Нормы международного права

Курсовая работа

В настоящее время важным фактором развития казахстанского

законодательства служит анализ природы, особенностей, источников

международного права. Согласно широко распространенной точке зрения природа

международного права имеет согласительный характер, что означает особый

способ создания международно-правовых норм. Таким способом создания норм

является соглашение государств, в основе которого лежит согласование воль

сторон. Достижение подобного согласования нередко связано с компромиссом,

соразмерными уступками государств друг другу по определенным вопросам, что

позволяет заключить международный договор.

Следовательно, соглашение выступает как способ создания норм

международного права. Согласование позиций позволяет субъектам

международного права осуществлять взаимодействие на международной арене и

олицетворяет единство государств, заключивших международный договор, в

решении совместных проблем и задач. На согласительной основе проявляется

стремление субъектов международного права предпринимать коллективные меры

по разрешению международных кризисных ситуаций, создаются механизмы,

которые способствуют реализации взятых на себя государствами международных

обязательств. В условиях глобализации стоит общая задача выработки средств

управления глобальными процессами и развития международного права, а также

национальных правопорядков на основе незыблемости общепризнанных принципов

и норм международного права.

Особую роль среди общепризнанных принципов международного права играют

основные принципы международного права, имеющие императивный характер. Они

представляют собой основу современного международного права, существенным

образом влияющую на национальное законодательство. Любой международный

договор, противоречащий императивным нормам международного права, должен

признаваться международным сообществом государств недействительным с

момента его заключения. Недействительность международного договора

означает, что он не может рассматриваться в качестве источника

международного права. Следовательно, он не может применяться в

международных отношениях. Такой договор не может применяться и во

внутригосударственных отношениях. Что касается действительных международных

договоров, т.е. соответствующих императивным нормам международного права,

4 стр., 1663 слов

Практика ратификации международных договоров в мире и Российской Федерации

... и прекращения международных договоров; исследовать практику ратификации международных договоров в мире и Российской Федерации. Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы. При этом, ...

то они оказывают глубокое влияние на развитие законодательства государства.

В какой бы форме ни были зафиксированы международно-правовые нормы,

при определенных условиях они могут действовать непосредственно в сфере

внутригосударственных отношений или преломляться в национальном

законодательстве. Кроме того, такие нормы, нередко затрагивающие несколько

отраслей права, могут иметь комплексный характер. Таким образом,

непосредственное действие норм международного права в правовой системе

государства будет связано с непосредственным действием такого источника

международного права, как международный договор.

Характерной чертой современности является взаимодействие

международного права и внутригосударственного права. В этом плане важно

выявить новую роль международного права, которое ныне выступает общим

знаменателем для сравнения и оценки национального законодательства любого

государства.

Правовую систему и законодательство государства в настоящий период

нельзя рассматривать вне связи с другими национальными правовыми системами

и с международным правом.

В казахстанской юридической науке широко признано, что международное и

внутригосударственное право представляют собой самостоятельные нормативные

системы, находящиеся в постоянном взаимодействии между собой.

Самостоятельность указанных систем определяется объектом правового

регулирования, субъективным составом, методом принуждения и создания

правовых норм. Нормы международного права могут быть использованы при

регулировании отношений внутри государства, но это происходит исключительно

при помощи национального права.

Международное право не имеет действия в пределах государства. Для того

чтобы норма международного права приобрела юридическую силу в пределах

действия национального права, она должна приобрести силу национально-

правовой нормы. Но это может сделать только государство, издав

соответствующий национально-правовой акт.

Лишь немногие международно-правовые нормы являются самоисполняющимися,

т.е. такими, правила которых прямо непосредственно применяются в рамках

национально-правовой системы без издания имплементирующего их закона.

Самоисполняющиеся международно-правовые нормы являются составной частью не

только правовой системы республики Казахстан в целом, но и такой ее

составляющей, как системы законодательства.

Следовательно, международное право может регулировать

внутригосударственные отношения и поэтому применяться судебными органами

только в том случае, если государство с помощью национального права

санкционирует такое действие норм международного права. Государство тем

самым наделяет нормы международного права юридическим свойством

регулировать отношения между субъектами национального права. Данный процесс

происходит с целью согласования норм международного и

внутригосударственного права.

Цель и задачи курсовой работы. Целью курсовой работы является анализ

содержания общих принципов и норм международного права, раскрытие механизма

их действия в казахстанской правовой системе для обеспечения законности и

3 стр., 1441 слов

Понятие и кодификация права международных договоров

... (или универсальные) и местные. Общие многосторонние договоры - это договоры, которые касаются кодификации и прогрессивного развития международного права, или договоры, объект и цель которых представляют интерес для ...

