Развитие личности дошкольника в процессе общения

Курсовая работа

Роль общения в психологическом развитии человека. Виды общения.

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 12Следующая ⇒

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Успешное формирование всесторонне и гармонически развитой личности возможно лишь при учете закономерностей ее развития.

Включенность человека в разные системы: биологические, экологические, социальные – определяет чрезвычайную сложность и разнородность детерминант и потенциалов индивидуального развития.

Развитие человека – единый процесс, детерминированный историческими условиями общественной жизни. Результатом взаимодействия биологического и социального в индивидуальном развитии человека является формирование индивидуальности. Ее суть составляет единство и взаимосвязь свойств человека как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида; общим эффектом этого слияния, интеграции всех свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности является индивидуальность с ее целостной организацией всех свойств и их саморегуляцией. Социализация личности, сопровождающаяся все большей индивидуализацией, охватывает весь жизненный путь человека.

Природа психофизиологического развития разнородна и противоречива на всем протяжении онтогенеза. Общее развитие является результатом освоенных видов деятельности: труда, познания и общения. Они значительно влияют на формирование потенциальных свойств человека.

Во многих работах выявились факты значительного изменения показателей различных психических функций в результате трудовой деятельности. Если первая фаза развития психических функций выступает как следствие их возрастного созревания, то дальнейший прогресс функций обусловлен прежде всего формированием операциональных механизмов в процессе деятельности, что может существенно раздвинуть возможности развития потенциалов и способствовать творческому долголетию.

По мере становления личности растет целостность, интегративность ее психологической организации, усиливается взаимосвязь различных свойств и характеристик, накапливаются новые потенции развития. Происходит расширение и углубление связей личности с окружающим миром, обществом и другими людьми. Особую роль играют те стороны психики, которые обеспечивают внутреннюю активность личности, проявляющуюся в ее интересах, эмоциональном, осознанном отношении к окружающему и к собственной деятельности.

5 стр., 2379 слов

Личность и правовая система

... правовыми нормами и защите правил поведения, установленных государством. Личность В литературе существует множество определений личности. По мнению С.И. Ожегова, личность - человек, как носитель определённых свойств. Кондратьев В.Ю. и ... Принципы правовой системы Принципы задают основу содержания, а так же основные направления развития системы права. Современное право, а следовательно, и система ...

В ряде исследований установлено большое сходство особенностей развития личности в детстве, юности, раннем, среднем и позднем зрелом возрасте, что позволяет говорить о существовании различных индивидуальных стилей развития.

Таким образом, потенциалы развития включают индивидные, субъектные и личностные особенности, которые, преобразуясь под влиянием деятельностей человека, составляют своеобразное сочетание потенциалов индивидуального развития. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, ана-томо-физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как организм, вполне сохранен, тем не менее остается биологическим существом в своем психическом развитии. В качестве примера можно привести состояния людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительный период, особенно в детстве, жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобных (например, после кораблекрушения).

Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно – до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и – самовоспитанию

Виды общения

Виды общения по средствам:

1) вербальное общение – осуществляется посредством речи и является прерогативой человека. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить;

2) невербальное общение происходит с помощью мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица).

Невербальные формы и средства общения присущи не только человеку, но и некоторым животным (собакам, обезьянам и дельфинам).

В большинстве случаев невербальные формы и средства общения человека являются врожденными. Они позволяют людям взаимодействовать друг с другом, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях. Важнейшей невербальной составляющей процесса общения является умение слушать.

Виды общения по целям:

1) биологическое общение связано с удовлетворением основных органических потребностей и необходимо для поддержания, сохранения и развития организма;

11 стр., 5038 слов

Проблемы общения сотрудников ОВД с гражданами

... и это, безусловно, отражается на эффективности общения. Для достижения психологического контакта сотрудникам ОВД стоит учитывать ориентацию в пространстве - угол, под которым люди стоят или сидят по отношению друг к другу, ... по отношению к гражданину, поскольку «долг чести сотрудника органов внутренних дел - быть примером в… уважении и защите личности, человеческого достоинства гражданина, независимо ...

2) социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

Виды общения по содержанию:

1) материальное – обмен предметами и продуктами деятельности, которые, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей;

2) когнитивное – передача информации, расширяющей кругозор, совершенствующей и развивающей способности;

3) кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями, оказание влияния друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести человека в определенное физическое или психическое состояние;

4) деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками;

5) мотивационное общение состоит в передаче друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.

Виды общения по опосредованности:

1) непосредственное общение – происходит с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п.;

2) опосредствованное общение – связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (природных (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.) или культурных предметов (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.);

3) прямое общение строиться на основе личных контактов и непосредственного восприятия друг другом общающихся людей в самом акте общения (например, телесные контакты, беседы людей друг с другом и т. д.);

4) косвенное общение происходит через посредников, которыми могут быть другие люди (например, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

Другие виды общения:

1) деловое общение – общение, целью которого является достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности;

2) воспитательное общение – предполагает целенаправленное воздействие одного участника на другого с достаточно четким представлением желаемого результата;

3) диагностическое общение – общение, целью которого является формулировка определенного представления о собеседнике или получение от него какой-либо информации (таково общение врача с пациентом и т. п.);

4) интимно-личностное общение возможно при заинтересованности партнеров в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта, возникает между близкими людьми и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений.

В зависимости от участников общения называют лично-групповое, межличностное, и межгрупповое общение.

В первичной группе, первичном коллективе человек общается с каждым человеком. По ходу такого парного общения устанавливаются как личные, так и групповые задачи и цели. Знание общностей о содержании общения или наличии третьего в момент общения двух лиц между собой изменяют картину общения.

Лично-групповое общение более выражено проявляется между начальником и группой или коллективом.

Межгрупповое общение означает контакт двух общностей. К примеру командные баталии в спорте. задачи и цели межгруппового общения коллективов могут часто совпадать (общение обладает мирным характером), а могут и разниться (конфликтное общение).

13 стр., 6034 слов

Основы психологии следственной деятельности

... его пороками, борьбу за человека. Справедливость, объективность, избежание обвинительного уклона, неукоснительная реализация закона - основные требования к следственной деятельности. Повышенная психическая напряженность работы ... др. Каждое событие преступления отражается в материальной среде и в психике людей. Специфика следственного познания состоит в том, что следователь исследует как взаимосвязи ...

Межгрупповое общение — отнюдь не безликое аморфное воздействие. В этом общении каждая личность своеобразный носитель коллективной задачи, отстаивает ее, руководствуется ею.

Общение также различается на опосредстванное и непосредственное. Когда применяют термин «непосредственное», то подразумевают общение «лицом к лицу», в ходе которого каждый участник процесса воспринимает другого и производит контакт.

Опосредованное общение — коммуникация, в которую присутствуют третьи лица, механизмы, вещи (к примеру, телефонный разговор).

Временной интервал общения, оказывает большое влияние на его характеристику. Оно является неким катализатором способов и смыслового содержания общения. Узнать детально человека за маленький срок, естественно, нельзя, но попытка узнать особенности личности и характера существует постоянно. Длительное общение — не только путь к взаимному пониманию, но и дорогу к пресыщению. Длительное общение создает предпосылку психологической совместимости, либо конфронтации.

Общение также разделяется на законченное и незаконченное. Законченным общением может считаться такой вид общения, который одинаково расценивается участниками. При этом оценка общения фиксирует не только субъективную значимость итоговых результатов общения (удовлетворенность, безразличие, неудовлетворенность), а сам факт законченности, исчерпанности.

