«Формирование гуманистического мировоззрения учащихся»

В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в ДНР заложен принцип гуманизации, гуманитаризации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях социальных, экономических преобразований в стране проблемы воспитания детей и молодёжи с использованием системы гуманистического воспитания приобретают первостепенное значение.

В этом русле особо актуальным представляется развитие и внедрение в теорию, и практику современного воспитания и образования основных идей и положений гуманистической педагогики. Гуманистическое направление в педагогике возникло во второй половине XX века, как отражение идей гуманистической психологии. По своим идеям она была близка педагогике педоцентризма, педагогике нового воспитания и прогрессивизма. В центре внимания гуманистической парадигмы воспитания всего стояла целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей.

Современный этап развития образования характеризуется гуманистической направленностью, что обусловливает повышенное внимание к развитию личности учащегося, ее индивидуальности. Проблемы мировоззренческого характера, нравственных ориентиров, культуры и воспитания подрастающего поколения выдвигаются сегодня на первый план. Поэтому в контексте модернизации общего образования одним из основных направлений развития современной школы является создание условий для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка, его самоактуализации.

В основе гуманизации образования лежит идея воспитания в человеке «человечности». Гуманизм отражает главные ценности цивилизации, но одновременно подчеркивает значимость каждого человека во всей полноте его бытия. Основная задача гуманизации образования заключается в усилении нравственных основ, связанных с развитием мировоззрения и ценностных ориентации учащихся.

Гуманизация школьного образования является универсальным процессом, имеющим личностно-деятельностный характер (Е.В. Бондаревская, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.П. Тряпицина, Г.И. Щукина и др.).

В контексте географического образования гуманизация означает доминацию человека и способов его жизнедеятельности (Н.Н. Баранский, Ю.Н. Гладкий, В.П. Максаковский, Я.Г. Машбиц, X. Хаубрих).

В то же время, как отмечается в ряде работ, посвященных анализу ценностных ориентации подростков средней школы (И.Ю. Алексашина В.Г. Воронцова, И.В. Мещерякова, В.В. Николина, Н.М. Семчук и др.), воздействие педагогов на воспитание учащихся, их ценностную ориентацию остается недостаточным, что требует организованного научно-педагогического внимания к данной проблеме. Как показывают исследования российских и зарубежных авторов, учащиеся обладают достаточным запасом теоретических знаний в рамках школьной программы. Однако вопросы и задания, требующие оценки, прогнозирования, выражения личного мнения, принятие практического решения вызывают затруднения. Это указывает на неспособность школьников перенести и применить теоретические знания в реальной жизненной ситуации. Следовательно, можно говорить, что школьное образование слабо готовит учащихся к практической деятельности, позволяющей свободно интегрироваться в современное общественное пространство.

10 стр., 4527 слов

«История дополнительного образования в России и за рубежом»

... образование» был заменен на «внешкольное воспитание». В период 20-30 годов идет интенсивное развитие теории воспитания, где ... образцу) 2 . Таким образом, развитие внешкольных учреждений в дореволюционный период показывает, что, возникнув как самостоятельная ... педагогики. Являясь частью социокультурной среды, внешкольные объединения всегда своей деятельностью реализовывали принцип связи образования ...

Преподавание географии как системной науки о природе и обществе играет особую роль в решение данной проблемы. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что география — это наука о жизни человека на Земле, а, по словам нынешних педагогов, география — это наука «для человека», «от человека» и «через человека». Следовательно, гуманистическая сущность здесь выражается в «географии каждодневной жизни и жизни всего мира». Тем самым можно говорить, что география как наука обладает очевидным гуманистическим потенциалом и затрагивает все стороны человеческой жизни, человеческого бытия.

Цели школьного географического образования — поворот научных знаний к нуждам человека к практическому их применению — основа формирования географической культуры в обществе, умение грамотно ориентироваться в природе и обществе.

Герберт Гросс в своей книге «География мира» писал: «География изучает взаимоотношения между человечеством и его природным окружением. Едва ли не с тех пор, как на Земле появились первые люди, человек начал использовать природу, чтобы обеспечить всем необходимым не только свою жизнь, но и жизнь своих потомков.

Сегодняшнее человечество является продуктом своих вчерашних действий по использованию, приспособлению и изменению природы Земли сначала в интересах своего выживания, а затем и развития. И сегодня люди во всем мире продолжают задаваться извечным вопросом: «Как обустроить свой земной дом для себя и будущих поколений?»

Таким образом, роль географии в подготовке учащихся к жизни, к поведению в природе, обществе, государстве огромна, и поэтому значение географических знаний и географической культуры как составной части общей культуры человека, основы которых закладываются в школе, в решении этого вопроса трудно переоценить.

РАЗДЕЛ 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ГУМАНИСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

1.1. Гуманистическое мировоззрение как основа воспитания

В конце XX века в странах европейской цивилизации (включая Россию и США) вновь на передний план выступают проблемы гуманизации образования. Это объясняется наблюдающейся в современной культуре сменой парадигм: от технократической к гуманистической. Господство технократической парадигмы (уподоблявшей человека машинообразному винтику, рационально функционирующему в системах управления и образования) определялось тем, что после второй мировой войны в общественном сознании довела вера в неограниченные возможности научно-технического прогресса. По мере усиления в жизни роли машин человек как бы срастается с ними и уже готов рассматривать самого себя как функцию машины. В этих условиях человек перестает рассматривать себя как личность, теряет свою индивидуальность. Карл Ясперс (1883 — 1969) писал с тревогой: «Появляется новый безличный, отмеченный печатью идеи технического существования человек. Он знает себя как типа, а не как индивидуума, как послушного, без всякого притязания на личную жизнь, как стоящего выше всего личностного. Он гордится тем, что может быть заменен другими. Он против одиночества, живет при открытых дверях, не замыкается от других, всегда деятелен и всегда считается типом, который будет потерян, будучи предоставлен только самому себе».

28 стр., 13888 слов

Лицензирование, аккредитация, аттестация образовательной деятельности ...