правопорядка в Республике Казахстан.

Были поставлены и решены следующие задачи:

  • теоретический анализ понятия источников права;
  • выявление особенностей общих принципов и норм международного

права;

  • раскрыта сущность создания и действия норм международного права;
  • даны характеристики классификации норм международного права;
  • Объект и предмет курсовой работы. Объектом выступают формирование

системы норм международного права, структура и содержание норм

международного права.

Предмет — это специфика общих принципов и норм международного права,

механизм их реализации в основных отраслях публичного права, их роль в

обеспечении законности и правопорядка в РК.

Структура и объем работы. Структура и объем курсовой работы были

определены исходя, из целей и задач исследования. Курсовая работа состоит

из введения, двух глав, заключения, библиографии.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

1.1 Сущность и понятие норм международного права

В переводе с латинского языка норма означает правило, руководящее

начало, образец.

Под нормой международного права понимается правило поведения, которое

признается государствами и другими субъектами международного права в

качестве юридически обязательного.

Нормы международного права следует отличать от так называемых

обыкновений, или норм международной вежливости (международной морали),

которые субъекты международного права соблюдают во взаимных отношениях.

Однако если международно-правовые нормы — это юридически обязательные

правила поведения, то обыкновения, или нормы международной вежливости,

лишены качества юридически обязательных. Нарушение норм международного

права дает основание для международно-правовой ответственности, а нарушение

обыкновения такой ответственности не влечет. К нормам международной

вежливости относится, например, большинство правил дипломатического

этикета.

Содержание норм международного права составляют права и обязанности,

которыми наделяются государства и другие субъекты международного права.

Вступая в отношения между собой, субъекты международного права реализуют

свои права и соблюдают обязанности, устанавливаемые международно-правовыми

нормами.

Исходя из содержания международно-правовой нормы, субъект

международного права может судить как о своем возможном и должном

поведении, так и о возможном и должном поведении других субъектов

международного права. Тем самым международно-правовая норма упорядочивает

поведение участников международных отношений, то есть выполняет

регулирующую роль во взаимоотношениях субъектов международного права.

Урегулированные Международно-правовыми нормами международные отношения

приобретают характер международно-правовых. Вступая в те или иные

международно-правовые отношения, субъекты международного права тем самым

реализуют свои права и обязанности.

Ряд норм международного права называют принципами. Хотя это те же

4 стр., 1702 слов

Право международных договоров (3)

... называется депонированием ратификационных грамот. Депозитарий определяется государствами-участниками в самом договоре. Функции депозитария определяются Венской конвенцией о праве международных договоров и конкретными договорами. Основные его функции: хранение подлинного текста договора, ратификационных грамот и ...

международно-правовые нормы, но одни из них издавна назывались принципами,

другие стали называться так в силу своей значимости и роли в международно-

правовом регулировании. В то же время имеются отдельные принципы, которые

носят общий характер по сравнению с другими международно-правовыми нормами

и имеют наиважнейшее значение для международного сообщества в деле

поддержания международного правопорядка.

Среди принципов выделяются основные принципы международного права,

составляющие фундамент международного правопорядка. Нарушение государством

какого-либо основного принципа может рассматриваться международным

сообществом как посягательство на весь международный правопорядок. К

основным относятся принципы суверенного равенства, невмешательства во

внутренние дела, запрета применения силы или угрозы силой, соблюдения

международных обязательств, мирного разрешения международных споров и др.

Международные отношения характеризуются большим разнообразием, что

обусловливает и разнообразие международно-правовых норм. И все же можно

выделить группы и комплексы однородных международных отношений, что, в свою

очередь, обусловливает существование групп и комплексов однородных

международно-правовых норм, которые образуют институты и отрасли

международного права.

Под международно-правовым институтом понимается группа правовых норм,

которая регулирует однородные международные отношения, тесно связанные

между собой общим объектом таких отношений (например, институт

международной ответственности за правонарушения).

Правовые нормы и институты объединяются в отрасли международного

права. Объектом отрасли является весь комплекс однородных международных

отношений, например касающихся заключения международных договоров (право

международных договоров), связанных с функционированием международных

организаций (право международных организаций), и т. д. Некоторые отрасли

(например, международное морское право и дипломатическое право) существуют

с давних времен, другие (например, международное атомное право и

международное космическое право) возникли сравнительно недавно.

