Правовое обеспечение военно-врачебной экспертизы как специального вида медицинской эскпертизы

По-прежнему широко распространено направление на дополнительное обследование призывников, не нуждающихся в нем. Многократные медицинские обследования могут нанести вред здоровью призывника. Так, 1 октября 2008 года после проведенного медицинского освидетельствования призывник Л. был направлен на дополнительное обследование врачом, руководящим работой по медицинскому освидетельствованию граждан, для уточнения диагноза в ГБ № 2. Решение о направление призывника Л. на дополнительное обследование необоснованно, поскольку:

  • призывник Л. имел на руках все необходимые документы и не нуждался в повторении уже проведенного обследования;
  • данное решение вынесено единолично врачом, руководящим работой по медицинскому освидетельствованию граждан, Яковлевым В.Г.

(в нарушение п. 19 Положения о военно-врачебной экспертизе);

  • призывнику не был предоставлен выбор медицинского учреждения, на что он имеет право в соответствии с п. 2 ст. 30 ФЗ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан»;
  • ст.ст.

66, 68 Расписания болезней (Приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе) не предусматривают необходимости стационарного обследования.

Несмотря на данные факты, 7 октября 2008 года призывник Л. поступил на медицинское обследование в ГМПО №2 Санкт-Петербурга на отделение хирургии позвоночника для уточнения диагноза: сколиоз, плоскостопие.

Без необходимых показаний Л. был подвержен облучению 13 раз (копия листа учета рентгенологических исследований в ГБ № 2 прилагается) и получил значительно превышающую норму дозу облучения. Всего в 2008 году гражданину Л. была сделана 21 рентгенограмма2.

ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» содержит в себе требование об обязательном освидетельствовании призывников следующими врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, стоматологом, окулистом, оториноларингологом, невропатологом, психиатром. Кроме того, по результатам медицинского освидетельствования итоговое заключение о категории годности призывника к военной службе дает врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу. Непроведение любым из указанных выше врачей медицинского освидетельствования призывника, равно как и дача врачом, руководящим работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, итогового заключения о категории годности к военной службе в отсутствие любого врача-специалиста может служить основанием для обжалования решения призывной комиссии.

11 стр., 5019 слов

Организационная работа медицинской сестры в приемном отделении

... санитарно-просветительной работы; журнал учета травм медицинского персонала и посттравматической профилактики. Согласно учетным формам заполняются журналы приемного отделения: ... медицинскую документацию. После регистрации пациента медсестра направляет его в смотровой кабинет для осмотра врачом и выполнения необходимых диагностических и лечебных процедур. Если больной доставлен в приёмное отделение ...

Таким образом, вопросов в организации прохождения ВВЭ остается достаточно много.

1.2. Особенности военно-врачебной экспертизы

Исходя из определения понятия, указанного выше, можно выделить основные черты военно-врачебной экспертизы.

Во-первых, она осуществляется постоянно, регулярно, не зависимо от того, ведутся ли боевые действия на территории страны или мирное время.

Во-вторых, она проводится только в отношении лиц, проходящих военную службу, службу в органах, перечисленных в п.1 Положения о военно-врачебной экспертизе.

В-третьих, помимо медицинского освидетельствования лиц на предмет годности к службе, военно-врачебная экспертиза занимается вопросами определения причинной связи полученных гражданами увечий (ранений, травм и контузий), заболеваний с прохождением ими военной службы (военных сборов), службы в органах.

Особенностью военно-врачебной экспертизы заключается в том, что при медицинском освидетельствовании военнослужащих всегда одновременно с определением категории годности к военной службе во всех случаях, когда установлен диагноз увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания выносят заключение о причинной связи их с прохождением военной службы.

Определение причинной связи увечий (ранений, травм, контузий) играет большую роль для военнослужащих и бывших военнослужащих.