... работы – изучение инструментов оценки и регулирования качества системы образования: лицензирования, аккредитации и аттестации. Объект исследования - система государственного регулирования отношений в сфере образования. Предмет исследования – лицензирование, аккредитация и аттестация образования. Для достижения поставленной цели необходимо ...

Однако технический прогресс привел к тому, что машины стали брать на себя элементарные операции мышления, освободив человека от рутины и открыв новые перспективы для развития умственных творческих возможностей личности. Повысился уровень и доля интеллектуальных профессий в обществе. Все эти положительные тенденции развития общества и в то же время обострение ряда глобальных проблем — экологических, энергетических, демографических, социальных — потребовало пересмотра иерархии человеческих ценностей в направлении гуманизации современного общества.

Потребность в гуманизации образования обусловлена, прежде всего, опытом мировых войн, поглощающих колоссальные людские и природные ресурсы. Возникает необходимость в воспитании молодых людей в духе мира, нацеленном на формирование способности к пониманию других народов и культур, уважения к правам людей.

Огромную опасность несут также темпы технократического прогресса, при котором средства доминируют над целями, частные цели над общечеловеческими интересами, а техника над человеком и его ценностями. Об этом говорил А.Энштейн: «Считаю первопричиной пугающего ухудшения этического поведения людей механизацию и дегуманизацию нашей жизни. Это губительный побочный результат развития научного и технического мышления …».

Одной из причин возрастающей необходимости гуманизации образования становится глобальная информатизация общества, при которой современный человек «едва ли не выскакивает за пределы своего существа», присутствуя «на всей планете телевизионными глазами» (А.И. Солженицин).

Интерпретируя эту мысль можно говорить о присутствии человека на всей планете благодаря системе интернет. С одной стороны, расширяется информированность людей, но, с другой, рождается иллюзия доступности культуры, всего богатства накапливаемых идей. Однако подлинное приобщение к культуре не может быть обеспечено лишь расширением информационных возможностей. Необходимо формирование глобального, планетарного мышления, содействующего пониманию каждым молодым человеком значения культуры, помогающего осмыслить свое место в мире.

6 стр., 2872 слов

Возникновение и развитие идеи правового государства (2)

... Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития. В социально-политической жизни свобода человека выступает как его право. Правовое государство признает ... государства. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев. Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. ...

Объективная необходимость в гуманизации школьного образования диктуется особенностями его сегодняшнего состояния и местом, которое школа занимает в системе ценностных ориентации школьников.

Конечно, гуманистическое направление в области воспитания и образования не является новым в педагогической науке и практике. Оно развивается с давних времен параллельно с зарождением гуманистических идей в философии.

Немецкий философ Карл Ясперс в своей работе «Смысл и назначение истории» дает интерпретацию развития мирового исторического процесса с позиции философской веры. Он делает акцент на том, что человечество имеет единое происхождение и единый путь развития. Единой точкой отсчета в мировой истории следует считать философскую веру, объединяющую все человечество. Время рождения философской веры — возникновение первой «оси мировой истории» («осевая эпоха») 800-200 г. н.э., она древнее, чем христианство, ислам. Параллельно в Китае, Индии, Персии, Древней Греции возникают духовные движения, которые формируют тип человека, существующий и по сей день. [1]

Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде, строится вокруг одного центра — человека. Если гуманизм — это основа системы определенных взглядов на мир, то именно человек оказывается системообразующим фактором, ядром гуманистического мировоззрения. При этом его отношение содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении как раз и находят свое выражение многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, составляющие содержание гуманистической сущности личности.

Гуманность поэтому не может быть просто чертой личности, это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку. Эти свойства проявляются и формируются в сфере человеческих взаимоотношений, которые могут быть гуманными и негуманными. В гуманных отношениях находят отражение духовные потребности личности, стремление видеть в человеке друга, брата, жить для блага людей, быть удовлетворенным жизнью, счастливым. Именно гуманное отношение к людям определяет гуманистическую сущность личности.

Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми. Она раскрывается в проявлении доброжелательности и дружелюбия; в готовности прийти на помощь другому человеку, внимательности к нему; в рефлексии — умении понять другого человека, поставить себя на его место; в эмпатической способности к сочувствию, сопереживанию; в толерантности — терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению.

18 стр., 8845 слов

Понятие прав и свобод человека и гражданина

... II. Критерии отнесения прав человека к основным. Правовой статус личности включает совокупность прав и свобод человека и гражданина. К основам правового статуса личности относятся закрепленные в Конституции ... Права государства заканчиваются там, где начинаются права гражданина. Соблюсти свои права позволяют предоставленные человеку и гражданину возможности прибегать к судебной защите в случае ...

Воспитание гуманности осуществляется в многообразных видах деятельности, в различных вариантах межличностных отношений. Ребенок должен быть включен в сопереживание, соучастие. Признаки равнодушия, черствости не могут быть не замечены и не проанализированы педагогом. Пример гуманного отношения учителя к ученикам обладает особой воспитательной силой, он может заменить длительные рассуждения, беседы и рассказы о гуманности других людей. Это, однако, не отрицает возможности и необходимости проведения морально-этического просвещения. Изучение биографий ученых, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков вызывает большой интерес у учащихся, стимулирует их поведение и деятельность. Анализ в ходе уроков проблем добра и зла, гуманизма подлинного и абстрактного, социальной справедливости и несправедливости вводит учащихся в сложный мир человеческих взаимоотношений, учит понимать и ценить идеи гуманизма, их общечеловеческий характер. [2]

Многие гуманисты прошлого считали, что образование как передача знания от поколения к поколению само собой обеспечивает развитие этически и граждански ответственной личности. Предполагалось, что теоретическое знание, его простая трансляция едва ли ни автоматически определяет мировоззрение человека и его повседневное поведение, становится неотъемлемой частью не только его сознания, но и закладывает в нем глубинные, экзистенциальные (смысложизненные) ценности. В реальности же между знанием и ценностями, знанием и повседневными привычками огромная дистанция. Доступность информации сама по себе не способна придать смысл жизни человеку, как не дает и умения устроить ее. (Не нужны никакие эксперименты для понимания того, что, если ежедневно глядеть в экран телевизора по 10 – 15 часов, то можно в итоге превратиться если не в пациента психлечебницы, то в весьма ограниченного человека с неадекватным восприятием действительности.)