Выделение отраслей международного права обусловлено прежде всего

заинтересованностью международного сообщества государств в более

эффективном правовом регулировании соответствующего комплекса международных

отношений, а также появлением больших групп однородных правовых норм,

которые объективно связаны между собой общностью объекта регулирования.

Процесс, способы и формы создания норм международного права отличаются

от создания норм внутреннего права.

В международных отношениях нет каких-либо законодательных органов,

которые могли бы принимать правовые нормы без участия самих субъектов

системы международного права. Международно-правовые нормы создаются самими

субъектами международного права.

Единственным способом создания международно-правовых норм является

соглашение субъектов международного права. Только субъекты международного

права придают тем или иным правилам своего поведения качество юридической

обязательности.

Поскольку в международных отношениях нет каких-либо надгосударственных

11 стр., 5344 слов

Понятие международного экологического права. Международные экологические ...

... под угро­зой исчезновения и др. Современное международное экологическое право — фор­мирующаяся отрасль общего (публичного) международного пра­ва. Она представляет собой совокупность норм, направленных на регулирование межгосударственных и иных ...

органов принуждения, соблюдение и исполнение международно-правовых норм в

основном осуществляется субъектами этой системы права на добровольной

основе.

Соглашение субъектов международного права относительно международно-

правовых норм может быть явно выраженным или молчаливым. В первом случае

они носят наименование договорных норм, а во втором — норм обычного права

(обычаев).

В процессе участия в международном общении, постоянно вступая в

отношения друг с другом, субъекты международного права не только действуют

в соответствии с существующими нормами международного права, но и вносят

необходимые уточнения, дополнения и изменения в их содержание, а также

создают новые нормы. Таким образом, создание международно-правовых норм —

это непрерывный процесс.

Таким образом, нормы международного права — это обязательные правила

деятельности и взаимоотношений государств или иных субъектов. Для норм

международного права, так же как и для других правовых норм, характерно то,

что это правила поведения общего характера, рассчитанные на неоднократное

применение и обеспечиваемые в процессе реализации соответствующими

принудительными мерами. [1, с. 123]

Вместе с тем международно-правовые нормы обладают рядом особенностей,

позволяющих выделить их в отдельную правовую систему. Это: 1) предмет

регулирования — межгосударственные отношения и связанные с ними отношения

других субъектов; 2) порядок создания — согласование позиций государств и

(или) иных субъектов, 3) форма закрепления (существования) —

соответствующая согласительному характеру содержания правил поведения

(договор, обычай, акты международных конференций и международных

организаций); 4) обеспечение реализации норм, как правило, самими

государствами-создателями индивидуально или коллективно, в том числе

посредством созданных ими международных организаций и органов, при этом

особое значение имеют меры, содействующие добровольной реализации норм. [2,

с. 255]

Большинство международно-правовых норм создается в два этапа:

1) согласование воль субъектов международного права относительно

правила поведения;

2) дача субъектами международного права согласия на юридическую

обязательность согласованных правил поведения.

Иногда эти две стадии могут совпадать по времени, скажем, когда

международный договор вступает в силу в момент его подписания. В данном

случае подписание договора означает окончательное согласование текста

договора (правила поведения) и одновременно придание согласованному тексту

силы международной договорной нормы. [3, с. 123]

Отсутствие в международном правиле поведения юридической

обязательности позволяет говорить о наличии лишь первого этапа создания

международно-правовой нормы. [3, с. 124]

Вместе с тем существуют международно-правовые нормы, которые создаются

в три этапа. Речь идет о так называемых императивных нормах (нормах jus

cogens).

[4, с. 92]

В отличие от внутригосударственного права императивность международно-

правовой нормы означает, что она принимается и признается мировым

5 стр., 2212 слов

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ЧАСТНОМУ ПРАВУ

... БЕК, 2002 г. 5. Ануфриева Л.П. Соотношение международного публичного и международного частного права. М.: Спарк, 2002 г. 6. Международное частное право. 2-е изд. переработанное Ануфриевой Л.П., под. ред. ... 2002 г. № 131 "О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения" // СЗ РФ. 2002. № 9. Ст. ...

сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо

и которая может быть изменена только последующей нормой общего

международного права, носящей такой же характер (ст. 53 Венской конвенции

о праве международных договоров 1969 г.).

Императивные нормы имеют большую

по сравнению с другими международно-правовыми нормами, юридическую силу;

  • все вновь принимаемые международные нормы должны им соответствовать. [5, с.