Во-первых, при определении причинной связи инвалидности бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) выносят заключение о причине инвалидности в точном соответствии с формулировкой о причинной связи увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, установленной ВВК, что в конечном итоге влияет не только на размер пенсий по инвалидности, а также гарантирует получение от государства соответствующих социальных льгот.

Положением о военно-врачебной экспертизе определены следующие формулировки заключений о причинной связи с военной службой в отношении увечий (ранений, травм, контузий):

  • «Военная травма» — в случае если увечье (ранение, травма, контузия) получены при участии в боевых действиях или исполнении других обязанностей военной службы, а также в случае, если начало или обострение заболевания может быть отнесено к периоду участия в боевых действиях;
  • «Заболевание, радиационно обусловленное, получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС» — в случае, если заболевание получено освидетельствуемым в результате радиационного воздействия при выполнении работ по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС;

— «Заболевание получено в период военной службы» — в случае, если заболевание развилось в период военной службы, или начавшееся до призыва на военную службу за время службы достигло такой степени, что это привело к изменению категории годности военной службы, или приводит к негодности (в том числе временной).

Факт и обстоятельства увечья (ранения, травмы, контузии), а также участие в боевых действиях или в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС обязательно должны быть подтверждены документально.

15 стр., 7052 слов

Военные преступления. Военные преступления и их особенности Введение

... военные преступления. Служба помогает государству, преступнику, выполнять обязанности, наложенные судом. Военные преступления являются наиболее серьезными преступлениями и охватывают широкий круг общественных отношений. Преступление ... встречаются и по сей день. Характеристика военных преступлений Появление категории военных преступлений в международном праве обусловлено двумя основными ...

В связи со вступлением в действие с 1 января 2005 г. Федерального закона N 122-ФЗ Постановлением правительства РФ от 31 декабря 2004 г. исключена ранее применявшаяся формулировка заключения ВВК о причинной связи заболеваний в связи с аварией на Чернобыльской АЭС в формулировке: «заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС».

От формулировки причинной связи инвалидности с военной службой зависит размер пенсии по инвалидности. Так, например, военнослужащий, проходивший военную службу по контракту, и ставший инвалидом I или II группы вследствие «военной травмы» или от «заболевания полученного при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС», «заболевания радиационно обусловленного полученного при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС» может через военный комиссариат оформить пенсию по инвалидности в размере 85% денежного содержания. Этот же военнослужащий, ставший инвалидом I или II группы от заболевания, полученного в период военной службы, может получить пенсию в размере 75% денежного содержания.

От формулировки причинной связи увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, приведшего к смерти военнослужащего, зависит размер пенсии по случаю потери кормильца. Кроме того, если военнослужащему, гражданину, проходившему военную службу, по последствиям увечья (ранения, травмы, контузии), будет установлена инвалидность с причинной связью в формулировке: «Военная травма» он в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» получает право на ряд компенсаций и льгот.

Таким образом, осуществляемая на межведомственном уровне преемственность между военно-врачебными комиссиями и бюро медико-социальной экспертизы при установлении группы и причины инвалидности у военнослужащих, граждан проходивших военную службу (военные сборы) является одним из важнейших принципов их социального обеспечения.

Во-вторых, в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» страховые выплаты по случаю увечья (ранения, травмы, контузии), в связи с установлением инвалидности и по случаю гибели (смерти) до истечения года после увольнения с военной службы военнослужащего (бывшего военнослужащего) производятся только в случае, если увечье (ранение, травма, контузия), заболевание было получено в период военной службы.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, оклады исчисляются исходя из минимального месячного оклада, установленного для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 N 855 утвержден Перечень увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым или легким, а также Перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы застрахованному по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудникам федеральных органов налоговой полиции.

3 стр., 1352 слов

Понятие государственной службы и ее виды (2)

... система государственной службы включает в себя следующие виды: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба. Кроме того, исследуя понятие «государственная служба», следует сделать вывод о том, что государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ, а военная служба и ...