Гуманистическая педагогика ставит задачу преодолеть разрыв и установить гармонию между знанием как таковым, знанием жизненно важным для человека (мировоззрением), личностным центром человека, его я, и практикой, т.е. поступками личности.

С точки зрения содержания образования, большое значение в рамках гуманизма придается этическому, точнее аксиологическому (ценностному) воспитанию. По мнению П. Куртца, цель этического воспитания двояка: во-первых, развитие в детях личностного начала, позволяющего им самостоятельно осмыслять и соблюдать общие моральные правила как по отношению к самим себе, так и по отношению к другим; во-вторых, воспитание способности этического познания и умения вести критическое этическое исследование. Последнее представляется особенно важным для гуманизма как педагогической и мировоззренческой парадигмы и отличает ее от всех других моделей воспитания.

В самом деле, ценностная основа педагогики гуманизма достаточно очевидна: она складывается по большей части из общечеловеческих нравственных, гражданско-правовых и экологических норм. Не является экзотической и психология гуманизма. Вместе с тем центр тяжести гуманистическая педагогика переносит на методологическую и инструментальную составляющую процесса воспитания, т.е. на процедуры и приемы совместной работы воспитателя и воспитываемого по усвоению и выработке навыков самопознания, самоорганизации и т.п.

4 стр., 1611 слов

Становление личности юриста

... воспитания личности юриста процесс формирования правосознания должен включать в себя как преодоление правового нигилизма, так и влияние на правовое сознание объективных (всей общественной практики человека) ... личности специалиста-юриста должно основываться на гуманизме и гражданственности, правосознании, и критическом мышлении и предполагать поэтапную реализацию воспитательного процесса: ...

Не столько что (это демонстрируется, объясняется и понимается относительно просто), сколько как – вот решающее звено гуманистического процесса воспитания. Для педагога это связано с реализацией по меньшей мере трех принципов (1) объективности, непредвзятости и научности, (2) саморегуляции и самодетерминации и (3) предлагающего объяснения.

Достижение объективности, непредвзятости и научности – это психологически и практически трудная процедура очищения педагогического процесса от идеологизмов, внушения, вольного или невольного навязывания учащимся определенной системы религиозных, атеистических, нигилистических или иных взглядов, а также политических убеждений, порой столь трудно отделимых от простой трансляции (сообщения) информации. Это очищение не бывает полным, поскольку и педагог никогда не бывает совершенно свободным от пристрастий, и сама атмосфера воспитательного процесса в большей или меньшей степени насыщена идеологизированными подходами и эмоциями.

Минимальным требованием очищения является искренняя и сознательная готовность педагога дистанцироваться от каких-либо политических и религиозных идеологий, соблюдение духа демократического законодательства относительно свободы совести и убеждений. Этически и граждански правильным будет воздержание от оценочных – порицающих или одобряющих – политических или идеологических суждений по поводу изучаемого материала, либо сведение их к минимуму, а все-таки лучше – к нулю. Если же такие оценки невольно даются (тут можно заметить, что полное безучастие сделало бы изложение материала непонятным), то педагог обязан пояснить, что это его личное, не обязательное для всех остальных мнение. Таким же корректным должно быть изучение политико-идеологических или конфессиональных феноменов. Оно должно быть предельно объективным, научным, эмоционально нейтральным и свободным от субъективистских интерпретаций.

Саморегуляция и самодетерминация – перевод воспитательного процесса во внутренний мир обучаемого. Это то, что называется эмпатическим и помогающим обучением и предполагает овладение учениками известными алгоритмами психологической, интеллектуальной и ценностной мотивации, самокоррекции, самоанализа, самооценки и т.д., т.е. всего относящегося к самосозиданию, личностному творчеству. Естественно, главное здесь не столько что, т.е. содержание какой-либо учебной дисциплины, а как, т.е. передача технологии, умения, методов работы человека с собой ради того, что можно назвать общей эффективностью жизни. Основная задача гуманистической педагогики – пробуждать у человека тягу к самопознанию и критическому этическому исследованию, к самостоятельности. Ее цель воспитать не теоретика-гуманиста, а человека гуманного, открытого всему миру, всем не тоталитарным и не человеконенавистническим мировоззрениям, идеологиям и политическим учениям, способного сделать осмысленный, свободный и ответственный выбор в любой из областей культуры и социальной жизни.

5 стр., 2281 слов

Курсовая работа человек как жертва социализации

... и решениям, к дефектам социализации. ^ Человек как жертва процесса социализации. Успешная социализация предполагает, с одной стороны, эффективную адаптацию человека в обществе, а с ... личности - носителя демократических и гуманистических отношений в обществе. В более широком аспекте реализация принципа гуманистической направленности воспитания способствует налаживанию контактов между людьми, ...

Предлагающее объяснение – сложная и ответственная составляющая педагогического процесса. Речь идет о разъяснении учащимся оснований, правомерности, моральной и психологической корректности именно такого метода и процедур обучения, о которых здесь говорится. Вы не можете уклониться от трудного ответа на простой вопрос обучаемого: почему я должен предпочесть, принять, согласиться с предлагаемыми мне (в данном случае гуманистической педагогикой) идеями и технологиями обучения и самообучения? Зачем мне все это нужно?

Все возможные варианты ответа на эти вопросы должны удовлетворять как минимум следующему: они не должны ущемлять свободу человека и оскорблять его убеждений или веры. Здесь действуют общие принципы этики гуманизма. Ответы на всевозможные зачем? должны даваться в духе уважения и доброжелательности, в форме предложения свободно принять, так сказать, попробовать и испытать методы работы с собой.