321]

Процесс создания императивной нормы выглядит следующим образом:

1) согласование воль субъектов международного права относительно

правила поведения;

2) согласование воль этих субъектов относительно придания данному

правилу поведения высшей юридической силы в данной правовой системе;

3) дача субъектами международного права согласия на юридическую

обязательность согласованного правила поведения.

Императивные нормы международного права образуют каркас, своего рода

конституцию в международно-правовой системе и обеспечивают ее внутреннюю

согласованность и непротиворечивость. Императивными нормами являются

основные принципы международного права, некоторые положения Устава ООН и

другие нормы, отступление от которых в международных отношениях

недопустимо. [5, с. 326]

Юридический словарь-справочник определяет норму международного права

как юридически обязательное правило поведения государств и других

субъектов международного права в их международных отношениях [6, c. 187].

И. И. Лукашук дает понятие нормы как созданного соглашением субъектов

формально определенного правила, устанавливающего для них права,

обязанности и обеспечиваемого юридическим механизмом [7, c. 113].

Российский ученый А. Н. Талалаев утверждал: Международно-правовая норма —

это выраженное в особой форме обязательное правило взаимоотношений

государств и других субъектов международного права (локальное или

общеобязательное) различной степени общности, являющееся результатом

согласования воль различных государств и обеспечиваемое в случае

необходимости государственным принуждением индивидуально или коллективно

[8, c. 132].

На основании указанных определений можно выделить следующие признаки

международно-правовой нормы: общий характер, формальная определенность,

юридическая обязательность, действие через права и обязанности, которые

являются результатом согласования воль государств.

1.2 Структура норм международного права

В общей теории права признано, что нормы права с точки зрения логико-

юридического подхода имеют трехчленную структуру (гипотеза, диспозиция,

санкция).

В правовой норме содержится прежде всего указание на условие, при

котором норма подлежит применению, затем изложение самого правила

поведения, наконец, указание на последствия невыполнения этого правила.

Специфика международных отношений заключается в том, что субъекты

23 стр., 11477 слов

Реализация прав человека в социально-правовом государстве

... для курсовой работы. Как я уже говорил, права могут достойно существовать только в правовом, демократическом государстве, да и цель этого государства состоит в том, чтобы обеспечить человека правами, формируя ... нормы. 2. Если концепция правового государства является ценностной, то каков этический дискурс, в котором она формулируется. 3. Является ли ценность правового государства этически первичной в ...

международного права сами выполняют роль гаранта принятых норм. Меры

ответственности и санкции в международном праве отделены от самих правил

поведения. Государства и другие субъекты международного права чаще всего

сами выбирают меры принуждения из числа допускаемых международным правом по

отношению к правонарушителям. Поэтому в отличие от внутригосударственного

права международные правовые нормы состоят обычно из двух элементов —

гипотезы и диспозиции. [9, с. 174]

Гипотеза международно-правовой нормы содержит описание условий, при

наличии которых применяется правило поведения. Согласно, например, ст. 1

Конвенции о правах ребенка 1989 г. ребенком является каждое человеческое

существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к

данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. [10, с. 175]

Диспозиция нормы международного права указывает на само правило

поведения субъекта международного правоотношения. Так, ст. 2

Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и

политических правах 1966 г. устанавливает: лица, утверждающие, что какое-

либо из их прав, перечисленных в Пакте, нарушено, и исчерпавшие все

внутренние средства правовой защиты (гипотеза), могут представить в Комитет

по правам человека письменное заявление об этом (диспозиция).

Иногда международные нормы состоят лишь из одной диспозиции. Так, ст.

3 Соглашения СНГ о помощи беженцам и вынужденным переселенцам 1993 г.

определяет, что статус беженца и вынужденного переселенца подтверждается

выдачей соответствующего документа.

Санкция как элемент международно-правовой нормы встречается редко.

Международные нормы содержат санкции главным образом применительно к

правоотношениям частного характера. Например, на основании ст. 36 Конвенция

ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. продавец несет

ответственность по договору и по Конвенции за любое несоответствие товара,

которое существует в момент перехода риска на покупателя, даже если это

несоответствие становится очевидным только позднее. Статья 4 Конвенции ООН

о морской перевозке грузов 1978 г. устанавливает ответственность

перевозчика за груз.

Элемент правовой нормы (или ее часть) — это часть ее формулировки,

словесного выражения, отражающая часть содержания конкретной нормы (С.В.