В-третьих, в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», если военнослужащий признан «Д» — не годным к военной службе по увечью (ранению, травме, контузии), заболеванию, причинная связь которых установлена в формулировках: «Военная травма» или «Заболевание радиационно обусловленное полученное при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС» при досрочном увольнении с военной службы по состоянию здоровья ему через страховую компанию выплачивается единовременное пособие в размере 60 окладов денежного содержания.

В случае гибели (смерти) военнослужащего, наступившей при исполнении обязанностей военной службы, или смерти бывшего военнослужащего до истечения одного года после увольнения с военной службы от увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, причинная связь которых с военной службой установлена в формулировках: «Военная травма» или «Заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС» членам их семей выплачивается в равных долях 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия.

Порядок выплат единовременных пособий определен Инструкцией о порядке выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 02.02.1999 №55.

Выделяют еще одну особенность военно-врачебной экспертизы. В связи с принятием Постановление Правительства РФ от 28 июля 2008 г. « 574 «Об утверждении Положения о независимой военно-врачебной экспертизе и о внесении изменений в Положение о военно-врачебной экспертизе», гражданин имеет право пройти независимую военно-врачебную экспертизу при его несогласии с заключением военно-врачебной (врачебно-летной) комиссии либо с заключением медицинского освидетельствования граждан, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет.

Военно-врачебная экспертиза носит комплексный характер, т.е. при проведении медицинского обследования гражданина участвуют врачи различного профиля. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. № 123 экспертизу проводят следующие врачи-специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, оториноларинголог, стоматолог, дерматовенеролог а в случае необходимости — врачи других специальностей.

Таким образом, от военно-врачебной экспертизы зависит:

— право на досрочное увольнение военнослужащих с военной службы по состоянию здоровья на основании заключения военно-врачебной комиссии в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и «Положением о порядке прохождения военной службы».

  • назначение ряда социальных льгот военнослужащим при их увольнении с военной службы по состоянию здоровья, и членам их семей в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих»;
  • предоставление компенсаций и льгот военнослужащим, гражданам, проходившим военную службу (военные сборы) и принимавшим участие в работах по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
  • предоставление льгот и компенсаций военнослужащим и гражданам, проходившим военную службу, и принимавшим участие в боевых действиях в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах»;
  • размер пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца в соответствии с законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей»;

— право на страховые выплаты в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» и единовременное пособие в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

13 стр., 6056 слов

Медико-социальная экспертиза в работе с людьми с ограниченными возможностями

... оснований и критериев установления группы инвалидности; раскрыть права инвалида в обществе. Глава I. Теоретические аспекты медико - социальной экспертизы с людьми ограниченными возможностями 1.1 Понятие «люди с ... с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций ...

Условия и порядок компенсационных выплат бывшим военнослужащим определены Федеральным законом от 28.03.1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов налоговой полиции».

Согласно статье 5 Федерального закона размер страховых сумм, выплачиваемых военнослужащим и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лицам, зависит от тяжести установленной им группы инвалидности и тяжести полученного в период прохождения военной службы увечья (ранения, травмы, контузии).

Определении степени тяжести увечий, (ранений, травм, контузий) застрахованных лиц осуществляется соответствующими медицинскими органами федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, служба, военные сборы. Таким образом, страховые выплаты бывшим военнослужащим и лицам, приравненным к ним по обязательному государственному страхованию, не зависят от степени утраты профессиональной трудоспособности.

В настоящее время ни один из нормативно-правовых актов не возлагает на учреждения МСЭ право устанавливать бывшим военнослужащим степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах вследствие увечий (ранений, травм, контузий) либо заболеваний, полученных в период прохождения военной службы. В свою очередь, критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности лицам, проходившим службу в вооруженных силах, в законодательстве Российской Федерации отсутствуют. Таким образом, действующими нормативными правовыми актами не определен порядок установления бюро медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности вышеназванной категории граждан3.

