброса загрязняющих веществ, уровня шума и т.п.).

18 стр., 8803 слов

Обжалование и опротестование действий государственных органов

... милиции, из-за чрезмерной перегруженности судебных органов. И в этой ситуации возрастает роль административного порядка защиты нарушенных прав ... защиты прав граждан и совершенствования процессуального порядка административного обжалования действий и решений, нарушающих права и свободы ... велика, так как несмотря на множество нормативно-правовых актов регламентирующих эту сферу она является достаточно ...

В противном случае наступает ответственность по данной статье соответствующих должностных либо приравненных к ним лиц.

С субъективной стороны правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Дела об административных правонарушениях рассматривают соответственно должностные лица органов внутренних дел (милиции) (ст. 23.3); органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ст. 23.36, 23.38, 23.39), а также органов Государственной инспекции по маломерным судам (ст. 23.40); органов, осуществляющих государственное регулирование в области авиации (ст. 23.42); органов, осуществляющих государственный экологический контроль независимо от вида транспорта (ст. 23.29); органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (ст. 23.35).

4. Уголовная ответственность за загрязнение атмосферного воздуха

Статья 251 УК РФ предусмотрена ответственность за загрязнение атмосферы.

Объект преступления — экологическая безопасность в области охраны атмосферы воздуха как составляющей окружающей среды.

Предмет преступления — атмосферный воздух. В соответствии с Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» под ним понимается жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

Загрязнение воздуха в указанных помещениях не образует состава рассматриваемого преступления, а может влечь ответственность за нарушение правил охраны труда (ст. 143 УК РФ), нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215), нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216), нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217), нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219).

Объективная сторона характеризуется

а) действием или бездействием (нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов),

б) последствием (загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха) и в) причинной связью между указанными действиями или бездействием и наступившими в результате этого последствиями.

Диспозиция ч. 1 ст. 251 УК имеет в виду два вида правил, нарушение которых приводит к загрязнению атмосферы. Во-первых, правила выброса в атмосферу загрязняющих веществ и, во-вторых, правила эксплуатации установок, сооружений и иных объектов. Названные правила установлены в Федеральном законе «Об охране атмосферного воздуха», других законодательных и подзаконных нормативно-правовых актах.

2 стр., 910 слов

Уголовно-правовая характеристика нарушения правил обращения экологически ...

... выше и многие другие схожие факты загрязнения окружающей среды представляют собой результат нарушения законодательно установленных правил обращения с экологически опасными веществами и отходами. ... двойным гражданством, иностранные граждане. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В данной курсовой работе была изучена тема «Уголовно-правовая характеристика нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов». По ...

Под вредными (загрязняющими) веществами указанный федеральный закон понимает химические или биологические вещества либо смеси таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду. К ним относится, например, осуществление выбросов только на основании разрешения соответствующих государственных органов и только предельно допустимых нормативов таких выбросов. Нарушение правил эксплуатации установок, сооружений и иных объектов заключается в нарушении специальных запретов либо в несовершении действий, предписанных соответствующими правилами. Так, Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» запрещает эксплуатацию объектов хозяйственной или иной деятельности, не имеющих предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Нарушение этих правил может заключаться, например, в отключении очистных сооружений, непроведении их ремонта.

Основные последствия как признак объективной стороны рассматриваемого состава предусмотрены в указанном федеральном законе. В соответствии с ним загрязнение атмосферного воздуха — это поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха. При этом устанавливается ряд нормативов выброса в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ. К ним относятся и технический норматив выброса, и предельно допустимый выброс, и временно согласованный выброс.

Так, норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.

К иным изменениям природных свойств воздуха можно отнести вредное физическое воздействие на атмосферный воздух. Под ним Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» понимает вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую природную среду. При этом устанавливается и предельно допустимый уровень физического воздействия на атмосферный воздух.

