Основные подходы к определению права

Курсовая работа

Актуальность темы. Вопросы правопонимания можно без преувеличения отнести к «вечным» вопросам в теории права. Попытки выявить сущность права, найти смысл такого общественного явления, как право, увидеть определенные закономерности в нем продолжаются уже не одно столетие, эти вопросы, так или иначе, волновали общество в разные периоды его развития. Интерес к феномену права проявляют не только профессиональные юристы, но и другие представители гуманитарных наук, например, философы и социологи. Этот вопрос не потерял своей остроты и актуальности до сих пор, поэтому многие ученые не прекращают исследования в этой области…..

2. бытие права принадлежит к сфере должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы долженствования, и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Следовательно, юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с политическими, социально – экономические (и другими сущими) оценками.

Нормативное понимание права самое пригодное для отраже­ния его инструментальной роли. Определение права как совокуп­ности охраняемых государством норм позволяет гражданам и дру­гим исполнителям правовых предписаний знакомиться с содер­жанием последних по тексту нормативных актов и соответственно сознательно избирать вариант своего поведения.

В наибольшей степени нормативистская теория права разра­ботана Г. Кельзеном. У него правопоставлено в такую связь с го­сударством, что последнее само рассматривается как персонифи­цированный правопорядок. Право в названной теории представ­ляет собой иерархическую (ступенчатую) систему норм, представ­ляемую в виде лестницы (пирамиды), где каждая верхняя сту­пенька обусловливает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней, ей подчиняется.

Ядром нормативистского подхода к пониманию права является мысль, согласно которой законодатель всегда прав, а какие-либо «целесообразности» если и допустимы, то лишь в рамках толкования юридических норм. «Закон суров, но он Закон». Поэтому данный подход называют формально-юридическим.

Правом признается государственная воля, выраженная в обязательном нормативном акте, обеспеченном принудительной силой государства.

Чистый практик нормативного толка в решении конкретного дела не задумывается о классовой окраске государственной воли. Это может быть воля всего народа или отдельной его части, воля большинства или меньшинства, прогрессивных или консервативных слоев общества. Государственную волю могут сформировать и единственно интересы правящей элиты, расходящиеся с интересами страны и даже государства в целом.

13 стр., 6073 слов

Происхождение права (2)

... нормы, которые должны выражать выражающие социально оправданную свободу поведения людей. Ученые правоведы, такие как: Алексеев С.С, Пиголкин А.С., Манов Г.Н. выделяют два пути возникновения права: ... взглядов в отношении процесса происхождения права. актуальность Объект исследования, Предметом исследования, Цель исследования: Задача выполнения нашей курсовой работы заключается в том, чтобы выяснить ...

Во взгляде на действительность и решение дела через призму принятых государством нормативных актов — содержание нормативного подхода к праву (одновремен­но положительное и отрицательное).

Положительное:

1. Нормативный подход больше, чем какой-либо другой, подчеркивает определяющее свойство права — его нормативность. Иметь в виде руководства общее правило — это благо, особенно если оно всеобщее и устойчивое.

2. Нормативность в данном подходе органически связана с фор­мальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться правовыми требованиями.

3. Фиксированность средств государственного принуждения в случаях нарушения права.

4. Косвенная ориентация на необходимость возведения в закон надлежащей (справедливой, моральной, прогрессивной и т.п.) воли.

5. Признание широких возможностей государства влиять на общественное развитие.

6. Ориентация на подзаконное нормативное регулирование общественных отношений в ходе юридической практики.

Отрицательное в нормативном подходе проявляется в игнори­ровании содержательной стороны права: положения и степени сво­боды адресатов правовых норм, субъективных прав личности, мо­ральности юридических норм, соответствия их объективным по­требностям общественного развития. Сам по себе нормативный подход к праву был бы неплох. Уязвимым его делает, как это ни парадоксально, государство. В силу разных причин в определен­ных обстоятельствах оно удовлетворяется устаревшими нормами или, хуже того, издает акты, идущие вразрез с жизнью, принимает нормы, работающие на консервативные силы.