Важным аргументом в пользу гуманистических инструментов воспитания и самовоспитания является их свобода от любой идеологической, конфессиональной и политической нагрузки. Свобода личности, свобода ее нравственного и всякого иного выбора остается за ней. Вместе с тем это не означает признание гуманистической педагогикой правомерности анархии или произвола. [3]

1.2. Структура, сущность понятий «гуманизм» и «гуманность»

Понятие «гуманизм» в современных словарях трактуется как:

система воззрений, признающая ценность человека как личности, характеризующаяся защитой ее достоинства и свободы развития, считающая благо человека основным критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства и справедливости нормой отношений между людьми;

принцип мировоззрения, в основе которого лежит признание безграничных возможностей человека и его возможности к совершенствованию, прав личности на свободное проявление своих способностей, убеждений, утверждение блага человека как критерия оценки уровня общественных отношений. В настоящее время становится одним из основных принципов педагогики.

Гуманизация образования, творческое развитие способностей каждого ребенка, уважение к его личности ориентация на духовно-нравственное воспитание прослеживаются в настоящее время во многих педагогических концепциях и программах.

Основным положением гуманизация образовательного учреждения, по мнению Л. А. Байковой, становится «процесс обретения им свойств, создающих условия защиты прав каждого, его свободного и наиболее полного развития и самореализации».

Гуманность – (от лат. humanus – человечный) – человечность, человеколюбие, уважение к людям и их переживаниям; обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуются в общении и деятельности в актах содействия, соучастия, помощи. Гуманность – одна из ведущих нравственных ценностей, которая должна формироваться у современного человека в процессе воспитания и обучения.

14 стр., 6764 слов

Воспитание у дошкольника чувства гражданственности

... работы, что не дает удовлетворения и не является действенным решением проблемы. Возможно, один из источников затруднений на современном этапе - неточность понятий «патриотическое» и «гражданское» воспитание. Препятствием, затрудняющим процесс воспитания ... данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности. Вместе с тем организм каждого человека, как и ...

Гуманность как нравственное качество является сложным интегративным психическим образованием, которое включает осознание и понимание норм морали, наличие гуманных чувств и нравственного поведения. Базовой категорией воспитания гуманности является понятие «гуманные чувства, т.е. эмоциональное переживание реальных гуманных отношений и взаимодействий.

Обращение педагога к гуманным чувствам, таким, как чувство доброты, сочувствия, сострадания, милосердия, справедливости, чуткости, отзывчивости, эмпатии, жалости, дает информацию о нравственной зрелости воспитанника. Образовавшись, гуманное чувство не обособляется в структуре личности, а тесно связывается с другими гуманными чувствами, тем самым, создавая предпосылки для процесса их дальнейшей интеграции.

Непрерывным воспитанием гуманности как интегративного качества личности занимается, несколько социальных институтов. Первыми педагогами являются родители, которые обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного воспитания ребенка. На следующих этапах развития ребенка семье помогает сеть дошкольных учреждений, где закрепляются заложенные в семье добрые чувства, накапливается опыт поведения.

Проблема воспитания гуманности у подрастающего поколения решалась во все времена на теоретическом и практическом уровнях.

Наиболее последовательно проблема воспитания гуманности решается в христианстве, где основой учения стало противопоставление двух полюсов – добра и зла. Противоречивые тенденции в развитии современного общества требуют переосмысления идей, заложенных в воспитательном процессе в советский период. Обновление воспитательного процесса в настоящее время ориентируется на такие традиционно качества, как гуманизм, духовность и нравственность.

Аристотель обосновал настоящую систему непрерывного воспитания, которая представляет процесс, затрагивающий все аспекты личности и длящийся всю жизнь. Основные направления воспитания выделяются в соответствии с природой человека и способствуют полноценному физическому, умственному и эстетическому развитию. Воспитание гуманности, по Аристотелю, не предполагает пассивного восприятия со стороны школьников, наоборот, существенное значение имеет опытное взаимодействие взрослых и детей.

Философы Древней Греции Платон, Сократ, Аристотель раскрывали социально-теоретические аспекты воспитания гуманности у детей, подчеркивали необходимость организации воздействия взрослых на сознание, чувства, поведение детей, общения их между собой и со взрослыми в целях формирования личности. В средневековой этике природа человека греховна, низменна. Добродетельным является тот, кто отрекается от земных радостей и от себя самого, как особенного, единственного существа.

В европейской философии нового времени значимыми являются такие моральные чувства человека как сострадание, человеколюбие, терпение, благожелательность, симпатия, альтруизм (Д. Юм, А. Смит, Ж. Руссо, И. Кант, Л. Фейербах).

22 стр., 10592 слов

Культурные права номер статьи в конституции. Культурные права ...

... Культурные права человека – это особый комплекс прав и свобод человека, гарантированных конституцией или законом и предоставляющих возможности самореализации человека в сфере культурной и научной жизни. К правам человека в сфере культуры относятся право на образование, ...

Русские философы почти единодушно признавали высшим нравственным идеалом человека образ Иисуса Христа, его абсолютное служение людям, милосердие, любовь, сострадание, определяли в качестве первоочередной задачи воспитания развитие в человеке таких чувств как стыд, жалость, благоговение, из которых рождаются все человеческие добродетели.

Особенностью русской гуманистической философии является то, что особый интерес у русских мыслителей вызывал внутренний мир человека, его совестливость, сострадание, душа. Христианская идея на Руси признавала человека как ценность, созданного по образу и подобию божию.

В.Мономах, С.Полоцкий, И.И.Бецкой, П.Я.Чаадаев к духовным проявлениям человека относят прощение вины, молитву о ближних, доброжелательность, бесконечную любовь к себе подобным.

Представители русской философии «всеединства» (В.С.Соловьев, С.Н.Трубецкой, Е.Н.Трубецкой, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк) источник совершенствования мира видели в единении истины, добра и красоты.

Взгляды современных философов (О.Г.Дробницкий, В.В.Ильин, А.Г.Здравомыслов, Л.Н.Столович) на природу, назначение, сущность общечеловеческих ценностей позволяют судить о доминанте психологических образований в их общей иерархии. Специфика взаимоотношений между людьми, построенных на приоритете социального начала как общественно-значимого явления, по сути своей в силу признания ее большинством членов социума, сама по себе является общечеловеческой ценностью.

Л.Н. Толстой проблему жизнеустройства видел в необходимости каждого творить добро и любовь, единственной разумной деятельностью человека считал бескорыстную любовь.

