Охрана природы в школьном курсе биологии

Разработка общих стратегий охраны природы и экологического образования, координация усилий различных стран в этой сфере осуществляется на уровне Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

В 1968 году в Париже была созвана Межправительственная конференция ЮНЕСКО по рациональному использованию и охране ресурсов биосферы, принявшая обширную программу действий, названную «Человек и биосфера». В этой программе впервые был отмечен глобальной, общечеловеческий характер экологического образования.

В декабре 1971 года в Швейцарии прошла 1-я Европейская рабочая конференция по природоохранительному просвещению. Существенным этапом в развитии экологического образования в мире стала первая Межправительственная конференция по образованию в области окружающей среды, созванная ЮНЕСКО совместно с ЮНЕП («Программа ООН по окружающей среде») в Тбилиси осенью 1977 года, которая приняла всеобъемлющую стратегию развития образования в области окружающей среды на национальном уровне, а также выработала более 40 конкретных рекомендаций по совершенствованию экологического (природоохранительного) просвещения применительно к разным стадиям образования и разным категориям населения.

Международное сотрудничество в области экологического образования было продолжено на конференциях в Найроби (1982), Бече (1983), Москве (1987) и др.

В целом, стратегической задачей ЮНЕСКО считает создание «глобальной сети образования», в которой все образовательные системы включают в себя знакомство с экологическими проблемами, возникшими перед человечеством, формируют понимание взаимосвязи между человеком, обществом и природой в планетарном масштабе. При этом подчеркивается роль различных религиозных и духовных учений мира как образцов понимания единства человека со всей Природой, которое хорошо выразила Е.П. Блаватская: «Вовсе не нужно признавать существование какого-либо специального бога или божества. Необходимо лишь поклоняться духу живой природы и стараться соединить себя с ним».

Генеральный директор ЮНЕСКО Ф.Майор отметил, что важнейшим фактором решения экологических проблем должно стать Глобальное Воспитание, которое предусматривает постановку экологических вопросов в центр всех учебных программ, начиная с детских дошкольных учреждений и кончая ВУЗами, подготовкой учителей и управленческого аппарата. Стратегия прогресса опирается на интеграцию всеобщего и экологического образования. «Наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому ребенку простую и убедительную мысль: люди это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь».

42 стр., 20721 слов

Экологическое состояние Челябинской области

... Трехгорный, - имеют статус закрытых территориальных образований (ЗАТО). Население Челябинской области составляет 3565,8 тыс. человек. Большая часть ... выбросов сероводорода, диоксидов азота и серы в окружающую сред). Так в атмосфере этих городов среднее ... поставили Челябинскую область в ряд регионов, где природа эксплуатируется наиболее интенсивно. На сегодняшний день область является крупнейшим ...

В 1992 году в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию с участием глав государств и правительств 179 стран, где была принята «модель устойчивого развития мирового сообщества», в основу которой легло положение о необходимости перестройки эко-логического сознания человечества. Предполагается, что каждый человек должен знать и понимать законы развития биосферы, изменить сам способ своей индивидуальной жизнедеятельности, соотнося его с этими законами. Экологическая безопасность становится наиболее фундаментальным критерием эффективности общественного развития, отодвигая на второй план экономические показатели.

Тем не менее, до сих пор остаются актуальными слова О. Леопольда о проблеме охраны природы, сказанные им еще 30-х годах XX века: «Несмотря на почти сто лет пропаганды, развитие этой охраны идет черепашьим шагом и ограничивается главным образом благочестивыми вздохами на бумаге и красноречием на съездах и конференциях… Обычно рекомендуется «всемерно расширять экологическое просвещение». Спорить с этим не приходится, но достаточно ли только расширить его? Или в нем самом не хватает чего-то существенного?».

Для педагогов, ведущих обучающий процесс со школьниками на основе природной красоты, необходимы глубокое понимание характера общественных отношений человека к миру, знания и конкретные представления о задачах и путях формирования нравственных, действенно – гуманистических и эстетических оценок природных объектов, о разновидностях человеческой деятельности в природе, а так же об особенностях становления личной духовно — содержательной позиции по отношению к природе как объекту социальной и эстетической ценности.