Им является норматив, отражающий такой предельно допустимый максимальный уровень физического воздействия на атмосферный воздух, при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду; его превышение и признается неблагополучным изменением природных свойств воздуха. Этот норматив устанавливается для каждого источника шумового, вибрационного, электромагнитного и других физических воздействий на атмосферный воздух, при которых вредное физическое воздействие от данного и от всех других источников не приведет к превышению на него предельно допустимых уровней физических воздействий.

6 стр., 2794 слов

Конституция Российской Федерации как основной закон государства

... при определении и разрешении дел о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, различных нормативно- правовых ... начала общественного организации соответствующей Влияние существование Конституции на развитие всей правовой системы государства, всего российского законодательства имеет особое значение. С начала ...

Субъект преступления — лицо, достигшее 16 лет, обязанное (обязанность вытекает из служебного положения лица, определяемого нормативно-правовыми и правоприменительными актами либо договорными отношениями) соблюдать правила выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух либо правила эксплуатации установок, сооружений и других объектов или контроля за такой деятельностью.

Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной виной.

Часть 2 ст. 251 предусматривает те же деяния, повлекшие по неосторожности причинение вреда здоровью человека, а ч. 3 — деяния, предусмотренные ч. 1 и 2 этой статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека.

Субъективная сторона особо квалифицированного состава загрязнения атмосферы характеризуется неосторожной виной либо, в случае фактического исполнения субъективной стороны основного состава в форме умышленной вины, — двойной формой вины.

Заключение

Таким образом, в соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды являются атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Атмосферный воздух — это жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. Озоновый слой — это часть атмосферного воздуха, расположенная на высоте от 20 до 50 км, предохраняющая живые организмы от радиационного и ультрафиолетового воздействия. Правовому регулированию и охране подлежат производство и применение озоноразрушающих веществ, изменения целостности озонового слоя, температурного режима и т.п..

В качестве вывода можно отметить, что охрана озонового слоя атмосферы от экологически опасных изменений обеспечивается посредством регулирования производства и использования веществ, разрушающих озоновый слой атмосферы, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, а также законодательством Российской Федерации.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/ohrana-atmosfernogo-vozduha/

Нормативно-правовые акты

Конституция РФ от 12.12.1993 г.

Венская Конвенция об охране озонового слоя (Вена, 22 марта 1985 г.).

Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, 1987 года (Монреаль, 16 сентября 1987 г.).

Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (Киото, 11 декабря 1997 г.).

Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата (Нью-Йорк, 9 мая 1992 г.).

Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ.

Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ.

5 стр., 2005 слов

Охрана окружающей среды в украине

... естественного ресурса. Порядок их ведения определяется Кабинетом министров Украины (ст. 23 Закона Украины “Об охране окружающей природной Среды”). Кроме государственных органов в управлении охраны окружающей Среды участвуют и общественные объединения, организации, если такая ...

Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

Научная и учебная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/ohrana-atmosfernogo-vozduha/

Абанина Е.Н., Зенюкова О.В., Сухова Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» — Система ГАРАНТ, 2005 г. 478 с.

Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник. М.: Юрист, 2004. 559 с.

Гимадеев М.М., Щеповских А.И. Экологический энциклопедический словарь. Казань: Природа, 2000. 129 с.

Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. — 5-е изд., перераб. и доп./под общ. ред. Е.Н. Сидоренко. — ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 г. 689 с.

Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (Отв. ред. В.В.Лазарев) — Система ГАРАНТ, 2003 г. 755 с.

Семьянова А.Ю. Экологическое право. Курс лекций. — ЗАО Юстицинформ, 2005 г. 431 с.

Экологическое право. Курс лекций и практикум/Под ред. д.ю.н., проф. Ю.Е. Винокурова. М.: Экзамен, 2003. 289 с.

Материалы судебной практики

3.1. Решение Верховного Суда РФ от 28 марта 2002 г. N ГКПИ02-178 // Налоги и платежи, 2002 г., N 7

3.2. Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 4 июня 2002 г. N КАС 02-232 // Налоги, июль 2002 г., N 27.