По ходу незаконченного общения содержание темы или совместного действия оказывается не исчерпанным, не результатным, который преследовала каждая из сторон. Незавершенность общения может быть вызвана объективными или субъективными причинами. Объективные или внешние причины — разъединение людей в пространстве, запреты, нехватка средств общения и другие. Субъективные — взаимное или одностороннее отсутствие желания продолжать общение, осознание необходимости его остановки и другие.

23.Понятие о мышлении в психологии

Мышление – опосредствованное обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях. На чувственной ступени познания внешние воздействия непосредственно приводят к возникновению соответствующих образов в нашем сознании. Отражение объективной действительности на логической ступени познания значительно сложнее. Оно носит не непосредственный, а опосредствованный характер, т. е. совершается с помощью целой системы средств, которые обычно отсутствуют на чувственной ступени познания, представлены как проявления мышления на чувственной ступени познания.

опосредствованное отражение действительности

чувственного отражения

Для того чтобы дать определение какому-либо явлению, предмету или событию, обычно недостаточным бывает его одноразовое восприятие. Поэтому оказывается важным накопить какой-то опыт, сохранить в памяти целый ряд подобных представлений. Но и этого недостаточно. Чтобы определить какой-то новый предмет, надо иметь опыт определения других объектов. Имеющиеся в нашей памяти представления, словарный запас, необходимый для формулирования определений, и составляют тот фонд знаний, посредством которых совершается процесс мышления.

4 стр., 1639 слов

Темперамент в деятельности субъектов вовлеченных в правоохранительную ...

... характера, на динамические особенности поведения человека, на его индивидуальность. Поэтому темперамент нельзя отделить от личности. Темперамент выступает своеобразным связующим звеном между организмом, познавательными процессами и личностью. Учение о темпераментах возникло около V в. ...

Мышление является опосредствованным отражением действительности и потому, что оно всегда протекает с опорой на имеющиеся у человека знания.

обобщенный характер

Опосредствованный и обобщенный характер мышления обеспечивает познание человеком как явлений, так и их сущности. Благодаря мышлению человек отражает не только то, что может быть непосредственно воспринято с помощью органов чувств, но и то, что скрыто от восприятия и может быть познано лишь в результате анализа, сравнения, обобщения. Мышление позволяет устанавливать различные связи и отношения.

24.Стадии развития психики в филогенезе

Психика – свойство мозга отражать объективно и независимо от сознания существующую действительность, обеспечивающее целесообразность поведения и Деятельности человека.

Сознание – высшая, свойственная только человеку форма психического отражения объективной действительности, опосредованная общественно-исторической Деятельности людей.

Развитие психики имеет 3 аспекта:

возникновение и развитие психики в животном мире;

  • возникновение и развитие человеческого сознания;
  • развитие психики в онтогенезе человека.

Движущая сила всякого развития – борьба внутренних противоречий, борьба между старым и новым, между отживающим и нарождающимся. Именно в этом источник развития психики.

Развитие носит скачкообразный характер, оно неизменно включает в себя перерывы постепенности.

Развитие психики в животном мире тесно связано с возникновением и развитием нервной системы, особенно головного мозга.

Нервная система у низших животных существует в разнообразных формах: сетчатая, кольцевая, радиальная и т.д. Она обеспечивает целостное функционирование организма.

Чувствительность возникает на базе раздражительности как всеобщего свойства живой материи. Она есть первое проявление психики и показатель ее возникновения.

Леонтьев выделяет 3 стадии развития психики. Согласно Фарби, в пределах каждой стадии могут быть различные уровни: низший, высший и наивысший.

3 стадии развития психики:

элементарная чувствительность

предметное восприятие

интеллект

Возникновение сознания – это качественно новый этап в развитии психики.

Его развитие обусловлено социальными условиями. Сознание носит всегда целенаправленный характер. Основной предпосылкой и условием возникновения сознания человека явилось развитие человеческого мозга. Становление сознания – процесс очень длительный, связанный с общественно-трудовой Деятельностью. Возникновение трудовой Деятельности в корне изменило отношение человека к окружающей среде. Труд – это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу.