С практической точки зрения наиболее применим нормативный подход к праву: он отличается простотой, ясностью, доступностью, а главное — ориентирует на соблюдение законности, приоритет законов перед другими нормативными актами. Кроме того, нормативное понимание права раскрывает роль права как властного регулятора общественных отношений.

1.2 Социологический подход.

Социологический подход концептуально сформировался во второй половине XIX в., в рамках школы «свободного права». Нормы права, рассчитанные на свободную конкуренцию, в новых условиях развития капитализма перестали удовлетворять потреб­ности общественного развития. В последние десятилетия получил распространение взгляд на право как на деятельность физических должностных и юридических лиц, реализующих в той или иной форме свои правомочия. Однако следует различать, как представляется, консервативную и прогрессивную ветви социологического подхода к праву.

Социологический подход к пониманию права отдает предпочтение действиям или правоотношениям. Причем правоотношения противопоставляются нормам права, составляют центральное звено в правовой системе. Право — это не то, что задумано и записано, а то, что получилось в действительности, в практической деятельности адресатов норм права. Нормы права представляют собой только часть права, а право не сводится к закону. Представители социологического подхода к праву различают право и закон. Собственно право составляют правоотношения и складывающийся на их основе правопорядок.

12 стр., 5666 слов

Соотношение понятий «право» и «закон»

... работа, не является поиском решения глобальной проблемы соотношения права и закона. 1 Понятие пр ава и закона, их характеристики 1.1 Общее понятие права Каждое определение права - неполно, относительно. Из-за того, что ... стороны. Внешняя принудительная сила в этом случае, - не требуется. При таком подходе, нормы права рождаются не «сверху», а в самом гражданском обществе. В процессе совместной ...

Право, зафиксированное в законах, и право, фактически складывающееся на практике, отличаются так же, как живое право отличается от мертвого права. Предписания закона становятся нормами права, когда они фактически применяются на практике. Законодатель не создает новую норму права — считал наиболее яркий представитель социологической школы начала XX в. Е. Эрлих2, а закрепляет лишь то, что сложилось на практике.

Сторонниками социологического подхода к пониманию права были некоторые дореволюционные юристы, в частности Н.К. Раненкамф, С.Муромцев, а в советское время — И. И. Стучка, Е.Б. Пашуканис, С.Ф. Кечекьян, А.А. Пионтковский, А.К. Стальгевич и др. Родоначальниками этой школы являлись Р. Иеринг, Л. Дюги, Е. Эрлих, Р. Паунд, О. Холмс.

При социологическом подходе к пониманию права придается большое значение судебной и арбитражной практике, свободе судейского усмотрения, изучению эффективности правовых норм и юридической практики. Однако социологическая школа имеет и недостатки:

  • Во-первых, есть опасность размывания понятия права: оно становится очень неопределенным;
  • во-вторых, возникает опасность произвола со стороны судебных и административных органов, т.е. любые действия государственного аппарата и должностных лиц будут признаваться правом;
  • в-третьих, игнорируется тот факт, что право — это не сама деятельность субъектов, а регулятор их деятельности, общественных отношений.

Нельзя действия наделять свойствами регулятора.

Согласно социологическому подходу, закон — собрание во многом «волевых», но далеко не всегда обоснованных и справедливых норм вчерашнего дня. Следовательно, право надо искать не столько в юридических источниках, сколько в самой жизни, хотя и с учетом действующего законодательства. Высшее благо — не формальная законность, а благо и справедливость. Важно знать не только закон, но и право.

Данный подход выражает стремление преодолеть, в том числе посредством судебных прецедентов и суда присяжных формализм и чрезмерную консервативность нормативного подхода.