Педагоги советского периода Е.В. Бондаревская, Д.И. Водзинский, О.С. Газман, А.В. Зосимовский, Т.Е. Конникова, И.С. Марьенко, Э.И. Моносзон, Т.В. Мальковская, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова рассматривали проблемы воспитания гуманности с позиций единства воспитания и обучения.

В последние годы достаточно активно ведется разработка проблемы гуманизации учебно-воспитательного процесса в целом. В исследованиях Л. А. Байковой, М. Н. Берулавы, Е. В. Бондаревой, Т. П. Гавриловой, Н. А. Гусевой, М. А. Молчановой, Н. Д. Никандрова, Г. В. Поснова, М. М. Сущих, Н. Д. Соколова прослеживаются педагогические подходы к содержанию гуманистического воспитания. Разведены понятия «гуманизм», «гуманизация», «гуманность», определены роль и место гуманности в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.

Гуманизация педагогического процесса связана с переориентацией учебно-дисциплинарной модели педагогического взаимодействия на личностно-ориентированную модель (базируется на гуманистической психологии, основателями которой в 60-х гг. начала ХХ века были Ролло Мей, Абрахам Маслоу, Карл Роджерс), признающая важность личностной свободы и умение индивида прогнозировать и контролировать свою собственную жизнь.

В рамках личностно-ориентированной модели педагогическое стимулирование воспитания гуманности личности получает общественную и личную значимость. Формирование гуманности происходит при взаимной активности всех субъектов педагогического процесса, где общение выведено на эмоционально-ценностный уровень, где организация совместной деятельности направлена на лучшее освоение ее содержания и получение личностно значимых результатов происходит в процессе взаимодействия. Особое влияние на воспитание гуманности оказывают господствующие в обществе социальные отношения, которые проявляются в уважительном отношении к культуре других народов и наций, активном и деятельном участии в судьбе другого человека, в сочувствии к ему, сопереживании, сострадании к чужой беде, побуждающие личность испытывать моральное удовлетворение от ценности своего поведения. Становление гуманности происходит в движении: от подражания к овладению поведением в обществе.

Практическое решение проблемы является главным направлением концепции педагогического стимулирования. Именно с помощью стимулирования усиливается интерес учащихся к проблемам гуманности. На побуждении, строящемся на гуманных принципах, отвечающем интересам и потребностям ребенка, основывается концепция педагогического стимулирования.

Проблема общего стимулирования решалась в ряде работ философов, социологов В.Г. Афанасьева, М.С. Когана, М.П. Лаптина, В.Г. Подмаркова, Н.Ф. Щербака. [4]

Выводы по разделу

На сегодняшнем этапе развития общества особо актуальным представляется построение учебного и воспитательного процесса на основах гуманистической педагогики и гуманистического образования. Гуманистическая педагогика имеет в своей основе гуманистическое мировоззрение, которое признаёт своей главной и незыблемой ценностью человека как такового, ценность его свободы, его выбора и возможностей его развития.

Резюмируя вышеизложенное, полагаю, что в трудах философов подчёркнута объективная необходимость воспитания гуманности как наиболее ценного качества в гуманном обществе путём организации воздействия взрослых на сознание, поведение детей, общение их между собой и взрослыми.

Всё вышесказанное позволяет сделать вывод, что мыслители прошлого не используют понятие «гуманности», подразумевают под ним общечеловечность. Взгляды западных философов на решение проблемы воспитания гуманности менялись в зависимости от смены общественно экономической формации, однако на рубеже XIX –ХХ вв. произошёл возврат к общечеловеческим ценностям в деле воспитания гуманной личности.

Педагогический процесс, построенный на положениях гуманистической педагогики, опирается на личность учащегося, основывается на конструктивной работе ученика и учителя, в процессе которой учитель старается всемерно развивать инициативу своих подопечных и создать все условия для их личностного и творческого развития.

В процессе профессионального образования также является необходимым учёт основных положений гуманистической педагогики, что должно определять не только построение учебно-воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования, но и поставить в его центр личность учащегося и опираться на неё, как на отправную точку всего процесса профессионального образования.

РАЗДЕЛ 2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩНОСТИ И СПЕЦИФИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

2.1. Практическая реализация аспекта формирования гуманистического мировоззрения учащихся на уроке географии

География – один из школьных предметов мировоззренческого характера, формирующий у обучающихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей. Это единственный предмет, знакомящий их с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на социально-экономические процессы посредством региональной политики. География относится к числу тех школьных предметов, на которые ложится особая ответственность не только за формирование у школьников гуманистического мировоззрения, воспитания патриотизма и любви к Родине, но и умений и навыков ориентации и социально-ответственного поведения в окружающем мире. Успех в воспитании экологической культуры обеспечивается при условии, что школьники имеют ясное представление об основных положениях природопользования и рисках экологической опасности. Практически во всех разделах программы по географии затрагиваются вопросы экологического плана, такие как взаимосвязь организма и среды, влияние различных факторов на организм и адаптация его к определенным условиям обитания. На уроках географии необходимо целенаправленно, планомерно, последовательно осуществлять экологическое образование и воспитание. «Урок — «клеточка» педагогического процесса. И от того, каким он будет, зависит будущее ребенка; его знания и умения, любовь и бережное отношение к матери, Родине, природе. [5]

Территориальный подход включает в себя региональный уровень и локальный (краеведческий).

Региональный уровень территориального подхода способствует детальному рассмотрению регионов, выявлению в них природных, социальных, национальных, хозяйственных, экологических особенностей. Он позволяет детально рассматривать регион своего проживания, так как понимание местных проблем становится важным средством для усвоения содержания на национальном уровне. Причем рассмотрение районов осуществляется с позиций общего и уникального. Данный подход находит свое воплощение также в реализации краеведческого подхода. Гуманистическая направленность краеведческого подхода раскрывается через понятие родной край, основанное на таких важнейших категориях, как пространство (территория) — время — человек и его деятельность. А в учебнике «Физическая география родного края» 8 класс Панкиной Виктории Евгеньевны краеведческий подход прослеживается ярко в виде поэлементного изучения своего края во всех темах, позволяющие осознать ценность, уникальность родной территории. Гуманистическим аспектом в реализации краеведческого подхода при изучении географии является адаптация школьников к многомерному, постоянно изменяющемуся окружающему миру. Краеведение включает в себя знания о родном крае, способы действия в конкретной обстановке, позволяя не только адаптироваться учащимся к окружающей среде, но и адаптировать среду к основным человеческим потребностям, осваивать культуру малой Родины.