Основой перехода к сознанию человека явился совместный труд людей, направленный на общую цель. В процессе трудовой Деятельности развивались и закреплялись функции руки, которые все совершенствовалась и изменялась, превратившись в орган познания.

Сознание является высшим уровнем психического отражения.

Развитие психического отражения на шаг отстает от развития Деятельности.

5 стр., 2486 слов

Нравственный характер деятельности прокуратуры

... деятельности прокурора сопряжена с особыми нравственными ситуациями, которые обычно не встречаются в деятельности представителей других профессий, но обычны в сфере прокурорской деятельности. Следовательно, профессиональная этика прокурора должна включать и специфические нравственные нормы, определяющие поведение людей ...

Леонтьев:

сенсорная Деятельность

перцептивная Деятельность

  • отдельные объекты;
  • появление операции (условия, в которых дан предмет Деятельности).

интеллектуальная Деятельность

25.Характер. Формирование характера

Характер (греч. «charaktety> — печать, чеканка) совокупность устойчивых психических черт личности, влияющая на все стороны ее поведения Обуславливающая ее устойчивое отношение к окружающему миру, другим людям, деятельности, самой себе и выражающая индивидуальное своебразие личности, проявляющееся в стиле деятельности и общении.

Характер — стержневое психическое свойство личности, накладывающее отпечаток на все стороны жизнедеятельности человека.

Понятие характера весьма различается в различных теоретических построениях. В современной зарубежной психологии можно выделить три основных направления характерологии: — констинституционно-биологическое — Э. Кречмер. Характер, по существу, сводится к совокупности внешнего вида, конституции и проявления темперамента. Различают астенический, атлетический, пикнические характера; — психоаналитическое — 3игмундт Фрейд, Карл Юнг, Альфред Адлер и др. Характер объясняется исходя из бессознательных влечений человека; — идеологическое — психоэтическая теория Робека. Характер заключается в торможении инстинктов, которое определяется этико-логическими санкциями. То. какие инстинкты и какими санкциями тормозятся, зависит от внутренних имманентных свойств личности.

В русской психологии исследованием характера занимались Н.О. Лосский, П.Ф. Лесгафт, А.Ф. Лазурский, А.П. Нечаев, В.И. Страхов, Н. Д. Левитов и др. Здесь можно выделить следующие направления: идеалистическое, биологизаторское, материалистическое. Следует также отметить социально-оценочный оттенок при определении характера, значительную устойчивость психологических характеристик.

Характер формируется на основе темперамента под влиянием условий жизни. В характере черты темперамента содержатся в преобразованном виде. Они поняты и приняты либо не приняты человеком.

Особое значение для формирования характера имеют первые годы жизни человека (3. Фрейд, А. Адлер, К.Хорни, Б.Г. Ананьев).

По мнению Б.Г. Ананьева, характер является выражением и условием цельности личности и к основным его свойствам следует относить направленность, привычки, коммуникативные свойства, эмоционально-динамические проявления, сформированные на основе темперамента.

Структура и содержание характера определяются взаимосвязью компонентов (насколько они гармоничны или находятся в конфликте, то есть противоречат друг другу).

Эта взаимосвязь определяет целостность или противоречивость характера.

Характер тесно взаимосвязан с темпераментом. Темперамент выступает динамической стороной характера, но в отличие от темперамента характер в большей степени обусловлен социальными факторами. Поэтому характер оказывает сильное влияние на проявление темперамента. С одной стороны, правдивыми, лживыми, злыми, добрыми, грубымы, доброжелательными, тактичными бывают люди с любым темперамтом, а с другой — при определенном типе темперамента одни социальные качества формируются легче и быстрее, а другие медленнее и труднее, требуя больших затрат. Например, холерику, в отличие от флегматика, легче сформировать коммуникабельность, но труднее — дисциплинированность. Однако это не может служить оправданием негативных черт характера.