1.3 Философский подход

Философский подход к пониманию права основывается на теории естественного права, которая имеет свои корни в политико-правовых учениях XVII-XVIII вв. Нравственный подход признает важнейшим началом права, правовой материи его духовное, идейное, нравственное начало, т.е. представления людей о праве. Правовые нормы могут правильно или ложно отражать эти идеи. Право (философский подход) — это система естественных, неотъемлемых прав, существующих независимо от воли государства. Этот подход весьма верно разграничивает такие понятия, как «естественные права» и «закон».

Зачатки философского понимания права восходят к глубокой древности, но четкое воплощение этот подход получил в классической немецкой философии, у Канта и Гегеля. Право, по Канту, — «это совокупность условий, при которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы». По Гегелю, право означает осуществление свободы свободной воли или еще короче — «наличное бытие свободы».

9 стр., 4052 слов

Права и свободы человека и гражданина, защита прав и свобод человека ...

... властей. Внутригосударственные механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина дополняются международно-правовыми формами ... философскую и итерпретацию древнего принципа талиона (око за око, зуб за зуб). В концепции Эпикура справедливость – представляет собой естественное право ... защиту и охрану прав человека. Вместе с тем различия естественноправового и позитивистского подходов к природе прав ...

В соответствии с философским подходом к праву считается, что не заведомо несовершенное законодательство, а Право как выражение извечной природной справедливости является первичным, естественным и непреходящим выразителем и защитником справедливости. Основа права — интересы безопасности человека, а конкретно — его права на жизнь, собственность и свободу.

Философское понимание права, сводящее его к принципу свободы: права определяет условия, при которых человек, связанный или наделенный общественным статусом, может действовать свободно, иными словами, определяет сферу или границы, меру свободы человека, ибо последнее понимается не как самоуправство, а как разумное общественное поведение3.

Философский подход связывает право с мерой свободы и справедливости. Эта позиция основывается на естественно-правовой теории, которая различает право и закон. При этом право трактуется как высшая идея представления о справедливости и свободе — извечные идеалы человечества. Если нормативные установления государства не соответствуют идеям свободы и справедливости, то они не являются правом. Отсюда различают правовые и неправовые законы.

Философский подход к пониманию права имеет достоинства и недостатки. Главное его достоинство — признание в качестве права свойственной данному обществу меры свободы и равенства, как выразителя общих (абстрактных) принципов и идей нравственности, фундаментальных прав человека, справедливости, гуманизма, других ценностей. На эту идею должен ориентироваться законодатель, который при принятии новых норм права должен исходить из естественных прав человека.

Другое достоинство этого подхода заключается в том, что он различает право и закон. Не любой закон является правовым.

В качестве недостатков философского подхода к пониманию права следует признать:

1) расплывчатое представление о праве, поскольку, как пишет проф. М.И. Байтин, «высокие, но абстрактные идеалы при всей их значимости сами по себе не могут заменить властного нормативного регулятора отношений между людьми, служить критерием правомерного и неправомерного поведения»;

2) неодинаковое понимание участниками общественных отношений таких ценностей, как справедливость, свобода, равенство;

3) негативное воздействие на отношение к закону, законности, возникновение правового нигилизма;

4) возможность субъективной и даже произвольной оценки гражданами, должностными лицами, государственными, общественными органами законов и других нормативных правовых актов. Оценивая ту или иную норму как противоречащую естественным правам человека, гражданин или другой субъект может отказаться на этом основании от ее соблюдения.

Данный подход дает ориентиры для законодателя, который при создании новых норм должен основываться на такой высокой идее о справедливости и свободе.