Глава 2. Правовые основы военно-врачебной экспертизы

Впервые правовые вопросы военно-врачебной экспертизы были охарактеризованы еще в начале XIX века. В 1806 году Главным по Военной Сухопутной Медицинской части инспектором лейб-хирургом Я.В. Виллие было разработано и издано первое Наставление, служащее руководством врачам при наборе рекрутов, в котором приведено первое расписание болезней, по которым рекрут признавался негодным к военной службе.

4 стр., 1501 слов

Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов Российской ...

... или муниципальной службы. Минюст России проводит антикоррупционную экспертизу: проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными ...

Большая заслуга в разработке нормативных документов по ВВЭ принадлежит Р.С. Четыркину (1797-1865).

В его трудах «Опыт военно-медицинской полиции, или правила к сохранению здоровья русских солдат в сухопутной службе» (1834) и «Наставления по части практической военно-медицинской полиции» (1850) изложены идеи, явившиеся первоосновой многих современных положений ВВЭ и не потерявшие своего значения в настоящее время.

Первое в России «Положение о военно-врачебных комиссиях», которым была предусмотрена организация Центральной военно-врачебной комиссии (ЦВВК) в целях руководства, контроля и объединения деятельности всех врачебных комиссий, а также штатная организация фронтовой, госпитальной, гарнизонной и постоянной при эвакопунктах врачебных комиссий, было введено в действие приказом Реввоенсовета и Наркомздрава от 04.04.1921 № 761. Таким образом, ВВЭ получила свое организационное оформление в общей системе медицинского обеспечения войск4.

С образованием Российской Федерации как самостоятельного государства в начале 90-х годов начался активный процесс реформирования Вооруженных Сил и нормативно-правовой базы их деятельности. Были приняты основополагающие законы: Федеральный закон РФ от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», Федеральный закон РФ от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон РФ от 27 мая 1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Федеральный закон РФ от 22 июля 1993 года № 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» и ряд других документов, в которые отражают вопросы ВВЭ.

В Основах законодательства об охране здоровья граждан впервые в истории отечественной ВВЭ, отдельной, 51, статьей «Военно-врачебная экспертиза» законодательно установлены правовые основы деятельности ВВЭ, а статьей 25 определено право военнослужащих на медицинское освидетельствование для определения годности к военной службе и досрочное увольнение с военной службы на основании заключения военно-врачебной комиссии. Гражданам также предоставляется право на производство независимой ВВЭ. Заключение учреждения, производившего ВВЭ, может быть обжаловано в суд самим гражданином или его законным представителем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Основополагающими документами, оказавшими значительное влияние на деятельность органов ВВЭ, стали «Положение о военно-врачебной экспертизе», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 1995 г. № 390, и «Инструкция о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации», утвержденная приказом Министра обороны Российской Федерации в 1995 году (№ 315).

На смену им пришли действующие в настоящее время «Положение о военно-врачебной экспертизе», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 года № 123, и «Инструкция о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации», утвержденная приказом Министра обороны Российской Федерации от 2003 года N 200.

Вопросы независимой военно-врачебной экспертизы регламентирует постановление Правительства РФ от 28 июля 2008 г. № 574 «Об утверждении положения о независимой военно-врачебной экспертизе и о внесении изменений в положение о военно-врачебной экспертизе». Проведение военно-врачебной экспертизы в отдельных органах регулируется дополнительными приказами. Так, порядок проведения военно-врачебной экспертизы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ регламентируется Приказом ФСКН РФ от 09.01.2008 № 1. Порядок проведения военно-врачебной экспертизы в таможенных органах России регулируется Приказом ГТК РФ от 04.06.2003 № 620. В Вооруженных силах РФ военно-врачебная экспертиза проводится в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 20.08.2003 №200.

20 стр., 9764 слов

Порядок отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних ...

... начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации. Требования, предъявляемые к деловым (профессиональным) качествам граждан, принимаемых на службу в органы внутренних дел, определяются должностными ... коллективами. Изучение кандидатов для поступления на службу в органы внутренних дел Изучение кандидатов для поступления на службу в органы внутренних дел осуществляется в два этапа: а) ...