Черниченко).

Без словесного выражения норма не существует, но это выражение

может изменяться путем замены, совершенствования.

В международных нормативных актах, в отличие от многих

внутригосударственных, формулируются, как правило, только гипотезы и

диспозиции международно-правовых норм. В лучшем случае говорится о том, что

стороны несут ответственность за невыполнение соответствующих положений

договора. Санкции же относятся к области международного обычая, причем для

международно-правовых норм характерны абсолютно неопределенные санкции.

Это, однако, не должно восприниматься как отсутствие санкций в международно-

4 стр., 1754 слов

Права человека и правовое государство

... государства. Однако в них неизменно включаются признание прав человека, господство права, разделение властей. Б. Кистяковский отмечал, что главное и самое существенное содержание права составляет свобода и право ... влиянием настоятельной практической необходимости, государство постоянно расширяло свои ведомства". Также и "Северная Америка не может служить ни нормой, ни доказательством в пользу ...

правовых нормах вообще. В противном случае данная норма перестала бы иметь

правовой характер. Поэтому санкцию практически любой международно-правовой

нормы можно сформулировать исходя из принципа добросовестного выполнения

международных обязательств: нарушение соответствующих предписаний и

запретов влечет за собой ответственность нарушителя (конкретного субъекта

международного права), мера и средства реализации которой определяются на

основе международного соглашения.

Заинтересованные участники межгосударственных отношений могут

определить в соглашении меру ответственности одного из них или друг друга

либо договориться о рассмотрении этого вопроса в международном арбитраже

или суде. Международное соглашение может быть достигнуто и относительно

меры ответственности третьей стороны либо применения тех или иных мер

принуждения для осуществления такой меры ответственности (например,

Киотский климатический протокол 1997 г.).

Вопрос о мере ответственности

может быть решен и в рамках международной организации.

Что касается соглашений, устанавливающих меру ответственности, то они

заключаются уже после нарушения нормы международного права, представляя

собой этап в реализации той неопределенной санкции, которая была

сформулирована выше, и стадию реализации возникшей ответственности.

Создатели международно-правовых норм и те, кто их применяет, как

правило, одни и те же лица, причем в основе создания норм международного

права, как и в основе определения конкретных мер ответственности в случае

их нарушения (а это один из вариантов их применения), лежит соглашение

между их создателями. Поэтому несущественно, предусмотрены ли заранее те

или иные меры ответственности в случае нарушения международно-правовых норм

(в виде абсолютно или относительно определенных санкций таких норм) или же

меры ответственности должны быть установлены специальным соглашением после

совершения нарушения (если санкции носят неопределенный характер).

Рассматривая структуру международно-правовых норм, нельзя не упомянуть о

таких правовых явлениях, как дефиниции, фикции, презумпции и преюдиции.

В.М. Горшенев называет их нетипичными нормативными предписаниями, так как

они не имеют полного «набора» структурных элементов. Эти явления

встречаются и в международном праве. Для презумпций, преюдиций и фикций в

большей степени характерны определенные допущения некоторых обстоятельств;

для дефиниций — упрощение действительности, сведение ее к определенным

признакам или обстоятельствам, признаваемым имеющими юридическое значение.

[11, с. 204]

Нормы международного права не всегда находятся на одном уровне с точки

зрения их юридической силы. Этот уровень не зависит от формы закрепления

правил поведения. И договорные нормы, независимо от наименования договоров,

и обычные, и нормы, содержащиеся в актах международных организаций и актах

международных конференций, — все они обладают одинаковой юридической силой,

если лежащее в их основе соглашение государств (или иных субъектов)

4 стр., 1760 слов

Право международных организаций и конференций

... норм права, международных организаций. «Внешнее право» международных организаций обозначает арсенал правовых средств, с помощью которых международные организации обеспечивают свой статус в конкретных условиях их местопребывания, свои связи с государствами ... любой организации является заключение международного договора . Это предполагает созыв международной конференции для выработки и принятия ...

выражает равнозначные интересы и потребности.

Когда соглашение базируется на общих интересах и потребностях всех или

подавляющего большинства государств либо когда это касается особо важного

предмета регулирования, государства в результате взаимной договоренности

придают соответствующим нормам особое юридическое значение.

Относительно юридической силы такого важнейшего универсального

договора, как Устав ООН, в ст. 103 Устава сказано:

«В том случае, когда обязательства членов Организации по настоящему

Уставу окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому

международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по

настоящему Уставу».