1.4 Интегративный подход

Интегративный подход позволяет отразить в праве как нормативные свойства, так и его деятельностный характер. В таком аспекте право предстанет реальной силой общества, противоречащей произволу и беспорядку. Точнее высвечивается роль государства по отношению к праву — оно не «производит» право, но обеспечивает его на всех стадиях бытия права. Данный подход позволяет более точно подойти к оценке соотношения объективного и субъективного в праве, осмыслить роль фактической правомерной деятельности в правообразовательном процессе, а следовательно, и природу так называемого фактического права, не отторгая и не относя к «предправовым» факторам то, что изначально наделено правовыми свойствами. Утверждение интегративного подхода к праву имеет важное мировоззренческое значение. Ориентируя массовое и профессиональное правосознание на понимание того, что правовое регулирование отношений и поступков возможно лишь там, где объективно существуют доказуемость и исполнимость прав и обязанностей средствами юридического процесса, что действие права предполагает определенные условия, наличие специальных структур, способных применять право и при необходимости принуждать к его исполнению. По своей сущности право выражает согласованную волю участников регулируемых отношений. Приоритеты и ценности личности и вследствие этого выступает мерой свободы и ответственности индивидов и их коллективов, средством цивилизованного удовлетворения ими разнообразных интересов и потребностей.

11 стр., 5361 слов

Право как мера свободы личности

... Индивидуальная мера свободы человека, егоинтересы, потребности, права и свободы должны ограничиваться правами, интересами других лиц,выполнением определенных обязанностей перед обществом. Таким образом, право одновременно и ограни­чивает, и защищает свободу личности. Право охраняет права и свободы человека от ...

Ее представители рассматривают право как совокупность признаваемых в данном обществе правил, направленных на обеспечение социальной справедливости. Защита нормативами равенства, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношениях друг к другу.

В отечественной юридической науке было предложено сформулировать интегративный подход к праву, объединяющий нормативный, социологический и философский подходы. В частности, В.К. Бабаев определяет право как систему нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженных большей частью в законодательстве и регулирующих общественные отношения. В.И. Гойман определяет право, с точки зрения интегративного подхода, как совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом. Понимание права очень важно не только для познания права, но и для решения многих практических вопросов, например об источниках права, его эффективности, пределах правового воздействия, разрешении противоречий права и т.д.

1.5 Эмпирический подход

Самые большие разногласия в правопонимании возникают при определении права как идеального и реального объектов познания. В этом смысле можно выделить эмпирический подход. Эмпирический подход предполагает изучение во всем его историческом многообразии и выделения на этой основе существенных отличительных признаков права, присущих любой правовой системе и конкретной системе права. Право рассматривается как факт эмпирической действительности. При таком подходе, как правило, достигается согласие по целому ряду принципиальных вопросов правопонимания: право есть совокупность норм и обладает свойством нормативности, право исторически изменчиво, право обеспечивается принудительной силой и др. Однако, остается большое количество спорных и неясных вопросов. Например, обычное право или мусульманское право-это все-таки право по своей сути или принципиально иные системы регулирования общественных отношений, имеющие лишь внешнее сходство с правом. Эмпирический подход ориентирован на выявление новых данных наблю­дений и эксперимента, он стимулирует развитие теоретического исследования, ставит перед ним новые задачи.

16 стр., 7847 слов

Современные подходы к правопониманию и общесоциальный подход к праву

... понимание права, даже научно-теоретическое, есть не столько теоретический процесс, не процесс познания права, а процесс интуитивного постижения права. Цель курсовой работы - рассмотреть современные концепции правопонимания и общесоциальный подход к праву. ...

Познание эмпирической правовой действительности не дает ответа на главный вопрос философии права: как отличить право от не права, право от произвола, право от других социальных норм. На трудность решения этих вопросов указывали многие философы и правоведы, но наиболее точно суть проблемы сформулировал И.Кант. Он считал, что вопрос «Что такое право?» может смутить любого правоведа, если ответ искать в эмпирической действительности.

1.6. Психологический подход

Логически наиболее завершена в XX в. Представители: Петражицкий, Росс, Рейснер и др.

Основные идеи:

1. психика людей – фактор, определяющий развитие общества, в том числе мораль, право, государство4;

2. понятие и сущность права выводятся, прежде всего, не через деятельность законодателя, а через психологические закономерности – правовые эмоции людей, которые носят императивно – атрибутивный характер, т.е. представляют собой чувства правомочия чего (императивная норма);