Ценностный принцип предполагает усвоение личностных приоритетов, адекватных общечеловеческим и общественно значимым ценностям. Ценностная функция направлена на формирование основных ценностных ориентиров, что в свою очередь гуманизирует содержание курса. В учебнике «Физическая география родного края» 8 класс Панкиной Виктории Евгеньевны , в качестве географических приоритетов выступают: универсальная ценность природы, рациональное природопользование, научное географическое знание, человек как высшая ценность, человек — создатель духовных и материальных ценностей, родной край как ценность, сохранение природы края и здоровья его населения, культ предков, национальные традиции и т.д. Данная функция проявляется также в системе учебных заданий, социокультурном практикуме, направленных на понимание важности (ценности) самопознания, самообразования.

Формирование

Географические проблемы как никогда обязывают человечество находить гуманные решения по их устранению. Географические проблемы в основном связаны с охраной окружающей среды, быстрым возрастаниям численности населения, обеспечением его продуктами питания, охраной здоровья и образованием, нарушением естественного равновесия в природных комплексах и другие. Рассматривать эти проблемы необходимо через призму гуманности и многое в данном случае зависит от учителя, как он преподнесёт это учащимся. А именно, каждый учащийся должен понимать, что охранять – значит защищать, оберегать. Охрана окружающей среды – это не только забота о дикой природе, но и сохранение культурного наследия, например старинных зданий или любых других исторических объектов.

Природные ресурсы включают в себя все, что обеспечивает существование человека на планете. Это солнечный свет и почва, вода и воздух, нефть и минералы, растения и животные. Сегодня на Земле проживает более 6 млрд. человек, и всем им необходимо пища, воздух, вода, источники энергии. Задача человечества – найти разумный баланс между потреблением ресурсов и сохранением окружающей среды.

Всеобщая обеспокоенность людей состоянием природы – это принципиально новое явление. Некоторые природоохранные проекты могут быть местного значения, например сохранение леса при строительстве дороги. Другие важны для всех людей, где бы они ни жили. Это переработка отходов, сбережение энергии, предотвращение загрязнений, борьба с голодом.

Охране окружающей среды способствуют и новые экономические схемы. Например, идея «выплаты долга природе» означает, что с беднейших стран списывается часть внешнего долга в обмен на создании на их территории заповедников. Если местное население увидит, что природоохранные мероприятия способствуют улучшению их собственной жизни, оно будет их поддерживать.

Краткий исторический обзор научной литературы позволяет утверждать, что в географической науке за весь период её развития изучению проблем взаимодействия общества и природы уделялось серьезное внимание со стороны ученых. Экологический подход был изначально присущ географической науке. При рассмотрении основных научных направлений и школ, существующих в академической географии на современном этапе ее развития, особо выделяется эколого-географический подход, основной целью которого является комплексное изучение и оценка экологического состояния современных ландшафтов (природно-антропогенных систем) и разработка комплексных и синтетических карт экологических ситуаций. В настоящем исследовании историко-диагностический аспект взаимодействия человека и природы обусловливает необходимость соблюдения требований генетического принципа и принципа единства логического и исторического.[6]

Особо остро подымается вопрос гуманности изучая раздел «Особенности природы океанов». А именно, рыболовство. На протяжении многих тысяч лет люди плавают по океанам на кораблях, сбрасывают в воду разнообразные отходы, а также добывают морепродукты для употребления в пищу.

Рыболовство – один из самых древних видов человеческой деятельности. До

Важное значение имеет гуманистическая миссия географии, которая заключается в сохранении уникального этнического потенциала и необходимости укрепления связей человека с землей. Географическое изучение окружающей среды стало необходимым условием для любых экологических исследований.

XX

В последнее десятилетие, когда антропогенные нагрузки на окружающую природную среду во много раз возросли, экологические проблемы стали одними из наиболее значимых глобальных проблем всего человечества.

Из них наиболее существенны следующие проблемы:

-Загрязнение (вод, почв, атмосферы);

-Кислотных дождей;

-Радиационного поражения территории;

-Оскудение биоресурсов (исчезновение отдельных видов растений и животных организмов);

-Обезлесение и опустынивание территорий;

-Проблема продовольствия.

Интерес общественности всего мира к этим проблемам огромный. Все чаще в средствах массовой информации дается оценка качеству окружающей среды. Это убеждает нас в том, что охрана природы в настоящее время является делом не только специалистов разных областей знаний, но и каждого человека. С этой целью я с 2008г. стала постепенно вводить в курсы физической и экономической географии элементы экологических знаний. Дополнения, внесенные в программы 6-10 классов, направлены на формирование, развитие и углубление у школьников не только теоретических знаний в области экологии и охраны окружающей среды, но и на развитие экологического мышления (установление причинно-следственных связей, осознание источников сущности экологических проблем, путей их решения), и, конечно же, на воспитание культуры чувств. Это, прежде всего чувства гражданственности (человек и природа едины), сочувствия, сопереживания, гуманного отношения к животным и растениям. Известный ученый Б. Герджимек в своей книге «Дикое животное и человек» писал: «Первозданную природу надо беречь не меньше, чем мы бережем картины Рафаэля, индийские храмы, Кельтский собор; их при желании можно восстановить».[7]

2.2. Анализ гуманистического воспитания

Изменения, происходящие в современном мире, становятся все более глобальными, динамичными и взаимосвязанными; изменяется и сам человек в своем отношении к природе, обществу, самому себе. Формирование деловых качеств человека часто происходит в ущерб его духовному миру. В соответствии с новыми стандартами перед системой образования стоит сложнейшая задача: способствовать развитию человеческих (гуманистических) качеств обучающихся, наиболее полному раскрытию творческого потенциала их личности. Поэтому сегодня так актуальна ценностно-смысловая составляющая образовательного процесса, которая впоследствии обнаруживается в избираемых целях, интересах, мотивациях, убеждениях, оценках и других проявлениях человека.