Локальные нормы в принципе должны соответствовать универсальным.

Однако это не значит, что локальная норма должна быть точной копией

универсальной. В таком случае в локальных нормах не было бы смысла, так как

они не позволяли бы учесть условия конкретных государств (региональную и

иную специфику).

Вопрос о пределах отступления должен решаться в

зависимости от содержания норм. Правило о преимуществе специального закона

перед общим применимо и к международно-правовым нормам. Вместе с тем

специализация не должна затрагивать права и интересы других государств —

участников универсального договора, противоречить его цели, т. е. приводить

к несовместимости локального и универсального договоров.

Недопустимо, например, заключение двустороннего договора об оказании

помощи какому-либо третьему государству в производстве ядерного оружия,

поскольку это запрещено Договором о нераспространении ядерного оружия 1968

г., и такое отступление является нарушением Договора. [9, с. 170]

Другой пример. Согласно Венской конвенции о консульских сношениях 1963

г., консульское должностное лицо может быть подвергнуто задержанию или

аресту в случае преследования за совершение тяжкого преступления или

исполнения вступившего в законную силу приговора суда (п. 1 ст. 43).

В

двусторонних консульских соглашениях закрепляется либо это положение в

неизменном виде, либо иное, например, полное освобождение консульских

должностных лиц от уголовной юрисдикции государства пребывания. Иное, чем в

Венской конвенции о консульских сношениях, регулирование касается

двусторонних отношений и не затрагивает интересы других государств-

участников. [9, с. 176]

Среди локальных норм можно выделить нормы, обладающие преимущественной

силой по отношению к другим локальным нормам. Это нормы, которые регулируют

наиболее важные стороны международной жизни нескольких (или даже двух)

государств, определяют основные направления их взаимоотношений, а потому

последующие нормы должны создаваться на их основе и им соответствовать.

Так, в ст. 16 Договора об основах межгосударственных отношений между РСФСР

и Литовской Республикой от 29 июля 1991 г. предусматривается, что Стороны

«будут заключать дополнительные соглашения на основе принципов,

сформулированных в настоящем Договоре». Согласно ст. 8 Договора о

коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. «государства-участники

обязуются не заключать международные соглашения, несовместимые с настоящим

Договором».[9, с. 178]

Таким образом, иерархия норм международного права не означает, будто

одни нормы обязательны, а другие — нет. Подчиненность — это не что иное,

как совместимость одних норм с другими. В частности, требование

соответствия локальных норм универсальным нормам международного права

отражает необходимость согласования интересов нескольких государств с

интересами сообщества государств, что способствует укреплению

международного правопорядка.

1.3 Создание и действие норм международного права

Нормообразование в международном праве началось с формирования

обычаев. Международно-правовой обычай — это сложившееся в международной

практике правило поведения, за которым субъекты международного права

признают юридически обязательный характер. Особенность обычной нормы

состоит в том, что она не оформлена в виде юридического документа с четкой

словесной формулировкой правила.

Формулирование обычных норм в виде писаных правил, объединенных в

международном договоре, и систематизация норм называются кодификацией.

Так, Комиссия международного права ООН кодифицировала нормы

международного обычного права, относящиеся к дипломатическому праву, праву

международных договоров и др. в форме соответствующих международных

конвенций.

В связи с бурным развитием и усложнением международных отношений, под

влиянием научно-технического прогресса и других факторов становление

обычных норм не успевает за потребностями международно-правового

регулирования возникающих проблем межгосударственных отношений. Поэтому

международное сообщество не может ограничиться кодификационной

деятельностью, и, согласно Уставу ООН, эта Организация наделена функцией не

только кодификации, но и прогрессивного развития международного права (п.

1а ст. 13 Устава ООН), то есть формулирования новых правил поведения, не

установившихся в качестве обычая, но необходимых для упорядоченных

международных отношений (например, порядок участия государств в

деятельности по исследованию и использованию космического пространства).

От обычных норм следует отличать международные обыкновения. Это —

международная практика, за которой не признается характера юридически

обязательной нормы, но которой государства следуют в порядке взаимной

вежливости (например, определенный церемониал при обмене визитами глав

государств).

Хотя обычай продолжает занимать в международных отношениях

значительное место, международное право все больше становится договорным

правом. Заключение договоров — это сегодня основной способ нормообразования

в системе международного права.

В последние годы развивается концепция возникновения мягкого права.

Досымбеков Д. в своей статье относит к мягкому праву международные акты,

не имеющие характера договора, но обладающие большой морально-политической

силой (различные резолюции, декларации, программы действий и т.п.).