Природа должна быть раскрыта не только как материальная среда человеческого существования, но и как духовная, входящая в объекты научного и художественного познания, а так же как материя, предмет и орудие его жизнедеятельности. Ведь человек формирует материю по объективным законам красоты и по социальным нормам; отношения к природе, в том числе эстетическое, определяется общественными потребностями.

Цель данной курсовой работы:, Для решения поставленной цели были определены

  1. Изучить литературу по данному вопросу.
  2. На основе научной литературы и опыта учителей расшифровать понятие «охрана окружающей среды».
  3. Рассмотреть проблемы, возникающие в процессе обучения и найти пути их решения.

В системе школьного образования курс биологии играет большую роль в развитии и воспитании подрастающего поколения: в воспитании общей культуры и творческой личности, осознании учащимися своей ответственности перед обществом за сохранение жизни на Земле. Предмету биологии принадлежит ведущее место в экологическом образовании, а именно в формировании научно обоснованных знаний о природе, её составляющих, о проблемах, связанных с антропогенным преобразованием естественных природных ландшафтов. Таким образом, биологические знания составляют основу для понимания и осознания экологических проблем учащимися. Одним из главных компонентов содержания образования в новом столетии должна стать экология как система научных и учебных дисциплин об окружающем мире и устойчивом развитии человеческой цивилизации. Экологическое образование начинает рассматриваться как необходимый элемент жизни общества и человека.

16 стр., 7689 слов

Развития охраны природы

... искать пути разумного взаимодействия с природой: возникла специальная область деятельности, получившая название охраны природы. Зачатки осознанного отношения человека к природе имелись уже на первых этапах ... ё образования, вода, воздух), так и явления, процессы, сопровождающие взаимодействие тел и веществ: электрические, электромагнитные, гравитационные поля, приливы, ветер, и др. В природе вс ...

При всем многообразии разработанных стратегий экологического образования сторонники различных точек зрения, в общем-то, достаточно едины в отношении его цели необходимости формировать экологическое сознание личности. Под экологическим сознанием традиционно понимается совокупность экологических представлений (как индивидуальных, так и групповых) о взаимосвязях в системе «человек-природа» и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней. В остальных аспектах единства меньше.

Одним из дискуссионных вопросов является проблема методической организации экологического образования. В этом плане существуют две основные тенденции. Одни специалисты считают необходимым разрабатывать отдельный предмет «экология», который нужно вводить в содержание образования на различных уровнях, поскольку экологическое образование не тождественно биологическому, хотя они и находятся в тесной взаимосвязи.

Другие утверждают, что более эффективной является «экологизация» всех учебных предметов, поскольку экологические проблемы носят глобальный, междисциплинарный характер. В настоящее время все большую поддержку начинает получать именно этот подход, что и нашло свое отражение в материалах соответствующих международных конференций. Но более существенны дискуссии об ориентации экологического образования. Принципиальным является вопрос о том, что должно стоять в центре внимания: «природная среда» («окружающая среда») или «мир природы».

В первом случае экологическое образование, в соответствии с тремя подструктурами экологического сознания, должно быть направлено на формирование, во-первых, системы представлений об окружающей природной среде как целостной, нерасчлененной системе, обеспечивающей жизнедеятельность человека как биологического вида, во-вторых, соответствующего сознательного, ответственного отношения к ней и, в-третьих, стратегий и технологий рационального природопользования.

Во втором случае экологическое образование должно быть направлено на формирование, во-первых, системы представлений о мире природы как совокупности конкретных природных объектов (и их комплексов), во-вторых, субъективного отношения к природным объектам как обладающим уникальностью, неповторимостью и самоценностью и, в-третьих, стратегий и технологий непрагматического взаимодействия с ними.

8 стр., 3830 слов

По истории и философии науки : «История экологического образования»

... гражданина России [12, 13, 14]. В соответствии с вышеперечисленными документами на первый план выступает необходимость повысить уровень экологической культуры населения через создание эффективной системы непрерывного экологического образования. Экологическое образование должно дать представление ...