7 стр., 3202 слов

Пути, приёмы и средства улучшения памяти человека

... элементов. По характеру целей деятельности память может быть: непроизвольной, когда отсутствует специальная цель запомнить что-то; произвольной, когда перед человеком стоит ... личностей мы нередко встречаем примеры феноменальной памяти безграничной по своим возможностям. Современный крупнейший математик и кибернетик фон Нейман сделал расчёты, которые показали, что в принципе человеческий мозг ...

Черты характера, Характер определяет:

Таким образом, характер подчеркивает индивидуальность личности. В нем наиболее полно отражаются ее волевые качества.

В характере черты темперамента содержатся в преобразованном виде. Они либо понятны и приняты, либо не приняты человеком за основу своей деятельности.

Под чертой характера понимают те или иные особенности личности. которые систематически проявляются в различных видах деятельности опека и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях.

Таким образом, характер является своеобразным выражением психических познавательных, эмоционально-волевых процессов, направленности, темперамента, способностей человека. Направленность личности убеждения, интересы, потребности, мотивы деятельности определяют содержание характера, его цельность или противоречивость, устойчивость и т.д. От характера, в свою очередь, зависит, какие мотивы деятельности станут главными, ведущими. Способности определяют интеллетуальные черты характера. Темперамент является его динамической стороной. В то же время характер оказывает сильное влияние на проявление темперамента, на его изменение и выражение в деятельности.

Существует тесная взаимосвязь между характером и привычками человека, представляющими собой автоматизированно выполняемые Действия, ставшие его потребностью. Отдельные действия и поступки. При их неоднократном повторении становятся привычками, роль котооых жизни и деятельности человека исключительно велика. Из привычки складывается характер, в них он и проявляется.

Итак, характер не является врожденным свойством личности, формируется и развивается в процессе активной деятельности человека под воздействием социальной среды и воспитания.

Характер человека проявляется в его деятельности, речи и во внешнем облике. В деятельности человека можно увидеть его отношения к окружающему, к труду, к своим товарищам, руководителям, к самому себе. Можно определить наличие положительных и отрицательных качеств характера, его силу, устойчивость и цельность.

В речи проявляется общительность, духовная культура человека внимательность к собеседнику или, наоборот, самоуверенность, желание «порисоваться», навязчивость, самовлюбленность. Если человек подтянут, бодр, жизнерадостный, приветливый, имеет опрятный вид это говорит о его внутренней собранности, организованности, целеустремленности, воспитанности, доброжелательности но отношению к другим людям. Неопрятность, неряшливость, развязность, неприветливо характеризуют человека с отрицательной стороны. Это и есть основные черты характера.

Совокупность тех или иных качеств и свойств, присущих характеру позволяет произвести соответствующую классификацию, или типологизацию. Но для этого необходимо выделить соответствующие основания. Возьмем за основание отношение человека к окружающей действительности, самому себе и деятельности.

По отношению к окружающей действительности: убежденность и беспринципностъ. Убежденность определяет принципиальность поведения человека. наличие четких принципов, которых человек придерживается в процессе жизнедеятельности. Беспринципностъ — одна из причин непредсказуемости поведения человека. Предполагает преобладание личных, узкокорыстных интересов и потребностей, интересов и мотивов в деятельности человека.

7 стр., 3078 слов

Принцип Реальности, или Что человеку надо

Для этого и служит энергия; ее таинственная функция — восстанавливать собственное равновесие. Человек устроен таким образом, что при всяком внутреннем или внешнем происшествии рано или ... разных водителей возникает свой уровень беспокойства, всецело зависящий от их желаний в отношении более или менее близкого будущего: существенно, насколько водитель торопится, каково его финансовое ...

Система принципов должна быть подвижной, постоянно развиваться и совершенствоваться, но не меняться кардинально.