[12,

с. 19] Такая оценка соответствующих актов чревата определенным

субъективизмом. В зависимости от обстоятельств то или иное государство

может истолковывать какое-либо положение международного документа либо в

качестве нормы мягкого права, либо как рекомендацию. — отмечает Ахметов

А.А. [13, с. 31]

В сфере международных отношений отсутствуют специальные

нормотворческие органы. Нормы международного права создаются самими

субъектами, прежде всего государствами Создание норм международного права

представляет процесс согласования воль (позиций) государств, включающий две

стадии: 1) достижение согласия относительно содержания правила поведения;

2) взаимообусловленное волеизъявление государств относительно признания

правила поведения обязательным.

Метод функционирования — это совокупность принципов, способов,

средств, характерных для реализации международно-правовых норм.

По мере усложнения решаемых международным правом задач усложняются и

элементы метода функционирования.

Общий метод функционирования охватывает пять особых методов:

1) политико-правовой метод — нормы международного права осуществляются

субъектами с помощью политических средств;

2) морально-правовой метод — использование механизма действия морали

для реализации норм международного права; главное здесь — в мобилизации

нравственных средств во имя обеспечения добросовестного выполнения норм

международного права;

3) идейно-правовой метод — воздействие на международные отношения

через идеологию, упрочение позиций международно-правового сознания,

разъяснение целей, принципов и норм, создание убежденности в необходимости

их осуществления;

4) организационно-правовой метод — принятие организационных мер по

реализации норм международного права как внутри государств, так и в

международных отношениях;

5) специально-правовой метод — применение специфических правовых

средств воздействия на международные отношения. Этот метод и является сутью

международно-правового регулирования. [14, с. 44]

Нормы международного права действуют, используя разные методы и их

сочетания. Так, в силу своего основополагающего характера основные принципы

действуют не только как правовые, но и как политические и моральные.

Сочетание этих методов неодинаково. Принцип неприменения силы отличается

большим применением политико-правового метода. Принцип сотрудничества

реализуется в основном с помощью политических и моральных средств. А вот

для принципа добросовестного выполнения обязательств на первом месте стоит

правовой метод. Если уровень законности в международных отношениях

достаточно высок, то растет роль правового метода, если низок —

политического.

Остановимся на специально-правовом методе, или методе международно-

правового регулирования. Главное состоит в том, что он является методом

саморегулирования, самоуправления суверенных государств, поэтому носит

координационный, а не субординационный характер. Вместе с тем нельзя не

обратить внимания на то, что в международном праве нарастают элементы

субординационного регулирования. Есть они, например, в деятельности Совета

Безопасности ООН, Международного Суда ООН, специализированных учреждений

ООН, не говоря уже о наднациональных органах ЕС.

Особо отметим тот факт, что общеобязательные нормы общего международного

права принимаются международным сообществом в целом. Возможность отказаться

от них у отдельного государства ограниченна.

Как уже отмечалось, действие механизма международно-правового регулирования

носит властный характер. Это дает основания говорить о координационно-

властном характере метода функционирования международного права.

Главные элементы этого метода:

  • определение круга субъектов и их правового статуса;
  • установление границ регулируемых отношений, сферы действия

международного права;

  • создание юридических норм, порождающих для субъектов права и

обязанности, т.е. международно-правовые отношения;

  • установление мер правовой защиты, юридических средств обеспечения

выполнения норм международного права.

Теперь коротко об организационно-правовом методе. Как известно,

международное право складывалось в отсутствие международных институтов,

призванных обеспечить его функционирование. Ссылаясь на это, многие

отрицали юридический характер международного права, называя его либо

внешнегосударственным правом, либо позитивной моралью. По мере роста роли и

задач международного права подобное положение становилось все менее

терпимым. Поэтому государства стали уделять внимание тому, чтобы исправить

его путем упрочения организационной основы функционирования международного

права.

Организационно-правовой метод имеет два аспекта: внутренний и

международный.

По мере развития международного права возрастает значение внутреннего

аспекта. Международное сотрудничество затрагивает все более значительные

сферы национальных систем. Растут объем и сложность международных

обязательств, в их реализацию вовлекается широкий круг государственных

органов, организаций и даже физических и юридических лиц. Вся эта

деятельность регулируется внутренним правом. В последнем растет число

актов, посвященных выполнению международных обязательств.