Гуманизация школьного естественнонаучного образования — универсальный процесс. Она основана на личностно-деятельностном характере обучения (Е.В. Бондаревская, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина и др.), означает доминацию человека и способов его жизнедеятельности (Н.Н. Баранский, Ю.Н Гладкий, В.П. Максаковский, Я.Г Машбиц).

По проблеме гуманистического содержания школьного географического образования основополагающими являются работы А.И. Алексеева, Т.П. Герасимовой, И.В. Душиной, Л.М. Панчешниковой, В.В. Николиной и др. Гуманистические идеи имеют исторический и общечеловеческий характер, связанны с ценностью жизни, с провозглашением человеколюбия. Школьная география обладает значительным гуманистическим потенциалом, так как включает научные исторические, демографические, социально-экономические, культурологические знания и методические подходы творческого, личностно и практико-ориентированного, проблемного характера.

В то же время, как показывает практика и отмечается в ряде работ, посвященных анализу ценностных ориентаций подростков (И.Ю. Алексашина, В.Г. Воронцова, В.В. Николина и др.), воздействие учителей географии на ценностную ориентацию школьников остается недостаточным, требует целенаправленного научно-педагогического внимания. Школьный курс географии обладает очевидным гуманистическим потенциалом, затрагивает все стороны человеческой жизни, человеческого бытия, развивает у школьников мировоззрение, воспитывает их в духе мира, ориентирует на общечеловеческие ценности.

Формирование мировоззрения является основополагающим компонентом в развитии личности учащегося. Географическая картина мира является компонентом естественнонаучной и общественно-научной картины мира, которая составляет важнейшую часть общенаучной картины мира. Одной из составляющей географической картины мира является географическая картина взаимодействия общества, природы и человека, формирование которой способствует развитию гуманистического мировоззрения школьников, а именно пониманию своей роли, значимости в мире, осознанию географического образования на основе применения географических знаний в повседневной жизни, нравственному воспитанию подрастающего поколения, обладающего собственными взглядами, убеждениями и ценностями. Многие мировоззренческие идеи курса географии опираются на знания других наук — экологии, истории, краеведения и др.

Теоретическими основаниями моделирования гуманистического содержания школьного географического образования должны быть: атмосфера педагогического сотрудничества, признающая личность обучающегося как высшую ценность, формирование у школьников личностно-значимого, социально-ориентированного представления о Земле как о планете людей. На уроках географии раскрываются такие мировоззренческие идеи, как: Земля — единая и целостная система «Человек и мир»; основными на планете являются отношения между человеком и природой, человеком и обществом. Школьники с пятого класса знакомятся с системой «Человек и мир». Она основана на устойчивости всех структурных компонентов, а нарушение их баланса порождает проблемы, требующие для разрешения совместных усилий всех стран мира. Географическая культура и географическое мышление предполагают восприятие системы общечеловеческих ценностей, воспитание гуманистических отношений между людьми. Задача учителя заключается в формировании у обучающихся нового понимания и отношения к окружающему миру, нового способа деятельности в нём.

В целостной системе определения гуманистического содержания школьного географического образования выделяем взаимодействие целевого, мотивационного, процессуального компонентов. Целевой компонент включает формирование и развитие гуманистического мировоззрения школьников. Данный процесс состоит из возникновения потребности в изучении географии, далее её перехода в мотив, познавательный интерес, затем — ориентацию учащихся на мировоззренческие идеи географической науки, применение теоретических географических знаний при решении практических заданий. В конечном итоге знания трансформируются в мировоззренческие убеждения.

Мотивационный компонент основывается на демонстрации значимости географических знаний при решении в повседневной жизни экологических, социально-экономических задач в масштабе региона и всей страны. Процессуальный компонент включает выбор методических приемов, видов учебно-познавательной деятельности, форм организации учебно-воспитательного процесса, средств обучения.

Методическая система гуманизации школьного естественнонаучного образования обладает целостностью благодаря взаимодействию всех его компонентов и функционирует посредством включения в урок комплекса проблемных, творческих разноуровневых заданий различной сложности. Задания включаются в различные формы организации учебных занятий: конференции, практикумы, экскурсии, викторины, конкурсы, дискуссии, игры, семинары, зачеты и т.п.).

Каждое задание несёт мировоззренческую идею, гуманистическую цель, предусматривает многообразие элементов практической направленности.

При моделировании содержания современного естественнонаучного образования учитываются определяющие дидактические условия: создание на уроках благоприятного эмоционального фона, создание личностно-ориентированных ситуаций, включение аксиологического материала, направленного на понятия: «Отечество», «Труд», «Семья», «Земля», «Здоровье», «Человек» и др. Вопросы и задания на уроках географии направлены на развитие способности осознания роли человека в природе, хозяйстве страны. Краеведческий материал принимает личностно-значимый характер, помогает ученикам оценить собственную практическую деятельность в повседневной жизни, ценностное восприятие и эмоциональное отношение к окружающей действительности. [8]

Человек, который устанавливает нормальные, гуманные отношения с самим собой и со своими идеями, совершает тем самым второй шаг к тому, чтобы стать не только Человеком разумным – Homo sapiens, но и Человеком гуманным – Homo humanus. Но чтобы и первый, и второй шаг были сделаны верно, важно уметь ориентироваться в своем внутреннем мире.

Структура его весьма неоднородна. Если представить себе человека в виде солнечной системы, то в центр ее следует поместить то, что мы обозначаем буквой Я. Вокруг Я, глубинной сущности человека, его смыслового и жизненного ядра лежит сфера самосознания, отделяющего и одновременно связующего этот центр с мировоззрением личности. За территорией мировоззрения простираются различные области знания, накопленная человеком информация. Далее начинается его тело, биофизический носитель всего этого внутреннего мира, в свою очередь окруженный внешним, объективированным миром культуры, реальностями общества и природы. [ 9 ]

Как социальное явление гуманизм – это стремление объединенных гуманистическим мировоззрением людей практиковать его принципы во благо всех и каждого, продвигаться к максимально возможной гуманизации отношений между человеком и человеком, человеком и обществом, человеком и государством, обществом и государством.