3.3. Определение Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. N 284-О «По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и статьи 7 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации», 2003 г., N 2, N 3.

3.4. Решение Верховного Суда РФ от 12 февраля 2003 г. N ГКПИ03-49 // Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов», апрель 2003 г., N 15.

Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник. М.: Юрист, 2004. С. 305-306

Гимадеев М.М., Щеповских А.И. Экологический энциклопедический словарь. Казань: Природа, 2000. С. 321.

Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник. М.: Юрист, 2004. С. 304.

Экологическое право. Курс лекций и практикум/Под ред. д.ю.н., проф. Ю.Е. Винокурова. М.: Экзамен, 2003. С. 316

Решение Верховного Суда РФ от 28 марта 2002 г. N ГКПИ02-178 // Налоги и платежи, 2002 г., N 7. С. 21.

Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (Отв. ред. В.В.Лазарев) — Система ГАРАНТ, 2003 г. С. 47.

Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. — 5-е изд., перераб. и доп./под общ. ред. Е.Н. Сидоренко. — ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 г. С. 126.

2

Список используемой литературы

2 стр., 898 слов

Экологическое право (2)

... Российской Федерации своих конституционных экологических прав. Предусмотрена судебная защита прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ), в том числе установленных ст. 42 Конституции РФ (право граждан на благоприятную окружающую ... право инициировать проведение общественной экологической экспертизы, обращаться, например, в суд с иском о защите своих экологических прав, о прекращении вредной для окружающей ...

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/ohrana-atmosfernogo-vozduha/

1.Нормативно-правовые акты

1.1.Конституция РФ от 12.12.1993 г.

1.2.Венская Конвенция об охране озонового слоя (Вена, 22 марта 1985 г.).

1.3.Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, 1987 года (Монреаль, 16 сентября 1987 г.).

1.4.Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (Киото, 11 декабря 1997 г.).

1.5.Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата (Нью-Йорк, 9 мая 1992 г.).

1.6.Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ.

1.7.Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ.

1.8.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ.

1.9.Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

1.10.Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

1.11.Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

2.Научная и учебная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/ohrana-atmosfernogo-vozduha/

2.1.Абанина Е.Н., Зенюкова О.В., Сухова Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» — Система ГАРАНТ, 2005 г. 478 с.

2.2.Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник. М.: Юрист, 2004. 559 с.

2.3.Гимадеев М.М., Щеповских А.И. Экологический энциклопедический словарь. Казань: Природа, 2000. 129 с.

2.4.Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. — 5-е изд., перераб. и доп./под общ. ред. Е.Н. Сидоренко. — ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 г. 689 с.

2.5.Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (Отв. ред. В.В.Лазарев) — Система ГАРАНТ, 2003 г. 755 с.

2.6.Семьянова А.Ю. Экологическое право. Курс лекций. — ЗАО Юстицинформ, 2005 г. 431 с.

2.7.Экологическое право. Курс лекций и практикум/Под ред. д.ю.н., проф. Ю.Е. Винокурова. М.: Экзамен, 2003. 289 с.

3.Материалы судебной практики

3.1. Решение Верховного Суда РФ от 28 марта 2002 г. N ГКПИ02-178 // Налоги и платежи, 2002 г., N 7

3.2. Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 4 июня 2002 г. N КАС 02-232 // Налоги, июль 2002 г., N 27.

3.3. Определение Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. N 284-О «По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и статьи 7 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации», 2003 г., N 2, N 3.

3.4. Решение Верховного Суда РФ от 12 февраля 2003 г. N ГКПИ03-49 // Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов», апрель 2003 г., N 15.

14 стр., 6505 слов

Акты конституционного суда российской федерации. Конституционный ...

... иными судами. Конституционный Суд РФ занимается только проблемами конституционности как высшей формы законности. В Конституции РФ юридические коллизии различаются путем использования следующих понятий: а) соответствие законов, иных нормативных правовых актов Конституции РФ (ст. ...