Теперь о международном аспекте организационно-правового метода. Он в

определенной мере всегда был присущ международно-правовому регулированию.

Формы взаимодействия государств одновременно были и организационными

формами функционирования международного права. Главное место занимали

переговоры, консультации, совещания.

В наше время функционирование международного права требует достаточно

развитой организационной базы. В договоры включаются все более

обстоятельные положения о порядке их осуществления. Широкое распространение

получили различные органы, призванные содействовать реализации договоров.

Наиболее распространены смешанные комиссии, полномочия которых расширяются.

Появляются новые организационные формы. Так, страны СНГ заключили в 1992 г.

специальное Соглашение об информационном обеспечении выполнения

многосторонних соглашений.

Самый ощутимый вклад в организационную базу функционирования

международного права внесло создание развитой системы международных

организаций. Функционирование международного права становится коллективным,

опирается на сотрудничество широкого круга государств. Одна из функций

международных организаций — содействовать осуществлению норм международного

права.

Устав ООН в качестве одной из главных задач Организации указал

создание условий, обеспечивающих уважение обязательств по международному

праву. Значение этой функции не раз подчеркивалось Генеральной Ассамблеей

ООН: Поощрение развития международного права и поощрение его соблюдения

являются существенными функциями Организации Объединенных Наций. Этот

момент подчеркивается и в доктрине.

Способы содействия функционированию международного права со стороны

организаций многообразны. Сам процесс обсуждения и принятия резолюций

содействует формированию международно-правового сознания, координирует

позиции государств. Резолюции конкретизируют нормы и служат их реализации.

Общеизвестна роль резолюций в толковании и прогрессивном развитии

содержания норм международного права.

Резолюции дают оценки поведению государств с точки зрения соответствия

международному праву и тем самым легитимизируют или делегитимизируют это

поведение.

В заключение подчеркнем основные пути содействия организаций

функционированию международного права:

  • организация сотрудничества государств в целях обеспечения должного

уровня функционирования международного права;

  • создание благоприятной морально-политической атмосферы для

функционирования международного права;

  • оказание конкретного содействия такому функционированию вплоть до

применения санкций к правонарушителю;

  • совершенствование механизма функционирования международного права.

2. ОСОБЕННОСТИ КЛАССИФИКАЦИИ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО

ПРАВА

2.1 Виды норм международного права

Международно-правовые нормы неоднородны по содержанию и форме. Их

можно классифицировать по различным основаниям.

По форме нормы международного права делятся на два вида: документально

закрепленные и существующие без фиксации в каком-либо правовом документе

(акте).

Документально закрепленные нормы представляют собой установленные и

зафиксированные (словесно оформленные) в определенном акте правила. К ним

относятся договорные нормы и нормы, содержащиеся в актах международных

конференций и международных организаций. Различие между этими нормами

обусловлено различием между правовыми нормативными актами, их фиксирующими.

Договор-акт, исходящий от государств-участников, распространяет свое

действие на каждое участвующее в нем государство. Права и обязанности по

договору адресуются как бы от одного государства другому.

Акты международной конференции или организации и закрепленные в них

права и обязанности исходят от коллективного органа (общего собрания)

государств, но распространяют свое действие на каждое государство-участника

в отдельности. Воля государств, воплощенная в нормах этих актов, в большей

мере, чем в договоре, утрачивает свою персонифицированность.

И переговорно-договорная процедура создания норм, и сами правовые акты

(документы) наилучшим образом отвечают современному характеру развития

международных отношений.

К нормам, документально не закрепленным, относятся обычные

международно-правовые нормы. Они формируются и подтверждаются (признаются

обязательными) практикой субъектов и существуют в практике. Словесное

выражение они обретают в правоприменительных актах — решениях судебных,

арбитражных и других правоприменительных органов, в заявлениях и нотах

государств, в резолюциях международных организаций.

Они могут стать договорными в результате кодификации. Однако если Не

все участники обычной нормы присоединились к кодифицирующему договору, то

одна и та же норма может быть для одних государств (участников договора)

договорной, а для других оставаться обычной (например, положения Венской

конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. или Венской конвенции о праве

международных договоров 1969 г. для не-участвующих государств сохраняют

силу обычных норм).

Возможна и иная ситуация: правило поведения, документально

зафиксированное, признается в качестве обязательного не в форме явно

выраженного на то согласия, а посредством практических действий, т. е.

обычным путем (например, признание положений договора обязательными не

участвующими в нем государствами или действие в соответствии с положениями

актов международных организаций или конференций, которые принимались как