Гуманизм – это больше, чем только этическая доктрина, поскольку в нем ставится задача собрать воедино и систематизировать все области и формы проявления человечности человека. Это значит, что в рамках гуманистического проекта интегрируются и культивируются на уровне мировоззрения и образа жизни нравственные, гражданско-правовые, политические, социальные, национальные и глобальные, философские, эстетические, научные, жизнесмысловые, экологические и все иные человеческие ценности.

Гуманизм не является и не должен являться идеологией или какой-либо партийно-политической программой, т.е. общественным идейным течением, организующей, мобилизующей и направляющей людей к достижению определенных политических или иных целей, связанных с господством и властью части людей над остальными членами национального или мирового сообщества. [10]

Выводы по разделу

Таким образом, география как наука о природе и обществе обладает большим потенциалом в решении проблемы гуманизации образования. Под гуманизацией школьного географического образования мы понимаем геообразовательный процесс мировоззренческого характера, протекающий в атмосфере педагогического сотрудничества, признающий личность учащегося как высшую ценность и направленный на формирование у школьников личностно-значимого, социально-ориентированного представления о Земле как о планете людей.

Гуманистический потенциал школьной географии позволяет повысить эффективность учебно-воспитательного процесса благодаря методическим подходам к содержанию предмета: личностно-ориентированному, практико-ориентированному, творческому (проблемному), а также научным-краеведческому, экологическому, историческому, социально-экономическому, демографическому, аксиологическому, культурологическому.

Под гуманистическим потенциалом школьной географии мы понимаем совокупность научно-методических подходов, обеспечивающих развитие гуманистического мировоззрения учащихся.

Компонентами системы гуманизации школьного географического образования являются: целевой (образовательные, воспитательные, развивающие цели); содержательный («очеловечивание» школьной географии); процессуально-мотивационный; оценочно-результативный (оценка развития гуманистического мировоззрения, степени удовлетворенности учащихся учебно-воспитательной деятельностью на уроках географии, характера мотивации при изучении географии).

Общие выводы

Таким образом, результатом обучения и воспитания на уроках естественнонаучного цикла становится формирование у школьников гуманистического мировоззрения, воспитания социально-ответственного поведения в окружающем мире на основе принятия ими общечеловеческих ценностей с учетом индивидуальных способностей и жизненных целей. Гуманистический потенциал школьной географии — совокупность научно-методических подходов географического образования, обеспечивающих развитие гуманистического мировоззрения учащихся. Дидактическими основами реализации гуманистического потенциала школьной географии являются: личностно-деятельностный подход в обучении географии, гуманизация межличностных отношений, гуманизация содержания географии, гуманизация мировоззрения учащихся.

В практическом плане гуманизация школьного географического образования представляют систему комплексного реформирования образовательного процесса, которая должна охватить все ступени обучения в школе. Гуманизация — сложный, многоярусный процесс, включающий в себя различные формы, средства и методы освоения учащимися мировоззренческих и социокультурных знаний, навыков и механизмов их реализации. Школьная география вбирает, абсорбирует в себе гуманитарные ценности, социальные знания, нравственно-эстетические принципы и нормы, общечеловеческие восприятия и миропонимание.

Исследование проблемы гуманизации школьного географического образования, накопленный в этой сфере положительный педагогический опыт позволяет предложить методические рекомендации:

— создавать гуманистически ориентированное учебно-воспитательное пространство в классе, мотивационно-ценностное отношение учителя к педагогической деятельности;

— полнее учитывать аспекты школьного образования (социальные, экономические, культурные особенности, состав населения, уровень подготовки обучающихся, их особенности, психологические стереотипы);

— дополнять учебные программы материалом по истории развития науки, по перспективам и прогнозам отдаленных последствий её влияния на мир;

— обеспечивать осознание сегодняшнего выпускника школы как действующего индивидуума современной социальной и технологической среды с помощью систем Интернет, виртуальных сред, информатизации образования;

— включать в педагогическую деятельность уникальную возможность непрерывного образования, прослеживать развитие личности выпускника за порогом школы с помощью мониторинга и коррекции учебных программ;

— использовать этические аспекты и культурологический подход при изучении географии;

— активнее разрабатывать междисциплинарные учебные курсы, внедрять личностно-развивающие модели обучения.

Библиография

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/gumanizm-prava/

1. Кардышевская М. Ал. Методика реализации гуманистического потенциала школьной географии// [Электронный ресурс]. URL : http :// www . dslib . net / teoria vospitania / metodika realizacii gumanisticheskogo potenciala shkolnoj geografii . html (дата обращения 30.05.2016).

2. Постановка проблемы в психолого-педагогической литературе [Электронный ресурс]. URL: http://www.ecsir.ru/plmeds-610-4.html (дата обращения 30.05.2016).

3. Российское гуманистическое общество www.humanism.ru /Лекция 4. Основные принципы гуманистической педагогики// [Электронный ресурс]. URL : http :// www . humanism . ru / pedagogika 4. htm (дата обращения 30.05.2016).

4. Сущность понятий гуманизма и гуманности в различных концепциях// [Электронный ресурс].

5. Концепция преподавания географии как условие перехода на стандарты нового поколения// [Электронный ресурс]. URL : http :// forum . schoolpress . ru / article /48/13 (дата обращения 30.05.2016).

6. Анучин В.А. Основы природопользования. Теоретический аспект. — М.: Мысль, 1998. — 293 с.

7. Б. Герджимек. Дикое животное и человек. — М.: Мысль, 1982 г.

8. Уголок учителя географии/Теоретические основания моделирования гуманистического содержания школьного географического образования// [Электронный ресурс]. URL : http :// urok galina . ru / publ / modelirovanie _ soderzhanija _ estestvennonauchnogo _ obrazovanija /1-1-0-25 (дата обращения 30.05.2016).

9. Homo humanus – Человек человечный// [Электронный ресурс].

10. Российское гуманистическое общество www.humanism.ru /