Требования к состоянию здоровья, разработанные в соответствии со статьей 24 Федерального закона РФ от 28 марта 1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» медицинскими специалистами Минобороны России совместно с медицинскими специалистами Минздрава России, закреплены в приложении к Положению о военно-врачебной экспертизе. Утверждение нормативных правовых актов по ВВЭ Правительством Российской Федерации свидетельствует:

  • о государственной значимости военно-медицинской службы и органов ВВЭ, прежде всего в решении задач комплектования Вооруженных Сил и других войск, как в мирное, так и в военное время;

1.Федеральный закон РФ от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // СПС «КонсультантПлюс».

2.Федеральный закон от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // СПС «КонсультантПлюс».

3.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 21.12.2009) // СПС «КонсультантПлюс».

4.Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» // КонсультантПлюс.

5.Федеральный закон РФ от 22 июля 1993 г. №5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» // КонсультантПлюс.

6.Постановление Правительства РФ от 28 июля 2008 г. № 574 «Об утверждении положения о независимой военно-врачебной экспертизе и о внесении изменений в положение о военно-врачебной экспертизе» // Собрание законодательства РФ.- 2008.-№ 31. Ст. 3744.

7.Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. № 123 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2003.-№ 10. Ст. 902.

8.Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 1988 г. № 855 «О мерах по реализации Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1998.-№32. Ст. 3900.

9.Положение о порядке прохождения военной службы: утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 // КонсультантПлюс.

23 стр., 11178 слов

Международное гуманитарное право (законы и обычаи войны) в российской ...

... является международное гуманитарное право в российской военной истории. Определимся в понятии. Международное гуманитарное право является отраслью международного права и ... и литературы. В работе использованы основные источники современного международного гуманитарного права: 1) Женевская конвенция ... Пушкин «Полтава» Петр настаивал, чтобы военнослужащие воспитывались в духе соблюдения законов ...

10.Инструкция о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации: утверждена приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 200 // Российская газета.- 2003 г. № 127.

11.Приказ Министра обороны Российской Федерации N 200 от 20 августа 2003 г. «О порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации».

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/po-voennaya-ekspertiza/

12.Интернет-интервью с начальником Управления медико-социальной экспертизы и социальной поддержки населения Федерального медико-биологического агентства Козловым С.И. «Медико-социальная экспертиза: организация и процедура прохождения. Опыт и новые решения» // www.dislife.ru/flow/theme/2550.

13.Коршевер Н.Г. Анализ причин ошибок при вынесении экспертного заключения / Н.Г. Коршевер, С.А. Кан // Актуальные вопросы военной медицины и военно-медицинского образования: сб. науч. работ. – Саратов: Изд –е Сарат. воен.-мед. ин-та, 2008.

14.Кан С.А. Определение недостатков организации военно-врачебной экспертизы в субъекте РФ / С.А. Кан, Н.Г. Коршевер // Доклады Академии военных наук. Поволжское отделение. – Саратов, 2009.– № 2 (37).

– С. 38-40.

15.Куликов В.В., Квасовка В.В., Ядчук В.Н., Красников В.Н., Адаменко А.М., Ковальский О.Н., Дворянчиков Н.А. Медицинское освидетельствование военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск. // Учебно-методическое пособие для врачей. ГИУВ МО РФ, М., 2006 г., — 55 с.

16.Куликов В.В., Кабалин А.П., Чернов О.Э., Ядчук В.Н., Квасовка В.В. и др. Военно-врачебная экспертиза в законодательных актах Российской Федерации // Пособие для врачей. ГВМУ МО РФ, ЦВВК МО РФ, ГИУВ МО РФ. М. — 2004. — 64 с.

17.Ядчук В.Н., Гукасов А.Ю., Пантелеев А.Я. Военно-врачебная экспертиза и социальная реабилитация военнослужащих. / Материалы 36 всемирного конгресса военной медицины. — С-Пб. 2005.- 31 с.