По отношению к другим людям: общительность и замкнутость. Общительность необходима для установления товарищеских отношений, но предполагает принципиальность, способствует завоеванию доверия, авторитета. Замкнутость может быть следствием робости или привычки к одиночествy, или недоверия к людям, отрицательного отношения к ним. Она может быть следствием каких-либо жизненных осложнений и неудач, результатом недостатков воспитания в детстве.

По отношению к самому себе: альтруистичность и замкнутость. Альтруизм — система ценностных ориентации личности, выражающаяся в готовности жертвовать собственными интересами в пользу другого человека или социальной общности. Этический принцип, выдвигается в качестве главного критерия нравственной оценки соблюдение интересов другого человека или социальной общности. Противоположный понятию эгоизм. Эгоизм — стремление к преувеличению своего «Я», своих возможностей, своих интересов, потребностей в ущерб другим. Наиболее яркая форма его проявления — эгоцентризм, проявляющийся в преувеличенном подчеркивании своего «Я», крайнем эгоизме, неспособности индивида изменить свою позицию по отношению к чужому мнению.

По отношению к деятельности: деятельный и бездеятельный. Деятельный — трудолюбивый, настойчивый, инициативный тип характера. Бездеятельный — может быть обусловлен личностными качествами-ленностью, пассивностью, низкими волевыми качествами, а также внутренней противоречивостью личности.

Мы рассмотрели крайние (биполярные) проявления характера, его черт и особенностей. В реальной жизни, в реальных характерах реальных множество оттенков и переходов. Это делает характер каждого человека неповторимым с одной стороны, а с другой он подчеркивает индивидуальность каждого человека.

Основаниями для классификации характера можно также выделить силу, устойчивость и его структуру.

Сильный — человек настойчиво, последовательно добивается своих целей. Поступает в соответствии со своими убеждениями, относительно независим в своих поступках и суждениях.

Слабый — непоследовательность поступков и действий, подвержен влиянию других людей и внешних обстоятельств, боязнь трудностей.

Устойчивый — иерархическая шкала ценностей, принципы и убеждения неизменны относительно длительного промежутка времени.

Неустойчивый — иерархическая шкала ценностей, принципы и убеждения постоянно подвержены изменениям.

Цельный- внутренний мир согласован, мысли, слова, поступки, чувства, взгляды отношения, поступки, мотивы совпадают с убеждениями,

Противоречивый — несовместимые взгляды, отношения, поступки цели, мотивы, желания.

Немецкий психолог К. Леонгард считает, что у 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что оказывают решающее влияние на их поведение, приводят к конфликтным формам взаимоотношений, нервным срывам.

Акцентуация характера — преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, что приводит к ухудшению процесса взаимодействия с другими людьми.

Акцентуированная личность — это, как правило, личность с характерологическими отклонениями от нормы, выраженными в чрезмерном усилении отдельных черт характера, им присуща тенденция к особенному социально-положительному или социально-отрицательному развитию. Личностям с акцентуациями характера свойственны так называемые «места наименьшего сопротивления», особая уязвимость по отношению к некоторым факторам, которые для данных личностей являю психотравмирующими. Различают явные и скрытые (латентные) акцецентуции характера. Основными типами акцентуации характера являются: — гипертимический (гиперактивный); — дистемичный; — циклоидный; — эмотивный (эмоциональный); — демонстративный; — возбудимый; — застревающий; — педантичный; — тревожный (психостенический); — экзальтированный (лабильный); интровертированный (шизоидный); — экстравертированный (конформный).

20 стр., 9570 слов

Принудительные меры медицинского характера

... правовую природу принудительных мер медицинского характера; - проанализировать цели и основания применения принудительных мер медицинского характера; - рассмотреть проблему правового статуса лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера; - изучить виды принудительных мер медицинского характера и ...

Однако чаще встречаются не чистые типы акцентуаций характера, а промежуточные, смешанные. Они чаще проявляются в подростковом и юношеском возрасте (50-80%).

С годами они могут существенно сглаживаться, приближаться к норме. Но в старости они опять обостряются. Их выраженность может быть от легких форм (почти не заметных) до психопатии (серьезного психического заболевания требующего изоляции).

Для выявления акцентуаций используются специальные методики и тесты (Шмишека, Кэттелаи др.)

Мозг и психика.

Психика является свойством мозга отражать окружающей среды и регулировать поведение и деятельность человека

мозг Мозг работает

Понятие о рефлексе как закономерный ответ организма на внешнее воздействие было сформулировано еще в XVII в Р Декартом, однако впервые положение о том, что все акты психической жизни по своей структуре и динамикой являются рефлекторными, выдвинул И М Сеченов (1829-1905) В работе \»Рефлексы головного мозга\» (1863) он назвал психические процессы \»средним звеном\» рефлекторного акт» рефлекторного акту.

Рефлекторная теория И М Сеченова была значительным шагом в развитии психологии, поскольку она обосновала происхождение всех психических явлений, их детерминацию внешним миром и связь с действиями человека

как сиг-горючий характер психического отражения

обратной связи

Связь психики с мозгом прослеживается разнопланово Психическое отражение в животном мире осуществляется на разных уровнях в зависимости от структурной организации мозга, его анатомического строения и функцион нальной деятельности Зависимость уровня отражения от созревания мозга можно наблюдать в онтогенезе Анатомическая недоразвитость мозга у человека или нарушение его функциональной деятельности также сопро воджуються расстройством психикиіки.

Учение о мозге и его психические функции имеет длительную историю, в которой можно выделить две тенденции: первая связана с изучением локализации психических функций в соответствии с анатомических зон коры головног го мозга, вторая рассматривает мозг и его работу как единое цил.

цитоархитекноникою

Головной мозг состоит из двух частей — правой и левого полушарий, включающие кору головного мозга Кора головного мозга — верхний слой полушарий — это прежде всего нервные клетки Они называются нейро онами, или невронамми.

данным исследователей, мозг состоит из 100 миллиардов нейронов — индивидуальных нервных клеток Каждая такая клетка головного мозга связана с примерно 15000 других нейронов и создает свои оеридну сеть, которая объединяет и сохраняет большое количество информации По мнению американского психолога Д Куна и других ученых, в головном мозге может быть больше \»тропинок\», которые связывают нейроны, чем а томов в целом Вселенной Образно говоря, в мозгу весом 1,4-2,2 кг помещается весь свиться весь світ.

Нейроны объединены в крупные сети и является основой для функционирования всех психических явлений: процессов, состояний, интеллекта и сознания

Каждый нейрон уникален по форме и размеру и состоит из волокон, принимающих входные сигналы, основного тела, которое принимает сигнал (информацию) и передает нервные импульсы по волокну, и волокон, которые выносят сигнал из тела нервной клетки.

Связь этих волокон обеспечивает передачу сигналов между нейронами Каждый нейрон подобен микроскопической биологической батарейки, благодаря которой в нервной клетке и вокруг нее живут электрически заряд Дженни молекулы, которые называют ионами Нейроны имеют либо положительный, либо отрицательный электрический заряд и могут находиться в состоянии покоя, возбуждения или потенциала диії.

Нервные импульсы имеют не только электрическую, но и химическую природу Последняя связана с функционированием синапсов Синапс — это микроскопический пространство между двумя нейронами, через которые передаются сигналы Функ кционування головного мозга исследовали ИМ Сеченов, ИП Павлов, ГС Костюк и др. их взгляды имели прогрессивное значение для развития не только физиологии, но и психологии Сейчас эти проблемы изучают в ин титут физиологии Академии наук Украины, в Петербургском институте Мозга Российской Академии наук, в аналогичных институтах западной Европы и СШвропи і США.

⇐ Предыдущая7Следующая ⇒